|
Заинтересованные лица проектаУспех или неудачу любого проекта определяют не только его непосредственные участники, но и ряд внешних по отношению к проекту сторон, которые непосредственно не работают в проекте, но либо они проявляют к нему какой-нибудь интерес, либо на их интересы могут повлиять результаты исполнения или завершения проекта. И вышеперечисленные прямые участники, и эти дополнительные стороны вместе называются заинтересованными лицами проекта, или стейкхолдерами (stakeholders), потому что все они имеют определенный интерес к проекту. Заинтересованных лиц всегда больше, чем участников, так как участники — это подмножество множества заинтересованных лиц. Например, заинтересованным лицом проекта может быть администрация района, где осуществляет деятельность проектная команда, но она может не быть участником проекта. В то же время любой член команды - это и участник, и заинтересованное лицо проекта одновременно.
Таблица 2.1. Шаблон перечня участников проекта
Заинтересованными лицами могут быть: • внутренние (фактически участники) - инициатор проекта, заказчик и будущие пользователи результата проекта, инвестор, головная материнская организация, руководитель и команда проекта (и даже члены их семей), поставщики, подрядчики и др.; • внешние - общественность, опосредованно вовлеченная в проект, органы власти, средства массовой информации, конкуренты, потребительские сообщества и т. д. Инициатор проекта хочет его успеха, будущие пользователи - качественного результата проекта для его использования в течение долгого времени и по низкой цене, заказчик - создания результата/продукта проекта в рамках уже запланированного бюджета и времени, инвестор - намеченной прибыли в согласованные сроки, общественность - соблюдения ее интересов, например в охране окружающей среды. Позитивный интерес к проекту увеличивает его эффективность, общественную значимость, снижает часть рисков, поэтому его, очевидно, необходимо усиливать. В то же время негативный интерес повышает риски проекта, и это надо минимизировать. И те и другие мероприятия требуют затрат времени, усилий, финансовых ресурсов и должны быть запланированы в проекте. Например, руководство материнской организации проекта заинтересовано в минимизации использования ее сотрудников в конкретном проекте при одновременном повышении его эффективности, и работа по учету такого интереса может заключаться в очень четком и полном планировании всего времени использования сотрудников, получении договоренности с их функциональными руководителями, регулярном оповещении отдела кадров и приме-нении информационной системы. Эти действия требуют ресурсов и должны быть запланированы. Минимизация «негативного интереса» общественности, живущей по соседству со строительством нового дома, сводится к проведению открытых общественных слушаний или публичных пропагандистских акций, таких как персональные разъяснения, подарки, оплата социальных программ и даже наем представителей этой заинтересованной стороны на строительные работы, что требует дополнительного времени и затрат и потому должно быть учтено в плане и смете проекта. Готовясь к управлению заинтересованными лицами, задайте себе простые вопросы. • От кого зависит проект? Кто выражает тот или иной интерес к нему? Какой у них статус или положение? • Как эти люди или организации относятся к проекту? Какое влияние они могут оказать на проект? В чьем сотрудничестве вы нуждаетесь? • Чье согласие или одобрение вам необходимо? • Кто будет препятствовать выполнению проекта? • Что они ценят? Как можно ими управлять? Необходимо максимально идентифицировать всех заинтересованных лиц проекта, однако основное внимание должно быть направлено на влияние ключевых, значимых фигур и организаций. Если кто-то будет забыт, то проект получит дополнительные риски или снизит свою эффективность. Такие списки лучше составлять вместе с командой проекта. Число ее членов в 7-10 человек позволяет воспользоваться одной из методик социометрии, известной как «карточки Кроуфорда» (The Crawford Slip). Каждому участнику мини-исследования раздается по 10 карточек. Ведущий формулирует вопрос: «Назовите самое важное для проекта заинтересованное лицо». Все респонденты должны записать наиболее, по их мнению, подходящую кандидатуру. При этом не должно происходить никакого обмена мнениями. Ведущий делает небольшую паузу, после чего вопрос повторяется. Участник не может называть одну и ту же персону несколько раз. После того как вопрос прозвучит 10 раз, в распоряжении ведущего появятся от 70 до 90 карточек с ответами. Если группа подобрана хорошо (в том смысле, что в нее входят люди с различными точками зрения), вероятность того, что участники эксперимента укажут большинство заинтересованных лиц, весьма высока. Остается составить список названных персон и раздать его участникам для внесения изменений и дополнений. После идентификации заинтересованных лиц с помощью данной методики или простым перечислением нужно провести следующие действия: • определить природу их интересов или влияния на проект; • определить группы лиц, чьи интересы могут быть видоизменены или упрощены, и перечень мероприятий, позволяющих это сделать; • определить группы лиц, чьи интересы должны быть учтены (без возможности видоизменения или упрощения); • определить «знак» влияния последних групп; • оценить необходимые действия по обеспечению усиления «позитивных» интересов и минимизации «негативных» и их затратность для бюджета проекта; • определить и запланировать эти действия; • осуществить и проконтролировать эти действия; • проводить постоянный мониторинг всех заинтересованных лиц и получать обратную связь. Все это входит в состав управления заинтересованными лицами и является неотъемлемой частью управления проектом. Идеально, если этим будет заниматься специальный сотрудник, обладающий вдобавок и навыками лоббирования и управления человеческими ресурсами. Однако на практике это происходит редко, и эти функции берет на себя либо руководитель проекта, либо, в больших проектах, - риск-менеджер. Полезно использование следующей таблицы (табл. 2.2).
