Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава восьмая Новый образ мира





Чтобы в полной мере оценить размах ин- j теллектуальной революции, произведенной милетцами, необходимо в первую очередь про­анализировать творчество Анаксимандра. Ма­териалы доксографии дают о нём менее скуд­ные сведения, чем, скажем, о Фалесе и Анак-симене. Кроме того, что очень важно, Анак-сймандр ввел в употребление такой основе- [ полагающий термин, как arche. Далее, отка-;

завшись от поэтической традиции теогонии, > он предпочел писать прозой, положив тем, самым начало новому повествовательному сти­лю —«осведомленности о природе» (historia peri physeos). И, наконец, именно у него вы­ражена с наибольшей определённостью новая космологическая схема, которая окажет глу­бокое и длительное влияние на греческую ^ концепцию мира. |

Эта схема по-прежнему имеет свою исто- Г рию. Так же, как природа (physis) и генезис (genesis), arche сохраняет своё временное зна­чение в качестве первоначала, истока. «Фи­зики» пытаются ответить на вопрос, откуда и каким образом мир начал своё существование. Но в их интерпретации эта генетическая ре­конструкция объясняет формирование поряд­ка, представленного теперь уже в пространст­венном аспекте. Здесь следует особенно под-

черкнуть один пункт. Милетцы, бесспорно, были в долгу перед вавилонской астрономией. У неё они заимствовали наблюдения и мето­ды, которые, если верить легенде, позволи­ли Фалесу предсказать затмение солнца; они обязаны ей также применением таких при­боров, как гномон ', который, по преданию, Анаксимандр установил в Спарте. Возобновле­ние контактов с Востоком оказало благо­творное влияние на возникновение греческой науки, в которой астрономические вопросы на первых порах играли решающую роль. Тем не менее геометрическая направленность гре­ческой астрономии, её светский, свободный от всякой астральной религии характер с самого начала позволяют ей развиваться в иной плос­кости, нежели вдохновившая её на первых порах вавилонская наука.' Милетцы размеша- g ют миропорядок в пространстве. Организацию вседенной..ее.ме.с.т.о.положение. размеры и дви­жение звезд — все это они представляют в виде геометрических схем. Кроме того, они рисуют на карте (pinax) план земли, по­мечая на ней обитаемый мир, его страны, моря и реки; они сооружают механические модели вселенной, вроде той сферы, которую изготовил, по сообщениям некоторых древних авторов, Анаксимандр. Имея, таким образом, возможность «увидеть» космос, они в точном смысле слова обозревают, созерцают его,""! создают теорию (theoria от theoreo — «смот­реть», «обозревать», «созерцать», «наблю­дать»).

Подобная геометризация физического мира приводит к коренному переустройству космо-

логических перспектив, способствует появле­нию форм мышления и систем объяснения, не имеющих аналогов в мифе. Анаксимандр, например, локализует землю в центре мира, добавляя при этом, что если она пребывает неподвижной в определённом месте, не нуж­даясь в какой-либо опоре, то это происхо­дит потому, что, будучи равноудаленной от всех точек в пространстве, она не нужда­ется в том, чтобы двигаться вниз или вверх, в ту или другую сторону. Анаксимандр, сле­довательно, помещает космос в математизи­рованном пространстве, определяемом чисто геометрическими отношениями. Тем самым устраняется унаследованный от мифа образ иерархического мира, где «верх» и «низ» в их абсолютной противоположности обозначают различные космические уровни божествен­ных лил и где пространственные направле­ния, (т. е. «верх» и «низ») имеют противо-аодожные^р^лигиозные значения. Кроме того, 'все попытки мифа объяснить устойчивость земли, «всеобщий приют безопасный» (Ге-сиод), оказываются ненужными, ибо земля не нуждается больше в «опоре», «корнях»; ей больше не нужно ни плавать (как у Фалеса) на воде, из которой она, по его учению, возникла, ни опираться на воздух, как бы «оседлав» его (как у Анаксимена). С тех пор как была создана первая геометрическая мо­дель вселенной, все встало на свои места. Для того чтобы понять, почему люди могут вполне безопасно ходить по земле, почему земля не падает, как и все предметы, на­ходящиеся на её поверхности, достаточно

знать, что все радиусы небосвода равны между собой.

