Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культура Древнего Китая. Послеосевые культуры Востока





Индия и Китай — самые древние из существующих ныне цивилизаций. Это послеосевые культуры, но они имеют общие с доосевыми культурами черты: традиционализм, ритуальность, каноничность, тесная связь культуры с религиозно-философскими взглядами.

Культуры послеосевые отличались тем, что традиции прошлого обновлялись и развивались на основе индивиду­ального опыта и рационального сознания, это позволяло им сделать огромный шаг по пути культурного прогресса, что проявилось во впечатляющих достижениях, многими из которых человечество пользуется и поныне: философские концепции, мировоззренческие подходы, научно-технологи­ческие достижения и шедевры искусства, архитектуры.

К послеосевым культурам Востока относятся культуры Индии и Китая. Живя в изоляции от других ранних очагов мировой культуры, древнейшие жители Среднекитайской равнины — а появились они там по крайней мере за шесть тысячелетий до н.э. — создали оригинальную цивилизацию со своим особым типом взаимоотношений человека и приро­ды, прочным и цельным укладом жизни, устойчивыми куль­турными традициями. Эти люди были прежде всего земле­дельцами, выращивали чумизу, просо, пшеницу, позднее рис. Они очень рано научились получать нить из кокона тутового шелкопряда и изготавливать из нее прочные и теп­лые шелковые ткани. Уже в начале II тыс. до н.э. в Китае открыли секрет изготовления бронзы.

Появление более прочного металла — железа — круто изменило жизнь древнекитайского общества и его культуру в долине Желтой реки появились сотни городов, обне­сенных высокими глинобитными стенами, порой они насчи­тывали по десятку тысяч и более жителей. Большие мастерские и целые кварталы, заселенные ремесленниками, на­ходки древних монет свидетельствуют о высокоразвитой городской жизни, о превращении ремесла и торговли в заметную общественную силу.

В глубокой древности у китайцев сложилось представление о Земле как одном большом континенте, окруженном совсех сторон морской пучиной. В центре находится единственный цивилизованный мир древних китайцев — Поднебесная страна со сравнительно мягким климатом, плодородными почвами, радующим глаз разнообразным рельефом. В глазах древних обитателей Средиземной страны очевидным доказательством их культурного превосходства над всеми прочими племенами были письменность, календарь, своеобразие образа жизни (ритуал). Еще в начале II тыс. до н.э. древние китайцы изобрели собственный календарь, который не имел себе равных во всей Восточной Азии. Это был в своей основе лунный календарь, т.е. начало каждого месяца совпадало в нем с новолунием, но он учитывал и движение солнца, которое определяет смену времен года и, следовательно, годовой цикл земледельческих работ. В итоге этот календарь сводил в единый ритм движения светил на небе, годовой круговорот при роды и хозяйственную деятельность людей.

Вместе с календарем в Китае появилось другое оригинальное изобретение— иероглифическая письменность. В середине I тысячелетия до н.э. довольно широкое применение в качестве материала для письма получил шелк. На шелке писали по общему правилу — сверху вниз и справа налево. Бумага появилась в Китае во II в. до н.э.

Предание, уходившее в незапамятные времени, гласило, что сначала, в золотой век человечества, Поднебесной управляли премудрые цари, а последний из них, Великий Юй, положил начало династии Ся. Наверное, царство Ся не существовало, но именно его название стало в I тыс. до н.э. самоназванием древних китайцев. Что же касается сменившей ее династии Инь, то о ней имеется множество документальных свидетельств. В период правления Инь во II тыс. до н.э. в долине Желтой реки сложилось довольно сильное государство, державшее в подчинении десятки племен. Власть в нем безраздельно принадлежала царю. Самой примечательной чертой общественного строя Инь являлось почти полное совпадение семейно-клановой организации и государства. Отношения меж­ду людьми в семье и клане служили для иньцев образцом иерар­хии всего общественного и политического устройства.

Развитие духовной культуры Древнего Китая представ­ляет собой длительный процесс формирования родового мифологического сознания, а затем религиозного мировоз­зрения и первых философских концепций.

