Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Организация, управление и контроль качества





Продукции

 

1 Понятие качества продукции, показатели и оценка его уровня. Пути повышения качества.

2 Сертификация продукции.

3 Организация технического контроля

4 Принципы обеспечения качества и управление качеством продукции

 

Уровень жизни страны определяется

уровнем качества продукции и услуг,

производимых ее населением.

Уровень качества продукции и услуг

определяется качеством менеджмента.

Качество менеджмента определяется

качеством персонала.

Современная формула процветания.

 

 

1 Понятие качества продукции, показатели и оценка его уровня. Пути повышения качества.

 

Так что же такое качество? Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд. В этом нетрудно убедиться, задав этот вопрос различным должностным лицам или потребителю.

Конструктор или разработчик изделия вероятнее всего скажет, что качество - это соответствие продукции функциональному назначению, ее надежность, прочность и долговечность.

Руководитель предприятия скажет, что это требование заказчика и нормативной документации, конкурентоспособность. Скорее всего, он пожалуется на то, что с качеством продукции у него много хлопот (подводят поставщики, слишком высокие требования стандартов и т. п.).

Работники отдела технического контроля (ОТК) отметят, что качество - это точное соответствие свойств продукции чертежам и стандартам. Только при этом, скажут они, продукция может считаться качественной.

Потребитель скажет, что качество продукции - это ее пригодность удовлетворять какие-либо его потребности, это - удобство пользования, экономичность, красота форм, причем по приемлемой цене.

Американский специалист доктор Х. Дж. Харингтон выразил свое мнение следующим образом: "Качество - вещь забавная. Все о нем говорят, все с ним живут и каждый думает, что знает, что это такое. Но лишь немногие придут к единому мнению об определении качества. Мои твердые взгляды на качество таковы:

определение "качества". Удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он себе может позволить, когда у него возникает потребность;

определение "высокого качества". Превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает.

Необходимо нацеливать свою деятельность на высокое качество, потому что, если вы удовлетворитесь меньшим, а ваш конкурент не удовлетворится, то в один прекрасный не для вас день вы обанкротитесь".

Чье же суждение точнее всего отвечает на настоящий вопрос? Авторы книги "Что такое качество" провели подобный эксперимент. Они проанализировали 232 литературных источника, которые так или иначе рассматривали вопросы качества. При этом выявлено более 100 различных толкований понятий, обозначенных термином "качество продукции".

В человеческой практике в связи с бесконечным разнообразием явлений и объектов окружающей действительности повседневные понятия качества неполны, многообразны, неточны, но в каждом случае они отвечают конкретным потребностям общества.

Первым исследователем категории качества принято считать греческого философа Аристотеля. Еще в III веке до н. э. в своем труде "Метафизика" он дал два определения качества. Одно - обобщающее, относящееся к тому или иному предмету в целом, а другое - частное, характеризующее одну сторону его свойств.

Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов - "равновесие" и "деньги" (качество = равновесие + деньги), следовательно, качество тождественно понятию "высококлассный", "дорогой"

Качество имеет два аспекта: объективные физические характеристики; субъективная сторона: насколько вещь "хороша".

Субъективная сторона: качество есть степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям)

 

Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

«Качество - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

Покупатель считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности ей предназначалось удовлетворять.

Действительно, совокупность свойств продукции может быть той же (т. е. качество не изменилось), но для потребителя эта продукция может быть неприемлемой.

Уровень качества продукции определяется с помощью показателей качества. Качество большой части химических продуктов (кислот, щело­чей, солей, минеральных удобрений, гербицидов) определяется содержанием полезного или основного вещества, концентрацией, предельно допустимым содержанием посторонних примесей, индек­сом расплава и др. Для оценки качества синтетических полимер­ных материалов, искусственного волокна используются физико-ме­ханические показатели: вязкость, пластичность, истираемость, относительное и остаточное удлинение, термостабильность. В ряде подотраслей применяются и специфические показатели, например светоотдача в производстве светосоставов, укрывистость в лако­красочной промышленности; вкус, запах, цвет в масложировой промышленности. Для оценки качества изделий используются так­же различные показатели, например срок службы, пробег, «ходи­мость» в производстве шин и др.

