|
Типы культур, культурные типологии.Мировая культура, как целое во времени и пространстве неисчерпаема и многообразна, имеет массумодификаций, представлена всевозможными формами. Тем не менее ей присущи следующие общие черты: 1) внебиологичность, выступающая в качестве субстанциональной основы культуры; 2) технологичность — наличие механизмов приспособительно - преобразовательного отношения субъекта-творца (человека) к среде; 3) продуктивность — творческий характер бытия в мире; 4) стереотипичность — способность к воспроизведению. Таким образом, культура как целостность является способом деятельности человечества. Учитывая разнообразие и изменчивый характер человеческой деятельности, можно сказать, что культурный тип — это исторически сложившаяся конкретная форма и способ существования мировой культуры. -- Геродот: деление народов на эллинов (греков) и варваров, к которым он отнес многие народы и племена - (одна из первых известных классификаций культур, но является лишь констатацией факта). -- Проблема становления представлений о типологии культуры: периодизация мировой истории: -- Дохристианский мир: не знает истории, мировоззрение - мифологично, время - циклично, нет движения вперед к какой-либо цели. -- Христианский мир: основа для вычленения всемирно-исторических периодов: представление о четырех царствах (Ассирийском, Персидском, Македонском, Римском).Вели историю человечества от сотворения мира, а все, что случалось на земле после Рождества Христова и чему еще предстояло случиться, - последний акт из четырех эпох, предреченных пророками. До середины XVI в. учение о четырех мировых царствах - бесспорная схема истории. -- Итальянские гуманисты: со времени падения Римской империи и до появления «новых людей» (XIV —XV вв.) Европа переживала варварское, промежуточное время — Средние века. Новая трехчленная периодизация исторического процесса: Античность — Средние века — Новое время — утвердилась в истории лишь к концу XVII в. Концепцию гуманистов можно считать первой культурологической типологизацией. Культурные типы: -- Гегель – 3 культурных типа: восток, греческий и римский мир, германский мир. Их отличие — в степени овладения духом свободы. -- Н.Я. Данилевский: -- основоположник концепции культурно-исторических типов. -- культура циклична: рождение à становление à рассвет à стабилизация à упадок à гибель. Культурно – исторических типов – 13: 10+2+1 (10 существует, 2 исчезли, 1 не раскрыл свой потенциал еще: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, германо-романский. К ним Данилевский причисляет два американских типа — мексиканский и перуанский, погибших насильственной смертью, не успев совершить своего развития. 4 основы, необходимые для культурно-исторического типа: 1) общественно-экономические; 2) политические; 3) религиозные; 4) собственно – культурные. -- Освальд Шпенглер (1880-1936): «Закат Европы»: противопоставлении культуры и цивилизации. 8 типов культур как «способов переживания жизни», достигших полноты своего развития: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, западноевропейская, культура майя + русско-сибирская культура. -- П.А. Сорокин (1889— 1968):«Социальная и культурная динамика» три основных типа культуры: идеациональный,чувственный или сенсетивный и идеалистический. Идеациональный тип культуры: · принципы сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности. · мало уделяет внимания личности, предметам и событиям чувственного эмпирического мира. · стремится приблизить верующего к Богу. · относится культура брахманской Индии, буддийскую культуру, а также европейскую средневековую культуру до конца XII в. Чувственный (сенсетивный) тип: начинает свое развитие с XVI в. · непосредственное чувственное восприятие действительности и преобладание материальных потребностей. · Ценности сенсетивной культуры — в повседневном, земном мире; ее герои — фермеры, рабочие, домохозяйки и т.д.. · Цель:доставить наслаждение, расслабить возбуждение усталых нервов, освободить от религии, морали и других духовных ценностей. · Стиль чувственной культуры натуралистичен, свободен от всякого символизма. Идеалистический тип: · основан на интуитивном виде познания. Это смешанный тип, в котором как бы соединены два первых — чувственный и идеациональный — примерно в равных пропорциях. · Ценности этой культуры принадлежат как Небу, так и Земле. Мир этой культуры как сверхчувственный, так и чувственный. · Культура XIII — XIV вв. в Западной Европе, а также греческая культура V — IV вв. до н. э.
