Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психология религии Э. Фромма как анализ характера культуры





ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ труды Э. Фромма - "Пси­хоанализ и религия", "Дзен-буддизм и психоанализ", "Учение о Хри­сте и другие очерки по религии, психологии и культуре", "Вы должны быть подобны богам: радикальная интерпретация Ветхого завета и его традиций" — посвящены анализу религии. Основополагающие прин­ципы подхода к ее изучению были им сформулированы в книге "Пси­хоанализ и религия". По сути, он начинает свой труд с того пункта, на котором остановился 3. Фрейд, а именно с аналогии между неврозом и религией. Он не принимает интерпретацию этого положения Фрей­дом, рассматривавшим религию в качестве коллективного детского невроза человечества, и дает иную трактовку. "Мы должны, — пишет Э. Фромм, - интерпретировать невроз как индивидуализированную форму религии, более конкретно — как регрессию к примитивным формам религии, противоречащим официально признанным образцам религиозного мышления"6. В современном обществе, констатировал он, существуют различные формы примитивных религий и культов. Среди массовых и могущественных видов идолопоклонства он выде­лял поклонение насилию, успеху и т. д.

Кроме того, существует множество индивидуализированных форм религии. Большинство из них представляют собой неврозы, но их мож­но "обозначить более респектабельными религиозными названиями — культ предков, тотемизм, фетишизм, ритуализм, культ чистоты расы и т. д.". Присутствие элементов примитивных религий в современном ему обществе свидетельствовало, по Фромму, о регрессе человека и челове­чества. В связи с этим он ставил вопрос о силах, способных противодей­ствовать негативному процессу. Прежде всего речь шла о потенциях монотеистических религий спасти человека. Э. Фромм делил религии на авторитарные и гуманистические. Обязательная черта всякой авторитарной религии (к ней он относил все мировые религии за исключе­нием буддизма) — признание некоей высшей силы, управляющей судь­бой людей. "В авторитарной религии бог — символ власти и силы. Он высший, потому что он высшая сила, и человек по сравнению с ним совершенно беспомощен"7.

Напротив, в гуманистической религии, по мнению Фромма, в центре находится человек: "...основная проблема религии не проблема бога, а проблема человека". В дальнейшем при рассмотрении особенностей гу­манистической религии он вскрывал ее противоположность авторитар­ной религии в различных аспектах. Бог в гуманистических религиях, если он есть, — "символ собственных способностей человека, которые последний стремится реализовать в своей жизни, и не является олице­творением силы и превосходства, имеющей власть над человеком". Гу­манистические религии направляют людей на развитие "способности любить других так же, как самого себя, и чувства солидарности со все­ми живыми существами". Цель индивида — "достижение высшей силы" путем "самореализации, а не поклонения"8.

К разряду таких религий Э. Фромм причислял буддизм, даосизм, дзен-буддизм, раннее христианство, религию разума времен Великой французской буржуазной революции, а также учения Сократа и Спино­зы. Иначе говоря, он широко трактовал понятия "гуманистическая ре­лигия" и "религия" вообще, определяя религию как систему идей и действий, признаваемую группой и дающую индивиду объект поклоне­ния. Это позволяло американскому ученому объединить одним терми­ном довольно разнородные явления.

Итак, в гуманистических религиях бог — символ того, чего человек может потенциально достигнуть, а в авторитарных — обладатель сущ­ностных качеств человека, высшая сила над ним. Негативные процес­сы, происходящие в обществе, полагал Фромм, — следствие положе­ния, сложившегося в авторитарных религиях. "Чем более совершенным становится бог, тем более несовершенным человек". Бог выступает оли­цетворением любви, справедливости, разума, человек же лишается этих качеств: "Он пуст и беден". Его сущностные силы "теперь отделены от него, и человек отчужден от самого себя. Поклонением богу он стремит­ся соединиться с той частью самого себя, которую потерял"9. Но чем больше человек вовлекается в этот процесс, тем более опустошенным он становится. Как же преодолеть отчуждение вообще и его религиозную форму в частности? Ответ на этот вопрос, который Э. Фромм считал одним из основных, он искал в течение всей своей жизни, что нашло отражение в его научных трудах.

В числе важнейших средств преодоления отчуждения ученый назы­вал гуманистическую любовь, реализующую христианский принцип "воз­люби ближнего своего". Тот, кто любит только кого-либо одного, на деле демонстрирует стремление доминировать или, в лучшем случае, чувство привязанности; ученый же призывает любить без "доминантно­сти и алчности", с полной отдачей личностных сил. Гуманистическая любовь и в рамках религии и вне их весьма напоминает психосоциаль­ную терапию Э. Фромма — один из способов нравственного совершен­ствования. По его словам, "аналитическая терапия, в сущности, — по­пытка помочь пациенту постичь или возродить способность любить"10. Он сравнивал функционирование психологических механизмов норма­тивно-запретительного регулирования в религии и психоанализе, рас­сматривая понятия "грех" и "вина", а также их назначение.

В авторитарных религиях грех — это прежде всего страх перед бо­гом, боязнь наказания; в гуманистических же — преступление перед самим собой; и главный судья здесь — внутренний голос (совесть), "страж нашей целостности, взывающий к нам самим, когда есть опас­ность потерять себя"". Соответственно различны и реакции человека на грех, т. е. на действие, не соответствующее нормам, принятым в той или иной религии различных типов. В авторитарных — это страх, ведущий к еще большей беспомощности, опустошенности, отчужденности от са­мого себя, от своей сущности, в гуманистических — осознание, пережи­вание греха, страдание, возможность катарсиса, морального совершен­ствования личности.

Понятие "вина" занимает в психоанализе не менее важное место, чем "грех" в религии. По своим функциям они сходны: главная задача дан­ного нормативно-регулятивного механизма, по Э. Фромму, состоит в смещении значения чувства вины от авторитарного к гуманистическому, содержащему возможность развития личности и противодействия отчу­ждению.

Одновременно в работе "Психоанализ и религия", да и во всей психоаналитической концепции автора, исследуется ритуалистический аспект невроза, его смысл и функции. Уже говорилось, что, по мне­нию Э. Фромма, одно и то же поведение можно рассматривать как невротические симптомы или ритуал. В качестве примера приводится человек, непрерывно моющий руки. Действия этого человека допус­тимо объяснить навязчивым подсознательным стремлением "смыть" с себя тем самым вину, реальную или мнимую. В данном случае перед нами невротик. Но вполне приемлемо, с точки зрения ученого, и иное объяснение: этот человек совершает непонятный для непосвященных ритуал своей индивидуализированной религии. В этом аспекте Э. Фромм выделял существеннейший общий отличительный признак всякого ритуала — отрыв цели действия от содержания. В приведен­ном только что примере особенность ситуации заключается в том, что содержание действия, т. е. мытье рук, никак не связано с целью вы­полняющего его человека. Это действие имеет опосредованный сим­волический смысл в отличие от неритуального, вызванного какими-нибудь объективными причинами: моют руки, чтобы очистить их от грязи, перед едой, моет руки врач, чтобы не внести инфекцию. И тем не менее этот навязчивый ритуал имеет определенную психологиче­скую функцию — "он защищает пациента от безысходного чувства вины", хотя и не всегда надежно.

В религии ритуалы тоже выполняют защитную психологическую функцию: во время их совершения запретные стремления получают выражение, тогда как в повседневной жизни это невозможно. Исследуя психологические функции ритуала, Э. Фромм подчеркивал их симво­лическую природу: "Подобно тому как символический язык, который мы находим в снах и мифах, есть особая форма выражения мыслей и эмоций путем воображения в чувственном переживании, ритуал есть символическое выражение мыслей и эмоций в действии". Ученый счи­тал символические ритуализированные действия закономерными в об­ществе, но при этом настаивал на различении навязчивых невротиче­ских и иррациональных, по сути, ритуалов и "рациональных", пере­дающих устремления, которые признаны индивидом ценными12.

Ранее отмечалось, что Э. Фромм квалифицировал некоторые явле­ния современной действительности одновременно как ритуалы индиви­дуализированных религий и как неврозы, объявляя их пережитками примитивных архаичных верований типа тотемизма. Примечательно, что в психоанализе, начиная с К. Юнга, распространена идея, согласно ко­торой психозы и неврозы имеют органическую основу в активации, вы­ходе из-под контроля областей мозга, сформировавшихся на ранних стадиях эволюции человека, т. е. не специфически человеческих. Нали­чие в обществе пережитков иррациональной природы нуждается в объ­яснении или какой-либо интерпретации. Эту задачу выполняет способ­ность индивида, названная Фроммом рационализацией. Ее суть состоит в объяснении и оправдании иррациональных явлений в обществе. Фромм уподоблял ее "логичному" объяснению параноиком своего бреда. Сте­пень выраженности этого феномена показывает расстояние до "здорово­го" общества.

Примером рационализации может служить аргументация в защиту расовых предрассудков, поданная в наукообразной форме. Это психо­логическое свойство оправдывает наличие регрессивных элементов при­митивных религий, которые тормозят духовное совершенствование, пре­пятствуют преодолению отчуждения. Но все же главную опасность иде­ям гуманистической религии и гуманистического, по мысли Фромма, психоанализа несет современное идолопоклонство — наиболее распро­страненная форма проявления отчуждения. Это почитание власти, культ силы, успеха и наживы. Причем речь идет не просто о поклонении тому или иному идолу (слово, машина, власть и т. д.), а об особом отноше­нии, позиции, "в обожествлении вещей в противоположность... реали­зации таких важных принципов жизни, как разум и любовь, такой цели, как возможность стать тем, кем потенциально можешь стать"13. Э. Фромм призывал всех людей, атеистов и верующих, на борьбу с идолопоклон­ством — главным врагом человечества.

 

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.