Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Страницы комсомольской жизни





Одной из главных задач комсомольской организации института было вовлечение студентов в общественно-полезную деятельность. Поскольку в педагогическом вузе практически все были членами ВЛКСМ, то деятельные натуры, жаждущие реализовать себя в какой-либо сфере, могли сделать это только через комсомол. В силу этого комсомольская организация занималась практически всем, что было важным в жизни студенчества до 1990-х гг.той поры. Более того, система работы была выстроена таким образом, что комсомольские лидеры действительно доходили до каждого члена ВЛКСМ.

Комсомольскими вожаками института в разные годы были Р. Кириченко, студентка физмата (1960-е – начало 1970-х гг.), В. Метёлкин, студент литфака, Л. Воронцова, студентка педфака (конец 1970-х – начало 1980-х гг.), А. Егоров, студент инфака (1980-е гг.), В. Дозоров, студент физмата (конец 1980-х – начало 1990-х гг.), Л. Видюлина, студентка педфака (конец 1990-х гг.) и др. В летописи института оставили заметный след активисты ВЛКСМ Л. Воронцова, Н. Гребёнкина, Т. Копытова, Л. Быкова, Б. Волков, Т. Михолап, Н. Лейкина, Э. Эйдельштейн, Л. Черепанова, Т. Катюргина, С. Вахницкая, Т. Негреева, Т. Соколова, С. Тарасов, С. Бир и многие другие.

Одной из эффективных форм работы комсомольской организации был Ленинский зачёт. Ежегодно каждый студент проходил общественную аттестацию. Как правило, это происходило в апреле месяце и было приурочено к Ленинским дням. Аттестацию проводила комиссия, состоявшая из членов комитета комсомола факультета, представителей деканата и партбюро факультета. На каждом факультете была своя аттестационная комиссия. Аттестация проходила по группам, но строго индивидуально. Основной упор делался на учёбу как основной долг каждого комсомольца и на участие студента в общественной жизни группы, факультета и института. При этом проверялась и политическая грамотность комсомольцев: насколько каждый из них в курсе текущей политики, устройства государства, партии и т. д. Индивидуальный подход обеспечивался тем, что ещё в начале учебного года та же аттестационная комиссия принимала у каждого так называемые индивидуальные комплексные планы.

В целом поражала высокая самоорганизованность студентов. Активно действовали все общественные организации: студсовет, профбюро, старостаты, спортсовет, СНО, штаб ДНД и т.д. Достаточно авторитетным органом был студсовет, много делавший для организации быта и поддержания порядка в общежитиях, в которых регулярно проводились конкурсы на лучшую комнату, а победители пользовались дополнительными «благами» (получение новой мебели, сокращение количества проживающих в комнате и др.).

В рамках комсомольской организации работали стройотряды (ССО), включавшие ежегодно до полутора тысяч человек. Одни отряды выезжали за пределы Челябинской области (Молдавия, Дальний Восток, Украина), другие работали в городе или в близлежащих районах Челябинской области и Башкирии. Попасть в стройотряд было не так уж просто: учитывалась общественная активность студентов и их успеваемость; жёстко вёлся отбор руководителей ССО (командиров и комиссаров).

Стройотряд служил для комсомольцев хорошей жизненной школой. Порой они жили в палатках, трудтлись по 12-14 часов в сутки, практически без выходных, так что и работы и романтики хватало с избытком.

Комсомол МГПИ традиционно курировал пионерские лагеря. Многие комсомольцы-вожатые становились истинными ребячьими комиссарами. Отличительной особенностью пионерской педагогической практики было то, что это первой самостоятельной практикой студента, в которой без скидки на неопытность от него требовалась особая добросовестность и предельная мобилизация всех знаний и умений. Находясь в течение лагерной смены с детьми, студент нс за свой отряд полную ответственность не только перед родителями, но и перед государством. В числе пионервожатых начала 1990-х гг., которые отличались творческим подходом к воспитательной работе, были старшие пионервожатые, проработавшие в течение трёх лагерных смен. Это: А. Валов, А. Топорков, Л. Устинова, О. Починок, М. Шадрина (инфак); Л. Видюлина, Т. Тямало. Т. Гоголева (педфак); С. Глухов, Э. Сергеева, Н. Куклина, В. Молчанова (литфак); В. Тарасов, В. Анисковец, В. Ермилова (физмат); И. Карпова (дошфак). Были и «ветераны». Некоторые из них проработали вожатыми 3-4 лета: О. Починок Т. Змиевская, Р. Даутова, А. Валов, А. Топорков (инфак); Л. Видюлина (педфак); С. Глухов (физмат), О. Топоркова (литфак)

