|
Какова природа субъекта и компоненты культурыСтр 1 из 17Следующая ⇒ Культура имеет: 1. Коммуникационную природу (культура есть форма и общения между людьми и возможна лишь в такой группе людей, в которой люди общаются). 2. Символическую природу (социальное общение базируется на языке, знаках, символах: знаки — слова, рисунки, вещи — служат средством передачи смысла; культура — совокупность текстов, унаследованных символов). Можно выделить: 1) результаты культурной деятельности (произведения литературы, живописи и т.п.); 2) дух культуры (менталитет); 3) коммуникативный слой культуры (нормы общения, институты образования, воспитания и т.п.); 4) основу культуры (язык, психологический склад нации, при питая в обществе символика). Субъектами культуры могут быть: 1) личность (культура личности); 2) социальная группа (молодежная культура и т.н.); 3) социальные организации (культура предприятия, Профессиональная трудовая культура); 4) социальные институты (культура воспитания, экономическая, правовая Культура, научная, светская, религиозная, нравственная культура и т.п.); 5) классы (пролетарская культура, буржуазная культура); 6) этносы (национальная культура, русинки культура и т.п.); 7) региональные сообщества (культура Запада и Востока); 8) человечество в целом (общечеловеческий культура). Компоненты культуры: 1) средства и орудия труда; 2) язык; Л) религия; 4) этика, нравственность; 5) социальное устройство; в) нормы, законы; 7) искусство; 8) наука; 9) философии; 10) техника и предметы быта.
Функции культуры
Культура выполняет следующие функции: 1. Преобразующая функция культуры (освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека). Ведь человеку имманентно присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве. 2. Защитная функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. 3. Коммуникативная функция культуры. (Коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем.) Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Культура определяет конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей, 4. Познавательная функция культуры (любая культура создает свою картину мира, познает, исследует человеческую душу, общество и мир). Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. 5. Информационная функция культуры (накопление, хранение и систематизация информации, что обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса). В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации. 6. Нормативная функция культуры (любая культура содержит нормы поведения, которые поддерживают порядок в обществе, регулируют поведение людей и социальных групп). Функция общезначимых норм, признанных в той ИЛИ иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения. 7. Гуманистическая функция — формирование нравственен) облика личности (культура как способ социализации и*нотиса, способ развития человека, его способностей, умений, его физических и духовных качеств). 8.Ценностная функция — культура как формирование ценностей, идеалов, культурных норм. Культурная жизнь людей невозможна без ценностей, так как они предают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости, через систему ценностей, накопившихся в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности. 9.Семиотическая, или знаковая (греч. Semeion — знак) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знакомую систему, культура предполагает знание, владение ею. Я зыком культуры называют те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами. Нами рассмотрены лишь основные функции культуры. Особое внимание следует обратить на то, что каждому элементу культуры (науке, искусству, морали, праву, экономике и др.) могут быть свойственны различные функции. Так, мораль, регулируя человеческое поведение, пронизывает практически все сферы жизнедеятельности человека, нравственный аспект присутствует в каждом элементе культуры. Например, искусство наряду с художественно-эстетической выполняет и духовно-нравственную, воспитательную роль. Нравственность становится основой построения религиозных систем. Однако не все в культуре может быть объяснено с помощью функционального анализа. Наряду с функциональным существует и феноменологическое описание культуры, которое признает самостоятельную ценность как культуры в целом, так и отдельных ее феноменов. Структура культуры
В соответствии с современными представлениями можно обрисовать следующую структуру культуры. В едином поле культуры выделяются два уровня: специализированный и обыденный. Обыденная культура —совокупность идей, норм поведения, явлений культуры, связанных с повседневной жизнью людей. Специализированный уровень культуры подразделяется на кумулятивный (где сосредоточивается, накапливается профессиональный социокультурный опыт, аккумулируются ценности общества) и трансляционный. Исходя из антропологической модели человека на кумулятивном уровне культура выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрасположенности человека к определенной деятельности. На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями, происходит обмен культурной информацией. Между кумулятивным и обыденным уровнями существуют каналы связи: 1) сфера образования, где традиции, ценности каждого из элементов культуры транслируются (передаются) последующим поколениям; 2) средства массовой коммуникации (СМК) — телевидение, радио, печать,— где осуществляется взаимодействие между «высокими научными» ценностями и ценностями повседневной жизни, произведениями искусства и массовой культурой; 3) социальные институты, учреждения культуры, где знания о культуре и культурные ценности становятся доступными широкой публики (библиотеки, музеи, театры и т.