Геометрическая структура космоса предпо-^ лагает такую его организацию, которая прямо противоположна организации, приписываемой-.-космосу мифич.еской традицией. Никакая сти­хия "или часть мира не находятся в более привилегированном положении по сравнению с другими, никакая физическая сила не зани­мает доминирующего положения басилевса, осуществляющего всюду свою власть, гос­подство (dynasteia).' Если земля расположена в_ценгре вселенной, имеющей форму пра­вильной окружности, она может пребывать не­подвижной вследствие равного расстояния отовсюду, т. е. без того, чтобы подвергать­ся какой-либо власти, «...ничем не поддержи­ваемая» - (hypo methenos kratoumene). Эта формулировка Анаксимандра, которая вводит понятие «власть» (kratos), свидетельствует об устойчивости словаря и политических понятий в космологической мысли милетцев. Но, как весьма справедливо подчеркнул Ч. Кан в своей недавней работе, Анаксимандр в этой об­ласти намного 'опередил своего ученика — Анаксимена2. Согласно Анаксимену, земля, будучи плоской, держится на воздухе, кото­рый господствует над нею, сдерживает (sy-nkratei) её, подобно тому, как душа, будучи воздухом, сдерживает нас. Для Анаксимандра же..наоборот: ни одн^ стихия, ни одна часть мира не могут господствовать над другой. Новый порядок природы характеризуется ра-9 венством и симметрией различных сил, сос­тавляющих kocmoc.j Превосходство при-

надлежит исключительно закону равновесия. 'Режим равновесия, равноправия (isonomia) замещает единовластие..(тодагсШа) как в природе, так и в полисе.

Отсюда — нежелание присвоите, воде (Фа- лес), воздуху (Анаксимен) или какой-либо другой стихии значение «начала», «главенст­ва» (arche). Первую субстанцию*—«беско­нечную», «вечную», «божественную», «всеобъемлющую» и «управляющую всем» — Анаксимандр понимал как особую реальность, отличную от всех других стихий, образующую их общее начало, неисчерпаемый источник, равно питающий всех. Аристотель объясняет l такой выбор следующим образом: если бы р одна из стихий обладала бесконечностью, свойственной апейрону, то она уничтожила бы все другие. Действительно, стихии определя­ются их взаимной противоположностью; сле­довательно, надо, чтобы «противоположности уравновешивали друг друга» (isazei aei tanan-tia) или, как сказал Аристотель в другом месте, имели «равенство силы» (isotes tes dy-nameos) 3. Поскольку у нас нет оснований сомневаться в адекватности рассуждений Аристотеля и отвергать предложенное им ис­толкование мысли Анаксимандра, мы видим, что аристотелевская интерпретация учений его предшественников констатирует ради­кальное изменение отношения к власти и по­рядку в мире. Царская власть (basileia), единовластие (monarchia), которые в мифоло­гической традиции почитались как силы, создающие и поддерживающие мировой строй, в трактовке Анаксимандра становятся разру-

шителями этого строя. Отныне миропорядок утратил иерархический характер.и стал слу­жить поддержанию равновесия между силами, ни одна из.1<отор^х^не^олжна_обЕестиокон;

чательноеГгосподство над другими, ий^ это повлекло бы за собой распад космоса. Если апейрон обладает властью (arche) и управ­ляет всем,, то именно потому, что его власть исключает для любой стихии возможность господства, власти (dynasteia). Примат апей-рона гарантирует постоянство равновесия сил во взаимоотношениях между природными сти­хиями; будучи выше всех стихий, апейрон подчиняет их общему закону.

Впрочем, это равновесие сил отнюдь не статично; его динамика следует из наличия бинарных противоположностей и является ре­зультатом их конфликтов. Это значит, что поочередно каждая из сил захватывает власть, точнее, берет верх над своей противополож­ностью, но затем уступает эту власть в пользу своей противоположности соразмерно со сво­им первоначальным превосходством. Во всем космосе, в том числе в чередовании времен года и человеческом организме, происходит смена преобладания одной из противополож­ных сил над другой, связывая воедино гос­подство и подчинение, расширение и сжатие, рождение и смерть всех стихий — тех самых стихий, которые, согласно Анаксимандру, «следуя порядку времени, выплачивают друг другу компенсацию (tisis) и возмездие (dike) за совершенную несправедливость (adikia)».

