Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культурная мифология Л. Фробетуса. Теория культурных кругов Ф. Гребнера





Л. ФЮБЕНИУС (1873-1928) был крупнейшим спе­циалистом по африканским культурам. Он совершил 12 экспедиций, посвященных исследованию материальной культуры народов Африки.

Итогом этого стали его работы. В наиболее фундаментальной из них "Происхождение африканских культур" (1898) Фробениус рассматри­вал две формы передвижения культуры: перенос культуры без значи­тельного движения народа и перемещение культуры с народами. Чело­век в его теории занимал подчиненное место. Основное понятие его кон­цепции "культурная провинция" (культурный круг) представляло со­бой некую совокупность предметов материальной культуры, с опреде­ленными признаками, характеристиками. Л. Фробениус, например, выделял "западноафриканский культурный круг", охватывающий бас­сейн р. Конго, побережье Верхней и Нижней Гвинеи. Признаки этого культурного круга таковы: прямоугольные дома с двускатной крышей, лук с растительной тетивой, плетеный щит, многострунные музыкаль­ные элементы с растительными струнами, барабан в форме песочных часов и некоторые другие.

Л. Фробениус обнаружил удивительное сходство многих черт "за­падноафриканского культурного круга" с культурой Новой Гвинеи и других частей Меланезии. Он полагал, что данный тип африканской культуры происходит из Юго-Восточной Азии, и назвал ее "малайско-нигритской". Кроме этого типа он обнаружил в Африке еще две куль­туры "азиатского" происхождения - более раннюю "индийскую", су­щественно повлиявшую на культуру Северной и Северо-Восточной Африки, и наиболее позднего происхождения, "семитскую", лишь по­верхностно затронувшую (через арабов) Северную Африку. В то же время в Африке Л. Фробениус нашел древнейший пласт культуры (соб­ственно африканский), получившей большое распространение в южной части материка. Этот древнейший слой культуры, названный Фробе-ниусом "нигритским", он считал общим с австралийской культурой и древнейшими "культурными кругами" Океании. Из смешения "нигрит-ской" культуры с "малайско-нигритской" и "азиатскими" культурами родилась новая "африканская" культура. Ее элементы специфичны для Африки. Это африканский кожаный щит, нож, развившийся из нако­нечника копья, музыкальный лук, цилиндроконическая хижина и т. д.



Такому приземленному, практически предметному анализу культур­ной действительности противостоит мифологичность, даже некоторая мис­тичность, общекультурологической концепции Л. Фробениуса. Культура для него есть некое органическое существо. В своей аналогии культуры и организма он нередко доходит до их отождествления. Л. Фробениус ут­верждает, что культуры рождаются, живут и умирают, как и другие жи­вые существа. Человек же, скорее, продукт культуры, чем ее творец. "Куль­тура растет сама по себе, без человека, без народа"1. Культура рождается из природных условий. Она нуждается в питании, что осуществляется благодаря развитию хозяйства. Как организм, культура может быть пере­сажена на другую "почву", и в новых условиях она приобретет иное на­правление развития. Новые культуры рождаются из соприкосновения и взаимодействия старых. В то же время культура не может обходиться без человека, так как у нее нет ног. Поэтому человек — носильщик культуры.

Впоследствии Л. Фробениус назвал свою теорию морфологией культуры, особо выделяя в ней такие разделы, как "анатомия" и "физиология" куль­туры. Он основал во Франкфурте-на-Майне "Исследовательский инсти­тут по морфологии культуры", существующий и в настоящее время.

Позднее, развивая свой тезис об аналогии культур и организма, Л. Фробениус подразделил культуры на мужские и женские. В Африке он различал два типа культур в соответствии с этим положением: "теллу-рическо-эфиопско-патриархальную" и "хтоническо-хамитическо-матриар-хальную". "Теллурическое", по его определению, означает "растущий из земли вверх", "хтоническое" — "углубляющийся корнями в землю". Оба типа культур тесно связаны с растительным миром. "Теллурическая" ро­дилась в зоне африканских саванн, "хтоническая" — в Сахаре и Северной Африке. Эти типы культур отличаются тенденциями ("идеями"), зало­женными в них. "Теллурическая" как бы стремится вверх, и это проявля­ется в особенностях материальной и духовной культуры. Для нее харак­терны свайные жилища, свайные амбары, кровати на ножках; душа этой культуры поднимается вверх, как растение; человек здесь взбирается вверх по иерархической лестнице возрастных классов, божества обитают в высо­ких недоступных местах. Это патриархальная культура. "Хтоническая" матриархальная культура стремится зарыться в землю: существуют под­земные жилища, зернохранилища, земляные печи, циновки, идеи о под­земном мире душ и т. д. Л. Фробениус полагал, что у культуры есть душа (пайдеум). Впоследствии, расширяя свою концепцию двух типов культу­ры, он заменил "хамитическую" и "эфиопскую" культуры на "Восток" и "Запад". "Востоку" присуще "пещерное" чувство, неподвижность, идея фатальной (непреодолимой) судьбы, а "Западу" — "чувство далекого", динамичность, идея личности и свободы.