Число показателей качества и признаков, используемых в хи­мической промышленности для его оценки, очень велико. Напри­мер, для оценки качества жидкого топлива используется 49 раз­личных показателей, пластичных смазок—18, резиновой обуви — свыше 30.

 

Показатель качества – количественная характеристика определенных ее свойств, входящих в состав ее качества, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.

Всю совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по следующим признакам:

1. количеству характеризуемых свойств;

Единичные – характеризуют одно какое-либо свойство продукции. Эти показатели отражают особенности выпускаемых видов продукции. К единичным показателям могут быть отнесены:

· показатели назначения, характеризующие полезный эффект от использования продукции (калорийность, усвояемость)

· показатели долговечности или сохраняемости (сколько продукт может быть пригоден к употреблению)

· эстетические показатели, отражающие соответствие внешнего вида потребительским вкусам, предпочтениям, а также художественная оригинальность исполнения изделия

Комплексные показатели – объединяют несколько важных свойств продукции, характеризующих ее качество. Широко распространен в химической промышленности методом определения комплексных показателей является метод бальных оценок. Каждому признаку присваивается, в зависимости от его значимости определенное число баллов. Полученные баллы суммируются, и по ним оценивается качество продукции. В некоторых областях комплексным показателем служит сортность продукции (высший сорт, первый сорт и т.д.).

Обобщающие показатели – характеризуют уровень качества выпускаемой продукции в целом по предприятию, которые определяются: объемом производства продукции высокого качества; объемом (удельным весом) прогрессивной (новой) продукции в общем выпуске продукции; экономической эффективностью затрат на повышение качества продукции. Обобщающие показатели качества используются в планах предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. По уровню этих показателей можно судить о качестве выпускаемой продукции в целом на предприятии или отрасли.

2. отношению к различным свойствам продукции (показатели - надежности, технологичности, эргономичности и др.);

3. стадии определения (проектные, производственные и эксплуатационные);

4. методу определения (расчетные, экспериментальные, экспертные);

5. характеру использования для оценки уровня качества (базовые и относительные);

6. способу выражения (показатели, выраженные безразмерными единицами, например баллами, процентами, и размерные);

 

При оценке технического уровня и качества продукции используются следующие основные группы показателей качества:

1. показатели назначения, характеризующие полезный эффект от эксплуатации и использования продукции и обуславливающие область ее применения;

2. показатели надежности и долговечности продукции в конкретных условиях ее использования;

3. показатели технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции;

4. показатели стандартизации и унификации, характеризующие степень использования в продукции стандартизированных продукции и уровень унификации составных частей изделия;

5. эргономические показатели, характеризующие систему «человек – изделие – среда» и учитывающие комплекс гигиенических, психологических, антропометрических, физиологических, психофизиологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах;

6. эстетические показатели, характеризующие такие свойства продукции, как выразительность, оригинальность, гармоничность, целостность, соответствие среде и стилю;

7. патентно-правовые показатели, характеризующие степень патентной защиты изделия в стране и за рубежом, а также его патентную чистоту;

8. экономические показатели, отражающие затраты на разработку изготовление и эксплуатацию (потребление) продукции, а также экономическую эффективность ее эксплуатации.

 

В настоящее время при оценке технического уровня и качества продукции в дополнении к перечисленным традиционным группам показателей используются также экологические показатели, показатели безопасности и транспортабельности продукции, показатели ее однородности.

Для оценки уровня качества продукции наиболее приемлемым методом является метод относительных показателей, который основан на сравнении единичных показателей качества оцениваемого (Pi) и базового (Pia) товара:

,

где Di – относительный показатель качества.

