|
Человек в системе управления — основа комплексного управления качествомВнедрение комплексного управления качеством на фирме должно сопровождаться стандартизацией всех элементов производственного процесса, в том числе технологических процессов с последующей передачей руководителем прав и обязанностей своим подчиненным. Основным принципом результативного руководства является наиболее полное раскрытие способностей подчиненных, что предполагает самостоятельность и исключает принуждение. Каждый может выполнить поставленную задачу без понукания и указки. Управление, основанное на гуманизации, позволяет наиболее полно раскрыть возможности человека, развить дух созидания и новаторства. Руководство высшего и среднего звеньев должно развивать инициативу и творчество подчиненных, наделяя их необходимыми правами и обязанностями. Управление по функциям и функциональные комитеты Разработанная мною идея управления по функциям и отделам (рис. 7), была принята фирмой «Тоёта». После некоторых изменений она нашла самое широкое применение. Принято считать, что японская промышленность организована как пирамида и имеет вертикальную структуру. Взаимоотношения в промышленных отраслях между всеми служащими фирмы от руководителя до рабочего имеют отчетливо выраженный вертикальный характер. Развитию горизонтальных связей мешает разобщенность. Например, отдел обеспечения качества не способен выполнить поставленные перед ним задачи при такой организационной структуре, несмотря на все усилия. Управление по функциям, подкрепленное функциональными комитетами, является механизмом, обеспечивающим функционирование фирмы на основе пересечения. Вертикальная структура обеспечивает жизнеспособность организации только при пересечении различных функций обеспечения качества, как это показано на рис. 8. Управление организацией возможно только при пересечении деятельности различных отделов. Управление по функциям осуществляется через функциональные комитеты. Например, при создании функционального комитета в области управления качеством председателем комитета назначается один из членов правления фирмы или управляющий, ответственный за решение вопросов обеспечения качества. Количество членов комитета не должно превышать пяти. Нецелесообразно выбирать всех членов комитета только из персонала, непосредственно занимающегося обеспечением качества. В состав комитета должны входить один или два сотрудника других отделов. Каждый комитет имеет секретариат и назначает секретаря для ведения дел. Деятельность комитета должны отличать гибкость и оперативность. Основные вопросы рассматриваются комитетом на ежемесячных заседаниях. Комитет также может создавать группы, работающие над разработкой отдельных проектов. Комитет определяет права и обязанности всех отделов смежных с отделом по обеспечению качества, он создает жизнеспособную систему обеспечения качества и устанавливает систему взаимоотношений. Ежемесячно комитет анализирует показатели обеспечения качества и разбирается в причинах представленных рекламаций на бракованную продукцию, если таковые имеются. В обязанности комитета входит периодическое перераспределение прав и обязанностей. Следует отметить, что функциональные комитеты фирмы «Тоёта» стали эффективно решать стоящие перед ними задачи по прошествии приблизительно 10 лет поиска и приобретения опыта. Комитет не несет прямой ответственности за обеспечение качества. Эта задача решается непосредственно каждым отделом в рамках вертикальной структуры. Обязанностью комитета является соединение вертикальной и горизонтальной структуры для улучшения деятельности всей организации. Приведем некоторые примеры, иллюстрирующие непонимание роли функциональных комитетов и связанные с этим проблемы. 1 Функциональные комитеты на некоторых фирмах являются вспомогательными и привлекаются только для участия в заседаниях при решении возникающих проблем. Такой подход в корне неверен Комитеты должны создаваться по смежным областям и являться постоянно действующими Заседания комитетов должны проводиться регулярно Объектом их внимания должна быть вся система производства в целом, а результатом деятельности — представление конкретных и эффективных рекомендаций. Только при такой организации работ фирма будет иметь эффективно действующую горизонтальную структуру. 2 Некоторые специалисты ошибочно полагают, что с созданием функциональных комитетов отпадает необходимость в контроле, осуществляемом со стороны отделов. Это не так. Функциональные комитеты и отделы должны работать параллельно. 3. Иногда считают, что в состав комитета должны входить представители всех отделов, заинтересованных в деятельности этого комитета. Такая точка зрения неправильна. Функциональный комитет является органом более высокого характера. 4 Функциональные комитеты не следует рассматривать как группы специалистов, работающих над разработкой определенных проектов. Предположим, что фирма не получила запланированных прибылей, а комитет по контролю прибылей создан и функционирует. Разве в этом случае планирование размеров прибылей по отделам является обязанностью комитета? Конечно же, нет. Этот вопрос решается самими отделами. 5. Руководители отделов, являющиеся одновременно членами функциональных комитетов, не должны рассматривать свою деятельность в этих комитетах с позиций своих отделов. С самого начала своей деятельности руководители отделов должны мыслить масштабами фирмы и ее перспективами. 6. Эффективная работа функциональных комитетов обеспечивается только при условии наличия всей информации о результатах деятельности фирмы и получения ее из всех без исключения источников 7. Чрезмерное увлечение количеством таких комитетов нецелесообразно. Слишком большое количество комитетов неизбежно приводит к разногласиям и конфликтам. Жизнеспособность и эффективность функционального управления обеспечиваются перестройкой сознания в пользу создания функциональных комитетов. В противном случае будет зафиксировано лишь их создание. На фирме, где действует принцип руководства «от высшего к низшему», потребность в управлении по функциям возрастает.
В чем заключается эффективность функциональных комитетов и управления по функциям? 1. Руководители перестают подходить к решению проблем с позиций своих отделов, их отличает более гибкий и перспективный характер мышления, они стремятся помочь друг другу. 2. Управление по функциям становится механизмом, обеспечивающим эффективную деятельность фирмы. 3. Такое управление содействует улучшению взаимоотношений между рабочими и сотрудниками отделов. Более стабильными становятся отношения между самими сотрудниками. 4. Внедрение управления по функциям развивает инициативу и творческое начало у подчиненных. Они активно включаются в работу и начинают вносить на рассмотрение свои предложения и рекомендации. 5. Осуществляется комплексное управление качеством и совершенствование технологии. Еще не изжиты неправильные представления об управлении качеством, нередки утверждения, что управление качеством подавляет не только творческое начало и инициативу, но и мешает совершенствованию технологии. Бытует мнение, что назначением управления качеством является сохранение «статус-кво». Такая неверная точка зрения объясняется неверным пониманием термина «управление», который будто бы исключает возможность перемен в сторону эффективности. Управление качеством можно рассматривать как теорию, однако это практическая дисциплина. Я против того, чтобы специалистами, работающими в области управления качеством, становились только теоретики или практики. Они должны сочетать в себе и то, и другое. С самого начала работы моей целью стало совершенствование японской технологии через комплексное управление качеством. Именно этим я руководствовался при разработке схемы причинно-следственного анализа. Необходимость проведения анализа технологического процесса привела к внедрению контроля с применением ЭВМ на линии. Анализ процесса производства и качества позволяет более четко изучить полученные результаты и их причины. Иначе говоря, широкое внедрение управления качеством может явиться надежной основой для совершенствования технологии.
Глава 7 Руководство высшего и среднего звеньев Эффективное внедрение комплексной системы управления качеством обеспечивается только при участии руководства высшего и среднего звеньев. Залогом эффективного управления качеством является четко определенный курс фирмы. Правильная организация работ предусматривает четкое распределение прав и ответственности. Полезность сотрудника определяется не его постоянным физическим присутствием, а потребностью фирмы в этом сотруднике. Тот, кто управляет подчиненными,— руководитель лишь наполовину. Состоявшимся руководителем можно назвать того, кто способен управлять и вышестоящими по должности.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|