Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Дети Магнитки под нашим крылом





Факультету педагогики и методики начального образования (П и МНО) 43 года. Это один из старейших вузовских факультетов П и МНО страны. Было время, когда учителей для начальной школы готовили только в педучилищах. Считалось, что специалиста для элементарной школы и готовить следует элементарно. Но в 1960-е гг. положение изменилось. Именно в эти годы известными психологическими школами СССР под руководством. Л. В. Занкова и В. В. Давыдова – Д. Б. Эльконина разрабатывается система развивающего обучения и приходит осознание того, что фундаментом счастливой жизни человека в годы ученичества является начальная школа. В этот период жизни ребёнком запечатлевается образ учебной деятельности. Здесь, по словам известного педагога А. Ц. Гармаева, приобретаются резервы душевных сил и способность для учения вообще на всю жизнь. Те дети, которые с радостью учатся начальной школе, даже став взрослыми людьми, могут вновь легко сесть за парту учиться. И при этом учёба будет им по силам и в радость, ибо именно в начальной школе закладывается такая социальная доминанта, как Ученичество, а радость обучения в этом возрасте – это всегда радость встречи с Учителем!

Так или иначе, но проблему подготовки учителя начальных классов стали рассматривать под другим углом зрения. Стало важным, чтобы у него была общекультурная и психолого-педагогическая подготовка не хуже, чем у учителя-предметника; чтобы он приобрел лингвистическую и математическую базу; чтобы он, наконец, овладел искусством преподавания всего набора предметов в начальной школе. Магнитогорский государственный педагогический институт одним из первых откликнулся на инициативу Министерства образования СССР готовить специалиста для начальной школы в высших учебных заведениях. Многим в то время эта идея казалась неперспективной, но руководство МГПИ думало иначе. И вот в 1959 г. при факультете русского языка и литературы открывается отделение подготовки учителя начальных классов. Первым деканом факультета стал Вениамин Васильевич Семёнов, который проработал на этом посту 7 лет (1959-1966). Чуть позже появилась специальная кафедра.

В годы становления нового факультета, когда ещё не совсем ясно представлялась его специфика, была опасность скатывания к двум крайностям: с одной стороны, подготовка специалиста могла осуществляться в русле путей, проторённых средними специальными учебными заведениями, с другой стороны, возможно было пойти по пути дублирования подготовки учителей-предметников. В этой ситуации руководство института нашло правильное решение: для преподавания на новый факультет направлялись наиболее опытные и квалифицированные преподаватели с других факультетов. Многие годы здесь работали прекрасные специалисты с литфака И. М. Полякова, В. А. Хрулёва, Г. А. Шеванова Б. Б. Максимов, В. Н. Суетенко, В. М. Глухих, Б. Я. Егерман, Е. А. Дюжий, Н. Е. Штурмин. Общественные дисциплины (историю, философию, научный коммунизм) читали высококвалифицированные специалисты с кафедр общественных наук: Л. Н. Сотников, А. Н. Судакова, В. В. Семёнов, В. Ф. Романов, Н. Д. Шепелёв. Позже на факультете работали и многие другие преподаватели. Среди них В. З. Лебедев, Г. И. Ризз, Ю. Ф. Рыжов, А. Л. Филоненко, Н. Д. Шивцова, Э. Я. Комиссарова, Л. Г. Чернышкова и др.

В разное время на факультете работали известные люди города. Так, биологию читала Г. К. Нужнова, анатомию и физиологию – С. Е. Мурлага и Е. Н. Логинов. В те годы очень сильной была кафедра физического воспитания, и лучшие её представители – Р. И. Шувалова, З. И. Смородина, А. Н. Алексеев и др. – работали на вновь созданном факультете: Тесно сотрудничали с факультетом также преподаватели кафедры иностранных языков: Л. К. Павлова, М. А. Хинкис, Ж. В. Медведева, А. П. Скарлыгина, Н. В. Ливанина (Старикова), Л. П. Шаманаева, В. Г. Коновалова.

История нынешних кафедр факультета началась в 1960 г. созданием кафедры педагогики и методик начального обучения. Её первым заведующим был Николай Иванович Судаков. Он начал комплектование кафедры и тщательно отбирал для нее кадры. Очень важно было соблюсти разумное соотношение специалистов с учёной степенью и учителей-практиков. Факультет сделал свой первый выпуск в 1963 г. На кафедре в то время работали Н. Ф. Шмакова, Т. В. Футман, К. Н. Крыгина, Т. И. Вижанкова, В. М. Мухина, Т. К. Жикалкина, Н. П. Владыкина, Л. А. Дубровина, О. А. Глухих, М. Р. Львов.

