|
Мечтаем о заочном педагогическомЗаочное отделение в МГПИ существует с января 1937 г., когда по указанию Наркомпроса РСФСР вечерний педагогический институт был переведён на заочную систему обучения. До 1953 г. с четырёх факультетов: физико-математического, исторического, русского языка и литературы и естественно-географического, – заочное отделение вручило дипломы 303 выпускникам. За годы существования отделения заочного обучения (ОЗО) здесь сменилось немало руководителей. С 1949 1953 гг. заместителем директора по ОЗО на общественных началах был недавно приехавший в г. Магнитогорск Федор Андреевич Орехов, а одним из первых проректоров на ОЗО была Зинаида Ильинична Левченко (1965-1973). Она провела большую работу по организации систематических межсессионных учебных занятий на консультационных пунктах, что способствовало сокращению отсева студентов-заочников и второгодничества. Позже проректорами по ОЗО работали канд. филол. наук, доц. Борис Борисович Максимов (1973-1975); канд. ист. наук, доц. Нелли Михайловна Кутепова (1975-1978); канд. пед. наук, доц. Юрий Владимирович Чернов (1978-1982); канд. тех. наук, доц. Виктор Алексеевич Кузнецов (1982-1988); канд. филол. наук, доц., позднее защитивший докторскую диссертацию, Александр Васильевич Подгорский (1988-1990). Методистами на ОЗО работали Елизавета Ивановна Шмакова (1957-1959), Лидия Васильевна Алтухова (1971-1972), Зинаида Николаевна Селитовская (1972-1984), Дина Романовна Лизунова (1971-1983), Нина Михайловна Богачёва (1975-1985), Людмила Анатольевна Семёнова (1983-1992), Тамара Кузьминична Юрченко (1971-2000), Римма Шакирьяновна Нащекина (1995-1997), Светлана Геннадьевна Кулакова (1997-2001). Учебно-методический отдел и секретариат ОЗО сегодня – это слаженный, высококвалифицированный, профессиональный коллектив. Не случайно ни в одной анкете регулярно проводимых социологических опросов студенты-заочники не сделали ни одного замечания в адрес секретарей и методистов ОЗО. В настоящее время на заочном отделении работают: Людмила Николаевна Панкратова (методист дошфака); Тамара Михайловна Давлетбаева (методист социального факультета); Алла Зиновьевна Чмеленко (методист исторического факультета); Татьяна Сергеевна Мосунова (методист ХГФ); Юлия Владимировна Смирнова (методист педфака); Евгения Валентиновна Лященко (методист техфака); Людмила Александровна Ветюгова (методист филфака). Интеллигентность, профессионализм, предельно внимательное отношение к каждому посетителю, пунктуальность в ведении всех дел характеризуют работу отдела. Руководство проявляет заботу о технической переподготовке своих работников, об их научно-методическом росте. Все методисты и секретари отдела имеют высшее образование, Т. М. Давлетбаева – канд. филол. наук, а Е. В. Лященко работает над кандидатской диссертацией. В секретариате отделения отлично справляются со своими обязанностиями Анастасия Анатольевна Минниханова, Наталья Рашитовна Марина (с 2001 г.), Елена Юрьевна Засова (с 2002 г.) На факультетах серьёзно относятся к назначению заместитетлей деканов по ОЗО. Прекрасно справляются со своими обязанностями опытные руководители факультеских отделений заочного обучения доц. Галина Захаровна Самонина (техфак); Сергей Сергеевич Абрамов (ХГФ); канд. пед. наук, доц. Любовь Андреевна Фролова (педфак). Но и относительно недавно назначенные на эти должности работники также оказывают существенную помощь деканам факультета и руководству заочного отделения. Это канд. пед. наук, доц. Галина Анатольевна Кудрявцева (социальной факультет); ст. преп. Андрей Викторович Безруков (исторический факультет); канд. пед. наук, доц. Людмила Ивановна Сайгушева (дошфак); канд. псих. наук, доц. Марина Васильевна Костюченко (факультет психологии); канд. филол. наук Ирина Анатольевна Путенихина (филфак). Коллектив ОЗО отличается сплочённостью, высокой ответственностью за порученное дело. Он работает в атмосфере чёткой координации деятельности ОЗО с канцелярией, деканатами, библиотечным комплексом, диспетчерской, АХЧ, студгородком университета. С 1991 г. до настоящего времени проректором по заочному отделению работает доктор филол. наук, проф. Светлана Григорьевна Шулежкова. За одиннадцать лет её руководства заочное отделение стало одним из крупнейших подразделений университета, где обучается свыше 3660 студентов и занято около 70 % профессорско-преподавательского состава МаГУ. В МаГУ получают высшее образование по заочной форме обучения 1418 работников народного образования и 873 работника социальной сферы, не считая безработных, бизнесменов, милиционеров, домохозяек, военнослужащих, профессиональных спортсменов и т. д. Только за последние 10 лет контингент студентов ОЗО вырос почти в 2 раза. В настоящее время высшее образование без отрыва от производства можно получить по 15 основным специальностям: русскому языку и литературе, филологии, дошкольной педагогике и психологии, педагогике и методике начального образования, изобразительному искусству и