п.). Американский культуролог Т. Элиот, в зависимости от степени осознанности культуры, выделял в ее вертикальном срезе два уровня: высший и низший, понимая под культурой определенный образ жизни, вести который могут только избранные — «элита». Если элитарная культура ориентирована на избранную, интеллектуальную публику, то массовая культура ориентируется на «усредненный» уровень развития массовых потребителей, часто поощряет примитивные склонности людей. Народная культура создается творцами из народа, остается безымянной (неизвестно имя автора), отражает духовные поиски народа, включает мифы, сказки, поговорки, пословицы, легенды, песни, танцы. В материальную культуру входят: 1) культура труда и материального производства; 2) культура быта; 3) культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); 4) культура отношения к собственному телу; 5) физическая культура. Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя: 1) познавательную (интеллектуальную) культуру; 2) нравственную; 3) художественную; 4) правовую; 5) педагогическую; 6) религиозную. В рамках культуры общества можно выделять субкультуры: системы символов, ценностей, убеждений, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-то социальную группу от культуры большинства общества (например, субкультура молодежи, субкультура девиантных преступных групп). Можно выделить западные, восточные, национальные, профессиональные, конфессиональные религиозные субкультуры. А религиозные культуры в свою очередь делятся на православную, католическую, протестантскую, мусульманскую, буддийскую культуры. Национальная культура выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека. Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры. По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Такое деление вполне правомерно, ибо вытекает из соответствующего ее воздействия на человека и общество. Культура, как человекоформирующее явление, может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную. Наконец, есть еще одно деление — по признаку актуальности культуры. Это та культура, которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру. Данный факт хорошо виден на изменении моды не только в одежде, но и в культуре. В структуру культуры входят: субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты. Сущностную характеристику культуры дают два ее «блока»: A. Субстанциональный блок, составляющий «тело» культуры, ее субстанциональную основу. Он включает ценности культуры — ее произведения, опредмечивающие культуру даннойэпохи, а также нормы культуры, ее требования к каждому члену общества. Сюда относятся нормы права, религии и морали, нормы повседневного поведения и общения людей (нормы этикета). Только неукоснительное выполнение этих норм-предпредписаний дает право человеку претендовать на звание культурного. Б. Функциональный блок, раскрывающий процесс движения культуры. В этом плане субстанциональный блок можно рассматривать как определенный результат этого процесса. В функциональный блок входят: ♦ традиции, обряды, обычаи, ритуалы, табу (запреты), обеспечивающие функционирование культуры. В народной культуре эти средства были главными, ибо она неинституциональна; ♦ с появлением профессиональной культуры возникают и специальные институты, предназначенные для ее производства, сохранения и потребления. Оба эти направления взаимосвязаны (Л.Н. Коган).
Формы культуры
Основные формы культуры: мифология, искусство, мораль, религия, право, идеология, экономика, наука, философия. Мифология — одна из самых ранних форм культуры, которая включала в себя мифы, сказки, отражавшие духовно-психологическую жизнь людей древнего общества. Самой ранней была форма тотемической мифологии: люди верили, что они связаны родственными связями с животными, растениями, скалами, явлениями природы и образуют единый тотем. Позже, с переходом людей к земледелию возникла хтоническая мифология (хтоническая от слова «хтон» — земля): люди верили, что существуют могущественные существа с человеко-звериным обликом. И лишь позже хто-нические звероподобные боги вытесняются небесными богами с человеческим обликом. Мораль — форма культуры, которая включает представления людей о добре и зле, совести и стыде, вине и справедливости, включает запреты на плохие поступки и действия людей (уже в первобытной культуре возникли первые моральные запреты — табу). Искусство — форма культуры, которая возникла уже в первобытном обществе, и отражает действительность и духовную жизнь людей в художественных образах. При зарождении искусства его элементы слитны, переплетены, а затем выделяются отдельные виды искусства: танцы, песни, музыка, живопись, скульптура, архитектура, театр, художественная литература, поэзия, киноискусство и т.