Факультет особо гордится тем, что долгие годы здесь работал и руководил кафедрой педагогики и методик начального обучения (1965–1975) Михаил Ростиславович Львов, крупный российский учёный, в будущем – доктор пед. наук, член-корр. РАО, проф., Заслуженный деятель науки РФ, проректор по научно-исследовательской работе Московского пед. гос. ун-та им В. И. Ленина, возглавлявший в последнее время кафедру русского языка и методики его преподавания в столичном вузе.

Для многих преподавателей, и не только педфака, М. Р. Львов был и остаётся наставником, любимым научным руководителем: кандидатские диссертации Н. В. Сергеевой, Л. Д. Саниной, Л. А. Фроловой защищены именно под его руководством.

С 1966 по 1973 гг. деканом педфака была Клавдия Николаевна Крыгина. В это время большое внимание уделялось научной и практической подготовке специалистов, эстетическому воспитанию студентов, повышению их культурного уровня. Ведь большинство студентов педфака были посланцами села, и они уезжали по направлению к себе домой, чтобы нести культуру сельским ребятишкам и жителям в целом.

В первые годы существования факультета студентами становились взрослые люди, и некоторые из них уже имели опыт работы в школе. Многие шли на факультет после окончания педучилища или учительских классов. Они знали, зачем пришли на факультет, поэтому и учились с желанием, с жадностью приобщались к культуре, «горели» на общественной работе. Выпускники тех лет и поныне беспредельно преданы школе, профессии учителя. Многие из них стали «Отличниками народного образования», имеют высокий статус в учительской среде. Это Н. И. Бахметьева, Л. Д. Горлова, Н. П. Маркушина, Т. В. Хлынова, Э. З. Катасонова, С. Н. Царан, Т. И. Мусина, Г. И. Морозова, Т. И. Степанникова, В. П. Лапина, Н. И. Ильина, В. С. Фирсова, З. Х. Лутфуллина, Т. М. Путенихина, Т. И. Зайцева, Н. Н. Сатыбаева и др. Многие выпускники педфака работают в педагогических училищах и колледжах. Некоторые выпускники первых лет стали кандидатами наук и связали свою судьбу с родным институтом либо с другими вузами страны. Среди них Л. Г Латохина, Г. И. Сниткина, Л. Д. Воронцова, Т. В. Кружилина, Т. В. Шемякина, Л. Г. Шемчук, Т. Г. Неретина. С. А. Циттель, И. Ю. Исаева, С. В. Клевесёнкова, О. А. Колмогорова, О. В. Камышева, Е. Л. Мицан и др.

Факультет педагогики и методики начального образования своеобразен. На нём учатся в основном девушки. В этом есть свои плюсы и минусы. С первых дней существования факультета коллективом преподавателей и студентов нарабатываются традиции, отличающие его от других факультетов. В 1960-1970 гг. это был самый музыкальный факультет. Украшением и гордостью факультета, да и всего института, был хор, получивший в 1965 г. звание академического. С хором работали три замечательных специалиста: его руководителем и вдохновителем была Александра Алексеевна Малиновкина-Федотова, а её постоянными помощниками – Зинаида Фёдоровна Достовалова и бессменный аккомпаниатор – Л. К. Васенина. Сколько душевных и физических сил вкладывала в воспитание каждого участника хора А. А. Малиновкина! Ее уроки не забудутся никогда! Хор МГПИ звучал на сценах Челябинска, Свердловска и Москвы. Позже хором руководила не менее талантливый педагог Раиса Николаевна Храмышкина. В разные годы на факультете славились фольклорные коллективы, которыми руководили Владимир Михайлович Жуков, Елена Борисовна Плотникова, Эльмира Александровна Калугина.

Традиционные полевые практики на факультете воспитывали из студентов педфака настоящих знатоков и любителей природы. Длительное проживание студентов в полевых условиях сближало их. Дух братства и единения были традиционно присущи этому факультету. В разные годы со студентами всегда были рядом преподаватели, трепетно относившиеся к природе: Г. К. Нужнова, Т. А. Богданова, Е. А. Гринёва, Т. В. Лебедева, Т. Г. Сазикова, В. В. Сконникова, Н. Ф. Найда.

