Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Звенья одной цепи: межфакультетские кафедры





В МаГУ 12 кафедр, которые обсулживают все факультеты университета. У каждой из них своя история, своя судьба.

Одной из старейших является кафедра педагогики. Ей так же, как и университету, 70 лет. Это – возраст зрелости, мудрости, подведения итогов. История развития кафедры – это часть истории университета. Родившись одновременно с институтом, кафедра сначала объединяла преподавателей педагогики и психологии, что было отражено в ее названии. И только в 1978 г. произошло разделение, и кафедра педагогики начала свою самостоятельную жизнь.

В тяжелое военное и послевоенное время кафедрой руководил В. С. Линтварев. В разные годы кафедрой заведовали Павел Михайлович Селезнев, Фёдор Андреевич Орехов, Нина Филипповна Шмакова, Александр Иванович Подольский, Флюра Альтафовна Мустаева, Георгий Георгиевич Гранатов. В 1993 г. кафедру возглавил доктор пед. наук, проф. Владимир Александрович Беликов.

Большой вклад в развитие кафедры и рост ее авторитета внесли Наталья Владимировна Сергеева, Илья Фёдорович Исаев, Нина Григорьевна Санникова, Тамара Владимировна Лебедева, Ольга Алексеевна Глухих, Ида Петровна Евтюшкина, Валентина Михайловна Кашарина и многие другие. Это талантливые ученые, знающие преподаватели, прекрасные люди. Каждого из них отличает любовь к науке, к профессии учителя, целеустремленность.

Нынешний состав кафедры достойно продолжает начатое ветеранами дело. Научная и учебная деятельность преподавателей отражена в многочисленных научных трудах. Исследования ученых кафедры охватывают широкий спектр актуальных педагогических проблем. Растет качество научно-методических публикаций.

К научной работе привлекаются и студенты. По профилю кафедры студентами различных факультетов успешно защищаются курсовые и дипломные работы. Научные работы студентов востребованы в школах города, в системе дополнительного образования. В университете активно работает научное студенческое общество (НСО) (чем может похвастаться, увы, не каждый вуз), которое курирует доктор пед. наук, проф. кафедры, энергичный и неутомимый Николай Яковлевич Сайгушев.

Большой популярностью среди студентов пользуются ежегодно проводимые педагогическая олимпиада и инструктивный лагерь, которые также курирует кафедра. В процессе их подготовки и проведения, студенты привлекаются к обсуждению насущных педагогических проблем, развивающих профессиональное мышление, расширяющих кругозор и формирующих психолого-педагогическую культуру будущих учителей. И студенты демонстрируют здесь свои таланты: фантазируют, импровизируют, сочиняют, поют, шутят…

За последние 20 лет кафедра превратилась в мощный научный центр. Особенно плодотворным было последнее пятилетие. Большой вклад в рост авторитета кафедры внесли специалисты высшей квалификации Владимир Александрович Беликов, Татьяна Егоровна Климова, Любовь Ивановна. Савва, Николай Яковлевич Сайгушев, Наталья Владимировна Сычкова. Они успешно решали такие сложные проблемы, как: «Формирование профессиональной активности студентов педвуза», «Формирование продуктивного общения у студентов педвузов», «Исследование проблемы дидактических основ организации учебно-познавательной деятельности учащихся». Общая же тема, над которой работают все преподаватели, – «Методология образования и развития личности учащихся и студентов».

О высоком уровне научной деятельности говорит тот факт, что в 1993 г. на базе кафедры открыта аспирантура, а в 1996 г. создан постоянно действующий Совет по защите кандидатских диссертаций. В 1998 г. ВАК открыл при МГПИ докторантуру. Первым научным консультантом докторантов стал проф. В. А. Беликов.

С 2000 г. в университете действует Совет по защите докторских диссертаций, членами которого являются три представителя кафедры: доктор пед. наук, проф. В. А. Беликов (зам. Председателя совета), доктор пед. наук, проф. Н. Я. Сайгушев (ученый секретарь совета), доктор пед. наук, проф. В. П. Ушачев (член совета).

В 2001-2002 уч. г. успешно защитили докторские диссертации доценты кафедры Т. Е. Климова, Л. И. Савва, проф. Н. Я. Сайгушев, Н. В. Сычкова. С 2000 г. на кафедре работает доктор пед. наук, проф. В. П. Ушачев. Таким образом, шесть членов кафедры являются докторами наук или станут ими в ближайшее время.

