Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Месяц качества и знак качества





В ознаменование десятой годовщины издания жур­нала «Статистический контроль качества» начадось движение, получившее название «месяц качества». Вначале были разговоры о том, чтобы назвать его «ме­сяц управления качеством», но затем слово «управле­ние» решили опустить. Чтобы быть успешным, это дви­жение должно было охватить потребителей, и счита­лось, что чем меньше будет сказано об управлении, тем больше шансов, что в этом движении примут уча­стие потребители.

В то же время было решено создать эмблему и знак качества. Эта работа была поручена Харуко Мицуаки (в настоящее время директор-распорядитель издатель­ской фирмы «Никка гикен»). Профессор Юджи Яма-ваки из Токийского государственного университета изящных искусств и музыки провел конкурс среди сту­дентов и отобрал несколько эскизов. Наконец, был одобрен один эскиз, который в настоящее время и стал знаком качества, за исключением цвета, который в пер­воначальном варианте был голубым, как флаг ООН. Мы столкнулись с единственной трудностью: голубой краситель не был стойким. А разве можно допустить, чтобы флаг, символизирующий качество, начал выцве­тать? И мы решили использовать красный цвет — такой же, как на национальном флаге Японии. Лако­красочная промышленность гарантировала стойкость краски на национальном флаге; тем самым можно было гарантировать качество флага качества.

В течение месяца качества проводятся различные мероприятия, которые предлагаются комитетом по про­ведению месяца качества. Комитет отвечает за выбор тематики и девиза месяца качества, издание брошюр и организацию лекций. Организационно-технические обязанности умело выполняются Японским союзом ученых и инженеров и Японской организацией по стандартизации. В этом движении участвует большое количество фирм. В ноябре они поднимают флаг каче­ства и проводят ряд крупных мероприятий.



Идея проведения месяца качества обязана своим возникновением неделям безопасности, которые уже давно проводятся в Японии. Месяц качества проводит­ся за счет частной инициативы, и Япония, по-видимому, единственная страна, где это движение организовано на постоянной основе — в ноябре каждого года. В 1978 г. КНР выбрала сентябрь своим месяцем каче­ства. Насколько мне известно, это единственная страна, которая переняла это начинание.

 

Два журнала — «Статистический контроль качества» и «Управление качеством для мастеров»

Наша группа начала заниматься проблемами управ­ления качеством в 1949 г. На следующий год Японским союзом ученых и инженеров был издан журнал «Ста­тистический контроль качества» («Хинсицу Канри»). Этот журнал способствовал распространению знаний Об управлении качеством и комплексном управлении 'Качеством и пропагандировал идею взаимопомощи Между руководителями фирм и рабочими и их трудового сотрудничества. Начиная с апреля 1962 г. тот же Япон­ский союз ученых и инженеров стал выпускать новый журнал под названием «Управление качеством для мастеров» («Гемба-ту-QС»), предназначенный в ос­новном для цеховых рабочих и мастеров. Сотрудничая в этих журналах в течение длительного времени, я могу с удовлетворением отметить, что без них Япония не смогла бы добиться успешного решения проблем комп­лексного управления качеством.

Деятельность кружков качества

В начале 50-х годов наши программы подготовки для начальников цехов получили название «цеховые группы по изучению методов управления качеством». Редакционный совет журнала «Управление качеством для мастеров» переименовал их в кружки качества. Это было в апреле 1962 г. С того времени деятельность кружков качества очень быстро распространилась не только на обрабатывающую промышленность, но и на сферу услуг.

Иностранцы ошибочно считают деятельность по управлению качеством в Японии главной причиной больших успехов, достигнутых японской промышлен­ностью. Это не главная причина, а одна из важных при­чин этих успехов. Как бы то ни было, из-за рубежа приезжают группы управляющих, ученых, профсоюзных лидеров и правительственных чиновников для изуче­ния японских методов управления качеством. В настоя­щее время почти в пятидесяти странах организована работа по типу кружков качества. Мы не считали это возможным. Идея развития управления качеством обя­зана многим людям, включая редакторов обоих жур­налов, региональных президентов кружков качества, исполнительных секретарей и региональных секретарей, которых сейчас насчитывается более 1000, и тех, кто занимается управлением качества в Японском союзе ученых и инженеров.

Было время, когда я считал, что кружки качества возможны только в тех странах, которые пользуются иероглифическим письмом и на которые к тому же оказали влияние буддизм и конфуцианство. Но сегодня уже есть данные об успехах в различных странах, поэтому я пересмотрел свои взгляды. Теперь я думаю так: «Деятельность кружков качества, если она не про­тиворечит самой природе человека, применима к любой стране мира, потому что люди — везде люди и всех их связывают общечеловеческие интересы».

Я надеюсь, что эта форма деятельности будет спо­собствовать миру и процветанию на долгие годы.

Премии Деминга

В 1950 г. доктор У. Э. Деминг приехал из США и про­чел ряд блестящих лекций по управлению качеством. Авторский гонорар от книги, построенной на этих лекциях, был предоставлен Японскому союзу ученых и ин­женеров, который использовал его для учреждения премий Деминга. Этих премий две — премия Деминга для отдельного лица и премия Деминга предприятию. премия Деминга для отдельного лица в принципе при­суждается одному или нескольким лицам, которые способствовали распространению и развитию теорети-тических принципов статистических методов контроля качества. Существует несколько различных категорий премии предприятию, но в первую очередь это премия, присуждаемая фирме, которая в данном финансовом году добилась исключительно больших успехов в области применения статистических методов контроля качества. С каждым годом по мере повышения уровня ста­тистического контроля качества и комплексного управ­ления качеством в Японии претенденты должны удовлетворять все более высоким требованиям. Эти премии являются высочайшими наградами в Японии, относящимися к статистическому контролю качества и комплексному управлению качеством. Премии предприятиям, стимулирующие высокие экономи­ческие показатели, привели к организационной пере-стройке в отраслях промышленности, где применяются методы статистического контроля качества и компле­ксного управления качеством. Я настоятельно советую фирмам, которые применяют методы статистического контроля качества и комплексного управления каче­ством, подавать заявки в комитет по присуждению премий через четыре-пять лет после начала деятель­ности. Это будет способствовать дальнейшему прогрессу в применении этих методов на фирмах. Конечно же, не каждая фирма-претендент получает премию, однако Инспектирование системы управления качеством уже само по себе является значительной вехой и ведет к со­вершенствованию организационной структуры фирмы.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.