Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Типы культур, культурные типологии.





Мировая культура,как целое во времени и пространстве неисчерпаема и многообразна, имеет массумодификаций, представлена всевозможными формами. Тем не менее ей присущи следующие общие черты:

1) внебиологичность, выступающая в качестве субстанциональной основы культуры;

2) технологичность — наличие механизмов приспособительно - преобразовательного отношения субъекта-творца (человека) к среде;

3) продуктивность — творческий характер бытия в мире;

4) стереотипичность — способность к воспроизведению.

Таким образом, культура как целостность является способом деятельности человечества. Учитывая разнообразие и изменчивый характер человеческой деятельности, можно сказать, что

культурный тип— это исторически сложившаяся конкретная форма и способ существования мировой культуры.

-- Геродот : деление народов на эллинов (греков) и варваров, к которым он отнес многие народы и племена - (одна из первых известных классификаций культур, но является лишь констатацией факта).

-- Проблема становления представлений о типологии культуры: периодизация мировой истории:

-- Дохристианский мир : не знает истории, мировоззрение - мифологично, время - циклично, нет движения вперед к какой-либо цели.

-- Христианский мир: основа для вычленения всемирно-исторических периодов: представление о четырех царствах (Ассирийском, Персидском, Македонском, Римском).Вели историю человечества от сотворения мира, а все, что случалось на земле после Рождества Христова и чему еще предстояло случиться, - последний акт из четырех эпох, предреченных пророками. До середины XVI в. учение о четырех мировых царствах - бесспорная схема истории.

-- Итальянские гуманисты: со времени падения Римской империи и до появления «новых людей» (XIV —XV вв.) Европа переживала варварское, промежуточное время — Средние века. Новая трехчленная периодизация исторического процесса: Античность — Средние века — Новое время — утвердилась в истории лишь к концу XVII в. Концепцию гуманистов можно считать первой культурологической типологизацией.



Культурные типы:

--Гегель – 3 культурных типа: восток, греческий и римский мир, германский мир. Их отличие — в степени овладения духом свободы.

-- Н.Я. Данилевский: -- основоположник концепции культурно-исторических типов.

-- культура циклична: рождение à становление à рассвет à стабилизация à упадок à гибель. Культурно – исторических типов – 13: 10+2+1 (10 существует, 2 исчезли, 1 не раскрыл свой потенциал еще: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, германо-романский. К ним Данилевский причисляет два американских типа — мексиканский и перуанский, погибших насильственной смертью, не успев совершить своего развития. 4 основы, необходимые для культурно-исторического типа: 1) общественно-экономические; 2) политические; 3) религиозные; 4) собственно – культурные.

-- Освальд Шпенглер (1880-1936):

«Закат Европы»: противопоставлении культуры и цивилизации. 8 типов культур как «способов переживания жизни», достигших полноты своего развития: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, западноевропейская, культура майя + русско-сибирская культура.

-- П.А. Сорокин (1889— 1968):«Социальная и культурная динамика» три основных типа культуры:

идеациональный,чувственный или сенсетивный и идеалистический.

Идеациональный тип культуры:

· принципы сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности.

· мало уделяет внимания личности, предметам и событиям чувственного эмпирического мира.

· стремится приблизить верующего к Богу.

· относится культура брахманской Индии, буддийскую культуру, а также европейскую средневековую культуру до конца XII в.

Чувственный (сенсетивный) тип: начинает свое развитие с XVI в.

· непосредственное чувственное восприятие действительности и преобладание материальных потребностей.

· Ценности сенсетивной культуры — в повседневном, земном мире; ее герои — фермеры, рабочие, домохозяйки и т.д..

· Цель:доставить наслаждение, расслабить возбуждение усталых нервов, освободить от религии, морали и других духовных ценностей.

· Стиль чувственной культуры натуралистичен, свободен от всякого символизма.

Идеалистический тип:

· основан на интуитивном виде познания. Это смешанный тип, в котором как бы соединены два первых — чувственный и идеациональный — примерно в равных пропорциях.

· Ценности этой культуры принадлежат как Небу, так и Земле. Мир этой

культуры как сверхчувственный, так и чувственный.

· Культура XIII — XIV вв. в Западной Европе, а также греческая культура V — IV вв. до н. э.

 

--Герберт Маршал Маклуэн(1911 — 1980).: В центре внимания— развитие культуры как совокупности «средств общения». Три глобальных культурных типа:

1) дописьменный (традиционный); 2) письменный или книжный; 3) экранный (стадия формирования). Культурный код —это способ передачи информации культуры того или иного типа, это ключ к пониманию данного типа культуры.

Дописьменные культуры:культуры первобытного мира.