Ф. Гребнер (1877 — 1934) также разрабатывал теорию культурных кругов, основная идея которой — стремление свести все многообразие человеческой культуры к единичным, однократным явлениям. Основ­ной объект исследований — культуры Австралии и Океании. Важней­шие работы исследователя — "Меланизийская культура лука и ее род­ственники" (1909), "Метод этнологии" (1911). Ф. Гребнер отстаивал идею практической неизменности форм предметов и их географического распространения. Культуры, или культурные круги, он часто выделял произвольно, что не соответствовало реальному положению вещей. В своих теоретических построениях он анализировал музейные коллек­ции Кёльнского и других европейских музеев, не ведя собственных по­левых исследований. Поэтому совокупность элементов культуры, вхо­дящих в культурный круг, составлялась им умозрительно, а не на осно­вании непосредственного изучения культурной действительности, как это делал Л. Фробениус. Ф. Гребнер также отстаивал идею, что каж­дый элемент культуры, будучи изобретенным один раз в определенном месте, затем распространяется по различным странам.

В Австралии и Океании Ф. Гребнер выделил восемь культурных кругов, или культур: тасманийскую (ранненигритская), культуру бумеранга (новонигритская, древнеавстралийская), тотемическую (западно-папуасская), двухклассовую (восточнопапуасская), меланизийскую куль­туру лука, протополинезийскую, новополинезийскую, индонезийскую. Каждая культура состояла из 19 —20 элементов. Приведем для примера "составные части" двухклассовой (восточнопапуасской) культуры: зем­леделие с возделыванием клубневых растений, рыболовство при помо­щи ставных сетей, дощатая лодка, хижина с двускатной крышей, спи­ральное плетение корзин, тяжелая палица с утолщением на конце, кру­говой орнамент, тайные мужские союзы и пляски в масках, культ духов умерших и черепов, лунная мифология, людоедский миф...

Таким образом, Ф. Гребнер представлял культуру как конгломерат или просто эклектическое соединение предметов материальной культу­ры и обрядов, верований. Ряд исследователей культур обращали вни­мание на придуманность "культурных кругов". Резко критиковал имен­но такой вариант диффузионизма Б. Малиновский, отмечая, что куль­тура при таком подходе к исследованию есть собрание (куча) мертвых вещей, не связанных друг с другом.

В Австрии существовала также "культурно-историческая", или "вен­ская", школа в исследовании культур. Ее развитие было связано с име­нем католического патера В. Шмидта (1868-1954) и носило богослов-ско-теологическую направленность. Учение о культуре В. Шмидта вклю­чало в себя гребнеровскую схему культурных кругов, "пигмейскую" теорию Колльмана (согласно ей первоначально все народы были низко­рослыми, как пигмеи в Африке) и концепцию А. Лэнга об исконной вере первобытных людей в небесного бога-отца.

Диффузионизм в США и Англии

В США диффузионизм существовал в качестве тенден­ции, черты в изучении культур, но не имел доминирующего значения в какой-либо период и не стал основой сколько-нибудь значимой культу­рологической концепции.

Взаимопроникновение культур изучалось культурными антрополо­гами США прежде всего на примере контактов индейских племен. Наи­более известным выразителем идей диффузионизма был К. Уисслер (1870-1947). Он связывал широкое распространение какой-либо куль­турной черты, обряда, обычая с их древним возрастом, а ограниченное, локальное существование говорило, по его мнению, о ее недавнем вве­дении, происхождении. Анализируя контакты культур индейцев, К. Уисслер пришел к выводу, что путем диффузии распространяются не только материальные и нематериальные элементы культуры, но и соматические (телесные, организменные) характеристики. К. Уисслер сформулировал общий закон культурной диффузии: антропологические черты имеют тенденцию диффузировать во всех направлениях из своего центра .происхождения. Сходные идеи были также высказаны Э. Сепиром. А. Крёбер выдвинул понятие "диффузия стимула", содержание которого состояло в описании обстоятельств, обеспечивающих внедре­ние в новую культуру комплекса идей. При этом А. Крёбера, в отличие от других исследователей, интересовала диффузия идей.

Большое внимание культурной диффузии уделил Р. Диксон в книге "Построение культур" (1928). Он выделил первичную диффузию — распространение какого-либо нововведения в рамках отдельной культу­ры и вторичную — перемещение элемента культуры за границы ареала (пространства культуры), среди другого народа.

Основателем диффузионизма в Англии был У. Риверс (1864 —1922), который пытался избежать крайностей эволюционизма и дифффузио-низма. Он рассматривал образование новых культур в виде взаимодей­ствия волн переселения. На примере Океании он показывал, как каж­дая группа иммигрантов привносила в культуру свои черты (обычаи, обряды и т. д.).

