|
Христианские истоки западноевропейской культурыХристианский тип культуры—это культура раннего и зрелого феодализма в странах Европы и Азии с V в. н. э. по XVI в. н.э. Христианская культура унаследовала традиции готских племен. Отличия от античности: 1. Увеличилось число народов, участвующих в создании культуры. 2.Культура стала многообразнее и сложнее. 3. Расширились художественные связи между народами. 4. Возникли мощные очаги культуры: Китай и Индия, Византия и Древняя Русь, Средняя Азия и Иран, Западная Европа. 5. Искусство обращается к эксплуатируемым. 6. Искусство обращается к нравственному миру человека. 7. Образный строй и язык искусства стал многообразней, сложнее, эмоциональней. 8. В античной культуре все виды развивались относительно равномерно, а в средневековой культуре большое распространение получила архитектура. 9. Для античного человека душа и тело— различные стороны человеческой сущности и обе они прекрасны и едины. Для средневекового человека душа и тело два противоположных начала, поэтому нет преклонения перед красотой человеческого тела. Главное здесь—изобразить одухотворенность. 10. Античное искусство — реалистично, а средневековое—аллегорично. 11.Средневековое искусство утратило ясную гармонию и оптимизм, появилась драматическая сложность. Особенности средневековой культуры: 1. Религиозный характер 2. Мировые религии средневековья — буддизм, ислам, христианство с их системами догм, стремлением к исключительности и аскетизму отрицательно влияли на ее развитие. 3. С другой стороны, религия способствовала развитию отдельных отраслей культуры (архитектуры и живописи (иконописи). 4. Искусство и литература в рамках религиозной идеологии воплощали идеи, рожденные жизненной практикой. Идеал античности. Душа неизменна — какая кому досталась и ничего с ней человек сделать не может. Степень свободы человека — нулевая. Античные люди не знали греха, а считали, что есть только вина человека перед Богом. Идеал средневековья. Душа — христианка. Человек может ее погубить или спасти. Внутренняя свобода человека безгранична. Внутренняя свобода ценится выше внешней. Глаза человека как бы обращены внутрь себя. Человек не гордится. Гордость— это смертный грех. В раннее средневековье осуждали внешнюю красоту, если она не служит Богу. Восхищались внутренней красотой (физически человек — тварь, а не божественное подобие; то, что отличает человека от животного, — это душа, духовность, и здесь человек подобен Богу). 71.Культура средневековья
Средневековая культура делится на несколько периодов: 1. V в. н.э. - коней VIII в. н. э. —период «варварства». 2.конец VIII в. н. э. —первая половина IХ в. н.э. —каролингское возрождение. 3. X—XII вв. —романский период. 4. ХШ-XIV вв. — готический период. В первый период шла утрата культурных ценностей, оскудение духовной и материальной жизни. Очагами культуры оставались монастыри. Во второй (в эпоху кapолингского возрождения) появляется преклонение перед образованностью. Жители Европы начинают заново знакомиться с античной культурой. На европейские языки переводятся многие античные авторы, развивается ремесло, строятся города. Становится престижным быть образованным и культурно жить. После распада империи Каролингов закончилось и каролингское возрождение. Для романского и готического периодов характерно развитие архитектуры. К концу готического периода получают большое распространение литература и народное творчество. Для третьего романского периода характерен романский стиль. Ведущая отрасль—архитектура, преимущественно церковная: храмы, монастыри; светская архитектура—замки. Эта архитектура была широко распространенна в городах. Строили в основном монахи. Миряне приходят в строительство в конце XI в. Сооружения романского стиля массивные, с толстыми стенами, узкими окнами из плохо обработанного камня, грубые, приземленные, неуютные внутри. Для скульптуры характерна приспособленность к архитектуре.Живопись плоская, нет перспективы, нет глубины пространства. неуютные внутри. Преобладают фрески (монументальный вид живописи по сырой известковой штукатурке специальными водными красками). Распространен орнамент: сюжеты фантастичны и мрачны. Для четвертого, готического периода характерно переплетение черт реализма с набожным умилением и религиозным экстазом. Значительно увеличивается число светских сооружений. Наряду с собором в городах строится великолепная ратуша, затем появляются большие здания купеческих гильдий и ремесленных цехов, каменные дворцы богатых горожан, многоэтажные каменные дома, замки, укрепления. Типичное здание церковной архитектуры — это городской собор. Нарядное здание с широкими стрельчатыми окнами, гармонично устремленное вверх. В готике много колонн и арок. Главный жанр готической живописи — иконопись. Изобразительное искусство представлено росписями, мозаиками, миниатюрами, витражами. Живопись готики представлена также витражами в ущерб росписям, расширяется цветовая палитра, исчезает орнамент, появляются фигуры людей. Витражи украшают, поучают, освещают. Изобретена техника дублирования стекол, что обеспечивает тонкие нюансы цвета. В готический период крупнейшее достижение искусства книжной миниатюры — эволюция к реализму. Иллюстрируют Библии, Евангелия, Псалтыри, Часословы, учебники, энциклопедии, светскую литературу, поэзию (Псалтырь королевы Ингеборг с миниатюрами). Развитие практической науки, алхимии; изобретены часы, производство бумаги, изобретены зеркало, очки.
