|
Социальные функции культурных системРеально на Земле существовало в истории и существует поныне множество локальных культур отдельных человеческих сообществ как системных комплексов исторически сложившихся форм их социального бытия. Некоторые из этих культур похожи друг на друга в силу их генетического родства или сходства условий возникновения и истории, другие различаются настолько, насколько разнятся условия жизни породивших эти культуры народов. Но «ничейной» культуры или «культуры вообще» в принципе быть не может. Каждая культура воплощает специфический набор способов социальной практики какого-либо конкретно— исторического сообщества. Локальные культурные системы превратились в чрезвычайно сложные и полуфункциональные системы по обеспечению коллективного существования и деятельности людей. Основные социальные функции подобных культурных систем связаны с решением задач интеграции и консолидации людей в целях совместного удовлетворения их индивидуальных и групповых потребностей и интересов (или обеспечения условий для такого рода действий); организации людей (структурирования и разделения социальных функций по направлениям деятельности, группам исполнителей и пр.); нормирования и регуляции практики их совместной жизнедеятельности, технологий и результатов их труда межличностных и групповых взаимодействий и пр.; обеспечения процессов познания окружающего мира, формирования представлений, верований, идей и т.п.; накопления и обобщения социального опыта коллективной жизни, выработки критериев оценки полезности и значимости тех или иных явлений для человека и общества, построения иерархии ценностных ориентаций; формирования стандартов социальной адекватности членов сообщества, образов социальной идентичности и престижности, средств социального вознаграждения или наказания; осуществления социальной коммуникации между людьми, символического обозначения предметов, явлений и процессов окружающего мира, выработки языков и способов обмена информацией, технических средств ее фиксации, хранения, тиражирования, трансляции и пр.; разработки механизмов воспроизводства сообщества как социальной целостности посредством межпоколенной трансляции социального опыта, воплощенного в формах и традициях (вербальных и невербальных текстах) данной культуры, и т.п. К числу важнейших функциональных особенностей культуры как системы следует отнести и такие ее свойства, как способность к самообновлению, постоянному порождению новых форм и способов удовлетворения интересов и потребностей людей, адаптирующих культуру к меняющимся условиям быта (прежде всего историческим), порожденным творческой инициативой отдельных личностей или логикой развития технологий в той или иной специализированной сфере деятельности: постоянную селекцию и отбор форм культуры, оказавшихся наиболее эффективными как с точки зрения утилитарных функций, так и наиболее приемлемыми по своей социальной цене и последствиям, способствующим повышению уровня взаимопонимания членов сообщества и потому обретающим статус общепринятых норм по осуществлению соответствующих функций, включаемых в систему ценностных установоки социального опыта данного сообщества и транслируемых следующим поколениям в качестве традиций культуры; способности к саморазвитию. Разумеется, перечисленные свойства систем культуры заложены в них потенциально и реализуются далеко не всегда, а лишь при благоприятном сочетании определенных условий. Поэтому прогресс (эволюция, развитие) в исторической динамике культуры возможен, но отнюдь не обязателен. Культура по природе своей изменчива. В ее динамике несколько основных типов порождения и существования феноменов культуры. Во-первых, культурогенез—процессы порождения новых форм культуры и интеграции их в социальную практику, а также формирования новых систем и конфигураций культуры, протекающие постоянно на протяжении всей истории человечества и отражающие прежде всего адаптивную пластичность культуры. Во-вторых, наследование традиций — процессы межпоколенной трансляции и воспроизводства, а также отмирания (утраты социальной актуальности) уже существующих и интегрированных в социальную практику явлений, что определяет преемственность исторического социального опыта людейи позволяет осуществлять воспроизводство их сообществ как устойчивых социальных целостностей. В-третьих, диффузия культуры — процессы пространственно-временного распространения образцов культуры, их заимствования и внедрения в новые, еще не практиковавшие эти формы системы культуры, ведущие к обмену элементами социального опыта взаимодействию и взаимопониманию между разными сообществами. В-четвертых, трансформация форм культуры —процессы их модернизации, прогрессивного развитии или деградации, вплоть до исчезновения из практики. B-пятых, реинтерпретация форм культуры — процессы изменчивости смысловых и символических характеристик форм и связей между ними, происходящие в течение их существования. И наконец, в-шестых, системная трансформация культуры —процессы исторической изменчивости (эволюции, деволюции, волновой изменчивости, распада, слияния и пр.) самих систем культуры за время их существования, а также ряд иных видов динамики культуры.
