|
Культурология: происхождение, структура, функции.Стр 1 из 13Следующая ⇒ Основные категории культурологии. Категории культурологии - наиболее фундаментальные, субстанциальные и субстратные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, выделяемые исследователями сущностные свойства культуры, на основании к-рых осуществляется систематизация изучаемых культурных феноменов и разрабатываются методологии и методы их познания. Представители разл. направлений и школ познания культуры использовали и разрабатывали свои специализированные комплексы К.к., наиболее отвечающие ориентированности исследоват. интересов соответствующих школ. Корифеи филос., обществ, и худож. мысли в своих суждениях о культуре, как правило, использовали общефилос. и общегуманитарные категории, акцентирующие гл. обр. «положит.» и качественные стороны этого явления (духовность, гуманистичность, просвещенность, прогрессивность, цивилизованность) Антропологи-эволюционисты оперировали в основном категориями, относящимися к истор. макродинамике культуры (прогресс, эволюция, адаптация, усложнение, универсалии) Представители циклич. (цивилизационных) направлений активно формировали К.к., отражающие аспекты локальности и самодостаточности культурных явлений и процессов (культурно-истор. тип, цивилизация, этничность, «культурная монада», самобытность, самоценность, пассионарность, цикличность) Структурные функционалисты использовали категориальный аппарат, характеризующий преимущественно социально-микродинамич. и организационно-регулятивный аспекты культуры (интересы и потребности, социальные действия, институты и системы, иерархия, функции) Структуралисты выделяли К.к., в наибольшей мере тяготевшие к семантико-семиотич. анализу культуры и аналогиям со структурной лингвистикой (знаки, символы, символич. системы, структуры сознания и отражения, коммуницирование)системы, структуры сознания и отражения, коммуницирование) Представители разл. психол. школ изучения культуры пользовались К.к., относящимися к сфере мотивации культурнообусловленного поведения (мораль, запреты, санкции, поощрения, конфликт, агрессия, страх, влечение, инстинкты) Разумеется, приведенное разделение К.к. по отд. направлениям и школам является сравнительно условным. На практике происходит постоянный обмен отдельными К.к. между разл. метод ол. направлениями изучения культуры, что ведет к постепенному формированию более или менее устойчивого ядра категориального аппарата, используемого культурологич. науками в целом. В числе наиболее распространенных и употребляемых К.к. могут быть названы: культурные объекты, культурные процессы, культурные свойства,функции, модальности (эволюция, модернизация), значения, обозначения, ценности, нормы, культурная среда, субъекты культуры и их устойчивые коллективы, процессы и рез-ты усвоения культуры индивидами, культурная мотивация, культурные аспекты специализированных областей деятельности, культурные институты, социальная типология культуры) основные категории: 1)общенаучный, общефилософский(материльная, идеальна, пространство и время, свобода и необходимость) 2.традиция и новаторство(диалог к-ры) 3. категории, свойственные какому-то отдельному виду к-ры. Методы культурологии. Культурология использует систему методов, то есть различных, взаимосвязанных между собою способов изучения явлений культуры. В их ряду 1. сравнительно-исторический метод (сопоставляет типологически близкие к-ры на опред этапе их развития) Он позволяет провести сущностное сравнение принципиально сопоставимых объектов, относящихся к разным культурам 2. Структурно-функциональный метод предполагает разделение исследуемого явления культуры на составные части и выявление соотношения между ними. В качестве примера укажем на опыт изучения культурологом Б.А. Успенским такого своеобразного феномена, как русский мат. Матерная брань характеризуется наличием ряда смысловых уровней - структурой. Запрет на матерную ругань объясняется негативным отношением христианства к культовым функциям мата как явления языческой культуры. Матерная ругань связана с обрядами плодородия. Эта брань восходит к языческим молитвам или заговорам. Целью ее является стимулирование брачного союза «Отца-Неба» с «Матерью-землей» и соответственно получение урожая. Использовалась она и в свадебных обрядах для магического вызова, ускоряющего рождение детей - главной опоры земледельца. 