Научный потенциал кафедры растет за счет молодых преподавателей. М. В. Панасенко, С. Н. Юревич, Е. Г. Слободнюк, О. Г. Хлоповских, которые, работая над индивидуальными темами исследования, успешно защитили кандидатские диссертации. В университете на различных кафедрах работают соискатели и аспиранты кафедры. Многим кандидатам пед. наук дали путёвку в большую науку ведущие преподаватели кафедры педагогики, выступая в качестве руководителей диссертационных работ. Среди таких преподавателей, помимо В. А. Беликова, можно назвать Н. В. Сычкову, Н. Я. Сайгушева, Л. И. Савву, В. П. Ушачёва, Т. Е. Климову.

Большую научную, учебную и общественную работу выполняют ассистенты И. И. Кириченко и О. А. Веденеева. Они учатся в аспирантуре и в ближайшее время станут кандидатами пед. наук.

Коллектив кафедры педагогики поддерживает тесные контакты с другими вузами Российской Федерации – Московским, Башкирским, Тульским, Брянским, Оренбургским, Челябинским, Курганским университетами и педагогическими университетами, с образовательными учреждениями гг. Санкт-Петербурга и Надыма.

Преподавателями кафедры также активно проводится научно-экспериментальная работа в школах города, в Магнитогорском государственном педагогическом колледже, Магнитогорском государственном профессионально-педагогическом колледже, лицее РАН, социально-педагогическом учебно-воспитательном комплексе «Семья». Тесная связь поддерживается и с детскими оздоровительными центрами (ДОЦ), в которых студенты проходят педпрактику. Руководство ДОЦ дает самую высокую оценку работе наших студентов, отмечает их любовь к детям, интерес к работе, их творческий потенциал.

С 2000 г. при кафедре функционирует лаборатория проблем непрерывного образования, которой руководит доктор пед. наук, проф. В. А. Беликов. Лаборатория организует научно-исследовательскую и инновационную деятельность во многих учебно-воспитательных учреждениях города.

Гармоничная деятельность кафедры невозможна без четкой работы лаборантов и поэтому портрет кафедры был бы неполным без зав. кабинетом педагогики Т. И. Полениной, инженера кафедры Н. А. Цветковой, ст. лаборанта лаборатории Н. А. Сорокиной. Они всегда в курсе дел кафедры, всегда внимательны, никогда не откажут в помощи, всегда помогут найти нужную литературу, дадут необходимую информацию студентам.

Кафедра меняется, совершенствуется, находится в постоянном творческом поиске. Здесь царит атмосфера доброжелательности и бескорыстного служения делу, атмосфера доброты, не исключающей и требовательности.

Кафедра психологии развития личности, в отличие от кафедры педагогики, относится к числу самых молодых в университете.Она была образована 1 июля 1994 г. Первой заведующей кафедрой была назначена канд. псих. наук, доц. Надежда Николаевна Крыгина (01.07.94-10.01.95). Затем ее сменили канд. псих. наук, доц. Светлана Николаевна Крыгина (10.01.95-06.11.96; 15.06.98-01.09.02); канд. псих. наук, доц. Светлана Николаевна Козловская (06.11.96-15.02.98); ст. преп. Галина Владимировна Слепухина (15.02.98-15.06.98). С сентября 2002 г. кафедру возглавляет канд. пед. наук, доц. кафедры Ольга Геннадьевна Петушкова.

Будучи межфакультетской кафедра обеспечивает реализацию профессионально-образовательных программ подготовки специалистов по дисциплинампсихолого-педагогического блока на восьми факультетах МаГУ: филологическом, историческом, факультете иностранных языков, физико-математическом, информатики, художественно-графическом, социальном и технологическом.

Согласно требованиям государственного стандарта на всех перечисленных факультетах читается психология человека, психология развития человека (возрастная психология), экспериментальная, социальная, специальная психология, педагогическая антропология. Кроме того, на социальном факультете в учебный план включено еще восемь различных психологических дисциплин, в том числе психология семьи, семейное консультирование и психотерапия, психология подростка, психология девиантного поведения, конфликтология, психология развития личности в условиях депривации и др. Кафедра является «выпускающей» на социальном факультете и факультете иностранных языков.

