Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Христианские истоки западноевропейской культуры





Христианский тип культуры—это культура раннего и зрелого феодализма в странах Европы и Азии с V в. н. э. по XVI в. н.э. Христианская культура унаследовала традиции готских племен.

Отличия от античности:

1. Увеличилось число народов, участвующих в создании культуры.

2.Культура стала многообразнее и сложнее.

3. Расширились художественные связи между народами.

4. Возникли мощные очаги культуры: Китай и Индия, Византия и Древняя Русь, Средняя Азия и Иран, Западная Европа.

5. Искусство обращается к эксплуатируемым.

6. Искусство обращается к нравственному миру человека.

7. Образный строй и язык искусства стал многообразней, сложнее, эмоциональней.

8. В античной культуре все виды развивались относительно равномерно, а в средневековой культуре большое распространение получила архитектура.

9. Для античного человека душа и тело— различные стороны человеческой сущности и обе они прекрасны и едины. Для средневекового человека душа и тело два противоположных начала, поэтому нет преклонения перед красотой человеческого тела. Главное здесь—изобразить одухотворенность.

10. Античное искусство — реалистично, а средневековое—аллегорично.

11.Средневековое искусство утратило ясную гармонию и оптимизм, появилась драматическая сложность.

Особенности средневековой культуры:

1. Религиозный характер

2. Мировые религии средневековья — буддизм, ислам, христианство с их системами догм, стремлением к исклю­чительности и аскетизму отрицательно влияли на ее раз­витие.

3. С другой стороны, религия способствовала развитию отдельных отраслей культуры (архитектуры и живописи (иконописи).

4. Искусство и литература в рамках религиозной идеоло­гии воплощали идеи, рожденные жизненной практикой.

Идеал античности.

Душа неизменна — какая кому досталась и ничего с ней человек сделать не может. Степень свободы человека — ну­левая. Античные люди не знали греха, а считали, что есть только вина человека перед Богом.

Идеал средневековья.

Душа — христианка. Человек может ее погубить или спасти. Внутренняя свобода человека безгранична. Внутрен­няя свобода ценится выше внешней. Глаза человека как бы обращены внутрь себя. Человек не гордится. Гордость— это смертный грех. В раннее средневековье осуждали вне­шнюю красоту, если она не служит Богу. Восхищались внут­ренней красотой (физически человек — тварь, а не боже­ственное подобие; то, что отличает человека от животного, — это душа, духовность, и здесь человек подобен Богу).

71.Культура средневековья

 

Средневековая культура делится на несколько периодов:

1. V в. н.э. - коней VIII в. н. э. —период «варварства».

2.конец VIII в. н. э. —первая половина IХ в. н.э. —каролингское возрождение.

3. X—XII вв. —романский период.

4. ХШ-XIV вв. — готический период.

В первый период шла утрата культурных ценностей, оскудение духовной и материальной жизни. Очагами культуры оставались монастыри.

Во второй (в эпоху кapолингского возрождения) появляется преклонение перед образованностью. Жители Европы начинают заново знакомиться с античной культурой. На европейские языки переводятся многие античные авторы, развивается ремесло, строятся города. Становится престижным быть образованным и культурно жить. После распада империи Каролингов закончилось и каролингское возрождение.

Для романского и готического периодов характерно развитие архитектуры. К концу готического периода получают большое распространение литература и народное творчество.

Для третьего романского периода характерен романский стиль. Ведущая отрасль—архитектура, преимущественно церковная: храмы, монастыри; светская архитектура—замки. Эта архитектура была широко распространенна в городах. Строили в основном монахи. Миряне приходят в строительство в конце XI в. Сооружения романского стиля массивные, с толстыми стенами, узкими окнами из плохо обработанного камня, грубые, приземленные, неуютные внутри. Для скульптуры характерна приспособленность к архитектуре.Живопись плоская, нет перспективы, нет глубины пространства. неуютные внутри. Преобладают фрески (монументальный вид живописи по сырой известковой штукатурке

специальными водными красками). Распространен орнамент: сюжеты фан­тастичны и мрачны.