3. Семиотический метод предполагает использование семиотики как науки о знаковых и символических системах и успешно применяется для понимания, например, языка искусства средневекового христианства. На протяжении Средних веков развивался культ Девы Марии. С ее именем связывали полумесяц, кипарис и оливковое дерево. Лилия символизировала чистоту Девы Марии, а белая роза, королева цветов, служила символом того, что Дева Мария - королева всех святых. Пять лепестков розы имеют дополнительные значения: их считали пятью буквами латинского написания имени Мария и пятью радостными событиями в ее жизни (Благовещение, Сошествие Святого Духа, Рождество, Введение во Храм, Иисус - ребенок во Храме). В Средние века белая роза стала также символизировать скорбные события Нового Завета 4. Биографический метод предполагает анализ жизненного пути деятеля культуры для лучшего понимания его внутреннего мира, который отражает систему культурных ценностей его времени. 5. Метод моделирования предполагает стремление создать модель определенного типа культуры, с тем чтобы выявить наиболее существенные его черты. Такой метод, в частности, использовали Н. Данилевский, автор книги «Россия и Европа», О. Шпенглер, написавший «3акат Европы». Каждый из них закладывает в модель какое-либо сущностное основание, позволяющее комплексно воспринимать все культурные явления определённого периода. Иногда таких оснований было несколько. Если у Н.Я. Данилевского таковыми были органицизм и функциональность, то у О. Шпенглера - органицизм и метод аналогий. Для них картина культуры есть вечное образование и изменение, чудесное становление и умирание органических форм. 6. эмпирический( опыт) 7. типологический)соотнесение различных культур) 8. герменевтический. герменевтика изучает способы интерпретации сложных текстов, явлений, ищет ключ к их пониманию. Основные понятия первобытной культуры. Мифология. -- Культура первобытного мира — это такая форма организации жизни людей, которая соответствует слаборазвитым общественным отношениям, но она, как и любая другая из последующих культур, обладала признаком самодостаточности и самоценности. -- Генезис культуры неотделим от генезиса человека и человеческого общества (именуемого антропосоциогенезом). Время появления человека разумного (гомосапиенс): несколько десятков тысячелетий (примерно 40 — 28 тыс. лет назад). -- Важную роль сыграло появление речи. Человек приобрел способность к абстрагированию. Эта способность и ее выражение — речь (язык) — стали основой возникновения и развития культуры. Начало человеческой культуры, принято связывать с появлением первого подлинно человеческого сообщества — первобытной родовой общины: - Первобытная родовая община как первая упорядоченная форма организации общества была коллективом родственников, связанных общим происхождением по материнской линии, т.е. материнским родом. - Женщины играли важную роль à С женщиной постепенно стало ассоциироваться само понятие жизни и продолжения рода. Это нашло выражение в поклонении женщине как хранительнице крова и очага. Возник древнейший культ матери-прародительницы. - Экзогамия — строжайший запрет (табу) кровосмешения. Проблема зарождения у первобытных людей религиозных представлений и искусства: -- О времени появления религиозных представлений у первобытного человека судят в основном по захоронениям людей. Первые преднамеренные погребения встречаются в эпоху поздних палеантропов (неандертальских людей), но они еще не носят повсеместного характера. -- Жизнь неантропа или человека разумного, уже характеризуется обязательным обычаем хоронить умерших. Этот обычай мог быть одним из источников развития впоследствии религиозных представлений, в частности, культа предков. -- С эпохи верхнего палеолита, когда сложилась родовая община, памятники, свидетельствующие о наличии религиозных представлений и обрядов, становятся более многочисленными и убедительными. Погребение носит явные следы ритуала à складывались какие-то религиозно-магические представления о том, что умерший каким-то образом продолжает жить. -- Появляются многочисленные памятники изобразительного искусства: скульптура, живопись в пещерах, имеющие явное отношение к религиозным представлениям и магическим обрядам, различного рода украшения, люди пели, танцевали, сочиняли музыку, но вся эта деятельность отражала магические действия à ритуальный характер первобытного искусства. Основные формы первобытных религиозных представлений:
· верования сложились на охотничье-собирательской стадии хозяйственного развития. · Обычно нельзя было убивать тотемное животное и есть его мясо. Исключения делались лишь во время обрядовых церемоний, когда животное убивали и съедали с тем, чтобы получить его силу, ловкость и другие полезные качества. · Из современных народов тотемизм в его наиболее типичной форме сохранился у аборигенов Австралии и у североамериканских индейцев. У всех других, в том числе и у наиболее развитых народов, известны лишь поздние проявления тотемизма или его пережитки, такие как пост у христиан, священные животные у индуистов и др.