· Главный знак - язык. Через

него культура пыталась установить контакт с природой и социумом. Посредством языка создавалась особая форма познания и освоения мира, передачи социального опыта, обучения, усвоения норм поведения и т.д.

à главный культурный код дописьменного (традиционного) типа культур — миф: способ понимания и переживания жизни в предметных и знаковых формах.

· запрограммированы на воспроизведение заданного образца в поведении человека, в его отношении к миру, природе, его обязанностей внутри социума В мифологической культуре миф «читался» через ритуал, обряд. Однако на определенном этапе развития культуры под воздействием социальных преобразований мифологический культурный код с его тождеством предметности, знаковости и идеальности разрушается.

Письменные культуры: с конца IV тыс. до н. э. и по настоящее время.

· Письменность — главная причина изменения культурного кода.

· Причины появления письменности: возникновение государства, городов и городского à нужен новый способ самоорганизации культуры, основанный на разделении труда и социальной дифференциации общества.

· Форма выражения культурного кода— письменная.

· Содержание культур этого типа заключено в священных книгах: «Книга мертвых» древних египтян, «Ветхом Завете» древних иудеев, «Авесте» древних иранцев-зарострийцев, «Ведах» древних индийцев-брахманистов, «Илиаде» и «Одиссее» древних греков.

· В письменном тексте место магии действия (ритуала) занимает магия слов.

· Тайна письма была доступна немногим.

· Новый код письменной культуры включает элементы культурного прошлого.

· Священные тексты Библии, Корана, буддийские каноны Трипитаки остаются главными носителями письменного кода культур, принявших эти мировые монотеистические религии.

· Иоганн Гуттенберг (второй половине XV в). - книгопечатание à усовершенствование данного культурного кода.

· Знание как факт, научная теория, способ практического преобразования природы, в том числе и природы человека, ложится в основание культурного кода Европы Нового времени.

· Усовершенствованный культурный код письменных культур характеризуется в XX столетии открытостью и доступностью информации благодаря книгам, газетам, журналам.

Экранная культура:

· Причиной и средствами перестройки культурного кода являются «технологии» самой знаковой деятельности человека.

· 1ая форма перехода к новому культурному коду – кино (документальное).2 этап - телевидение,3ий - видео, 4ый - компьютер.

· Компьютер - итог эволюции книги и культурного кода, который содержится на линейном способе письма. Экран компьютера — трансформация книжной культуры.

· не задает образцы формам и видам деятельности, но нуждается в естественном доверии к профессионализму, нравственности, творчеству, личности высокогуманной.

· преодолевает привязанность к определенным пространственно-временным параметрам.

-- Хозяйственно-культурные типы:

1) Племена тропической и субтропической зон: охота и сиобирательство: аборигены Австралии, бушмены Южной Африки, охотничьи племена Юго-Восточной, Южной Азии и Южной Америки, пигмеи Центральной Африки.

2) Тип охотников северной лесной зоны:эпоха неолита с изобретением лыж. Охота, а летом рыбная ловля: лесной части Сибири (эвенки, кеты, юкагиры), индейские племена северной Канады (атабаски, алгонкины).

3) Оседло-рыболовческий тип хозяйства северной зоны:в низовьях больших рек и на побережье океана, где много рыбы: нивхи-гилякм, ульчи, нанайцы низовья Амура; ительменов и т.д.

4) Тип морских охотников арктического побережья:Северной Азии и Северной Америки. Промысел моржа, тюленя, белухи, кита и др. господствовал до недавнего времени у эскимосов, береговых чукчей и коряков.

5) Оленеводческий хозяйственно-культурный тип:кочевой образ жизни и полная приспособленность к биологическим привычкам оленя, посезонно меняющего места пастбищ. Распространен только в Северной Азии (в нашей стране).

6) Степное кочевое скотоводческое: в конце неолитической эпохи (IIтыс. до н.э.) в степной полосе от Центральной Азии до Северной Африки: монголы, северные тибетцы, буряты, алтайцы, западно-сибирских татары, казахи, киргизы, туркмены; в Иране —у курдов, луров, бахтиар; бедуинов Аравии; у беджа, галла, туарегов Северной Африки.

7) Тип ручного палочно-мотыжного земледелия тропических стран:Ручное земледелие— в Африке, Океании, кое-где в тропической Америке и Юго-Восточной Азии

8) Тип плужного земледелия (хлебопашества:)употребление пахотных орудий (рало, соха, плуг), использованием животных (бык, вол, лошадь) как рабочей силы. Впервые плужное земледелие возникло, видимо, в Юго-Западной Азии, в Месопотамии, а затем в Египте на рубеже IV —III тыс. до н.э. Этот хозяйственно-культурный тип стал основой для развития высоких цивилизаций древности.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.