|
Требования к потенциальному руководителю проектаСамый лучший управляющий тот, у которого хватает здравого смысла, чтобы подобрать нужных людей для исполнения того, что ему нужно, достаточно сдержанности, чтобы на это время не вмешиваться в их дела. Дж. Стауб, профессор
К сожалению, автору не встречались четко прописанные практические требования к потенциальному руководителю проекта ни в литературе, ни в конкретных компаниях. Если проект небольшой и не очень рискованный, эти требования мягкие и эту позицию может занять даже менее опытный менеджер. Однако для серьезных и значимых бизнес-проектов определенные критерии все-таки нужно предложить. Их можно условно подразделить на жесткие и мягкие. К жестким критериям относятся следующие: наличие опыта и знаний управленческой работы (желательно в различных отраслях и не менее нескольких лет); высшее экономическое или техническое образование; знание менеджмента в его современном понимании; навыки управления проектами (основанные как на практике, так и на теоретических знаниях); опыт работы в профильной области (хотя это может быть и не обязательным); лояльность к проекту (сформированная правильными мотивационными предложениями). К мягким можно отнести: наличие лидерских качеств, отсутствие конфликтов по отношению к команде проекта, наличие знаний и навыков в использовании программного продукта по управлению проектами. Часто на эту роль выбирают технически квалифицированного человека, функционального специалиста в предметной области, не думая о его управленческой компетенции. Такие люди стремятся больше думать о предметной области проекта (поскольку в этом они разбираются лучше), нежели об одновременной административной деятельности и о выполнении проекта в срок и в рамках сметы. Иначе говоря, потенциальный руководитель должен вызывать доверие как в техническом, так и в административном аспектах. Кандидат на роль руководителя проекта должен быть положительно мотивирован и добровольно согласен принять на себя эту ответственность. Чтобы быть хорошим руководителем проекта, нужно испытывать потребность и желание стать им. Приведем дополнительно несколько полезных практических советов: • Лучше, чтобы это был кандидат с широкими (межфункциональными или междисциплинарными) взглядами на деятельность компании и бизнес. • Лучше, чтобы он не являлся представителем так называемых «советских» стандартов управления в целом и управления проектами в частности. • Желательно наличие универсального (политехнического) образования, разнообразного опыта работы (в мире существуют рекомендации менять место работы каждые несколько лет, однако это вряд ли применимо в российских условиях, где, как правило, рекрутинг делается на семейных или родственных связях). • Желателен не очень большой возраст кандидата (до 40-45 лет). • Если проекты будут использовать международные стандарты или регламенты (ISO, PMBoK и др.), то очень важным является знание английского языка. • Кандидат должен иметь опыт управления успешными проектами. • Кандидат должен быть настроен на дальнейший карьерный рост и оптимизм (и желательно в проектной среде). • Кандидат обязан быть способным управлять в условиях резко меняющейся обстановки (быстрое принятие решений, энергетика, умение вести переговоры и убеждать, харизма, способность выдерживать стрессы и рисковать). • Кандидату нужно иметь определенные навыки политика, дипломата и психолога. • Потенциальный руководитель проекта должен обладать способностью оказывать влияние на людей, умением воздействовать, а не приказывать. К сожалению, в нашей стране не существует возможности получить специальность «Руководитель проекта», закончив высшее учебное заведение, хотя за рубежом таких программ довольно много, существуют даже программы МВА по управлению проектами. Довольно трудно у нас и найти уже готового кандидата на рынке труда. Если вам это удалось, то за такого кандидата надо держаться обеими руками. Для постоянного и своевременного обеспечения управления проектами в компаниях должен поддерживаться резерв потенциальных кандидатов на позицию руководителей проекта. За создание и поддержание такого резерва могут отвечать службы персонала, отдел развития, службы управления проектами. При таком подходе резерв руководителей проекта рассматривается как потенциальный ресурс, который может быть выделен начальством для управления проектами. Полезно создание атмосферы внутренней конкуренции, когда более важный и интересный проект достается более грамотному и успешно показавшему себя руководителю проекта. Компании необходимо регулярно проводить диагностику своих сотрудников, и те, кто вполне соответствует потенциальной роли руководителя проекта, должны быть включены в золотой фонд компании. Из практики Автор консультировал одну из компаний, где жизненный цикл проекта был разделен на две части. Маркетинговый отдел на основании мониторинга рынка выдавал идеи, которые тут же апробировались техническим отделом (моделирование потенциального продукта, экспертиза). В результате технический отдел передавал прототип предлагаемого технического решения продукта в производство. Разработка прототипа возглавлялась одним руководителем проекта, производство - другим. Естественно, на этапе передачи промежуточного результата возникало много проблем. Маркетинг и технический отдел не очень думали о предстоящем производстве, производство ругало первых, пытаясь создать предложенный техническим отделом продукт. Решением проблемы был бы единый руководитель проекта, отвечающий и координирующий проект от маркетинга до производства. В другой компании руководителем проекта был назначен квалифицированный сотрудник, имеющий богатый опыт управления людьми, горячо болеющий за дело и готовый рисковать даже собственным благополучием ради проекта. Весь информационный обмен проекта был построен на использовании программного продукта «MS Project». А этот руководитель принципиально не использовал никакого программного обеспечения, включая даже «MS Office». Стали возникать проблемы передачи и трактовки информации. Многочисленные попытки мотивировать руководителя на использование компьютера наталкивались на неудачу. По-видимому, он принципиально не мог использовать никакой программный продукт. Решением проблемы стало введение позиции помощника руководителя проекта, на которую была назначена молодая сотрудница, легко овладевшая «MSt Project». Несмотря на то, что несколько проблем снялось, все равно эффективность такого управления была низка. При поиске возможного кандидата часто возникает резонный вопрос, какой кандидат лучше: «свой», приглашенный из сотрудников компании, или привлеченный извне, т. е. «чужой». Однозначного ответа или совета тут быть не может. Все зависит и от проекта, и от сложившейся практики управления, и от опыта руководителей. В табл. 2.3 приведены основные плюсы и минусы обеих ситуаций. Наиболее часто компании предпочитают использовать собственные ресурсы, ссылаясь на отсутствие потенциальных кандидатов на рынке труда и желание сохранить коммерческую тайну, хотя на самом деле предпочитают экономить и не вкладывать много ресурсов и усилий. В результате это отражается на проекте, приводя к снижению его эффективности, перерасходу или срыву сроков сдачи результата. Еще раз повторимся, жестких правил здесь нет. Возможен лишь совет - взглянуть на дело комплексно и в первую очередь думать об интересах проекта. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|