п. Религия — форма культуры, отражающая стремление человека к жизни в единстве с могущественным Богом, воплощающим в себе высшее совершенство. В зависимости от представления людей о Боге, религии делятся на: 1) монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам — вера в одного Бога); 2) языческие религии (политеизм — вера во многих богов, восточные культы); 3) трансформировавшиеся в религию философские учения (буддизм, конфуцианство). По степени распространенности в мире выделяют: 1) мировые религии (буддизм, христианство, ислам), которые широко распространены; 2) локальные религии, влияние которых ограничивается рамками определенного региона или народа (иудаизм, даосизм). Право — форма культуры, содержанием которой является деятельность государства по регулированию общественных отношений людей на основе специально выработанных социальных норм — законов, обязательных к исполнению всеми гражданами данного общества. Идеология — форма культуры, система жизненных, социокультурных, политических идей, в которых обобщается и осознаетсяотношение людей друг к другу, к обществу, к миру. Наука — форма культуры, которая производит новые знания о мире и человеке. Философия — форма культуры, которая формулирует обобщенную картину мира и понятийно-категориальную структуру мышления людей. Философия возникла в середине I тысячелетия до н. э. в трех регионах мира: в Элладе,Индии, Китае. Первые философы пытались открыть первоосновы жизни, одинаковые для всех народов, для всего мироздания. Экономика — форма культуры, содержанием которой является материальное обеспечение общественной жизни человека в обществе в результате активного воздействия человека на природу, ведения хозяйства определенными методами.
Законы развития культуры Культурология как наука изучает наиболее важные законы возникновения, функционирования и развития культуры, которые не менее объективны и строги, чем другие законы (экономические, например), однако значительно менее изучаемые и понятые нами. Законы развития культуры, которые определяет и научно анализирует культурология, — это объективно существующие, повторяющиеся, ведущие связи явлений или этапов в этой сфере общества. Каковы же эти законы? По мнению ряда авторитетных ученых, их несколько. Закон единства и разнообразия культуры. Он гласит, что культура является совокупным коллективным достоянием всего человечества; она воплощает в себе родовое свойство человека и человечества; все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны. Каждый народ, обладающий собственной культурой, вносит самостоятельный и оригинальный вклад в общую сокровищницу культурных достижений человечества. Многообразие и единство культур народов, населяющих планету, является объективной реальностью. Закон преемственности в развитии культуры. Он является важнейшим в содержании формирующейся науки культурологии. Культура — это прежде всего исторически унаследованный опыт поколений. Там, где нет преемственности в развитии культуры, там нет и самой культуры, потому что в этом случае каждое новое поколение должно было бы всякий paз начинать изобретать каменные орудия и язык; колесо и жилище; искусство и науку и т.д. Преемственность — основа развития культуры, а потому также составляет ее важнейшую объективную закономерность. Закон прерывности и непрерывности развития культуры. Он гласит, что культура — это сложная система, которая в своем развитии одновременно прерывна и непрерывна. Каждой эпохе в развитии человечества присущ свой тип культуры как исторической целостности. В связи со сменой этих эпох (формаций, цивилизаций) происходит изменение типов культуры — одни уходят, на смену им приходят другие — появляется прерывность в развитии культуры. Однако это не означает разрыва в развитии всей культуры, полного уничтожения старой, т. е. предшествующей культуры. Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует культурные достижения предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отношений. Поэтому мы можем сказать так: 1) прерывность носит относительный характер; 2) непрерывность — абсолютный. Она здесь — ведущий элемент. Несмотря на перерывы, потери, даже провалы, свершения культуры накапливаются в историческом масштабе, «уплотняются», вбирая в себя результаты прошлого развития. Эта тенденция поступательного развития культуры носит объективный характер. Закон взаимодействия и сотрудничества различных, нередко противоречивых культур. Взаимосвязь, сотрудничество различных культур — важнейшая объективная закономерность, изучаемая культурологией. Различные эпохи, развивающиеся в них культуры разных народов, каждая по-своему выражала собственное понимание мира, его освоение («мировидение»). Единству всемирно-исторического процесса способствуют мировые культурные контакты, постоянно возрастающие в ходе исторического процесса. Каждая культура при всех ее специфических особенностях способствует общечеловеческим достижениям, общему прогрессу мирового сообщества.