черчению, психологии, истории, социологии, социальной педагогике, социальной работе, декоративно-прикладному искусству и народным промыслам, технологии и предпринимательству, менеджменту организации, логопедии. Семь последних специальностей введены за короткий период времени с 1992 по 2002 гг. Кроме того, на заочном отделении можно получить дополнительное образование по 15 следующим специализациям: история России, история древнего мира, история новейшего времени, археология, социология коммуникаций, управление дошкольным образованием, развитие изобразительного творчества, социальная работа с семьями и детьми, декоративно-прикладное творчество, финансовый менеджмент, менеджмент в спорте, экологический менеджмент, черчение и художественная графика, декоративно-прикладное искусство. Благодаря усилиям деканов, заведующих кафедрами, проректора по непрерывному образованию А. А. Топоркову, успешно функционирует в городах и районных центрах Южного Урала 30 пунктов дистанционного обучения МаГУ, где более 2000 слушателей получают образование без отрыва от производства по 8-ми специальностям. О престижности высшего заочного обучения в МаГУ свидетельствует постоянный конкурс при поступлении. Он сохраняется вот уже несколько последних лет на разных факультетах от 2-х до 8-ми человек на место. Социологический опрос студентов заочного отделения показал, что большинство студентов удовлетворено уровнем преподавания и положительно оценивают морально-психологический климат в МаГУ. Они дорожат тем, что получают образование именно в нашем университете. Оценивать результаты учебно-воспитательной деятельности на ОЗО можно по итоговой государственной аттестации. Результаты свидетельствуют о том, что абсолютная и качественная успеваемость выпускников дневного и заочного отделений при итоговой аттестации практически совпадают. Так, в 2000 г. итоговую аттестацию прошли 647 студентов ОЗО. При этом абсолютная успеваемость составила 99,5 % (при 99,7 % на дневном отделении), качественная же успеваемость у выпускников заочного отделения составила 70 %, что оказалось на 2 % выше, чем на стационаре. Однако этот факт не даёт основания для благодушия, и в МаГУ проблеме повышения качества подготовки специалистов с высшим заочным образованием уделялось всегда большое внимание. Так, в 1997-98 уч. г., когда ещё университет был МГПИ, работа заочного отделения проходила под знаком выработки концепции развития высшего педагогического образования без отрыва от производства. С этой целью 17-19 ноября 1997 г. на базе института была организована и проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Концепция развития высшего педагогического образования без отрыва от производства в новых социально-экономических условиях». В ней приняло участие около 90 человек из разных регионов России. Руководство института способствовало внедрению в систему заочного обучения новейших педагогических технологий. Помимо проведения цикла открытых занятий на ОЗО, администрация отдела приложила максимум усилий, к тому, чтобы новейшие педагогические технологии стали достоянием всех педагогов заочного отделения. Тезисы докладов наиболее талантливых педагогов на Всероссийской конференции были опубликованы к её началу. На конференции было отобрано более 30 работ преподавателей МГПИ на Всероссийский конкурс учебников и методических пособий для студентов заочников. Руководство университета делало и делает всё возможное для укрепления материально-технической базы ОЗО и его кадрового состава. Сегодня в распоряжении работников отдела компьютеры, принтеры, ксерокс, сканер. Заочное отделение подключено к системе Internet, имеет телефонную связь. Расширяются площади административного помещения ОЗО. Ректорат прилагает немалые усилия, обеспечивая студентов ОЗО необходимой учебно-методической литературой. 40 % изданий типографско-издательского комплекса МаГУ предназначено для студентов заочного отделения. Научно-методическое обеспечение студентов ОЗО является одним из приоритетных направлений в работе заочного отделения и его руководителя проректора С. Г. Шулежковой. В целях повышения качества издаваемых для студентов ОЗО учебно-методических материалов и поощрения наиболее плодотворно работающих авторов, в МаГУ, начиная с 1993 г. каждые два года организуются смотры-конкурсы на лучшие учебно-методические пособия. В таких конкурсах могут принимать участие как отдельные авторы, так и научные коллективы, в том числе и кафедры. Оценивают работы члены учебно-методической комиссии университета. Последний конкурс, который состоялся 18-19 декабря 2001 г., был наиболее представительным. В нём приняли участие 25 кафедр университета, выставивших 116 работ различных жанров. Среди них были учебники, учебные пособия, монографии, учебно-методические разработки и прочие материалы. Жюри, оценивавшее конкурсные работы, отмечает возросший содержательный и полиграфический уровень печатной продукции, рассчитанной на студентов ОЗО. Это проявилось в том, что на конкурс были представлены