В мировоззрении китайцев главное место традиционно занимает проблема отношений неба и человека. Небо, пони­маемое в мифологии в виде верховного сверхъестественного существа, становится синонимом космического начала, при­роды, естественной закономерности.

Стержнем анализа человека в древнекитайской филосо­фии является проблема соотношения знания, действия и нравственности.

Несмотря на своеобразие подходов в решении мировоз­зренческих проблем различных направлений, можно выде­лить общие черты, характерные для философии Древнего Китая в целом:

1. Философские знания в Китае неразрывно связаны с этикой и политикой, знания всегда рассматривались как путь к самосовершенствованию. Развитие общества и развитие человека, сопряженные со знанием, ставятся в центр фило­софского исследования.

2. Отличительной чертой философии Древнего Китая является ее полная демифологизация; философия развива­ется на самостоятельной основе, практически не используя мифологический материал. И в последующем развитии фи­лософия никогда не была служанкой технологии, скорее она была служанкой традиционности, когда изложение собствен­ных взглядов осуществлялось в виде комментария класси­ческих книг и канонов.

3. Специфической чертой китайской мудрости является ее склонность рассматривать предметы в их целостности, преемственности развития, поэтому небо, природа и чело­век рассматриваются как нечто органически единое, взаи­мосвязанное. Преемственность является одним из основных принципов китайской культуры.

 

Конфуцианство и даоизм

 

Остановимся подробнее на конфуцианстве, древнекитай­ской философской школе, основателем которой был Конфу­ций (551-479 гг. до н.э.). Конфуций считал что, с одной стороны, человек вписывается в мироздание, составляя с ним единое целое и выступая связующим звеном между Небом и Землей, а с другой — человек занимает уникальное место, позволяющее ему соотнести себя как с Небом, так и с Землей.

Идеи Конфуция о нравственном воспитании приводят впервые в китайской этике к формированию идеала челове­ка, образа «благородного мужа». Благородный муж ведет свои дела, учитывая волю Неба, его знания не преследуют корыстной цели. «Благородный человек думает о доброде­тели; низкий человек думает о том, как бы получше устро­иться. Благородный муж думает о том, как бы не нарушить законы, низкий человек думает о том, как бы извлечь выго­ду» («Лунь юй», гл. 5); «Благородный человек ставит на пер­овое место долг» («Лунь юй», гл. 20). Принципом поведения благородного мужа является «путь золотой середины». Иде­альную форму правления Конфуций связывает с достойным правителем, для которого гуманность превращается в уме­ние разбираться в людях, отличать достойных от недостой­ных и управлять ими, подавая хороший пример.

В культуре Китая большую роль играло и второе фило­софско-религиозное учение — даосизм (основоположник Лао-Цзы), в котором подчеркивалась необходимость подчинять­ся закону жизни, закону развития Вселенной — «Дао». За­дачей разума было не изменение мира и разрушение, а сле­дование всеобщему пути (дао), распознание этого порядка в человеческой жизни, в природе, приобщение человека к нему, гармоническое единство человека и Неба.

 

Культура Древней Индии

Примерно в тот же период, когда в Египте и Междуречье возникли первые цивилизации, в Индии между реками Инд и Ганг, Ян и Хуанхе возникли около 5 тыс. лет до н.э. пер­вые города-государства. Древнейшими городами Индии яв­ляются Хараппи и Мохенджо-Даро. Эти города были раско­паны археологами в наше время и дали богатый материал по древнеиндийской цивилизации. Первые жители городов-го­сударств были земледельцами и имели развитое ремесло. У них существовала религия, так как найдены статуэтки бо­жеств. Видимо, их культура была на высоком уровне, потому что в древних книгах — Ведах упоминается древняя цивили­зация с высокой культурой. Но вскоре в Междуречье Инда и Ганга пришли кочевые племена ариев и наступил период ме­нее развитой культуры и цивилизации. Из арийских племен и остатков земледельческого населения образовался древне­индийский этнос, обладавший высокой цивилизацией.

После прихода ариев (1500 г. до н.э.) индийское обще­ство резко меняется, все население делится на четыре Вар­ны, или касты: брахманы, воины, земледельцы и ремеслен­ники, слуги. Кастовый строй, существующий и поныне, оказал большое влияние на культуру Индии.

