Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основы деятельности кружков качества





По мере расширения деятельности кружков качест­ва и увеличения их количества не исключается возмож­ность создания групп, по сути отличающихся от них.

В связи с этим возникает необходимость в определении того, что представляют собой кружки качества и их задачи. Штабом кружков качества опубликованы в 1970 г. общие принципы деятельности кружка качест­ва и в 1971 г. рекомендации по организации деятельно­сти кружка качества. В этих двух работах отражены основы самостоятельной деятельности кружков качест­ва. Ниже приводятся определения кружка качества и его задач, сформулированных в этих работах. 1.

 

Что представляет собой кружок качества? Кружок качества является небольшой группой рабочих одного и того же цеха, занимающихся на добровольных началах проблемами управления ка­чеством.

Эта небольшая группа работает на постоянной основе в рамках общей деятельности в области управле­ния качеством, обеспечивая процесс саморазвития и взаиморазвития его членов, совершенствование дея­тельности на своем рабочем участке посредством пов­семестного применения методов управления качеством. 2. Задачи кружка качества.

Задачами кружка качества в рамках общей деятель­ности по управлению качеством на предприятии явля­ются:

содействие совершенствованию и развитию пред­приятия;

создание здоровой, творческой и доброжелательной атмосферы на рабочем участке;

всестороннее развитие способностей работников и, как результат, ориентация на использование этих воз­можностей в интересах фирмы.

При решении основных задач, стоящих перед круж­ками качества, я рекомендую руководствоваться сле­дующими принципами:

ü саморазвитие;

ü добровольность;

ü групповая деятельность;

ü участие всех служащих в работе кружков;

ü применение методов управления качеством;

ü взаимосвязь с рабочим местом;

ü деловая активность и непрерывность функциони­рования;

ü взаиморазвитие;

ü атмосфера новаторства и творческого поиска; осознание важности повышения качества продукции и необходимости решения задач в этой области.

 

Эти 10 принципов лежат в основе деятельности кружков качества. Остановлюсь на некоторых из них более подробно.

 

Принцип добровольности

В начале работы было решено организовать деятель­ность кружков качества на основе принципа добро­вольности, поскольку в основе самого движения лежал принцип уважения человека. Таким образом, членом кружка качества может стать любой желающий. Прин­цип исключает любую форму принуждения сверху. Нельзя, конечно, отрицать того факта, что фирма явля­ется организацией, члены которой подчиняются единым установленным правилам. Говоря о принципе добро­вольности, мы учитываем тот факт, что каждый человек является членом данного общества или фирмы и под­чиняется правилам, установленным данной организа­цией. Я не случайно акцентирую на этом внимание, поскольку на многих фирмах забывают о том, что прин­цип добровольности является залогом успеха. Руко­водство фирмы может отдать распоряжение, обязы­вающее всех служащих участвовать в деятельности кружков качества. В отдельных случаях это представ­ляется допустимым, но в процессе развития деятель­ности подобные методы становятся неприемлемыми. Только добровольное участие обеспечит получение желаемых результатов.

Идеальная форма демократического управления предусматривает четкую координацию связей по схеме «снизу вверх и сверху вниз». Предпочтение одной из них ведет к сбою всей системы.

Саморазвитие

Мы всегда уделяли особое внимание вопросам обу­чения и подготовки, являющимся основой становления и развития личности. Для Японии характерен высокий уровень образования. Необходимым условием даль­нейшего неуклонного развития личности является обу­чение и самостоятельные занятия. Однако многие после окончания школы не хотят учиться дальше. Я всегда говорю выпускникам высших учебных заведений, что настоящее учение начинается именно после окончания института. Некоторые задают вопрос, означает ли это, что они должны учиться после окончания института.

Следует с сожалением признать, что подобная реак­ция еще имеет место.

Обучение и подготовка кадров должны проводить­ся параллельно. Отказ от одной из этих форм создает много проблем. В западных странах подготовка кадров понимается как техническое обучение. Только техни­ческое обучение не отвечает поставленным целям.

 

Взаиморазвитие

С начала работы особое внимание было обращено на принцип взаиморазвития. Развитие работников в узко ограниченной среде имеет поверхностный харак­тер. Необходимо расширять кругозор работников, помочь им взглянуть на поставленные задачи с точки зрения не только самой фирмы, но и с учетом тенденции в мире. Важно расширить границы мышления, обеспе­чить обмен информацией с работниками других участ­ков, фирм и отраслей промышленности. Были органи­зованы конференции кружков качества и результатив­ные обсуждения проблем между представителями различных фирм и отраслей промышленности. Участ­ники конференций получили возможность посетить рабочие участки других отраслей промышленности и фирм, обсудить не только важные производственные проблемы, но и вопросы, представляющие взаимный интерес. Все эти мероприятия были направлены на обеспечение взаиморазвития.