Шли годы. Одно десятилетие сменяло другое. Менялось и руководство факультета, а с ним зарождались новые традиции. Продолжительное время (1973–1979) деканом факультета работал канд. пед. наук, доц. Г. С. Овчнников, ученик Л. В. Занкова. После перевода М. Р. Львова в Москву на должность проректора по науке, заведовать кафедрой стала канд. пед. наук, доц. Л. В. Чернова. В период руководства факультетом этими талантливыми учёными (1969-1979) происходят существенные перемены: активизируется научно-исследовательская работа студентов, защищаются первые дипломные работы, многие их которых отмечались высокими наградами и дипломами на областных и республиканских конкурсах. Будучи заведующей кафедрой, Лариса Владимировна Чернова в 1981 г. организовала на базе факультета педагогики и методики начального образования Всесоюзное совещание-семинар заведующих кафедрами факультетов педагогики и методики начального образования. На совещании рассматривались проблемы повышения качества подготовки будущих учителей начальных классов к практической и научно-исследовательской деятельности. В работе семинара приняли участие известные специалисты в области педагогики и психологии младших школьников: зав. каф. ПНО МГПИ им. В. И. Ленина, проф. С. П. Баранов; проректор по научной работе МГПИ им. В. И. Ленина, доктор пед. наук, проф. М. Р. Львов; зав каф. ПНО Белорусского гос пед университета, доктор пед. наук, проф. А. В. Киричук и многие другие.

В эти годы несколько померкла былая музыкальная слава факультета, но жизнь продолжалась. Время потребовало подвижных агитационных бригад, готовых в любое время в дорогу. Агитбригада факультета играла большую роль в профориентационной работе. Выступая в сельских школах, на предприятиях, студенты будили интерес выпускников школ к учительской профессии. Были годы, когда агитбригада педфака занимала первые места и удерживала их несколько лет подряд, хотя в бригаде не было ни одного юноши. Из студентов – руководителей агитбригад того времени особенно отличились Наталья Озерова, Марина Камалова, Нелли Сатыбаева.

В следующее десятилетие (1979-1989) на факультет пришли другие лидеры, но лучшие традиции сохранялись преподавателями, стоявшими у истоков факультета и продолжавшими работу со студентами. Деканом факультета была избрана канд. филос. наук, доц. Л. Г. Чернышкова, а заведующей кафедрой – выпускница факультета, канд. пед. наук, доц. Т. В. Кружилина. На факультете была одна, но самая большая в институте кафедра. Руководители факультета, как и их предшественник держали курс на повышение квалификации преподавательского состава. В эти годы защитили кандидатские диссертации В. Ф. Ефимов, Е. А. Гринёва, Л. А. Выходцева, В. В. Сконникова, Л. Д. Санина, Л. Д. Воронцова, Н. И. Гришечкина, учились в аспирантуре Л. Г. Шемчук, И. Н. Величко, Л. А. Фролова, Л. В. Неретина. На кафедру пришли опытные преподаватели из школы, педагогического училища (Н. В. Романова, А. П. Бикмаева, Л. И. Чернова, Т. Г. Исакова, Е. Е. Кулакова) и перспективная молодежь – выпускники физико-математического и филологического факультетов (И. В. Самарокова, А. В. Прокофьева, С. Л. Андреева).

Во время заведования кафедрой Т. В. Кружилиной поднялся авторитет кафедры в Уральской зоне. В 1985 г. было проведено Зональное совещание заведующих кафедрами педагогики начального обучения, на котором присутствовали представители всех педагогических институтов с Уральской зоны, где имеются педфаки: Свердловска, Перми, Шадринска, Орска и т.д. А в 1986 г. была проведена I Зональная научная конференция студентов педфака по проблеме «Формирование социальной и познавательной активности младших школьников». На конференции были представлены делегации студентов педфаков из Свердловска, Стерлитамака, Ишима, Перми, Орска, Шадринска Уфы. Активное участие в конференции приняли студенты МГПИ. Лучшие студенты (Е. Демьяненко, А. Копытова, Е. Кладий, И. Новоскольцева) давали открытые уроки в школе, группой студентов была подготовлена культурная программа для участников конференции, молодые исследователи факультета выступили с докладами.

Особым событием стал приход на факультет в эти Раисы Васильевны Кириченко, которая до сих пор является заместителем декана (уже восьмого из работавших с ней). Глубокое знание специфики факультета, забота о каждом студенте и преподавателе обеспечили ей заслуженное уважение со стороны преподавателей и студентов. Многие годы она играет роль важного связующего звена между студентами и преподавателями и между преподавателями и администрацией факультета.

В 1987-1989 гг. деканом работала канд. биол. наук, доц. Валентина Васильевна Сконникова, нацелившая коллектив факультета на развитие студенческого самоуправления. Всячески поддерживались самостоятельность, активность, инициатива будущих учителей начальных классов.

