Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие культуры в концепциях эволюционистов, теории локальных типов к-ры и др.





Этнологический взгляд на культуру начал складываться довольно рано, уже в XVIII веке, благодаря работам таких авторов как Дж. Вико, И. Г. Гердер, Ш. Монтескье. “В этот период волна географической экспансии, как неоднократно бывало и прежде в истории, привела к обострению интереса людей к сравнению собственных культурных ценностей, стереотипов, образа жизни с теми, что свойственны другим странам.

Теория эволюционизма — первая теоретически значимая школа в этнологии — зародилась в конце XVIII века и получила широкое распространение на протяжение XIX века Концепция эволюционистов:

Принцип развития, эволюции утверждается в первой половине XIX в. в разных областях науки.

à стали считать: несмотря на все многообразие форм культуры, существуют неделимость мира и единство мировой культуры à стали основой для эволюционистской школы.

Концепции представлений эволюционистской школы:

· идея единства человеческого рода и вытекающего отсюда единообразия развития культуры;

· прямая однолинейность этого развития — от простого к сложному;

· психологическое обоснование явлений общественного строя и культуры;

· выведение законов развития этих явлений из психических свойств индивида.

Эти идеи по-разному преломлялись у отдельных представителей эволюционистского

направления, но суть их взгляда на человеческую культуру: многообразные формы культуры тождественны в своей сути как способ единой человеческой деятельности.

Выдающиеся представители:

· английского этнографа Эдуарда Бернетта Тайлора (1832—1917): «Первобытная культура» (1871);

· американского этнографа Льюиса Генри Моргана (1818—1881), основной труд— «Древнее общество» (1877);

· английского этнографа и фольклориста Джемса Фрэзера (1854— 1941), крупнейшая работа: «Золотая ветвь» (1890).

· В Англии — Герберт Спенсер, Джон Фергюссон, Мак-Леннан, Джон Леббок;

· в Германии — Адольф Бастиан, Теодор Вайц, Оскар Пешель, Юлиус Липперт, Генрих Шуру;

· во Франции — Шаоль Летурно.

-- Гегель – 3 культурных типа: восток, греческий и римский мир, германский мир. Их отличие — в степени овладения духом свободы.

Итак, сторонники эволюционистского направления в культурологии рассматривали развитие культуры как поступательный процесс, имеющий свои периоды (культурные эпохи) с присущими им особенностями, но в целом единый для всего человечества.

Диффузионистское направление:

-- признает главным содержанием исторического процесса явление диффузии (заимствования, переноса, растекания культур):

Фридрих Ратцель (1844— 1904), Лео Фробениус (1873- 1928), Фриц Гребнер (1877- 1934), Вильгельм Шмидт (1868— 1954).

-- народ не создает культуру, культура рождается сама из природных условий.

-- в сходных условиях географической среды возникают сходные культуры.

-- культура нуждается в питании: пища для нее — человеческое хозяйство.

-- культура может быть пересажена на новую почву, и там, в иных природных условиях, развитие ее направляется в иную сторону.

-- новые культуры рождаются из соприкосновения и взаимодействия старых.

-- культура она не может обходиться без людей, так как не может без них передвигаться.

-- человек или народ — не создатель, а только носитель культуры.

-- культуры могут быть различного пола — мужские и женские.

à изучение культуры должно производиться не историческим, а естественно-научным

методом.

Культурный релятивизм:концепция локальных цивилизаций и типов культур:

-- Суть концепции: представление об истории как наборе самобытных культурных типов, часто несовместимых друг с другом.

-- Н.Я. Данилевский: -- основоположник концепции культурно-исторических типов.

-- культура циклична: рождение à становление à рассвет à стабилизация à упадок à гибель. Культурно – исторических типов – 13: 10+2+1 (10 существует, 2 исчезли, 1 не раскрыл свой потенциал еще: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, германо-романский. К ним Данилевский причисляет два американских типа — мексиканский и перуанский, погибших насильственной смертью, не успев совершить своего развития. 4 основы, необходимые для культурно-исторического типа:

1) общественно-экономические

2) политические

3) религиозные

4) собственно – культурные

-- Не нравилось, что наша культура сопоставлялась с западом, т.к. на западе становление культуры уже завершено, а у нас только идет и имеет большой потенциал.

-- Фридрих Ницше(1844— 1900):

- ставит в центр своей культурологической концепции жизнь, основу которой образует воля. Понять импульсы воли, ее характер можно лишь с помощью искусства.

Ницше различает два вида искусства: аполлоновское и дионисийское.

Аполлоновское — созерцательное, логически членящее, критическое и рациональное,

Дионисийское — творчески-чувственное, жизненное, оргиастически-буйное, иррациональное.

-- Освальд Шпенглер (1880-1936):

«Закат Европы»: противопоставлении культуры и цивилизации. 8 типов культур как «способов переживания жизни», достигших полноты своего развития: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, западноевропейская, культура майя + русско-сибирская культура.

Каждая культура в своем развитии проходит стадии живого организма: рождение, детство, молодость, зрелость, старость и закат (увядание).

Но главных этапа два: восхождение — собственно культура и нисхождение — цивилизация.

-- Арнольд Дж. Тойнби (1899 — 1975): концепция замкнутых культурных типов:

-- история как конгломерат локальных цивилизаций (типов культур): 21 à 13 типов.

-- П.А. Сорокин (1889— 1968):«Социальная и культурная динамика» три основных типа культуры:

идеациональный,чувственный или сенсетивный и идеалистический.

Идеациональный тип культуры:

· принципы сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности.

· мало уделяет внимания личности, предметам и событиям чувственного эмпирического мира.

· стремится приблизить верующего к Богу.

· относится культура брахманской Индии, буддийскую культуру, а также европейскую средневековую культуру до конца XII в.

Чувственный (сенсетивный) тип: начинает свое развитие с XVI в.

· непосредственное чувственное восприятие действительности и преобладание материальных потребностей.

· Ценности сенсетивной культуры — в повседневном, земном мире; ее герои — фермеры, рабочие, домохозяйки и т.д..

· Цель:доставить наслаждение, расслабить возбуждение усталых нервов, освободить от религии, морали и других духовных ценностей.

· Стиль чувственной культуры натуралистичен, свободен от всякого символизма.

Идеалистический тип:

· основан на интуитивном виде познания. Это смешанный тип, в котором как бы соединены два первых — чувственный и идеациональный — примерно в равных пропорциях.

· Ценности этой культуры принадлежат как Небу, так и Земле. Мир этой

культуры как сверхчувственный, так и чувственный.

· Культура XIII — XIV вв. в Западной Европе, а также греческая культура V — IV вв. до н. э.

-- Таким образом, в течение XIX — XX вв. сложились два основных подхода к типологии культуры: эволюционный и культурно-исторический, или цивилизационный.

 

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.