Преподаватели кафедры проводят научные исследования в рамках общекафедральной темы НИР, которая имеет две подтемы: «Психологическое сопровождение становления личности на различных этапах онтогенеза»; «Научно-методическое обеспечение психологической подготовки специалистов в области социальной работы». Индивидуальные темы научных исследований преподавателей кафедры охватывают широкий спектр проблем развития и становления личности: телеологическое и спонтанное в динамике индивидуального сознания (В. П. Седов), психологическая защита депривированной личности (С. Н. Крыгина), становление полового самосознания личности на различных этапах онтогенеза (Н. Н. Крыгина), управление конфликтным поведением личности (О. Г. Петушкова), формы и методы психологической реабилитации лиц с химической зависимостью (В. А. Пятунин) и др.

О научном уровне проводимых исследований говорит тот факт, что в 2001 г. проф. кафедры В. П. Седов получил грант Министерства образования РФ по фундаментальным исследованиям и диплом победителя конкурса грантов 2000 г. Кроме того, силами преподавателей кафедры в 2001 г. была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные психологические проблемы становления личности в современном мире», в которой приняли участие ученые и практики из 30-ти городов страны. На пленарном заседании, кроме преподавателей кафедры, выступили доктор псих. наук, проф., член-корреспондент РАО А. А. Вербицкий и главный специалист Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования РФ, канд. ист. наук В. В. Беляков. По итогам работы конференции принято решение о проведении в 2003 г. на базе МаГУ при участии кафедры психологии развития личности еще одной Всероссийской научно-практической конференции, посвященной юбилею системы социальной защиты социальных сирот (на что получено согласие заместителя министра образования РФ Е. Е. Чепурных и ректора МаГУ профессора В. А. Романова). Кафедра психологии развития личности являлась также активным участником подготовки и проведения Всероссийской конференции «Психолого-педагогические проблемы социальной работы» (2000), организованной факультетом социальной работы МаГУ.

С. Н. Крыгина дважды была членом Государственных комиссий при Министерстве образования Российской Федерации по аттестации вузов страны и принимала участие в инспектировании Шуйского государственного педагогического университета и Липецкого государственного педагогического института (1999). Она являлась также членом городской экспертной комиссии по аттестации на высшую категорию практических психологов г. Магнитогорска.

Преподаватели кафедры психологии развития личности осуществляют широкую научно-методическую и просветительскую деятельность в городе и области. Силами кафедры за последние три года было проведено два областных научно-практических семинара для работников Комиссий по делам несовершеннолетних (2000, 2001) и городской научно-практический семинар «Психолого-педагогические проблемы молодых учителей и пути их решения» (1999). Преподаватели активно участвуют в работе различных городских научных семинаров, конференций и «круглых столов». Они читают лекции на курсах повышения квалификации учителей школ города, консультируют учителей, специалистов по социальной работе, воспитателей и практических психологов детских домов и школ-интернатов, работают над повышением психологической культуры различных категорий граждан. Кафедра занимается решением псих. проблем людей самых разных возрастных групп, начиная от детей из детских садов и заканчивая пенсионерами Дома «Ветеран» ОАО ММК. Серьезное внимание оказывается формированию и поддержанию их психического здоровья (наиболее активна в этом Г. В. Слепухина).

На кафедре психологии развития личности созданы необходимые условия для организации научно-исследовательской деятельности студентов. Несмотря на то, что психология не является профилирующей дисциплиной на вверенных кафедре факультетах (кроме социального факультета), тем не менее, преподавателями проводится работа по формированию у студентов культуры психологического исследования и устойчивого интереса к психологии. За последние три года под руководством преподавателей кафедры психологии развития личности было защищено более 200 выпускных квалификационных работ. Причем тематика большинства дипломных исследований является достаточно серьезной по постановке научной проблемы и затрагивает как область фундаментальных исследований, так и прикладных вопросов. При этом предпочтение отдается работам, имеющим практическую значимость и учитывающим особенности специализации выпускников. Результаты дипломных исследований внедряются в учебно-воспитательный процесс МаГУ, в работу образовательных и воспитательных учреждений, трудовых коллективов города и области.

В связи с необходимостью оптимизации дидактического обеспечения учебно-воспитательного процесса преподаватели кафедры работают над созданием собственных учебных и учебно-методических пособий, стремясь при этом соответствовать самым высоким требованиям. Материалы И. В. Гурьяновой вошли в состав учебно-методического пособия, получившего в 2001 г. гриф УМО (редактор сборника – Ф. А. Мустаева), а учебное пособие В. А. Пятунина (общим объемом 16 п. л.) в 2001 г. направлено в Министерство образование для получения грифа. За последние четыре года преподавателями кафедры была подготовлена различная по тематике учебная и учебно-методическая литература общим объемом 1428 с. (59,5 п. л.).

