|
От переводчика издания на английском языкеНесколько лет назад я беседовал с руководителем смешанной американо-японской фирмы. Мы обсуждали состояние японской экономики, и он как бы между прочим сказал: «Многие иностранцы, посещая нашу фирму, удивляются, как мы, используя ту же технологию, то же оборудование и то же сырье, что и в Европе и в США, добиваемся более высокого уровня качества. Они не понимают, что качество дают не станки, а люди». Этим он дал одно из самых лучших объяснений стабильности японской экономики. Разумеется, мы не можем сбрасывать со счетов огромные капиталовложения, сделанные Японией в предприятия и оборудование, капиталовложения, которые укрепили позицию Японии в последние годы. Но установить такие же станки можно и в другой стране. Однако если заменить преданных делу, увлеченных рабочих, японская промышленность начала бы стремительно и неуклонно терять свою славу. Можно по-разному объяснять экономические чудеса в послевоенной Японии, но в конечном итоге на первое место следует поставить человеческий фактор. Руководители японских фирм и промышленных предприятий каким-то образом обнаружили секрет овладения энергией людей и использования их потенциала с большей эффективностью, чем кто бы то ни было. В значительной мере этому способствовало средство под названием «управление качеством». Большое впечатление производят помещения для контроля продукции на крупных промышленных предприятиях. Однако еще большее впечатление производят небольшие кружки качества, которые собирают рабочих этих предприятий. Там они делятся опытом, обсуждают стоящие перед ними проблемы и помогают друг другу найти правильные решения. Обстановка в этих кружках спокойная, обсуждения проходят размеренно. Заседания кружков качества позволяют рабочим свободно общаться со своими мастерами и инженерами. Иногда предложения производственных рабочих оказываются лучше предложений инженеров. На заседаниях царит академический дух, и они становятся местом для взаимного развития. Контрольное оборудование хорошо функционирует именно потому, что работающие обучены, подготовлены и опираются на кружки качества. Такая практика используется повсеместно, начиная от таких гигантов, как фирма «Тоёта», и кончая мелкими смешанными предприятиями. По существу о превосходстве той или иной фирмы в Японии свидетельствует надежная программа комплексного управления качеством. Настоящая книга представляет собой полный перевод фундаментального труда по управлению качеством, автором которого является доктор Каору Исикава, ведущий японский специалист в этой области. Вскоре после ее издания в 1981 г. книга стала «бестселлером» среди научно-технических публикаций. Работа была принята в качестве основополагающего руководства по внедрению и применению эффективной комплексной системы управления качеством продукции. «На основе комплексного управления качеством с участием всех рабочих и служащих, включая президента компании, любая фирма может создавать продукцию (или предоставлять услуги) более высокого качества с меньшими затратами, увеличивать сбыт, повышать свои доходы и стать более совершенной организацией»,— говорит доктор Исикава. Руководящие работники японских фирм серьезно восприняли эти слова; в результате доходы возросли, а производственные отношения на фирмах улучшились. Можно ли метод Исикавы применить в США, чтобы помочь американским фирмам достичь тех же результатов? Ответ утвердительный. Управление качеством было американским изобретением, теперь оно распространилось по всему миру. Однако в японском варианте управление качеством оказалось более перспективным. Это объясняется несколькими причинами. Японцы потребовали участия в этом процессе всех: от директора-распорядителя до производственных рабочих. В США управление качеством часто возложено на специалистов и консультантов по управлению качеством. В Японии борьба за качество является делом всех и каждого. Так есть и так будет. По мнению доктора Исикавы, комплексное управление качеством должно развиваться, пока существуют фирмы и предприятия: кран нельзя то открывать, то закрывать, когда и сколько вздумается. Это движение должно непрерывно обновляться. Восточная пословица гласит: «Терпение — это добродетель». Над смыслом этого изречения стоит задуматься, приступая к организации работ по управлению качеством.
Управление качеством имеет многие преимущества: • Оно дает истинную гарантию качества. Качество можно закладывать на каждом этапе, в каждом процессе и добиться полностью бездефектного производства. Это достигается путем управления технологическим процессом. Недостаточно просто обнаруживать дефекты и устранять их. Необходимо определить причины, которые вызывают эти дефекты. Комплексное управление качеством может помочь рабочим выявить, а затем и устранить эти причины. • Комплексное управление качеством вскрывает каналы связи внутри фирмы, давая приток свежего воздуха. Комплексное управление качеством позволяет обнаружить отказ, прежде чем он приведет к катастрофе, поскольку все привыкли говорить откровенно, помогать друг другу. • Комплексное управление качеством дает возможность отделу проектирования продукции и производственному отделу фирмы умело и точно следовать меняющимся вкусам и позиции заказчиков, с тем чтобы выпускаемая продукция последовательно удовлетворяла их запросы. • Комплексное управление качеством проникает в сознание людей и помогает выявить ложную информацию. Оно помогает фирмам избежать использования ошибочных данных о выпуске и реализации продукции. «Знание — сила» — вот лозунг комплексного управления качеством.
