|
ПРИМЕР 5.2. ФОРМА ОТЧЕТА ОБ ОТКЛОНЕНИЯХАнализ отклонений (в тыс. р.). Текущая оценка затрат на весь объем работ. ЕАС = (360 / 340) х 1 000 = 1059, перерасход: 1059 - 1000 = 59, ожидаемый перерасход - 6% (при допуске 5%). Затраты. Затраты перекрывают бюджет приблизительно на 6% вследствие увеличения фонда оплаты труда участников проекта. График работ. Отставание от графика выполнения работ на 20% произошло вследствие задержки в выполнении работ 4 и 6 из-за отсутствия сырья и в результате применения правила 50/50 в отчетах по затратам. Выполнение проекта в запланированные сроки возможно при увеличении на 2,5% прямых затрат труда. Отчет по контрольным точкам
Отчет о проблемах
Дата и подпись руководителя проекта |
Отчеты могут быть очень детализированными, обеспечивая следующие преимущества:
• формируется и поддерживается общее понимание целей проекта;
• акцентируется внимание к параллельным работам и проблемам, связанным с их координацией;
• происходит более реалистичное планирование потребностей всех групп и отдельных лиц в проекте;
• формируется понимание взаимосвязей отдельных работ между собой и со всем проектом;
• налаживается получение ранних сигналов о потенциальных проблемах и задержках;
• минимизируются замешательства и недостатки, связанные с изменениями, путем уменьшения задержек;
• легче организуются быстрые действия руководства в ответ на неприемлемые или неверные действия;
• обеспечивается высокая прозрачность для высшего руководства, включая внимание к немедленным нуждам проекта;
• эксплуатируется возможность постоянно информировать заказчика и другие заинтересованные внешние стороны, особенно по затратам и результатам.
На рис. 5.2 приведен вариант так называемой доски руководителя проекта (Dashboard). Это несложное программное обеспечение на базе таблиц Exel, использующее MS Project 2000 и распространявшееся бесплатно в Интернете, с помощью которого можно преобразовать количественные данные результатов проекта в удобную и наглядную графическую форму.
Общие проблемы отчетов.
Существует ряд общих проблем при разработке отчетности по проекту:
• приводится слишком много деталей и показателей, нередко противоречащих друг другу (такие отчеты часто просто не читаются);
• из отчета трудно выявить нужную для принятия решения информацию или эта информация оказывается нерелевантной;
• высока стоимость подготовки отчетов;
• плохой «интерфейс» между информационной системой проекта и информационной системой головной организации.
Рис. 5.2. Приборная доска руководителя проекта
Эти проблемы часто связаны с несопоставимостью данных, напряженностью отношений между руководителем проекта и финансовыми руководителями головной организации, неправильным использованием бухгалтерской, маркетинговой, финансовой, производственной информации как базы для создания информационной системы по проекту. Возможно, мешает отчетности и плохая корреспонденция между системой планирования и системой мониторинга. Это часто происходит, если для мониторинга используется существующая в фирме информационная система без модификации под проект. Например, система учета операционных затрат может быть неприемлемой для учета затрат по проекту в сфере исследований и разработок.
Управление ошибками, проблемами и изменениями
Если содержание проекта можно свободно изменить, скорость изменений
превысит скорость реализации проекта.
Г. Керцнер
При реализации любого проекта возникают какие-либо отклонения от запланированного хода событий. Это происходит всегда. И чем дольше осуществляется проект, к тем более серьезным его изменениям необходимо прибегать, чтобы устранить эти отклонения. Одновременно совершаются ошибки и возникают проблемы. Дальнейшее содержание данного раздела будет посвящено управлению всеми этими моментами.
Управление ошибками
Руководитель не может позволить себе роскошь учиться на ошибках.
Принцип компании «Дженерал Моторс»
Ошибки, происходящие в проекте, требуют управления. Основной его смысл состоит в извлечении уроков для будущих проектов, формировании базы данных происходивших ошибок, создании предпосылок для снижения их повторов или их предугадывания. Если уроки, полученные в ходе осуществления проекта, не зафиксировать, то о них забывают, а ошибки вновь повторяются руководителями следующих проектов.
При управлении ошибками необходимы следующие действия:
1. Создать журнал учета ошибок или базу данных, доступную всем участникам проекта и являющуюся частью другого массива, например журнала учета ошибок всего портфеля проектов.
2. На каждую ошибку завести оригинальный и уникальный номер.
3. Описать ошибку в деталях, в понятных терминах, привязать к конкретному элементу структуры разбиения работ, зафиксировать обстоятельства, приведшие к ошибке.
4. Определить лицо, ответственное за ее устранение, и дату устранения.
5. Зафиксировать инициатора - лицо, обнаружившее ошибку.