Кафедра работает над расширением и укреплением различных форм научного сотрудничества с ведущими психологами, научными и высшими учебно-воспитательными учреждениями страны и региона. В настоящее время кафедра поддерживает деловые отношения с Московским государственным открытым педагогическим университетом, Новосибирским государственным педагогическим университетом, Московским государственным педагогическим университетом, Санкт-Петербургским государственным университетом и др. Они осуществляются в форме консультаций преподавателей кафедры, обмена научной информацией, участия в научных конференциях, научного руководства аспирантами и соискателями и др.

Кафедра психологии развития личности является динамично развивающимся структурным подразделением МаГУ, чутко реагирующим как на новые открытия в области фундаментальных исследований, так и на запросы жизни.

Одной из старейших кафедр института можно считать кафедру политической истории. В октябре 1932 г., когда в Магнитогорске был открыт вечерний индустриально-педагогический институт, сразу было создано две кафедры: социально-экономических и физико-математических наук. В марте 1934 г. кафедра социально-экономических наук была разделена на две кафедры: истории и русского языка и литературы. Возглавил кафедру истории Иван Васильевич Садчиков, который, кроме того, вёл и основные курсы по кафедре истории: диалектический и исторический материализм.

В Магнитогорск Иван Васильевич Садчиков приехал в числе первых преподавателей вуза по направлению главного управления вузов после окончания аспирантуры при МИФЛИ. Это был очень эрудированный, грамотный, высоко культурный человек, отличный педагог. Он оставил о себе неизгладимую память у первых выпускников института и коллег, работавших с ним в то время.

В 1938 г. после выхода в свет «Краткого курса истории ВКП (б)» было принято постановление об обязательном изучении истории партии во всех вузах. В институте была создана кафедра основ марксизма-ленинизма. Её первым заведующим стал И. В. Садчиков. В институте он работал до 1939 г., затем был отозван в Москву на дипломатическую службу, одно время был послом СССР в Иране. В 1979 г. И. В. Садчиков прислал интересные воспоминания о своей работе и жизни в Магнитогорске и автобиографию, хранящихся в архиве МаГУ до сегодняшнего дня и использованные нами на страницах этой книги.

В 1939 г. кафедру возглавил Савелий Фёдорович Глебов, прибывший в институт по направлению Наркомата образования после окончания Московского института философии, литературы и истории (МИФЛИ) и аспирантуры при нём. В СССР это был самый престижный вуз по подготовке преподавателей общественных наук. Надо отметить, что в первые годы существования МГПИ Наркомпрос проявлял много заботы о кадрах. В Магнитогорск был направлен ряд выпускников МИФЛИ. Они и составили костяк кафедры марксизма-ленинизма. В 1930-е гг. на кафедре работали четыре преподавателя: П. А. Попов, О. И. Кичигина, Л. Ф. Блок, С. Ф. Глебов.

Кафедра обеспечивала преподавание истории ВКП (б), диалектического и исторического материализма, политической экономики.

В 1941 г., в первые же дни Великой Отечественной войны, мужчины кафедры во главе со своим заведующим ушли на фронт. С. Ф. Глебов прошёл всю войну и вернулся на работу в институт с четырьмя боевыми орденами и несколькими медалями.

В начале войны в Магнитогорск было эвакуировано ряд вузов из Москвы, Воронежа, из Украины. Преподаватели этих вузов заменили, ушедших на фронт членов кафедры. С 1942 г. на кафедре работали доценты А. Г. Берман, Я. Г. Койлес, ст. преп. С. Г. Иванов, но по окончании войны они вернулись в свои институты.

После войны значительно увеличился контингент студентов, появилось много демобилизованных солдат, прошедших всю войну. Они внесли новую струю в жизнь института. Это были зрелые люди, имеющие свои взгляды на жизнь, своё понимание действительности. В свою очередь это потребовало повышения качества преподавания, укрепления состава кафедр и увеличения её численности.

В 1946-1947 уч. г. на кафедре уже работало 7 преподавателей: С. М. Каганов, который до 1947 г. возглавлял кафедру; С. Ф. Глебов, сменивший его в 1947 г. и проработавший в этой должности до 1952 г., а затем перешедший в Магнитогорский горно-металлургический институт, где тоже был зав. кафедрой основ марксизма-ленинизма; канд. экон. наук, доц. Н. И. Альбрут; ст. преподаватели Н. Т. Матюгин, И. Г. Гутман, А. Г. Сыровегина; асс. Г. Д. Хинт.

