|
Теория отраслевых рынков: этапы развития научной парадигмыСтр 1 из 15Следующая ⇒ Литература. · Пахомова Н.В., Рихтер К.К. (2009) Экономика отраслевых рынков и политика государства. М. «Экономика» · Авдашева С.Б. Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков Магистр 1998 · Портер М.Е. (2006) Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. 2-е изд. М.: Альпина. · ФЗ № 135 «О защите конкуренции» 26.10.2006 (с изм. и доп.) · ФЗ № 208 «Об акционерных обществах» (в редакции от 27.12.2009) · ФЗ № 381 «Об основах гос.регулирования торговой деятельности в РФ» от 28.12.2009 · Вестник McKinsey – Интернет-версия: http://www.mckinsey.com/russianquarterly/ · Журнал «Эксперт» - Интернет-версия: www.expert.ru · Рейтинговое агентство «Эксперт» - Интернет-версия: www.raexpert.ru · Журнал «Энергия промышленного роста» - Интернет-версия: www.epr-magazine.ru · Газета «Ведомости» - Интернет-версия: www.vedomosti.ru · Институт комплексных стратегических исследований – Интернет-версия: www.icss.ac.ru · www.marketing.rbc.ru · www.rbcdaily.ru · www.quote.ru. · Федеральная служба гос.статистики (Росстат) – Интернет-версия: www.gks.ru · Российский стат.ежегодник – 2010 год – Интернет-версия: http://www.gks.ru/wps/PA_1_0_S5/Documents/jsp/Detail_default.jsp?category=1112178611292&elementId=1135087342078 · «СПАРК-Интерфакс» - Интернет-версия: www.spark-interfax.ru (платная подписка) · Министерство промышленности и торговли – Интернет-версия: http://www.minprom.gov.ru/activity · Министерство экономического развития: www.economy.gov.ru/ · Федеральная антимонопольная служба – Интернет-версия: http://www.fas.gov.ru/analisys/index.shtml · Федеральная таможенная служба – Интернет-версия: http://www.customs.ru/ru/stats/stats/
Тема 1. Введение Предмет и задачи курса ТОР изучает проблемы, определяющие наиважнейшие условия экономической жизни, находящиеся в центре экономической борьбы и прогресса, например:
ü сговоры производителей ü доминирующее положение розничных сетей (продовольствие) ü доминирование дистрибьюторов (на рынке лекарств) ü тарифы естественных монополий
На эти и др.??? дает ответы Экономика (и организация) отраслевых рынков
Полного единодушия в вопросе о том, что изучает ТОР как относительно новое и интенсивно модернизируемое научно-прикладное направление и вузовская дисциплина, пока еще не достигнуто.
В порядке «первого приближения» ТОР можно определить как область теоретико-прикладных исследований, которая имеет дело с анализом экономики и организации различных отраслевых секторов современной экономики в широком смысле, включая сектор услуг, и формирующихся в их рамках рыночных структур.
ТОР в то же время исследует важные аспекты экономической политики государства, связанные с управлением рынков и рыночных структур. В их числе: анализ политики поддержки конкуренции и регулирования деятельности монополий, включая естественные, а также промышленной, технологической, инновационной политики и ряда других аспектов государственного регулирования.
Объект исследования ТОР: 1) Рынки, обладающие различными структурами и свойствами товаров/услуг 2) Поведение (стратегии) их участников (фирм) 3) Результативность этих решений (стратегий) 4) Воздействие государства на функционирование рынков, их участников и результаты – рис.1.1
Рыночные структуры: акценты анализа ТОР:
Не хрестоматийный (экстремальный – У. Шеферд) вариант рынка с совершенной конкуренцией - значим для небольшого по объему сектора современной экономики (1) Рынки с несовершенной конкуренцией: олигополии, жесткие и свободные, рынки с доминирующей фирмой, с олигополистическим ядром, монополистической конкуренция (2) Оценка сравнительной эффективности монополии и конкурентных рынков, (3) Анализ различных форм монополий - естественных, правовых, двусторонних Рынки, их разновидности и стратегии фирм: Рынки: позволяют продавцам и покупателям производить денежный обмен продукцией и услугами Продукция / услуги могут быть: однородными – электроэнергия дифференцированными – различные сорта стали Рынки могут существовать в физическом (географическом) пространстве виртуально – насколько применимы общие подходы и специфика анализа, включая опросы.