Эти и другие преимущества, как отмечает доктор Исикава, были получены на основе более чем трех десятилетий практических наблюдений. Доктор Исикава не уделяет много внимания различным теориям. Вместо этого он дает практические советы, например: «Заказчик — это очередной этап производственного «процесса». Он использовал этот лозунг еще в 50-х годах для разрешения острых противоречий между рабочими, занятыми в различных производственных процессах на сталелитейном заводе. Он по-прежнему пользуется им сегодня для преодоления барьеров узковедомственных интересов в различных организационных фор-мах японского бизнеса. Каоро Исикава родился в 1915 г. в семье ведущего промышленника (его отец позднее стал первым президентом могущественной «Кейданрен» — Федерации экономических ассоциаций). В 1939 г. окончил Токийский университет по курсу прикладной химии. Будучи преподавателем теории проектирования, он пришел к пониманию значения статистических методов, в 1949 г. занялся методами управления качеством и помог многим японским фирмам занять ведущие позиции. Жизнь К. Исикавы и история управления качеством в Японии неразделимы. Он сам описывает свою деятельность на поприще управления качеством в главе 1. В настоящее время доктор Исикава является президентом Института техники Мусаси и ведущим консультантом по управлению качеством в Японии. Он также консультировал ряд крупных американских фирм, включая компанию «Форд мотор». Глава 2 содержит анализ различий между деятельностью по управлению качеством в Японии и на Западе, особенно в США. Доктор Исикава попытался дать социологические объяснения тому, что управление качеством, зародившись в США, получило дальнейшее развитие и прочно укоренилось именно в Японии, а не в других странах. Критические замечания доктора Исикавы в отношении метода Тэйлора, на который мы продолжаем '"опираться, заслуживают серьезного внимания. Согласно Тэйлору, руководители предприятий и инженеры Устанавливают производственные нормы, а. рабочие просто подчиняются командам. Не относились ли мы слишком долго к нашим рабочим как к потребляемому и подлежащему замене товару? Это обесчеловечивает Как рабочих, так и тех, кто планирует их работу, и служит поводом для волнений и разногласий. На смену такой концепции, считает доктор Исикава, должно прийти уважение к человеческой личности и индивидуальный подход. Он считает, что руководство должно быть более самокритичным. Подобно доктору У. Э. Демингу, именем которого названа самая престижная премия в Японии, присуждаемая за успехи в области управления качеством, Исикава говорит: «Во всех случаях, когда случаются ошибки, от двух третьих до четырех пятых ответственности лежит на руководстве». Управление качеством связано с перестройкой сознания руководителей. Некоторые японские авторы считают, что его влияние может оказаться таким же значительным, как и то влияние, которое оказала замена ручных орудий труда механизированным оборудованием в период первой промышленной революции. Я хочу особо обратить внимание на главу 9, которая касается отношений фирмы с поставщиками и субподрядчиками. Она предостерегает от поспешного принятия японской управленческой системы. Например, система «точно вовремя» для поставки комплектующих изделий, внедренная на фирме «Тоёта», рассматривается как одна из наиболее эффективных систем управления. В то же время всем известно, что некоторые американские автомобильные компании, которые должным образом наладили свои поставки, вынуждены сокращать производство в период максимального спроса. Почему? Потому что они недостаточно подготовились к применению системы «точно вовремя». Управление качеством с привлечением всех звеньев как в рамках фирмы, так и в отношениях между поставщиками поможет решить эту проблему. Данную книгу можно использовать как справочное пособие для проверки готовности вашей фирмы к внедрению системы управления качеством и участию в другой смежной деятельности. Несмотря на внешнюю простоту, она содержит много советов и указаний по поводу того, что следует и чего не следует делать, применимых к любой фирме. Одной из лучших рекомендаций этой книге служат слова руководящего работника филиала фирмы «ИБМ» в Японии, который занимался управлением качеством более двух лет. Он сказал мне: «Каждый раз, когда я перечитываю эту книгу, я получаю какую-то новую информацию и новые знания о том, как осуществлять управление качеством». Такую книгу полезно иметь под рукой. Дэвид Лу, Милтон, Пенсильвания
Глава 1 Как я начал заниматься управлением качеством Комплексное управление качеством в Японии связано с перестройкой сознания руководителей фирм и предприятий. В рамках фирмы оно способствует ее процветанию и надежной репутации. По мере развития промышленности управление качеством приобретает все большее значение. Я считаю, что японская экономика может упрочить свои позиции путем комплексного управления качеством и расширения на этой основе экспорта высококачественной и дешевой продукции в другие страны мира. Это создаст надежную базу для дальнейшего развития японской экономики. Промышленная технология обретет прочную основу, и Япония сможет осуществлять постоянный экспорт своей технологии.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|