Если показателей много, и трудно отдать какому - то из них предпочтение, то определяется обобщённый показатель качества:

,

где n – количество относительных показателей.

Уровень качества оцениваемой продукции выше или равен уровню базового образца, если значение обобщающего показателя больше или равно единице.

Факторы, от которых зависит повышение качества продукции:

1) Природные – качество и ассортимент сырья, поступающего на переработку и хранение;

2) Инженерно-технические – применяемая технология, а также механизация и автоматизация производственных процессов;

3) Организационные – организация труда и управления, ответственность исполнителей, квалификация работающих, обеспеченность производства материалами, трудовыми и финансовыми ресурсами;

4) Экономические – планирование и материальное стимулирование.

 

Основными путями повышения качества продукции являются:

1) совершенствование техники (автоматизация, механизация производства);

2) совершенствование технологии;

3) совершенствование организации и качества труда работников. Организация ритмичности производства, повышение квалификации работников;

4) экономическое и моральное стимулирование повышения качества продукции:

5) стимулирование качества сырья по видам, сортам и содержанию полезных компонентов;

6) дифференцирование цен на готовую продукцию в зависимости от ее качества. Более высокому качеству должны соответствовать более высокие цены;

7) предоставление предприятиям кредитов на повышение качества продукции;

8) организация оплаты труда и система премирования за повышение качества продукции, а также применение санкций за выпуск недоброкачественной продукции.

 

2 Сертификация продукции

Условием успешной реализации товаров, как на внутреннем, так и на внешнем рынке является их соответствие требованиям норм, правил и законов, действующих в данной стране.

Сертификация – это система мер и действий, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям международных стандартов, технических условий и иных нормативных документов, действующих на мировом рынке или в той или иной стране-импортере продукции или услуг. Отсюда, чтобы продукция была сертифицирована, она должна соответствовать установленным требованиям, которые по мере прогресса науки и техники неуклонно повышаются. Стремление расширить рынки сбыта вынуждает предпринимателей заниматься разработкой новой, более совершенной продукции, внедрять прогрессивные технологии, оборудование, материалы, совершенствовать организацию производства и труда, т.е. осуществлять весь комплекс мер, направленных на повышение качества продукции.

Длительная оторванность наших предприятий от внешнего рынка привела к тому, что из-за незнания международных требований к качеству продукции и сертификации, отсутствия необходимых приборов и метрологического оборудования конкурентоспособность большинства продукции снижалась. Переход к рыночным отношениям, активизация внешнеэкономической деятельности настоятельно требуют проведения работ по сертификации продукции, исходя из международных требований. В республике принят закон «О сертификации продукции, работ и услуг», который предусматривает три раздела:

1) общие положения;

2) обязательная сертификация;

3) добровольная сертификация.

В разделе I очерчена сфера действия закона, раскрываются основные понятия, применяемые в нем, описываются цели и системы сертификации.

Обязательная сертификация – это деятельность субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции показателю, обеспечивающему безопасность для жизни, здоровья человека и другим показателям, установленным законодательно. Обязательной сертификации подлежат продукты питания, электрооборудование, строительные материалы и др.

Добровольная сертификация – это деятельность субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции показателям, по которым законодательством проведение обязательной сертификации не предусмотрено.

Сертификация систем качества проводится в разных формах. Существует практика так называемой самосертификации. Производитель заполняет декларацию. В ней он заявляет, что его система удовлетворяет требованиям, например, стандартам 9001 и прилагает технические документы. На основании этих документов потребитель или третья сторона могут провести необходимый анализ и оценить эффективность системы. Широко распространена сертификация второй стороной (в США и в ряде стран Европы). Чаще её проводит у своих поставщиков предприятие, выпускающее конечную продукцию. Сертификация третьей стороной – это проверка и оценка систем качества специализированными органами. Они могут быть частными, национальными, международными, аккредитованными на право такой оценки.

