Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психоаналитический подход к изучению КУЛЬТУР





В НАЧАЛЕ XX в. в изучении культур возникло новое ^явление — психоаналитическая концепция культуры. В каком-то смысле оно стало продолжением психологиче­ского изучения культуры. Этот подход к исследованию и теория культуры существуют и развиваются и сейчас, на рубеже двух веков, За свою уже почти столетнюю историю психо-аналитическая концепция испытала и расцвет, и относительный упа­док, но до сих пор весьма распространена и употребляема для интер­претации самого широкого спектра явлений культуры. Несмотря на то что с самого своего возникновения психоанализ как теория куль­туры был объявлен теорией-мифом и вульгарно биологизаторской концепцией, многие его положения (хотя и в измененной форме) применялись и применяются до сих пор в конкретных исследованиях культур. Более того, психоаналитические сюжеты попали в художе^ ственную литературу и в 80 —90-х годах XX в. широко использова­лись в кинематографе. Обычно при рассмотрении темы "Психоана­лиз в изучении культур" на первый план выдвигается (и запоминает­ся) фундаментальное значение психосексуального влечения как оп­ределяющего мотива истории и Эдипов комплекс в качестве объясни­тельной концепции межличностного взаимодействия. Не оспаривая значения указанных аспектов, хотелось бы подчеркнуть, что вклад 3. Фрейда и его последователей в изучение культур более многогра­нен и разнообразен, чем просто отстаивание господства сексуальных стимулов в культуре.

 

 

1. Становление принципов психоанализа и их значение для исследования культур

3. ФРЕЙД (1856-1939) родился в Чехии, с 1876 по 1882 г. работал в лаборатории физиологии животных у Э. Брюкке, по­следователя Гельмгольца. Энергетические построения Гельмгольца пе­реносил на область психологии. Стимулом к разработке особой психо­логической концепции Фрейда послужили опыты Шарко и Берхейма по гипнотическому лечению неврозов и наблюдения венского врача И. Брейера (случай Анны О.). С 1902 г. — профессор Венского уни­верситета.



Опираясь на предшествующие опыты, 3. Фрейд разработал "ка-тартический" метод лечения неврозов, который позволил установить феномен психического сопротивления пациентом раскрытию вытеснен­ных воспоминаний и существованию внутрипсихического фактора цен­зуры. Это послужило для Фрейда толчком в создании динамической концепции личности в единстве сознательного и бессознательного фак­торов.

В 1894 г. вышла в свет статья 3. Фрейда "Защитные невропсихо-зы", а в следующем, 1895 г., совместная с И. Брейнером работа о механизмах истерии. Значение этих трудов далеко выходило за рамки психотерапии. Была показана возможность воздействия психических, эмоциональных состояний на глубинные, биологические. Неврозы ис­толковывались не как обычные заболевания, имеющие основание в поражении локального органа, а порождения общечеловеческих кон­фликтов, нарушений возможности самовыражения личности*. Таким образом, была выдвинута гипотеза о поведенческой причине невроза. Это означало, что его истоки могут лежать в сфере межличностного взаимодействия людей, в отношениях личности (Я) с окружающим миром, потери человеком смысла существования и т. д. Тем самым была показана связь внутренних состояний личности с внешним со­циокультурным миром, а психология из науки о внутреннем мире че­ловека с единственным методом самонаблюдения (интроспекция) ста­новилась дисциплиной, изучающей внешние культурные явления, осо­бенности реального взаимодействия людей. Именно этот аспект психо­анализа позволил сделать предметом изучения разнообразные аспекты этнокультурных стереотипов в поведении людей. Поведенческая тео­рия, объясняющая появление и функционирование различных видов психических дисфункций в различных культурах, используется в ан­тропологии и в настоящее время.

(Неврозы - особый тип заболеваний, в чистом виде не имеющих в своей основе органической патологии. К ним относятся различные виды истерий, фобий (боязнь чего-либо). Классический вариант — невроз навязчивых состояний).

