|
Развитие культуры в концепциях эволюционистов, теории локальных типов к-ры и др.Этнологический взгляд на культуру начал складываться довольно рано, уже в XVIII веке, благодаря работам таких авторов как Дж. Вико, И. Г. Гердер, Ш. Монтескье. “В этот период волна географической экспансии, как неоднократно бывало и прежде в истории, привела к обострению интереса людей к сравнению собственных культурных ценностей, стереотипов, образа жизни с теми, что свойственны другим странам. Теория эволюционизма — первая теоретически значимая школа в этнологии — зародилась в конце XVIII века и получила широкое распространение на протяжение XIX века Концепция эволюционистов: Принцип развития, эволюции утверждается в первой половине XIX в. в разных областях науки. à стали считать: несмотря на все многообразие форм культуры, существуют неделимость мира и единство мировой культуры à стали основой для эволюционистской школы. Концепции представлений эволюционистской школы: · идея единства человеческого рода и вытекающего отсюда единообразия развития культуры; · прямая однолинейность этого развития — от простого к сложному; · психологическое обоснование явлений общественного строя и культуры; · выведение законов развития этих явлений из психических свойств индивида. Эти идеи по-разному преломлялись у отдельных представителей эволюционистского направления, но суть их взгляда на человеческую культуру: многообразные формы культуры тождественны в своей сути как способ единой человеческой деятельности. Выдающиеся представители: · английского этнографа Эдуарда Бернетта Тайлора (1832—1917): «Первобытная культура» (1871); · американского этнографа Льюиса Генри Моргана (1818—1881), основной труд— «Древнее общество» (1877); · английского этнографа и фольклориста Джемса Фрэзера (1854— 1941), крупнейшая работа: «Золотая ветвь» (1890). · В Англии — Герберт Спенсер, Джон Фергюссон, Мак-Леннан, Джон Леббок; · в Германии — Адольф Бастиан, Теодор Вайц, Оскар Пешель, Юлиус Липперт, Генрих Шуру; · во Франции — Шаоль Летурно. -- Гегель – 3 культурных типа: восток, греческий и римский мир, германский мир. Их отличие — в степени овладения духом свободы. Итак, сторонники эволюционистского направления в культурологии рассматривали развитие культуры как поступательный процесс, имеющий свои периоды (культурные эпохи) с присущими им особенностями, но в целом единый для всего человечества. Диффузионистское направление: -- признает главным содержанием исторического процесса явление диффузии (заимствования, переноса, растекания культур): Фридрих Ратцель (1844— 1904), Лео Фробениус (1873- 1928), Фриц Гребнер (1877- 1934), Вильгельм Шмидт (1868— 1954). -- народ не создает культуру, культура рождается сама из природных условий. -- в сходных условиях географической среды возникают сходные культуры. -- культура нуждается в питании: пища для нее — человеческое хозяйство. -- культура может быть пересажена на новую почву, и там, в иных природных условиях, развитие ее направляется в иную сторону. -- новые культуры рождаются из соприкосновения и взаимодействия старых. -- культура она не может обходиться без людей, так как не может без них передвигаться. -- человек или народ — не создатель, а только носитель культуры. -- культуры могут быть различного пола — мужские и женские. à изучение культуры должно производиться не историческим, а естественно-научным методом. Культурный релятивизм:концепция локальных цивилизаций и типов культур: -- Суть концепции: представление об истории как наборе самобытных культурных типов, часто несовместимых друг с другом. -- Н.Я. Данилевский: -- основоположник концепции культурно-исторических типов. -- культура циклична: рождение à становление à рассвет à стабилизация à упадок à гибель. Культурно – исторических типов – 13: 10+2+1 (10 существует, 2 исчезли, 1 не раскрыл свой потенциал еще: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, германо-романский. К ним Данилевский причисляет два американских типа — мексиканский и перуанский, погибших насильственной смертью, не успев совершить своего развития. 4 основы, необходимые для культурно-исторического типа: 1) общественно-экономические 2) политические 3) религиозные 4) собственно – культурные -- Не нравилось, что наша культура сопоставлялась с западом, т.к. на западе становление культуры уже завершено, а у нас только идет и имеет большой потенциал. -- Фридрих Ницше(1844— 1900): - ставит в центр своей культурологической концепции жизнь, основу которой образует воля. Понять импульсы воли, ее характер можно лишь с помощью искусства. Ницше различает два вида искусства: аполлоновское и дионисийское. Аполлоновское — созерцательное, логически членящее, критическое и рациональное, Дионисийское — творчески-чувственное, жизненное, оргиастически-буйное, иррациональное. -- Освальд Шпенглер (1880-1936): «Закат Европы»: противопоставлении культуры и цивилизации. 8 типов культур как «способов переживания жизни», достигших полноты своего развития: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, западноевропейская, культура майя + русско-сибирская культура. Каждая культура в своем развитии проходит стадии живого организма: рождение, детство, молодость, зрелость, старость и закат (увядание). Но главных этапа два: восхождение — собственно культура и нисхождение — цивилизация. -- Арнольд Дж. Тойнби (1899 — 1975): концепция замкнутых культурных типов: -- история как конгломерат локальных цивилизаций (типов культур): 21 à 13 типов. -- П.А. Сорокин (1889— 1968):«Социальная и культурная динамика» три основных типа культуры: идеациональный,чувственный или сенсетивный и идеалистический. Идеациональный тип культуры: · принципы сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности. · мало уделяет внимания личности, предметам и событиям чувственного эмпирического мира. · стремится приблизить верующего к Богу. · относится культура брахманской Индии, буддийскую культуру, а также европейскую средневековую культуру до конца XII в. Чувственный (сенсетивный) тип: начинает свое развитие с XVI в. · непосредственное чувственное восприятие действительности и преобладание материальных потребностей. · Ценности сенсетивной культуры — в повседневном, земном мире; ее герои — фермеры, рабочие, домохозяйки и т.д.. · Цель:доставить наслаждение, расслабить возбуждение усталых нервов, освободить от религии, морали и других духовных ценностей. · Стиль чувственной культуры натуралистичен, свободен от всякого символизма. Идеалистический тип: · основан на интуитивном виде познания. Это смешанный тип, в котором как бы соединены два первых — чувственный и идеациональный — примерно в равных пропорциях. · Ценности этой культуры принадлежат как Небу, так и Земле. Мир этой культуры как сверхчувственный, так и чувственный. · Культура XIII — XIV вв. в Западной Европе, а также греческая культура V — IV вв. до н. э. -- Таким образом, в течение XIX — XX вв. сложились два основных подхода к типологии культуры: эволюционный и культурно-исторический, или цивилизационный.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|