Образуемый противостоящими и постоянно конфликтующими силами (dynameis) мир

подчиняет их закону справедливой компен­сации, порядку, поддерживающему между ни­ми равенство (isotes). Под давлением этого одинакового для всех справедливого закона (dike) силы связываются между собой, ко­ординируются, уравновешиваются с тем, что­бы, вопреки их множественности и разли­чиям, составить единый космос.

Новая картина мира, достаточно четко пред­ставленная Анаксимандром, является общей основой развития философской мысли до-сократиков и медицинских исследований. В начале V в. до н. э. Алкмеон представил эту картину в терминах, столь ясно свидетель­ствующих о её политических истоках, что (особенно после статей Г. Властоса, посвя­щенных этой проблеме) нам нет необходи­мости останавливаться на этом4. Итак, Алкмеон определяет здоровье как равнове­сие сил — isonomia ton dynameon — влажного и сухого, холодного и теплого, горького и слад­кого и т. д. Болезни есть следствие «еди­новластия» (monarchia) одного из этих эле­ментов над остальными, ибо исключительное господство отдельно взятого элемента губи­тельно.

Но социальный опыт дал космологической мысли не только модель равного для всех закона и порядка, сменившего всемогущее господство монарха. Режим полиса предстает перед нами соотнесенным с новой концепцией пространства; институты полиса представляют собой проекцию и воплощение того, что можно назвать «политическим пространством». В этой связи следует отметить, что первые ур-

банисты, такие, например, как Гипподам из Милета, были на самом деле политическими теоретиками; организация городского прост­ранства является лишь одним из моментов их более общего стремления упорядочить и ра­ционализировать человеческий мир. Связь между пространством города и его института­ми наиболее четко представлена в произведе­ниях Платона и Аристотеля.

В новом социальном пространстве, которое ориентировано на центр, власть, господство (kratos, arche, dynasteia) не располагаются более на вершине социальной лестницы, а по­мещены в центре (es meson), в середине человеческой группы. Теперь этот центр коти­руется высоко, ибо зависит от тех, хого на­зывают.«средними» (oi messoi), так как, на­ходясь на равном от крайностей расстоянии, они составляют фиксированную точку равно­весия города. По отношению к центру все_ индивиды и группы занимают симметричное положение. Агора образует центр общего для всех пространства. Все, кто сюда попадают, тем самым одинаково определяются как рав­ные (isoi). Присутствуя в этом политическом пространстве, как отдельные индивиды, так и группы людей, вступают в определённые вза­имоотношения. Учреждение общего Очага (Hestia koine) символизирует это полити­ческие, сообщество5. Установленный в При-танее 6 (вообще говоря, на агоре), общий Очаг, связанный с многочисленными домашними очагами, находится как бы на равном рас­стоянии от различных семей, населяющих полис; он представляет их всех, не уподобля-

ясь ни одному из них конкретно. Центри­рованное пространство, пространство общее, уравнивающее и симметричное и вместе с' тем светское, предназначенное для столкновения мнений, дебатов и аргументации, противо­поставляется религиозному пространству, символизируемому Акрополем.

Сопоставление некоторых текстов наводит на мысль о том, что эти новые пространст­венные представления содействовали геомет­рической ориентации, характеризующей гре­ческую астрономию; эти же представления свидетельствуют о глубокой структурной ана­логии между институциональным пространст­вом, в котором находит своё выражение че­ловеческий космос, и пространством физи­ческим, на которое- милетцы проектируют при­родный космос. Согласно древним авторам, Анаксимандр полагал, что земля покоится в силу центрального положения, занимаемого ею, вследствие равной удаленности её от всех крайних точек, словом, вследствие «равнове­сия» (homoiotes). Пребывая в центре, земля не подчинена какому-либу господству (kra-toumene) над собой. Эта связь между цент­ральным положением и отсутствием «господ­ства» кажется парадоксальной. Однако в поли­тических текстах Геродота мы обнаруживаем такой же словарь и то же концептуальное сходство. Геродот рассказывает, что после смерти тирана Поликрата Меандрий, назна­ченный покойным в качестве его преемни­ка и носителя скипетра (skeptron), созывает всех граждан на собрание и объявляет им о своем решении упразднить тиранию. «Я,—

заявляет он им кратко,— не одобрял влады­чества Поликрата над людьми, равными ему... Я передаю всю власть (arche) народу и провозглашаю свободу и равенство (isono-mia)»7.

