Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Аналитическая теория культуры К. Юта





К. ЮНГ( 1876-1961) — представитель психоаналитиче­ского направления в изучении культур. Его аналитический способ ис­следования культур отличается от концепции Фрейда двумя основны­ми чертами: отказом от пансексуализма и разработкой содержания по­нятия "коллективное бессознательное". Вклад К. Юнга в изучение куль­туры более разнообразен и значителен по сравнению с другими психо­аналитиками культуры.

Основные темы, наиболее разработанные в аналитической теории К. Юнга, — это проблема соотношения мышления и культуры, пути развития культур на Западе и Востоке, роль биологически унаследо­ванного и культурно-исторического в жизни народов и, конечно, ана­лиз мистических явлений в культуре, выяснение значения мифов, ска­зок, преданий, сновидений. Образ культуры у К. Юнга в целом более иррационален и мистичен, чем, например, у Э. Тайлора или у Б. Ма­линовского. К. Юнг критично настроен по отношению к детерминиз­му XIX в.; предметом его исследований нередко становятся случайные события, не получившие никакого объяснения в науке. В поле его зрения находится не только логика, но и интуиция. Изучение интел­лекта как культурного феномена дополняется стремлением понять глу­бинные чувства человека и человечества. По образному выражению одного современника, К. Юнг — "пророк, сумевший сдержать всеох­ватывающий натиск рационализма и давший человеку мужество вновь обрести свою душу". Самому Юнгу принадлежит интересное выска­зывание о том, что человек без мифологии становится продуктом ста­тистики.

Интерес к мистическим аспектам культуры проявился у Юнга во время обучения в Базельском университете на медицинском факульте­те. Не случайным был выбор темы докторской диссертации "О психо­логии и патологии так называемых оккультных феноменов" (1902) — его первой самостоятельной работы, в которой он пытался сформулиро­вать свой собственный взгляд на эту проблему. Он сравнивал в ней состояние медиумического транса, галлюцинации и помрачения рассуд­ка. К. Юнг отмечал наличие сходных состояний у пророков, поэтов, основателей религиозных движений и у больных людей. По его мне­нию, у пророков, поэтов и других выдающихся людей к их собственно­му голосу присоединяется другой, идущий как бы из глубин сознания. Сознание творцов (в отличие от сознания больных) может овладевать содержанием, идущим из тайников подсознания, и придавать ему рели­гиозную или художественную форму. У выдающихся людей имеется интуиция, "далеко превосходящая сознательный ум". Они улавливают некие "праформы". Эти "праформы" всплывают в нашем сознании спон­танно и обладают способностью воздействовать на наш внутренний мир.



Впоследствии эти "праформы" были названы "коллективным бес­сознательным". Состояние же транса Юнг характеризовал как специ­фическое единство рационального и иррационального, обладающее спо­собностью интуитивного прозрения и озарения, которое сближает его с мифологическим мышлением. Именно такие воззрения на бессознатель­ное сложились у Юнга к моменту сотрудничества с Фрейдом, продол­жавшегося с 1907 по 1913 г.

После 1913г. Юнг разорвал отношения с Фрейдом и стал самостоя­тельно разрабатывать аналитическую психологию — своеобразный ва­риант культурологии. Во многом следуя в психотерапевтической прак­тике Фрейду, К. Юнг существенно расходился с ним в понимании куль­туры. Еще раз подчеркнем существенные отличия теории К. Юнга от классического психоанализа культуры. Это неприятие пансексуализма Фрейда и эротической интерпретации всех явлений культуры, модифи­цированная структура личности и понятие "коллективного бессознатель­ного" наряду с "индивидуальным бессознательным". И, пожалуй, са­мое существенное отличие от Фрейда в анализе культуры: у Фрейда культура включена в Сверх-Я, стоящее в оппозиции к Оно (вместилище бессознательного); у К. Юнга сознательное и бессознательное дополня­ют друг друга. Более того, оба они есть источник культуры.

"Коллективное бессознательное" К. Юнга есть родовая память чело­вечества, итог жизни рода; оно присуще всем людям, передается по наследству и есть основа индивидуальной психики и ее культурного своеобразия. Архетипы "коллективного бессознательного" — познава­тельные модели и образы (образцы). Они всегда сопровождали челове­ка и являются в определенной степени источником мифологии.

Полем исследования для К. Юнга были разнообразные феномены культуры. Он не замыкался в рамках клинического метода как основного средства анализа, предопределявшего и объекты изучения. Предметом его изучения были литература (Шиллер, Ницше), философия (антич­ная, эллинистическая), мифология и религия (восточные верования), история культуры, а также экзотические ритуалы и мистические аспекты культуры. В 20-е годы знания Юнга о культурах были дополнены в про­цессе детального ознакомления с традиционными культурами Африки, индейцев племени пуэбло США и несколько позднее с культурой Индии.

