Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







От переводчика издания на английском языке





Несколько лет назад я беседовал с руководителем смешанной американо-японской фирмы. Мы обсуж­дали состояние японской экономики, и он как бы между прочим сказал: «Многие иностранцы, посещая нашу фирму, удивляются, как мы, используя ту же техно­логию, то же оборудование и то же сырье, что и в Ев­ропе и в США, добиваемся более высокого уровня качества. Они не понимают, что качество дают не стан­ки, а люди».

Этим он дал одно из самых лучших объяснений стабильности японской экономики. Разумеется, мы не можем сбрасывать со счетов огромные капиталовложе­ния, сделанные Японией в предприятия и оборудова­ние, капиталовложения, которые укрепили позицию Японии в последние годы. Но установить такие же стан­ки можно и в другой стране. Однако если заменить преданных делу, увлеченных рабочих, японская про­мышленность начала бы стремительно и неуклонно терять свою славу.

Можно по-разному объяснять экономические чудеса в послевоенной Японии, но в конечном итоге на первое место следует поставить человеческий фактор. Руково­дители японских фирм и промышленных предприятий каким-то образом обнаружили секрет овладения энер­гией людей и использования их потенциала с большей эффективностью, чем кто бы то ни было. В значительной мере этому способствовало средство под названием «управление качеством».

Большое впечатление производят помещения для контроля продукции на крупных промышленных пред­приятиях. Однако еще большее впечатление производят небольшие кружки качества, которые собирают рабочих этих предприятий. Там они делятся опытом, обсуждают стоящие перед ними проблемы и помогают друг другу найти правильные решения.

Обстановка в этих кружках спокойная, обсуждения проходят размеренно. Заседания кружков качества поз­воляют рабочим свободно общаться со своими мастерами и инженерами. Иногда предложения производ­ственных рабочих оказываются лучше предложений инженеров. На заседаниях царит академический дух, и они становятся местом для взаимного развития. Контрольное оборудование хорошо функционирует именно потому, что работающие обучены, подготовлены и опираются на кружки качества. Такая практика используется повсеместно, начиная от таких гигантов, как фирма «Тоёта», и кончая мелкими смешанными предприятиями. По существу о превосходстве той или иной фирмы в Японии свидетельствует надежная про­грамма комплексного управления качеством.



Настоящая книга представляет собой полный пере­вод фундаментального труда по управлению качеством, автором которого является доктор Каору Исикава, ведущий японский специалист в этой области. Вскоре после ее издания в 1981 г. книга стала «бестселлером» среди научно-технических публикаций. Работа была принята в качестве основополагающего руководства по внедрению и применению эффективной комплексной системы управления качеством продукции. «На основе комплексного управления качеством с участием всех рабочих и служащих, включая президента компании, любая фирма может создавать продукцию (или пре­доставлять услуги) более высокого качества с мень­шими затратами, увеличивать сбыт, повышать свои доходы и стать более совершенной организацией»,— говорит доктор Исикава. Руководящие работники япон­ских фирм серьезно восприняли эти слова; в резуль­тате доходы возросли, а производственные отношения на фирмах улучшились.

Можно ли метод Исикавы применить в США, чтобы помочь американским фирмам достичь тех же резуль­татов? Ответ утвердительный. Управление качеством было американским изобретением, теперь оно распро­странилось по всему миру.

Однако в японском варианте управление качеством оказалось более перспективным. Это объясняется не­сколькими причинами. Японцы потребовали участия в этом процессе всех: от директора-распорядителя до

производственных рабочих. В США управление каче­ством часто возложено на специалистов и консуль­тантов по управлению качеством. В Японии борьба за качество является делом всех и каждого. Так есть и так будет. По мнению доктора Исикавы, комплексное управление качеством должно развиваться, пока суще­ствуют фирмы и предприятия: кран нельзя то откры­вать, то закрывать, когда и сколько вздумается. Это движение должно непрерывно обновляться. Восточная пословица гласит: «Терпение — это добродетель». Над смыслом этого изречения стоит задуматься, приступая к организации работ по управлению качеством.

 

Управление качеством имеет многие преимущества:

• Оно дает истинную гарантию качества. Качество можно закладывать на каждом этапе, в каждом про­цессе и добиться полностью бездефектного производ­ства. Это достигается путем управления технологиче­ским процессом. Недостаточно просто обнаруживать дефекты и устранять их. Необходимо определить причи­ны, которые вызывают эти дефекты. Комплексное управ­ление качеством может помочь рабочим выявить, а затем и устранить эти причины.

• Комплексное управление качеством вскрывает каналы связи внутри фирмы, давая приток свежего воздуха. Комплексное управление качеством позволяет обнаружить отказ, прежде чем он приведет к ката­строфе, поскольку все привыкли говорить откровенно, помогать друг другу.

• Комплексное управление качеством дает воз­можность отделу проектирования продукции и произ­водственному отделу фирмы умело и точно следовать меняющимся вкусам и позиции заказчиков, с тем чтобы выпускаемая продукция последовательно удовлетво­ряла их запросы.