На продукцию, прошедшую сертификацию, выдаётся сертификат соответствия и продукция маркируется знаком соответствия. Она заносится в сертификационном центре в список продукции, разрешённой к продаже. Предприятию выдаётся свидетельство о признании сертификата.

Сертификат соответствия – документ, подтверждающий соответствие сертифицированной продукции требованиям нормативных документов по стандартизации.

Знак соответствия – это знак, который подтверждает соответствие маркированной им продукции требованиям конкретных стандартов.

Система сертификации – система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации продукции. Наибольшее распространение получили системы, когда сертификационным органом является национальная организация по сертификации (стандартизации). Система сертификации включает:

1) сертификацию продукции;

2) сертификацию производства;

3) аттестацию изготовителей;

4) аккредитацию испытательных лабораторий, органов по сертификации продукции, систем качества и аттестации предприятий и др.

Система сертификации является независимой, так как она не относится ни к изготовителю, ни к потребителю. Процедура сертификации начинается с подачи организацией заявки в соответствующую организацию на сертификацию продукции. В настоящее время документы соответствия белорусской Национальной системы сертификации признаются без проведения дополнительных испытаний во всех странах СНГ, Литве, Словакии, Польше, Турции и Китае.

Белорусским производителям уже недостаточно декларировать соответствие национальным стандартам или даже межгосударственным. Необходимо обеспечить международный уровень. В его основе – принцип соответствия продукции международным стандартам, в первую очередь Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической организации (МЭК).

С 1993 года Беларусь стала членом ведущих международных организаций – ИСО, МЭК, МОЗМ (Международная организация законодательной метрологии), с 2000 года участвует в работе Европейской организации по качеству.

Задача ИСО – содействовать развитию стандартизации в мире, чтобы облегчить международный обмен товарами и услугами, помогать сотрудничеству в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях. Соответствие требованиям стандартов – это гарантия высокого качества и надёжности продукции. Сертификация по стандарту ИСО 9000 показывает, что система управления качеством на предприятии организована в соответствии с определёнными требованиями и эффективно обеспечивает высокое стабильное качество выпускаемой продукции. Главное назначение стандартов ИСО – переход от организации обеспечения и контроля качества к управлению качеством, т. е. система качества должна быть взаимоувязана со всеми видами деятельности в организации, определяющими качество. Новые стандарты ИСО 9000 были опубликованы в 1987 году и завоевали огромнейшую популярность.

Семейство стандартов ISO 9000, было разработано, для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества:

ISO 9000 описывает основные положения систем менеджмента качества и словарь;

ISO 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями, в целях сертификации или заключения контрактов. Он сфокусирован на результативности системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей;

ISO 9004 содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем ISO 9001, особенно по постоянному улучшению деятельности организации а также ее эффективности, так же, как и результативности. ISO 9004 рекомендуется как руководство для организаций, которые уже выполняют требования ISO 9001 и высшее руководство которых, преследует цель постоянного улучшения качества деятельности.

Стандарт ISO 14001:2004 - серия международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях. Стандарты ISO 14000 являются "добровольными". Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства. Основным предметом ISO 14001 является система экологического менеджмента - environmental management system (EMS). Основной документ серии - ISO 14001 не содержит никаких "абсолютных" требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным экологическим стандартам.

Стандарт OHSAS 18001 представляет требования к системе управления профессиональной безопасностью и здоровьем (OHSAS), чтобы предоставить возможность организации управлять профессиональными рисками в области безопасности и здоровья и повышать эффективность такого управления. Международный стандарт OHSAS 18001 разработан при участии национальных органов по стандартизации ряда стран (Великобритания, Япония, ЮАР, Ирландия), фирм и исследовательских организаций. Стандарт OHSAS 18001 является общетехническим и применим к организациям всех типов и размеров, независимо от конкретного сектора экономики (отрасли промышленности).