Символами последнего десятилетия можно считать структурные и содержательные перемены. Деканом факультета в первые пять лет этого десятилетия была Тамара Васильевна Кружилина (1989-1994), а заведующей кафедрой – молодой канд. пед. наук Л. Д. Санина. При факультете организуется отделение подготовки учителей здоровья или, как они называются сейчас, педагогов-валеологов. Это совершенно новое дело потребовало от руководства факультета и всех членов кафедры огромных усилий: разрабатываются не имеющие аналогов учебные планы, программы. Инициативой декана Т. В. Кружилиной эта специальность «пробивается» в Москве. Именно руководству факультета удалось убедить Министерство образования РФ включить эту специальность в классификатор педагогических специальностей и подвигнуть его к разработке образовательного стандарта данной специальности. Первые годы специальность педагога-валеолога давалась студентам как дополнительная к специальности учитель начальных классов, в настоящее время отделение существует как самостоятельное подразделение при педфаке.

В эти же годы на факультете организуются три кафедры: педагогики начального образования, которой заведовала канд. пед. наук, доц. Л. Д. Воронцова (1993-1994); методики начального образования во главе с канд. пед. наук, доц. Л. Д. Саниной (1993-1998) и кафедра экологии и методики оздоровительной работы, функционировавшая под руководством канд. биол. наук, доц. Т. Г. Сазиковой (1997–1999), а на факультет приходят молодые специалисты – выпускники педфака и других факультетов института. Среди них С. А. Циттель, Т. Г. Неретина, Н. В. Кожушкова, О. В. Камышева, О. А. Колмогорова, А. С. Токарев, А. М. Саитов. Т. Г. Неретина под руководством Т. Ф. Ореховой (2000), а С. А. Циттель под руководством Т. В. Кружилиной (2001) подготовили и успешно защитили кандидатские диссертации по педагогике. Пришли из других учебных заведений Н. Ф. Ганцен, Л. С. Бушуева, которые активно работают над диссертационными исследованиями (науч. рук. проф. Т. Ф. Орехова).

В этот же период по инициативе тогдашнего декана Т. В. Кружилиной вводится ряд новых предметов и на отделении «Учитель начальных классов»: фольклор, народные ремёсла, танцы, – и у студентов появляется более широкий спектр возможностей для самореализации. Факультет в этот период переживает общий подъём: осваивает коммунарскую методику формирования коллектива. Благодаря этому многие выпускники 1990-х гг. становятся лидерами детского движения. Погружение в коммунарскую методику студенты осуществляли под руководством замечательного воспитателя молодёжи, бессменного руководителя городского клуба «Свеча» Т. Г. Исаковой. При непосредственном руководстве и организационном участии Т. В. Кружилиной в 1989 г. на базе МГПИ состоялся Всесоюзный Коммунарский сбор, участниками которого стали ученые Москвы, Белгорода, Курска, Челябинска, Каменск-Шахтинска, Уфы, Перми и других городов страны. На этом сборе присутствовали доктор пед, наук, проф. МГПИ им. В. И. Ленина, заслуженный учитель Чувашии Юрген Петрович Сокольников и доктор пед наук, проф. Курского гос. пед. университета Леонид Иванович Мищенко.

С 1995 до 2000 гг. факультет работал под руководством канд. филос. наук, проф. Андрея Анатольевича Топоркова. Произошли изменения и в руководстве кафедрами. Кафедрой педагогики начального образования и педагогической валеологии стала руководить канд. пед. наук, проф. Т. Ф. Орехова (с 1995 по настоящее время), которая работает на факультете с 1971 г. и за эти годы в разные периоды была заместителем декана по эстетическому воспитанию, а затем (1992-1995) – по воспитательной работе. Во главе кафедры методики начального образования встала канд. пед. наук, доц. Н. И. Гришечкина (с 1999 по настоящее время); кафедрой экологии и методики оздоровительной работы начала руководить канд. мед. наук, доц. О. В. Кузьменко (1997-1999). При А. А. Топоркове расширился спектр научных интересов коллектива. Защищены кандидатские диссертации С. Л. Андреевой (по лингвистике), Т. Г. Исаковой (по педагогике), Е. Б. Плотниковой (по педагогике). В 2002 г. завершили работу и защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук Т. В. Кружилина. Работают над докторскими диссертациями Л. Д. Санина и Т. Ф. Орехова.

