Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ранние формы религиозных верований





 

Члены общины еще не выделяли себя из окружающей среды, и все то, что их окружало, мыслилось как единое целое (территория обитания, люди, животные, растения). Люди считали себя тождественными природе и поэтому стремились переносить свои свойства и свойства рода на природу. Так возникают представления, названные затем тотемизмом, анимизмом и магией.

Тотемизм (индейск. тотем — род) — вера в то, чтосуществует связь между родом и определенным видом животных или растений. Тотем считался «отцом» рода, старшим братом, который во всем помогает его членам. Каждый род имел свой священный центр, посвященный определенному тотему. Члены рода верили в то, что тотем может воплощаться в новорожденных и что, воздействуя на него, можно добиться изобилия растений и животных на их территории.

По мнению известного английского этнографа Э. Тайлор, анимизм (от лат.— душа) был первоначальной формой религиозных верований. Одушевление природы, материальных объектов, вещей, животных, вера в духовных существ —характерная черта первобытного восприятия мира. Вера в управляющие божества, подчиненных им духов, а также в душу и будущую жизнь — это то, что впоследствии стало важнейшими элементами религии.

Магия (от греч. — колдовство) — вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, явления природы. Человек полагал, что спомощью магических приемов (действий, слов) можно вызвать дождь, обеспечить успех на охоте, помочь больным людям.Со временем исполнителями магических приемов стали колдун, знахари, шаман. Шаманы стали выполнять роль хранителя народной памяти, творца мифологии, наблюдателя-астронома, следящего за календарем. Существует мнение о том, что магия имела два ответвления в своем развитии: одна ветвь вела к религии как сверхъестественному взгляду на мир, а вторая — к науке.

В первобытном мышлении возникло и такое направление, как фетишизм (от португальск. — зачарованная вещь), стремившееся придать сверхъестественное значение природ­ным вещам. Фетишами становились орудия труда, деревья, плоды, камни ит.д. Э. Тайлор считал фетишизм учением о духах, воплощенных в каких-либо предметах, в отличие от анимизма как учения о духах вообще. Фетишам поклонялись, приносили жертвы, требовали от них выполнения тех или иныхжеланий в зависимости от того «типа» духов, который «вселился» в данный предмет. Этот предмет (при­родный или изготовленный человеком) как бы противопоставлялся сознанию и наделялся особыми, т.е. сверхъестественными свойствами, что отражало новый, более высокий уровень развития сознания человека и общества.

Попыток обобщенного взгляда на мир стали мифология и мифологическое сознание (миф. греч. — рассказ, логос — слово). Самый общий смысл термина мифология — специфическое миросозерцание, возникшее в первобытном обществе. В мифологии содержалисьзачатки науки и веры, искусства и философии. Подобно всей первобытной культуре, носившей нерасчлененный характер, мифология также была единым образованием, в которомбыли систематизированы все имевшиеся взгляды на мир. Иногда миф сравнивают с религией и сказкой и отождествляют их. Однако, как показывают соответствующие исследования, наряду с тем общим, что существует между этими формами сознания, у них есть и серьезные отличия.

Религия предполагает веру в сверхъестественное, миф же такой веры еще не содержит. Здесь нет разделения на объект веры и верующих в него. В мифе все слито, воедино человека и природа. Что касается сказки, то она как важнейший элемент народного творчества создается с назидательными целями и всегда предполагает критическое отношение к себе. Этот «внутренне-критический» момент очень часто содержится и в самом сказочном повествовании: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

С развитиемобщества, усложнением его организации происходят изменения в содержании и структуре мифов. Ми­фические образы первопредков трансформируются в духов, а последние в богов, которые творят мир и управляют им.

 

Доосевые культуры

Согласно теории осевого времени К. Ясперс, доосевые культуры — это культуры Междуречья (Шумер, Аккад, Вавилон) и Древнего Египта в период с 3 тыс. до н.э. до 800-200 гг. до н. э., не перешедшие на новую ступень развития в осевое время и обреченные на умирание. Фундаментом этих культур являются речные цивилизации. Благоприятные климатические условия, плодородные земли, река, дающая жизнь и являющаяся средством сообщения, —все это приводит к тому, что первые государственные образования появляются на берегах великих рек: Тигра, Евфрата, Нила, Инда, Ганга, Хуанхэ, Янцзы.