Директива ЕС EMAS – схема экологического менеджмента и аудита для верификации деятельности по защите окружающей среды

EMAS (Eco Management and Audit Scheme — Схема экологического менеджмента и аудита) является действующим в Европейском союзе на добровольной основе порядком управления и проверки деятельности по защите окружающей среды. Предназначение EMAS — улучшить и сделать более эффективной работу по защите окружающей среды на предприятиях. Поскольку эта схема является полностью добровольной, ее использование создает очень позитивный образ предприятия, демонстрируя осознание ответственности за окружающую среду.

Все организации, входящие в состав концерна «Белнефтехим», работают по системе международных стандартов качества серии ИСО 9000. По качеству и экологической чистоте моторного топлива Республика Беларусь лидирует среди стран СНГ. Активно проводится работа по внедрению стандартов управления безопасностью окружающей среды серии ИСО 14000 и стандартов управления профессиональной безопасностью и здоровьем OHSAS 18001. Сертификат ISO 9001 сегодня является для организации одним из главных факторов доверия со стороны потребителей, необходимым условием участия в конкурсах и сотрудничества с зарубежными и отечественными партнерами.

ОАО "Гродно Азот" одним из первых крупных химических предприятий сертифицировало систему менеджмента качества производства основной продукции на соответствие международному стандарту ISO 9001. В настоящее время на предприятии действуют сертификаты:- Сертификат UA 225876/1 выдан нашему предприятию "Burea Veritas Sertification" в декабре 2009 года и действует до 27 ноября 2011 года.- Сертификат соответствия № BY/112 05.01.007 1237 выдан Госстандартом Республики Беларусь в феврале 2008 года и действует до 19 февраля 2011 года.В сентябре 2009 года аудиторами "Burea Veritas Sertification" проведен инспекционный аудит системы менеджмента качества предприятия, подтвердивший соответствие требованиям ISO 9001:2008.В январе 2010г. ОАО "Гродно Азот" успешно прошло процедуру инспекционного контроля аудиторами Гродненского центра стандартизации, метрологии и сертификации на соответствие требованиям СТБ ISO 9001-2009.

Беларуськалий В объединении внедрены и успешно функционируют система менеджмента качества в соответствии с требованиями ISO 9001:2008 и система управления окружающей средой, соответствующая требованиям ISO 14001:2004, действие которых подтверждено сертификатами соответствия национального органа по сертификации БелГИСС и международного органа по сертификации "Bureau VERITAS".

Полимир На заводе "Полимир" создана, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии система менеджмента качества (СМК), соответствующая требованиям международных стандартов ИСО серии 9000. Работа по созданию СМК началась в 2000 году. Система менеджмента качества распространяется на производство основных видов продукции - полиэтилена высокого давления, волокна и жгута полиакрилонитрильных Нитрон-С и Нитрон-Д, нитрила акриловой кислоты и эфира метилового акриловой кислоты.Первый сертификат соответствия был получен в декабре 2002 года и подтверждал, что СМК соответствует требованиям СТБ ИСО 9002-96. В течение всего 2003 года проводилась работа по переходу к новой версии международных стандартов ИСО серии 9000. В декабре 2003 года предприятием получен сертификат соответствия в Национальной системе сертификации, подтверждающий соответствие СМК требованиям СТБ ИСО 9001-2001, а в июле 2004 года - сертификат соответствия в Немецкой системе аккредитации TGA, подтверждающий соответствие СМК требованиям DIN EN ISO 9001:2000.В июле 2008 г. Органом по сертификации БелГИСС проведен инспекционный контроль сертифицированной СМК. Подтверждено действие сертификатов соответствия № BY/11205.01.0020186 и № 28-TGA требованиям СТБ ИСО 9001-2001 и DIN EN ISO 9001:2000.