Следуя данному подходу, при освещении вопроса об объекте исследования в современной литературе по теории и экономике отраслевых рынков, выделяются две основные области.
Первая из них охватывает обладающие различными структурами рынки, поведение (стратегии) их участников (фирм) и вероятные последствия (результаты) их функционирования и взаимодействия. При этом ТОР, как уже отмечалось, в меньшей степени исследует хрестоматийный случай рынка с совершенной конкуренцией. В большей мере ее интересуют случаи несовершенной конкуренции между предприятиями, которые располагаются на различных ступенях цепи создания стоимости продукции или услуг (охватывающей в общем случае процессы производства, распределения и потребления). Особый акцент делается на рынках с олигополистической структурой, занимающих заметное место в современной экономике.
Олигополия (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии.
Не остаются без внимания и традиционные для микроэкономики рынки совершенной конкуренции и монополии. Однако и в этом случае в анализ вносятся новые акценты, включая, с одной стороны, оценку сравнительной эффективности монополии и конкуренции, как и соотношение этих типов рыночных структур в реальной жизни, а с другой — углубленное изучение разнообразных форм монополий. В числе последних — естественные, правовые, двусторонние, одно- и многопродуктовые и другие типы монополий. Второй ведущей областью анализа в ТОР, значение которой возрастает, а проблематика расширяется, служит воздействие государства на функционирование рынков, его участников и их результаты. К числу этих ведущих направлений, наряду с традиционным изучением антитрестовской политики и регулированием деятельности естественных монополий, сегодня также относятся промышленная, технологическая и инновационная политика, политика поддержки конкурентоспособности, регулирование деятельности в области слияний и поглощений, вертикальных ограничений и др.
В круг интересов ТОР входят такие вопросы, как конкурентное поведение в случаях олигополий и монополистической конкуренции, потенциал для конкуренции, например, при наличии доминирующей фирмы или в случае естественной монополии, барьеры входа и выхода предприятий с рынка. В этом же ряду находится проблематика проводимых на предприятии научных исследований и разработок, динамики рыночных структур, возникновения и распада картелей и т.д.
Первый этап. Традиционно связывают с именем А. Смита С учетом акцентов в объекте ТОР (соотношение монополии и конкуренции) – тысячелетняя история: 1. Кодекс царя Вавилона Hammurabi 2100 д.н.э. – вопросы монополии, высшая экономическая власть государства и религии 2. Античная Греция эпохи расцвета (480-420 гг д.н.э.) - Выработка правил, предотвращающих эксплуатацию монополиями экономической власти в обществе 3. Аристотель – 347 г д.н.э. – обсуждал монопольное поведения единственного продавца на рынке и возможность повышения цен (на 200%) – Politics, Book 1, ch.12 4. 483 г. н.э., римский император Хено (Хепо) своим указом ввел запрет на формирование монополий и ценовые соглашения.
Адам Смит как создатель классической экономической теории «Богатство народов» (1776 г.): кроме «затасканной» цитаты о невидимой руке, также предупреждал о проблеме сговоров участников рынка, в том числе тайных, с целью повышения цен. Агустино Курно (1838) – математик, исследовал рыночные равновесия, в т.ч. модель олигополии (дуополии) по установлению эффективного объема производства. Жозеф Луи Франсуа Бертран (1889) ценовая модель олигополии – принятие решений на олигополистических рынках осуществляется не в отношении объемов производства, а применительно к цене. Альфред Маршалл (рубеж XIX и ХХ столетий) – неоклассический анализ и модель совершенной конкуренции.
Модель совершенной конкуренции базируется на ряде известных предпосылок, при соблюдении которых и достижении равновесия фирмы могут заработать лишь «нормальную» прибыль. Если какая-то фирма не достигает такого результата (например, будучи не способна производить продукцию при эффективном использовании ресурсов), то она вытесняется с рынка. В этом смысле совершенная конкуренция дисциплинирует производителей: все остающиеся на рынке фирмы обязаны выдерживать уровень эффективности, соответствующий современной технологии
А. Маршалл (1890) и П. Сраффа (1926), которые сформулировали общие подходы к исследованию монополии. К их числу относится важный вывод о том, что, если средние издержки фирмы (average cost — АС) падают с увеличением объема производства, то это может указывать на эффективность деятельности монополии (этот вывод справедлив, если данная экономия издержек реализуется потребителями в виде сниженных цен). Если же монополия эксплуатирует свою рыночную власть путем ограничения объема производства, получая в результате прибыль выше нормальной, то она оказывает негативное воздействие на общественное благосостояние.