работы, имеющие Гриф Министерства образования РФ. Например, учебник Ф. А. Мустаевой «Основы социальной педагогики», учебное пособие Л. А. Мирошниченко «Управление педагогическими системами», учебное пособие «Педагогика воспитания и развития личности учащегося», одним из авторов которого является проф. В. И. Жернов. Грифом УМО отмечены также учебное пособие В. М. Распопова и В. В. Распопова «Основы менеджмента» и учебное пособие Ф. А. Мустаевой «Основы социальной работы с пожилыми людьми». Работы оценивало компетентное жюри под председательством доктора педагогических наук, проректора по НИР З. М. Уметбаева. По результатам смотра-конкурса первое место в личном первенстве было присуждено доктору пед. наук, проф. О. В. Гневэк за учебное пособие для студентов филологического факультета «Орфографическая тетрадь» (МаГУ, 2000). Второе место досталось присуждено канд. пед. наук, проф. Ф. А. Мустаевой за цикл работ по проблемам социальной педагогики. Третье место занял доктор пед. наук, проф. Г. Г. Гранатов, написавший учебное пособие «Идейно-понятийное содержание современного естествознания» (МаГУ, 2001). В межкафедральном зачёте первое место было присуждено кафедре общего языкознания и истории языка (зав. каф. канд. филол. наук, доц. И. С. Клинкова); второе – кафедре социальной работы и социальной педагогики (зав. каф. канд. пед. наук, доц. Г. А. Кудрявцева); третье – поделили между собой кафедры русской классической литературы (зав. каф. доктор филол. наук, проф. А. П. Власкин) и кафедра декоративно-прикладных технологий (зав. каф. канд. пед. наук, проф. В. П. Наумов). Кроме того, были объявлены лауреатами конкурса: доц. С. И. Аверьянова за цикл работ для студентов технологического факультета; проф. Б. Г. Гагарин за пособие для учителей ОЗО худграфа; проф. В. И. Жернов за цикл работ по воспитанию и развитию личности; доц. М. В. Кожевников за «Комплексную программу по зарубежной литературе для студентов ОЗО»; доц. С. Н. Козловская за цикл учебных пособий для студентов ОЗО по психологии; доц. А. Г. Куликов за учебное пособие «Основы проектной деятельности»; доценты С. Н. Крыгина и Н. Н. Крыгина за цикл работ по проблемам психологии развития личности; доц. Г. А. Кудрявцева за цикл работ, посвящённых социальной педагогике; доц. Л. А. Мирошниченко за учебное пособие, получившее Гриф Министерства образования РФ «Управление педагогическими системами»; доц. Т. Г. Неретина за учебное пособие «Педагогика развития особых детей»; доц. В. А. Пятунина за III часть пособия «Психолого-педагогические особенности девиантного поведения»; проф. В. М. Распопов и аспирант В. В. Распопов за учебное пособие «Основы менеджмента»; доц. К. Н. Савельев за учебное пособие «Античная литература»; проф. А. Н. Сергеев за цикл учебно-методических пособий для студентов ОЗО; проф. В. С. Славин за учебное пособие «Техника и технология чёрной металлургии»; доц. О. П. Степанова за пособие «Исследование личности проективными методами»; доц. В. И. Турченко за пособие «Актуальные проблемы дошкольной педагогики»; доц. Л. А. Фролова за учебное пособие «Задачник по чтению». Жюри особо отметило учебное пособие «Управление дошкольным образованием» безвременно ушедшей из жизни бывшей зав. кафедрой дошкольной педагогики, канд. пед. наук, проф. А. Н. Троян и рекомендовало посмертно переиздать книгу, сопроводив её очерком о жизни и деятельности автора. Заочное отделение призвано решать ряд задач, среди которых важное место отводится задаче соответствовать по уровню образования университетскому статусу. С этой целью университет, с одной стороны, должен поддерживать инновационность во всех областях знаний, с другой – он должен стать гарантом сохранения традиций, академического порядка и стабильности; он должен закладывать фундаментальные знания, которые можно будет адаптировать, корректировать и использовать в стремительно меняющемся мире. Современное университетское образование не может по старинке подчиняться девизу «знания – умения – навыки», который был краеугольным камнем репродуктивной педагогики предыдущего века. О. Б. Томилин в статье «Высшая школа и XXI век: что за горизонтом?» («Преподаватель», 1999.– №5. – С. 12) не без основания говорит о том, что дидактической триадой университетского образования сегодня должна стать формула «знания – оценка – ориентация». Умения и навыки, естественно, присутствуют здесь, но они играют роль необходимого инструмента в достижении «оценки» и «ориентации». Заочное отделение настроено на адекватную реакцию в меняющемся образовательном рынке Южно-Уральского региона и России в целом, проявляет гибкость и оперативность при объявлении набора абитуриентов на различные специальности, стремясь, с одной стороны, не допускать спада интереса к основным специальностям университета, с другой стороны, разумно вводить новые специальности, особенно тогда, когда у слушателей есть потребность в получении второго высшего образования, в перепрофилировании.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|