Система управления окружающей средой предприятия на производство полиэтилена высокого давления, волокна и жгута полиакрилонитрильного волокна Нитрон - С, Д, М, нитрила акриловой кислоты, эфира метилового акриловой кислоты, ацетонитрила, сульфата аммония, продуктов малотоннажной химии и товаров народного потребления сертифицирована на соответствие требованиям СТБ ИСО 14001-2005 в Национальной системе подтверждения соответствия РБ, сертификат № BY/112 05.1.0. ЦА.0039

На заводе "Полимир" создана, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии система управления охраной труда (СУОТ), соответствующая требованиям СТБ 18001-2005 «Системы управления охраной труда. Общие требования». Работа по созданию СУОТ началась в 2007 году. Система управления охраной труда распространяется на производство полиэтилена высокого давления и кабельных композиций на его основе, мономеров, волокна полиакрилонитрильного Нитрон-С и Нитрон-Д, товаров народного потребления, продуктов малотоннажной химии.
В течение всего 2008 года проводилась работа по внедрению системы управления охраной труда (СУОТ), соответствующая требованиям СТБ 18001-2005 «Системы управления охраной труда. Общие требования». В ноябре 2008 года группой экспертов-аудиторов органа по сертификации ГУО «Республиканский институт высшей школы» проведен сертификационный аудит системы управления охраной труда (СУОТ) завода «Полимир».

В декабре 2008 года завод "Полимир" получил сертификат соответствия № BY/11205.04.0800106 от 15.12.08 г. в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь, подтверждающий соответствие СУОТ требованиям СТБ 18001-2005.

 

 

3 Организация технического контроля

 

Технический контроль представляет собой систему методов, средств и мероприятий, в результате которых идентифицирует­ся качество готовой продукции, полуфабрикатов и сырья требо­ваниям ГОСТа, ТУ, а также обеспечивается выработка высоко­качественной продукции в соответствии с этими требованиями.

Основные задачи технического контроля — установить каче­ство выработанной продукции, предупредить влияние случай­ных и субъективных факторов на качество выпускаемой продук­ции, обеспечить соблюдение заданного технологического ре­жима.

На предприятиях химических волокон и нитей объектами технического контроля являются качество сырья, основных и вспомогательных материалов; технологических параметров на всех стадиях; качество полуфабрикатов; качество готовой про­дукции; состояние аппаратов, машин и их отдельных деталей (фильер, прядильных насосиков и т.д.); температура, влаж­ность, загазованность в цехах и др. В каждом основном произ­водстве и его цехах объекты контроля устанавливают с учетом особенностей этих подразделений.

План технического контроля отражает объекты и режим их контроля, объем контрольных операций, которые следует про­водить применительно к данному объекту контроля, используе­мые для контроля приборы и аппаратура, исполнителей. Не­редко (например, для выявления причин частых отклонений от технологических параметров или случаев плохой работы ма­шин, аппаратов и устранения подобных явлений) проводят до­полнительные контрольные операции.

По видам технический контроль бывает предварительный, промежуточный и заключительный.

Предварительный конт­роль — контроль качества сырья, основных и вспомогательных материалов до поступления их в производство.

Промежуточный контроль — контроль выдерживания технологических парамет­ров (состав прядильного раствора, состав и температура осади-тельной ванны, скорость формования и т.п.), качества полу­фабрикатов на отдельных стадиях производства и других эле­ментов технологического процесса. На предприя­тиях химических волокон и нитей, для которых характерно мас­совое производство, промежуточный контроль имеет особое значение, так как позволяет выявить нарушения технологиче­ского процесса, вызвавшие их причины и предупредить выра­ботку волокна и нити, не отвечающих требованиям ГОСТа или ТУ.

Заключительный контроль — контроль качества готовой продукции (физико-механических свойств, сортности химических волокон и нитей).

По объему проводимых операций различают сплошной и вы­борочный технический контроль.

