Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культура Арабского Востока. Специфика мусульманской культуры





Арабомусульманская культура возникла на Аравийском полуострове в VII в. н.э. Это одна из самых молодых куль­тур, а мусульманская религия — самая молодая среди ми­ровых религий. До появления ислама на Аравийском полуострове существовала типичная культура кочевников на ста­дии разложения родового строя. Кочевые племена вели не­прерывные войны друг с другом и с соседями, что сдержи­вало экономическое и культурное развитие. Арабы были язычниками, у каждого племени был свой главный бог. Жизнь настоятельно требовала объединения арабских пле­мен. Объединение было возможно только на религиозной почве, и до Мухаммеда (Магомета) появлялись пророки, ко­торые пытались основать монотеистические религии, но, видимо, время и условия не благоприятствовали этому.

Мухаммед — основатель новой религии, ислама, кото­рый говорил, что нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммед — его пророк. Он учил, что надо жить по заповедям, которые потом стали мусульманскими законами и были объединены в Шариате — своде мусульманских законов. На основе этих трех священных книг (Шариат, Сунна, Карма) строилась вся жизнь мусульманина от рождения до смерти. Ислам внес строгую регламентацию во все стороны жизни, и вначале это было воспринято как благо. Многие запреты ислама были правильными для Аравии, но потом потеряли изначальный смысл и превратились в ритуал.

В мусульманской культуре, которая возникла и суще­ствует как культура мужская, получили развитие архи­тектура (дворцы и мечети) и поэзия, очень часто распевае­мая под аккомпанемент струнных инструментов. Вырвать­ся из регламентации человек мог только в любви, в восхи­щении перед женской красотой, поэтому арабомусульманская поэзия в основном посвящена любви и красоте и философским вопросам.

Условия жизни приучили арабов, а потом и всех мусульман любоваться красотой во всех ее проявлениях. Любование переносится на природу, драгоценные камни, лошадей и верблюдов и т.д., а вершина всего—женская красота. Любовь воспринимается поэтами и простыми людьми как роковое чувство, несчастное и чистое. С другой стороны, любовь—это вершина чувств, приносящая блаженство любимым и любящим.

Арабомусульманской культуре свойственна тонкость чувств, что нашло отражение в поэзии, а живописи и скульптуры в этой культуре не существует, так как Аллах запретил изображать людей и животных, зато небывалого мастерства они достигли в придумывании и исполнении орнаментов; исключение составляет персидская миниатюра (женщина, лошадь).

Общие особенности мусульманского искусства:

♦ не новаторское, использует приемы и темы искусства завоевания народов;

♦ не имеет единого стиля и распадается на местные школы: турецкую, персидскую, испано-арабскую и т.д.

♦ носит религиозный характер;

♦ антиреальное, ибо ислам запрещает изображение живых существ.

Скульптура и живопись носят чисто декоративный характер и являются орнаментальным дополнением архитектуры.

Типы архитектурных построек разнообразны. Самый распространенный тип—мечеть (переводится как «место поклонения»). Важная часть мечети—минарет—высокая башня, с которой мулла созывал мусульман на молитву.

Широко распространенны в исламской архитектуре также мавзолеи—тюрбе. Мавзолей — это гробница, увенчанная куполом.

Основной материал архитектурных сооружений—кирпич.

Культура Арабского Востока, распространившись на огромную территорию, оказала большое влияние не только на искусство и образ жизни исламских государств, но и на культуру тех народов, с которыми контактировала на протяжении всей своей истории.

 

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Античность как тип культуры

Европейский тип цивилизации — западный прогрессивный тип начал возникать по берегам Средиземного моря в античности.

а) Культура античности делится на три больших периода: греческая античность (II тысячелетие — IV в. до н.э.), эллин­ская античность (IV в. до н.э. — II в. до н.э.), римская антич­ность (II в. до н.э. — V в. н.э.). У культуры античности есть общие черты, но есть и своеобразие.

