Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Техногенная европейская цивилизация





В результате быстрорасширяющегося процесса технизации (т.е. постоянного увеличения и совершенствования мира инструментальных средств), с одной стороны, и сопровождающей этот процесс системы ценностей, господствующих в культуре—с другой, европейская цивилизация стала приобретать техногенный характер. Самая существенная ее черта —утрата человеком власти над техническим прогрессом и его следствиями.

Черты, которые составляют основу западноевропейской культуры и определяют техногенный характер современной цивилизации, следующие.

Во-первых, это особое представление о природе. В западноевропейской культуре мир, природа всегда рассматрива­лись как поле для приложения сил человека.

Сравним принцип с важнейшей ценностной уста­новкой восточной культуры на невмешательство в природу.

Во-вторых, человек рассматривается как активное существопризванное преобразовать мир. Если сравнивать этот принцип европейской культуры с принципом восточной культуры, в соответствии с которой мир надо не преобразовывать, а адоптироваться к нему, не навязывать свою волю, а угадывать ритмы изменения мира (китайский принцип — вэй), то логически неизбежной становится абсолютизация человеческой активности в европейской культуре, приведшая к агрессивности вмешательства человека в природу и порадившая одну из острейших проблем современной цивилизации—экологическую катастрофу.

В-третьих, первые две культурные парадигмы обуславливают в особое понимание человеческой деятельности: с позицией западноевропейской культуры, деятельность человека направлена вовне, на преобразование предметов, а не на самого человека. В восточной культуре доминирует

стремление к самосовершенствованию человека, что про­являлось и в технических изобретениях.

В-четвертых, установка на технико-экономическую ре­зультативность преобразования внешнего мира породила еще одну важнейшую характеристику техногенной циви­лизации: акцент на экономико-технологическую оптималь­ность развития техники и технологии в не их человеческого, социокультурного измерения. Заметим, что и сама идея о том, что определяющим фактором общественного разви­тия является материальное производство, не могла в прин­ципе возникнуть в рамках восточной культуры.

В-пятых, в геометрической прогрессии изменение пред­метного мира влияло на образ жизни, динамику социальных связей, меняющих соотношение традиционности и новационности в культурном и цивилизационном развитии; доми­нирование научной рациональности; ориентацию на автоно­мию личности, ее прав, свободы.

В результате современный человек утратил контроль за техническим прогрессом, стал обслуживать технику, даже в определенной степени оказался рабом техники и заложни­ком, жертвой технического прогресса, он утрачивает духов­ное богатство и разносторонность мышления, превращается в придаток техники, имеющий упрощенный, односторон­ний технократический стиль мышления.

Необходимо осознать различия между полярными типа­ми культуры, которые условно обозначим как техногенный и мифологемный. Мифологемность означает в данном слу­чае образно-символическое восприятие мира, слияние ре­альности воспринимаемой и воображаемой, рационально познанной и интуитивно полагаемой.

 

40. Преодоление техногенного кризиса европейской цивилизации

 

У человечества есть шанс в преодолении техногенного кризиса современной цивилизации:

Во-первых, через осознанное изменение приоритетов в шкале культурных ценностей, созидание нового отношения к природе, формирование экологической культуры.

До недавнего времени социокультурный смысл техники вскрывался в системе «техника — человек», а экологичес­кий — в системе «техника — природа». Подчеркнем, что и экологический и социокультурный смысл техники обнару­живается не в разрозненных частях сложной системы миро­вого пространства, в которое она вписывается, а лишь в еди­ной системе, где и техника, и сам человек, и природа всегда лишь часть гораздо большего целого — мирового универсума.

Другим важнейшим условием преодоления техногенности является смена принципов измерений техники, ее крите­риев и оценок, включение в систему этих оценок наряду с технико-технологической оптимальностью, экономической эффективностью и социокультурного, собственно человеческого измерения. Необходимы не фрагментарные критерии, а системные интегративные оценки.

Важнейшим условием преодоления кризиса являются так­же революционные изменения инженерного мышления и дей­ствия, которые назрели еще на рубеже XIX и XX вв.

Сама логика инженерного мышления и деятельности по­зволяет предполагать, что подобная революция произойдет в следующем столетии. На первом этапе главным было понять природу принципов действия технических устройств. Сущ­ность инженерии, суверенность мыслей и таланта изобрета­теля состояла в открытии, нахождении (иногда интуитивном, практическом) этих механизмов устройства. А посколь­ку считалось, что они как бы заложены в природе технического объекта, то дело инженера эту природу обнаружить. Второй этап развития инженерии условно можно назвать логико-гносеологическим (gnoas (греч.) – познание). Этот этап связан с пониманием того, что суть инженерии в значительной мере определяется механизмом познавательной мыслительной деятельности. Следовательно, важно стало понять, какими методами и способами создаются и эксплуатируются технические объекты. На этом, кстати, и базируется современное инженерное образование. Эффективность техническая становится главным ориентиром инженерного мышления, что превращает саму технику в цель и основное содержание всей деятельности человека. Становится «техники много, а духа нет...» (Б. Пастернак).

Третий этап связан с социокультурным осмыслением техники, когда она рассматривается в контексте условий ее бытия. Социокультурная парадигма инженерии ориентирует не на ближайшие технологические цели, а на дальние, исторически значимые для всего человечества последствия, повышает ответственность за выбор решений. Она формирует новые принципы контроля над техникой на базе многомерности и новые принципы технического проектирования в глобальной системе «техническое устройство — человекокружающая среда», где все три компонента равноправны и нельзя ни насильственно экспериментировать с человеком, ни манипулировать с техническим объектом, ни беспечно взирать на изменение среды.

