Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культура Просвещения Западной Европы XVIII века





В начале XVIII в. процесс секуляризации — отделения государства от церкви — приобретает широкие масштабы. Наука и научная рациональность определяют характер ми­роощущения нового времени. XVIII в. в истории не случай­но называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распрост­раняется вширь, выходит за пределы университетов и лабо­раторий в светские салоны Парижа и Лондона, становится предметом обсуждения публицистов, литераторов, популяр­но излагающих достижения науки и философии. С точки зрения немецкого философа И. Канта (1724-1804), Просве­щение является выражением родовой сущности человека, но успешное развитие и применение разума возможно толь­ко при условии преодоления всех форм несвободы путем дли­тельного морального совершенствования человечества.

На знамени просветителей написаны два главных лозун­га: наука и прогресс. При этом просветители апеллируют не просто к разуму, а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен от религиозных предрассудков. Они рассмат­ривали Бога в качестве разумной первопричины мира, а «ес­тественную религию» в качестве социального регулятора исторического процесса. X. Черберн (1583-1648), Дж. Локк, (1712-1778), Вольтер (1699-1778), П. Гассенди (1592-1655), Ж. Мелье (1644-1729), Ж. Ламетри (1709-1751), Д. Дидро (1713-1784), П. Гольбах (1723-1789), К. Гельвеций (1715-1771), вся плеяда энциклопедистов во Франции «подвергли суду разума и здравого смысла» всю человеческую историю, в частности историю христианства и христианской церкви.

Главное действующее лицо и в научных и в литератур­ных исследованиях просветителей — Человек. Он предста­ет, с одной стороны, как отдельный изолированный чело­век, а с другой стороны — все индивиды равны.

78. Жанры искусства XVIII века — рококо, классицизм, сентиментализм

В эпоху Просвещения развиваются все жанры литерату­ры и искусства.

В начале века барокко постепенно вытесняется рококо.

Родина рококо — Франция. Дальнейшее распространение он получает в дворцовых и парковых строениях европейских государств. Многое в этом стиле определяет причудливая фор­ма раковины. Само слово «рококо» произошло от слова «ро­кайль» — мелкие камушки, раковины. Рококо продолжает традиции барокко. Его характеризуют изысканные и причудливые мелкие формы и изощренно изысканный, филигран­ный, сильно стилизованный орнамент. Рококо наибольшее распространение получил при оформлении интерьеров.

Рококо — легкий, игривый стиль, создающий атмосфе­ру праздности, беззаботности, непритязательного развлече­ния. Для него характерно изящество, деликатность, граци­озность. Он выражал вкусы отчужденной от политики час­ти аристократии и дворянства. Рококо активно заимствует мотивы китайского искусства.

Живопись рококо характеризует пасторальные сюжеты, салонно-эротические темы. Живописцы, использующие этот стиль, создают произведения, предназначенные для укра­шения. Среди наиболее известных работ: Ф. Буис «Геркулес и Омфала», «Купание Дианы».

Наиболее полно умонастроения эпохи Просвещения уда­лось передать другому художественному стилю — класси­цизму. Его родиной стала Франция конца XVII столетия. Идеологией классицизма во Франции стали рационалисти­ческая философия Р. Декарта, драматургия П. Корнеля, Ж. Расина, Ж.Б. Мольера и др. В XVIII в. утверждается течение, получившее название классицизм (от латинского classicus — образцовый). Стиль и направление в литературе и в искусстве ХVII-ХVIII вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и образцу, основаны на идеях рационализма и разумной закономерности мира.

Главные темы классицизма: конфликт общества и лично­сти, долга и чувства, стремление изобразить и выразить геро­ические возвышенные чувства и переживания.

Признавал классицизм: жанры высокие и низкие (траге­дия — высокий, басня—низкий и т.д.). Представители классицизма в литературе; Корнель, Расин, Вольтер, Моль­ер, Буало во Франции, Державин и Фонвизин в России; для них характерны типизированные герои, проповедь нравствен­ности, возвышенные чувства.

Для архитектуры классицизма характерны четкость и геометризм форм, логичность Планировки, сочетание стены и ко­лонны, сдержанный декор. К этому стилю относится большин­ство садово-парковых ансамблей Западной Европы (Версаль).

В изобразительном искусстве яркие краски, классичес­кий сюжет, характерно изображение современников в виде классических героев (Пуссен, Лоррен, Давид, Энгр— Фран­ция). Скульпторы Пигаль, Фальконе («Медный всадник»).

Сентиментализм (от Французского sentiment — чувство) — течение в европейской и американской литературе и искусст­ве конца XVIII — начала XIX вв., которое провозглашало культ естественного чувства природы, ему свойственны чув­ствительность, чрезмерная нежность в выражениях, сострадательность (Ричардсон, Стерн, Смоллетт, Руссо).