Общие черты:

1. Доминантой культуры является государственно-поли­тическое устройство в данный период развития общества; (монархия, аристократия, империя, республика).

2. Впервые философские учения приобретают большую значимость и начинают играть роль второй доминанты.

3. Очень важными для культуры античности являются зрелища (театр, спортивные соревнования, праздники, гла­диаторские бои). Впервые массы не участвуют активно в культурном действии, а являются только наблюдателями.

4. Культура античности — культура мужская. Женщина может занять в ней выдающееся место, только перестав быть порядочной. Это первая культура, основанная на частной соб­ственности. Она положила начало западной цивилизации. Она постоянно колеблется между меркантильными интересами и духовными потребностями.

б) Культура Древней Греции наиболее одухотворенная. Здесь даже ремесло часто приобретает признаки искусства.

Эта культура породила демократию, которая предпола­гает гармонически развитую личность, способную выполнять любую государственную функцию. Греки считали, что « в здоровом теле здоровый дух», поэтому уделяли огромное внимание физическому развитию.

Все жители греческих городов-государств делились на рабов и свободных. Свободные люди делились на граждан и неграждан. Неграждане не имели никаких прав, их мог убить даже раб, поэтому самое суровое наказание—изгнание из города, т.е. лишение гражданства.

Культура эллинизма—это попытка синтезировать все достижения древних цивилизаций, так как она родилась в рамках державы Александра Македонского, которая простиралась от Средиземноморья до Индии и Средней Азии. В этот период демократия сменятся монархией и нужда во всесторонне развитых людях исчезает, для человека становится важным не государство и его проблемы, а он сам, его отношения с другими людьми, т.е. человек потеряв одну опору, пытается найти новые. В этот период рождаются движения философов эпикурейцев и циников (киников). Их отличительной чертой является внимание к человеку и его проблемам. В первые ставится и решается вопрос о счастье.

Древнеримская культура отличается от древнегреческой отсутствием высокой духовности. Еще в начале Римской республики существовали духовные ценности, но вскоре они утратили всякое значение. Эту культуру определяли принципы государственного устройства Римской республики, а затем империи, т.е. разделение на патрициев и плебеев. Плебеи требовали хлеба и зрелищ, патриции—раздавали бесплатный хлеб и устраивали гладиаторские бои. Если в начале Римской империи сооружались грандиозные здания и римская культура прославилась инженерным гением, то позже эта культура приняла разрушительный характер. Ее проявления свидетельствовали о вырождении. На этом фоне морального разложения очень быстро распространилось христианство, так как оно давало выход из духовного тупика. Культура античности дала нам образцы, достойные подражания как в материальном производстве, так и в лучших достижениях духовной жизни. Греческая культура останется высочайшим образцом античного искусства. Недаром она стала идейной основой культуры Возрождения.

 

Культура Древней Греции

Культура Древней Греции, сыгравшая важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества, была определе­на общественным и историческим развитием Греции, глубоко отличным от развития стран и народов Древнего Востока.

История Древней Греции и, соответственно, ее культура и искусство прошли следующие периоды развития:

1. «Гомеровская Греция» (XII-VIII вв. до н.э.) — время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений. Этот период развития культуры, который нашел отражение в эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея», припи­сываемых великому Гомеру. Приблизительно в VII в. до н.э. появилось общее название — эллины, а страны - Эллада.

2 Архаика —период образования рабовладельческих городов-государств (VII-VI вв. до н.э.).

3. Классика— период расцвета греческих городов-госу­дарств (V-IV вв. до н.э.), где различают раннюю классику (490-450 гг. до н.э.), высокую классику (450-410 гг. до н.э.), позднюю классику (конец V-IV вв. до н.э.).

4. Эллинистический период (конец IV-I вв. до н.э.) — период образования больших империй.