-- Одной из особенностей первобытной культуры был синкретизм -ее слитность, неразделенность на те или иные сферы культурной деятельности. Все явления были очень тесно связаны. -- У всех первобытных народов существует довольно богатая мифология. Мифотворчество родилось как попытка объяснить то или иное явление окружающей действительности. -- Примерно 9-7 тыс.лет назад произошла агрикультурная или неолитическая революция: человечество перешло от присвающего хозяйства к производящему, то есть научилось создавать пищу. Впервые в истории человечества производящее хозяйство возникло в Передней Азии. Последствия:
-- В архаическом обществе термином «бог какого-либо явления» обозначалось чаще всего само это явление. С возникновением и развитием цивилизации понятие «Бог» приобретает качественно иное значение. Предпосылки возникновения письменности: -- Возникла знаковая система передачи информации. Самый простой из них — рисуночное письмо, или пиктография. Именно такой вид записи рисунками на коре деревьев, коже, кости, камне и т.п. зародился у многих народов в архаическую эпоху. Затем с развитием культуры на основе пиктографии были созданы иные, более совершенные, системы письма, в частности иероглифическая письменность. Но случилось это уже в иную культурную эпоху — эпоху становления древнейших цивилизаций. Билет №12. ИНДО-БУДДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА Уже в названии выражается этноконфессиональная специфика культуры: «индо» есть начало наименование этноса и, пожалуй, самого древнего из существующих комплекса верований, именуемого индуизмом. Индуизм и буддизм объединяются общей духовной традицией индусов. Уже отмечалось, что в религиях Древнего Востока (Индия, Китай) собственно религиозное переплетается с философским. В отличие от Запада, индо-буддийская культура не знает небытия: личность является целостной, она исходит из бесконечности. Соответственно, существует целостный взгляд на мир и человека в мире (космосе) как на микрокосм. Специфика менталитета повлияла на письменность, точнее, менталитет и письменность выражают образное восприятие многомерного мира. Своеобразие духовности определило всю художественную культуру. Веды и Упанишады являются древнейшими литературными памятниками из сокровищницы современной культуры. Жемчужиной древнеиндийской литературы называют «Махабхарату». Не менее знаменита эпическая поэма «Рамаяна», в которой передается жизнь и любовь Рамы и Ситы на фоне культуры и природы Индии. Индуизм знает религиозно-эротическую культуру, буддизм исключает сладострастие и негу. Широкое развитие получил театр, всемирно известно искусство танца, музыки, пения. Европейцев поражает атмосфера гармонии, любви, братства, милосердия в духовности индо-буддийской культуры. Почитание знания – органичная черта культуры индусов. «Высшим благом среди всех зовут знание: его не отнять, оно неоценимо, оно никогда не иссякает»; «…не сравнится власть с учёностью. Царя чтят лишь в его стране, учёного – повсюду». Но «бесполезна учёность, лишённая добродетели». Нравственная оценка знания, все больше признаваемая в современной культуре мира, видимо, стала главной причиной отсутствия в Индии формализованного экспериментального знания, распространённого на Западе. В V-XIIвеках в Индии жили выдающиеся математики и астрономы Ариабхатта, Магавира и другие. Именно в Индии изобретена десятеричная система счисления. Индийские математики и астрономы больше интересовались тайнами Вселенной и практическими вопросами измерения, чем логическими основаниями науки. Религиозно-практический характер носили и медицинские, химические знания. Индо-буддийский менталитет игнорировал историческое знание, что выразилось в принижении значения фактов, но компенсировал себя в поразительной развитости философии. По мнению выдающегося индийского общественного деятеля современности Д. Неру Индия должна умерить свою религиозность и обратиться к науке. Отставая в области эмпирической науки, Индия способна на равных вступить в цивилизацию XXIвека, основанную на ценностях науки, религии, философии. Порукой тому своеобразная политическая традиция индо-буддийской культуры. Социальный порядок является частью мирового порядка, поэтому попытки радикального изменения мирового порядка чреваты глобальными катаклизмами. Отсюда