Пришедшие в Индию арии принесли с собой Веды, со­здание которых относится к 2000 г. до н.э. Веды представ­ляют собой смесь гимнов, молитв, описаний жертвоприно­шений, поэтических образов природы.

В Ведах очень хорошо была разработана теория сотворе­ния и функционирования мира. В гимне «Песнь творения», в частности, говорится: вначале существующее было бесфор­менным хаосом. В нем возникло стремление, и в нем проре­зался свет, оформились небо и царство воды. Из небытия вышло бытие. Так возник мир. Боги появились позже со­творения этого мира.

Упанишады, появившиеся примерно в 800 г. до н.э., представляют собой следующий шаг в развитии религиозных представлений индо-арийцев. Они проникнуты религиозно-философским раздумьем о внутреннем мире человека, реальности и нереальности его существования, дороге к истине и ее значении для праведной жизни, смерти и бессмертии. В Упанишадах четко сформулированы идеи Брахмана и Атмана. Брахман — абсолютная реальность, абсолютная духовность. Вне его ничего нет, и все сущее заключено в Брахмане. Атман —осознание индивидом собственного «я», завершающееся при­знанием тождественности Атмана и Брахмана.

Упанишады дали толчок к развитию религиозно-фило­софского мышления, и вскоре сформировались шесть его основных школ. Для индо-буддистской культуры характер­но слияние религии и философии. При всем своем единстве шесть школ классической индийской философии затрагива­ют различные стороны мировоззренческого отношения че­ловека к миру и представляют собой различные способы его понимания. К этим школам относятся: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. Каждая из этих школ мало чем напоминает западноевропейские рационалистические Лучения. В системе брахманизма все они считаются равно­правной формой толкования истины.

Карма занимает особое место во всей индо-буддийской культуре. «В широком смысле карма — это общая сумма совершенных всяких живым существом поступков и их по­следствий, которые определяют характер его нового рожде­ния, т. е. дальнейшего существования; в узком смысле — влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования».

Мимансу относят к атеистическому учению, так как в ней признается, что мир создан из атомов в соответствии с моральным законом кармы. В такой картине мира призна­ние Бога не имеет смысла.

Веданта учит о возникновении мира из Брахмы. Инди­видуальная душа способна достичь тождества с Брахмой. Это состояние называется Атман. Оно дает освобождение от смерти. Умирая, индивидуальная душа возрождается.

Санкхья исходит из признания двух реальностей: материальной и духовной. Материя активна и самостоятельна, но слепа. Духовность пассивна, но обладает сознанием. Соеди­нение материи и духа, слепого и хромого, взаимно компенси­рует их недостатки и взрывает устоявшийся порядок, порож­дая новый строй явлений в мире. Здесь же формируется и человек как единство чувств и тела. В его телесном бытии изначально заложено страдание. Избавление от страданий возможно лишь путем отделения духовного от материально­го, подавления телесного. Это и есть выход из круговорота рождений и смертей, достижение бесстрастия и свободы.

Последователи йоги разработали комплекс приемов для достижения особого духовного состояния. В них входят сред­ства самоограничения (аскетизма) и вхождения в состояние глубокой сосредоточенности и созерцательности.

Ньяя делает упор на правилах логики, знание которых полезно для построения суждений, ведущих к освобожде­нию души.

Вайшешика учит, что существует шесть видов положи­тельной реальности (субстанция, качество, действие (кар­ма), всеобщность, особенность, присущность) и один вид отрицательной реальности (небытие). Все физические объек­ты состоят из атомов, которые в вайшешике трактуются как несотворенные и вечные. Хотя физический мир создан из атомов, его движущей силой является Бог, действующий в соответствии с законом кармы.

В брахманизме лейтмотивом проходит идея скоротечно­сти и незначительности человеческой жизни в сравнении с неземным миром.

