Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обеспечение деятельности кружков качества





В Японии создан штаб по кружкам качества и соот­ветствующие региональные организации. Существую­щие в рамках страны кружки качества не связаны с правительством. Ни один кружок не имеет официаль­ного статуса и функционирует на принципе доброволь­ности. В некоторых странах деятельность кружков качества финансируется правительством. Так, напри­мер, в Корее и Китае правительство учреждает специ­альные премии за деятельность кружков качества. Формы деятельности кружков качества в различных странах различны. В Японии же принцип добровольно­сти является основополагающим. Руководство круж­ками качества в Европе и Америке поручено консуль­тантам. В этих регионах нет специального штаба, занимающегося прогнозированием и планированием работ на перспективу.

Следует добавить, что штаб кружков качества в Япо­нии не занимается проблемами комплексного управле­ния качеством. В настоящее время в Японии нет нацио­нального штаба по проблемам комплексного управле­ния качеством. Обеспечением комплексного управления качеством в Японии занимаются заинтересованные организации вместе с Японским союзом ученых и ин­женеров (ЯСУИ) и Японской ассоциацией по стандар­тизации.

Первоочередной задачей является создание или определение отдела, ответственного за обеспечение деятельности кружков качества. Затем осуществляется подбор работника, ответственного за деятельность этого отдела. Если на фирме уже есть отдел управле­ния качеством, кружки качества должны функциони­ровать под его началом. Не следует допускать такого разделения труда, имеющего место на отдельных фир­мах, когда проблемы комплексного управления качест­вом решаются отделом управления качеством, а дея­тельность кружков качества определяется отделом кадров. Это не отвечает целям.

Такой отдел осуществляет надзор за деятельностью кружков качества, планированием подготовки кадров на предприятии, проведением конференций кружков качества и конференций в рамках самих кружков, а также за системой присуждения премий и принятия предложений. При ознакомлении специалистов с дея­тельностью других кружков качества этот отдел зани­мается их подбором и осуществляет необходимые фор­мальности. Успешная деятельность кружков качества целиком и полностью зависит от правильного выбора руководством высшего звена работника, ответствен­ного за обеспечение управления качеством на фирме. Вот почему выбор такого человека требует продуман­ного и целенаправленного подхода с учетом всех его достоинств и недостатков.

Каждый кружок неизбежно сталкивается с рядом проблем, связанных с выбором темы. На этом этапе целесообразно выполнить следующее:

1. Определение темы (постановка задачи).

2. Обоснование причин выбора темы.

3. Оценка настоящей ситуации.

4. Анализ (исследование причин).

5. Определение корректирующих мер и методов их проведения.

6. Оценка результатов.

7. Стандартизация, предупреждение повторения ошибок.

8. Повторный анализ и рассмотрение нерешенных проблем.

9. Перспективное планирование. Вышеперечисленные пункты, именуемые «азбукой

кружка качества», первоначально использовались для упрощения отчетности о деятельности кружков качест­ва. Однако они могут использоваться и при решении более серьезных задач. Если кружок качества будет придерживаться этих пунктов, он может решить стоя­щие перед ним проблемы.

Члены кружков качества, ориентируясь в своей деятельности на эти пункты, решают стоящие перед ними задачи и делятся накопленным опытом с другими на конференциях кружков качества.

До этого в рабочих отчетах фирм содержались только достигнутые результаты. В отчетах о деятель­ности кружков качества основное внимание уделяется пунктам 2—5 и 7.

Нельзя, конечно, отрицать значимость результатов деятельности кружков качества, однако решающую роль играет сам процесс. «Азбука кружка качества» дает возможность конкретно изучить методы решения поставленных задач и проблем, оценить усилия, нова­торство, энтузиазм и упорство людей, участвующих в их решении. Некоторые специалисты полагаются только на свой опыт и интуицию. Такой подход не исклю­чает возможности разового получения положительных результатов. Однако вторичное получение таких ре­зультатов представляется весьма сомнительным. Кроме того, исключается возможность предупреждения ошибок и их повторения. Поэтому деятельность кружков качества должна руководствоваться и ориентироваться на 9 пунктов «азбуки кружка качества».

По мере работы над выбранными темами примене­ние даже таких изученных методов, как причинно-следственный анализ и карта Парето, становится не­достаточным. Члены кружка качества начинают изучать другие, более сложные методы и даже знакомиться с основами физики, химии, электроники и другими дисциплинами, имеющими непосредственное отношение к их работе.

В деятельности кружков качества большое значение имеет приобретение опыта в решении проблем. По мере приобретения новых знаний расширяется не только кругозор членов кружка, но и возможности. В резуль­тате они начинают решать проблемы, которые не под силу даже специалистам с высшим образованием.

Оценка деятельности кружков качества

Оценка деятельности кружков качества не должна ограничиваться достигнутыми результатами, особенно если конечные результаты имеют денежное выражение.