Свидетельством роста научного потенциала факультета и признания его заслуг перед отечественной педагогикой могут служить Всероссийские научно-практические конференции по тематике «Проблемы и перспективы здоровья детей в процессе образования» (1996, 1997, 1999, 2002), проходившие под руководством проф. Т. Ф. Ореховой и Т. В. Кружилиной; Всероссийские научно-практические конференции для учителей и работников образования «Современная начальная школа и подготовка учителя» (1998 – рук. доц. Л. Д. Санина; 2000 – рук. доц. Н. И. Гришечкина); Всероссийская научно-практическая конференция «Этнохудожественное образование в России. Теория и практика» (1998 – рук. доц. Л. В. Неретина); а также конференции и научные семинары «Тенденции развития начальной школы» (1999 – рук. доц. Н. И. Гришечкина); «Проблемы развития детей в современной начальной школе» (2000 – рук. Н. И. Гришечкина); «Обучение математике младших школьников в современных условиях» (2000, рук. – Н. И. Гришечкина, Л. И. Чернова); городская конференция «Валеологизация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях» (1999 – рук. доц. О. В. Кузьменко).

Ритмичная работа факультета была бы невозможна без огромного вклада в его успехи вспомогательного персонала. В разные годы на кафедрах и в деканате работали В. М. Казакова, Л. В. Вандышева, Т. А. Александрова, Г. М. Дригун, А. З. Чмеленко, М. Г. Становова, И. И. Норкина, С. А. Хасанова, З. И. Вдовина, Е. Н. Смирнова, Е. Н. Вакушина, О. В. Киселёва, Л. А. Семенова, а также О. В. Василенкова, Е. П. Хиль, Г. Л. Лыго, Л. С. Денисова, М. В. Кулиш, Ю. В. Смирнова, О. В. Гришина, О. В. Ишимова, М. А. Чернякова. С 1991 г. бессменным диспетчером факультета является Наталья Григорьевна Рузанкина, благодаря которой преподаватели работают в предельно благоприятном режиме и в полном соответствии с учебными планами.

За последние годы факультет существенно улучшил свою материально-техническую базу. Благодаря усилиям А. А. Топоркова деканат и все кафедры оборудованы компьютерной техникой, необходимыми техническими средствами и доступными для образовательного учреждения бытовыми приборами. Время ставит перед факультетом задачи, о которых раньше его руководители даже не подозревали. Теперь декану факультета, например, постоянно приходится думать о возможности заработать дополнительные средства для улучшения жизни преподавателей и факультета. Стараниями А. А. Топоркова в 1997 г. на базе Троицкого педагогического колледжа был открыт филиал факультета по подготовке учителей начальных классов с высшим образованием в режиме заочного обучения, позже такие филиалы открылись в Карталах, Бредах, Чесме, Сибае. Постоянной его заботой было обеспечение молодым преподавателям возможностей для эффективной научно-исследовательской работы.

Новые задачи встали перед факультетом в связи с присвоением институту статуса классического университета. Предстояло определить место факультета в новой образовательной системе, изменить соответствующим образом учебные планы и программы с тем, чтобы обеспечить выпускникам факультета реальный университетский образовательный уровень. Система спецкурсов и спецсеминаров, научно-методические публикации преподавателей факультета помогают студентам освоить современные педагогические технологии, ориентированные на развитие личности ребенка.

Последние годы существования факультета отмечены появлением новых направлений в научно-исследовательской деятельности: разработка здоровьетворящих технологий, экологизация окружающей среды, развитие валеологии как средства оздоровления учащихся и учителей, дефектологические аспекты в работе учителя начальных классов.

Факультет постоянно совершенствует вариативную подготовку будущих учителей. Время требует, чтобы молодые специалисты в стенах вуза овладевали несколькими специальностями. По инициативе А. А. Топоркова студенты дневного отделения овладевали дополнительной специализацией «История», а студенты заочного отделения – специализацией «Иностранный язык».

В 2000-2001 учебном году деканом факультета работал доктор ист. наук, проф. Александр Львович Филоненко. Под его руководством были открыты две новые специальности – «Логопедия» и «Экологический менеджмент», заработали представительства факультета в Бредах и Карталах. В деканате установлена новейшая компьютерная техника.

В 2001 г. деканом стал канд. ист. наук, проф. Юрий Дмитриевич Коробков.