Еще одним важным аспектом психоанализа для анализа культур ста­ло положение 3. Фрейда о том, что энергия влечений (по форме — в основном сексуального характера), не находя прямого выхода (блоки­рована культурой, ее нормами), обретает окольные выражения в пато­логиях или бессознательных формах. Например, 3. Фрейд полагал, что сновидения — "ворота в бессознательное", что "неврозы нормального человека" выполняют защитные функции, так как в них вытесненные антисоциальные желания получают символическое удовлетворение. Та­ким образом, в каждом из нас идет борьба между "принципом удоволь­ствия", т. е. стремлением удовлетворить свои желания (часто скрытые), и "принципом реальности" той или иной культуры, т. е. невозможно­стью удовлетворить некоторые желания. Вытесненные в область бессоз­нательного, импульсы ищут себе окольные пути выхода, отсюда невро­зы, истерия, немотивированная жестокость, склонность к насилию и другие отклонения в поведении человека.

Положение о динамическом соотношении бессознательного (Оно) и сознательного (Я) 3. Фрейд дополнил разработкой стадий психосексу­ального развития в труде "Три статьи о теории полового влечения" (1905). Согласно его теории, эротические желания (либидо) заложены в чело­веке с детства, практически с рождения. Сексуальность проходит у ре­бенка ряд стадий. Первая — аутоэротизм, нарциссизм. В ней эротиче­ские побуждения человека направлены на его собственное тело. Впо­следствии Фрейд разделил этот период еще на ряд этапов (оральный, анальный, генитальный). В более поздний период развития эротиче­ские влечения в связи с полом раздваиваются, принимают специфиче­ские формы выражения. У мальчиков эротический импульс направлен на мать (при этом отец воспринимается как нежелательный соперник, к нему появляется бессознательное враждебное чувство), у девочек — на отца (враждебность она испытывает к матери).

Подобную особенность взаимоотношений людей 3. Фрейд назвал ком­плексом Эдипа (для девочек — комплекс Электры). Царь Эдип — герой одноименной трагедии Софокла, который убивает отца и женится на своей матери. Эдипов комплекс, по мнению антропологов-психоаналити­ков, — явление универсальное для всех культур, оно составляет основу для психоаналитической концепции индивидуального развития человека (онтогенеза) от детства до взрослого состояния. Другими словами, это специфическое объяснение процесса вхождения в культуру. Одновре­менно с анализом стадий психосексуального развития 3. Фрейд здесь же разработал положение о замещении, трансформации сексуального вле­чения в иные формы, получившего название "сублимация" (вытесне­ние). Несколько позже он использовал это понятие для анализа художе­ственного творчества и объяснения ряда культурных феноменов.

Разработанная Фрейдом система общепсихологических принципов (соотношение сознательного и бессознательного, приоритет сексуально­го влечения, Эдипов комплекс как теория становления личности в куль­туре, культурные явления как сублимация либидо) позволяла по-новому подойти к межкультурному изучению особенностей человека. Даже в том виде, как она была разработана на первых этапах его творчества, эта система давала возможность выделить новые аспекты в исследова­нии культур. Психоанализ нацеливал на исследование наблюдаемых, фиксируемых, повторяющихся от культуры к культуре явлений, таких, как стереотипы сексуального поведения, период раннего детства, сны, позже эмоциональная сфера личности в условиях различных культур. Несмотря на то что психоаналитическую теорию культуры называют миф-теорией, именно она подготовила многочисленные межкультурные исследования особенностей взаимодействия личности и культуры, на­чавшиеся в конце 20 — начале 30-х годов XX в.

Сам 3. Фрейд первоначально использовал свой подход для анализа отдельных элементов культуры: мифов, классических произведений искусства, а также таких специфических предметов исследования, ка­ковыми были оговорки, всякого рода забывания, остроумие. Этим во­просам были посвящены его работы "Психопатология обыденной жиз­ни" (1904), "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905) и "Леонардо да Винчи, этюд по теории психосексуальности" (1910). Наи­большую известность получили новые трактовки произведений искусст­ва и литературы, среди которых, например, было новое толкование тра­гедии Шекспира "Гамлет". Нерешительность Гамлета в мести за отца 3. Фрейд объяснял тем, что убийца лишь выполнил тайное, бессозна­тельное желание Гамлета — желание смерти отца.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.