В 1954 г. кафедру основ марксизма-ленинизма возглавил молодой преподаватель Леонид Захарович Тетерин. Он окончил Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина и аспирантуру при нём. Несколько позже он защитил диссертацию и стал первым в институте кандидатом наук по специальности «История партии».

В 1954 г., после защиты диссертации на кафедре начала работать Александра Васильевна Серёдкина, которая отдала родной кафедре 35 лет своей жизни. Много лет Александра Васильевна, совмещая преподавательскую работу и руководство факультетом дошкольной педагогики. На кафедре в эти годы также работали доц. Леонид Иванович Ларионов (преподавал философию), А. Н. Герасимов (читал политэкономию), С. Н. Каганов, И. М. Гутман, Г. Д. Хинт, А. Г. Сыровегина, П. В. Сапронов.

Новый этап в работе кафедры начался после XX съезда КПСС, который проходил в 1956 г. Решения съезда требовали усиления всей идеологической работы, в том числе и в преподавании общественных наук. Большое внимание стало уделяться изучению первоисточников, материалов съездов, произведений классиков марксизма-ленинизма, работ видных историков, философов, экономистов. Несколько доступнее стали архивные материалы, хотя большинство из них ещё долгое время были закрыты для исследователей.

Изменилась и методика преподавания: больше внимания стали уделять самостоятельной работе студентов, увеличилось количество часов, отводимых на семинарские занятия и консультации. Всё это предъявляло повышенные требования к преподаванию общественных наук.

В начале 1960-х гг. кафедру возглавил канд. ист. наук П. С. Лучевников. Он сам серьёзно занимался научной работой и побуждал к этому членов кафедры. Им была написана и опубликована первая монография на кафедре о гражданской войне на Южном Урале. Члены кафедры стали публиковать свои статьи в научных сборниках института. Павел Сергеевич был замечательным лектором, он хорошо разбирался не только в вопросах истории, но и литературы, музыки. Студенты с большим удовольствием слушали его интересные лекции.

В начале 1960-х гг. кафедра пополнилась за счёт выпускников Московского государственного университета. В институте работали И. Ф. Галигузов (ныне доктор ист. наук, проф. Магнитогорской государственной консерватории), супруги В. Я. и З. Н. Лузины. В. Я. Лузин позже защитил кандидатскую диссертацию. В 1964 г. начал свою работу в нашем институте канд. ист. наук Александр Иванович Секерин.

В 1964 г. в связи с повышением требований к изучению общественных наук, повысились требования к качеству подготовленности преподавателей. Нужны были специалисты, имеющие учёные степени и звания. В это время совет института принял решение о разделе кафедры основ марксизма-ленинизма на две самостоятельные: кафедру истории КПСС и политэкономии и кафедру философии и научного коммунизма. Это решение было утверждено в 1965 г. Министерством просвещения. Кафедрой истории КПСС и политэкономии стал заведовать канд. ист. наук А. И. Секерин; канд. ист. наук П. С. Лучевников стал первым заведующем кафедрой философии и научного коммунизма.

Под руководством А. И. Секерина на кафедре сложился сильный педагогический и научный коллектив. Он был умелым организатором, талантливым преподавателем и видным учёным. За плечами А. И. Секерина была война. Он воевал в составе Уральского добровольческого танкового корпуса. Уже после войны А. И. Секерин закончил Челябинский педагогический институт и защитил кандидатскую диссертацию. Работая заведующим кафедрой МГПИ, он подготовил и защитил в 1970 г. докторскую диссертацию на тему: «Стратегия и тактика Коммунистической партии в переходный период от капитализма к социализму». В 1971 г. ему было присвоено звание профессора. А. И. Секерин стал первым доктором наук в Магнитогорском пединституте. За успехи в педагогической и научной деятельности А. И. Секерин, В. Т. Липин, ст. преподаватели Н. А. Маклецов, В. Я. Лузин, З. Н. Лузина, И. П. Ерыженский были награждены различными орденами и медалями, почётными грамотами Министерства просвещения.

В 1967 г. после окончания аспирантуры Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина на кафедре начал свою работу молодой талантливый преподаватель Валентин Фёдорович Романов. Его неординарная манера чтения лекций сразу привлекла внимание студентов, его лекции ходили слушать студенты всех факультетов. Не только в институте, но и в городе сразу оценили одарённого молодого лектора. В 1967 г. Валентин Фёдорович успешно защитил кандидатскую диссертацию, а в 1972 г. был утверждён в звании доцента.