С 1961 г., помимо дневной, на факультете существует и заочная форма обучения (ОЗО). Первым заместителем декана по ОЗО была Татьяна Ивановна Вижанкова (1961-1966), затем эта должность была упразднена. С 979 г. заместителем декана стала Раиса Васильевна Кириченко, которая отвечала за организацию учебного процесса и на дневном, и на заочном отделениях. Она составляла и корректировала учебные планы, графики учебного процесса, проводила аттестации. С расширением факультета в 1999 г. была вновь введена должность зам. декана по ОЗО, которую до настоящего времени занимает канд. пед. наук, доц. Любовь Андреевна Фролова. Она активизирует научно-исследовательскую деятельность студентов ОЗО: заочники пишут дипломные работы, выступают на научных студенческих конференциях, публикуются в сборниках научных студенческих работ. Первым заместителем декана по воспитательной работе на факультете была Татьяна Фёдоровна Орехова (1992-1995), затем ее сменили Лидия Владимировна Неретина (1995-2000), Елена Борисовна Плотникова (2000-2001), Татьяна Геннадьевна Неретина (с 2001 г. до наших дней).

Первым заместителем декана по научной работе была Ирина Владимировна Самарокова (1994-1997), затем – Любовь Андреевна Фролова (1997-1999), Светлана Леонидовна Андреева (1999-2001), Александра Викторовна Прокофьева (2001).

Преподаватели кафедры педагогики начального образования и педагогической валеологии (ПНО и ПВ) читают на всех отделениях факультета учебные курсы педагогики, психологии, специальной и коррекционной педагогики, педагогической валеологии, детской литературы, землеведения с основами краеведения, методики преподавания природоведения, теории и методики музыкального воспитания. Наряду с этим практически все преподаватели активно занимаются научно-исследовательской деятельностью и осуществляют руководство педагогической практикой и научно-исследовательской работой студентов.

Кроме того, преподаватели кафедры активно участвуют в организации воспитательной работы на факультете: выполняют обязанности кураторов студенческих групп, принимают участие в факультетских праздниках. Женский вокальный ансамбль из числа преподавателей неоднократно выступал на факультетских и университетских мероприятиях.

Отличительной особенностью кафедры педагогики начального образования и педагогический валеологии является то, что она организует большую работу за пределами университета: проф. Т. В. Кружилина и проф. Т. Ф. Орехова в рамках проблематики своих докторский диссертаций проводят экспериментальную работу в различных образовательных учреждениях (школах, дошкольных образовательных учреждениях, педагогических колледжах) города и области; доц. Т. Г. Исакова активно работает в системе дополнительного образования; доц. Т. Г. Неретина сотрудничает со специальными и коррекционными воспитательными и образовательными учреждениями города и области; доц. О. Г. Мосенкова работает психологом в Центре психологической реабилитации личности «Ренессанс»; доц. В. Ф. Неретин известен в городе своей практикой по реабилитации людей с бронхо-легочными заболеваниями; доц. Л. К. Верблюденко является ведущим методистом города в области преподавания мировой художественной культуры; доц. Е. Е. Кулакова – поэтесса, выпустившая в 2000 г. первый сборник стихов «Восьмидолье»; доц. С. А. Циттель является автором ряда технологий эффективного самопознания личности; доц. Е. Б. Плотникова занимается проблемами народной культуры как средства воспитания здоровой личности, а также проблемами управления в системе образования. Воспитанию экологической культуры студентов факультета посвящена деятельность ветеранов кафедры – доц. Т. В. Лебедевой и доц. Н. Ф. Найды.

На смену «мэтрам» приходит молодая талантливая молодежь – выпускники нашего МГПИ: Оксана Валерьевна Камышева, Ольга Анатольевна Колмогорова, Андрей Сергеевич Токарев, Сергей Анатольевич Ганцен, Светлана Викторовна Клевесенкова, Ирина Юрьевна Исаева.

В составе кафедры постоянно работает Елена Николаевна Смирнова, преподаватель курса теории и методики музыкального воспитания на отделении подготовки учителей начальных классов. В разное время в качестве штатных преподавателей или совместителей кафедры работали выпускница факультета и соискатель кафедры Людмила Николаевна Абдуллина, выпускницы факультета Татьяна Ивановна Зайцева, Людмила Сергеевна Костригина,выпускник историко-филологического факультетаМаГУ Альберт Мирзанурович Саитов.

В рамках кафедры действует аспирантский семинар, которым руководит проф. Т. В. Кружилина. В число аспирантов и соискателей кафедры, наряду с преподавателями МаГУ, входят выпускники факультета и педагоги образовательных учреждений города и области. С 1994 г. при кафедре функционирует валеологический клуб «Круг», который посещают не только педагоги и студенты МаГУ, но и горожане.

В целом работу преподавателей кафедры отличает направленность на культурное развитие студентов: Т. Г. Исакова, Е. Е. Кулакова и Л. К. Верблюденко регулярно организуют посещение студентами городских театров, выставок, киноклуба; Т. Г. Исакова, Е. Е. Кулакова проводят поэтические и музыкальные гостиные; организуют встречи с поэтами, музыкантами и художниками города. Л. К. Верблюденко в рамках своей педагогической деятельности организовывала для студентов факультета искусствоведческую практику в музеях города Москвы и Подмосковья.