нравственное решение социально-политических проблем. «Сатьяграха» («твёрдость в истине») – главный вклад индо-буддийской политической мысли в культуру современного мира. Этим термином Махатма Ганди обозначил глубоко индийский принцип непротивления в борьбе против английского владычества. Умение «подставить левую щеку» основано на менталитете: потеряв жизнь, индус сохраняет чистоту своей кармы, что благоприятно скажется на его последующем перерождении и бытии мирового порядка. Гандизм дал человечеству первый опыт разрешения острых противоречий между народами и политическими системами без традиций кровной мести. Этот опыт становится универсалией культурологии и гуманистическим принципом международной политики.
Билет № 13. Культура Древнего Египта Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце ІУ тыс. до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих (больших) центров мировой культуры. Боги для египтян были не только творцами мира, порядка и закона, городов и правителей, но и создателями ремесел и искусств, письма и счёта, магии и знания. Иероглифическое письмо воспринималось как священное и понималось как "слово Бога". Особенно расцвела архитектура храмов. Самыми известными есть храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке недалеко от Фив. Характерная черта этих сооружений - масса разнообразных колон, что символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей краской и золотыми звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу наблюдает звездное небо. В их колонные дворы и залы вели огромные ворота, образованные двумя массивными, сужающимися кверху каменными блоками, так называемые пилонами. Открытие иероглифов как письменности способствовало развитию таких жанров словесности как мифы, сказки, байки, молитвы, гимны, плачи, эпитафии, повести, любовная лирика и даже философские диалоги и политические трактаты, позднее появляется религиозная драма и светский театр. Древний Восток как культурная целостность включает в свой состав культуры Южной Азии и Северной Африки, а также Индию и Китай. Одна из ранних и наиболее характерных форм древневосточной культуры представлена шумеро-вавилонской культурой. Она сложилась в районе двух рек – Тигра и Евфрата. Южная часть Месопотамии (Двуречье в узком смысле слова) образовалась постепенно в результате того, что наносы Тигра и Евфрата медленно, но верно заполняли Персидский залив. Формирующаяся болотная равнина вытеснила на юг морские воды. В шумеро-вавилонской культуре мы находим все характерные черты древневосточной культуры вообще. Это, прежде всего, иероглифическая письменность. Внешний вид знаков со временем упрощался, и постепенно Нои превратились в довольно схематичные и абстрактные значки. Основным материалом для письма служила мягкая глина, которой придавали самую различную форму, - пластин, призм, шаров и т. д. В результате того, что писец, выдавливая схематический значок, невольно ослаблял нажим руки, прямая линия превращалась в клин. Отсюда и название этой письменности - клинопись. Далее, характерной чертой шумеро-вавилонской культуры было строительство особых, ранее не известных культовых сооружений – храмов. Стены храмов были исписаны иероглифическими знаками, сами они были ориентированны по сторонам света. Строительным материалом служила преимущественно глина. Ещё одной характерной чертой было развитие и особая роль астрономических знаний. Китайская культура по праву считается одной из самых древних. Древний Китайские зодчие приобрели славу двумя своеобразными памятками - Великий канал (2000 л. - почти с XI в. до н.э. - по XIX в. н.э. - сложное гидротехническое сооружение с численными приборами, интересными способами перекачивания и очищения воды и Великая китайская стена. Длина Великой Китайской стены – около 4 тыс. км. Она построена из утрамбованной земли и каменных глыб и проходит и по горам, и оп степям, и по пустыням. Однако смысл сооружения стены заключался не только в том, чтобы защититься от натиска кочевых племён. Она также изолировала После 220 г. н.