Это сопоставление представляется тем более знаменательным, что у самих ми-летцев концепция физического пространства, симметрично организованного вокруг центра, соответствует некоторым представлениям об­щественного характера. Согласно Агафемеру, Анаксимандр из Милета, ученик Фалеса, пер­вым начертил обитаемую землю на дощечке для записей (pinax), как это сделал после него, но более тщательно Гекатей из Милета 8. Добавим, что ранние греческие «физики» представляли себе обитаемую землю''кругл6й;

в центре земли — Греция,-андеятре Гре­ции — Дельфы. Известно, что эта концепция вызвала.. ироническую, оденку _ у. Геродота. \ «Смешно видеть,— пишет он,— как многие люди уже начертили карты земли, хотя никто из них даже не может правильно объяснить очертания земли. Они изображают Океан обтекающим землю, которая кругла, словно вычерчена циркулем. А Азию они считают величиной, равной Европе»9. В другом пассаже Геродот раскрывает нам институциональную и политическую подоплеку такой, на его взгляд, слишком далеко заходящей геомет­ризации физического пространства. После пе­ренесенного ионийцами поражения они соб­рались в Панионе '°. Биант из Приены, один из мудрецов, посоветовал им «всем вместе отплыть в Сардон и там основать один общий

для всех ионян город». Затем выступил Фалес из Милета. Он предложил построить один об­щий дом для совещаний (en bouleyterion) именно в Теосе, так как Теос лежит «по­середине Ионии» (meson lonies); другие горо­да, сохраняя самостоятельность, будут отныне на положении местных демов, включенных в

единый полис ".

Между прочим, мы располагаем ещё одним доказательством взаимодействий, которые могли происходить между политическими, геометрическими и физическими значениями центра, понимаемого как фиксированная точ­ка, вокруг которой упорядочивается прост­ранство, образуемое симметричными и обрати­мыми отношениями в обществе и природе 12. Очаг (Hestia), символизирующий на агаре новый человеческий порядок, у Филолая бу­дет означать центральный космический огонь, у других философов — землю, пребывающую неподвижно посередине вселенной 13.

Эти соответствия между структурой при­родного космоса и организацией космоса со­циального вполне отчетливо представлял себе Платон в IV в. до н. э. Философ, который велел начертать над входом^ в. Академию:

«Негеометр да не войдет!», свидетельствует.'о наличии связей между мыслью геометри­ческой и мыслью политической, которые уста-/ новились и долго поддерживались у греков. В диалоге «Горгий», бичуя в лице Калликла и устами Сократа всех тех, кто отказывается изучать геометрию, Платон тесно связывает познание геометрических равенств, явля­ющихся основой физического космоса, с по-

литическими представлениями, на которых по­коится новый порядок города — справедли­вость (dikaiosyne), благоразумие и сдержан­ность (sophrosyne): «Мудрецы учат, Калликл, что небо и землю, богов и людей объединяют общение, дружба, порядочность, воздержан­ность, справедливость... ТЫ же, мне кажется, этого в расчет нисколько не принимаешь, несмотря на всю свою мудрость, ты не заме­чаешь, как много значит и меж богов, и меж людей равенство — я имею в виду геометри­ческое равенство... Это оттого, что ты пре­небрегаешь геометрией»14.

 

Адо П. Что такое античная философия? М., 1999. III. Фигура Сократа. п. Сократическое незнание и критика софистического знания; п. Призыв «индивидуума» к «индивидууму»; п. Сократово знание: абсолютная ценность нравственного намерения. С.40-52. V. Платон и Академия. п. Философский дискурс Платона.С.83-89. VI. Аристотель и его школа. п. «Теоретическая» форма жизни. Различные уровни «теоретической» жизни. п. Границы философского дискурса. С.89-104.