Древний Восток — это территория от северного побережья Африки (Карфаген) до Тихого океана (Китай, Япония). В эту территорию входят государства: Египет, Финикия, Лидия, Вавилон, Индия, Урарту, Иудея, Китай, Япония, Иран (Персия), Ассирия.

Древние цивилизации Древнего Востока появились в IV тыс. до н.э. на Ближнем Востоке: шумеро-аккадская культура, вавилонская культура, египетская культура.

Родовая организация уступает место семье, которая становится везде простейшей ячейкой общественной структуры и сельской общины. Над всем этим возим тин государство, которое возникает вначале как орган, управляющий ирригационной системой, без чего невозможно земледелие. Ирригационные системы состоят из множества каналов, плотин, трасс, водоподъемников. При их строительстве используются ручной труд и примитивные орудия труда, но строились и осваивались они по проектам, использующим высокие достижения науки. Во главе государства стоит правитель, обладающий неограниченной властью, но он сам и все подданные являются рабами государства, которое на Востоке является абсолютной ценностью. В тоже время правитель отождествляется с Богом, он опирается на целую армию чиновников, складывается разветвленная бюрократическая система. Для культур Междуречья и Древнего Египта, как и для всех древних цивилизаций, характерно мифологическое сознание.

Общие черты доосевых культур Востока:

♦ религиозный характер культуры;

♦ деспотическая форма правления в руках одного человека почитаемого наследником Бога на земле.

Для доосевых культур характерно деление мира на земной и загробный (иной), который представляет собой улуч­шенный вариант земного мира, соединяет их солнце или луна, которые одинаково светят и живым и мертвым. На земле воплощением Бога является правитель: фараон или царь, от его благополучия при жизни и после смерти зависит благополучие страны. Идеалом жителей Египта и Междуречья было будущее, а высшей ценностью не настоящее, а прошлое. Земная жизнь человека являлась лишь подготовкой к будущей загробной жизни, но она была предопределена богами.

Древневосточная культура имеет следующие достижения:

1.Появилась городская культура и культура сельская.

2. в материальном производстве:

♦были выведены культурные растения: пшеница, рис, ячмень, просо, хлопчатник, лен, бахчевые, виноград, финиковая пальма;

♦ были одомашнены: бык, осел, лошадь, верблюд, коза и овца;

♦ началась обработка меди, золота, серебра, железа;

♦ изготовляли: стекло, фаянс, фарфор, бумагу;

♦ строили большие корабли и огромные здания.

Древний восток — это родина письменности, первых знаков,астрономии, астрологии, математики, системы мер исчисления. Здесь изобрели порох, компас, шахматы.

 

Культура Месопотамии

 

Междуречье, или Месопотамия, — это территория между реками Тигр и Евфрат. Здесь 9 тыс. лет назад появились первые земледельцы. Вначале они жили родовыми и соседними общинами, а около IV тысячелетия до н.э. возникли первые города-государства, которые назывались Шумер и Аккад.

Город-государство — это укрепленное поселение с прилегающими территориями. Его жители вначале земледельцы, а затем ремесленники и торговцы. В городе происходит разделение труда на земледельческий и ремесленный. Здесь же произошло разделение умственного труда от физического. Основу всей цивилизации Междуречья составляла глина. Большинство предметов обихода из глины. Дома строятся из кирпичей, изготовленных из глины и соломы или из тростника, обмазанного глиной (глинобитные здания). Самая ценная вещь в доме и его олицетворение — это дверь, сделанная из дерева.

Жители Междуречья писали на глиняных табличках. Это привело к тому, что основным жанром литературы были песни и гимны. Даже эпос «Сказание о Гильгамеше» состо­ит из коротких песен. В религии также отражается особенность их жизни: «Сказание о потопе», миф о том, что «первый человек был вылеплен из глины».