Несмотря на наличие рабства, в Греции огромную роль играл свободный труд ремесленников; лишь к концу V в. до н.э. рабовладение стало оказывать на него свое разруши­тельное действие. В Греции сложились первые в истории принципы демократии, давшие возможность развиваться самым смелым и глубоким идеям, утверждавшим красоту и значительность человека.

В основе расцвета культуры Древней Греции лежит преж­де всего развитие в городах свободной гражданской жизни. Человек-гражданин мыслился как всесторонне развитая личность: он участвовал в решении государственных дел, закалялся физически в гимнастических играх, в случае необходимости становился воином. В связи с этим возникло понятие о гармонически развитой человеческой личности, об идеале как классическом равновесии тела и духа, благородной состязательности— агонистике. Воспитание древнего грека также мыслилось как неразрывное единство мусического (умственного и физического развития. Общегречес­кие спортивные состязания в Олимпии (на Пелопоннесском полуострове), которые проводились раз в 4года, были свое­го рода смотром физической и духовной доблести.

Большую роль в развитии эстетического чувства играли общественные культовые празднества, а также театральные представления, состязания певцов, поэтов, музыкантов, торжественные процессии в честь бога— покровителя полиса.

Культура и искусство древних греков были связаны с религи­озным культом и мифологией. Но греческая религия не знала ни касты жрецов, ни вероисповеднойдогматики, которая накладывала свою печать на культуру Египта и Двуречья. Мир богов древних греков был подобен, миру людей, а мотивы поступков—чисто человеческими (богов отличало от людей лишь бессмертие). Характерная черта древнегреческой мифологии очеловечивание ее образов. В образах Аполлона (бога солнца и покровителя искусств), Афины (богини мудрости, покровительницы ремесел и земледелия), Афродиты (богини любви и красоты) и других богов греки воплощали свои представления о совершенном человеке, о господстве разума, зако­на, гармонии, порядка как качеств общественных, побеждающих в героической борьбе неразумное стихийное начало.

В архитектуре оформляется ордерная система (сначала дорический и ионический, затем коринфский ордер), сооб­щившая греческой apxитектуре ясность и гармонию про­порций. С архаики начинают застраиваться господствующие над городом холмы, у подножия которых располагались общественная площадь—агора и жилые кварталы, состоящие из скромных сырцовых зданий. Расцвет общественной жизни полисов обусловил появление таких общественных сооружении, как стадионы, гимназии, палестры, здания для должностных лиц (краманен), для советов (булевтерии), инженерные устройства (водопроводы) и т.д.

Большую роль играло храмовое зодчество. Греки счита­ли храм жилищем божества и при его сооружении исходили из главного помещения царского дворца — мегарона. Основной материал — мрамор. Некоторая суровость зодче­ства первой половины V в. (храм Посейдона в Пестуме) к середине века сменяется просветленностью и жизнерадост­ностью (храм Зевса в Олимпии).

Вершина древнегреческого зодчества — ансамбль Афин­ского Акрополя. Планировка и постройка Акрополя были выполнены под общим руководством величайшего скульп­тора Греции — Фидия. Фидий с помощниками исполнил и скульптуру для Акрополя.

Совторой половины VI в. до н.э. в скульптуре начали более последовательно выступать реалистические целостные представления об образе человека, его живой красоте и геро­ической добродетели. В период классики (V в. до н.э.) искус­ство проникается жизненной правдивостью и высокой худо­жественной гармонией. Глубоко человечно творчество Фи­дия, главным произведением которого стали мраморные ста­туй и рельефы Парфенона и недошедшая до нас статуя Зевса Олимпийского, причисленная к семи чудесам Света. Даль­нейшее развитие скульптура получила в творчестве таких выдающихся скульпторов, как Скопас, Пракситель, Кресилай, Алкмен, Леохар, Лисипп. В период эллинизма образ идеального героя стал вытесняться более индивидуализиро­ванными образами, где подчеркнутое героическое начало со­седствовало с утратой душевного равновесия и самообладания. Возник интерес к социальным мотивам, лирически-интимным и будничным сторонам жизни. Среди произведений монументальной скульптуры эллинистической Греции одними из замечательных памятников стали Ника Самофракийская (190 г. до н.э.) и Венера Милосская (120 г. до н.э., скуль­птор Агесандр или Александр).