Некоторые рабочие могут не принять предложение руководства участвовать в работе кружков качества. Однако, обмениваясь опытом и информацией с другими рабочими, они могут прийти к результативным и пер­спективным решениям, обеспечивающим развитие и совершенствование деятельности своего предприятия. Руководителям отделов и подразделений не нужно прибегать к уговорам. Достаточно направить руково­дителей кружков качества и их членов на рабочие участ­ки, где целенаправленно руководствуются принципом взаиморазвития. Пусть инициатива будет в руках у са­мих рабочих. Одной из причин, объясняющих такое широкое участие рабочих Японии в кружках качества, является предоставление различных возможностей для взаиморазвития. Люди выполняют с желанием и энту­зиазмом поставленные перед ними задачи, если они сами прониклись необходимостью их выполнения. При­казы и распоряжения не дадут желаемого эффекта.

 

Участие всех служащих

Участие всех служащих в работе кружков качества означает участие всех, кто трудится вместе в одном подразделении, на одном участке. Если, например, на рабочем участке трудится 6 человек, все шестеро дол­жны участвовать в деятельности кружка. Но это не означает, что членами кружков должны быть все без исключения работники фирмы.

Однако не следует забывать, что комплексное управ­ление качеством предполагает участие всех работников фирмы и ее подразделений. Участие всех — от главы фирмы до каждого специалиста — в деятельности конкретного кружка качества совсем необязательно. Они могут создавать свои специальные кружки качества и таким образом участвовать в системе комплексного управления качеством. С другой стороны, некоторые руководители и специалисты могут участвовать в систе­ме комплексного управления качеством, выполняя свои обычные повседневные функции.

Участие же, например, 6 человек, которые трудятся на одном рабочем участке, является обязательным. Отказ даже одного от участия в кружке качества ска­жется отрицательно на всей его деятельности. Эта — наиболее трудная проблема, с которой сталкиваются руководители в начале своей деятельности.

Различают три этапа участия работников в кружках качества. Первый этап предполагает вступление всех в определенный кружок качества, второй — посе­щение всеми занятий, проводимых в кружках качества. Для этой цели руководители определяют время и место, приемлемые для всех участвующих. И конечный этап предполагает непосредственное участие в деятельности кружка качества, когда перед каждым его членом ста­вится конкретная задача. После этого кружок качества становится эффективным, в нем принимают участие все.

 

Непрерывность функционирования

Кружки качества должны функционировать по­стоянно, а не какой-то установленный период времени, после которого их деятельность прекращается. Кружки должны функционировать до тех пор, пока существуют рабочие участки или сама фирма. На многих фирмах практикуется создание временных групп для совершенствования конкретных аспектов деятельности фирмы, которые после выполнения поставленной задачи рас­пускаются. Такие группы именуются группами, рабо­тающими над проектом, группами управления качест­вом или целевыми группами. Необходимо проводить четкое различие между деятельностью таких групп и кружков качества.

Обеспечение непрерывности исключает поспешность и требует терпения. В работе кружков качества неиз­бежны подъемы и спады и даже обескураживающие неудачи. Иногда наступают такие моменты, когда члены кружков готовы выйти из их состава. В таких случаях не следует отчаиваться. Необходимо проявить терпение и преодолеть возникшие чувства, стремясь обеспечить более высокий уровень работы кружков качества.

В 1971 г. был учрежден большой приз, присуж­даемый за заслуги в деятельности кружков качества ежегодно на заседании всеяпонской конференции по кружкам качества; 14 кружков качества по рекоменда­ции своих регионов награждаются золотыми и сереб­ряными медалями. Наиболее важным критерием при выборе кружков качества является непрерывность их функционирования. В соответствии с правилами, разработанными комитетом по проведению конферен­ций, награда присуждается кружку качества, который проработал по крайней мере 3 года при обязательной защите двух тем на каждого члена кружка. Таким обра­зом, если кружок качества состоит из 6 человек, он может претендовать на получение награды только при защите 12 или более тем. Проанализировав деятель­ность кружков качества, отмеченных наградой, я при­шел к выводу, что членам этих кружков свойственно постоянное стремление к решению возникающих проб­лем. При этом каждый член кружка обогащается от общения с другими и приобретает необходимый опыт в принятии согласованно выбранных решений.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.