Культура и природа
По приблизительным данным антропологии, человек как живое существо появился на нашей планете многие миллионы лет назад, но его первые зафиксированные «культурные проявления» имеют возраст не более полумиллиона лет. На этом огромном отрезке времени Н.А. Бердяев выделяет «4 периода в отношении человека к природе: 1) погружение человека в природу; 2) выделение из природы —противопоставление природы и борьба с ней; 3) обращение к природе для овладения ею; 4) восстановление связи человека с душой природы и духовное овладение природой». По мнению З.Фрейда, культура возникла как средство защиты человека от природы: «именно из-за опасностей, которыми нам грозит природа, мы ведь и объединились и создали культуру, которая, среди прочего, призвана сделать возможной нашу общественную жизнь. В конце концов, главная задача культуры, ее подлинное обоснование — защита нас от природы». Во взаимодействии человека с природой культура играет особую роль. Природа — это не только окружающие человека поля, леса и рощи, это и то, что человек получает от рождения отрода. Культура связывает (а не только разъединяет) человека с природой, объединяет в единый космос природный ландшафт, жилище, способ добывания пищи и самого человека во всех его этнических проявлениях. Окружающая природа влияет на социальную психологию народа, формирует национальный характер, его культуру и детерминирует направленность его практической деятельности. Природные факторы оказывают влияние на возникновение и развитие отдельных цивилизаций. С философско-антропологической точки зрения, созданная трудом и мыслью человека искусственная среда, своеобразная система внебиологических культурных механизмов, может рассматриваться как «вторая Природа, созданная человеком». Неразрывную связь между Культурой и Природой раскрыл выдающийся русский мыслитель Владимир Иванович Вернадский (1863-1945). Учение Вернадского о «ноосфере», т.е. сфере разума, которая является продолжением и высшей формой биосферы, по сути дела, рассматривало мировую духовную и материальную культуру, которая возникла из растительного и животного мира («живого вещества») и в течение многих миллионов лет превратилась в геологический фактор, изменяющий лик нашей планеты и ближайшего Космоса. С появлением человека на земле начал действовать новый вид энергии, связанный с психической деятельностью и разумом, которые стали важнейшими силамиформировании нового облика планеты. Французский ученый Тейяр де Шарден (1881 - 1955), наряду с Вернадским, считается создателем теории ноосферы. Он понимал под ноосферой идеальную «мыслящую» оболочку Земли, которая появилась в конце третичного периода наряду с уже существовавшими барисферой (ядро планеты), литосферой (ее твердая оболочка), гидросферой (водный покров), атмосферой (кислородный покров), стратосферой (верхние слои атмосферы) и биосферой («пленка» органической жизни). Воплощением и создателем ноосферы стал человек как единственно разумное и мыслящее существо. По Тейяру,Земля в своей эволюции проходит 4 стадии: «преджизни в литосфере», «жизни» (биосфера), «мысли» (ноосфера и конец «Сверхжизни» (божественная сфера), которая будет знаменовать собой единение людей с Богом (богочеловечество, которому будет предшествовать слияние религии (в центре которой находится человек) и опытной науки (которая преимущественно изучает природные феномены).
