|
Подготовка научно-педагогических кадров: стратегия и тактикаВ 1994 г. ректорат разработал долгосрочную программу «Кадровая политика института до 2000 года». В ней предусматривалась работа с разными категориями преподавателей по повышению их квалификации через докторантуру, аспирантуру, соискательство, творческие отпуска и стажировки различной продолжительности. Одним из направлений кадровой политики вуза стала работа по подготовке кандидатов наук из числа талантливой молодёжи, имеющей задел в научной работе по диссертабельным темам. Кафедрам предложено было изыскать возможность для создания необходимых условий для их работы. С момента открытия (1993) и по настоящее время отделом аспирантуры и докторантуры руководит Ольга Борисовна Гагарина. Методистом отдела является Дина Романовна Лизунова. Основная задача отдела аспирантуры и докторантуры – подготовка научных и научно-педагогических кадров для учебных заведений различного уровня. С 1996 по 2001 гг. в МаГУ была защищена 91 кандидатская диссертация. При отделе аспирантуры и докторантуры организован учебный отдел (ОПНК), которым руководит канд. филос. наук, проф. Анна Михайловна Колобова; методист отдела – Елена, Анатольевна Ненцинская; технический секретарь диссертационных советов – Марина Владимировна Муртазина. Реализация программы «Кадровая политика института до 2000 года» позволила за короткий срок существенно пополнить кадры высококвалифицированными специалистами. В 2000 г. кадровый потенциал университета значительно укрепился: два преподавателя приняты в члены Союза художников России – А. Я. Козляков и Е. В. Павлова; двое защитили докторские диссертации – А. Ю. Румянцев и О. В. Гневэк; кандидатами наук стали 29 преподавателей: физ.-мат. наук – А. И. Седов (кафедра математического анализа), Е. М. Малеко (кафедра прикладной математики и вычислительной техники); мед. наук – Н. А. Антипанова, Б. Я. Котляр, Е. Н. Котышева; филос. наук Л. М. Вотчель, Д. С. Димитрин (кафедра философия), Г. С. Хакова (кафедра этики, эстетики и культурологии); филол. наук – Н. В. Олина, И. А. Путенихина (кафедра нов. русской литературы), Н. А. Панфилова, Т. А. Таянова (кафедра русской литературы ХХ века), Н. Р. Халитова (кафедра общего языкознания и истории языка), Е Г. Постникова (кафедра русской классической литературы); канд. пед. наук – К. А. Балашов, Л. А. Гавлюковская (кафедра экономики и предпринимательства), Е. Н. Буднева (кафедра машиноведения), М. М. Врублевская (кафедра психологии развития личности), В. А. Пятунин (кафедра психологии развития личности), Т. Г. Исакова, Т. Г. Неретина, Е. Б. Плотникова (кафедра педагогики начального образования и педагогической валоелогии), А. Г. Куликов (кафедра декоративно-прикладного искусства), Г. А. Лисьев (кафедра информатики), М. В. Мусийчук (кафедра общей и практической психологиии), Е. С. Потрикеева (кафедра немецкого язык), Е. М. Разинкина (кафедра информационных технологий), Е. Г. Слободнюк, О. Г. Хлоповских (кафедра педагогики); канд. искусствоведения стала А. Ф. Миннурова (кафедра этики, эстетики и культурологии). Таким образом, на 528 преподавателей в 2000 г. приходится 192 человека, работающих на том или ином уровне над кандидатскими и докторскими диссертациями В ноябре 2001 г. проходило грандиозное шоу по отбору претендентов на стипендию и грант Благотворительного фонда В. Потанина. Более чем из 700 государственных вузов России по результатам независимой экспертизы были отобраны фондом только 60, в числе которых был и МаГУ. Победителем этого конкурса стал доц. В. А. Саляев. Несмотря на сложные финансово-экономические условия, наш вуз выбирает приоритетной не стратегию выживания, а стратегию развития. Эта стратегия пронизывает все стороны деятельности вуза, в том числе и научную, особенно ярко проявляясь в системе подготовки научных кадров. Так, в 2001 г. приняты в Союз художников России Сергей Александрович Лебедев и в Союз дизайнеров России – Вера Сергеевна Рычкова. 