• Комплексное управление качеством проникает в сознание людей и помогает выявить ложную инфор­мацию. Оно помогает фирмам избежать использования ошибочных данных о выпуске и реализации продукции. «Знание — сила» — вот лозунг комплексного управле­ния качеством.

 

Эти и другие преимущества, как отмечает доктор Исикава, были получены на основе более чем трех десятилетий практических наблюдений. Доктор Исика­ва не уделяет много внимания различным теориям. Вместо этого он дает практические советы, например: «Заказчик — это очередной этап производственного «процесса». Он использовал этот лозунг еще в 50-х годах для разрешения острых противоречий между рабочими, занятыми в различных производственных процессах на сталелитейном заводе. Он по-прежнему поль­зуется им сегодня для преодоления барьеров узковедом­ственных интересов в различных организационных фор-мах японского бизнеса.

Каоро Исикава родился в 1915 г. в семье ведущего промышленника (его отец позднее стал первым президентом могущественной «Кейданрен» — Федерации экономических ассоциаций). В 1939 г. окончил Токийский университет по курсу прикладной химии. Будучи преподавателем теории проектирования, он пришел к пониманию значения статистических методов, в 1949 г. занялся методами управления качеством и помог многим японским фирмам занять ведущие позиции. Жизнь К. Исикавы и история управления качеством в Японии неразделимы. Он сам описывает свою деятель­ность на поприще управления качеством в главе 1.

В настоящее время доктор Исикава является президентом Института техники Мусаси и ведущим консультантом по управлению качеством в Японии. Он также консультировал ряд крупных американских фирм, включая компанию «Форд мотор».

Глава 2 содержит анализ различий между деятель­ностью по управлению качеством в Японии и на Западе, особенно в США.

Доктор Исикава попытался дать социологические объяснения тому, что управление качеством, зародившись в США, получило дальнейшее развитие и прочно укоренилось именно в Японии, а не в других странах.

Критические замечания доктора Исикавы в отношении метода Тэйлора, на который мы продолжаем '"опираться, заслуживают серьезного внимания. Со­гласно Тэйлору, руководители предприятий и инженеры Устанавливают производственные нормы, а. рабочие просто подчиняются командам. Не относились ли мы слишком долго к нашим рабочим как к потребляемому и подлежащему замене товару? Это обесчеловечивает Как рабочих, так и тех, кто планирует их работу, и слу­жит поводом для волнений и разногласий. На смену такой концепции, считает доктор Исикава, должно прийти уважение к человеческой личности и индиви­дуальный подход.

Он считает, что руководство должно быть более самокритичным. Подобно доктору У. Э. Демингу, именем которого названа самая престижная премия в Японии, присуждаемая за успехи в области управления качеством, Исикава говорит: «Во всех случаях, когда случаются ошибки, от двух третьих до четырех пятых ответственности лежит на руководстве».

Управление качеством связано с перестройкой сознания руководителей. Некоторые японские авторы считают, что его влияние может оказаться таким же значительным, как и то влияние, которое оказала заме­на ручных орудий труда механизированным оборудо­ванием в период первой промышленной революции. Я хочу особо обратить внимание на главу 9, которая касается отношений фирмы с поставщиками и суб­подрядчиками. Она предостерегает от поспешного принятия японской управленческой системы. Напри­мер, система «точно вовремя» для поставки комплек­тующих изделий, внедренная на фирме «Тоёта», рас­сматривается как одна из наиболее эффективных систем управления. В то же время всем известно, что некоторые американские автомобильные компании, которые должным образом наладили свои поставки, вынуждены сокращать производство в период макси­мального спроса. Почему? Потому что они недостаточно подготовились к применению системы «точно вовремя». Управление качеством с привлечением всех звеньев как в рамках фирмы, так и в отношениях между поставщи­ками поможет решить эту проблему.

Данную книгу можно использовать как справочное пособие для проверки готовности вашей фирмы к внед­рению системы управления качеством и участию в дру­гой смежной деятельности.

Несмотря на внешнюю простоту, она содержит много советов и указаний по поводу того, что следует и чего не следует делать, применимых к любой фирме. Одной из лучших рекомендаций этой книге служат слова ру­ководящего работника филиала фирмы «ИБМ» в Япо­нии, который занимался управлением качеством более двух лет. Он сказал мне: «Каждый раз, когда я пере­читываю эту книгу, я получаю какую-то новую инфор­мацию и новые знания о том, как осуществлять управ­ление качеством». Такую книгу полезно иметь под рукой.

Дэвид Лу, Милтон, Пенсильвания


 

Глава 1 Как я начал заниматься управлением качеством

Комплексное управление качеством в Японии связано с перестройкой сознания руководителей фирм и предприятий. В рам­ках фирмы оно способствует ее процветанию и надежной репутации. По мере развития промышленности управление качеством при­обретает все большее значение.

Я считаю, что японская экономика может упрочить свои позиции путем комплексного управления качеством и расширения на этой основе экспорта высококачественной и деше­вой продукции в другие страны мира. Это создаст надежную базу для дальнейшего развития японской экономики. Промышлен­ная технология обретет прочную основу, и Япония сможет осуществлять постоянный экспорт своей технологии.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.