Незаменимыми и важными членами кафедры являются лаборант кафедры, выпускница факультета психологии МаГУ Лариса Владимировна Котельникова, которая наряду с этим преподает психологию, и заведующая кабинетом педагогики Любовь Семеновна Денисова.

Кафедра методик начального образования (МНО)включает в себя три секции: русского языка и методики преподавания русского языка в начальной школе; математики и методики преподавания математики в начальной школе; преподавания ИЗО и трудового обучения в начальной школе. Члены кафедры преподают основы общетеоретических дисциплин (русский язык, математику) в объеме, необходимом для решения научно-методических задач; знакомят студентов с методиками преподавания русского языка, математики, ИЗО с практикумом, труда с практикумом в начальной школе.

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированных специалистов обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью. В составе кафедры работают канд. филол. наук, доц. Светлана Леонидовна Андреева; ст. преп. Светлана Леонидовна Анохина; ст. преп.Анна Павловна Бикмаева; ст. преп. Людмила Станиславовна Бушуева; канд. пед. наук, доц. Лидия Александровна Выходцева; доц. Наталья Федоровна Ганцен; ст. преп.Елена Викторовна Гридина; асс. Галина Евгеньевна Дронова; доц. Раиса Васильевна Кириченко; канд. филол. наук, Наталья Валерьевна Кожушкова; канд. филол. наук, доц.Ирина Николаевна Новикова; канд. филол. наук, доц. Александра Викторовна Прокофьева; доц. Наталья Владимировна Романова; канд. пед. наук, проф. Людмила Дмитриевна Санина; доц. Людмила Ивановна Чернова; канд. пед. наук, доц. Любовь Андреевна Фролова.

Основные направления деятельности кафедры МНО – укрепление кадрового потенциала; повышение квалификации преподавателей и лаборантов; совершенствование учебной базы и учебно-воспитательного процесса; сотрудничество с органами народного образования, со школами, с Городским методическим центром; подготовка и проведение межвузовских научно-практических конференций; активизация научно-исследовательской деятельности студентов; повышение качества знаний студентов; улучшение организации всех видов практик на факультете; совершенствование организации самостоятельной научно-исследовательской работы студентов; универсализация научно-методической подготовки будущего учителя; научно-методическое обеспечение новых специальностей; повышение квалификации преподавателей.

Кафедра МНО за последние годы претерпела качественные изменения. Основное направление работы кафедры – это повышение ее научного потенциала. Ежегодные научные конференции, выпуск сборников научных трудов, семинары для учителей школ города – всё это свидетельствует об успешном решении поставленной задачи.

Основное направление деятельности кафедры экологии и методики оздоровительной работы (Э и МОР) – обучение студентов теоретическим и практическим основам валеологии, формирование у них умений оценивать физическое состояние организма своего и учащихся, выявлять вредные факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека, использовать физические нагрузки, народные средства, природные факторы, лекарственные травы и другие доступные и безвредные средства для сохранения и укрепления здоровья.

Подготовка специалиста-валеолога осуществляется не только в теоретическом плане, но и в практическом с выходом в школы, дошкольные и другие образовательные учреждения.

На кафедре, помимо заведеюущей, работают канд. биол. наук, доц. Вальтраут Васильевна Сконникова-Фандрих; канд. пед. наук, доц. Дания Габрауфовна Абдуллина; доц. Людмила Николаевна Конюхова; канд. мед. наук, доц. Надежда Анатольевна Антипанова; ст. преп. Ирина Леонидовна Неуймина; ст. преп. Семихатская Светлана Владимировна; асс. Елена Леонидовна Мицан; зав. метод. кабинетом Елена Геннадьевна Бер; лаборант кафедры Наталья Евгеньевна Белоус.

Базовые дисциплина кафедры – методика оздоровительной работы, основы логопедии, логопсихология, речевые и сенсорные системы, логоритмика, анатомия и физиология, медицинская валеология, психология здоровья, психофизические основы здоровья, психология, психофизический тренинг, лечебный массаж, ЛФК.

Факультет дошкольного воспитания. Есть в МаГУ особый факультет, который встречается далеко не в каждом ВУЗе и напрямую не связан с обучением детей в школе. Здесь готовят широкий спектр специалистов дошкольного воспитания и образования, способных адаптироваться к постоянно меняющимся условиям деятельности детских образовательных учреждений и запросов общества. В настоящее время – это научно-методический центр области и города, вносящий существенный вклад в дошкольное образование.