5 преподавателей вуза защитили докторские диссертации – Римма Акимовна Гильман, Евгений Валентинович Романов, Татьяна Егоровна Климова, Майя Михайловна Полехина и Михаил Васильевич Кожевников. Кандидатами наук в 2001 г. стали 20 преподавателей: канд. хим. наук по специальности «Физическая химия» – Виктор Анатольевич Дозоров (кафедра физики), канд. ист. наук – Наталья Станиславовна Фролова (кафедра истории России), кандидатами филол. наук – Юлия Григорьевна Полякова, Ольга Ивановна Соловьева (кафедра культуры речи) и Ирина Владимировна Петрова (кафедра общего языкознания и истории языка), кандидатами пед. наук – Евгений Викторович Дозоров (кафедра английского языка), Наталия Валентиновна Кленовая (кафедра английской филологии), Валентина Павловна Маркина (кафедра информационных технологий), Ольга Геннадьевна Петушкова (кафедра психологии развития личности), Наталья Александровна Плугина (кафедра методологии образования и естествознания), Ольга Леонидовна Потрикеева (кафедра социальной педагогики и социальной работы), Александр Леонидович Солдатченко (кафедра иностранных языков), Елена Юрьевна Семыкина (кафедра общей и практической психологии), Алексей Юрьевич Трутнев (кафедра французского языка), Раиса Николаевна Храмышкина (кафедра педмастерства), Светлана Александровна Циттель (кафедра педагогики начального образования и педагоической валоелогии), Валерия Владимировна Ячменева (кафедра декоративно-прикладного искусства). Из года в год в МаГУ целенаправленно увеличивали количество защищаемых докторских и кандидатских диссертаций. Для сравнения: в 1995 – 14; в 1996 – 13; в 1997 – 14; в 1998 – 24; в 1999 – 28; в 2000 – 37. И это было связано с ежегодным увеличением преподавателей, работающих над диссертационными исследованиями. Для сравнения: в 1996 – 85; в 1997 – 116; в 1998 –137; в 1999 – 154; в 2000 – 167. В 2001 г. кандидатские и докторские исследования в тех или иных формах вели 159 преподавателей. Прогнозируя в дальнейшем 20-25 ежегодных защит кандидатских диссертаций, особое внимание администрация уделяет подготовке докторов наук. И в этом плане резервы университета достаточно существенны. К концу 2004 г. университет реально может иметь более 50 докторов наук. В начале 2002 г. защитили докторские диссертации Т. В. Кружилина, Н. Я. Сайгушев, Л. И. Савва, Н. В. Сычкова. В ближайшее время планируется защита докторских диссертаций Л. Г. Бузуновой, Ю. Д. Коробковым, М. В. Соколовым, В. П. Седовым, Т. М. Филоненко, Л. Д. Саниной, В. Б. Петровым. Кроме этого, в подготовке докторских диссертаций существует серьёзный задел на ближайшие годы, поскольку успешно над исследованиями работают Л. Н. Чурилина, В. А Токарев, М. Н. Потёмкина, А. Г. Дорожкин, П. Ю. Романов, А. П. Давыдов, Е. Г. Трофимов, А. Н. Бехтерев, Н. И. Платонов, Г. Г. Попов, О. А. Копцева, В. А. Кузнецова, С. И. Кадченко, В. С. Славин, Л. Д Пономарёва, В. П. Наумов, Б. Д. Куланин, А. В. Прошин, Л. И. Швыдкая, Е. В. Дегтярёв, С. А. Кривоногова, Е. Д. Петрова, И. Г. Овчинникова, О. В. Станкевич, В. А. Пятунин, В. А. Михайлова, А. А. Топорков. В прежние годы рост кандидатов и докторов наук осуществлялся за счёт педагогических научных специальностей, причём даже в тех случаях, когда профессиональные интересы соискателей находились в области естественно-математических и филологических наук. В результате МаГУ, как преемник МГПИ, к моменту своего образования имел внушительный профессорско-преподавательский состав по педагогическим наукам и дефицит высококвалифицированных специалистов по фундаментальным наукам. В кадровой политике МаГу предусмотрено повысить уровень высококвалифицированных специалистов за счёт усиления исследовательской деятельности в области фундаментальных наук. В этом плане уже можно отметить позитивные результаты. Так, из 39 преподавателей, работающих над докторскими диссертациями, 2/3 готовятся к защите по фундаментальным наукам. Значительно увеличилось количество молодых специалистов, благодаря которым в ближайшие годы в вузе может возрасти число кандидатов наук по университетским специальностям. Приоритетными направлениями кадровой политики вуза в ближайшие годы являются: интенсификация подготовки докторов наук, в том числе и по фундаментальным наукам; приведение в соответствие научной специализации профессорско-преподавательского состава с реализуемыми и лицензируемыми образовательными программами. С повышением научной квалификации профессорско-преподавательского состава напрямую связано расширение аспирантуры, докторантуры и соответствующих диссертационных советов вуза. Таким образом, до 2004 г. – года государственной аттестации – из 35 названных выше преподавателей большая часть могут реально стать докторами наук. К тому же не исключена возможность привлечения докторов