Культура и техника Русский философ Н.А. Бердяев устанавливал три стадии в истории человечества — природно-органическую, культурную в собственном смысле и технически-машинную. Внутри природно-органической стадии люди любили понимать культуру, государство, быт органически, по аналогии с живыми организмами. Процветание культур и государств представлялось как бы растительно-животным процессом. Как утверждает Н.А. Бердяев, на культурной стадии развития человечества искусство создавало новую действительность, не бывшую в природе. Можно говорить о том, что герои художественного творчества представляют собой особого рода реальность. Дон-Кихот, Гамлет, Фауст, Мона Лиза Леонардо или симфония Бетховена — новые реальности, не данные в природе. Они имеют свое существование, свою судьбу. Они действуют на жизнь людей, порождая очень сложные последствия. Н.А. Бердяев рассматривает в своей работе «Человек и машина» характерный парадокс: без техники невозможна культура, с нею связано самое возникновение культуры. Техника создает новую действительность, но она отрывает человека и от природы. В то же время окончательная победа техники в культуре, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели. Философ выделяет в культуре два элемента: технический и природно-органический. Окончательна победа первого над вторым означает перерождение культуры во что-то иное, на культуру уже не похожее. Технический механизм, созданный организационным процессом, по мысли Н.А. Бердяева, составляется из частей, он не может расти и развиваться, в нем целое не присутствует в частях и не предшествует частям. Механизм составляется с подчинением его определенной цели. Часы действуют очень целесообразно, но эта целесообразность не в них, а в создавшем и заведшем их человеке. Организованный технический механизм в своей целесообразности зависит от организатора. Но в нем есть инерция, которая можетдействовать на организатора и даже порабощать его себе. Техника — это новая категория бытия. Технические устройства — это инструмент целесообразной деятельности человека, он выступает не только как явление культуры, но и как мера культурного развития общества. Прогрессируя, техника определила культурный образжизни человека, она содействовала повышению эффективности трудовых усилий работника и рационализации хозяйственного и бытового уклада. Испанский философ Х.Ортега-и-Гассет принципов деления периодов технической эволюции считает взаимосвязь между человеком и технологией, т.е. функцию техники как таковой. В своей работе «Человек-Техник» он обосновал 3 основных периода технологической эволюции: 1) технология случая; 2) технология мастерства; 3) технология техника. Первый период — примитивная технология «дикого человека», когда открытия были делом случая, и их полезность осознавалась позже, а вся технология была подобна волшебству. Второй период — это технология Греции, Рима, средневековья, когда развитие ремесла, сложных технологий и технических устройств было уделом мастеров, но трудовые технологические нормы и традиции зачастую оставались неизменными на протяжении сотен лет, поэтому ремесленник закрыт для инноваций. Орудия труда при таком подходе играют роль дополнения к человеку. В период «технологии техника» на первом плане —машина. Человек при этом является ее обслуживающим персоналом. Изменяется роль технологии, ставшей независимой от природы и человека. С одной стороны, неизмеримо повышается престиж техники в глазах человека, а с другой стороны разрыв человеческой природы и техники достигает апогея. Человеку, как подчеркивал Н.А. Бердяев, удалось вызвать к жизни, реализовать новую технологическую действительность. Это показатель страшной мощи человека. Это указывает на его творческое и царственное призвание в мире. Но также и показатель его слабости, его склонности к рабству. Новая действительность, перед которой ставит человека современная техника, совсем не есть продукт эволюции, а есть продукт изобретательности и творческой активности самого человека. Итак, по определению Н.А. Бердяева, господство техники и машины есть прежде всего переход от органической природной жизни к организованной механистической жизни. Западноевропейская культура создала культ техники, который укоренялся в обществе не одно столетие. В результате технической революции конца XVIII — начала XIX в. машина стала идолом для западноевропейского обывателя. Техническая грамотность стала оттеснять художественное и гуманитарное образование. Техника XIX-XX вв. стала не только средством, с помощью которого человек приспосабливает среду к себе, сберегает усилия, изменяет обстоятельства, облегчает свою жизнь, но и самоцелью, когда развитие техники провозглашается главной целью и главным мерилом развития человеческой цивилизации. В результате человек оказался в зависимости и от техники, и от непредсказуемых побочных последствий технической среды. Автоматизация, информатизация, компьютеризация, индустриализация имеют и обратную сторону, оборачивающуюся духовным и физическим дискомфортом. Главное в сложившейся ситуации — избежать духовной односторонности, выражающейся в формировании технократического типа личности. Культ техники должен быть существенно ограничен. Общество должно отказаться от абсолютизации технической и научно-технической деятельности. Принцип выживания человечества и экологической защиты должен быть определяющим при экспертизе инженерных разработок. Техническая грамотность должна быть дополнена современными гуманистическими мировоззренческими установками, направленными на сохранение био-иантропосферы планеты. Необходимо осознать, что природа и человек — суть единое взаимозависимое и взаимодополняющее целое. Поэтому проблема человека — это проблема природы, а вопросы сохранения природы — вопрос существования человеческого сообщества.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|