Являясь создателем оригинальной теории психологических типов мышления (экстра- и интровертов) и анализа культур в свете этого де­ления ("Психологические типы", 1921), К. Юнг весьма скептически относился к трактовке "первобытного мышления" Л. Леви-Брюлем. Этим отношением проникнуто небольшое эссе "Первобытный человек", час­тично основанное на собственном полевом опыте К. Юнга.

К. Юнг уделил значительное место анализу проблемы "Мышление и культура". Этому вопросу посвящены работы "Психология и религия" и "Психология и Восток". Согласно его воззрениям, есть два типа мыш­ления — логическое и интуитивное. Первому отдавала приоритет евро­пейская (западная) культурная традиция. В развитии этого типа мыш­ления К. Юнг решающую роль отводил такому феномену культуры сред­невековой Европы, как схоластика, подготовившему категориальный аппарат науки.

В традиционных обществах логическое мышление развито слабее. Здесь (в том числе в странах Востока и Индии) мышление осуществля­ется не в словесных рассуждениях, как этому обучают в Европе, а в виде потока образов. Если Европа шла по пути развития экстравертно-го мышления, обращенного во вне, на внешний мир, то, например, Ин­дия является культурой интровертного мышления, направленного внутрь сознания, предназначенного на приспособление к коллективному бес­сознательному. Интуитивное мышление непродуктивно для развития современной индустриальной культуры, но оно незаменимо для творче­ства, мифологии, религии.

По мнению К. Юнга, интровертное мышление необходимо человеку, ибо оно устанавливает баланс между сознанием и коллективным бессоз­нательным. Согласно положениям его теории, человеческая психика представляет собой целостное (равновесное) динамическое единство сознательных и бессознательных процессов. В традиционных культу­рах высоко ценят опыт сновидений, видений, галлюцинаций и ритуалов с экстатической составляющей. Они дают возможность вступить в кон­такт с "коллективным бессознательным" и удерживать равновесие соз­нательного и бессознательного.

При отсутствии такого интровертного опыта архетипические образы в самых примитивных формах могут вторгнутся в сознание народов, так как "душа народа есть лишь несколько более сложная структура, нежели душа индивида". Именно прорывом архетипов К. Юнг объяснял кризис европейской культуры в 20—30-х годах, "закат Европы", выразившийся прежде всего в приходе нацистов к власти и второй ми­ровой войне. К. Юнг считал это закономерным следствием развития европейской культуры, ее технического прогресса в овладении миром с помощью совершенствования технологии и упадка символического зна­ния. Особую роль в "расколдовании" мира К. Юнг отводил протестан­тизму, предвосхитившему крушение христианства.

К. Юнг вошел в историю науки также изучением более камерных культурных феноменов, в частности анализом особенностей содержания сновидений, поиском в них архетипического смысла, исследования слу­чайных совпадений одномоментных событий, не связанных друг с дру­гом. (Например, смерть родственника и одновременно тревожный сон; совпадения событий у близнецов, длительное время не имевших контак­тов друг с другом; проявление сверхинтуиции, как это было со шведским философом Сведенборгом, почувствовавшим на большом расстоянии по­жар у себя в доме.) К. Юнг объяснял это синхронностью и связывал с архетипами, проявлявшимися одновременно ментально и физически. Они дают человеку доступ к абсолютному знанию.

В течение длительного времени К. Юнг изучал труднообъяснимые явления, происходящие с человеком, находящимся в трансе. В состоянии транса человек проявляет способности и демонстрирует знания, отсутст­вующие у него в обычном состоянии. На подобные факты указывал еще Э. Тайлор в "Первобытной культуре". К. Юнг описывал события, слу­чившиеся с его дальней родственницей. В трансе она разговаривала на языке, которого не знала, и детальным образом изложила концепцию гностиков-валентиниан II в. Данные факты, принадлежащие реальности самых различных культур, можно объяснить, лишь прибегнув к концеп­ции архетипов Юнга, как контакт с коллективным бессознательным.

Аналитическая концепция культуры К. Юнга является оригинальной теорией культур, не во всем принятой сторонниками ортодоксальной нау­ки. Во многом она служит поискам универсального смысла истории во взаимодействии культур. Важнейшим ее положением было раскрытие ка­тегории "коллективного бессознательного" как наследуемой структуры пси­хического, развивавшейся в течение сотен тысяч лет. Коллективное бессоз­нательное представляет собой "совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных на­чал. Но не мертвым осадком, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и действенным образом определяет индиви­дуальную жизнь"6. Когда-то это было названо "наиболее революционной идеей" в науках о культуре и человеке в XX в. Век заканчивается, но пока никаких выводов из идей К. Юнга и их разработки не было сделано.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.