Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Народцая медицина как органическая часть традиционной культуры





ДЛЯ ПОНИМАНИЯ смысла и содержания настоящей главы необходимо сделать ряд предварительных замеча­ний. В этой главе на фактическом материале показывается, как действует человек в традиционном обществе, как он решает те же самые задачи, которые стоят перед современ­ным обществом. Особое значение имеет целостное понимание человека в единстве души и тела и вся система организации в различных куль­турных формах воздействий на индивида с целью предотвратить пато­логии в его организме и поведении.

Содержание настоящей главы в какой-то степени необходимо рас­сматривать как продолжение предыдущей. Здесь же представлена об­ласть практической деятельности, которую нельзя отрывать от мысли­тельных и познавательных процессов. Собственно говоря, изолирован­ное исследование Л. Леви-Брюлем "первобытного мышления" незави­симо от деятельностно-практической стороны культуры и является важ­нейшим пороком его теории. Кроме того, через рассмотрение народной медицины будет представлен иной образ жизни "дикарей" по сравне­нию с тем, как обрисовал его Л. Леви-Брюль. Особенно это касается некоторых деталей, например, "незнания физических свойств яда" и ориентации "первобытных людей" лишь на мистические, сверхъестест­венные силы в объяснении природных и культурных явлений. В тради­ционных культурах мы имеем один из способов решения задач, про­блем, стоящих перед всем человечеством. И еще одна деталь — психо­терапевтическое воздействие на человека, которое стало применяться на рубеже XIX и XX веков, было известно в народной медицине многие сотни лет.

В настоящее время в научной литературе, посвященной различным формам медицины, выделяют три ее вида: народную, традиционную и современную. Народная и традиционная отличаются друг от друга спо­собом передачи накопленных знаний. В первой это происходит устным путем, во второй — письменно. Народная медицина распространена в традиционных, по преимуществу бесписьменных, обществах (индейцы бассейна р. Амазонки, индейцы, живущие на плоскогорьях Анд, бушме­ны Калахари и т. д.). К традиционной относятся китайская, тибетская, арабская медицина и другие. В них, кроме письменной фиксации зна­ний, существуют школы, учебные пособия и т. д. Оба эти вида медици­ны одновременно традиционны и народны, так как опираются на тыся­челетнюю традицию и вобрали в себя исторический опыт народа. Таким образом, правильнее было бы говорить о двух видах народной или тра­диционной медицины, которые в идеальном случае могут дополнять современную медицину с ее развитым техническим потенциалом. Тра­диционная медицина, развитая в странах Востока (Вьетнам, Китай, Япония и др.), является предметом данной главы лишь частично ввиду ее исторической специфики, включенности в сложные философско-идео-логические концепции. Основное внимание уделяется народной меди­цине в ее дописьменной форме.



Сегодня постепенно разрушается восприятие народной медицины как бесполезного занятия невежественных людей. Но все же нередко она предстает в виде разрозненных сведений о лекарственных растениях, различного рода заговорах, магии и колдовства и тому подобных ве­щах. Это в корне неверное представление. За свою более чем десятиты-сячелетнюю (!) историю народная медицина накопила огромный арсе­нал фармакологических и иных способов воздействия на человека. На­пример, насчитывается более 10 тысяч лекарственных растений, исполь­зуемых в народной медицине многих стран. Необходимо подчеркнуть, что народная медицина представляет собой сложнейшую систему воз­действий, учитывающих возраст, пол больного, природные условия (эко­логия), время (сезон) лечения, фазы Луны. Комплексно используется весь арсенал имеющихся в распоряжении такой медицины средств: фар­макология и массаж, психо- и физиотерапия (тепло, холод, вода), дие­тология. Народная медицина обладает сложной структурой, основные разделы которой: представления об анатомии и физиологии человека; причины и диагностика болезней; фармакология; хирургия и травмато­логия; акушерство и гинекология; педиатрия (уход за детьми и лечение детских болезней); физиотерапия; психотерапия; санитария, гигиена и косметика.

Как уже отмечалось, народная медицина имеет длительную исто­рию развития. Наибольшее удивление вызывают древние свидетельства о такой сложной операции, как трепанация черепа. Так, череп со следа­ми трепанации, произведенной 12 тысяч лет назад, был обнаружен в эпипалеолитическом могильнике Тафоральт в Северной Африке. Ана­логичный череп был обнаружен в мезолитическом могильнике Василь-евка III на Украине и т. д.1 Трепанация черепа была широко распро­странена и в XIX в. среди различных племен Африки, Полинезии. Мож­но, конечно, усомниться в целесообразности столь сложной операции для лечения целого ряда заболеваний, в том числе головной боли. Но нельзя не отметить высокого искусства народных целителей, совершав­ших и, как правило, удачно, трепанацию при помощи примитивных, на наш взгляд, инструментов. Необычные и сложные операции, связанные с половой жизнью и регуляцией рождаемости, например удаление мат­ки, описывает Н.Н. Миклухо-Маклай2.

Хорошей иллюстрацией возможностей народной медицины в облас­ти хирургии служит описание английским врачом-миссионером кесаре­ва сечения, произведенного в Уганде в 1878 г. Двадцатилетняя рожени­ца, трудно разрешавшаяся от беременности, была одурманена банано­вым вином, тем же вином "акушер" вымыл руки и омыл операционное поле. Взяв нож, он одним движением рассек брюшную стенку матки и вскрыл околоплодный пузырь. Кровотечение было остановлено раска­ленным железом. При отхождении вод акушер извлек плод, перевязал и перерезал пуповину, удалил послед, нитками сшил края, наложил на рану повязку. На 11-й день женщина выздоровела3. Хирургические вмешательства, а также лечение переломов предполагают ограниченное в пространстве и времени воздействие на локальный очаг поражения.

Но фундаментальное значение народной медицины состоит в ком­плексном воздействии на человека в единстве его души и тела на протя­жении всей его жизни от рождения до смерти, и не только когда он болен, но и когда он здоров. Народная медицина есть органическая часть жизни этнокультурной общности, активно участвующая в охране здоро­вья и связанная с системой ценностей и религиозных верований данного общества. Большое значение придается разнообразным личным гигиени­ческим приемам, а также санитарным нормам, распространенным у того или иного народа. Особенности этих норм сказываются на всех сторонах хозяйственной жизни: строительстве жилищ, устройстве водоснабжения, способах хранения продуктов, специфике погребения и т. д. Естествен­но, что санитарные нормы и правила личной гигиены разнообразны в связи с различными условиями (экологией) жизни, традициями того или иного народа. Значительную роль играют гигиена и санитария и в народ­ной педиатрии: особенности кормления, пеленания, мытья ребенка, его закаливания и т. д. Необходимо подчеркнуть, что нормы гигиены и са­нитарии обязательны для всех членов этнокультурной общности. Они, как правило, освящены религиозной идеологической системой, закреп­лены в традициях, верованиях, ритуалах. От их выполнения нередко зависит выживание того или иного народа, племени и т. д.

Важнейшей особенностью лечебного процесса в народной медицине является сплав различных уровней ее воздействия на человека: лекар­ственных средств, физиотерапии, мышечных движений (если возмож­но). Как правило, в целостную систему средства народной медицины объединялись в той или иной форме психотерапии, групповой или ин­дивидуальной. Психотерапия — эта та область, в которой народные целители добились высоких результатов благодаря многовековому от­бору ее форм и приемов проведения. По признанию одного из зарубеж­ных ученых, "психоанализ лишь заново открыл и изложил в новых понятиях тот подход к лечению болезней, который восходит к первым дням человечества. Знахари первобытных племен всегда пользовались средствами психоанализа, часто с искусством, которое поражает даже наших наиболее известных ученых"4. Кроме того, что психотерапия довольно часто выступает интегративной силой в конкретном процессе лечения, она имеет в рамках народной медицины еще ряд существенных функций. Назовем две важнейшие из них. Психотерапевтические прие­мы направлены не только на лечение больных людей, но и используют­ся в регулярно проводимых ритуалах, охватывающих всех взрослых членов общности. Тем самым осуществляется профилактика заболева­ний невротического характера, предупреждаются возможные патологии в поведении. Еще одной фундаментальной функцией психотерапии в форме ритуала является целенаправленное формирование определен­ных черт характера в связи с потребностями конкретного общества, его идеологией, экономикой, экологией.

Значительный психотерапевтический эффект во многом основывает­ся на вере в целителя, доверии к врачу. Иногда всех народных целите­лей, а не только представителей филиппинской медицины, называют хиллерами. Они пользуются большим авторитетом среди своих совре­менников, нередко они являются представителями религиозного куль­та. Народные целители составляют специфический социальный слой в развивающихся странах и являются не только врачевателями, но и хра­нителями знаний, накопленных за многие века в традиционной культу­ре. Так, в середине 80-х годов в Шри-Ланке было 100 тысяч народных целителей. В нигерийском городе Лагос их было 15 168 на 665 тысяч жителей, в Ибадане — 14 304 на 627 тысяч жителей (данные на середи­ну 70-х годов)5. Таким образом, народные целители представляют со­бой социальную группу, выполняющую в обществе важную культур­ную функцию.

Народные целители ответственны за жизнь своих соплеменников. Они обладают богатейшим арсеналом приемов борьбы со всеми вида­ми болезней. За их плечами тысячелетний опыт, отбор самых удачных сочетаний трав, снадобий и способов терапии. Они иногда буквально творят чудеса. Но не следует и мистифицировать их достижения. На­родный целитель никогда не возьмется лечить инфекционное заболе­вание. И, увы, народная медицина бессильна перед рядовым воспале­нием легких.

Народные целители — организаторы коллективных или индивиду­альных сеансов психотерапии. Ее приемы разнообразны. Это и экстати­ческие ритуалы, и специфические приемы тихой терапии, основной смысл которой состоит в первоначальной полной изоляции пациента от внеш­него мира и постепенном возвращении к людям, в мир живых красок и звуков. Иногда лечение заключается в перемещении человека в другую социальную группу. Это делается, например, в Замбии и объясняется тем, что ряд болезней выражает не столько дисгармонию в самом паци­енте, сколько асинхронию внутри группы, в которой он живет.

Большая роль психотерапии в народной медицине связана с теорией (точнее, теориями) происхождения болезней, в которой существенную роль играют межличностные отношения, аспекты поведения людей. Например, в Тунисе целый комплекс заболеваний объясняется наличи­ем "слабой" или "плохой" крови. "Плохая" или "черная" кровь появля­ется из-за отрицательных эмоций, из-за того, что человек много страда­ет или часто впадает в гнев, что бывает в результате разрегулированно-сти нормального процесса общения и т. д.

Уровень знаний народной медицины, терапевтические приемы, ис­пользуемые в ней, были высоко оценены антропологами. Они отметили огромное значение феномена веры в сверхъестественные качества цели­теля, которая является частным случаем убежденности во всепобеж­дающей силе обычая в традиционном обществе или постфигуративной культуре, по терминологии М. Мид. Приблизительно с 60-х годов XX в. анализ форм народной медицины как аспекта культуры становит­ся самостоятельным направлением исследования. Особое место в нем занимает "транскультурная" психиатрия, или "этнопсихиатрия". Основ­ной предмет изучения последней — "культурно-обусловленные" душев­ные болезни, типы психотерапии, проблема соотношения нормы и пато­логии в различных культурах. Общекультурологический аспект указан­ной дисциплины состоит в поисках в самых различных типах обществ особенностей традиций, стереотипов поведения, которые могут привес­ти к патологическому нарушению поведения, эмоциональной и умствен­ной сферы деятельности человека. Наиболее известные авторы исследо­ваний в этой области — Дж. Деверо, Р. Принс, Р. Болтон, У. Ла Барре. Они рассмотрели место душевных заболеваний в человеческой культу­ре в целом. Предметом их размышлений являлась также неодинако­вость протекания некоторых болезней в различных культурах ввиду культурно-психологических стереотипов восприятия болезни как опре­деленного состояния.

Наиболее сложным типом заболевания, встречающимся в традицион­ном обществе, являются "этнические психозы". Это амок, известный по одноименному рассказу С. Цвейга, арктическая истерия, иму, виндиго и др. Эти заболевания специфичны для определенного места, географиче­ских условий или этнической общности. Так как в современной науке нет общей концепции, объясняющей сущность и главные условия воз­никновения данного типа патологии, каждый этнический психоз анали­зируется отдельно. Но все же, несмотря на специфичность, практически все этнические психозы имеют общее внешнее проявление, поведенче­скую аномалию. Она состоит в том, что человек впадает в неистовое, одержимое состояние, теряет контакт с окружающими, убегает в пустын­ное место и нередко там в одиночестве погибает. Например, при "аркти­ческой истерии" (болезнь, распространенная среди эскимосов Гренлан­дии и Канады) человек теряет контроль над собой, впадает в бешенство, убегает от людей в ледяную пустыню. С ним случается припадок, подоб­ный эпилептическому, и в судорожных конвульсиях он бьется об лед, что нередко приводит к смерти. Какова причина такого поведения? Аме­риканский ученый А. Уоллес считает, что важнейшим условием его воз­никновения является недостаток кальция в воде. Его коллега Е. Фолкс значительную роль в этом патологическом процессе отводит особому че­редованию дня и ночи в высоких широтах. Р. Болтон, изучающий этни­ческий психоз, распространенный в Андах, полагает, что он возникает на фоне жестких климатических условий: недостаток кислорода, перепа­ды дневной и ночной температуры. Но решающую роль ученый отводит гипогликемии — понижению уровня сахара в крови.

Народная медицина подобные заболевания лечит путем участия в индивидуализированном (целитель—пациент) или групповом ритуале. На больного в комплексе воздействуют психотерапевтическое внуше­ние, ритмические движения, пение, музыка, приводящая пациента в транс, и... транквилизаторы. В 60-х годах канадский психиатр Р. Принс детально изучал народную психиатрию племени йоруба и даже создал документальный фильм, посвященный способам лечения психозов. Он отмечал использование сильнейшего транквилизатора раувольфия, дав­но известного в Африке6. Западная медицина узнала о нем лишь в по­следней четверти XX в. Относительно эффективности лечения психозов таким способом пока нет достоверных данных. Но безусловно ясно, что весь комплекс воздействий (психотерапия плюс фармакология) не есть панацея от тяжелых форм психозов. Можно предположить, что и в народной медицине они с большим трудом поддаются лечению. Поэто­му здесь огромную роль играет профилактика психопатологий в массо­вых и регулярных ритуалах, в которых достигаются экстатические со­стояния и применяются наркотики-галлюциногены. Это именно те ри­туалы, которые так шокировали европейцев и которые были приняты за массовый психоз, послужив основанием для формирования представле­ний о психопатологических культурах.

Таким образом, народная медицина как практический аспект куль­туры в традиционном обществе является целостной многофункциональ­ной системой. Она дает представление о том, как действуют в традици­онной культуре и как удовлетворяют жизненные потребности общно­сти. Область исследований культур под таким углом зрения является в настоящее время динамично развивающейся дисциплиной, решающей ряд жизненно важных задач, которые стоят перед индустриальными странами (маргинальное поведение, наркомания, проблема инфекции и иммунитета, культура и т. д.).

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.