э. Китай вступает в иную полосу своей истории, и соответственно культуры. Но, как мы видим, основной чертой Китайской культуры является бережное отношение к традиции. Поэтому необходимо обратиться к тем временам, когда принципы этой традиции только формировались. Древнекитайское общество представляло собой типичную восточную деспотию. Во главе государства стоял наследственный монарх, и именно ему подчинялись и религия, и наука. Однако монархия в Древнем Китае носила патриархальный характер, и монарх наделялся скорее правами и обязанностями отца большого семейства.Центральные персонажи различных мифов превращались в императора, а второстепенные в сановников. Культура Древней Индии. Характерной особенностью Древней Индии является то, что сами природные условия изолировали её от остального мира. На юге, юго-западе и юго-востоке естественной границей оказывается воды Индийского океана, Аравийского моря и Бенгальского залива. На севере её границей служит величайший в мире горный хребет – Гималаи. Ответвления Гималаев на востоке и западе также служат естественной границей. Впрочем, эти границы никогда не были непроницаемыми, и через них регулярно переходили переселенцы и торговцы. Ранняя индийская цивилизация была создана древним местным населением Северной Индии в III в. до н.э. Её центры Хараппа и Мохенджо- Создали они и свою оригинальную до сих пор не расшифрованную письменность. Яркой особенностью культуры Хараппы был её необычный консерватизм: на протяжении веков расположее улиц древнеиндийских городов не изменялось, а новые дома строились на местах старых. Характерной чертой культуры Индии является то, что мы встречаемся с многочисленными религиями, которые взаимодействуют между собой. Среди них выделяются основные – брахманизм и его формы: индуизм и джайнизм, буддизм и исламНа художественную культуру древнеиндийского общества глубоко повлияли индуизм, буддизм, ислам.Ещё одной характерной чертой старо-индийской культуры является выражение в художественных образах идеи поклонения богу любви – Камы. Вся индийская литература, как религиозная, так и светская, наполнена намеками сексуального содержания и символики открытых эротических описаний.
Трем уровням знания. Первый, или нижний, уровень знания предназначался, главным образом, для неграмотных простолюдинов и нес в себе устную информацию, имеющую практическое значение. Эта информация дополнялась изобразительными средствами (церковная живопись, скульптура), призванными раскрыть необразованным крестьянам содержание Священного Писания. Второй уровень знания связан с рыцарством и феодалами. Они также получали практические знания из начал медицины, юриспруденции и философии,- но основой их образования была музыка, игравшая очень важную роль в системе рыцарского обучения и воспитания. Высший, третий уровень знания, получали немногие. Это книжная система образования, осуществлявшаяся в церковных и светских школах, университетах и ставившая цель — подготовить будущих профессионалов: теологов, врачей, юристов. алхимия в средневековье была основным прибежищем нерелигиозного знания и альтернативного христианству сознания. Как и схоластика, алхимия стала школой рационализма, но обращенного к природе, к свойствам веществ. Сотни и тысячи опытов, тщательно описанных средневековыми алхимиками, разработанные ими приемы лабораторных экспериментов позволили в Новое время систематизировать химические свойства природы, что привело к возникновению в XVIII в. химии как науки. Однако, следует помнить, что в те времена заниматься алхимией было небезопасно. Алхимия приравнивалась к тайным наукам — магии и колдовству — и сурово преследовалась церковью. Средневековая церковь стремилась контролировать всех и каждого, дабы уберечь от соблазна ереси и увлечений тайными науками. Ересь и тайная наука — две формы отступничества от господствующей религии. Ересь — это отступничество от догмата, а тайные науки — служение дьяволу, переживание остатков старого язычества. С точки зрения церкви, то и другое подлежало искоренению. В качестве орудия «искоренения» в XIII в. Была создана инквизиция (от лат. Inquisitio — розыск) — трибунал католической церкви Общее число жертв инквизиции исчисляется сотнями тысяч. Среди них были многие выдающиеся мыслители и ученые, в том числе Джордано Бруно и Галилео Галилей. излюбленным жанром средневековой словесности были жития святых. Их сочиняли и записывали духовные лица, но адресованы они были самым широким кругам населения, прежде всего простолюдинам, и пользовались исключительной популярностью.