Особой заботой комитета комсомола МГПИ было качество учёбы комсомольцев. На заседаниях комитета комсомола учёбе отводилась треть всех рассматриваемых вопросов. Первые комсомольские собрания на первых курсах почти всех факультетов посвящались этой проблеме: «Учись учиться», «В помощь первокурснику», «Как рационально распределить время учёбы и отдыха». Такие и подобные им темы затрагивались на собраниях и старших курсов. Учебно-воспитательная комиссия (УВК) института много внимания уделяла вопросам учебной дисциплины, систематически проводила рейды по проверке посещаемостивучебных аудиториях, следила за порядком в читальных залах в основном корпусе и общежитиях. Эта работа давала свои результаты: сокращалось количество опозданий, пропусков занятий, улучшалась успеваемость комсомольцев. УВК проводила постоянно конкурсы на лучшую группу, лучший курс, лучшую комнату в общежитии и т.д. Результаты работы отражались на стендах соцсоревнования.

Комитет комсомола вёл большую организационную работу, нацеливая комсомольцев МГПИ на профориентационную деятельность среди учащихся города и села. На каждом факультете были созданы комиссии по организации нового набора в институт. Ежегодно более ста комсомольских путёвок вручалось лучшим учащимся сельских школ; более 50 комсомольцев выезжали в районы области в зимние каникулы с беседами, выступлениями по Ленинскому зачёту, по агитации в институт, вручали комсомольские путёвки лучшим учащимся сельских школ. Большую агитационную работу проводили факультетские агитбригады, которые выезжали в ближайшие районы с концертами, лекциями и беседами об институте. Одним словом жизнь студенческой молодёжи была яркой и насыщенной.

Вот как вспоминает студенческо-комсомольские годы выпускница исторического факультета, а в последующем преподаватель института, заведующая кафедрой истории КПСС Эмилия Александровна Злотникова: «Вся моя сознательная жизнь связана с комсомолом. Комсомолкой я стала в тяжёлые послевоенные годы и сразу включилась в активную работу: секретарь комсомольской организации школы, секретарь факультетского бюро, член комитета комсомола института. Без комсомольской работы я не представляла себя.

На всю жизнь запомнились интересные комсомольские собрания, весёлые вечера, которыми всегда славился пединститут. Попасть на них считалось большим счастьем. Но больше всего при встречах мы вспоминаем нашу самодеятельность. Не было у нас Дворца студентов, художественных руководителей, вокально-инструментального ансамбля, но было огромное желание сделать досуг интересным. Большой популярностью пользовался драматический коллектив, в котором вместе со студентами занимались преподаватели. И какой восторженный гул стоял в зале, когда в персонажах Гоголя студенты узнавали своих любимых преподавателей – П. М. Селезнёва, Е. Л. Лозовскую, А. Н. Державина и др. Руководил всей самодеятельностью комитет комсомола. Несколько лет на этом участке успешно работала Валентина Лупарь, а секретаря комитета комсомола Юру Скарлыгина уважали не только за деловитость и принципиальность, но и за то, что не было ему равных на сцене.

Работа в комсомоле научила меня многому, переопределила мою судьбу.»

Сегодня МаГУ – 70 лет… Много воды утекло за эти годы: менялись люди, менялись внешние условия, но жизнь в вузе по-прежнему устроена так, что учит студентов решать любые задачи, которые ставит жизнь.

От СТЭМА до КВН

Молодёжи свойственно стремление к бурной, полноценной жизнедеятельности, к радости, к творчеству. Во все времена студенты нашего вуза стремились реализовать себя не только на профессиональном поприще, но и в искусстве, в художественном творчестве, в разнообразных формах общения со сверстниками и более опытными людьми. Некоторые формы жизнедеятельности переходят из поколения в поколение, как бы передаваясь по наследству, другие уходят навсегда, едва появившись на свет. И неважно, в конечном итоге, взята ли эта форма из опыта предыдущих поколений, или она рождена новым поколением. Главное – чтобы она отвечала интересам студентов, захватывала их и давала пищу для ума и сердца.