Важнейшей частью культуры Древней Греции были музыка и театр. Песни сопровождали главные события в жизни греков: рождение ребенка и оплакивание умершего, дру­жеское застолье и любовный союз; музыка сопровождала декламацию стихов и была частью культовых праздников и театральных представлений. Были обнаружены неболь­шие фрагменты музыкальных произведений, но обычно музыка не записывалась и о ее звучании существуют лишь догадки.

Греческая драма и театр возникли из сельских празднеств в честь Диониса— бога виноградарства и виноделия. На этих празднествах выступали ряженые в масках и козлиных шку­рах (козел считался священным животным Диониса).

Песни, исполняемые хором ряженых, сопровождались танцами и содержали элементы диалога и сценического дей­ствия. Хор вплоть до эллинистической эпохи был существен­ным элементом греческой драмы.

Драматургия Эсхила, Софокла, Аристофана, Еврипида отразила важнейшие стороны общественно-политической и духовной жизни греков. Театральные представления устраи­вались сначала на открытом воздухе, затем — в здании теат­ра, который состоял из орхестры (круговой площадки), театрона (зрительских мест) и сцены (вначале просто палатки для переодевания и выхода актера, а при Эсхиле — деревян­ного строения, обозначавшего место действия). На орхестре выступал хор, а в V—IV вв. до н.э. играли актеры. Женские роли исполнялись мужчинами, актеры выступали в масках.

Отцом античной трагедии считается Эсхил (525-456 гг. до н.э.), автор около 80 произведений, из которых до нас дошли семь, в том числе трилогия «Орестея», «Прикованный Про­метей» и «Персы» — самые известные из них. Дошли до нас и трагедии других замечательных авторов: «Антигона» и «Царь Эдип» Софокла (497-406 гг. до н.э.) и «Медея» и «Ип­полит» Еврипида (480-406 гг. до н.э.).

Великим комедиографом был Аристофан (450-385 гг. до н.э.), чьи комедии «Всадники», «Осы», «Лягушки» дошли до нас (из сорока — одиннадцать). Со второй половины V в. до н.э. развивается проза в сочинениях историков (Геродот, Фукидид), философов (Платон, Аристотель, Эпикур), орато­ров (Лисий, Демосфен).

Древние греки дали миру великую культуру во всем ее многообразии, традиции которой нашли свое воплощение во всех последующих веках.

 

Культура Древней Италии

С угасанием эллинистических государств с конца I в. до н.э. ведущее значение в античном мире приобретают рим­ская культура и искусство. В это время Рим становится ми­ровой державой. Римская культура сложилась в результате взаимодействия культуры местных италийских племен и на­родов, и в первую очередь — этрусков, с греческой культу­рой, которая осуществлялась сначала через Великую Грецию (греческие города-колонии на юге Италии и Сицилии), затем усилилась в результате завоевания Греции Римом.

Культура Древней Италии и Древнего Рима распадается на 3 основных периода:

1. Культура доримской Италии (3 тыс.-Ш в. до н.э.).

2. Культура Римской республики (III—I вв. до н.э.).

3. Культура Римской империи (I-V вв. н.э.).