наук со стороны. Все это позволит заложить прочный фундамент в основание кадровой структуры нашего университета и к аттестации иметь более 50 докторов наук. Это вполне реально. В целом, на начало 2002 г. на 51 кафедре вуза работает 532 преподавателя, в том числе докторов наук – 29, кандидатов наук – 273, членов Союза Художников и Союза дизайнеров России – 21, членов-корреспондентов и действительных членов различных академий – 18. Доля дипломированных специалистов без учета совместителей составляет 60,7 %. На филологическом факультете работает 60 преподавателей, в том числе имеют ученую степень 54 преподавателя, что составляет 90 %: 9 докторов наук, 45 кандидатов наук. Это по сравнению с прошлым годом стало – на 5 % больше. Три кафедры этого факультета – кафедра русской литературы XX века, кафедра новейшей русской литературы и кафедра общего языкознания и истории языка имеют на сегодняшний день стопроцентную «остепененность» своих кадров. Высокий уровень «остепенённости» на историческом факультете,где работают 2 доктора и 8 кандидатов исторических наук.Здесь создан настолько мощный резерв докторов и кандидатов, доля которых составляет 62,5 % от общего числа преподавателей, что через 3 года это будет полноценный университетский факультет, полновесно обеспечивающий университетскую подготовку. На физико-математическом факультете с высоким показателем «остепеннённости» идут кафедры математического анализа (69,2 %) и прикладной математики и вычислительной техники (42,9 %). Социальный факультет имеет необходимый для обеспечения этой специальности научный потенциал, равный 80 %. Кафедра биомедицинских и экологических знаний имеет 55,5 % «защищенных» преподавателей, кафедра педмастерства – 90 %, достигшая этого показателя за три года (от начального уровня – с 20 %), кафедра педагогики – 80 %. Приоритетным направлением в организации научно-исследовательской деятельности преподавателей университета можно считать коллективные исследования, одной из форм организации которых в университете является научно-исследовательская лаборатория. Их в университете несколько. Научно-исследовательская лаборатория психодидактики и педакмеологии (МНИЛ ПД и ПА) под научным руководством доктора пед. наук, проф. Александра Ивановича Подольского была создана 16 декабря 1987 г. и первоначально называлась лабораторией экспериментальной дидактики. После уточнения целей деятельности лаборатории и поставленных задач она была переименована в «Лабораторию учебной деятельности», что соответствовало сути двух концепций, лежащих в основе теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова: содержательного обобщения и учебной деятельности. На второй из них, менее всего разработанной, и сосредоточилось внимание лаборатории. 15-тилетняя деятельность лаборатории, как самостоятельная, так и совместная с лабораторией творческого мышления БашГПУ, оказалась чрезвычайно успешной. К 2000 г. стало ясно, что поставленные цели достигнуты, сформулированные задачи решены, а лаборатория работает в области основ двух новых психолого-дидактических наук: психодидактики и педакмеологии. В связи с этим в декабре 2000 г. лаборатория вновь уточнила направленность своей деятельности и получила свое нынешнее название. Структура лаборатории определяется целями научно-исследовательской деятельности ее сотрудников, перечнем учебных предметов школы и статусом. Зародившись как «кафедральная» (зав. кафедрой обшей физики в то время работал доц. В. А. Торшин), она вскоре решением Совета физико-математического факультета была признана «факультетской» (деканом физико-математического факультета был в то время доц. В. А. Беликов), а затем и «обшеинститутской» (ректор, проф. В. Ф. Романов). В связи с этим руководитель лаборатории А. И. Подольский начал поиски людей на различных факультетах с тем, чтобы они, освоив теоретические идеи, смогли стать разработчиками педагогических технологий по своим предметам и руководителями соответствующих секторов лаборатории. Через сито естественного и искусственного отбора прошли десятки людей. Эти люди стали кандидатами наук, доцентами, профессорами, руководителями подразделений МаГУ. Они людей помогли становлению Лаборатории, а Лаборатория помогла становлению. У каждого из них было ежегодно более десятка курсовиков, дипломников, практикантов, стажёров, консультируемых ими учителей и