В середине 1970-х-начале 1980-х гг. большой популярностью у студентов пользовался СТЭМ (студенческий театр эстрадных миниатюр). Ни один вечер, ни один концерт в институте не проходил без его участников. Несколько интермедий, коротких сценок вносили весёлую ноту в выступления. Репертуар СТЭМа был очень разнообразным: он отражал не только студенческую жизнь, но и все волнующие студента того времени проблемы. Сатира и юмор – вот два кита, на котором строился репертуар театра. СТЭМ не требовал от своих участников высокого профессионализма, достаточно было иметь развитое чувство юмора, желание рассмешить зрителя, создать атмосферу веселья. СТЭМовцы были любимы и узнаваемы в институте, они были завсегдатаями и «затравщиками» на всех капустниках. Как правило, на всех факультетах были свои СТЭМовские команды, в то же воемя существовала и институтская команда, костяк которой составляли студенты литфака и инфака (Алексей Раннев, Полина Быкова, Светлана Бир и др.).

В 1962 г. в институте на базе факультетов педагогики и методик начального обучения и дошкольного воспитания был создан хор, выполнявший две функции: учебную и воспитательную. Долгие годы руководила хором прекрасный музыкант, талантливый дирижёр А. А. Малиновкина. Много ей пришлось поработать над вокальными данными студентов, формируя у них умение петь в таком большом коллективе (в хоре ежегодно пело 90-100 человек) стройно и грамотно. Трудности усугублялись тем, что хор постоянно «омолаживался»: уходили из института старшекурсники, а вместо них в хор вливались младшие. Но желание работать, энтузиазм были сильнее. Результаты не замедлили сказаться: уже в 1963 г. хор выступал на областном смотре в Челябинске, где прозвучали «Бухенвальский набат» В. Мурадели, «Полонез» М. Огинского, итальянская песн «Санта Лючия» и др. Тепло приветствовали молодой хор студенты ЧГПИ, где наши студенты выступали после смотра.

В мае 1964 г. хор МГПИ, ставший лауреат городского смотра, поехал в Свердловск. Успешные выступления хора на вечере дружбы в Свердловском педагогическом институте и воинской части были отмечены в свердловской печати.

В январе 1966 г. шестьдесят участников хора поехали в Москву, в Министерство просвещения РСФСР с отчётным концертом. Репертуар был разнообразен и сложен: «Баллада о Матросове» Соловьёва-Седого, «Тиха украинская ночь» Р. Щедрина, «Эхо» Орландо Лассо и др. На концерте присутствовал известный в стране хоровик-дирижёр Клавдий Птица, который был потрясён профессионализмом исполнения сложного репертуара, в сущности, самодеятельным хором. Концерт имел огромный успех, и хору было присвоено звание Народного академического хора.

На счету этого хора множество больших и малых побед, но главное то, что каждый участник хора унёс в своей душе радость от прикосновения к прекрасному, от творческого общения с А. А. Малиновкиной и с коллективом. В хоре выросло немало прекрасных солистов. Это студентки дошкольного факультета М. Старкова, Л. Шлыкова, О. Ильницкая; студентки педфака С. Царан, Л. Воронцова, И. Соколова и др.

Позже хором руководила не менее талантливый музыкант, ученица А А. Малиновкиной, ныне канд. пед. наук, доц. Р. Н. Храмышкина. Однако к этому времени у студенческой молодежи появились другие увлечения, и былая слава хора поблёкла. Причём, Р. Н. Храмышкина пыталась увлечь хоровым пением не только студентов, но и преподавателей. Она создавала и женский, и мужской ансамбли, которые состояли из преподавателей и сотрудников института. Но возрождение хорового пения в вузе началось с исторического факультета. Созданный стараниями Р.Н.Храмышкиной мужской хор исторического факультета пока выступает только в стенах университета, но уже ни один праздник не мыслим без его участия.

Интересна история появления этого хора, начавшаяся в 1995 г., когда для исполнения песни, авторами которой были преподаватели университета С. Г. Шулежкова и В А. Храмышкин, понадобились сильные мужские голоса, чтобы произведение зазвучало на сцене. К счастью, только что открывшийся истфак, состоял преимущественно из парней. Вот и было предложено к женскому хору, который в это время еще существовал в вузе, подключить поющих ребят с исторического факультета. С тех пор на истфаке появилась такая традиция: все поступающие на первый курс очного отделения в обязательном порядке проходят прослушивание, и те, кто имеет музыкальные способности, пополняют ряды теперь уже истинно мужского хора.