Таблица 2.2. Перечень заинтересованных лиц проекта
Из практики Внедряя проектные методы управления в одной из компаний, автор столкнулся с активным противодействием этому процессу одного из топ-менеджеров. После детального изучения природы этого противодействия (негативный интерес проявлялся в агрессивных выступлениях, спорах, непринятии точек зрения) было предпринято короткое интенсивное персональное обучение этого сотрудника основам проектного управления и приобретена небольшая библиотека книг по этому вопросу. В результате сопротивление было снижено и процесс внедрения ускорился.
В другом проекте, который относился к строительной сфере, на решение вопроса о землеотводе было отпущено обычное время, но в случае его ускорения проект получал дополнительные конкурентные преимущества. Простой анализ заинтересованных лиц проекта выявил возможность ускорения решения через его лоббирование высокопоставленным чиновником, проживающем неподалеку и заинтересованном в благоустройстве места и введении в эксплуатацию современного торгового центра.
Руководитель проекта
Чем более безвыходной является ситуация, тем более оптимистичным является тот, кто находится в этой ситуации. Г. Керцнер
После того, как принято положительное решение по запуску нового проекта, должен быть определен ответственный за его дальнейшее осуществление и за организацию всей работы. Образно говоря, к запускаемому проекту надо приделать «голову и ноги». Как уже упоминалось, в литературе и на практике встречаются разные названия этой позиции: руководитель, менеджер, координатор, начальник, директор проекта, ответственный за проект, управляющий проектом и даже прожект-менеджер, хотя последнее явно не украшает русский язык. В названиях позиций иногда присутствуют определенные нюансы, например, руководитель проекта - должность более постоянная и, можно сказать, более жесткая и долговременная, чем координатор проекта, хотя в целом разница невелика. Автору кажется, что, вводя эту должность в российских компаниях, о правильном названии практически не задумываются. В дальнейшем (за исключением некоторых замечаний) мы будем использовать самое нейтральное определение — «руководитель проекта». Выражаясь формальным языком, руководитель проекта — это физическое лицо, которого заказчик или инвестор наделяет полномочиями по руководству работами проекта на всех фазах его жизненного цикла, а также по руководству всеми процессами, включая контроль и координацию работ всех участников проекта. Еще раз подчеркнем: он несет полную ответственность за выполнение проекта. Руководитель проекта, как правило, утверждается заказчиком, инвестором либо руководством материнской организации, исполняющей функции генерального подрядчика. С ним заключается контракт на весь срок исполнения проекта, где помимо основных функций, обязанностей и ответственности должна быть представлена и схема мотивации его работы. Перечислим далее основные задачи и обязанности руководителя проекта: • подготовка плана управления проектом и управление им; • организация текущего планирования, непрерывная адаптация планов; • управление текущими параметрами проекта; • контроль расписания, ресурсов, финансов, качества, управление перспективой; • составление расписаний, планирование ресурсов, финансовое планирование, планирование качества, анализ долгосрочных планов; • выполнение и завершение проекта; • взаимодействие с руководителем компании, руководителями подразделений, поддержка куратора и спонсора; • взаимодействие с нижестоящими структурами, отдельными членами команды, проектной командой в целом, привлекаемыми функциональными исполнителями; • обеспечение эффективного взаимодействия с внешними по отношению к проекту структурами: заказчиком, спонсором, подрядчиками, контрагентами, поставщиками; • поддержка эффективной инфраструктуры и системы управления проектом; • управление внутри проекта, самоорганизация, отчетность; • контроль ведения проектной документации; • управление изменениями, рисками, проблемами; • подготовка обзоров проекта; • маркетинг и PR проекта, создание доверия к проекту. Более подробно основные функции, ответственность, права и обязанности приведены в примере инструкции руководителя проекта (см. Приложение 