|
ОСНОBHblE ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИМорфология культуры Морфология культуры — раздел наук о культуре (культурологии социально-научного направления), в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов и их объединений (паттернов, культурных конфигураций).В обобщенном смысле морфология культуры — это изучение строения искусственной среды существования человека в связи с реализацией фундаментальных форм жизнедеятельности. Основные методы познания — структурно-функциональны, семантический, генетический. В более частном смысле морфология культуры — это изучение вариаций культурных форм в зависимости от их социального, исторического, географического распределения. Основные методы познания— общая теория систем, организационный и динамический анализ. Основные пограничные области — coциология, психология, этология, экология. Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования культурных форм: генетическое (порождение и становление культурных форм); микродинамическое, динамикакультурных форм в пределах жизни трех поколений (непосредственная трансляция культурной информации); историческое (динамика культурных форм и конфигураций исторических масштабах времени); структурно-функциональное (принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества); технологическое (распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве и времени). Общую морфологическую модель культуры в соответствии с сегодняшним уровнем знания можно представить следующим образом; три уровня связи субъекта социокультурной жизни с окружением — специализированный, трансляционный, обыденный; три функциональных блока специализированной деятельности (культурные модусы социальной организации: хозяйственная, политическая, правовая культура); культурные модусы социально значимого знания (искусство, религия, философия, право); культурные модусы социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура); обыденные аналоги специализованных модальностей культуры (социальная организация— домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль; социально значимое знание — обыденная эстетика, суеверия, фольклор, практические знания и навыки; трансляция культурного опыта — игры, слухи, беседы, советы и т.п.). В рамках культурологии морфологический подход имеет ключевое значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных и этноспецифичных характеристик в строении определенной культуры.
Категории культурологии Категории культурологии — наиболее фундаментальные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, выделяемые исследователями сущностные свойства культуры, на основании которых осуществляется систематизация изучаемых культурных феноменов и разрабатываются методологии и методы их познания. В культурологической науке до сих пор не разработан и не систематизирован сколь-либо целостный категориальный аппарат, поэтому формирование категорий культурологии происходит в основном стихийно, путем заимствований из философии, социологии, психологии, лингвистики и других областей познания, по мере необходимости модернизируемых в соответствии с аналитическими нуждами культурологии. В числе наиболее распространенных и употребляемых категорий культурологии могут быть названы: ♦ культурные объекты (культурные черты, артефакты, формы в их вещественном и символическом выражении, культурные композиции, конфигурации и системы); ♦ культурные процессы (генезис, формирование, функционирование, распространение, изменчивость, воспроизводство культуры и т.п.); ♦ культурные свойства (функциональность, семантичность, утилитарность, коммуникативность, ценность, технологичность, универсальность, локальность, уникальность, типичность и пр.); ♦ культурные функции (социокультурная организация и регуляция, познание окружающего мира, аккумуляция, селекция и трансляция социального опыта, обмен информацией и т.п.); ♦ культурные модальности (эволюция, модернизация, прогресс, деградация, деструкция, циклизм и др.); ♦ культурные значения (культурные смыслы явлений, оценки и оценочные критерии, герменевтика культуры); ♦ культурные обозначения (знаки, символы, образы, маркеры, атрибуты, имидж, семантические конструкты, культурные тексты и коды, семиозис, культурная симантика в целом); ♦ культурные ценности (витальные, материальные, мемориальные, художественные, идеологические, нравственные, религиозные, социальные блага, экзистенциальные ориентации и пр.); ♦ культурные нормы (образцы, паттерны, правила, стандарты, каноны, традиции, мораль, этика, эстетика, стиль, мода, нормативность функциональных проявлений, культура труда и потребления, быта и досуга общения и взаимодействия и т.п.); ♦ культурная среда (искусственная предметно-пространственная среда жизнедеятельности — окультуренные территории, населенные пункты, постройки, сооружения, помещения, вещи и иные материальные продукты деятельности, а также социально-информационная среда взаимодействия в обыденной жизни и специализированных областях деятельности людей); ♦ субъекты культуры и их устойчивые коллективы (личности, семьи, родственные кланы, социально-функциональные группы и коллективы, классы, касты, сословия, социумы, сообщества, социальные организмы, этносы, нации, человечество); ♦ процессы и результаты усвоения культуры индивидами (социализация и инкультурация, культурная ассимиляция и аккультурация, воспитание и обучение, социокультурная адекватность и девиантность и пр.); ♦ культурная мотивация (индивидуальные и групповые интересы, потребности и необходимости, адаптация целеполагание, самоорганизация и саморегуляция, самоидентификация и самомаркирование, социальные роли и функции личности, статус, престижность, «коллективное бессознательное» и т.п.); ♦ культурообусловленное поведение и сознание людей (технологии целеполагающей деятельности и взаимодействия, церемониальное поведение, обряды и ритуалы, вербальное и невербальное коммуницирование, творчество, образ жизни и досуг, миропредставления,мифология и верования, ментальности, архетипы сознания и пр.); ♦ культурные аспекты специализированных областей деятельности (культуры: хозяйственная, правовая, политическая, военная, философская, религиозная, художественная, научная, образовательная, информационная, природопользования, охраны здоровья, физическая, воспроизводства, развития и реабилитации людей и т.п., а также их эквиваленты в неспециализированной сфере обыденной жизни); ♦ культурные институты (культурная политика, учреждениякультуры и досуга, образования и социального патронажа, творческие организации, учреждения охраны наследия и накопления информации, средства массовой информации и т.п.); ♦ культурно-интеграционные и дифференциальные процессы и явления (кооперация, консолидация, солидарность, социальность, этничность, взаимопомощь, самобытность, локальность, разделение функций, повышение и понижение напряженности и пр.); ♦ социальная типология культуры (культуры: специализированные и обыденная, элитарная и народная, популярная и массовая, социальностратифицированные субкультуры, образы жизни и т.п.); ♦ культурно-историческая типология (культурная самобытность этнических и социальных сообществ, конфессий и государств, региональных культурных общностей, цивилизаций, историко-стадиальных типов социокультурной организации — первобытного, архаического, доиндустриального, индустриального, постиндустриального); ♦ межкультурные взаимодействия (культурная диффузия,занмствования, толерантность, комплиментарность, отторжение, конфликт ценностей, культурный синтез и пр.), а также ряд иных категорий культурологии более частного порядка.