Культура Возрождения Возрождение, или Ренессанс, — одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры с середины XIV по первое десятилетие XVII в. Это эпоха крупных перемен в истории народов Европы. Она характеризуется: 1) кризисом феодализма; 2) зарождением капитализма; 3) формированием новых сословий: буржуазия и наемные работники; 4) созданием крупных национальных государств формированием наций. Это эпоха великих географических открытий, когда расширялись границы мира. Изменялся духовный облик человека, человек приобретал черты, помогающие ему освоиться в новом мире. Изобретение книгопечатания помогло духовной революции. Происходит развитие науки и техники. Эта эпоха делится на три периода: XIV—конец XV в. — раннее Возрождение; конец XV-XVI в. — высокое Возрождение; конец XV-XVII в. — северное Возрождение—культура европейских стран севернее Италии. В начале XIV вв. в Европе, а именно в Италии начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название «культура Возрождения» (Ренессанс). Термин «Возрождение» указывал на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей (так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия). Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом средневековья. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества — искусство, философия, литература, образование, наука. В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином «гуманистическое» (от лат. humanus — человеческий). Ярче всего эпоха Возрождения нашла выражение в философско-эстетическом явлении, называемом гуманизмом. Оно носило ярко выраженный светский характер, противостояло духовному господству церкви, выступало против феодальных привилегий, отстаивая новый, кардинально отличный от средневекового взгляд на человека и его место в мире. Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек— творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе Для Возрождения характерны: синтез античности и средневековья (Данте, Джотто); магико-алхимическое понимание природы (Парацелье); неоплатонизм Николая Кузанского; мир как приключение у Ариосто. Пико делла Мирандола является родоначальником гуманизма, в новую эпоху в центре мира находится человек, которому дана свобода воли, несмотря на то, что он создан творцом. Возникает идеал личности, стоящей на земле, но равной Богу. Идеал характеризуется следующими чертами: 1.Титанизм — «человек обладает свободой воли изменять мир и себя самого по своему усмотрению и быть тем, кем он хочет» (Пико делла Мирандола). Лозунг эпохи — «делай, что хочешь» (Рабле). Бог остается на втором плане, а человек, обладая неограниченными возможностями творчества, берет на себя божественные функции. Но творческое всемогущество имеет обратную сторону: разгул страстей, своеволие, нравственную распущенность, беспринципность. 2. Универсальность — отсутствие разделения труда: личность остается цельной. Она обладает всесторонними знаниями, навыками, интересами. В ней сочетаются различные черты: от великодушия и силы до порочности и корыстолюбия. Она свободна и может в своей деятельности развертываться в любом направлении. 3. Жизнерадостность и доброжелательность — наслаждение жизнью сочетается с верой в доброжелательность человеческой натуры, поэтому страсти не являются порочными, происходит реабилитация чувственности. Культура и искусство пронизаны нежной чувственностью и эротикой (Декамерон, Бокаччо, Челлини). Образованных и одаренных людей в этот период окружала атмосфера всеобщего восхищения, поклонения, их чтили, как в средние века святых. Наслаждение земным бытием — это непременная часть культуры Возрождения. Основные положения эстетической теории Возрождения: 1. Энергичное выдвижение примата чувственной красоты окружающего мира и человека в первую очередь. 2. Новое отношение к художнику. Он теперь — человек, имеющий много достоинств и способностей. Он — творец, наравне с природой и с Богом. Эстетическая теория Возрождения продиктовала характерные черты искусства этого периода: 1. Светский характер и содержание. 2. Познавательная направленность искусства. 3. Рациональность искусства Возрождения. 4. Антропоцентризм. 5. Общественный характер искусства Возрождения и всей художественной жизни. Происходит освобождение человеческого разума как способности постигать высшие истины бытия от оков догматизма и всякого рода ограничений.