Для четвертого, готического периода характерно перепле­тение черт реализма с набожным умилением и религиозным экстазом. Значительно увеличивается число светских сооружений. Наряду с собором в городах строится великолепная ратуша, затем появляются большие здания купеческих гиль­дий и ремесленных цехов, каменные дворцы богатых горожан, многоэтажные каменные дома, замки, укрепления. Типичное здание церковной архитектуры — это городской собор. Нарядное здание с широкими стрельчатыми окнами, гармо­нично устремленное вверх. В готике много колонн и арок.

Главный жанр готической живописи — иконопись. Изобразительное искусство представлено росписями, мозаиками, миниатюрами, витражами. Живопись готики представлена также витражами в ущерб росписям, расширяется цветовая палитра, исчезает орнамент, появляются фигуры людей. Витражи украшают, поучают, освещают. Изобретена техника дублирования стекол, что обеспечивает тонкие нюансы цвета.

В готический период крупнейшее достижение искусства книжной миниатюры — эволюция к реализму. Иллюстрируют Библии, Евангелия, Псалтыри, Часословы, учебники, энциклопедии, светскую литературу, поэзию (Псалтырь королевы Ингеборг с миниатюрами).

Развитие практической науки, алхимии; изобретены часы, производство бумаги, изобретены зеркало, очки.

 

Культура Возрождения

Возрождение, или Ренессанс, — одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры с середины XIV по первое десятилетие XVII в. Это эпоха крупных перемен в истории народов Европы. Она характеризуется:

1) кризисом феодализма;

2) зарождением капитализма;

3) формированием новых сословий: буржуазия и наемные работники;

4) созданием крупных национальных государств формированием наций.

Это эпоха великих географических открытий, когда расширялись границы мира. Изменялся духовный облик человека, человек приобретал черты, помогающие ему освоиться в новом мире. Изобретение книгопечатания помогло духовной революции. Происходит развитие науки и техники.

Эта эпоха делится на три периода:

XIV—конец XV в. — раннее Возрождение;

конец XV-XVI в. — высокое Возрождение;

конец XV-XVII в. — северное Возрождение—культура европейских стран севернее Италии.

В начале XIV вв. в Европе, а именно в Италии начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название «культура Возрождения» (Ренессанс). Термин «Возрождение» указывал на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей (так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия). Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом средневековья. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре,

все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества — искусство, фило­софия, литература, образование, наука. В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином «гуманисти­ческое» (от лат. humanus — человеческий).

Ярче всего эпоха Возрождения нашла выражение в философско-эстетическом явлении, называемом гуманизмом. Оно носило ярко выраженный светский характер, противостояло духовному господству церкви, выступало против феодальных привилегий, отстаивая новый, кардинально отличный от сред­невекового взгляд на человека и его место в мире.

Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важ­но не его происхождение или социальное положение, а лич­ностные качества, такие как ум, творческая энергия, пред­приимчивость, чувство собственного достоинства, воля, об­разованность. В качестве «идеального человека» признава­лась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек— творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Воз­рождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического под­хода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе

Для Возрождения характерны: синтез античности и сред­невековья (Данте, Джотто); магико-алхимическое понима­ние природы (Парацелье); неоплатонизм Николая Кузанского; мир как приключение у Ариосто. Пико делла Мирандола является родоначальником гуманизма, в новую эпоху в центре мира находится человек, которому дана свобода воли, несмотря на то, что он создан творцом. Возникает идеал личности, стоящей на земле, но равной Богу.

