|
Сущность и общая характеристика организационных структур управленияСлово «структура» означает совокупность элементов, связей и отношений между ними, характеризующих систему как нечто целое. Организационную структуру управления можно определить как совокупность управленческих органов, между которыми существует система взаимосвязей, обеспечивающих выполнение необходимых функций управления для достижения целей фирмы. Таким образом, организационная структура управления исходит из ряда условий: целей и задач предприятия, производственных и управленческих функций предприятия, факторов внутренней и внешней среды. В структуре управления выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени управления) и_связи — горизонтальные и вертикальные. Все элементы организационной структуры управления взаимосвязаны между собой. Звено, или отдел управления — это организационно обособленный, самостоятельный орган управления. Главным принципом его формирования является выполнение отделом определенной функции. Связи между отделами имеют горизонтальный характер. Уровень управления можно определить как группу отделов, занимающую определенyю ступень в управленческой иерархии. Связи между ступенями иерархии -связи по вертикали — носят явно выраженный характер последовательного подчинения, начиная с нижнего уровня и кончая верхним. Структура объединяет человеческие и материальные ресурсы, упорядочивает связи между ними. Все структуры, независимо от их размера, имеют еще одно общее свойство: они формируются для достижения целей фирмы. Однако каждая управленческая структура обладает и своими специфическими особенностями, которые в значительной степени влияют на повеление и эффективность деятельности людей. Создание структуры является самым важным элементом в организационной деятельности фирмы. Выбор эффективной методики департаментации и формирование всего комплекса организационных структур — также жизненно важный элемент в деятельности менеджерского корпуса даже процветающих фирм и корпораций. Как правило, в таких корпорациях при малейших признаках сбоев в функционировании высший менеджмент решает вопрос о необходимости реорганизации в управленческой структуре. В теории западного управления, основанной на концепциях организационного поведения, структура фирмы рассматривается как важнейший фактор, определяющий мотивы и формы поведения (деятельности) всего коллектива и отдельных его членов. В этом плане в организационную структуру включаются такие управленческие понятия, как соотношение ответственности и полномочий, делегирование полномочий, централизация и децентрализация, ответственность и контроль, нормы управляемости, организационная политика фирмы, модели управленческих решений, проектирование общих и индивидуальных заданий и некоторые другие. По существу речь идет здесь о содержательной стороне структуры управления: каким целям она служит и какие управленческие процессы она обеспечивает. Таким образом, давая общую характеристику организационной структуры, можно выделить несколько положений, определяющих ее значимость: - организационная структура фирмы обеспечивает координацию всех функций управления; - структура организации определяет права и обязанности (полномочия и ответственность) на управленческих уровнях; - от организационной структуры зависит эффективная деятельность фирмы, ее выживание и процветание; - структура, принятая в данной конкретной фирме, определяет организационное поведение ее сотрудников, т. е. стиль управления и качество труда коллектива. Организационные структуры имеют большое число видов и форм. Рассмотрим две наиболее распространенные классификации организационных структур. Первое разделение: формальные и неформальные организационные структуры. Формальная структура фирмы — это структура, выбранная и установленная менеджерами высшего уровня путем соответствующих организационных мероприятий, приказов, распределения полномочий, правовых норм и пр. Неформальная структура неподвластна приказам и распоряжениям. Она возникает на основе взаимоотношений членов коллектива, единства или противоречий их взглядов, интересов, целей и пр. Неформальная структура является отражением межличностных отношений в рамках формальной структуры. Предметом изучения данного курса являются только формальные организационные структуры. Остановимся подробнее на втором виде разделения организационных структур (формальных). Это понятия механистических и органических структур управления. С разной степенью точности все конкретные управленческие структуры могут быть отнесены к одному из названных типов. В основе такого деления лежит соотношение внутренних компонентов организационной структуры, позволяющее выявить сущность ее построения. В этом аспекте организационная структура определяется как сочетание следующих трех компонентов: сложности, формализации, централизации. Первый компонент — сложность — означает степень дифференциации различных видов управленческой деятельности, в том числе ее функций (дифференциация по горизонтали и вертикали). Чем выше степень дифференциации, тем более сложной является организационная структура фирмы, корпорации. Второй компонент — формализация — определяется степенью однотипности (утилизации) управленческих правил и процедур. Структура будет тем более формализованной, чем