В 1970 г. произошла новая реорганизация кафедр общественных наук. Выделилась как самостоятельная кафедра политэкономии, преподавание научного коммунизма перешло на кафедру истории КПСС, и кафедра получила название кафедры истории КПСС и научного коммунизма, продолжив свою деятельность под руководством А. И. Секерина.

К концу 1960-х гг. кафедра истории КПСС и научного коммунизма стала одной из сильнейших кафедр в институте. За 1965-1970 гг. шесть преподавателей кафедры защитили кандидатские диссертации.

В 1972 г. из 12 членов кафедры 8 имели учёные степени и звания. Это: доктор ист. наук А. И. Секерин; доценты В. Т. Липин, А. В. Серёдкина, В. Ф. Романов, В. Я. Лузин, Э. Я. Комиссарова, Г. К. Андреева, В. П. Ерыженский.

В составе кафедры с 1969 г. работал ректор института, канд. ист. наук В. А. Патрушев. В это же время работали ст. преподаватели Ю. А. Сазиков и Ю. Ф. Рыжов.

В 1960-1970-е гг. на кафедре успешно велась научно-исследовательская работа. С 1965 г. регулярно стали проводиться научные конференции, с докладами выступали все преподаватели кафедры. По итогам этих конференций публиковались статьи. Члены кафедры принимали участие в подготовке к печати сборников «Очерки истории Челябинской партийной организации», «Работа партии по коммунистическому воспитанию трудящихся» и др. В 1968 г. в издательстве Челябинского педагогического института вышла в свет монография А. И. Секерина: «В. И. Ленин и некоторые вопросы стратегии и тактики Коммунистической партии после победы Великой Октябрьской революции».

Велась работа по коллективным темам: «Методологические вопросы коммунистического воспитания», «Проблемы стратегии и тактики КПСС» и др. В 1971 г. в институте была создана лаборатория комплексных социологических исследований. В её работе активное участие принимали преподаватели кафедры. Ими были разработаны планы социально-экономического развития Магнитогорского метизно-металлургического завода, треста «Магнитострой» и др. Руководил этой работой ректор института Василий Афанасиевич Патрушев.

Преподаватели кафедры активно участвовали в общественной жизни института и города, вели большую лекционную и пропагандистскую работу. Проф. А. И. Секерин, доц. В. Т. Липин, Э. Я. Комиссарова, В. Ф. Романов, ст. преподватели Л. Г. Чернышкова и Н. А. Маклецов были бессменными лекторами вечернего университета марксизма-ленинизма, городских районных семинаров пропагандистов.

Члены кафедры избирались в состав партийного бюро и партийного комитета института. Так, Н. А. Маклецов, Ю. А. Сазиков являлись в разное время секретарями парткома МГПИ.

В 1972 г. зав. кафедрой был избран канд. ист. наук, доц. Валентин Фёдорович Романов, который возглавлял кафедру до 1978 г. В это время, в связи с переходом института в новое здание, открытием нового факультета, значительно увеличилось число студентов, следовательно, появилась потребность и в увеличении штата кафедры, в более рациональном использовании опыта и знаний каждого преподавателя. Остро встал вопрос о повышении качества преподавания. Эти проблемы успешно решал коллектив кафедры во главе с В. Ф. Романовым. Несмотря на огромную занятость в институте и городе, Валентин Фёдорович упорно продолжал свою научную работу. Это позволило ему без отрыва от производства защитить докторскую диссертацию.

В 1978 г. на кафедре снова произошла реорганизация. Самостоятельной стала кафедра научного коммунизма, на которую перешли доктор филос. наук В. Ф. Романов, доценты Э. Я. Комиссарова, В. Т. Татаркин, ст. преп. Н. Д. Шепелёв.

Некоторые преподаватели в это время уехали из города (А. И. Секерин, В. Я. Лузин и З. Н. Лузина, Т. П. Андреева и др.). В конце 1970-х-начале 1980-х гг. на кафедру пришло много молодых преподавателей: Л. И. Голобородкина, Т. И. Ерёмина, А. Л. Филоненко, В. Е. Олейник, Ю. Д. Коробков.