Идеал характеризуется следующими чертами:

1.Титанизм — «человек обладает свободой воли изме­нять мир и себя самого по своему усмотрению и быть тем, кем он хочет» (Пико делла Мирандола). Лозунг эпохи — «делай, что хочешь» (Рабле). Бог остается на втором плане, а человек, обладая неограниченными возможностями творчества, берет на себя божественные функции. Но творческое всемогущество имеет обратную сторону: разгул страстей, свое­волие, нравственную распущенность, беспринципность.

2. Универсальность — отсутствие разделения труда: лич­ность остается цельной. Она обладает всесторонними знани­ями, навыками, интересами. В ней сочетаются различные черты: от великодушия и силы до порочности и корыстолю­бия. Она свободна и может в своей деятельности разверты­ваться в любом направлении.

3. Жизнерадостность и доброжелательность — наслаж­дение жизнью сочетается с верой в доброжелательность че­ловеческой натуры, поэтому страсти не являются порочны­ми, происходит реабилитация чувственности. Культура и искусство пронизаны нежной чувственностью и эротикой (Декамерон, Бокаччо, Челлини).

Образованных и одаренных людей в этот период окру­жала атмосфера всеобщего восхищения, поклонения, их чтили, как в средние века святых. Наслаждение земным бытием — это непременная часть культуры Возрождения.

Основные положения эстетической теории Возрождения:

1. Энергичное выдвижение примата чувственной красо­ты окружающего мира и человека в первую очередь.

2. Новое отношение к художнику. Он теперь — человек, имеющий много достоинств и способностей. Он — творец, наравне с природой и с Богом.

Эстетическая теория Возрождения продиктовала харак­терные черты искусства этого периода:

1. Светский характер и содержание.

2. Познавательная направленность искусства.

3. Рациональность искусства Возрождения.

4. Антропоцентризм.

5. Общественный характер искусства Возрождения и всей художественной жизни.

Происходит освобождение человеческого разума как спо­собности постигать высшие истины бытия от оков догма­тизма и всякого рода ограничений.

 

Итальянское Возрождение

Хронологически итальянское Возрождение делится на 4 периода:

1. Проторенессанс (вторая половина XIII-XIV в.) носит переходный характер от культуры средневековья к Возрожде­нию, когда последняя вызревает в рамках первой.

2. Раннее Возрождение (ранний Ренессанс) — XV в. —представляет культуру эпохи Возрождения в чистом виде со всеми ее характерными особенностями.

3. Высокое Возрождение — 70-е гг. XV в. - 1530 г. — наивысший расцвет культуры Возрождения.

4. Позднее Возрождение (1530-1590 гг.) —спад в разви­тии культуры Италии, связанный прежде всего с потерей независимости, с войнами, прокатившимися по ее территории, и с усилением власти церкви.

Данте, Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Бокаччо (1313-1375)— знаменитые поэты Возрождения, были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы. Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры.

Последователем Петрарки был Бокаччо, автор «Декамерона» —собрание реалистических новелл объединенных общими гуманистическими идеалами и представляющими единое целое.

Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становится ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Первым стал Джотто (1266-1337), освободивший итальянскую фресковую живо­пись от влияния византийцев. Реалистическую манеру изоб­ражения, присущую Джотто, в начале XV в. продолжил и развил Мазаччо (1401-1428). Используя законы перспективы, он сумел сделать изображения фигур объемными.

Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности пред­ставляющих в скульптуре обнаженное тело. Эпоха раннего Возрождения завершилась к концу XIV в., на смену ему при­шло высокое Возрождение — время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наиболь­шей полнотой и силой были высказаны идеи о чести и досто­инстве человека, его высоком предназначении на Земле. Ти­таном высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1456-1519), один из наиболее замечательных людей в истории человечества. Обладающий разносторонними способностями и дарованиями, Леонардо одновременно был художником, тео­ретиком искусства, скульптором, архитектором, математи­ком, физиком, астрономом, физиологом, анатомом, и это не полный перечень основных направлений его деятельности; почти все области науки он обогатил гениальными догадка­ми. Важнейшие его художественные работы — «Тайная ве­черя» — фреска в миланском монастыре Санта Мария делла Грацие, на которой изображен момент вечери после слов Хри­ста: «Один из вас предаст меня», а также всемирно извест­ный портрет молодой флорентийки Моны Лизы, имеющий еще одно название — «Джоконда», по фамилии ее мужа.