6. Указать дату обнаружения ошибки.
Приведенная информация дает полное представление о типах и видах ошибок; на каких этапах проекта они возникли; какая из частей проекта дает наибольшее количество ошибок; как много было ошибок; как быстро они устранялись. Важно отметить, что основная проблема - не в наказании того, кто допустил ошибку, а в обеспечении условий для предотвращения ее в будущем.
Управление проблемами
При реализации проекта могут возникать проблемы, которые не оказывают сиюминутного влияния на проект, но воздействуют на него в течение длительного времени. Воздействие проблемы может носить постоянный характер, а может накапливаться. При этом степень влияния может быть еще недостаточной для проведения изменения. К примерам подобных воздействий можно отнести накапливающуюся усталость работы команды, влияние на проект рутинных работ, непостоянное качество работы подрядчиков, постепенное изменение лояльности местных органов власти к проекту. Проблема - сродни риску, только ее действие еще не опасно.
При управлении проблемами необходимо следующее:
1. Провести анализ всех текущих проблем проекта.
2. Определить влияние идентифицированных проблем на проект в настоящий момент.
3. Спрогнозировать будущее влияние на проект при отсутствии корректирующих действий.
4. Определить приоритетность проблем.
5. Выбрать наилучшее решение из возможных управленческих альтернатив, например:
♦ по графику (добавить ресурсы; работать сверхурочно; изменить базовый план?);
♦ или по затратам (снизить требования; уменьшить количество; снизить качество?).
Управление изменениями
Изменение - это необходимая реакция на значимое отклонение в проекте. Среди изменений можно выделить внутренние (происходящие внутри проекта, например в проектной команде или в плане проекта) и внешние (например, изменения потребностей заказчика или отраслевые изменения).
Основные процедуры при работе по управлению изменениями следующие.
1. От внутренних участников проекта (в случае внутренних изменений), заказчика или внешних заинтересованных лиц (в случае внешних изменений) поступает запрос на проведение изменения, формализуемый в виде документа «Запрос на изменение в проекте». Примерная форма и состав документа приведены в Приложении 4. Предварительное решение или рекомендация о необходимости изменения на основании отмеченного отклонения уже могут быть приняты автором запроса. Как правило, изменения, не приводящие к существенной корректировке сроков, качества или сметы проекта, решаются внутри проекта и могут быть формализованы менее строго. Запрос поступает сформированной комиссии по изменениям, включающей руководителя и куратора проекта, администратора, контролера, финансового менеджера, менеджера по качеству (состав комиссии утверждается заранее).
2. Запрос анализируется, проводится оценка возможных изменений продуктового решения, плана, бюджета проекта с точки зрения величины, направления изменения, ресурсоемкости работ, иных условий, необходимых для реализации изменений. Если выгоды от проведения изменения превышают запрашиваемые затраты и усилия, то такое изменение имеет смысл проводить. Если дополнительный бюджет, необходимый на проведение изменения, больше, чем влияние инициирующего изменение отклонения, то такое изменение проводить не следует. Изменения следует делать, если наступают действительно серьезные отклонения.
При оценке отклонения в проекте и анализе предлагаемого очевидного изменения иногда полезно не предпринимать поспешных действий. Лучше не торопиться, а внимательно рассмотреть возможные варианты. Очень часто небольшая задержка в реагировании приводит к минимизации проблемы. Некоторые отклонения могут корректироваться сами собой. Нереалистично ожидать постоянного и устойчивого развития проекта день за днем. Иногда вы будете отброшены назад, иногда уйдете вперед, однако при хорошо спланированном проекте вы, вероятно, закончите его вовремя и в рамках бюджета.
Например, если на первый взгляд качество не соответствует спецификациям, обычной реакцией является желание все переделать в соответствии с планом. Однако в некоторых случаях необходимо сделать более тщательное обследование. Например, если работа или материалы превышают требования спецификаций, вы можете решить оставить все как есть. Если они хуже требований спецификаций, вам нужно определить, насколько велики отличия и приведет ли это отклонение к провалу проекта. Окончательное решение может состоять в переделке работы, однако оно не принимается автоматически.
3. Утверждается решение - принять, отклонить или отложить реализацию изменения. Последнее может быть проведено как в рамках контрактных обязательств по проекту, так и за их пределами.
4. В случае решения «принять изменение» готовятся предложения, проводятся согласования с заказчиком и другими заинтересованными лицами, производится реализация изменения и корректировка плана и/или бюджета проекта, включающая изменение плана, выделение или перераспределение ресурсов.
При «отклонении» информируются заинтересованные стороны. При решении «отложить» - осведомляются заинтересованные стороны и проводится дополнительный анализ, определяется время следующего решения.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот...
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: