Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Какова природа субъекта и компоненты культуры





Культура имеет:

1. Коммуникационную природу (культура есть форма и общения между людьми и возможна лишь в такой группе людей, в которой люди общаются).

2. Символическую природу (социальное общение базиру­ется на языке, знаках, символах: знаки — слова, рисунки, вещи — служат средством передачи смысла; культура — совокупность текстов, унаследованных символов).

Можно выделить: 1) результаты культурной деятельно­сти (произведения литературы, живописи и т.п.); 2) дух куль­туры (менталитет); 3) коммуникативный слой культуры (нормы общения, институты образования, воспитания и т.п.); 4) основу культуры (язык, психологический склад нации, при питая в обществе символика).

Субъектами культуры могут быть: 1) личность (культура личности); 2) социальная группа (молодежная культура и т.н.); 3) социальные организации (культура предприятия, Профессиональная трудовая культура); 4) социальные ин­ституты (культура воспитания, экономическая, правовая Культура, научная, светская, религиозная, нравственная культура и т.п.); 5) классы (пролетарская культура, буржуазная культура); 6) этносы (национальная культура, рус­инки культура и т.п.); 7) региональные сообщества (культура Запада и Востока); 8) человечество в целом (общечеловечес­кий культура).

Компоненты культуры: 1) средства и орудия труда; 2) язык; Л) религия; 4) этика, нравственность; 5) социальное устрой­ство; в) нормы, законы; 7) искусство; 8) наука; 9) филосо­фии; 10) техника и предметы быта.

 

Функции культуры

 

Культура выполняет следующие функции:

1. Преобразующая функция культуры (освоение и пре­образование окружающей действительности являются фун­даментальной потребностью человека). Ведь человеку им­манентно присуще стремление к выходу за пределы налич­ной данности в преобразовании и творчестве.

2. Защитная функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансирован­ного отношения человека и окружающей среды, как при­родной, так и социальной.

3. Коммуникативная функция культуры. (Коммуника­ция — это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем.) Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуни­кации происходит координация сложных действий. Куль­тура определяет конкретные правила и способы коммуни­кации, адекватные условиям жизнедеятельности людей,

4. Познавательная функция культуры (любая культура создает свою картину мира, познает, исследует человечес­кую душу, общество и мир). Процесс познания характери­зуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым эле­ментом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Су­ществуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое зна­ние о мире и самом себе.

5. Информационная функция культуры (накопление, хранение и систематизация информации, что обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса). В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации.

6. Нормативная функция культуры (любая культура содержит нормы поведения, которые поддерживают порядок в обществе, регулируют поведение людей и социальных групп). Функция общезначимых норм, признанных в той ИЛИ иной культуре, направлена на обеспечение определен­ности, понятности, предсказуемости поведения.

7. Гуманистическая функция — формирование нравствен­ен) облика личности (культура как способ социализации и*нотиса, способ развития человека, его способностей, умений, его физических и духовных качеств).

8.Ценностная функция — культура как формирование ценностей, идеалов, культурных норм. Культурная жизнь людей невозможна без ценностей, так как они предают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости, через систему ценностей, накопившихся в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности.

9.Семиотическая, или знаковая (греч. Semeion — знак) фун­кция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знакомую систему, культура предполагает знание, владение ею.

Я зыком культуры называют те средства, знаки, фор­мы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры.

Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, ма­тематика, химия, биология) также располагают собствен­ными знаковыми системами.

Нами рассмотрены лишь основные функции культуры. Особое внимание следует обратить на то, что каждому элементу культуры (науке, искусству, морали, праву, экономике и др.) могут быть свойственны различные функции. Так, мораль, регулируя человеческое поведение, пронизывает практически все сферы жизнедеятельности человека, нравственный аспект присутствует в каждом элементе культуры. Например, искусство наряду с художественно-эстетической выполняет и духовно-нравственную, воспитательную роль. Нравственность становится основой построения рели­гиозных систем.

Однако не все в культуре может быть объяснено с помо­щью функционального анализа. Наряду с функциональным существует и феноменологическое описание культуры, ко­торое признает самостоятельную ценность как культуры в целом, так и отдельных ее феноменов.

Структура культуры

 

В соответствии с современными представлениями можно обрисовать следующую структуру культуры.

В едином поле культуры выделяются два уровня: специализированный и обыденный. Обыденная культура —совокупность идей, норм поведения, явлений культуры, связанных с повседневной жизнью людей. Специализирован­ный уровень культуры подразделяется на кумулятивный (где сосредоточивается, накапливается профессиональный социокультурный опыт, аккумулируются ценности общества) и трансляционный. Исходя из антропологической модели человека на кумулятивном уровне культура высту­пает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрасположенности человека к определенной деятельности. На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями, происходит обмен культурной информацией.

Между кумулятивным и обыденным уровнями существу­ют каналы связи:

1) сфера образования, где традиции, ценности каждого из элементов культуры транслируются (передаются) после­дующим поколениям;

2) средства массовой коммуникации (СМК) — телевидение, радио, печать,— где осуществляется взаимодействие между «высокими научными» ценностями и ценностями повседневной жизни, произведениями искусства и массовой культурой;

3) социальные институты, учреждения культуры, где знания о культуре и культурные ценности становятся доступными широкой публики (библиотеки, музеи, театры и т.п.).

Американский культуролог Т. Элиот, в зависимости от степени осознанности культуры, выделял в ее вертикальном срезе два уровня: высший и низший, понимая под культурой определенный образ жизни, вести который могут только избранные — «элита».

Если элитарная культура ориентирована на избранную, интеллектуальную публику, то массовая культура ориенти­руется на «усредненный» уровень развития массовых потре­бителей, часто поощряет примитивные склонности людей.

Народная культура создается творцами из народа, остается безымянной (неизвестно имя автора), отражает духов­ные поиски народа, включает мифы, сказки, поговорки, пословицы, легенды, песни, танцы.

В материальную культуру входят:

1) культура труда и материального производства;

2) культура быта;

3) культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города);

4) культура отношения к собственному телу;

5) физическая культура.

Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя:

1) познавательную (интеллектуальную) культуру;

2) нравственную;

3) художественную;

4) правовую;

5) педагогическую;

6) религиозную.

В рамках культуры общества можно выделять субкуль­туры: системы символов, ценностей, убеждений, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-то социальную группу от культуры большинства общества (например, субкультура молодежи, субкультура девиантных преступных групп). Можно выделить западные, восточные, национальные, профессиональные, конфессиональные религиозные субкультуры. А религиозные культуры в свою оче­редь делятся на православную, католическую, протестант­скую, мусульманскую, буддийскую культуры.

Национальная культура выступает синтезом культур раз­личных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества.

В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека. Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры.

По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Такое деление вполне правомерно, ибо вытекает из соответствующего ее воздействия на человека и общество. Культура, как человекоформирующее явление, может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.

Наконец, есть еще одно деление — по признаку актуаль­ности культуры. Это та культура, которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру. Данный факт хорошо виден на изменении моды не только в одежде, но и в культуре.

В структуру культуры входят: субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.

Сущностную характеристику культуры дают два ее «блока»:

A. Субстанциональный блок, составляющий «тело» культуры, ее субстанциональную основу. Он включает ценности культуры — ее произведения, опредмечивающие культуру даннойэпохи, а также нормы культуры, ее требования к каждому члену общества. Сюда относятся нормы права, религии и морали, нормы повседневного поведения и общения людей (нормы этикета). Только неукоснительное выполнение этих норм-предпредписаний дает право человеку претендовать на звание культурного.

Б. Функциональный блок, раскрывающий процесс движения культуры. В этом плане субстанциональный блок можно рассматривать как определенный результат этого процесса. В функциональный блок входят:

традиции, обряды, обычаи, ритуалы, табу (запреты), обеспечивающие функционирование культуры. В народ­ной культуре эти средства были главными, ибо она неинституциональна;

♦ с появлением профессиональной культуры возникают и специальные институты, предназначенные для ее производства, сохранения и потребления. Оба эти на­правления взаимосвязаны (Л.Н. Коган).

 

Формы культуры

 

Основные формы культуры: мифология, искусство, мораль, религия, право, идеология, экономика, наука, философия.

Мифология — одна из самых ранних форм культуры, которая включала в себя мифы, сказки, отражавшие духов­но-психологическую жизнь людей древнего общества. Са­мой ранней была форма тотемической мифологии: люди вери­ли, что они связаны родственными связями с животными, растениями, скалами, явлениями природы и образуют еди­ный тотем. Позже, с переходом людей к земледелию возник­ла хтоническая мифология (хтоническая от слова «хтон» — земля): люди верили, что существуют могущественные су­щества с человеко-звериным обликом. И лишь позже хто-нические звероподобные боги вытесняются небесными бога­ми с человеческим обликом.

Мораль — форма культуры, которая включает представ­ления людей о добре и зле, совести и стыде, вине и справед­ливости, включает запреты на плохие поступки и действия людей (уже в первобытной культуре возникли первые мо­ральные запреты — табу).

Искусство — форма культуры, которая возникла уже в первобытном обществе, и отражает действительность и ду­ховную жизнь людей в художественных образах. При за­рождении искусства его элементы слитны, переплетены, а затем выделяются отдельные виды искусства: танцы, пес­ни, музыка, живопись, скульптура, архитектура, театр, ху­дожественная литература, поэзия, киноискусство и т.п.

Религия — форма культуры, отражающая стремление человека к жизни в единстве с могущественным Богом, воп­лощающим в себе высшее совершенство. В зависимости от представления людей о Боге, религии делятся на:

1) монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам — вера в одного Бога);

2) языческие религии (политеизм — вера во многих богов, восточные культы);

3) трансформировавшиеся в религию философские учения (буддизм, конфуцианство).

По степени распространенности в мире выделяют:

1) мировые религии (буддизм, христианство, ислам), которые широко распространены;

2) локальные религии, влияние которых ограничивается рамками определенного региона или народа (иудаизм, даосизм).

Право — форма культуры, содержанием которой является деятельность государства по регулированию общественных отношений людей на основе специально выработанных социальных норм — законов, обязательных к исполнению всеми гражданами данного общества.

Идеология — форма культуры, система жизненных, социокультурных, политических идей, в которых обобщается и осознаетсяотношение людей друг к другу, к обществу, к миру.

Наука — форма культуры, которая производит новые знания о мире и человеке.

Философия — форма культуры, которая формулирует обобщенную картину мира и понятийно-категориальную структуру мышления людей. Философия возникла в середине I тысячелетия до н. э. в трех регионах мира: в Элладе,Индии, Китае. Первые философы пытались открыть первоосновы жизни, одинаковые для всех народов, для всего мироздания.

Экономика — форма культуры, содержанием которой является материальное обеспечение общественной жизни человека в обществе в результате активного воздействия человека на природу, ведения хозяйства определенными методами.

 

Законы развития культуры

Культурология как наука изучает наиболее важные за­коны возникновения, функционирования и развития куль­туры, которые не менее объективны и строги, чем другие законы (экономические, например), однако значительно менее изучаемые и понятые нами.

Законы развития культуры, которые определяет и науч­но анализирует культурология, — это объективно существу­ющие, повторяющиеся, ведущие связи явлений или этапов в этой сфере общества. Каковы же эти законы? По мнению ряда авторитетных ученых, их несколько.

Закон единства и разнообразия культуры. Он гласит, что культура является совокупным коллективным достоя­нием всего человечества; она воплощает в себе родовое свой­ство человека и человечества; все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны. Каждый народ, обладающий собственной культурой, вно­сит самостоятельный и оригинальный вклад в общую со­кровищницу культурных достижений человечества. Много­образие и единство культур народов, населяющих планету, является объективной реальностью.

Закон преемственности в развитии культуры. Он является важнейшим в содержании формирующейся науки культурологии. Культура — это прежде всего исторически унаследованный опыт поколений. Там, где нет преемственности в раз­витии культуры, там нет и самой культуры, потому что в этом случае каждое новое поколение должно было бы всякий paз начинать изобретать каменные орудия и язык; колесо и жилище; искусство и науку и т.д. Преемственность — основа раз­вития культуры, а потому также составляет ее важнейшую объективную закономерность.

Закон прерывности и непрерывности развития культу­ры. Он гласит, что культура — это сложная система, которая в своем развитии одновременно прерывна и непрерывна. Каждой эпохе в развитии человечества присущ свой тип культуры как исторической целостности. В связи со сменой этих эпох (формаций, цивилизаций) происходит изменение типов культуры — одни уходят, на смену им приходят другие — появляется прерывность в развитии культуры.

Однако это не означает разрыва в развитии всей культуры, полного уничтожения старой, т. е. предшествующей культуры. Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует культурные достижения предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отношений.

Поэтому мы можем сказать так:

1) прерывность носит относительный характер;

2) непрерывность — абсолютный. Она здесь — ведущий элемент.

Несмотря на перерывы, потери, даже провалы, свершения культуры

накапливаются в историческом масштабе, «уплотняются», вбирая в себя результаты прошлого развития. Эта тенденция поступательного развития культуры носит объективный характер.

Закон взаимодействия и сотрудничества различных, нередко противоречивых культур. Взаимосвязь, сотрудничество различных культур — важнейшая объективная закономерность, изучаемая культурологией. Различные эпохи, развивающиеся в них культуры разных народов, каждая по-своему выражала собственное понимание мира, его освоение («мировидение»).

Единству всемирно-исторического процесса способствуют мировые культурные контакты, постоянно возрастающие в ходе исторического процесса.

Каждая культура при всех ее специфических особенностях способствует общечеловеческим достижениям, общему прогрессу мирового сообщества.

 

Методы изучения культуры

Опираясь на другие обществоведческие науки, заимствуя и развивая их опыт, культурология применяет различные методы изучения культуры.

К числу наиболее традиционных способов изложения яв­лений, факторов, событий мировой и отечественной культуры принадлежит диахронический метод, т. е. хронологическая последовательность их появления и протекания.

Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на протяжении определенного времени их развития, с учетом существующих взаимо­связей и возможных противоречий.

Более широкие и универсальные возможности в этом смысле представляет сравнительно-исторический метод. Его суть состоит в том, что он позволяет сравнивать в истори­ческом разрезе многие на первый взгляд исключительные либо самобытные явления культурного комплекса и прони­кать в их сущность.

Суть структурно-функционального метода заключается в разложении изучаемого объекта культуры на составные части и в выявлении внутренней связи, обусловленности соотношения между ними.

Исследователи проблем культурологии считают, что на основании структурно-функционального и системного анализа можно подойти к установлению внутреннего сходства изучаемых явлений культуры. Это составляет содержание еще одного — типологического метода. Он предполагает изучение структур системы культур путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости элементов историко-культурного процесса.

По мнению некоторых специалистов (А.С. Мыльников и др.) в области теории и истории культуры, культурология с успехом может использовать и другие методы:

а) семиотический метод (семиотика —это наука о знаковых системах);

б) психологический метод (особенно при изучении особенностей национальной культуры);

в) биографический метод (анализ жизненного пути деятеля культуры для лучшего понимания его внутреннего мира);

г) метод моделирования (создание модели определенного периода в развитии культуры, чтобы выявить наиболее существенные черты).

В культурологии используются методы, связанные с понимающим вхождением в культуру, вживанием во внутренний смысл ее явлений и ценностей. Среди них особую значимость приобретают методы полевой этнографии (описание, классификация, метод пережитков и др.), наблюдение, открытые интервью в психологии и социологии, методы исторических наук, в частности сравнительно-исторический метод, анализ текстов. Во второй группе методов, напротив, основная задача — отыскание законов и принципов, позволяющих от общих закономерностей перейти к пониманию частных явлений; в этом ряду наук отдельные факты приобретают меньшую ценность, чем концептуальные обобщения, придающие аналитический смысл явлениям и объединяющие их со множеством других.

М. Вебер одним из первых привлек внимание к особенности наук об обществе и культуре, где объект и субъект анализа невозможно разделить. Поэтому он считал, что эти науки должны пользоваться одновременно и методом понимания, и методом объяснения. Процедуру, которая соединила бы их воедино, М. Вебер называл «объясняющим пониманием». С тех пор признание общества и культуры специфическими объектами научного анализа, требующими особых методов синтезирующего плана, не раз высказывалось за рубежом в рамках таких научных направлений, как понимающая социология (Ф. Знанецкий, У. Томас и др. ), феноменология (А. Шюц и др.), социология культуры (П. Бурдье и др.), и в отечественной науке сторонниками социальной культурологии, социологии культуры.

 

ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ

Теории культуры XVIII века

 

В новое время появляются различные философские теории культуры, в которых переосмысливается античное и сред­невековое понимание культуры. Латинским словом «культу­ра» стали пользоваться для обозначения таких особенностей человеческого бытия, с которыми связано развитие способностей человека, его разума и духовного мира. Первоначально культура понималась как духовная сторона общества.

Просветители осознали противоречие между природой и культурой. Первая точка зрения, характеризующаяся в целом пессимистическим взглядом на культуру, берет свое начало в работах Жан Жака Руссо (1712-1778), который рассматривал человека как совершенное существо, а естественную жизнь на лоне природы как наиболее простую и правильную форму жизни человечества. В концепции Ж. Ж. Руссо культура осмысливается как разделяющая человека и природу. Ущербность буржуазной культуры и цивилизации Руссо видит как в существовании частной собственности, которая делает людей неравными, так и в государственной власти, всегда антинародной по своей сути. Неменьшим злом, по мысли Руссо, являются наука и искусство, которые способствуют сохранению неравенства, не

обеспечивая ни улучшения нравов, ни более счастливой и богатой жизни народа. Руссо считает, что дети, как природные существа, свободны от пороков взрослых людей, но лучшие задатки ребенка подавляются обществом, где господствуют деспотизм, произвол и неравенство.

Именно поэтому Руссо считал, что ребенка необходимо воспитывать вдали от городов, на лоне природы. Ребенка надо учить простым ремеслам, естественному образу жизни, далекому от жестокой и искусственной жизни городов, этихязв на теле человечества.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.