Понятие цивилизации Цивилизация (от лат. — гражданский) — межэтническая культурно-историческая общность людей, основания и критерии для выделения которой, как правило, разнятся в зависимости от контекста и целей применения этого термина. Понятие цивилизации появилось еще в античную эпоху как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения. Позднее, в эпоху Просвещения и в XIX в., термин «цивилизация» также использовался как характеристика высшей стадии социокультурного развития («дикость — варварство — цивилизация»). В XX в. в трудах О. Шпенглера, а затем А. Тойнби сформировалось иное значение этого термина как локальной моноили полиэтнической общности с выраженной социокультурной спецификой, т.е. концепция «исторической цивилизации» (древнеегипетская, вавилонская, греческая, римская, китайская, индийская, византийская, мусульманская средневековая, западноевропейская цивилизации и т.п.). Были разработаны различные теории и концепции исторического процесса на основе идей саморазвития и саморазрушения автономных и самодостаточных локальных цивилизаций, противопоставляемые теориям глобальной исторической эволюции всего человечества. Именно в подобном значении термин «цивилизация», как правило, использовался в современной научной литературе. Вместе с тем, несмотря на наличие определенных имперических оснований для выделения локальных цивилизаций, в науке до сих пор не разработаны единые методологические принципы и критерии для классификации той или иной исторической области в качестве автономной цивилизации, что представляется наиболее очевидной слабостью всех теорий цивилизаций. Последние годы получает распространение определение цивилизации как локальной межэтнической общности, формирующейся на основе единства исторической судьбы народов, проживающих в одном регионе, длительного и тесного культурного взаимодействия и культурного обмена между ними, в результате чего складывается высокий уровень сходства в институциональных формах и механизмах их социальной организации и регуляции (правовых и политических системах, специализированных компонентах форм хозяйственного уклада, религиозно-конфессиональных институтах, в философии, науке, системах образования, стилистике литературного и художественного творчества и т.п.), при сохранении большего или меньшего разнообразия в чертах этнографических культур народов, составляющих ту или иную цивилизации. Чаще всего такого рода цивилизации складываются на основании длительного вхождения разных народов в состав единого многонационального государства, что задает всем им однотипную традицию институтов социальной регуляции(например, цивилизация «римского мира», китайская цивилизация, российская цивилизация) или на основании религиозного единства, формирующего такого же рода единообразие системы ценностей и механизмов регуляции социальной практики (мусульманская цивилизация, восточная и аападнохристианская цивилизации) и т.п. Так или иначе, но во всех перечисленных случаях элементы культурного единообразия складывались не стихийно, а под воздействием именно институциональных средств социальной организации и регуляции, детерминировавших уже и специфику ценностных ориентации, и принципы социальной консолидации и пр. Культурные нормы, традиции Норма культурная — стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным социальным и культурным группам и выражающий их представление о должном, желательном. Назначение нормы состоит в минимизации случайных обстоятельств, субъективных мотивов, психологических состояний. Нормативное регулирование отношений предполагает добровольное и сознательное принятие каждым человеком распространенных в данной культуре норм деятельности. Существуют разные способы классификации норм. Парсонс, в частности, выделяет: 1) нормы, устанавливающие порядки в обществе в целом и в составляющих его группах; 2) экономические нормы; 3) политические нормы; 4) собственно культурные нормы, относящиеся к области коммуникации и социализации. В других случаях различают нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межиндивидуальные. Нормы отличаются друг от друга по уровню обязательности выполнения, по степени свободы их выбора в неопределенных ситуациях. Существуют нормы, обязательность которых однозначна и определенна вплоть до применения строгих санкций (выполнение правовых норм, норм технической деятельности на индустриальном производстве и др.). В других случаях допускается вариативность норм поведения, например, часто традиции содержат в себе набор стандартных образцов, из которых человек может выбирать. Действие любой нормы не абсолютно; норма переживает период зарождения, утверждения, потом теряет стабильность, начинает разрушаться. Разрушение одних культурных норм всегда сопровождается созданием новых. Нормотворчество— такой же неотъемлемый признак культурной динамики, как и аномия, т.е. разрушение норм. Традиции — социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности); процессы социокультурного наследования; способы этого наследования. В качестве традиций выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д. Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и являются необходимым условием их существования. Особенно широка их сфера в архаических и докапиталистических обществах. Традиции образуют «коллективную память» общества и социальных групп, обеспечивая их самотождественность и преемственность в их развитии. Социальная и групповая дифференциация оказывает существенное влияние на интерпретацию и использование общенационального культурного наследия. Кроме того, отдельные группы, классы, слои обладают своими собственными традициями. Отсюда множественность и противоречивость традиционных культурных форм и их интерпретаций. Каждое поколение, получая в свое распоряжение определенную совокупность образцов, не просто воспринимает и усваивает их в готовом виде, всегда осуществляет их собственную интерпретацию и выбор. В этом смысле каждое поколение выбирает не только свое будущее, но и прошлое. Общество и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного наследия, в то же время отвергают другие, поэтому традиции могут быть как позитивными (что и как традиционно принимается), так и негативными (что и как традиционно отвергается).
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|