-- Герберт Маршал Маклуэн(1911 — 1980).: В центре внимания— развитие культуры как совокупности «средств общения». Три глобальных культурных типа: 1) дописьменный (традиционный); 2) письменный или книжный; 3) экранный (стадия формирования). Культурный код — это способ передачи информации культуры того или иного типа, это ключ к пониманию данного типа культуры. Дописьменные культуры: культуры первобытного мира. · Главный знак - язык. Через него культура пыталась установить контакт с природой и социумом. Посредством языка создавалась особая форма познания и освоения мира, передачи социального опыта, обучения, усвоения норм поведения и т.д. à главный культурный код дописьменного (традиционного) типа культур — миф: способ понимания и переживания жизни в предметных и знаковых формах. · запрограммированы на воспроизведение заданного образца в поведении человека, в его отношении к миру, природе, его обязанностей внутри социума В мифологической культуре миф «читался» через ритуал, обряд. Однако на определенном этапе развития культуры под воздействием социальных преобразований мифологический культурный код с его тождеством предметности, знаковости и идеальности разрушается. Письменные культуры: с конца IV тыс. до н. э. и по настоящее время. · Письменность — главная причина изменения культурного кода. · Причины появления письменности: возникновение государства, городов и городского à нужен новый способ самоорганизации культуры, основанный на разделении труда и социальной дифференциации общества. · Форма выражения культурного кода— письменная. · Содержание культур этого типа заключено в священных книгах: «Книга мертвых» древних египтян, «Ветхом Завете» древних иудеев, «Авесте» древних иранцев-зарострийцев, «Ведах» древних индийцев-брахманистов, «Илиаде» и «Одиссее» древних греков. · В письменном тексте место магии действия (ритуала) занимает магия слов. · Тайна письма была доступна немногим. · Новый код письменной культуры включает элементы культурного прошлого. · Священные тексты Библии, Корана, буддийские каноны Трипитаки остаются главными носителями письменного кода культур, принявших эти мировые монотеистические религии. · Иоганн Гуттенберг (второй половине XV в). - книгопечатание à усовершенствование данного культурного кода. · Знание как факт, научная теория, способ практического преобразования природы, в том числе и природы человека, ложится в основание культурного кода Европы Нового времени. · Усовершенствованный культурный код письменных культур характеризуется в XX столетии открытостью и доступностью информации благодаря книгам, газетам, журналам. Экранная культура: · Причиной и средствами перестройки культурного кода являются «технологии» самой знаковой деятельности человека. · 1ая форма перехода к новому культурному коду – кино (документальное). 2 этап - т елевидение, 3ий - видео, 4ый - компьютер. · Компьютер - итог эволюции книги и культурного кода, который содержится на линейном способе письма. Экран компьютера — трансформация книжной культуры. · не задает образцы формам и видам деятельности, но нуждается в естественном доверии к профессионализму, нравственности, творчеству, личности высокогуманной. · преодолевает привязанность к определенным пространственно-временным параметрам. -- Хозяйственно-культурные типы: 1) Племена тропической и субтропической зон: охота и сиобирательство: аборигены Австралии, бушмены Южной Африки, охотничьи племена Юго-Восточной, Южной Азии и Южной Америки, пигмеи Центральной Африки. 2) Тип охотников северной лесной зоны: эпоха неолита с изобретением лыж. Охота, а летом рыбная ловля: лесной части Сибири (эвенки, кеты, юкагиры), индейские племена северной Канады (атабаски, алгонкины). 3) Оседло-рыболовческий тип хозяйства северной зоны: в низовьях больших рек и на побережье океана, где много рыбы: нивхи-гилякм, ульчи, нанайцы низовья Амура; ительменов и т.д. 4) Тип морских охотников арктического побережья: Северной Азии и Северной Америки. Промысел моржа, тюленя, белухи, кита и др. господствовал до недавнего времени у эскимосов, береговых чукчей и коряков. 5) Оленеводческий хозяйственно-культурный тип: кочевой образ жизни и полная приспособленность к биологическим привычкам оленя, посезонно меняющего места пастбищ. Распространен только в Северной Азии (в нашей стране). 6) Степное кочевое скотоводческое: в конце неолитической эпохи (II тыс. до н.э.) в степной полосе от Центральной Азии до Северной Африки: монголы, северные тибетцы, буряты, алтайцы, западно-сибирских татары, казахи, киргизы, туркмены; в Иране —у курдов, луров, бахтиар; бедуинов Аравии; у беджа, галла, туарегов Северной Африки. 7) Тип ручного палочно-мотыжного земледелия тропических стран: Ручное земледелие— в Африке, Океании, кое-где в тропической Америке и Юго-Восточной Азии 8) Тип плужного земледелия (хлебопашества:) употребление пахотных орудий (рало, соха, плуг), использованием животных (бык, вол, лошадь) как рабочей силы. Впервые плужное земледелие возникло, видимо, в Юго-Западной Азии, в Месопотамии, а затем в Египте на рубеже IV —III тыс. до н.э. Этот хозяйственно-культурный тип стал основой для развития высоких цивилизаций древности. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|