Руководитель хора, Р. Н. Храмышкина, профессионально занимается музыкой уже 20 лет и считает, что главная её цель как руководителя хора не отбирать студентов с хорошими певческими данными, а развивать у всех первокурсников интерес к серьёзной музыке и музыкальному искусству через вокальное пение. Примечательно, что репертуар у хора самый разнообразный: от давно ставших классическими мелодий 1960-1970-х гг. до современных хитов. По демократическому принципу последнее слово в выборе песни всегда остаётся за хористами. Военная тематика песен всегда привлекала мужской хор, и поэтому песни прошедшей войны и нынешних всегда в репертуаре хора. Оказывается что, в наше время хор нужен студентам, и они это подтверждают сами. Сейчас уже можно сказать, что хоровое пение стимулирует проявление у студентов творческой индивидуальности и в других направлениях. Так, один из участников хора сказал: «Хор – это не единственное моё увлечение, параллельно я успеваю и спортом заниматься, и книги читать, и много ещё чего. Мне это нравится. Это традиция, которую должен поддерживать каждый». А слушатели хора не только получают эстетическое удовольствие, но и сами приобщаются к искусству.

Планы у руководителя грандиозные: набрать парней со всех факультетов и сделать мощный трёх-четырёхголосный хор, чтобы среди ребят были не только желающие, но и умеющие профессионально петь. Каждый год в хор приходят новые таланты, поэтому у него есть реальные шансы претворить в жизнь поставленные задачи.

В 1968 г. по инициативе группы студенток второго курса инфака было открыто студенческое кафе. Стимулом к созданию студенческого кафе, с его весёлой, непринуждённой обстановкой, послужило стремление молодёжи к новизне, неприятие штампов. Эта форма работы пришлась по душе студентам не только нашего института; частыми гостями кафе стали студенты из горно-металлургического института. Идейным вдохновителем студенческого кафе был секретарь бюро ВЛКСМ литфака Гриша Газизулин, известный всем студентам института поэт и романтик. «Посиделки» в студенческом кафе чаще всего носили тематический характер. Например, один из вечеров был посвящён теме «Молодёжные поэты в песне». Как правило, первые номера выступлений были «затравочные», экспромты. Потом следовала подготовленная программа, а затем снова начинался экспромт, и тогда уже общее веселье захватывало аудиторию.

Наличие тематики не предполагало какой-либо ограниченности, выхолащивания встреч, так как неофициальная атмосфера кафе сама по себе способствует отклонениям от «плана». Но всё же общая тема придавала определённую направленность встречам в кафе и не позволяла им превращаться только в веселье. Ведь человеку, помимо веселья, нужна и пища для ума – так считали организаторы студенческого кафе. Здесь проходили встречи с интересными людьми города: артистами, поэтами, художниками; со студентами Челябинского государственного педагогического института. Причем с ними встречались не только в стенах института, но и за городом. У организаторов институтского студенческого кафе была идея сделать его городским, ибо стремление к открытости и расширению дружеских связей всегда присуще студентам.

В 1980-е гг. одной из форм массово-политического воспитания студентов стали агитбригады. Ежегодные смотры-конкурсы факультетских агитбригад превращались в настоящие праздники и для студентов, и для преподавателей. Особенность деятельности агитбригад состояла в том, что в течение всего года они выезжали с концертами в близлежащие сёла, выступали в школах города. Такие концерты прекрасно готовили будущих учителей к пофессиональной деятельности. В своих концертах студенты широко использовали агитационные формы и приёмы: «живую газету», сатирические сценки и частушки, интервью, музыкальные спектакли, литературные монтажи и т.д.

В конце 1980-х-начале 1990-х гг. ужесточились требования к деятельности агитбригад: каждая программа должна была быть стройной и подчинённой единой идее. Все художественные номера литературно-музыкальные монтажи, юмористические сценки, песни, юмористические частушки должны были быть художественно организованы и подчинены одной заданной цели. Определённые требования предъявлялись и к художественному оформлению этих мини-спектаклей. В результате резко повысился уровень выступлений агитбригад.

Большой популярностью зрителей пользовались в то время агитбригады литфака, худграфа и педфака, отмечаемые также и высокой оценкой жюри. Известными в институте агитбригадовцами были Наталья и Татьяна Каблуковы (литфак), Василий Чекашов и Виктор Рябовол (худграф), Тамара Решетняк и Наталья Озерова (педфак) и др.