Здесь (в Междуречье) впервые появляются понятия греха и покаяния. Храмы сооружались из камня, поэтому сохранились и до сих пор. На этой территории последовательно существовал целый ряд культур, имеющих общее, но значительно отличающихся друг от друга.

В художественной и исторической литературе, в музыкальных произведениях многих народов мира часто встречаются слова «Вавилон», «вавилонская блудница», «вавилонская башня», «вавилонское столпотворение» и т.д. Глубок и неизменен интерес к Вавилону и его культуре.

 

Современная цивилизация использует представления о календаре и о времени, выработанные древневавилонскими астрономами (в году 12 месяцев, в неделе 7 дней, в часе 60 минут, в минуте 60 секунд), а также геометрические пред­ставления о делении круга на 360 градусов, градусе как мере измерения дуг и углов.

Древняя Вавилония располагалась между двумя вели­кими реками Передней Азии — Тигром и Евфратом.

В IV тыс. до н.э. в южную часть Двуречья проникают и расселяются народы, пришедшие в Месопотамию из восточных горных областей и получившие название шумеров. В конце IV тыс. до н.э. на территории Шумера и Аккада возникают древнейшие города, которые являются хозяйственными, по­литическими и культурными центрами отдельных государств.

Экономической основой этих древнейших рабовладельческих государств был централизованный, находящийся в руках государства, земельный фонд. Главной формой ведения хозяйства было земледелие, основанное на искусственном орошении. Поэтому одной из важнейших функций древнейшего рабовладельческого государства была функции организации и поддержания в порядке ирригационной сети. Правители и цари Шумера и Аккада всюду в надписях с гордостью говорят о своем искусственном орошении.

В конце III-начале II тыс. до н.э. на территорию Двуре­чья вторгаются семитские племена амореев, которые захва­тывают обширные области в Месопотамии и создают силь­ное государство с центром в Вавилоне.

После этого Шумер никогда не возрождался и окончательно исчез с лица земли. Шумеры стали сливаться с вавилонянами-амореями и аккадцами и постепенно преврати­лись в один народ. Однако культура шумеров не исчезла. Она стала частью культуры вавилонян и ассирийцев, а через них вошла в общечеловеческую культуру.

Наивысшего расцвета Вавилонское царство достигло при правлении царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), кото­рый объединил под своей властью все Двуречье и образовал крупное и сильное государство. Одним из культурных до­стижений его правления явилось создание знаменитого сво­да законов, вошедшего в историю под названием «Кодекса Хаммурапи».

В ХIII-ХII вв. до н.э. Вавилон попадает под ассирийское владычество, которое продолжалось до VII в. до н.э. После распада Ассирийской державы политическая гегемония в Передней Азии вновь переходит к Вавилону. Экономический культурный расцвет этого нововавилонского периода связан с именем царя Навуходоносора II (604-562 гг. до н.э.)

Одним из значительных культурных достижений шуме­ров было изобретение письменности. Шумерская письмен­ность первоначально возникла из рисунка. Однако эта примитивная картинная письменность не давала возможности при помощи древнейших знаков-рисунков изображать сложные представления и отвлеченные понятия. Такая письменность была сложной, громоздкой и неудобной. Условия жизни, необходимость быстрого написания документов привели уже в глубокой древности к упрощению этой древнейшей пиктографической письменности шумеров.

Шумерская клинопись вместе с другими элементами шу­лерской культуры была заимствована вавилонянами, а затем, благодаря развитию торговли, из Вавилона распространилась по всей Передней Азии. Клинописью пользовались в Древнем Аккаде, в Ассирии, государствах Урарту, Сирии и Древней Персии. В середине II тысячелетия до н.э. клинопись стала международной дипломатическое системой письменности.

Ярким отражением становления духовной культуры народов Месопотамии явилось развитие религиозного сознания, которое прошло путь от поклонения силам природы и культа предков до почитания единого верховного бога Ану, называвшегося «отцом» богов. В эпоху становления рабовладельческой деспотии религиозные представления оформляются в сложную религиозную систему, связанною с идеей обожествления царя и царской власти.