больше установленных свыше правил и процедур в ней действует. Третьим показателем свойства организационной структуры фирмы (предприятия, корпорации) является степень централизации (децентрализации) управления в ней. Она зависит от того, на каких уровнях управления принимаются решения. На практике встречаются различные комбинации указанных компонентов, дающие большое разнообразие конкретных управленческих структур. Это могут быть структуры с ярко выраженными признаками сложности (в большой корпорации) или с жесткой формой управления (высокая степень централизации) и т. д. И наоборот, это могут быть совсем простые организационные структуры с двумя, тремя уровнями подчинения, достаточно свободными формами деятельности подчиненных и т. д. Большое число структурных комбинаций лежит между этими двумя крайними положениями. В зависимости от степени выраженности содержащихся в них трех компонентов — сложности, формализации и централизации структуры делятся на две указанные выше группы: механистических и органических структур Механистическая организационная структура характеризуется большой сложностью, особенно большим, числом подразделений по горизонтали; высокой степенью формализации; ограниченной информационной сетью; низким уровнем участия всего управленческого персонала в; принятии решений. Органическая структура более простая, имеет широкую информационную сеть, менее формализована. Управление в органических структурах децентрализовано. Таким образом, механистическая структура выступает как жесткая иерархия, или пирамида, управления. В отличие от нее органическая структура является гибкой, адаптивной формой управления. Для нее характерно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в принятии решений на низовых уровнях. Формы и стиль общения в органической структуре управления—партнерские, совещательные (в механистической — это приказы и инструкции), для менеджеров характерна высокая общеобразовательная подготовка. В литературе существует еще один термин для механистических структур — бюрократические. Естественно он не включает полный набор негативных характеристик с которыми слово «бюрократический» ассоциируется в повседневной жизни. Более того, как известно, немецкий социолог Вебер, который занимался разработкой этой модели управления (начало XX в.), считал ее идеальной. Она была разработана для: удовлетворения запросов потребителя; создания равных условий для потребителя, увеличения рациональности и эффективности управленческих решений. Вебер и его последователи видели возможность достижения поставленных целей за счет сведения до минимума личностного влияния того или иного руководителя на принятие решения, а также согласования всех конкретных решений с задачами организации. Идеальная, или бюрократическая, структура, предложенная Вебером и распространившаяся затем не только на производственные, но и на общественные организации, включала следующие характеристики: специализацию труда, иерархию подчиненности, четко определенные обязанности и ответственность, систему установленных правил и процедур, обезличивание отношений, продвижение по службе, основанное на квалификации служащего, централизацию власти, письменные отчеты. Все черты бюрократической структуры организации совпадают с данной выше характеристикой механистической структуры управления. Более половины столетия эта модель являлась господствующей в менеджменте. В большей или меньшей степени она объединяет в себе наиболее распространенные до недавнего времени виды организационных структур фирмы, корпорации: функциональные, линейные, линейно-штабные, дивизиональные. Эти структуры олицетворяют собой эпоху индустриального развития общества. Однако в последние два десятилетия, когда общественное производство развитых стран вступило в новую, информационную, эру, западный менеджмент в значительной степени перестраивает свои структуры. Причем такая перестройка носит качественный характер. Многие фирмы и корпорации, для того чтобы выжить в условиях обострившейся конкурентной борьбы, меняют свою стратегию и структуры. Все большее внимание привлекают структуры органического, адаптивного типа. Это матричные, программно-целевые, проектные и новые управленческие модели — венчурные, инновационные, бригадные и пр. Подытоживая анализ двух типов организационных структур: механистической и органической,— можно выделить одно, самое главное основание такого деления, отразившееся в названиях этих видов. Это принцип их действия. Механистические структуры функционируют подобно хорошо работающей машине, механизму. Структуры другого типа получили свое название «органические» по аналогии с деятельностью живой материи, живой клетки. Как бы эффективна ни была работа машины, деятельность живой клетки, несомненно, является более плодотворной. Вот почему проблеме включения органических структур в деятельность фирмы современные менеджеры уделяют большое внимание. Организации, имеющие неформализованные структуры управления, обеспечивают своим служащим большую свободу, а следовательно, и большие возможности выбора приемлемого для каждого человека поведения. Классификация организационных структур управления представлена на рис.1.
Рисунок 1 - Классификация организационных структур управления
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|