Начало 1990-х гг. отмечено ещё одним взрывом интереса к агитбригадам, которые, однако, значительно отличались от тех первых, с которых всё начиналось. С каждым годом повышался уровень профессионализма в выступлениях их участников, однако свою подвижническую функцию они выполняли все меньше и меньше, и все реже и реже «ходили в народ».

Студенты конца XX – начала XXI вв. продолжают славные традиции своих предшественников: они умеют учиться, но умеют и повеселиться, и реализовать себя в художественном творчестве. Настоящая весна в университет приходит с открытием фестиваля студенческих и любительских театров. Эта традиция зародилась в 1995 г. и является любимым детищем проф. Н. В. Сергеевой и доц. Р. Н. Храмышкиной, декана и зам. декана факультета индивидуальной специализации. Переполненный зрительный зал в период фестиваля и горячие аплодисменты свидетельствуют о том, что эта традиция крепко полюбилась и студентам. Особым вниманием и популярностью пользуется у зрителей, конечно же, театральный коллектив нашего университета (режиссёр Л. Иванова), состоящий из студентов разных факультетов, пожелавших получить вторую специальность – театрального режиссёра. В репертуаре коллектива классические произведения и спектакли современных авторов.

Приход весны в МаГУ связан ещё с одним знаменательным событием – традиционным конкурсом факультетских КВНовских команд, получившим название «Студенческая весна». В 2002 г. он был 14-м по счёту. Интерес к этому событию в институте и за его пределами огромный, желающих попасть на зрелище бывает гораздо больше, чем зрительских мест в зале, поэтому вход в зрительный зал возможен только по пригласительным билетам. И зал, и балкон всегда забиты до отказа. Даже в проходах между рядами во время конкурса пройти невозможно.

Выступление факультетских команд напоминает единое трёх-четырёх часовое музыкальное шоу или «многосерийную» программу телевизионного КВН-шоу, настолько близки по духу и мастерству выступления команд всех факультетов. С каждым годом фантазия и задор ребят не только не угасают, а ещё более разгораются. Некоторые номера факультетских сборных настолько профессионально отточены, что вполне могли бы быть представлены в клубе А. Маслякова.

Обычно каждый год для конкурса задаётся определённая тема, но это не способствует ограничению творчества команд. Напротив, приходится только удивляться, как по-разному можно обыграть одну и ту же тему! В программах затрагиваются все проблемы нашей жизни: начиная от студенческих «заморочек», проблем образования, и заканчивая политикой в стране. Способность музыкально оформить своё выступление тоже поражает воображение зрителя. Убедительным свидетельством того, что число ярких талантов в стенах нашего вуза растёт и множится, стал и последний конкурс. На вопрос, адресованный ребятам «Уездного города», видят ли они в числе сегодняшних выступающих яркие таланты, достойные принять у них со временем эстафету «большого КВН», Сергей Писаренко сразу же назвал имена А. Ульянова с дошфака, А. Симонова с худграфа, К. Штоколова с исторического факультета. В каждой команде есть свои «звёзды».

Факультетским КВНовским командам есть, у кого поучиться и у кого перенять опыт. Сборная команда «Уездный город», на две трети состоящая из ребят МаГУ, второй год подряд выходит в полуфинал высшей российской лиги «Клуба Маслякова». А начиналось всё с тех же самых конкурсов факультетских команд КВН в 1998 г., расцвет которых обозначен приходом на должность ректора вуза В. Ф. Романова. Вначале был организован озорной и захватывающий КВН между студентами и преподавателями. Ректор сам лично следил за его подготовкой. Первый опыт был настолько потрясающим, что остановить развитие этого начинания уже не было никакой возможности.

Началось соревнование между факультетами. С каждым разом мастерство выступлений команд повышалось. Трудно было выделить лучшую команду, каждая их которых имела своё лицо. Интересные находки были у команд всех факультетов. Незабываемы программы студентов психологического факультета, техфака, худграфа, инфака и литфака. Даже чисто «девичьи» факультеты с приходом туда юношей тоже неоднократно выступали блистательно.

Позже родилась институтская команда КВН, капитаном которой на протяжении всех лет существования команды (с 1990 г.) был и остаётся Сергей Писаренко. Среди первых КВНовцев, принесших команде городскую и областную известность, можно назвать Игоря Гурьянова, Евгения Скрипова, Игоря Резанова, Игоря Чумакова, эдуарда Коца и др.