т. д. Поэтому можно смело заявить, что через лабораторию за это время прошли тысячи студентов, учителей и преподавателей. В 1995-1996 гг. в связи с необходимостью подведения итогов научно-исследовательской деятельности лаборатория была переведена в «режим сохранения». За это время А. И. Подольский опубликовал несколько крупных печатных работ: монографию, пособие для студентов, пособие для учителей, учебник физики; защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора педагогических наук. В настоящее время активно осуществляется расконсервация лаборатории: восстанавливаются научные связи, привлекаются молодые исследователи через открытие аспирантур и учёных советов, ожидается «возвращение» старых кадров для подготовки докторских диссертаций. Лаборатория расширила объём своих исследований до проблем вузовской дидактики. МНИЛ ПД и ПА активно сотрудничает: с лабораторией творческого мышления Башкирского гос. пединститута (научный руководитель – проф. А. 3. Рахимов); с научной школой проф. А. В. Усовой (Челябинский гос. педуниверситет); с лабораторией проблем непрерывного образования МаГУ (научный руководитель – проф. В. А. Беликов). По диссертационным исследованиям в лаборатории консультировались: У. Заломон (ФРГ), А. И. Андрекус, Ю. X. Леонтьев (Башкортостан), Л. А. Фролова. Л. В. Неретина, В. И. Малков, С. А. Бутаков, С. Б. Фролов, (г. Магнитогорск) и др. Большинство из них уже защитили диссертации на соискание учёной степени кандидата пед. наук. В 2000 г. сформирована научно-исследовательская лаборатория проблем непрерывного образования, руководит которой заведующий кафедрой педагогики МаГУ, доктор пед. наук, проф. В. А. Беликов. Цель деятельности данной лаборатории – теоретическое обоснование и практическая реализация комплекса организационных, социальных, педагогических и психологических условий непрерывно образования; обеспечение эффективности функционирования и развития системы непрерывного образования личности. Для реализации этих целей были разработаны конкретные задачи, среди которых: – проведение комплекса диагностических мероприятий (социологических, психологических и педагогических) по непрерывному отслеживанию общеобразовательных потребностей населения г. Магнитогорска и прилегающих сельских районов, выявлению тенденций развития системы образования в целом и её отдельных компонентов; – разработка эффективных методик и актуальных технологий непрерывного образования личности, содействие их широкому внедрению; – координация учебно-методической деятельности педагогов, всех компонентов системы непрерывного образования; – разработка образовательных программ, программ развития, комплексно-целевых программ и планов, авторских программ, методических рекомендаций; – изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта деятельности всех компонентов системы непрерывного образования. В своей специфической деятельности лаборатория использует следующие организационные формы: методические и общетеоретические семинары, семинары-практикумы; тренинги, деятельностные и ролевые игры, психолого-педагогические, консалтинговые мероприятия; научно-методические и научно-практические конференции; обобщение и распространение педагогического опыта; курсовая подготовка учителя-исследователя, учителя-технолога; руководство экспериментальными площадками, творческими коллективами; экспертная оценка педагогических инноваций; педагогическая диагностика качества образовательного процесса, уровня профессионально-педагогической культуры; оформление и публикация результатов опытно-экспериментальной деятельности образовательных учреждений; пропаганда психолого-педагогических знаний. На сегодняшний день в университете, кроме представленных выше, функционирует целый ряд лабораторий, занимающихся исследованием важных для вуза научных проблем. Это лаборатория системного анализа (рук. доц. А. Г. Лисьев), словарная лаборатория (рук. проф. С. Г. Шулежкова), лаборатория гидродинамики и тепломассообмена (рук. доц. Н. И. Платонов) и др. Активно работают центры экологии человека (рук. проф. В.С.Кошкина), оценки качества образования (рук. доц. Н.Г.Корнещук), новых информационных технологий (рук. проф. Э.Р.Ипатова), региональный интернет-центр (рук. доц. Н.Г.Корнещук). Всё это приметы нового времени, нового качественного состояния вуза. Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|