Неоклассический анализ конкуренции и монополии: рубеж 19-го и 20-го столетий Антитрестовские исследования и обоснование законодательства (Sherman Antitrust Act – 1890; Clayton Antitrust Act – 1914 - Согласно закону Клейтона: ограничивалась деятельность трестов (запрещена ценовая дискриминация и продажа товара "в нагрузку") для контроля над деятельностью трестов создавалась Федеральная торговая комиссия): - Монополизация экономики и волна слияний - Монополизация и эффекты благосостояния - Экономия от масштаба и ее пределы
Второй этап Формирование ТОР как самостоятельной науки и вузовской дисциплины: 1930-е и 1950-60 гг. Эдвард Чемберлин (1933) и Джоан Робинсон (1933) под воздействием идей Маршалла объединили ранее обособленные теории монополии и совершенной конкуренции, сформировав теорию несовершенной конкуренции с подразделением на 2 базовых случая: – монополистической конкуренции – олигополии Конкуренция на этих рынках может принимать различные формы: от жесткой ценовой конкуренции, приводящей к существенным потерям, до ценового сговора, при котором фирмы принимают согласованные решения в отношении объема производства и цен.
В центре данного подхода находилась уже отмеченная нами парадигма, базирующаяся на следующих идеях. Экзогенно (вызываемая внешними причинами) заданная структура некоторого рынка, под которым понимается отдельная отрасль или некоторое предприятие (например, олигополия), определяет эндогенный тип рыночного поведения вовлеченных в нее актеров (например, ценовой сговор предприятий), что в свою очередь детерминирует результаты функционирования рынка и предприятия (скажем, высокий уровень прибыльности) (рис. 1.2). Параметры рыночной структуры, с учетом современных представлений, содержат основные, определяемые экзогенно, элементы, которые должны приниматься во внимание предприятием при формировании и реализации его деловой политики.
Параметры, определяющие рыночную структуру: 1) количество производителей/покупателей на рынке, степень концентрации производителей, распределение рыночных долей, а также степень вертикальной интеграции в рамках цепи создания стоимости; 2) экономические признаки продукции, например, ее качество, степень дифференциации, близость к субститутам; 3) структура производства и структура издержек предприятий (экономия от масштаба, сетевые преимущества, субаддитивность и т.д.); 4) обеспеченность информацией, рыночная власть покупателей, условия, определяющие покупательный спрос (тренды, циклические и сезонные колебания); 5) барьеры входа и выхода с рынка, связанные (погруженные) издержки и т.д. Эндогенные переменные (рамочные условия) определяют поведение предприятий. Параметры, задающие поведение предприятий: 2) стратегии в области ценообразования, по установлению объема продукции и ее качеству; 3) стратегии в области инвестиций; 4) активность в области продуктовой дифференциации и рекламы; 5) усилия в области исследований и разработок; 6) стратегии в области вертикальной интеграции и диверсификации; 7) стратегии в области образования альянсов, слияний и поглощений. Из параметров, задающих поведение предприятия, в итоге вытекает результат деятельности предприятия и рынка. Параметры, определяющие результативность предприятий и рынков: 1) прибыльность компании; 2) рост продаж; 3) качество продукции и услуг; 4) технологический прогресс; 5) производственная эффективность* и аллокативная (обеспечивается ли в ситуации рыночного равновесия максимизация общественного благосостояния) эффективность
Третий этап Конец 1960-1990 гг Чикагская школа Аарон Директор и Джорж Стиглер, более терпимое отношение к проявлениям монопольного поведения компаний, включая вертикальные ограничения и хищническое ценообразование при весьма негативной оценке государственных интервенций (3.1) смещение акцента на соотношение свободного рынка и государства (3.2) Динамический подход к конкуренции на базе инноваций Й. Шумпетера (3.3) Критика SCP парадигмы изнутри: динамизм конкурентного процесса с учетом обратных связей (3.4) Поведенческий подход с акцентом на стратегии фирм на олигополистических рынках (3.5) Институциональный анализ: фирмы и рынки как альтернативные механизмы организации экономических взаимодействий.