Завершенную форму диффузионизм в Англии приобрел в трудах Г. Эллиота-Смита (1871-1937) и У. Дж. Перри (7-1949). Направле­ние в изучении культур, связанное с именами этих исследователей, не­редко называют "гипердиффузионизмом" или "панегиптизмом", что обу­словлено кругом их интересов, а именно изучением культуры Древнего Египта. Г. Эллиот-Смит, исследуя культуру Древнего Египта и грани­чащих с ним культур, обратил внимание на сходство ряда черт древне­египетской культуры (например, техника мумифицирования) с культу­рой других народов, в том числе расположенных в других частях света. Сравнительный анализ общих моментов в культурах различных наро­дов привел Г. Эллиота-Смита к выводу о том, что явления культуры, зародившись в Древнем Египте около IX—VIII вв. до н. э., распростра­нились по всему миру, прежде всего в восточном направлении: через Аравию и Персидский залив, Индию и Цейлон — в Индонезию, затем далее на восток — в Океанию. Из Океании элементы первичной куль­туры попали через северную часть Тихого океана в Америку.

Первичный комплекс архаичной культуры, по Элиоту-Смиту, — это обычай сооружать мегалитические памятники, мумификация трупов, культ солнца и змеи, а также ткачество, обычаи деформации черепа, обрезания, протыкания и растягивания ушей, кувады (иммитация ро­дов у мужчин). Таким образом, культура, появившись в Древнем Егип­те, распространилась по всему свету. Подобные взгляды на развитие культуры Г. Эллиот-Смит обосновал в книгах "Миграции ранней куль­туры" (1915) и "Человеческая история" (1930).

Аналогичных взглядов придерживался У. Перри в своих исследова­ниях культур "Мегалитическая культура в Индонезии" (1918), "Дети Солнца" (1923). Согласно его воззрениям, в историческом развитии культур резко отличаются два слоя: первоначальная примитивная куль­тура "собирателей пищи", охотников и "высокая" культура, основан­ная на технике строительства, земледелии, обработке металлов. Послед­няя, по его мнению, зародилась в Древнем Египте.

У. Перри неоправданно расширял первичный комплекс культурных элементов. Сюда он относил каменные пирамиды, ирригационное земле­делие, гончарство, металлургию, добывание жемчуга, культ солнца, культ великой богини матери, мумификацию трупов, человеческие жертвопри­ношения, связанные с земледелием и т.д. Эта "высокая", или "архаич­ная", культура, возникнув в Египте, распространилась по всему миру. Ее носителями были люди, искавшие благородные металлы и ценности (жемчуг, бирюза и т. п.). В некоторых местах (обычно в районах зале­жей ценностей) носители "высокой" культуры оседали и смешивались с дикими аборигенами. Так появилось разнообразие существующих куль­тур. У. Перри последовательно проводил точку зрения о том, что куль­турное развитие возможно исключительно путем заимствований.

Общая оценка итогов развития диффузионизма в его классической форме неоднозначна. В исследованиях диффузионистов немало проти­воречий и даже ошибочных, с точки зрения исторических фактов, по­строений (наиболее часто в панегиптизме). О недостатках данной кон­цепции наиболее емко написал в свое время С.А. Токарев. "Главный из них — принципиальный отрыв явлений культуры от их создателя — человека и народа, игнорирование общественного человека как творче­ской силы, а отсюда — либо чисто механическое понимание культуры как набора мертвых вещей, способных передвигаться в пространстве (Гребнер), либо представление о культуре как о некоем живом и само­стоятельном организме, независимом от человека (Фробениус), либо идея об однократном возникновении всей культуры в одной точке и о последующем расселении ее по земле (Эллиот-Смит, Перри). Как след­ствие этого основного порока — натянутость и полная бездоказатель­ность конкретных построений диффузионистов.

В принципе основная идея диффузионизма была правомерной и продуктивной. В противовес абстрактному рассмотрению культур, су­ществовавшему в эволюционизме, диффузионисты поставили вопрос о конкретно-исторических связях и взаимовлияниях культур различных народов. В исследованиях диффузионистов отрабатывались приемы анализа, сравнения, поиска сходных моментов в частях, составляю­щих культуру. Именно диффузионисты исследовали вопрос о простран­ственно-временных характеристиках культур.

Второе дыхание идеи диффузионизма обрели после второй мировой войны в связи с активизацией исследования возможности трансокеанских контактов. Пальма первенства здесь принадлежит норвежскому этнологу Т. Хейердалу. Он выдвинул тезис о возможности трансокеанских путеше­ствий американских народов в Тихом океане. Ему же принадлежит идея о том, что в древние времена мореплаватели могли пересекать океаны (в том числе и Атлантический). Концентрированно свою теорию Т. Хейердал из­ложил в книге "Американские индейцы в Тихом" (1952) и в цикле статей. Т. Хейердал доказывает влияние культур Старого Света на американский континент в доколумбову эпоху. Идея трансокеанских контактов в корне меняла наше общее восприятие культурных процессов, происходивших в древнейшие эпохи. Необходимо отметить еще одну особенность в аргумен­тации Т. Хейердала. Он не только искал и находил параллели, сходные явления в культурах, учитывал географические факторы, способствовав­шие контактам (течения, ветры и др.), но и сам плавал на судах (точнее, плотах), построенных по традиционной технологии, через Тихий океан (пу­тешествие на "Кон-Тики") и через Атлантический океан (плавание на "Ра").

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.