Сплошной контроль — конт­роль всей совокупности объектов. Сплошной контроль более трудоемок. На предприятиях химических воло­кон и нитей его применяют, например, при сортировке бобин с текстильными нитями перед упаковкой их для отправки потре­бителям.

Выборочный контроль —конт­роль части объектов (по выбору), но получаемые результаты распространяются на всю совокупность объектов. Массовый характер производства химических волокон и нитей позволяет широко использовать выборочный контроль. При этом объем выборки, которая необходима для получения надежных результатов с требуемой степенью точности, можно установить методами математической статистики. Эти методы применяют при контроле качества сырья и основных материа­лов, параметров технологического процесса, физико-механичес­ких свойств химических волокон и нитей.

Для правильной и быстрой оценки качества исходного сырья, основных и вспомогательных материалов, параметров технологического процесса, работы деталей прядильного эле­мента, физико-механических свойств и сортности готовых хими­ческих волокон и нитей требуется современное лабораторное оборудование, приборы автоматического контроля и регулиро­вания технологических процессов. На предприятиях химических волокон и нитей использование механизированной и автомати­зированной контрольно-измерительной аппаратуры, которая обеспечивает высокую точность контроля и снижает затраты труда на его выполнение, имеет особое значение. Это объясняется тем, что 6—8% работающих занято выполнением контроль­ных операций.

Контрольные операции, а также опытные и научно-исследо­вательские работы проводят лаборатории, предприятия, цент­ральная заводская лаборатория, лаборатории в основных производствах. Контроль проводят по установленным методикам.

 

 

4 Принципы обеспечения качества и управление качеством продукции

 

Расточитель завтракает с Излишеством,
обедает с Недостатком, ужинает с Нищетою,
ложится спать с Позором

 

Как отмечалось выше, качество является стандартизированной категорией, международным стандартом качества является стандарт ISO. С 1 января 2001 года в действие вступила версия ISO 9000 /2000. Эта версия уже не включает в себя альтернативных моделей обеспечения качества, подлежащих сертификации. С 2001 года сертифицировать по ISO 9000 можно лишь полномасштабную систему качества. В основу обновления международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000 положены восемь ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями.

1. Ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.

2. Роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.

3. Вовлечение работников. Это одно из ключевых положений, в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.

4. Процессный подход. Процесс – это деятельность, направленная на достижение установленной цели, которая имеет количественное выражение – результат. Поэтому для реализации процессного подхода организационная система должна переориентироваться с функционального управления на управление результатами, совокупность которых должна обеспечить повышение эффективности системы и конкурентоспособности предприятия.

5. Системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс – как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей» к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура.

6. Постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт японской, а затем американской и европейской промышленности показал, что устанавливать пределы улучшению недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления.

7. Принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необходимо реализовывать по отношению, как к внешним, так и внутренним поставщикам.

Когда на предприятиях обсуждаются проблемы качества, приводится множество самых разнообразных факторов, препятствующих решению этих проблем: это и качество проектирования, и уровень технологии, и качество покупных изделий и материалов, зарплата и квалификация работников, условия труда и т.д. Сейчас, с развитием науки управления, можно сказать, что для обеспечения качества требуется:

1) материальная база (покупные изделия и материалы, технологическое и испытательное оборудование, средства измерений, здания, сооружения, транспорт и т.д.);

2) квалифицированный персонал, заинтересованный в хорошей работе (человеческий фактор);

3) глубоко продуманная организационная структура и четкое управление предприятием в целом и управление качеством в частности

Первые два фактора – активный квалифицированный персонал и материальная база – определяют необходимую основу для выпуска высококачественной продукции. Поэтому их можно, по-видимому, считать фундаментом, базой качества. Третий фактор – организация и управление предприятием – дополняет фундамент и позволяет реализовать возможности, которые создаются материальной базой и человеческим фактором.

Первоочередным моментом, с которого надо начинать решение проблемы качества, является человеческий фактор, а в нем – заинтересованност







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.