Современный этап. ТОР реагировала не только на критику, но и искала ответы на вызовы времени с учетом: – постиндустриального развития, базирующегося на инновациях (NB рынки Hi Tech), – углубления процессов информатизации экономики, – усложнения форм конкурентной борьбы, – параметров, определяющих эффективность функционирования компаний, – в условиях глобализации Эффект масштаба Как было выше отмечено, при установлении оптимальных размеров производства существенную роль играют свойства производственной функции f(x1...,хn). Для их характеристики большое значение придается понятию эффект (или экономия от) масштаба (returns to scale). Его значение может быть показано на примере функции производственных издержек с двумя факторами производства: f(х1, х2). Рассмотрим ситуацию, когда происходит умножение обоих производственных факторов на некоторую положительную величину k (или возрастание их размера в k раз). Возникает вопрос: насколько при этом увеличится объем производства? Эффект масштаба отражает определенное свойство технологии фирмы. Если объем производства увеличивается в таком же соотношении, что и факторы производства, то это означает, что эффект масштаба для соответствующей комбинации факторов производства является постоянным. В общем виде определение эффекта масштаба может быть выражено следующим образом:
Производственная функция называется однородной (гомогенной) степенью λ, если для некоторой постоянной величины λ и любого положительного числа к выполняется соотношение: f(kx1 kx2) = kλf(x1, х2). Говорят, что эффект масштаба возрастает, когда λ > 1; он постоянен, когда λ = 1; и эффект масштаба снижается, если λ < 1. Показатель степени гомогенности производственной функции λ можно использовать для установления характера взаимоотношений между производственной функцией и функцией издержек. Здесь могут быть выделены следующие три случая: 1) постоянство экономии от масштаба. f(kx1, kx2)=kf(x1, х2). В этом случае умножение факторов производства на величину k приводит к пропорциональному же увеличению объемов производства (λ = 1). При таких условиях функция издержек является линейной по отношению к объему. Это означает, что, скажем, увеличение в 2 раза факторов производства приводит к удвоению и объема выпуска. То есть функции средних и предельных издержек идентичны, они обе расположены горизонтально; 2) возрастание экономии от масштаба. f(kx1, kx2) >kf(x1, х2). Умножение факторов производства на величину k приводит к более значительному (по отношению к k) увеличению объемов производства (здесь λ > 1). Для этого случая характерно снижение функции средних издержек; 3) убывание экономии от масштаба, f (kx1, kx2) < < kf(x1, x2). Здесь увеличение факторов производства в k раз приводит к непропорционально низкому (по отношению к k) увеличению объемов производства (здесь 0 < λ < 1). С учетом данного выше определения можно заключить, что возрастающему (убывающему) эффекту от масштаба соответствуют уменьшающиеся (возрастающие) средние издержки.
Вместе с тем для определенных функций издержек при различных объемах производства эффект масштаба может изменяться. Примеры с различными функциями средних издержек приведены на рис. 2.5. Функция средних издержек может
иметь имеет вид А. Здесь эффект масштаба возрастает для всей области значений аргумента функции, соответственно средние издержки монотонно убывают с увеличением объема производства. В этом случае оптимальный размер производства лежит за пределами рассматриваемой области значений аргумента, поскольку с каждой дополнительной единицей выпуска средние издержки сокращаются. Для функции средних издержек, имеющей вид В, эффект масштаба вначале возрастает; далее для области q*B<q< q**B он постоянен, и для области q > q**B эффект масштаба снижается. В этом случае, поскольку средние издержки постоянны для целой области q*B < q < q**B, оптимальный объем производства и определяемый им оптимальный размер предприятия не может быть установлен точно. Функция средних издержек может иметь вид С. В этом случае до уровня q*c эффект масштаба возрастает, а для уровня производства q > q*c он сокращается. Средние издержки производства достигают своего минимума в точке q*c Данная точка устанавливает, исходя из технического взгляда, оптимальный объем производства и тем самым оптимальные размеры предприятия.