«Все разумное — действительно, все действительное — разумно», — формула, выведенная Г.В. Гегелем, была не­случайной, она — самосознание эпохи XVIII в. Но уже по­следующее столетие заставило людей усомниться в этом.

 

Культура Западной Европы ХIХ века

В культуре нового времени XIX в. занимает особое место. Это век классики, когда буржуазная цивилизация достигла своей зрелости

и затем вступила в стадию кризиса. Именно такую оценку дали этому времени выдающиеся мыслители—Ф. Ницше, О. Шпенглер, Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет.

В своей основе культура XIX столетия базируется на тех же мировоззренческих посылах, что и вся культура нового времени, это:

♦ рационализм;

♦ антропоцентризм;

♦ сциентизм (ориентация на науку);

♦ европоцентризм (оценка других культур с позиции исключительно европейских ценностей).

Культурологи считают, что историческое лицо XIX в. обозначили три фактора: демократия, экспериментальная наука и индустриализация.

Другое событие – Великая французская буржуазная революция 1789-1793 гг., идеалами которой вдохновлялись и лидеры Американской революции, —одновременно обозначило кризис культуры Просвещения, как неспособной обеспечить адаптацию человеческой деятельности к новым формам реальности.

 

Жанры искусства XIX века

Пессимистическое настроение общества, находящегося под впечатлением от недавних социальных бурь, в конеч­ном счете вылилось в романтический бунт молодого поколе­ния. Романтизм — это уже не просто стиль, подобный клас­сицизму или барокко, это общекультурное движение, охва­тившее самые разнообразные явления — от философии и политэкономии — до моды на прически и костюмы. Цент­ром романтического движения стала Германия. Немецкая Романтическая школа философии, положив в основание философии интуитивный символ, а не научное понятие, по­роднила философию и искусство.

Для культуры XIX в. характерно, с одной стороны, утверждение классических образцов культуры нового време­ни, с другой стороны — в конце века появляется искусство, отрицающее эти образцы. Классическим образцом направ­ления XIX в. является романтизм, он отображает мучительный разлад между идеалом и действительностью, который становится основой мировосприятия многих людей XIX в. особенно романтиков привлекают люди исключительные, гении, борцы за справедливость, герои. Так, писатели ро­мантического склада наделяли своих героев сильным, не­преклонным характером. Романтический герой остро пере­живает несовершенство мира и способен активно противо­стоять негативным факторам социальной среды.

Романтизму противостояло другое художественное на­правление — реализм. Реализм стремился не к досконально тонной, непосредственной передаче действительности в про­изведении, а к осмыслению жизненных закономерностей и к художественному отражению их как типических.

В живописи реализм был более нагляден и означал не только правдивую передачу образа, но прежде всего обще­ственное окружение, уникальность данной исторической обстановки и ее влияние на конкретный человеческий типаж. В музыке реализм пытался передать гармонию личности и среды, или, напротив, их конфликт.

В XIX в. происходит пересмотр ценностей как в обще­ственной жизни, так и в культуре. Искусство Европы всту­пает начиная с конца 50-х гг. в эпоху декаданса (упадка). Этот термин употреблялся в качестве обозначения кризис­ных явлений в духовной культуре, отмеченных настроения­ми безнадежности, пессимизма, упадничества. Данные тен­денции более всего проявились в таком направлении, как импрессионизм.

Протест против чрезмерного натурализма и застывшего академизма в реалистическом искусстве выразился в поис­ке новой формы, новой живописной техники, в отходе от социальной тематики, от сюжетности. Открытие метода им­прессионизма принадлежит Эдуарду Мане. Импрессиони­сты создавали художественные приемы, позволявшие пе­редать ощущение света, пронизывающего воздух и предме­ты, ощущение богатой сверхвоздушной среды. С помощью расплывчатых контуров они создавали иллюзию непосто­янства, переливы цвета и др. Импрессионисты Э. Мане и К. Моне, К. Писсарро, Сислей и др. всегда стремились ра­ботать с натуры, их любимые жанры — пейзаж, портрет, композиция.

Культура декаданса в Западной Европе с 50-х гг. XIX в. до его конца — отражала кризис, безнадежность, пессимизм.

Направления в искусстве:

♦ импрессионизм (Моне, Дега, Ренуар) — внимание к передаче света, цветового богатства, к динамике мира, картинки с натуры;

♦ постимпрессионизм (Ван-Гог, Гоген) —субъективизм, мистицизм в отображении действительности, показ дис­сонансов города;

♦ символизм — отображение странного, мистического, безобразного, настроений тоски.

 

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.