Титаном высокого Возрождения был и великий живопи­сец Рафаэль Санти (1483-1520), создатель «Сикстинской ма­донны», величайшего произведения мировой живописи: юная мадонна, легко ступая босыми ногами по облакам, несет лю­дям своего крошечного сына, Младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом и понимая необходимость прине­сения этой жертвы во имя искупления грехов человечества.

Последним великим представителем культуры высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1475-1564) — скульптор, живописец, архитектор и поэт, создатель знаме­нитой статуи Давида, скульптурных фигур «Утро», «Вечер», «День», «Ночь», выполненных для гробниц в капелле Меди­чи. Микеланджело расписал потолок и стены Сикстинской капеллы Ватиканского дворца; одной из самых впечатляю­щих фресок является сцена Страшного суда. В творчестве Микеланджело более отчетливо, чем у его предшественни­ков — Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти, звучат трагические ноты, вызванные осознанием того предела, который по­ложен человеку, пониманием ограниченности человеческих возможностей, невозможностью «превзойти природу». Сле­дующий этап в ренессанской культуре — позднее Возрожде­ние, которое, как принято считать, продолжалось с 40-х гг. XVI в. по конец XVI — первые годы XVII в.

Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В 40-е гг. XVI в. здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деяте­лей гуманистического движения. В середине XVI в. папой Павлом IV был составлен «Индекс запрещенных книг», впо­следствии многократно пополняемый новыми изданиями. В «Индекс» вошли и сочинения некоторых итальянских гума­нистов, в частности Джованни Бокаччо. Запрещенные книги сжигались, такая же участь вполне могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. Так, в 1600 г. в Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно (1504-1600), автор знаменитого со­чинения «О бесконечности, Вселенной и мирах».

Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь «ма­неру» великих деятелей Возрождения.

 

Северное Возрождение

Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в ХV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским стра­нам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров.

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине ХV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную интеллигенцию.

Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455-1522), стремившийся показать божественное в самом человеке.

Возрождение в Германии неразрывно связано с реформацией—движением за реформу (от лат. reformatio - преоб­разование) католической церкви, за создание «дешевой церкви» —без поборов и платы за обряды, за очищение христи­анского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства. Возглавлял движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер (1483-1546), доктор богословия и монах августинского монастыря. Он считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется непосредственно от Бога и что прийти к Богу можно и без посредничества католического духовенства. Лютор и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест в ответ на требование отречься от своих взглядов

положив начало протестантскому направлению в христианстве.

Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Замечательного расцвета достигло изобразительное искусство. Основные жанры: пейзаж, портрет, бытовая картина. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471-1526), художники Ганс Гольбейн Младший (1497- 1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553). Заметного подъема достигла немецкая литература. Крупнейшими немецкими поэтами эпохи Реформации были Ганс Сакс (1494-1576), записавший множество назидательных басен, песен, шванков, драматических произведений, и Иоганн Фишарт (1546-1590) — автор остросатирических работ.

В Англии средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени.

Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478-1535), автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальное, «по его мнению, человеческое общество: в нем все рав­ны, нет частной собственности, и золото не является ценно­стью — из него делают цепи для преступников». Величайшей фигурой английского Возрождения был Вильям Шекспир (1564-1616), создатель всемирно известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», исторических пьес «Генрих II», «Ричард III», сонетов.

Подъем театрального искусства, его общедоступный и демократический характер способствовали развитию демократических структур в английском обществе.

Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других европейских странах: многие гумани­сты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Широкое распространение получили рыцарские, а также плутовские романы (испанский писатель Мигель де Сервантес (1547-1616), автор бессмертного «Дон-Кихота», писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580-1645), создавший знаменитый роман «История жизни пройдохи»).

Основоположник испанской национальной драмы — великийЛопе де Вега (1562-1635), автор более чем 1800 литературных произведений, в том числе таких, как «Собака на сене», «Учитель танцев».

Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней занимают Эль Греко (1541-1614) и Диего Веласкес (1599-1660).

Во Франции гуманистическое движение начинает рас­пространяться только в начале XVI в. Выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле (1494-1553), написавший сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». В 40-е г. XVI в. во Франции возникает литературное направление, вошедшее в историю под назва­нием «Плеяды». Возглавляли это направление знаменитые поэты Пьер де Ронсар (1524-1585) и Жоакен Дю Белле (1522-1566). Другими известными поэтами французского Возрож­дения были Агриппа д'Обинье (1552-1630) и Луиза Лабе (1525-1565).

Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533-1592). Основное его произведе­ние — «Опыты» представляло собой размышление на фило­софские, исторические, этические темы. Монтень доказы­вал важность опытного знания, прославлял природу в каче­стве наставницы человека. «Опыты» Монтеня были направ­лены против схоластики и догматизма, утверждали идеи рационализма, эта работа оказала значительное воздействие на последующее развитие западноевропейской мысли.

Эпоха Возрождения завершилась. Западная Европа всту­пила в новый период своей истории. Однако идеи и взгляд на мир, характерные для нее, не утратили своей значимости и привлекательности и в XVII в. В русле присущих ей иде­алов создавали свои дивные произведения два великих представителя некогда единой художественной школы Нидер­ландов — Питер Пауль Рубенс (1577-1640), представляв­ший искусство Фландрии, и Рембрандт ван Рейн (1606-1669), главный живописец голландской школы.

 

Культура нового времени

 

Четкой границы между эпохой Возрождения и новым временем не существует: отзвук идей Ренессанса в Европе ощущался очень долго, в разных государствах по-разному.

Эпоха нового времени охватывает три века: XVII, XVIII, XIX. Несмотря на единый базис этой культуры, вместе с тем каждый век исторически и культурно своеобразен: XVII в. —эпоха зарождения, становления рационализма; XVIII — век Просвещения, XIX — век классики, когда основные тенденции предшествующих столетий проявили себя всесторонне и полно.

Период нового времени охватывает два различных этапа:

1. Почти весь XVII в. — господство абсолютизма во Фран­ции, Испании, буржуазная революция в Англии, научная революция и формирование новой картины мира и метафизической системы в философии.

2. Завершение стадии мануфактурного развития капита­лизма, утверждение свободной конкуренции в экономике, либерализма в политической жизни, стремление к свободомыслию и просвещению. Все это вместе взятое получило развитие в движении и идеологии Просвещения.

Для культуры нового времени можно выделить следующие черты.

Антропоцентричный характер европейской культуры. Во главу угла ставится отдельная личность и ее притязания. Уже античная традиция фиксирует данную черту. Христианская традиция с ее представлениями о человеческой индивидуальности, концепцией морали и пониманием человеческого ра­зума как созданного по образу и подобию божественного и; потому способного к рациональному постижению смысла бытия, усиливала антропоцентрический характер европейской культуры нового времени. Внимание к внутренней душевной жизни порождало у человека обостренное чувство «Я».

Гуманизм нового времени включал в себя следующие ценности: уважение к личности, доверие к ее «естествен­ным» наклонностям и силам, права человека на удовлетво­рение «естественных» интересов, на удовольствия и радо­сти, право на свободу. Если ренессансный гуманизм, вос­певавший мощь и свободу творческого человеческого духа, был в определенном смысле элитарным гуманизмом, то главный пафос гуманизма нового и новейшего времени за­ключается в его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу и т.д.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.