Суть и смысл дальнейшего развития техники состоит в выработке таких проектировочных стратегий и контролирующих систем, которые бы обеспечили человеческое выживание. Включение социокультурной парадигмы в инженерию позволяет преодолеть технократическую односторонность, организовывает инженерное мышление и инженерную деятельность вокруг человека как высшей ценности, а их человеческое измерение делает мерой профессионализма и компетентности, что и составляет одно из важнейших условии преодоления кризиса.

Сама по себе техника нейтральна, она не является ни благом, ни злом, но может быть использована во благо и во зло. Техника - средство, которое должно направляться определенным образом.

Граница техники в том, что она не может быть сама по себе, для себя, но всегда остается средством. Поэтому она двойственна. Поскольку техника сама не ставит перед собой целей, она находится по ту сторону добра и зла или предшествует им. Она может служить во благо или во зло людям. Именно поэтому ее следует направлять.

Направленность техники не может быть выведена из самой техники. Человек должен сам найти путь к управлению техникой.Он должен отчетливо уяснить себе свои потребности, проверить и определить их иерархию.

Техническое созидание, технические открытия находятся на службе человеческих потребностей, направляются ими и поэтому оцениваются в зависимости от их полезности...

Техника господствует только над механизмом, над безжизненным и универсальным, но одновременно техника направлена на то, чтобы в ходе преобразования всей трудовой деятельности человека преобразовать и самого человека. Человек уже не может освободиться от воздействия созданной им техники. И совершенно очевидно, что в технике заключены не только безграничные возможности, но и безграничные опасности.

Техника стала ни от кого не зависимой, все за собой увлекающей силой. Человек подпал под ее власть, не заметив, что это произошло и как это произошло... Да и кто может в ниши дни сказать, что он проник в сущность этого процесса? Между тем демонизм техники может быть преодолен только посредством подобного проникновения. И, быть можетвсе те беды, которые связаны с техникой, когда-нибудь будут подчинены власти человека (К. Ясперс).

Важнейшей составляющей профессиональной культуры является нравственность. Не случайно понятие ответственности сегодня становится ключевым в характеристике любого профессионализма.

Становление профессиональной культуры, адекватной современному состоянию техногенной цивилизации, связа­но с радикальным изменением доминирующего в социуме стиля мышления. Превалирующее в доиндустриальных формациях чувственное мировосприятие в течение длительного, измеряемого столетиями времени, трансформировалось в рационалистическое (в его крайнем проявлении — фор

Культура и личность

Согласно представлениям А. Кардинера, личность человека начинает формироваться сразу после рождения, с первых дней его жизни. Это происходит под действием внешней среды, прежде всего через конкретные способы ухода за младенцами в каждом обществе: способы кормления, ношения, укладывания, а позже — обучения ходьбе, речи, чистоплотности и пр. Впечатления раннего детства налагают отпечаток на личность человека, на всю его жизнь. Психика людей следующего поколения формируется под влиянием тех жепервичных опытов, что и у предыдущего поколения.

Главный постулат концепции Рут Бенедикт— наличие у каждого народа специфической для него «базовой структуры характера», передающейся из поколения в поколение и определяющей историю данного народа. В соответствии с этим постулатом Бенедикт развивала мысль, что каждая культура имеет уникальную конфигурацию внутрикультурных элементов.

Бенедикт ввела термин «культурная конфигурация», обозначив им особый способ соединения (сцепления элементов культуры, создающих единое целое культуры, и пологая, что культурная конфигурация является следствием уникального исторического процесса. Каждой культуре присущ свой специфический тип личности.

М. Мид подчеркивала, что именно культура является главным фактором, который учит детей, как думать, чувствовать и действовать в обществе, культура предписывает свои нормы поведения для мужчин и женщин.

Хотя культура и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности.Всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях:

как «продукт» культуры, введенный в ее нормы и ценности, технологии деятельности и этику взаимодействия с другими людьми в процессе своей инкультурации и социализации, осуществляемой при воспитании в детстве, при получении общего и специального обра­зования, в ходе контактов со своим социальным окружением (семьей, друзьями, коллегами и пр.), получая повседневную информацию обыденного и специализированного характера, осмысливая художественные образы и нравственные коллизии в произведениях литературы и искусства и т.п., что прямо или опосредствованно работает на формирование личности, социально и культурно адекватной обществу ее проживания, и постоянную корректировку параметров этой адекватности на протяжении всей жизни человека;

♦ как «потребитель» культуры, использующий нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной практике и особенно во взаимодействии с другими людьми, пользующийся языками и символами ком­муникации, знаниями, оценочными стандартами, типовыми этическими формами и пр. как данными ему уже в готовом виде инструментами и способами личностной самоидентификации и социальной самореализации в данном сообществе;

как «производитель» культуры, творчески порождающий новые формы культуры, либо интерпретативно воспроизводящийили оценивающий в суждениях имеющиеся формы, что уже по самому факту индивидуального интерпретирования (собственной оценки) может быть квалифицировано как акт творчества;

♦ как транслятор культуры, ибо, воспроизводя какие- либо образцы культуры в практических действиях и суждениях, человек тем самым передает информацию о них другим людям.

Таким образом, культура характеризуется как присущий всякому

устойчивому сообществу людей системный комплекс специфических и более или менее нормированных способов и форм социальной интеграции, организа­ции и, регуляции, познания, коммуникации, оценки и самоидентификации, механизмов социализации личности.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.