Приведенные примеры показывают зависимость оптимальных размеров производства от специфического вида функции средних издержек. Вместе с тем, как можно видеть, подобный взгляд на предприятие дает лишь ограниченные возможности для выяснения вопроса об его размерах. С одной стороны, в данном случае проблема рыночного спроса принимается во внимание лишь в той мере, в какой функция средних издержек представляется в соответствующей спросу области. С другой стороны, на что уже указывалось, оптимальные размеры производства не всегда четко устанавливаются. Так, в случае кривой средних издержек А (см. рис. 2.5) оптимальные размеры производства находятся за пределами (направо от) рассматриваемой области значений, предположительно за пределами релевантной области спроса и соответственно рыночного потенциала. В этом случае минимум средних издержек не может быть достигнут. В случае кривой В минимум функции средних издержек простирается от точки q*B, задающей «минимально эффективный масштаб» производства, до точки q**B («максимально эффективного масштаба» производства). Вновь оптимальный размер производства в релевантной области рыночного спроса не может быть точно определен. Только лишь применяемые в учебниках по микроэкономике «U-образные» кривые средних издержек строго определяют оптимальные размеры предприятия в области рыночного спроса, поскольку здесь четко устанавливается минимум в точке q**с Менеджериальный подход Общие положения, на которых базируется менеджериальный подход, вкратце могут быть сведены к следующим постулатам: — на фирме собственность (представленная shareholders) отлична от контроля (осуществляемого менеджментом); — расхождение интересов собственников и управляющих менеджеров можно идентифицировать; — эмпирические проверки различий в мотивации между компаниями, управляемыми собственниками (owner-controlled, ОС) и менеджерами (management-controlled, МС), сложно реализовать вследствие разнообразия экзогенных факторов. С учетом очевидного расхождения интересов менеджеров и собственников, в последующем сторонники данной позиции, заметное место уделили поиску адекватных инструментов и стимулов, которые предотвращают возможность для менеджеров обогатиться за счет и в ущерб собственников компании. Возникновение подобных стимулов принято связывать с наличием следующих трех рынков: 1) рынка корпоративного контроля (и возможность замены команды неэффективных управляющих); 2) рынка труда для менеджеров (на котором покупателями выступают собственники, т.е. shareholders); 3) рынка для продуктов компании (обеспечивающего окончательную оценку усилий менеджеров). Поведенческая теория фирмы Критические размышления относительно постулатов неоклассического анализа получили дополнительные импульсы для развития теории фирмы с обоснованием Гербертом Саймоном и рядом других ученых концепции связанной, или ограниченной, рациональности (bounded rationality). Это, в числе прочего, стимулировало формирование поведенческой теории фирмы (behavioral theory). Показателем значения данной концепции явилось присуждение Г.Саймону в 1978 г. Нобелевской премии по экономике. Что касается существа концепции ограниченной рациональности, то Г. Саймон связывал ее с отсутствием на фирмах (и шире — в организациях) полной и совершенной информации, лежащей, как известно, в основе принятия «неоклассически» эффективных хозяйственных решений. На практике, согласно Г. Саймону, принимаются ограниченно рациональные решения. Данным понятием признается факт ограниченности знаний, которыми обладают индивиды при принятии ими хозяйственных решений, наличие у них ограниченной способности обрабатывать информацию и предвидеть развитие ситуации, ограниченность времени для обдумывания решений и т.п. В этих условиях принимаемые решения не могут быть расценены как эффективные в соответствии с требованиями неоклассического анализа. Это решения, которые удовлетворяют известным, идентифицируемым критериям. В качестве таких критериев могут использоваться, например, издержки или затрачиваемое время. Поэтому подобные решения у Саймона получили наименование не оптимальных или эффективных, а удовлетворяющих соответствующим критериям. И эти решения с учетом издержек и времени, необходимых для поиска соответствующей информации, могут в реальных ситуациях расцениваться как наиболее предпочтительный выбор. Возвращаясь вновь к вопросу о критериях, по которым проводятся отбор и оценка решений, в литературе отмечается, что на практике менеджерами часто используется правило, образно называемое правилом большого пальца (rules of thumb) [Саймон Г.