Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культурный (социальный) и биологический способы жизнедеятельности





КАК ЯВСТВУЕТ из предшествующего изложения, фун­даментальную роль в появлении, развитии и воспроизводстве культур играют особенности деятельности человека. На это нацеливают и мно­гие исходные определения культуры, на которых основываются антро­пологи. Речь идет о символическом характере культуры, приобретае­мых стереотипах действий, об особом (культурном) типе поведения че­ловека или о специфических формах или видах деятельности, сущест­вующих в рамках культуры. Итак, человек, взаимодействуя с окружаю­щей действительностью особым способом, создал "вторую природу" — материальную культуру и идеально-образную сферу деятельности.

У существ, обитающих на Земле, сформировалось два типа жизни: инстинктивно-биологический и культурно-целесообразный (социальный). Сравнив их, попытаемся ответить на вопрос, в чем заключается специ­фика культурного способа деятельности.

При инстинктивном типе жизни доминируют наследственно приоб­ретенные (врожденные) стереотипы поведения, часто очень жестко сце­пленные с внешними природными условиями. Характер деятельности предопределен анатомо-физиологическим строением организма, что при­водит к специализации активности животных (например, хищник, тра­воядное и т. д.) и существованию на определенной территории в жиз­ненной среде обитания, в ограниченных климатических условиях. В действиях животных решающую роль играют наследственно-закреплен­ные реакции на внешние события — инстинкты. Они служат животным определенного вида способом удовлетворения их потребностей, обеспе­чивают выживание и воспроизводство популяции (сообществ). Объек­том изменений (необходимых при трансформации внешних условий) служит организм, тело животного. Конечно, будет крайним упрощени­ем описывать биологический тип жизнедеятельности только в рамках формулы с-р ("стимул-реакция"). В инстинктивном типе жизни есть место и обучению и модификации врожденных стереотипов. Животные в эксперименте способны решать задачи на сообразительность, в естест­венных условиях проявляют мгновенную находчивость. Более того, уче­ные-этологи говорят о наличии чувств у животных (преданность, беско­рыстная любовь к хозяину) и т. д.



Важно уяснить при этом, что тип организации жизни животных не менее (а может более) сложен, чем у человека. Ведь у животных мил­лионы (!) лет отбора форм взаимодействия друг с другом и внешней средой. Несмотря на определяющую роль в биологическом типе гене­тической программы, исследования поведения животных, осуществлен­ные в последние десятилетия, открыли сложнейший мир взаимоотно­шений, регулируемый тонко подогнанными и в то же время пластич­ными механизмами поведения. Биологический тип жизни нельзя на­звать низшим, т. е. менее развитым способом деятельности по сравне­нию с культурным способом. Это другой, качественно отличный вид деятельности, особенности функционирования которого мы постепенно познаем лишь ныне.

Приведем лишь один пример возможностей приспособления и вы­работки средств защиты и выживания из мира животных. Всем извест­но, что летучие мыши используют ультразвуковой локатор (сонар) для поимки и обнаружения своих жертв. Совсем недавно было обнаруже­но, что у некоторых насекомых (вид бабочек) против летучих мышей развились защитные реакции. Одни чутко ощущают касание ультра­звукового локатора, другие имеют более сложный многоуровневый ме­ханизм защиты, позволяющий не только чувствовать касание ультра­звукового луча, но и создавать сильные помехи, ведущие к временному "глушению сонара" летучей мыши, к потери ее способности ориентиро­ваться в пространстве. Обнаружение подобного явления у животных стало возможным лишь при помощи современной сверхчувствительной электронной техники. Подводя итог краткой характеристики инстинк­тивного типа жизни, следует подчеркнуть его сложность как формы организации живого и наличие внутри него ряда феноменов, из кото­рых впоследствии развился способ жизнедеятельности человека (осо­бенности группового поведения, организация коллективного взаимо­действия в стае и др.).