1). Автору не раз приходилось задавать вопрос о наличии в компании такой типовой инструкции. Положительный ответ звучал крайне редко. Но даже в таких случаях респонденты отвечали, что эта инструкция не используется. Отметим, что наличие инструкции еще не гарантирует эффективное управление проектами, но вот ее отсутствие точно вредит проектному управлению. Говоря о правильном подходе к позиции руководителя проекта, необходимо обеспечить непрерывность его ответственности и обязанностей в течение всего жизненного цикла проекта. Даже если этот сотрудник не может иметь большой нагрузки, позволяющей ему быть полностью вовлеченным в проект, ответственность закреплена за ним полностью. Джеффри К. Пинто упоминает новый подход к управлению, когда потенциальный руководитель проекта привлекается к обсуждению уже на стадии маркетингового анализа или мониторинга потенциальных проблем или возможностей, для удовлетворения которых потом создается проект. В таком случае руководитель как бы закрепляется за идеей и вступает в должность управления данным проектом, только если идея проекта пройдет все стадии одобрения для дальнейшей разработки и станет проектом. В одной компании на стадии работы с идеей используется позиция руководителя подготовки проекта (из числа вакантных руководителей), который потом может возглавить проект. В крупных проектах необходима полная занятость руководителя и команды. Идеально для создаваемого результата, если и команда, и руководитель вовлечены в проект полностью. Однако на практике этого добиться не удается. В таком случае часть освобождающегося времени, и сотрудников команды, и руководителя лучше занять другим проектом, а может быть, даже и несколькими. Одним словом, лучше не выводить исполнителей из проектной среды. Это значительно более эффективно, чем передавать им какие-то сопутствующие рутинные функциональные обязанности. Руководитель проекта – это особый ресурс, и лучше его использовать там, где он принесет максимальную пользу, а именно при управлении несколькими проектами одновременно. Конечно, это трудновыполнимо там, где проекты появляются в единичном экземпляре и довольно редко. Работа руководителя проекта на практике сопряжена со многими трудностями: • полная ответственность за результаты проекта без достаточных полномочий распоряжаться ресурсами и персоналом (что очень часто происходит на практике); • полная ответственность за оптимальное и своевременное реагирование на отклонения, проблемы и ошибки при реализации проекта и проведение необходимых изменений его параметров; • неопределенность полномочий и деятельности (вызываемая уникальностью проекта, меняющимися ограничениями окружающей среды и рисками); • сложность общения со всеми сторонами, вовлеченными в проект: руководством материнской компании, заказчиком, командой проекта, общественностью, которые разговаривают на разных языках и имеют совершенно разные интересы; • громадное количество непредвиденных организационных и технических трудностей; • нарушение поставщиками и подрядчиками своих обязательств; • управление в условиях стресса (слишком много обязанностей, мало процедур) и пр.; • ответственность за пакет межфункциональных задач; • преобладание нестандартной, инновационной деятельности; • постоянная работа по разрешению конфликтов как основная задача взаимодействия с людьми; • определение эффективности по успеху проекта, который характеризуется достижением установленных конечных целей. Несмотря на то, что руководитель проекта не наделяется полномочиями, соответствующими его ответственности, он должен координировать и интегрировать все действия, необходимые для достижения целей проекта. Он ответственен за управление заказчиком, окружение проекта, определение и корректировку его целей, а также за то, чтобы менеджеры, вовлеченные в проект, не занимались иными обязанностями в ущерб проекту. Эффективный руководитель должен уметь вовремя произвести перемены в команде или при необходимости поддержать стабильность, поощрить отдельных сотрудников, но делать упор на команду в целом, стараться быть гибким, но твердым, создавать и развивать команду, а не организованную лояльность к руководству.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|