|
Культура Просвещения Западной Европы XVIII векаВ начале XVIII в. процесс секуляризации — отделения государства от церкви — приобретает широкие масштабы. Наука и научная рациональность определяют характер мироощущения нового времени. XVIII в. в истории не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходит за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона, становится предметом обсуждения публицистов, литераторов, популярно излагающих достижения науки и философии. С точки зрения немецкого философа И. Канта (1724-1804), Просвещение является выражением родовой сущности человека, но успешное развитие и применение разума возможно только при условии преодоления всех форм несвободы путем длительного морального совершенствования человечества. На знамени просветителей написаны два главных лозунга: наука и прогресс. При этом просветители апеллируют не просто к разуму, а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен от религиозных предрассудков. Они рассматривали Бога в качестве разумной первопричины мира, а «естественную религию» в качестве социального регулятора исторического процесса. X. Черберн (1583-1648), Дж. Локк, (1712-1778), Вольтер (1699-1778), П. Гассенди (1592-1655), Ж. Мелье (1644-1729), Ж. Ламетри (1709-1751), Д. Дидро (1713-1784), П. Гольбах (1723-1789), К. Гельвеций (1715-1771), вся плеяда энциклопедистов во Франции «подвергли суду разума и здравого смысла» всю человеческую историю, в частности историю христианства и христианской церкви. Главное действующее лицо и в научных и в литературных исследованиях просветителей — Человек. Он предстает, с одной стороны, как отдельный изолированный человек, а с другой стороны — все индивиды равны. 78. Жанры искусства XVIII века — рококо, классицизм, сентиментализм В эпоху Просвещения развиваются все жанры литературы и искусства. В начале века барокко постепенно вытесняется рококо. Родина рококо — Франция. Дальнейшее распространение он получает в дворцовых и парковых строениях европейских государств. Многое в этом стиле определяет причудливая форма раковины. Само слово «рококо» произошло от слова «рокайль» — мелкие камушки, раковины. Рококо продолжает традиции барокко. Его характеризуют изысканные и причудливые мелкие формы и изощренно изысканный, филигранный, сильно стилизованный орнамент. Рококо наибольшее распространение получил при оформлении интерьеров. Рококо — легкий, игривый стиль, создающий атмосферу праздности, беззаботности, непритязательного развлечения. Для него характерно изящество, деликатность, грациозность. Он выражал вкусы отчужденной от политики части аристократии и дворянства. Рококо активно заимствует мотивы китайского искусства. Живопись рококо характеризует пасторальные сюжеты, салонно-эротические темы. Живописцы, использующие этот стиль, создают произведения, предназначенные для украшения. Среди наиболее известных работ: Ф. Буис «Геркулес и Омфала», «Купание Дианы». Наиболее полно умонастроения эпохи Просвещения удалось передать другому художественному стилю — классицизму. Его родиной стала Франция конца XVII столетия. Идеологией классицизма во Франции стали рационалистическая философия Р. Декарта, драматургия П. Корнеля, Ж. Расина, Ж.Б. Мольера и др. В XVIII в. утверждается течение, получившее название классицизм (от латинского classicus — образцовый). Стиль и направление в литературе и в искусстве ХVII-ХVIII вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и образцу, основаны на идеях рационализма и разумной закономерности мира. Главные темы классицизма: конфликт общества и личности, долга и чувства, стремление изобразить и выразить героические возвышенные чувства и переживания. Признавал классицизм: жанры высокие и низкие (трагедия — высокий, басня—низкий и т.д.). Представители классицизма в литературе; Корнель, Расин, Вольтер, Мольер, Буало во Франции, Державин и Фонвизин в России; для них характерны типизированные герои, проповедь нравственности, возвышенные чувства. Для архитектуры классицизма характерны четкость и геометризм форм, логичность Планировки, сочетание стены и колонны, сдержанный декор. К этому стилю относится большинство садово-парковых ансамблей Западной Европы (Версаль). В изобразительном искусстве яркие краски, классический сюжет, характерно изображение современников в виде классических героев (Пуссен, Лоррен, Давид, Энгр— Франция). Скульпторы Пигаль, Фальконе («Медный всадник»). Сентиментализм (от Французского sentiment — чувство) — течение в европейской и американской литературе и искусстве конца XVIII — начала XIX вв., которое провозглашало культ естественного чувства природы, ему свойственны чувствительность, чрезмерная нежность в выражениях, сострадательность (Ричардсон, Стерн, Смоллетт, Руссо). «Все разумное — действительно, все действительное — разумно», — формула, выведенная Г.В. Гегелем, была неслучайной, она — самосознание эпохи XVIII в. Но уже последующее столетие заставило людей усомниться в этом.