Анатомо-физиологическое строение организма человека не предопре­деляет какого-то одного вида деятельности в фиксированных природ­ных условиях. Человек универсален по своей природе, он может сущест­вовать в любом месте земного шара, осваивать самые разнообразные виды деятельности и т. д. Но он становится человеком только при наличии культурного окружения, в общении с другими подобными себе сущест­вами. При отсутствии этого условия у него не реализуется даже его био­логическая программа как живого существа, и он преждевременно уми­рает. Вне культуры человек как живое существо гибнет. На протяжении культурной истории человек органически остается неизменным (в смыс­ле отсутствия видообразования) — все изменения переносятся на его "неорганическое тело" культуры. Человек как единый биологический вид создал в то же время богатейшее разнообразие культурных форм, выражающих его универсальную природу. Говоря словами известного биолога Э. Майра, человек специализировался к деспециализации, т. е. у него объективно существует основа для выбора, элемент свободы.

Деятельность человека опосредованна. Между собой и природой он помещает предметы материальной культуры (орудия труда, одомаш­ненные животные и растения, жилище, одежда, если она необходима). Посредники — слова, образы, культурные навыки — существуют в меж­личностной сфере. Весь организм культуры состоит из сложно органи­зованных посредников, культурных институтов. В этом смысле культу­ра рассматривается как некий сверхорганизм, неорганическое тело че­ловека. Деятельность человека не подчиняется схеме "стимул-реакция", не является лишь ответом на внешние раздражители. В ней присутству­ет опосредующий момент размышления, сознательного действия сооб­разно цели, существующей в идеальной форме в виде плана, образа, намерения. (Недаром русский ученый И.М. Сеченов рассматривал мыш­ление как заторможенный, т. е. опосредованный периодом времени, реф­лекс.)

Идеально-планирующий характер деятельности является фундамен­тальной особенностью, которая дает возможность существования и по­стоянного воспроизводства культуры. Имея представление о вещи или действии, человек воплощает его во внешней действительности. Возни­кающие идеи, образы он объективирует в материальной или идеальной форме. Специфической особенностью культурного способа деятельно­сти является вынесение во вне ее продуктов. Э. Фромм говорил о необ­ходимости внешней реализации творческой способности человека; М. Хайдегтер применял для описания этого процесса метафору-понятие "бытие, брошенное в мир"; Г.В.Ф. Гегель обозначил это явление как опредмечивание (идеи).

Особенность человеческого способа деятельности такова, что другой человек может понять смысл назначения того или иного овеществленно­го продукта культуры. Гегель называл это распредмечиванием. Приве­дем самый простой пример такого явления. По формам обнаруженных археологами орудий труда доисторических эпох можно понять их функ­цию, назначение, ту "идею", которую имел в виду их создатель. Такой способ деятельности открывает возможность понимания культур давно исчезнувших народов.

В то же время нельзя забывать, что человек действует не только с материально-вещественными предметами, но и с идеальными формами (умственная деятельность самого различного рода). Это обусловливает разделение культурной действительности на идеальную и предметно-вещественную. При этом первая приобретает самостоятельное развитие в культуре и становится важнейшим регулятором взаимоотношений ме­жду людьми. Наличие идеально планирующей особенности деятельно­сти позволяет говорить о моделях, образцах желаемого поведения и действия, которые усваивает индивид в каждой культуре.

Человек может преобразовывать мир при помощи воображения, ана­логично тому как ребенок в детстве изменяет в игровой действительно­сти обычные предметы в сказочные. К. Лоренц называл этот творче­ский аспект деятельности способностью к визуализации, созданию си­туаций, не имеющих аналога в действительности.

Важным аспектом деятельности человека является ее символическо-знаковый характер. Самыми распространенными знаками в культуре являются слова, смысл которых не связан с материальной, звуковой формой. Многие ритуалы, точнее их культурное назначение, функции, прямо не вытекают из содержания обрядовых действий, а имеют симво­лическое значение.

С характеристикой "вынесение-во-вне" деятельности человека свя­зан и катарсический, психотерапевтический аспект произведений искус­ства. Именно возможность представить себя на месте "другого", сопере­живать вымышленным действиям, описанным в художественных произ­ведениях, дает возможность восприятия и создания некоторых видов духовной культуры.

Культурный тип деятельности каждый раз "самопорождается" при вхождении индивида в культуру. Иными словами, человек рождается как бы дважды — первый раз физически, второй раз духовно. Такой тип деятельности дает возможность сохранять культурные традиции и фиксировать нововведения, делать их достоянием всех членов общно­сти. Культурный (социальный) тип деятельности — основа существова­ния искусства, духовной культуры в целом.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.