Итальянское Возрождение Хронологически итальянское Возрождение делится на 4 периода: 1. Проторенессанс (вторая половина XIII-XIV в.) носит переходный характер от культуры средневековья к Возрождению, когда последняя вызревает в рамках первой. 2. Раннее Возрождение (ранний Ренессанс) — XV в. —представляет культуру эпохи Возрождения в чистом виде со всеми ее характерными особенностями. 3. Высокое Возрождение — 70-е гг. XV в. - 1530 г. — наивысший расцвет культуры Возрождения. 4. Позднее Возрождение (1530-1590 гг.) —спад в развитии культуры Италии, связанный прежде всего с потерей независимости, с войнами, прокатившимися по ее территории, и с усилением власти церкви. Данте, Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Бокаччо (1313-1375)— знаменитые поэты Возрождения, были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы. Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры. Последователем Петрарки был Бокаччо, автор «Декамерона» —собрание реалистических новелл объединенных общими гуманистическими идеалами и представляющими единое целое. Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становится ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Первым стал Джотто (1266-1337), освободивший итальянскую фресковую живопись от влияния византийцев. Реалистическую манеру изображения, присущую Джотто, в начале XV в. продолжил и развил Мазаччо (1401-1428). Используя законы перспективы, он сумел сделать изображения фигур объемными. Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности представляющих в скульптуре обнаженное тело. Эпоха раннего Возрождения завершилась к концу XIV в., на смену ему пришло высокое Возрождение — время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой были высказаны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предназначении на Земле. Титаном высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1456-1519), один из наиболее замечательных людей в истории человечества. Обладающий разносторонними способностями и дарованиями, Леонардо одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, астрономом, физиологом, анатомом, и это не полный перечень основных направлений его деятельности; почти все области науки он обогатил гениальными догадками. Важнейшие его художественные работы — «Тайная вечеря» — фреска в миланском монастыре Санта Мария делла Грацие, на которой изображен момент вечери после слов Христа: «Один из вас предаст меня», а также всемирно известный портрет молодой флорентийки Моны Лизы, имеющий еще одно название — «Джоконда», по фамилии ее мужа. Титаном высокого Возрождения был и великий живописец Рафаэль Санти (1483-1520), создатель «Сикстинской мадонны», величайшего произведения мировой живописи: юная мадонна, легко ступая босыми ногами по облакам, несет людям своего крошечного сына, Младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом и понимая необходимость принесения этой жертвы во имя искупления грехов человечества. Последним великим представителем культуры высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1475-1564) — скульптор, живописец, архитектор и поэт, создатель знаменитой статуи Давида, скульптурных фигур «Утро», «Вечер», «День», «Ночь», выполненных для гробниц в капелле Медичи. Микеланджело расписал потолок и стены Сикстинской капеллы Ватиканского дворца; одной из самых впечатляющих фресок является сцена Страшного суда. В творчестве Микеланджело более отчетливо, чем у его предшественников — Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти, звучат трагические ноты, вызванные осознанием того предела, который положен человеку, пониманием ограниченности человеческих возможностей, невозможностью «превзойти природу». Следующий этап в ренессанской культуре — позднее Возрождение, которое, как принято считать, продолжалось с 40-х гг. XVI в. по конец XVI — первые годы XVII в. Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В 40-е гг. XVI в. здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. В середине XVI в. папой Павлом IV был составлен «Индекс запрещенных книг», впоследствии многократно пополняемый новыми изданиями. В «Индекс» вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в частности Джованни Бокаччо. Запрещенные книги сжигались, такая же участь вполне могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. Так, в 1600 г. в Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно (1504-1600), автор знаменитого сочинения «О бесконечности, Вселенной и мирах». Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь «манеру» великих деятелей Возрождения.