 

// Адо П. Что такое античная философия. М., 1999, с. 40 – 52, 83 - 104

Сократическое незнание и критика софистического знания

В «Апологии Сократа», где Платон по-своему воспроиз­водит речь Сократа перед судьями во время процесса, на котором он был приговорен, последний рассказывает, как один из его друзей, Херефонт', спросил у дельфийского оракула, есть ли на свете человек более мудрый (sophos), чем Сократ, и оракул ответил, что нет никого мудрее Со­крата. Тогда Сократ задал самому себе вопрос, что хотел сказать оракул, и пустился в долгое исследование; он стал присматриваться к людям, которые, согласно представле­ниям древних греков (о чем мы говорили в предыдущей главе), обладали мудростью, т.е. умением: государственным мужам, поэтам, ремесленникам, — чтобы отыскать между ними человека более мудрого, чем он сам. И вот Сократ приметил, что все эти люди думают, будто они всё знают, а

' Платон. Апол., 20—23.

 

на поверку не обладают никаким знанием. Отсюда он за­ключил, что если он более мудр, то лишь потому, что, со своей стороны, не думает, будто знает то, чего не знает. Значит, оракул подразумевал, что мудрейший из людей «тот, кто знает, что знание его ничего не стоит»'. Именно таково будет платоновское определение философа в диалоге «Пир»: философ ничего не знает, но отдает себе отчет в своем незнании.

Призвание Сократа, открытое ему, как сказано в «Апо­логии», дельфийским оракулом, т.е. в конечном счёте са­мим богом Аполлоном, состоит, таким образом, в том, чтобы заставлять других осознать своё собственное незнание, свою не-мудрость. Исполняя эту миссию, Сократ будет выступать в роли человека, который ничего не знает и про­стодушно расспрашивает других. Это и есть знаменитая сократическая ирония — притворное неведение; желая до­знаться, есть ли кто-нибудь мудрее его самого, Сократ вся­кий раз с искренним видом просит собеседника разъяс­нить ему какой-либо вопрос, какое-либо понятие. В «Госу­дарстве» один из участников диалога говорит:

Вот она, обычная ирония Сократа! Я уж и здесь всем заранее говорил, что ты не пожелаешь отвечать, прикинешься простачком и станешь делать все что угодно, только бы увернуться от ответа, если кто тебя спросит2.

Недаром в своих беседах Сократ всегда предстает во­прошающим: «ибо он признает, что ничего не знает», от­мечает Аристотель3. «Принижая себя, — говорит Цицерон, — Сократ больше, чем следовало, уступал тем, кого соби­рался опровергнуть: думая одно и говоря другое, он нахо­дил удовольствие в подобном двуличии, что зовется у гре­ков "иронией"»4. Но дело тут вовсе не в двуличии, не в

 

1 Апол., 23 b.

2 Платон. Госуд., 337 а'*.

3 Аристотель. О софист, опроверж., 183 b 8.

4 Цицерон. Лукулл2*, 5, 15. О сократической иронии см.: R. Schaerer. Le mecanisme de 1'ironie dans ses rapports avec la dialectique. — «Revue de metaphysique et de morale», t. 48, 1941, p. 181—209; V. Jankelevitch. L'lronie. Paris, 1964; см. также: Гегель. Лекции по истории философии, кн. 2-я, ч. 1-я, гл. II, Третий отдел (G.W.F. Hegel. Lecons sur 1'histoire de la philosophic, t. II. Paris, 1971, p. 286 et suiv.).

 

умышленном притворстве, а в своеобразном чувстве юмо­ра, не позволяющем неизменно принимать всерьёз и дру­гих, и самого себя, поскольку все человеческое, включая и философствование, ненадежно и зыбко, так что здесь едва ли есть чем гордиться. Итак, миссия Сократа в том, чтобы открывать людям глаза на их незнание. Это, по существу, целая революция в понимании знания. Конечно, Сократ заговаривает и с профанами, которые не ведают ничего, кроме прописных истин, и действуют не размышляя, под влиянием расхожих мнений и предрассудков; он охотно втолковывает им, что их мнимое знание ни на чем не ос­новано. Но в первую очередь он обращается к тем, кто вследствие своей образованности убежден, что обладает знанием «как таковым». До Сократа существовало два типа людей этого рода: с одной стороны, аристократы знания, учители мудрости или истины — как Парменид, Эмпедокл или Гераклит, — противопоставляющие свои умозрения невежеству толпы; с другой стороны — демократы знания, уверенные в том, что знание можно продавать всем и каж­дому: в них вы, конечно же, узнаёте софистов. Для Сократа знание — это не набор положений и формул, которые можно записать, передать другому или продавать в готовом виде. В начале «Пира»1 сказано, что Сократ явился с запоз­данием, так как по дороге он остановился и застыл на ме­сте, «обратив ум свой на самого себя»3*. Когда он входит, Агафон, хозяин дома, просит его располагаться рядом с ним: «чтобы и мне, — говорит он, — досталась доля той мудрости, которая осенила тебя». «Хорошо было бы, — от­вечает Сократ, — если бы мудрость имела свойство перете­кать, как только мы прикоснемся друг к другу, из того, кто полон ею, к тому, кто пуст». Иными словами, знание нельзя уподобить изготовленной вещи или некоей полноте содер­жания, непосредственно передаваемой в письменной или устной форме.