С 1978 по 1980 гг. кафедрой руководила канд. ист. наук Н. М. Кутепова, исполнявшая до этого обязанности проректора по заочному обучению. В 1980 г. в связи с выездом из города она была освобождена от обязанностей зав. кафедрой, и эти обязанности были возложены на доц. Э. А. Злотникову, избранной впоследствии на эту должность по конкурсу и возглавлявшую кафедру до 1988 г.

В эти годы, наряду с главной задачей – совершенствованием учебного процесса и повышением качества преподавания – кафедре пришлось уделять много внимания молодым преподавателям. Их надо было учить работать в вузе. За решение этой задачи взялись старшие товарищи: доценты В. Т. Липин, А. В. Серёдкина и Э. А. Злотникова. Они посещали семинарские занятия молодых преподавателей, приглашали их к себе на лекции, делились опытом, помогали разбираться в сложных теоретических вопросах. На кафедре регулярно практиковалось обсуждение теоретических и методических докладов, как опытных преподавателей, так и молодых. Ежедневное общение, внимание и понимание со стороны старших помогло молодёжи быстрее освоить теорию и методику, активнее включиться в жизнь кафедры и института. В то же время необходимо было обеспечить им и возможность научного роста. Несмотря на постоянные кадровые проблемы, кафедра ежегодно отправляла молодых преподавателей в очную аспирантуру. В результате за 8 лет закончили очную аспирантуру и успешно защитили кандидатские диссертации 5 молодых преподавателей: Т. И. Ерёмина, Л. И. Голобородкина, А. Л. Филоненко, В. Е. Олейник, Ю. Д. Коробков.

К концу 1980-х гг. кафедра истории КПСС на 90 % была укомплектована преподавателями с учёной степенью. В эти годы преподаватели кафедры стали больше внимания уделять укреплению связи со школами, так как в этот период в институте не было исторического факультета и работа с учителями истории школ города фактически лежала на кафедре. Совместно с городским отделом народного образования в 1981 г. был разработан и утверждён план работы кафедры с учителями истории. В течение ряда лет при методическом отделе ГорОНО под руководством кафедры работал теоретический семинар. На семинарах обсуждались важнейшие теоретические проблемы, вопросы внешней и внутренней политики. Преподаватели делились знаниями с учителями города, посещали открытые уроки учителей истории, участвовали в их обсуждении. С лекциями выступали не только преподаватели кафедры истории КПСС, но и всех других кафедр общественных наук.

По решению горкома партии в университете марксизма-ленинизма было открыто специальное отделение учителей истории и обществознания, на котором в течение 5 лет читала лекции доц. Э. А. Злотникова.

Значительную работу проводила кафедра и с учащимися. Ежегодно преподаватели кафедры помогали разрабатывать тематику и проводить олимпиады школьников по истории, участвовали в работе жюри олимпиад. Кроме того, кафедра взяла на себя обязанность рецензирование рефератов учащихся, принимавших участие в различных конкурсах. Это, безусловно, способствовало повышению качества рефератов и давало возможность магнитогорским школьникам достигать хороших результатов в регионе и стране. Надо отметить, что такая работа со школами была возможна благодаря заинтересованности в этом тогдашнего заведующего ГорОНО, выпускника нашего института В. В. Печорина. Много сил и времени отдавали этой работе преподаватели кафедры В. Т. Липин, Ю. Ф. Рыжов, Ю. Д. Коробков и др. По итогам работы кафедра за эти годы дважды завоёвывала первое место в институте среди общеинститутских кафедр.

С 1987 по 1997 гг. кафедрой руководил доц. В. П. Полев. Настали трудные времена в жизни всей страны. Началась новая история кафедры.

Кардинальные перемены, происходящие в последние 15 лет в стране, не могли не отразиться на работе кафедры. В условиях становления демократии и многопартийности преподаватели стремились определить своё место и роль в вузе. Шёл непрерывный поиск нового содержания учебных дисциплин, преподаваемых кафедрой. Многократно менялись учебные планы и программы. Необходимо было осмыслить новые источники, содержавшие ранее неизвестные факты. В эти годы вместо истории КПСС кафедра перешла на преподавание истории России, расширив хронологию до середины XIX в.

В апреле 1989 г. состоялась серия встреч и бесед преподавателей кафедры с американским историком С. Коткиным, которые дали богатую пищу для размышлений. На заседаниях кафедры регулярно стали обсуждаться теоретические и методологические проблемы, новинки исторической литературы. Доценты Л. И. Голобородкина, В. П. Полев, А. Л. Филоненко выступали с докладами по актуальным вопросам исторической науки на заседаниях совета кафедр общественных наук. Взвешенную, объективную оценку событий отечественной и мировой истории XX века преподаватели стремились донести до студентов.