А., 1999]. На базе использования данных идей сформировалась, в частности, поведенческая теория фирмы, основы которой были сформулированы в ставшей классической работе Р. Сиерта и Г. Марча [Cyert R., March G., 1963]. Как и менеджериальный подход (пп. 3.1.1), поведенческая теория фирмы развивает представление об обладании фирмой множеством сформировавшихся интересов, реализация которых ограничена внешними для нее факторами. При этом сама фирма представляет собой своеобразную коалицию различных действующих лиц, которая объединяет собственников, менеджеров, персонал компании, покупателей, поставщиков, инвесторов и др. Все эти персонажи имеют в фирме свой собственный интерес, удовлетворение которого часто осуществляется за счет других членов данной коалиции. Процедура согласования этих интересов, которая представляет собой своеобразные переговоры, находится в центре принятия фирмой основных решений. Процесс согласования интересов и принятия решений имеет в своей основе представление об ограниченной рациональности, которой руководствуются все участники соответствующего процесса. Что касается содержания самих интересов, то для каждого из участников коалиции оно имеет весьма специфическое выражение. Так, скажем, для менеджеров и персонала отдела продаж интерес может состоять в возрастании объема реализуемой продукции, для рабочих — в росте самого выпуска продукции и т.д. Решения, принимаемые на фирме в целях согласования этих интересов, могут приводить к результатам, меньшим в сравнении с обычным представлением о рыночно эффективных. Так, для сохранения на предприятии квалифицированных рабочих им, возможно, придется платить выше, чем в соответствии с предельным продуктом их труда. Такой метод получил в специальной литературе наименование «организационного послабления» (organizational slack). Однако возникающие при этом потери эффективности могут быть компенсированы другим позитивным для фирмы результатом, а именно: сохранением коалиции или, используя более употребительное сегодня понятие, консенсуса интересов. Достоинством данного метода является и тот факт, что подобные организационные послабления позволяют предотвратить ситуации, когда приходится ради поддержания консенсуса жертвовать возможностью достичь каких-либо других целей предприятия.
Теория стейкхолдеров Теория стейкхолдеров, будучи ориентирована на анализ и согласование разнообразных интересов заинтересованных в фирме «актеров», соприкасается с менеджериальным и поведенческим подходами. Однако отличительной чертой данной теории является ее больший акцент на политические и этические грани проблемы. К числу центральных для нее относится вопрос сравнительной эффективности «стейкхолдер-компаний» и ориентированных на прибыль «неоклассических» предприятий. Кроме того, теория стейкхолдеров не следует строго принципу ограниченной рациональности. Центральным для данного подхода является само понятие стейкхолдеров (применяется также термин «заинтересованные лица»), которое с течением времени претерпевало известные изменения и уточнения. Под стейкхолдерами принято подразумевать лиц (физических и юридических), обладающих правовой, экономической, моральной (а также самостоятельно осознаваемой) возможностью заявлять фирме о своих правах (в том числе имущественных) или интересах в отношении ее прошлой, настоящей или будущей деятельности (ее части). Иными словами, стейкхолдеры — это лица (их группы), которые, с одной стороны, обладают возможностями в процессе реализации своих целей оказывать на фирму значимое воздействие, а с другой, сами испытывают на себе воздействие принимаемых фирмой решений. В экономике предприятия и теории отраслевых рынков в качестве основных стейкхолдеров принято анализировать поставщиков и торговых партнеров фирмы, покупателей ее продукции, акционеров (собственников), финансовые институты (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), государственные и муниципальные органы власти и др. При этом вся совокупность стейкхолдеров может быть по-разному классифицирована. В литературе используется классификация на первичных и вторичных «заинтересованных лиц», а также на внутренних для фирмы (например, персонал и менеджмент компании) и внешних (например, конкуренты, СМИ) стейкхолдеров; Принципиальным для данного подхода является представление фирмы с позиции сети ее внутренних и внешних взаимоотношений с отдельными индивидами или их группами, при акценте на задачу согласования и управления их многообразными и часто конфликтующими интересами. Этому согласованию интересов должна отвечать и особая система распределения добавленной стоимости, которая является результатом совместных усилий команды стейкхолдеров. — стейкхолдеры рассматривают себя как часть единой команды, которая формирует фирму. И поскольку их вознаграждение поставлено в зависимость от общих результатов деятельности компании, они будут прилагать большие усилия для достижения этого совместного результата. Одновременно члены команды стейкхолдеров в меньшей степени будут проявлять известное из агентского подхода стремление «уклоняться», или «отлынивать» (подробнее см. п. 3.2); — свойственное стейкхолдер-компаниям кооперативное поведение способствует повышению результативности ее деятельности.; —для участников, или стейкхолдеров, подобных компаний, как правило, характерен высокий уровень доверия (trust), что в свою очередь снижает риск оппортунистического поведения. Оппортунистическое поведение часто сопровождает заключение неполных контрактов и сопряжено для фирмы с высокими издержками; — нацеленность компании на более широкие интересы, чем интересы акционеров (собственников), позволяет ослабить то, что может быть названо краткосрочным детерминизмом. Как хорошо известно специалистам, близорукая ориентация, скажем, только на курсовую цену акций компании в долгосрочной перспективе может привести к падению показателей ее эффективности.