Когда Сократ утверждает, что знает только одно, а именно что он ничего не знает, это означает, что он отказыва­ется от традиционного представления о знании. Его фило­

1 Пир, 174 d-175 d.

 

софский метод заключается не в том, чтобы сообщать не­которое знание, что сводилось бы к ответам на вопросы учеников, а как раз наоборот, в том, чтобы спрашивать учеников, потому что ему самому нечего им сказать, нече­го преподать в части теоретического содержания знания. Сократическая ирония состоит в том, чтобы делать вид, будто желаешь узнать что-то от своего собеседника, — с целью подвести его к мысли, что он ничего не знает в той области, в которой мнит себя сведущим.

Но эта критика знания по видимости всецело негатив­ная, имеет двоякое значение. С одной стороны, она пред­полагает, что знание и истина, как мы уже говорили, не могут быть восприняты в готовом виде, а должны быть рождены самим индивидуумом. Не случайно в диалоге «Теэтет» Сократ уверяет, что, беседуя с другими, он доволь­ствуется ролью повивалыцика. Сам он ничего не знает и ничему не учит1, а только задает вопросы, и вопросы эти помогают его собеседникам произвести на свет «свою» ис­тину. Использованный Сократом образ наводит на мысль, что знание находится в самой душе и что индивидуум, после того как он открыл с помощью Сократа ничтожность своего знания, должен открыть для самого себя собствен­ную душу. Развивая своё учение, Платон выразит эту идею в мифологической форме: всякое знание есть припомина­ние того, что созерцала душа в прошлом существовании. Человеку поэтому надо учиться вспоминать. Точка зрения Сократа совершенно иная. Его вопросы не приводят со­беседника к какому-либо знанию, к каким-либо выводам, которые можно было бы сформулировать в виде положе­ний, касающихся того или иного предмета. Сократический диалог, напротив, завершается апорией, показывает невозможность вывести и облечь в слова некоторое знание. Точнее именно потому, что собеседник откроет тщету своего знания, он откроет в то же время и свою истину, т.е., переходя от знания к себе самому, поставит самого себя под сомнение. Иными словами, истинный предмет сократичес­кого диалога — не то, о чем говорят, а тот, кто говорит, как замечает Никий, один из персонажей Платона:

1 Теэтет, 150 d.

 

Мне кажется, ты не знаешь, что тот, кто вступает с Сокра­том в тесное общение и начинает с ним доверительную беседу, бы­вает вынужден, даже если сначала разговор шел о чем-то другом, прекратить эту беседу не раньше, чем, приведенный к такой необ­ходимости самим рассуждением, незаметно для самого себя отчи­тается в своем образе жизни как в нынешнее, так и в прежнее время. Когда же он оказывается в таком положении, Сократ от­пускает его не прежде, чем допросит обо всем с пристрастием [...] Я получаю удовольствие от близкого общения с этим мужем и не считаю злом, если нам напоминают, что мы сделали что-то плохо или продолжаем так поступать, но полагаю, что человек, не избе­гающий таких наставлений, необходимо станет более осмотритель­ным в последующей своей жизни1.