Средневековье, как мы помним, получило наряду с античным и христианским наследием также наследие варварское. В варварском обществе, которое в немалой степени жило войной, захватами и грабежами, вырабатывались героические идеалы поведения. Наиболее достойным свободного человека занятием, при- носящим ему славу и добычу, считалось военное дело. Отсюда расцвет героического эпоса, особенно в раннесредневековую эпоху, который воспевает воинские доблести и победы рыцарей. Примером могут служить «Песнь с Роланде», «Песнь о Нибелунгах» и др. С развитием школ и университетов появилась в странах Западной Европы поэзия вагантов (от лат. —бродячие). Время расцвета данной поэзии приходится на XII — XIII вв. Ее представляли в основном нищие студенты, младшие священнослужители, школяры. Поэзия вагантов носила чисто светский характер, в ней воспевались беспечность и свобода. Многие из вагантов полагали, что бродяжничество больше соответствует христианскому вероучению, чем вера в церковные догматы, что Господу угодны свободная душа и ничем не стесненные чувства, а не условности церковного богослужения. Таким образом, в средневековой литературе нашли отражение нравственные идеалы эпохи: христианский — святость и бедность; рыцарский — верность и храбрость; школярский — беспечность и свобода. Постепенно в искусстве Средневековья складываются определенные ограничения и каноны (от греч. —правило). Искусство перестает быть подражанием природе и реальному миру. Происходит дематериализация человеческих фигур, пластичность изображения заменяется плоскостностью. Утверждаются иконографические традиции символической интерпретации изображаемого. Символика и аллегория пронизывают все средневековое искусство. Условным смыслом наделялся каждый живописный или скульптурный образ, каждый элемент архитектуры. Средневековая символика нашла исключительно широкое применение в архитектуре двух главных типов церковных зданий: концентрическом (круглом) и базилике (крестообразном)..Вот как объяснил Гонорий Августодунский смысл этих типов. И круглая, и крестообразная формы являлись образами совершенства. Круглая форма несла в себе завершенность круга. Крестообразный план здания — это не только изображение распятия Христа, но и форма, базирующаяся на квадрате. Она обозначала четыре основных направления, символизировавших вселенную. И в том, и в другом случае церковь олицетворяла микрокосм, была воплощением «града божьего» В изобразительном искусстве Средневековья природа виделась огромным хранилищем символов. Минералы, растения, животные — все символично. Особое место среди важнейших форм средневековой символики занимала символика чисел: структурируя мысль, она стала одним из главенствующих принципов в архитектуре. Характерные черты искусства средневековья наиболее ярко и образно воплотились в больших городских соборах — романских и готических базиликах.