В 1999 г. «Уездный город» выходит на российскую эстраду и становится чемпионом первой лиги КВН. Уже в знаменательном для команды 2000 г. команда выходит в полуфинал Высшей лиги. 2001 г. ознаменовался утверждением этого положения команды, а в 2002 г. команда стала обладателем Кубка зрительских симпатий на Кипре и позже в Москве вышла в финал Высшей лиги. В уже прославленной нынешней команде блестяще играют Сергей Писаренко, Александр Журин, Евгений Никишин, Аркадий Лопухин, Дмитрий Бурьянов, Альберт Галиуллин, Александр Шимко, Павел Уржумцев. Все члены команды являются не только актёрами, но и авторами своих сценариев, что свидетельствует о многогранности талантов каждого из них. Команда КВН «Уездный город» истинно студенческая, самодеятельная команда, гордость нашего университета. Похвально, что ее участники, несмотря на большую занятость, шефствуют над факультетскими командами, оказывают студентам помощь в подготовке к традиционным фестивалям, а также выступают на всех праздниках в родном университете.

Современное поколение студентов МаГУ умеет полнокровно и ярко проводить свободное время. Во многом заслуга в этом принадлежит руководству института и, прежде всего, самому ректору В. Ф. Романову, который огромное значение придаёт формированию культуры, духовного мира студентов университета. Досуг студентов – это серьёзное дело. Ректорат создаёт все необходимые условия для творческого самовыражения молодёжи. Именно поэтому студенты МаГУ отличаются ярко выраженным чувством собственного достоинства: одни из них блистают в учёбе, другие – в спорте, третьи – в области литературы и искусства. Всем находится занятие по душе, а главное, есть возможность найти приложение своему таланту.

С 1979 г. в институте существует Дворец студентов. Первым его директором был В. И. Сапельников. С 1980 по 1990 гг. Дворцом руководили Е. В. Дегтярёв, В. И. Сладенко, Л. А. Ильина, И. Н. Скуридин (1990-2001). Именно с Ивана Николаевича Скуридина – танцора и прекрасного актера с великолепными голосовыми данными – началось интенсивное развитие Дворца студентов. В настоящее время его директором является многолетняя бессменная помощница Ивана Николаевича Любовь Владимировна Величко.

Дворец студентов МаГУ пустым практически не бывает. Здесь то проходят общевузовские фестивали и всевозможные празднества, то факультеты проводят здесь свои мероприятия, то выступает здешняя театральная студия, то дают очередной концерт многочисленные танцевальные и музыкальные коллективы, или состязаются мастера ораторского искусства.

Второй год в МаГУ проходит вокально-хоровой фестиваль студенческих коллективов, который показывает, что в современной студенческой среде есть не только любители весёлых «тусовок» в «Торнадо», но и те, кого интересует серьёзная музыка, фольклор, национальное искусство.

Учение и труд рядом идут

Третий трудовой семестр в МГПИ-МаГУ – привычное дело для студентов. Эта традиция была заложена в 1959 году. Тогда впервые студенты летом отправились строить кошары и саманные домики в Казахстане. И с тех пор, где только ни побывали строительные студенческие отряды МГПИ: на целине, на ударных стройках страны, в Молдавии и Казахстане, на Украине и Дальнем Востоке. Желающих работать было много, но право участвовать в отряде получали лучшие из лучших, и, прежде всего, студенты, успешно сдавшие сессию. Несколько лет подряд отряд студентов МГПИ выезжал на работу на консервный завод в городе Тирасполе. Для некоторых студентов работа на заводе явилась первым опытом приобщения к длительному физическому труду. Немало трудностей пришлось испытать девушкам, которых поставили на соковую конвейнерную линию: ведь температура кипения яблочного сока – более 90 градусов.

В свободное от работы время студенты организовывали встречи с работниками завода, с населением Тирасполя. Они рассказывали южанам о нашем городе, об Урале. Отряд жил насыщенной студенческой жизнью: выпускались стенные газеты, организовывались концерты, шумные капустники. В Тирасполе были прекрасные условия для отдыха. Студентки совершали экскурсии по героическим местам Одессы и Кишинева, на Чёрное море; встречались со студентами из ГДР, Венгрии, Польши.

Летом 1970 г. комитет комсомола комплектовал первый отряд бойцов «Стройотряд – 70». Как и в предыдущие годы, география деятельности стройотрядов была богатой: группа студентов отправилась в п. Травники Челябинской области на строительство фермы и ремонт школы для сельских ребятишек; 100 студентов поехали на строительство газопровода в район города Гурьева; большая группа студентов (в количестве более 100 человек) снова была приглашена на консервные заводы Молдавии, а 50 студентов всё лето работали в отряде проводников на железной дороге.