Северное Возрождение Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в ХV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров. В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине ХV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную интеллигенцию. Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455-1522), стремившийся показать божественное в самом человеке. Возрождение в Германии неразрывно связано с реформацией—движением за реформу (от лат. reformatio - преобразование) католической церкви, за создание «дешевой церкви» —без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства. Возглавлял движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер (1483-1546), доктор богословия и монах августинского монастыря. Он считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется непосредственно от Бога и что прийти к Богу можно и без посредничества католического духовенства. Лютор и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест в ответ на требование отречься от своих взглядов положив начало протестантскому направлению в христианстве. Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Замечательного расцвета достигло изобразительное искусство. Основные жанры: пейзаж, портрет, бытовая картина. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471-1526), художники Ганс Гольбейн Младший (1497- 1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553). Заметного подъема достигла немецкая литература. Крупнейшими немецкими поэтами эпохи Реформации были Ганс Сакс (1494-1576), записавший множество назидательных басен, песен, шванков, драматических произведений, и Иоганн Фишарт (1546-1590) — автор остросатирических работ. В Англии средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени. Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478-1535), автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальное, «по его мнению, человеческое общество: в нем все равны, нет частной собственности, и золото не является ценностью — из него делают цепи для преступников». Величайшей фигурой английского Возрождения был Вильям Шекспир (1564-1616), создатель всемирно известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», исторических пьес «Генрих II», «Ричард III», сонетов. Подъем театрального искусства, его общедоступный и демократический характер способствовали развитию демократических структур в английском обществе. Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Широкое распространение получили рыцарские, а также плутовские романы (испанский писатель Мигель де Сервантес (1547-1616), автор бессмертного «Дон-Кихота», писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580-1645), создавший знаменитый роман «История жизни пройдохи»). Основоположник испанской национальной драмы — великийЛопе де Вега (1562-1635), автор более чем 1800 литературных произведений, в том числе таких, как «Собака на сене», «Учитель танцев». Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней занимают Эль Греко (1541-1614) и Диего Веласкес (1599-1660). Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI в. Выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле (1494-1553), написавший сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». В 40-е г. XVI в. во Франции возникает литературное направление, вошедшее в историю под названием «Плеяды». Возглавляли это направление знаменитые поэты Пьер де Ронсар (1524-1585) и Жоакен Дю Белле (1522-1566). Другими известными поэтами французского Возрождения были Агриппа д'Обинье (1552-1630) и Луиза Лабе (1525-1565). Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533-1592). Основное его произведение — «Опыты» представляло собой размышление на философские, исторические, этические темы. Монтень доказывал важность опытного знания, прославлял природу в качестве наставницы человека. «Опыты» Монтеня были направлены против схоластики и догматизма, утверждали идеи рационализма, эта работа оказала значительное воздействие на последующее развитие западноевропейской мысли. Эпоха Возрождения завершилась. Западная Европа вступила в новый период своей истории. Однако идеи и взгляд на мир, характерные для нее, не утратили своей значимости и привлекательности и в XVII в. В русле присущих ей идеалов создавали свои дивные произведения два великих представителя некогда единой художественной школы Нидерландов — Питер Пауль Рубенс (1577-1640), представлявший искусство Фландрии, и Рембрандт ван Рейн (1606-1669), главный живописец голландской школы.
Культура нового времени
Четкой границы между эпохой Возрождения и новым временем не существует: отзвук идей Ренессанса в Европе ощущался очень долго, в разных государствах по-разному. Эпоха нового времени охватывает три века: XVII, XVIII, XIX. Несмотря на единый базис этой культуры, вместе с тем каждый век исторически и культурно своеобразен: XVII в. —эпоха зарождения, становления рационализма; XVIII — век Просвещения, XIX — век классики, когда основные тенденции предшествующих столетий проявили себя всесторонне и полно. Период нового времени охватывает два различных этапа: 1. Почти весь XVII в. — господство абсолютизма во Франции, Испании, буржуазная революция в Англии, научная революция и формирование новой картины мира и метафизической системы в философии. 2. Завершение стадии мануфактурного развития капитализма, утверждение свободной конкуренции в экономике, либерализма в политической жизни, стремление к свободомыслию и просвещению. Все это вместе взятое получило развитие в движении и идеологии Просвещения. Для культуры нового времени можно выделить следующие черты. Антропоцентричный характер европейской культуры. Во главу угла ставится отдельная личность и ее притязания. Уже античная традиция фиксирует данную черту. Христианская традиция с ее представлениями о человеческой индивидуальности, концепцией морали и пониманием человеческого разума как созданного по образу и подобию божественного и; потому способного к рациональному постижению смысла бытия, усиливала антропоцентрический характер европейской культуры нового времени. Внимание к внутренней душевной жизни порождало у человека обостренное чувство «Я». Гуманизм нового времени включал в себя следующие ценности: уважение к личности, доверие к ее «естественным» наклонностям и силам, права человека на удовлетворение «естественных» интересов, на удовольствия и радости, право на свободу. Если ренессансный гуманизм, воспевавший мощь и свободу творческого человеческого духа, был в определенном смысле элитарным гуманизмом, то главный пафос гуманизма нового и новейшего времени заключается в его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу и т.д. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|