В эти годы резко снизился уровень оплаты труда вузовских преподавателей, сократился объём часов, выделяемых на изучение истории. Несмотря на это, необходимо было сохранить костяк коллектива, повысить научный потенциал. Кафедра поддержала А. Л. Филоненко, решившего работать над докторской диссертацией. В итоге, спустя несколько лет, в конце 1999 г. в коллективе появился доктор наук. За последние 20 лет это был первый доктор наук среди преподавателей кафедр общественных наук.

Кафедрой к этому времени уже руководила доц. Л. И. Голобородкина, сумевшая мобилизовать коллег на решение проблемы методического обеспечения учебного курса. Была также решена задача обновления коллектива за счёт молодых преподавателей – ассистентов С. В. Долбилова и Т. Г. Пашковской.

С октября 2001 г. во главе кафедры стал проф. А. Л. Филоненко. На кафедре работает 6 человек: заведующий кафедрой политической истории доктор ист. наук, проф. Александр Львович Филоненко; канд.ист. наук, доц. Владимир Павлович Полев; канд.ист. наук, проф. Лидия Ивановна Голобородкина; ассистенты Сергей Васильевич Долбилов и Татьяна Григорьевна Пашковская; ст. лаборант Юлия Игоревна Щербакова.

Кафедра политической истории является межфакультетской. Преподаватели кафедры читают лекции по истории отечества на I курсе всех факультетов МаГУ. Ведущими преподавателями кафедры политической истории являются, помимо заведующего, доц. Владимир Павлович Полев и проф. Лидия Ивановна Голобородкина.

Преподаватели кафедры активно используют реферативный метод обучения, когда студенты должны определить круг литературы, составить план работы и раскрыть означенную тему, сделав соответствующий вывод. На последнем этапе происходит защита написанного реферата.

Преподаватели ежегодно участвуют в конференциях, проводимых в
МаГУ и других вузах. В 1999 г. А. Л. Филоненко защитил докторскую диссертацию по теме «Создание и функционирование управленческих структур Высшего Совета народного хозяйства в 1917-1921 годах». В 2001 г. А. Л. Филоненко выступил с сообщением на международной научной конференции «Реформы и революции в России в XX веке», организованной и проведённой институтом Российской истории Российской Академии.

Годом рождения кафедры философии можно считать 1964-й, когда существовавшая в структуре МГПИ кафедра основ марксизма-ленинизма была разделена на две: кафедру философии и научного коммунизма и кафедру истории КПСС и политэкономии. Однако как самостоятельная кафедра философии функционирует с 1978 г., когда кафедру философии и научного коммунизма разделили на кафедру философии и кафедру научного коммунизма.

Кафедрой философии и научного коммунизма с 1964 г. по август 1969 г. заведовал работавший в МГПИ с 1960 г. канд. ист. наук Павел Сергеевич Лучевников. Затем его сменил канд. филос. наук Николай Семенович Нилов (1970-1974). Под его руководством ряд преподавателей кафедры стали заниматься социологическими исследованиями по теме «Формирование коллектива на предприятиях и в школах города». С августа 1974 г. кафедру возглавил канд. филос. наукВиталий Наумович Веселовский, защитивший несколько позднее докторскую диссертацию. При нем кафедра расширила круг социологических исследований, преподаватели стали сотрудничать с металлургическим комбинатом. Социологические исследования имели целью составление планов социального развития комбината и его подразделений.

В 1978 г. из кафедры философии как самостоятельную единицу выделили кафедру научного коммунизма, заведующим которой был избран доктор филос. наук Владимир Наумович Веселовский. После его отъезда из Магнитогорска кафедрой заведовали канд. филос. наук Роберт Павлович Хромов (1980-1984), перешедший в МГПИ из горно-металлургического института; Виктор Афанасьевич Патрушев (1984-1988), при котором преподаватели возобновили социологические исследования в школьных и промышленных коллективах г. Магнитогорска и Челябинской области; канд. филос. наук, доц. Лидия Георгиевна Чернышкова (1988-1991), в период заведования которой на кафедре появилось много молодых перспективных преподавателей из числа выпускников различных факультетов МГПИ, закончивших затем заочно философский факультет УрГУ и направленных в аспирантуры Москвы. С 1994 г. по настоящее время кафедру возглавляет бывший выпускник физмата МГПИ, окончивший фил







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.