Архитектура средневековой Европы в своей первоначальной основе — естественный результат сочетания традиций древнеримского строительного искусства с художественными принципами новых народов. В убранстве раннесредневековых церквей (дороманский период V —X вв.) характерные элементы варварского стиля: языческая фантастика, животный эпос,любовь к яркой узорности. Расцвет этого стиля приходится на эпоху Карла Великого.После распада империи Карла Великого наступила эпоха феодальной раздробленности. В искусстве — это период господства романского стиля Три больших храма на Рейне считаются образцами позднего и совершенного романского зодчества: соборы в Вормсе, Шпейере и Майнце. В начале XIII в. романский стиль в искусстве сменяется новым, получившим название готического. Название это условно: оно появилось в эпоху Возрождения и означало «искусство готов», т. е. варваров. Но позднее потеряло свою оценочную характеристику. Готические соборы, представляющие собой подлинный синтез искусства под эгидой архитектуры, несли в себе двойную тенденцию — религиозную и светскую. С одной стороны, устремленность всех линий. небу, дематериализация камня должны были воздействовать на человека таким образом, чтобы вызвать у него ощущение присутствия в некоем ином по отношению к земному мире. С другой стороны, собор, ставший центром и украшением города, являлся символом его процветания и богатства. Готическая архитектура развивалась преимущественно как архитектура городская. Она и зародилась в связи с развитием городов и развивалась вместе с ними. Готика породила такое богатство архитектурного языка, такие пространственные композиции, каких не дала ни одна из предшествовавших ей архитектурных систем. Готика явила собой подлинно новый этап в развитии искусства. Итак, средневековая Европа развивалась более тысячи лет, «переваривая» в своем котле многообразие варварских культур, античное наследие и создавая на этой почве свою христианскую культуру. В обществе с жестким сословным и иерархическим членением выработались свои культурные ценности и нравственные идеалы, нашедшие воплощение в литературе и искусстве эпохи. Развитие городов и городской культуры способствовало формированию светской системы знания и образования и позволило Средневековью создать потенциал, без которого была бы невозможной культура Возрождения и Нового времени.
Культура современной России Современная история культуры в России связана с восстановлением элементов культуры Российской империи и её интеграцией в культурное наследие СССР. В России производится активное восстановление храмов и религиозных обычаев, возрождается институт меценатства и прочее. Помимо этого в существующую культуру СССР приходят ценности, свойственные Западным и Восточным цивилизациям, например, привносятся традиции популярной культуры западных или чайные церемонии и кухня восточных стран. Концептуальное искусство В 1960-е годы, в годы «Оттепели», на территории бывшего Советского Союза возникает круг художников-концептуалистов, многие из которых получили ныне международное признание. Их искусство является полноправным в мировой истории искусств и, в частности, в истории международного концептуального искусства. Такие художники как Илья Кабаков, Андрей Монастырский, Дмитрий Пригов, Виктор Пивоваров знакомы не только в современной России, но и в Европе и Америке. В России развито и популярно цирковое искусство. Среди известных артистов цирка клоуны Юрий Никулин, Карандаша, Олег Попов; фокусники (иллюзионисты) Эмиль Кио и Игорь Кио, дрессировщики Владимир Дуров, братья Запашные. В 1990-х годах количество высокобюджетных фильмов не велико (появляются такие картины, как Сибирский цирюльник и Русский бунт). В эпоху 2000-х на фоне экономического роста происходит качественный и количественный рост в киноиндустрии. Фильмы, произведённые в России и странах-предшественницах, являются лауреатами крупнейших международных кинофестивалей, таких как Берлинский, Каннский, Венецианский, Московский. Ежегодно в России проводятся десятки кинофестивалей, среди которых крупнейшими являются Московский кинофестиваль (аккредитация Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров) и Кинотавр. В советское время была распространена т. н. «эстрадная» популярная музыка (Муслим Магомаев, Лев Лещенко, Алла Пугачёва, Валерий Леонтьев). Культура современной России – это сложная система, развитие которой оценивается далеко не однозначно. В последнее время все чаще звучит мнение о том, что в погоне за модой страна лишилась своего исконного облика, что национальная культура России осталась в прошлом. Несомненно, в условиях современного общества многие черты русской культуры уходят в прошлое, а на смену им приходят новые, иногда заимствованнные и чуждые элементы. Однако национальная культура России по-прежнему жива, и сейчас делается очень многое для ее сохранения. Архитектура, литература, живопись, музыка, театральное искусство – все эти элементы, несущие в себе исконно русские черты, являются особенно важной частью культуры современной России. Кроме того, повышенное внимание сейчас уделяется фольклорным традициям, а также сохранению традиционных русских промыслов. Для туристов даже организуются особые этнические туры, кото Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|