Исследователи отмечают гетерогенность (разнородность) культуры Индии. Это связанно в основном с индуизмом, исто­ки которого прослеживаются в ведических текстах. Но в ин­дуизме устанавливается строгая иерархия богов: Тримурти (триединство главных божеств Брахмы, Вишну и Шивы. Брах­ма — создатель и управитель, Вишну — охранитель, Шива — разрушитель). Основных направлений индуизма два — виш­нуизм и шиваизм. В индуизме видны культурные ориентации в духовной жизни Индии: отодвигается безличное начало — Брахман и на передний план выступают личные боги — Виш­ну и Шива, поддерживающие и помогающие человеку.

 

Буддизм

Наиболее отчетливо личностный пафос религиозно-духовной культуры Древней Индии выразил буддизм, кото­рый также сохранил основные темы ведийской культуры, но значительно преобразил их, реформируя ведийскую ре­лигию, выделил в иерархии живых существ особое место человеку и выдвинул в качестве основного вопроса его жиз­ненного пути — избавление от страданий. Этот путь формирует особый тип культуры психологической деятельности, особое отношение к миру, главным следствием которого вы­ступают терпимость, ненанесение вреда окружающему.

В Индии с древности до наших дней существовало как бы три религии: брахманизм, буддизм, индуизм, но во всех трех религиях считалось, что Брахма или Будда не являют­ся творцами мира, а они тоже подчиняются законам мироздания. Они не высшие божества, не управители мира, а наставники богов. Между ними и другими богами и людьми такие же отношения, как у человека с животными. Счита­ется, что мир развивается потому, что происходит кругово­рот воплощений Будды или Брахмы. Все живое, т.е. имею­щее душу: боги, люди, животные, растения — подчинено закону кармы и включено в цепь непрерывных воплощений — колесо Сансары. Существует разное мнение о количестве ренкарнаций (воплощений) от 7 до 83 000. Следующее воп­лощение может быть высшим или низшим.

Карма — это сумма добрых и злых дел. Для последовате­лей этих религий (особенно индийцев) высшая цель —выр­ваться из колеса Сансары и достичь Нирваны. Нирвана — это состояние вечного блаженства, когда душа все воспри­нимает, но ни на что не реагирует.

В культуре Древней Индии, с одной стороны, существу­ет любование красотой человеческого тела и воспевание чув­ственных наслаждений. В то же время к телу человека отношение как к одежде, поэтому, с другой стороны, суще­ствует самоусовершенствование тела — йога до полного ас­кетизма, когда человек неделями не употребляет пищи.

В VI в. до н.э. начал формироваться буддизм. Его осно­воположник — Будда.

Свое кредо Будда изложил в так называемой Бенаресской проповеди. Она сродни Нагорной проповеди Иисуса Христа и заслуживает того, чтобы с ней познакомиться.

«Существует две крайности, о монахи, от которых чело­век, ведущий духовную жизнь, должен оставаться вдали. Какие же это две крайности? Одна — жизнь наслаждений, преданная похотям и удовольствиям; это жизнь низменная, неблагодарная, противная духу, недостойная, ничтожная. Другая крайность — жизнь добровольных страданий; это жизнь мрачная, недостойная, ничтожная. Совершенный сто­ит далеко от обеих этих крайностей; он познал путь, кото­рый лежит посредине, путь, который открывает глаза, от­крывает и ум, который ведет к покою, к познанию, к про­свещению, к нирване! Это есть восьмичленный путь, кото­рый называется так: праведная вера, праведное решение, праведное слово, праведное деяние, праведная жизнь, пра­ведное стремление, праведное воспоминание, праведное са­моуглубление».

Учение Будды глубоко нравственное. Он учит: «никогда в этом мире ненависть не побеждается ненавистью», «пусть человек одолеет гнев благодушием, а зло добром», «можно победить тысячу людей в бою, но величайшим победителем будет тот, кто одержит победу над самим собой», «не рожде­ние, а лишь поведение делает человека либо членом низшей касты, либо брахманом», «победа рождает ненависть, ибо побежденный несчастен».

Будда призывает ориентироваться на четыре нормы по­ведения: предотвращать зло, пресекать зло, способствовать возникновению добра, поддерживать добро.

В настоящее время культура Древнего Востока пережи­вает как бы второе рождение. К ней возник большой и ус­тойчивый интерес во всем мире, многие считают, что она станет основой новой мировой религии, которая объединит всех людей.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.