Итак, Сократ подводит своих собеседников к самоана­лизу и самосознанию. Он досаждает им подобно «оводу»2, задавая вопросы, которые ввергают их в сомнение и за­ставляют обратить внимание на себя самих, озаботиться собою:

О лучший из мужей, гражданин города Афин, величайшего из городов и больше всех прославленного за мудрость и силу, не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, не заботишься и не помышляешь?3

Таким образом, важно поставить под сомнение не столь­ко своё кажущееся знание, сколько себя самих и те ценности, которым подчинена наша жизнь. После разговора с Сократом вконец сбитый с толку собеседник уже не знает, почему он поступает так, а не иначе. Он видит противоре­чия в своих рассуждениях и свои собственные внутренние противоречия. Он сомневается в самом себе и вслед за Со­кратом приходит к мысли, что он ничего не знает. Но при этом он смотрит на себя со стороны, он как бы раздваивает­ся, какой-то частью своего существа отождествляясь с Со­кратом во взаимном согласии, которого тот требует от собе­седника на каждом этапе рассуждения. Так в нём пробуждается самосознание, он ставит самого себя под сомнение.

1 Лахет, 187 е 6.

2 Апол., 30 е.

3 Апол., 29 d—e.

 

Итак, истинная проблема не в том, чтобы приобрести определённое знание, а в том, чтобы существовать определённым образом.

Я не старался ни о чем таком, о чем старается большинство: ни о наживе денег, ни о домашнем устроении, ни о том, чтобы попасть в стратеги, ни о том, чтобы руководить народом; вообще не уча­ствовал ни в управлении, ни в заговорах, ни в восстаниях, какие бывают в нашем городе [...] я не шел туда, где я не мог принести никакой пользы ни вам, ни себе, а шел туда, где мог частным образом всякому оказать величайшее благодеяние, стараясь убеждать каждого из вас не заботится ни о чем своем раньше, чем о себе самом4*, — как бы ему быть что ни на есть лучше и умнее.

Этот призыв «быть» заключен не только в каверзных вопросах Сократа, не только в его иронии, но, что самое главное, и в его способе существования, в его образе жиз­ни, в самом его бытии.

 

Призыв «индивидуума» к «индивидууму»

Философствовать отныне означает не приобретать знание или умение, sophia, как думают софисты, а подвергать сомнению самого себя, оттого что чувствуешь себя не тем, чем надлежит быть. Таково будет определение философа, человека, стремящегося к мудрости, в платоновском «Пире». Само же это чувство возникает при общении с незауряд­ной личностью — Сократом, который одним своим при­сутствием побуждает того, кто с ним сблизится, усомнить­ся в себе. Об этом ведёт речь Алкивиад в конце «Пира». Именно здесь, в похвальном слове Сократу, произнесен­ном Алкивиадом, очевидно, впервые в истории изображен Индивидуум, дорогой сердцу Кьеркегора, Индивидуум как единственная в своем роде, не укладывающаяся ни в какие рамки личность. Существуют, говорит Алкивиад2, различ­ные типы людей, к которым можно отнести индивидуу­мов; например, «великий воин, отличающийся благород­ством и мужеством»: под это определение подходит Ахилл, герой гомеровских времен, или, из современников, спар­танский полководец Брасид; или же тип «владеющего ора-

1 Апол., 36 b—c. 2 Пир, 221 c-d.

торским искусством и умудренного опытом государствен­ного мужа»: Нестор в гомеровскую эпоху, Перикл во вре­мена Платона. Сократа же невозможно причислить к ка­кому-либо разряду. Сравнивать его можно не с другими людьми, а только с силенами и сатирами. Он — atopos: странный, чудаковатый, вздорный, ни на кого не похо­жий, сбивающий с толку. В «Теэтете» Сократ скажет о себе: «Я человек совершенно вздорный (atopos) и люблю ставить людей в тупик (aporia)»1.

В этой уникальной личности есть что-то завораживаю­щее, магически притягательное, философские речи Сократа, по словам Алкивиада, жалят сердце, точно змея, и приво­дят душу в состояние одержимости, неистовства и фило­софского опьянения, т.е. вызывают в человеке глубокое потрясение2. Обратим на это особое внимание3. Сократ воз­действует на своих слушателей на иррациональном уровне, вызывая у них эмоции (а может они сами таковы, и реагируют соответственно тому каковы они есть? Ибо иначе и Сократ должен бы плясать, смеяться и плакать. – Д.А.) и внушая им любовь. В диалоге, написанном учеником Сократа Эсхином из Сфетта, Со­крат говорит об Алкивиаде, что если он, Сократ, не спосо­бен преподать ему что-либо полезное (что неудивительно, ибо Сократ ничего не знает), то всё же может, как он пола­гает, сделать его лучшим благодаря любви, которую испы­тывает к нему Алкивиад, и постольку, поскольку тот нахо­дится рядом с ним4. В «Феаге», диалоге, ошибочно припи­сываемом Платону, но созданном между 369 и 345 гг. до н.э.5, т.е., вероятно, при жизни Платона, один из учеников признается Сократу, что хотя ничему от него не научился, но, однако же, делал великие успехи, когда сидел рядом и соприкасался с ним. [Ну и что же следует в отношении самого Сократа и его философии из этого – неизвесно кем написаного – диалога?! (Д.А.) ]. Алкивиад из «Пира» не раз повторяет, что магические слова Сократа приводят его в смятение:

Мне казалось — нельзя больше жить так, как я живу [...] Он заставит меня признать, что я пренебрегаю самим собою6.

1 Теэтет, 149 а.

2 Пир, 215 с и 218 a-b.

3 См.: A.M. loppolo. Opinione e scienza. Napoli, Bibliopolis, 1в86, р. 163.

4 К. Bering. Der Sokrates des Aischines von Sphettos und die Frage nach dem historischen Sokrates. - «Hermes», Bd 112, 1984, S. 16-30. См. также: C.W. Muller. Die Kurzdialoge der Appendix Platonica. Munchen, 1975, S. 233, Anm. 1.

5 Феаг, 130 d. См.: C.W. Muller. Op. cit., S. 128, Anm. 1.

6 Пир, 215 c-e; 216 a.

 

И дело не в том, что он превосходит других ораторов в красноречии. Как раз наоборот, говорит Алкивиад, на пер­вых порах речи его кажутся смешными:

На языке у него вечно какие-то вьючные ослы, кузнецы, сапож­ники и дубильщики, и кажется, что говорит он всегда одними и теми же словами одно и то же'.

Алкивиад явно имеет в виду обычную аргументацию Сократа, которую можно найти в воспоминаниях о Сокра­те, написанных Ксенофонтом2: Сократ удивляется, что если кто хочет отдать кого-нибудь в ученье сапожному ремеслу, или плотничьему, или кузнечному, или верховой езде, он знает, где искать учителя, и даже если кто хочет лошадь или вола приучить к работе, то везде найдет для них учите­лей, но когда речь идёт о справедливости, люди не знают, куда идти учиться. У Ксенофонта софист Гиппий пеняет Сократу, что он всегда «повторяет одни и те же слова об одном и том же». Сократ охотно это признает и тем самым подталкивает своего собеседника на похвальбу: мол, он, Гиппий, наоборот, всегда старается сказать что-нибудь но­вое, даже если речь идёт о справедливости. Сократ любо­пытствует, что нового может сказать Гиппий о предмете, который пребывает неизменным, но тот не желает отве­чать, пока Сократ сам не выскажет своего мнения о спра­ведливости:

Довольно с тебя и того, что ты над другими насмехаешься — предлагаешь всем вопросы и всех опровергаешь, а сам никому не хо­чешь дать отчета и ни о чем не хочешь высказать своё мнение5*.

На что Сократ отвечает:

Я непрестанно показываю людям, что я считаю справедливым. Если не словом, то делом показываю.

Это означает, что наилучшим определением справедли­вости служит в конечном счёте сама жизнь справедливого человека.

 

' Пир, 221е. 2 Ксенофонт. Воспоминания, IV, 4, 5.

 

Именно могучая индивидуальность Сократа пробуждает к сознанию индивидуальность его собеседников. Но реак­ция их далеко не одинакова. Никий, как мы видели, рад тому, что Сократ заставляет его усомниться в себе самом. Алкивиад же, наоборот, пытается воспротивиться влиянию Сократа, он испытывает лишь чувство стыда перед ним и, стремясь освободиться от этих уз, порой даже желает его смерти. Иными словами, Сократ может только призвать своего собеседника испытать себя, подвергнуть себя иссле­дованию. Для того чтобы завязался диалог, который побу­дил бы индивидуума, как выразился Никий, отчитаться в своем образе жизни, беседующий с Сократом должен, как и сам Сократ, подчиниться требованиям рационального дискурса или, лучше сказать, требованиям разума. Иначе говоря, самоанализ, сомнение в себе возможны лишь тог­да, когда индивидуальность преодолевает себя и возвыша­ется до уровня всеобщности, представленной логосом, об­щим для двух собеседников.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.