Религиозно-магические верования пронизывают и литературу, созданную народами Двуречья. Большинство литературных произведений являлось художественным выражением религиозных мифов, легенд, догматов и идей

так, например, в поэме «О сотворении мира» бог Мардук, считавшийся покровителем Вавилона и вавилонского царя, изображается как верховный бог и творец Вселенной.

«Поэма о Гильгамеше» является своего рода циклом древ­них сказаний. Рассказ, повествующий о подвигах Гильгамеша (имя Гильгамеша, полулегендарного царя Урука, со­хранилось в списках древнейших царей Шумера — III тыс. до н.э.) и его друга Энкиду, о трагической смерти Энкиду и о странствиях Гильгамеша в поисках бессмертия, пере­плетается с целым рядом древних религиозных мифов, которые в виде отдельных эпизодов вставлены в общий текст поэмы.

«Поэма о Гильгамеше» занимает особое место в вавилонской литературе как по своим художественным достоинствам, так и по своеобразию выраженных в ней мыслей. В высокохудожественную форму облечена мысль древневавилонско­го поэта о вечном стремлении человека познать «закон земли», тайну жизни и смерти.

Шумеро-аккадская архитектура достигла своего расцве­та в конце III тыс. до н.э. В этот период были созданы целые архитектурные комплексы, в состав которых наря­ду с дворцами, гробницами и храмами входили особые, типичные для древней Месопотамии, храмовые ступенча­тые башни (зиккураты), несколько напоминающие древнеегипетские пирамиды. Подобные башни составляли непременную часть храма главного бога любого вавилонско­го города и строились в три этажа, отражая мифические представления о построении мироздания (небо, земля и подземные воды), или в семь этажей.

Первые знания геометрии возникли в связи с развитием сельского хозяйства и с необходимостью часто производить обмер земельных участков. Для того чтобы вычислить поверхность поля, имеющего форму неправильной фигуры, данную площадь разбивали на ряд прямоугольников, треугольников и трапеций, отдельно вычисляли поверхность каждой отдельной фигуры, а затем складывали полученные числа.

Постепенно накапливались знания в области медицины и ветеринарии. Уже в эпоху Хаммурапи вавилонская меди­цина делилась на отдельные отрасли — хирургию, лечение глазных болезней. Анатомия была очень слабо развита, но уже существовала постановка диагноза путем установления рядасимптомов. Для лечения болезней применялись разнообразнейшие, очень сложные лекарства. Помимо лекарств использовались протирания, компрессы, массаж и промы­вания. В шумерийско-аккадскую эпоху был накоплен ряд астрономических знаний. Шумерийские и вавилонские жре­цы-астрономы наблюдали движение небесных светил с вы­соты своих обсерваторий, расположенных на верхних пло­щадках храмовых башен. Вавилонские жрецы умели отли­чать звезды от пяти планет, которым были даны особые названия. Были известны орбиты планет. Звезды были распределены по созвездиям. Наивысшее достижение вавилон­ской астрономии относится к VIII-VI вв. до н.э., когда ва­вилонские жрецы накопили большое количество астроно­мических знаний, имели представление о равноденствии и даже предсказывали затмение.

Обнаруженные в храмовой библиотеке древнешумерийского города Ниппура школьные грамматические упраж­нения свидетельствуют о наличии школ, которые находи­лись при храмах, где готовили писцов, которые впослед­ствии становились жрецами. О высоком развитии вавилон­ской культуры свидетельствует библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала, найденная в развалинах его двор­ца. В этой библиотеке было обнаружено огромное количе­ство разнообразных религиозных надписей, литературных произведений и научных текстов, содержащих астрономи­ческие наблюдения, медицинские сведения, грамматичес­кие и лексические справочники, а также прототипы позд­нейших словарей или энциклопедий.

Вавилонская культура оказала огромное влияние на культурное развитие других древневосточных народов. Культурное наследство древних народов Двуречья было широко использовано и творчески переработано в эпоху создания значительно более высокой античной цивилиза­ции и имела непреходящее значение для дальнейшего по­ступательно-эволюционного развития всей человеческой культуры.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.