Методы изучения культуры Опираясь на другие обществоведческие науки, заимствуя и развивая их опыт, культурология применяет различные методы изучения культуры. К числу наиболее традиционных способов изложения явлений, факторов, событий мировой и отечественной культуры принадлежит диахронический метод, т. е. хронологическая последовательность их появления и протекания. Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на протяжении определенного времени их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий. Более широкие и универсальные возможности в этом смысле представляет сравнительно-исторический метод. Его суть состоит в том, что он позволяет сравнивать в историческом разрезе многие на первый взгляд исключительные либо самобытные явления культурного комплекса и проникать в их сущность. Суть структурно-функционального метода заключается в разложении изучаемого объекта культуры на составные части и в выявлении внутренней связи, обусловленности соотношения между ними. Исследователи проблем культурологии считают, что на основании структурно-функционального и системного анализа можно подойти к установлению внутреннего сходства изучаемых явлений культуры. Это составляет содержание еще одного — типологического метода. Он предполагает изучение структур системы культур путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости элементов историко-культурного процесса. По мнению некоторых специалистов (А.С. Мыльников и др.) в области теории и истории культуры, культурология с успехом может использовать и другие методы: а) семиотический метод (семиотика —это наука о знаковых системах); б) психологический метод (особенно при изучении особенностей национальной культуры); в) биографический метод (анализ жизненного пути деятеля культуры для лучшего понимания его внутреннего мира); г) метод моделирования (создание модели определенного периода в развитии культуры, чтобы выявить наиболее существенные черты). В культурологии используются методы, связанные с понимающим вхождением в культуру, вживанием во внутренний смысл ее явлений и ценностей. Среди них особую значимость приобретают методы полевой этнографии (описание, классификация, метод пережитков и др.), наблюдение, открытые интервью в психологии и социологии, методы исторических наук, в частности сравнительно-исторический метод, анализ текстов. Во второй группе методов, напротив, основная задача — отыскание законов и принципов, позволяющих от общих закономерностей перейти к пониманию частных явлений; в этом ряду наук отдельные факты приобретают меньшую ценность, чем концептуальные обобщения, придающие аналитический смысл явлениям и объединяющие их со множеством других. М. Вебер одним из первых привлек внимание к особенности наук об обществе и культуре, где объект и субъект анализа невозможно разделить. Поэтому он считал, что эти науки должны пользоваться одновременно и методом понимания, и методом объяснения. Процедуру, которая соединила бы их воедино, М. Вебер называл «объясняющим пониманием». С тех пор признание общества и культуры специфическими объектами научного анализа, требующими особых методов синтезирующего плана, не раз высказывалось за рубежом в рамках таких научных направлений, как понимающая социология (Ф. Знанецкий, У. Томас и др. ), феноменология (А. Шюц и др.), социология культуры (П. Бурдье и др.), и в отечественной науке сторонниками социальной культурологии, социологии культуры.
ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ Теории культуры XVIII века
В новое время появляются различные философские теории культуры, в которых переосмысливается античное и средневековое понимание культуры. Латинским словом «культура» стали пользоваться для обозначения таких особенностей человеческого бытия, с которыми связано развитие способностей человека, его разума и духовного мира. Первоначально культура понималась как духовная сторона общества. Просветители осознали противоречие между природой и культурой. Первая точка зрения, характеризующаяся в целом пессимистическим взглядом на культуру, берет свое начало в работах Жан Жака Руссо (1712-1778), который рассматривал человека как совершенное существо, а естественную жизнь на лоне природы как наиболее простую и правильную форму жизни человечества. В концепции Ж. Ж. Руссо культура осмысливается как разделяющая человека и природу. Ущербность буржуазной культуры и цивилизации Руссо видит как в существовании частной собственности, которая делает людей неравными, так и в государственной власти, всегда антинародной по своей сути. Неменьшим злом, по мысли Руссо, являются наука и искусство, которые способствуют сохранению неравенства, не обеспечивая ни улучшения нравов, ни более счастливой и богатой жизни народа. Руссо считает, что дети, как природные существа, свободны от пороков взрослых людей, но лучшие задатки ребенка подавляются обществом, где господствуют деспотизм, произвол и неравенство. Именно поэтому Руссо считал, что ребенка необходимо воспитывать вдали от городов, на лоне природы. Ребенка надо учить простым ремеслам, естественному образу жизни, далекому от жестокой и искусственной жизни городов, этихязв на теле человечества.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|