 

Результаты в денежном выражении не следует прини­мать на веру, поскольку на различных рабочих участ­ках они могут быть противоположными. Например, на рабочем месте в массовом производстве незначитель­ное новшество может дать экономический эффект в мил­лионы долларов, тогда как при рационализации системы платежей эффект составит всего десять тысяч долларов или около этого. Нередки случаи, когда при отсутствии программы управления качеством функционирование кружков качества давало предприятиям экономию в миллионы долларов. С другой стороны, стабильное совершенствование системы управления в течение ряда лет может и не дать ощутимых денежных результатов. Таким образом, оценка должна включать методы работы кружков качества, отношение к решению проб­лем, степень трудоемкости и уровень совместных дей­ствий. Ниже приводится пример, иллюстрирующий взвешенный метод оценки (баллы):

Выбор темы............. 20

Совместная работа........... 20

Понимание существующих условий и метод

анализа.............. 30

Результаты.............. 10

Стандартизация и предупреждение повторения

ошибок.............. 10

Повторный анализ ситуации........ 10

Итого... 100

Как видно из этого примера, оценка результатов составляет всего 10 баллов.

Деятельность кружков качества и функции надзора

В данном случае под термином «функции надзора» следует понимать должностные обязанности, выпол­няемые руководством высшего звена, руководителями отделов, подразделений, инженерами и т. д., т. е. всеми, кто по должности стоит выше данного кружка качест­ва. Без их интереса и поддержки кружки качества не смогут функционировать на постоянной основе. При отсутствии поддержки со стороны персонала, осуще­ствляющего функции надзора, деятельность кружков качества не даст положительных результатов.

Работа кружков качества является зеркалом, отра­жающим результаты деятельности руководства высшего

и среднего звеньев. Руководитель, горячо поддержи­вающий деятельность кружков качества, может рас­считывать на их успех и результативность. Если он по какой-либо причине не проявляет интереса к кружку качества, желаемого эффекта не будет.

 

Рекомендации всем тем, кто ответствен за функции надзора:

1. Тщательно изучайте управление качеством и ком­плексное управление качеством и оказывайте всяческое содействие их развитию.

2. Оказывайте содействие деятельности кружков качества и будьте готовы при необходимости возглавить эту работу. Ваша поддержка должна опираться на безусловное понимание основ деятельности кружков качества и знание производственной ситуации на фирме. Участвуйте в работе конференций кружков качества и других заседаниях, посвященных этим вопросам, которые проводятся на фирме и за ее пределами. Заим­ствуйте опыт других фирм в этой области.

3. Следует помнить, что деятельность кружков каче­ства основана на принципе добровольности. Не вмеши­вайтесь в их деятельность, пусть она развивается само­стоятельно, в соответствии с заданным темпом. Дове­ряйте людям, работающим на вас. Ориентируйтесь на то, что человек по своей природе стремится делать добро и приносить пользу.

4. В основе деятельности кружков качества лежит уважение к человеку. Их целью является развитие его способностей и возможностей, что в свою очередь обес­печивает взаиморазвитие всех участвующих в работе кружков качества и, как следствие, совершенствование деятельности отделов и самой фирмы. Деятельность кружков качества никогда не ограничивается только интересами фирмы.

5. Деятельность кружков качества — не кратко­временная кампания.

6. Оказывайте содействие деятельности кружков качества не словом, а делом. Помогайте в определении задач, организации проведения заседаний для руко­водителей, подготовке программ обучения, организа­ции проведения семинаров или конференций (в рамках отделов и т. д.), командировании членов кружков за пределы фирмы. Оказывайте им помощь в подготовке конкретных планов и их выполнении.

7. Заседания кружков качества должны проводиться не менее двух раз в месяц. Кружок, заседание которого

проводится один раз в месяц, является фактически бездействующим. Следует поддерживать желание про­водить заседания кружков чаще. Не следует ссылаться на занятость и откладывать заседания кружков ка­чества. На заседании должны анализироваться при­чины повышенной загрузки каждого и приниматься соответствующие решения.

8. Деятельность кружков качества неотделима от ежедневного рабочего процесса. Некоторые считают, что кружок качества является дополнительной нагруз­кой. Такая точка зрения неправильна, и руководители должны переубедить тех, кто ее придерживается.

9. Не следует рассчитывать на достижение быстрых результатов. Деятельность кружков качества обеспе­чивает подготовку мастеров и рабочих, а результаты этой работы непременно скажутся. Содействуйте дея­тельности кружков качества, проявляя при этом тер­пение и выдержку.

10. Как руководители, облеченные властью, вы можете оказать помощь на первоначальном этапе орга­низации деятельности кружков качества, одобрить предложенные рабочими темы, проверить их планы и отчеты. Вы также можете помочь в выборе соответ­ствующего места для проведения заседаний и согласо­вать время, приемлемое для всех. Вы можете оказать содействие в подборе необходимых данных и материа­лов. При необходимости вы можете решить вопрос оплаты за сверхурочную работу или выделения пре­миальных по результатам выполненной работы и ока­зать содействие в принятии предложений рабочих.

Уверен, что этот перечень рекомендаций не являет­ся исчерпывающим. Основным является обеспечение планомерной деятельности кружков качества.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.