Культура Западной Европы ХIХ века В культуре нового времени XIX в. занимает особое место. Это век классики, когда буржуазная цивилизация достигла своей зрелости и затем вступила в стадию кризиса. Именно такую оценку дали этому времени выдающиеся мыслители—Ф. Ницше, О. Шпенглер, Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет. В своей основе культура XIX столетия базируется на тех же мировоззренческих посылах, что и вся культура нового времени, это: ♦ рационализм; ♦ антропоцентризм; ♦ сциентизм (ориентация на науку); ♦ европоцентризм (оценка других культур с позиции исключительно европейских ценностей). Культурологи считают, что историческое лицо XIX в. обозначили три фактора: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Другое событие – Великая французская буржуазная революция 1789-1793 гг., идеалами которой вдохновлялись и лидеры Американской революции, —одновременно обозначило кризис культуры Просвещения, как неспособной обеспечить адаптацию человеческой деятельности к новым формам реальности.
Жанры искусства XIX века Пессимистическое настроение общества, находящегося под впечатлением от недавних социальных бурь, в конечном счете вылилось в романтический бунт молодого поколения. Романтизм — это уже не просто стиль, подобный классицизму или барокко, это общекультурное движение, охватившее самые разнообразные явления — от философии и политэкономии — до моды на прически и костюмы. Центром романтического движения стала Германия. Немецкая Романтическая школа философии, положив в основание философии интуитивный символ, а не научное понятие, породнила философию и искусство. Для культуры XIX в. характерно, с одной стороны, утверждение классических образцов культуры нового времени, с другой стороны — в конце века появляется искусство, отрицающее эти образцы. Классическим образцом направления XIX в. является романтизм, он отображает мучительный разлад между идеалом и действительностью, который становится основой мировосприятия многих людей XIX в. особенно романтиков привлекают люди исключительные, гении, борцы за справедливость, герои. Так, писатели романтического склада наделяли своих героев сильным, непреклонным характером. Романтический герой остро переживает несовершенство мира и способен активно противостоять негативным факторам социальной среды. Романтизму противостояло другое художественное направление — реализм. Реализм стремился не к досконально тонной, непосредственной передаче действительности в произведении, а к осмыслению жизненных закономерностей и к художественному отражению их как типических. В живописи реализм был более нагляден и означал не только правдивую передачу образа, но прежде всего общественное окружение, уникальность данной исторической обстановки и ее влияние на конкретный человеческий типаж. В музыке реализм пытался передать гармонию личности и среды, или, напротив, их конфликт. В XIX в. происходит пересмотр ценностей как в общественной жизни, так и в культуре. Искусство Европы вступает начиная с конца 50-х гг. в эпоху декаданса (упадка). Этот термин употреблялся в качестве обозначения кризисных явлений в духовной культуре, отмеченных настроениями безнадежности, пессимизма, упадничества. Данные тенденции более всего проявились в таком направлении, как импрессионизм. Протест против чрезмерного натурализма и застывшего академизма в реалистическом искусстве выразился в поиске новой формы, новой живописной техники, в отходе от социальной тематики, от сюжетности. Открытие метода импрессионизма принадлежит Эдуарду Мане. Импрессионисты создавали художественные приемы, позволявшие передать ощущение света, пронизывающего воздух и предметы, ощущение богатой сверхвоздушной среды. С помощью расплывчатых контуров они создавали иллюзию непостоянства, переливы цвета и др. Импрессионисты Э. Мане и К. Моне, К. Писсарро, Сислей и др. всегда стремились работать с натуры, их любимые жанры — пейзаж, портрет, композиция. Культура декаданса в Западной Европе с 50-х гг. XIX в. до его конца — отражала кризис, безнадежность, пессимизм. Направления в искусстве: ♦ импрессионизм (Моне, Дега, Ренуар) — внимание к передаче света, цветового богатства, к динамике мира, картинки с натуры; ♦ постимпрессионизм (Ван-Гог, Гоген) —субъективизм, мистицизм в отображении действительности, показ диссонансов города; ♦ символизм — отображение странного, мистического, безобразного, настроений тоски.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|