Принципал-агентский» подход Развитие экономических представлений о фирме осуществлялось не только в границах неоклассической парадигмы путем критического переосмысления ее некоторых наиболее очевидных упрощенных предпосылок, но и на базе ряда активно формирующихся новых направлений. К их числу относится неоинституционалъная теория, составным разделом которой является «принципал-агентский» подход. «Принципал-агентский» подход (или «агентский» подход) применительно к анализу фирмы концентрирует внимание на взаимоотношении двух центральных актеров, а именно: принципала, под которым обычно понимается собственник фирмы (точнее, ее активов), и агента, который принимает от имени принципала решения, воздействующие на ценность (стоимость) принадлежащих принципалу активов. Отношения между принципалами и агентами в рассматриваемом нами контексте не ограничиваются лишь взаимосвязями между собственником и менеджером. Подобный же порядок делегирования функций по принятию решений характерен для взаимоотношений между менеджментом компании и ее работающим персоналом. В данном случае решения агентов (персонала компании) могут положительно или отрицательно воздействовать на актив, в качестве которого выступает репутация менеджера. «Принципал-агентский» подход неправильно было бы трактовать как полностью альтернативный неоклассическому взгляду на фирму. Объясняется это тем, что в его рамках также анализируется проблема рационального поведения хозяйствующих субъектов и стимулов, управляющих этим поведением. Однако более тесными узами он связан все же с неоинституциональной теорией, включая теорию контрактов, имущественных прав и трансакционных издержек. С прикладной точки зрения, «принципал-агентский» подход активно применяется, в частности, в практике менеджмента, играя важную роль для выработки согласованной корпоративной стратегии, разработки различных контрактов, включая договоры найма, для уяснения взаимоотношений между носителями определенных функций внутри предприятия и т.д. «Принципал-агентский» подход обращается к проблеме соотношения собственности и контроля. Он исходит из того, что между экономическими актерами существует множество вертикальных и горизонтальных взаимоотношений, включая связи между собственниками и менеджментом компании. В рамках этих отношений собственник предприятия (принципал) делегирует функции по управлению своим предприятием менеджменту (агенту). Менеджмент, однако, самостоятельно управляет лишь определенной областью из общей сферы деятельности предприятия и также передает (делает) заказы в различные подразделения цепочки создания стоимости внутри или за пределами компании. Эти заказы могут относиться к области исследования и разработок, к производству, закупкам, консультациям и т.д. В итоге, внутри и за пределами компании возникают многообразные взаимосвязи между различными принципалами и агентами. В центре данного подхода находится положение о том, что агент в процессе выполнения своих поручений ведет себя не только в интересах принципала. Объяснения этому — различны. Так, наблюдение за поведением агентов может потребовать запретительно высоких затрат. Кроме того, это поведение вообще не может быть полностью подконтрольным. Проблема состоит и в том, что агент знает, что принципал не обладает возможностью в полной мере обнаружить и отследить тот факт, что он работает «без полной отдачи». Таким образом, между принципалом и агентом происходит асимметричное распределение информации. Отклонение поведения агентов от того, которое было бы эффективным (с позиции собственника), может принимать различные формы, например: — менеджер в стремлении максимизировать собственные доходы не прилагает достаточных усилий к подготовке стратегических решений, включая переход компании на инновационный путь развития; — служащие занимаются на рабочем месте собственными делами или работают, как это часто бывает в России, наряду с основной, еще в одной-двух компаниях и в силу общей загруженности формально относятся к выполнению своих основных обязанностей. Рыночная структура - Характеризует способ, посредством которых рынки организованы - В общем случае - результат взаимодействия рыночных субъектов и институтов, в т.ч., фирм, бизнес организаций, правительства, НГО, др. - Непосредственно связана с интенсивностью конкуренции на рынке ТОР - структура рынка:
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|