Предшественницей культуры Древнего Рима была куль­тура этрусков, чья страна простиралась от Тирренского моря до Апеннинских гор на востоке, а ее северная граница в VII в. до н.э. доходила до реки По. Этрурия представляла собой союз 12 городов-государств, с рабовладельческим строем, ос­нованным на безраздельном господстве аристократии. Рас­цвет этрусской культуры относится к V-VI вв. до н.э., ког­да она испытывала сильное воздействие греческой культу­ры. Памятники культуры и искусства этрусков дошли до нас в незначительном количестве. Известно, по Витрувию, что правильная планировка городов и ориентация улиц по сторонам света была введена в Этрурии раньше, чем в Гре­ции, в VI в. до н.э. Остатки архитектурных сооружений эт­русков свидетельствуют о высокой строительной технике хра­мов, богато украшенных скульптурой и живописью, гробниц — тумулусов (курганы с расположенными под холмом погребальными камерами и проносом).

К концу эпохи эллинизма, когда самостоятельности Эт­рурии был положен конец, этрусскую культуру следует уже рассматривать вместе с римской, когда на Апеннинском по­луострове формировались полисы — цивитас (римск.) — города-государства. Гражданином цивитаса мог быть каж­дый, кто имел земельный надел. Высшим органом власти здесь было народное собрание; выборным и законодатель­ным органом — магистрат. В цивитасе существовало нату­ральное хозяйство. Все города были замкнутыми, и между ними часто вспыхивали междоусобные войны. Самым круп­ным был Римский полис, который, завоевав Апеннинский полуостров и утвердив господство во всем Средиземномо­рье, к середине II в. до н.э. превратился в могучую державу.

Культура Древнего Рима складывалась как синтетическая, куда вошли этрусские, греческие и собственно римские тради­ции и черты, свойственные культуре народов, покоренных Ри­мом, иногда стоявших на более высокой ступени развития. Как и греки, римляне не мыслили жизнь вне гражданской общины, служить которой — долг и благо, вне свободы и независимости, вне связи с богами и полубогами (не имея своей развитой мифо­логии, римляне почти полностью переняли ее у греков, назвав богов новыми именами: Зевса — Юпитером, Афродиту — Ве­нерой, Ареса — Марсом, Диониса — Вакхом и т.д.). Однако необходимо отметить, что в античный гуманизм римляне вне­сли черты более трезвого миропонимания. Точность и исто­ризм мышления, суровая проза лежат в основе их художе­ственной культуры, далекой от возвышенной поэтики мифот­ворчества греков. Римляне считали, что богам нужны не чув­ства людей, а жертвы (вино, кровь, дым от мяса животных и т.д.), и само латинское слово религия (religio) означает перво­начально «связь» между человеком и богами («Я даю тебе, чтобы ты дал мне»). Практический склад римской культуры сказывается во всем; в трезвости мышления, нормативном пред­ставлении о целесообразности порядка, в скрупулезности рим­ского права (тесно связанного с религией), учитывавшего все жизненные явления, тяготении к точным историческим фак­там. Научные и философские идеи, литература и искусство — все переосмысливалось с точки зрения «Рим — центр Мира».

 

Искусство Древнего Рима

В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, воплотившая в себе идеи могущества государства. Основное место в ней принадлежало не храмовому (как у греков), а общественно-гражданскому стро­ительству. Римляне изобрели водоупорный бетон, широ­ко применяли арочные, сводчатые и купольные конструк­ции, ввели новые инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости), усовершенствовали пла­нировку больших городов. Общественная жизнь протека­ла на форуме — площади, украшенной храмами, базили­ками, статуями именитых граждан. Форум был центром торговли, политической и общественной жизни римлян (форум Романум, форумы Цезаря, Августа, Веспасиана, Траяна). Потребности римского общества породили и та­кие типы сооружений, как амфитеатры (Колизей), термы (Каракаллы, Диоклетиана), триумфальные арки и колон­ны (колонна Траяна). В архитектуре Древнего Рима по­явились новые типы дворцов, загородных вилл, надгробных памятников.