Факультет дошкольного воспитания включает три кафедры: дошкольной педагогики, физической культуры дошкольников и управления образованием. Здесь готовят специалистов по специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология» на дневном и заочном отделениях, в пунктах дистанционного обучения городов Троицк, Карталы, Кыштым, Златоуст.

Преподаватели кафедр факультета (63,6 % из них имеют ученую степень) ведут большую исследовательскую и научно-методическую работу. Это разработка и реализация федеральных, региональных программ; участие в работе научных конференций различного уровня, в том числе и международных; работа в областных и городских аттестационных комиссиях, городских объединениях, на курсах повышения квалификации; консультации для практических работников; организация экспериментальных площадок и т.д.

В октябре 2001 г. на координационном совещании, на базе факультета, по инициативе проф. А. Н. Троян было создано научно-методическое объединение специалистов дошкольного образования в Уральском регионе (г. Пермь, Екатеринбург, Уфа, Шадринск, Бирск, Оренбург, Киров).

Характеристика современного факультета дошкольного воспитания хорошо прослеживается в процессе анализа истории его становления и развития.

Первый набор на дошкольный факультет состоялся в 1960 г. на базе факультета педагогики и методики начального обучения, который открылся годом раньше. Первым деканом объединенных факультетов был специалист в области общественных дисциплин В. В. Семенов, а кафедру возглавлял психолог Н. И. Судаков.

В 1963 г. приказом Министерства РСФСР № 261 от 31 июня факультет выделился как самостоятельное подразделение, и возглавила его доцент кафедры истории А. В. Середкина. Она многое сделала для развития факультета; ее помнят и ценят выпускники за внимательное отношение, умение найти путь к сердцу каждого студента, поддержать в трудную минуту.

С большой благодарностью вспоминают те годы и преподаватели, чей профессиональный рост состоялся под влиянием А. В. Середкиной (Н. Д. Ватутина, Т. М. Бабунова, Н. Г. Белоус, Л. С. Игнаткина, М. К. Пивоварова, В. И. Турченко и др.).

С момента образования факультета в 1963 г. создана кафедра дошкольной педагогики. Первой заведующей самостоятельной кафедры в течение одного годыбыла выпускница Московского госудасртвенного университета, биолог Инна Сергеевна Гусева. Она читала курс анатомии и физиологии человека.

Зав. кафедрой – специалистом, окончившим аспирантуру при НИИ дошкольного воспитания в Москве, с 1964 по 1966 гг. была Г. Н. Година. Продолжая работу над диссертацией по проблеме трудового воспитания дошкольников, она помогала молодым преподавателям в освоении учебных дисциплин, готовила к поступлению в аспирантуру.

Первыми преподавателями – специалистами дошкольного воспитания были лучшие выпускники разных вузов страны 1962-1965 гг.: А. Н. Богатырева, В. А. Дрязгунова, Е. К. Землянушнова, М. В. Селивесртова, И. С. Дементьева, С. М. Котлярова, Н. Я. Соколова, С. Я. Масляева, Т. И. Данкевич, В. А. Перова и др.

С 1986 г., в связи с отъездом в Москву Г. Н. Годиной на работу в НИИ дошкольного воспитания, зав. кафедрой менялись довольно часто (С. Я. Баканова-Масляева, А. Н. Богатырева). Это продолжалось до приезда И. А. Курочкиной, окончившей аспирантуру при ЛГПИ им. А. И Герцена. Надежда Александровна была первым заведующим, защитившим канд. диссертацию по дошкольной педагогике. Она отличалась кропотливостью, тщательностью при подходе к решению любой проблемы, связанной с организацией учебно-воспитательного процесса на факультете и руководством научно-исследовательской работой преподавателей и студентов.

Начало 1970-х годов ознаменовалось приходом на кафедру канд. пед. наук В. Н. Андросовой, специалиста по проблемам обучения детей родному языку и окончившими аспирантуру Р. А. Мирошкиной (г. Ростов-на-Дону), Т. В. Васильевой, И. С. Дементьевой – (г. Москва). В это же время обучаются в аспирантуре Т. М. Бабунова – (г. Москва), С. М. Котлярова, Н Г. Белоус, Л.С. Игнаткина – (г. Ленинград). Уровень подготовки специалистов повышался, росло профессиональное мастерство молодых педагогов.

С отъездом в 1974 г Н. А. Курочкиной вновь стало вакантным место зав. кафедрой. Эту должность занимали В. Н. Андросова и







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.