Как и в прежние годы, предпочтение отдавалось студентам, которые успешно справлялись с учёбой и положительно зарекомендовали себя в общественной жизни института. Ведь студенческие отряды – это не только фермы, здания и километры газопровода, это и концерты художественной самодеятельности, и лекции для населения, и спортивные соревнования.

Начиная с 1970 г., в стройотряды стали включать по несколько трудных подростков. Умение вести воспитательную работу с такими подростками было необходимо будущим учителям.

В третьем трудовом семестре 1977 г. приняло участие около полутора тысяч студентов МГПИ: бойцы трудились в отрядах «Альтаир», «Экспресс», «Память», «Товарищ». Большая ответственность легла на плечи студентов из отряда «Альтаир» (командир отряда студент III курса дошфака С. Фомичёв), работавших на строительстве нового здания педагогического института. За время трудового семестра студентами было освоено на строительстве 80 тысяч рублей капиталовложений.

В 1975 г. в МГПИ появился первый педагогический отряд. Цель его создания заключалась в том, чтобы подготовить студентов к работе в школе на педагогической практике. До выхода в школу студенты педотряда вели шефскую работу в пионерских отрядах, в клубах по месту жительства, с трудновоспитуемыми подростками и т.д. Студенты шефствовали и над учащимися ГПТУ г. Магнитогорска (№ 104, 105, 90, 54), проводили совместные учёбы комсомольского актива, диспуты; студенты педотряда организовывали для учащихся лектории.

Педагогический отряд «Товарищ» начинал свою деятельность задолго до лета, первоначально в аудиториях готовясь работать с детьми в детских клубах и городских лагерях отдыха. Пионерские вожатые пришли в школы № 8, 45, 12, 25, 39, 63, в детские клубы «Орбита», «Лира», им. Г. Титова и др.

Педагогический отряд «Гелиос», кроме практической, ежегодно выполнял исследовательскую работу. Так, в 1982 году отряд исследовал проблему детский творческих объединений, изучая и обобщая опыт их работы. В 1983 г. отряд занялся исследовательской работой по заданию АПН СССР. Надо было изучить типичный микрорайон г. Магнитогорска с целью определения педагогических возможностей для повышения эффективности воспитательной работы школьников по месту жительства. Студенты отряда под руководством командира И. Носковой и комиссара Н Жадобиной составили карту педагогических влияний на школьников в микрорайоне, обосновали наиболее перспективные линии корректировки сложившейся ситуации, а также разработали и апробировали систему работы с детьми и подростками микрорайона.

Бойцы отряда «Память» (командир – студентка III курса литфака Н. Журкова), трудились на полях Волгоградской области, помогали вырастить и убрать урожай.

«Красная суббота» в институте для студентов всегда была истинным праздником труда. Студенческие отряды в дни субботника трудились не только на территории института, но и на различных объектах города. Так, в 1977 г. Всесоюзный коммунистический субботник в МГПИ проходил в три этапа в соответствии с тремя основными объектами работ.

Объект номер один по важности – строительство института. Все комсомольские организации учебных групп участвовали в субботниках на строительстве института, планомерным и систематическим трудом приближая срок сдачи в эксплуатацию нового учебно-спортивного комплекса.

Второй участок – городские, заводские объекты: комсомольцы пединститута работали на территории стана «2500», коксохимического производства, помогая строительным организациям в реконструкции комбината; ряд субботников был проведён на объектах управления жилищно-технической комплектации, управления жилищно-коммунального хозяйства треста «Магнитосторой», Ремстройтреста, на заводе металлоизделий; оказана была помощь и стройуправлению № 7 – генподрядчику строительства института.

Одним из самых крупных объектов был сквер «Трёх поколений». На нём трудились студенты всех факультетов, кроме физмата и литфака, которые наводили порядок на территории вокруг пединститута – третьем основном участке работы.

Глубокой осенью 1970 г. комиссия из трёх человек во главе с ректором В. А Патрушевым колесила на машине по угодьям Карагайского бора в поисках места для строительства спортивно-оздоровительного лагеря. Облюбовали тогда живописный уголок у небольшого озера 18-го Смирновского кордона. Обмерили участок шагами и вбили колышки… И вот уже в конце июня 1971 г. ректоратом было принято решение начать строительство базы отдыха для коллектива преподавателей и студентов института их собственными силами. Много было скептиков, не веривших в успех задуманного. Они утверждали, что строить нужно только со специалистами. Однако настойчивость организаторов, вера в силы и энтузиазм молодёжи оправдали себя.