Типы построек:

1) храмы (прямоугольные и круглые);

2) погребальные сооружения (круглые и в форме пира­миды);

3) жилые дома с внутренним двором (были и 5-этаж­ные дома);

4) общественные сооружения:

♦ форум, центральная площадь города, где находились правительственные здания, главные храмы, рынок;

♦ базилика (греческая традиция), административная по­стройка, прямоугольная, разделеная аркадами на три нефа, центральный неф выше и шире боковых, закан­чивается полукруглой апсоидой;

♦ театры (похожи на греческие), амфитеатры (два полу­круглых театра, соединенных в эллипсе, — для боев гладиаторов);

♦ цирки (похожи на греческие стадионы);

♦ термы, бани (играли роль общественных клубов: там были бассейны, комнаты отдыха, спортивнгыез залы, библиотеки, залы для собраний);

5) мемориальные сооружения:

♦ триумфальные арки в честь военных побед;

♦ триумфальные колонны;

6) инженерные сооружения: мосты, акведуки, дороги.

В скульптуре получили развитие парадная статуя, рель­еф, скульптурный портрет. Последний, идущий «от этрус­ских традиций хранить погребальные маски умерших» при­обрел едва ли не первое место, отразив представление о кон­кретной исторической личности.

В живописи в основном наблюдалось подражание гречес­ким образцам, хотя в помпеянских высокохудожественных стенных росписях римляне выработали и свои стили (их все­го четыре — имитирующий различные материалы; архитек­турный; имитирующий различные элементы; мифологические аллегории).

Большую роль в жизни римлян играли празднества (в году было 76 праздников, из них 50 — с представления­ми) и торжественные религиозные обряды. С 264 г. до н.э. стали проводиться гладиаторские бои, выросшие сначала из погребальных обрядов, а затем ставшие публичными: выступлениями. Высокого расцвета в Древнем Риме достигли:

♦ философия (Тит Лукреций Кар (I в. до н.э.), Квинт Гора­ций Флакк (I в. до н.э.), Сенека (4 г. до н.э. - 65 г. н.э.);

♦ литература и поэзия (Вергилий, Овидий, Гораций — I в. до н.э.);

♦ ораторское (Цезарь, Цицерон -I в. до н.э.) и театраль­ное искусство (Менандр (342-290 до н.э.), Плавт (254-184 до н.э.), Теренций (185-159 гг. до н.э.) — осново­положник бытовой «новоаттической» комедии).

В последние годы Римской империи происходит станов­ление и победа новой религии христианства.

Первый период —до 313 г. Христианство— запрещенная религия, христиан преследовали, они прятались в катакомбах —подземных галереях, служивших гробницами первых христиан, мучеников и святых. Стены катакомб покрыты фресками символического характера: рыба— Иисуса Христа; павлин—бессмертие души; виноград— причащение; корабль—церковь; якорь—спасение; пастух с ягненком на плечах—Христос и верующие.

Живопись довольно примитивна, бедна по цвету. Причины:для христианства важнее красота духа, а не красота тела или цвета; это религия бедняков.

С III в н.э.на римскую культуру все больше стало оказывать влияние новая религия — христианство, возникшее в I в. н.э. в эллинистической Иудеи. Это сказалось прежде всего в изобразительном искусстве где появились черты схематизма, огрубления, пренебрежения к правильным пропорциям.

Второй периодпосле 313 г. император Константин издает Миланский эдикт, дающий свободу вероисповедания.

В 380 г. император Феодосий провозглашает христианство официальной религией Римской империи. Христианскoe искусство начинает славиться роскошью. Христиане выбирают из римских архитектурных построек базилику и превращают ее в христианский храм. Храм прямоугольный, но разделен на 3 или 5 нефов, из которых центральный неф выше и шире боковых, заканчивается полукруглой апсидой, в которой располагали альтарь. Свет проникал через огромные окна под крышей центрального нефа.

Стены базилик украшались фресками, мозайками на религиозные темы: в апсиде—изображения Христа, апостолов, святых, на стенах нефов сцены из Старого и Нового Заветов. Изображения плоскостные и декоративные.

Главными в культурном наследии Рима являются право, высокая правовая культура, наука, искусство, философия, христианство.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.