Первоначинателями институтской стройки были второкурсники худграфа, решившие совмещать пленэр с физическим трудом. Много трудностей выпало на их долю. На живописной лесной поляне раскинулся небольшой палаточный городок. По утрам его жители поднимались по команде на зарядку, днём трудились на объектах и рисовали, а поздно вечером пели песни у костра.

Несмотря на нехватку инструментов, студенты к концу пленэра подготовили ямы под сливные ёмкости и котлован под фундамент для первого дома. Среди второкурсников особенным трудолюбием и деловитостью отличались В. Кузнецов, В. Герасимов, Н. Фёдоров, Ю. Сибагатулин, С. Гаврицков, С. Чигвинцев, В. Дулов, Л. Лукьянов, С. Абрамов. Своему лагерю студенты решили присвоить имя «Антей». В это имя они вложили веру в сила энтузиазма и романтики.

Новый этап в строительстве «Антея» начался в августе-сентябре, когда было привезено достаточное количество строительных материалов. Студентов худграфа сменили лаборанты физмата Ю. Извальцев, М. Глотов, П. Коновалов и учебный мастер В. Д. Колесников. С первого сентября на помощь к ним приехали первокурсники художественно-графического факультета с лаборантом О. Дорошенко в качестве руководителя студенческого отряда. На их долю выпала самая тяжёлая работа: вручную они уложили около пятидесяти фундаментных блоков, залили более 60 кубических метров бутобетона, поставили стены сруба первого дома и каркасы веранд, вырыли под домом подвал ёмкостью 45 кубических метров и т.д. Деревоотделочными работами руководили учебный мастер В. Д. Колесников и студент В. Грушеновицкий. За бетонные работы отвечал студент первого курса литфака В. Шунин. Скептики проиграли: в институте нашлись строители, да ещё какие!

Не прекращались строительные работы и во время учебного семестра. Студенты выезжали на работу по субботам и выходным дням, на каникулах. Так расправлял свои плечи «Антей»!

Основой организации лагерной жизни являлось студенческое самоуправление. Высшим органом являлся совет лагеря, в который входили председатель совета, командиры отрядов, культорги, физорги, редактор стенной газеты, начальник лагеря. Решения совета лагеря, принимаемые на каждодневной оперативке, являлись общеобязательными для всех отдыхающих.

В 1975 г., когда «Антей» ещё достраивался, а студенты уже отдыхали в нем, жизнь лагеря «кипела». Каждый день был насыщен и интересен по-своему: одни трудились в строительном отряде, другие планировали спортивные площадки, третьи оборудовали их. А после трудовых дел – активный отдых на лоне природы. Проводились вечера художественной самодеятельности, такие, как вечер юмора, праздник песни, праздничный «Огонек», КВН и т. д. Особенно интересно в непринужденной обстановке проходили традиционные «Огоньки». В этот вечер все отдыхающие собирались в столовой за чашкой чая, и здесь же выступали художественные коллективы каждого отряда.

Кипела спортивная жизнь лагеря: проводились спартакиады по многоборью, соревнования по настольному теннису, футболу, веселые старты. Ежедневно в 7 часов утра оживала радиостанция: под музыку студенты бодро выбегали на зарядку, потом линейка, трудовое задание на день, а по вечерам, до отбоя звучала танцевальная музыка. Только после 23-00 в лагере воцарялась тишина. В теплые дни строители катались на лодках, загорали на небольшом Смирновском озере. Важно отметить, что все работы в лагере имели профессионально-педагогическую направленность: у студентов формировались умения подготовить и провести вечер, диспут, спортивные соревнования, турпоход.

Строительство лагеря продолжалось и в 1976 г., и опять основная работа легла на плечи студентов художественно-графического факультета. В лагере действовала специально созданная бригада под руководством преподавателя худграфа Б. М. Молчанова. Бригада было небольшой, но работу в это лето выолнила огромную: была достроена и запущена в эксплуатацию баня, продолжено строительство административного корпуса и клуба. Все отдыхающие студенты (а их было 114 человек в каждую смену) не только отдыхали, но и оказывали посильную помощь в благоустройстве лагеря. Два часа в день они были заняты общественно-полезным делом: оборудовали спортивную площадку, принимали участие в строительстве насосной станции, убирал<







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.