Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сущность и общая характеристика организационных структур управления





Слово «структура» означает совокупность элементов, связей и отношений между ними, характеризующих си­стему как нечто целое.

Организационную структуру управления можно определить как совокупность управленческих органов, между которыми существует система взаимосвязей, обес­печивающих выполнение необходимых функций управле­ния для достижения целей фирмы. Таким образом, орга­низационная структура управления исходит из ряда условий: целей и задач предприятия, производственных и управленческих функций предприятия, факторов внут­ренней и внешней среды.

В структуре управления выделяются следующие эле­менты: звенья (отделы), уровни (ступени управления) и_связи — горизонтальные и вертикальные. Все элементы организационной структуры управления взаимосвяза­ны между собой.

Звено, или отдел управления — это организационно обособленный, самостоятельный орган управления. Глав­ным принципом его формирования является выполнение отделом определенной функции. Связи между отделами имеют горизонтальный характер.

Уровень управления можно определить как группу отделов, занимающую определенyю ступень в управлен­ческой иерархии. Связи между ступенями иерархии -связи по вертикали — носят явно выраженный характер последовательного подчинения, начиная с нижнего уров­ня и кончая верхним.

Структура объединяет человеческие и материальные ресурсы, упорядочивает связи между ними. Все структу­ры, независимо от их размера, имеют еще одно общее свойство: они формируются для достижения целей фирмы.

Однако каждая управленческая структура обладает и своими специфическими особенностями, которые в зна­чительной степени влияют на повеление и эффективность деятельности людей.



Создание структуры является самым важным эле­ментом в организационной деятельности фирмы. Выбор эффективной методики департаментации и формирование всего комплекса организационных структур — также жизненно важный элемент в деятельности менеджерского корпуса даже процветающих фирм и корпораций. Как правило, в таких корпорациях при малейших признаках сбоев в функционировании высший менеджмент решает вопрос о необходимости реорганизации в управленческой структуре.

В теории западного управления, основанной на кон­цепциях организационного поведения, структура фирмы рассматривается как важнейший фактор, определяющий мотивы и формы поведения (деятельности) всего коллек­тива и отдельных его членов. В этом плане в организаци­онную структуру включаются такие управленческие по­нятия, как соотношение ответственности и полномочий, делегирование полномочий, централизация и децентрали­зация, ответственность и контроль, нормы управляемости, организационная политика фирмы, модели управ­ленческих решений, проектирование общих и индивиду­альных заданий и некоторые другие. По существу речь идет здесь о содержательной стороне структуры управления: каким целям она служит и какие управленческие процессы она обеспечивает.

Таким образом, давая общую характеристику органи­зационной структуры, можно выделить несколько поло­жений, определяющих ее значимость:

- организационная структура фирмы обеспечивает ко­ординацию всех функций управления;

- структура организации определяет права и обязанности (полномочия и ответственность) на управленческих уровнях;

- от организационной структуры зависит эффективная деятельность фирмы, ее выживание и процветание;

- структура, принятая в данной конкретной фирме, определяет организационное поведение ее сотрудников, т. е. стиль управления и качество труда коллектива.

Организационные структуры имеют большое число видов и форм. Рассмотрим две наиболее распространенные классификации организаци­онных структур.

Первое разделение: формальные и неформальные ор­ганизационные структуры.

Формальная структура фирмы— это структура, выбранная и установленная менед­жерами высшего уровня путем соответствующих органи­зационных мероприятий, приказов, распределения полно­мочий, правовых норм и пр. Неформальная структура неподвластна приказам и распоряжениям. Она возникает на основе взаимоотношений членов коллектива, единства или противоречий их взглядов, интересов, целей и пр. Не­формальная структура является отражением межлич­ностных отношений в рамках формальной структуры.

Предметом изучения данного курса являются только фор­мальные организационные структуры.

Остановимся подробнее на втором виде разделения организационных структур (формальных). Это понятия механистических и органических структур управления. С разной степенью точности все конкретные управленче­ские структуры могут быть отнесены к одному из назван­ных типов. В основе такого деления лежит соотношение внутренних компонентов организационной структуры, по­зволяющее выявить сущность ее построения. В этом ас­пекте организационная структура определяется как соче­тание следующих трех компонентов: сложности, форма­лизации, централизации.

Первый компонент — сложность— означает степень дифференциации различных видов управленческой дея­тельности, в том числе ее функций (дифференциация по горизонтали и вертикали). Чем выше степень дифферен­циации, тем более сложной является организационная структура фирмы, корпорации.

Второй компонент — формализация— определяется степенью однотипности (утилизации) управленческих правил и процедур. Структура будет тем более формализованной, чем больше установленных свыше правил и процедур в ней действует.

Третьим показателем свойства организационной структуры фирмы (предприятия, корпорации) является степень централизации (децентрализации) управления в ней. Она зависит от того, на каких уровнях управления принимаются решения.

На практике встречаются различные комбинации ука­занных компонентов, дающие большое разнообразие кон­кретных управленческих структур. Это могут быть струк­туры с ярко выраженными признаками сложности (в большой корпорации) или с жесткой формой управления (высокая степень централизации) и т. д. И наоборот, это могут быть совсем простые организационные структуры с двумя, тремя уровнями подчинения, достаточно сво­бодными формами деятельности подчиненных и т. д. Боль­шое число структурных комбинаций лежит между эти­ми двумя крайними положениями.

В зависимости от степени выраженности содержащих­ся в них трех компонентов — сложности, формализации и централизации структуры делятся на две указанные выше группы: механистических и органических структур

Механистическая организационная структурахаракте­ризуется большой сложностью, особенно большим, числом подразделений по горизонтали; высокой степенью форма­лизации; ограниченной информационной сетью; низким уровнем участия всего управленческого персонала в; при­нятии решений.

Органическая структура более простая, имеет широ­кую информационную сеть, менее формализована. Управ­ление в органических структурах децентрализовано.

Таким образом, механистическая структура выступает как жесткая иерархия, или пирамида, управления. В от­личие от нее органическая структура является гибкой, адаптивной формой управления. Для нее характерно не­большое число управленческих уровней, правил и ин­струкций, большая самостоятельность в принятии реше­ний на низовых уровнях. Формы и стиль общения в органической структуре управления—партнерские, совещательные (в механистической — это приказы и инструкции), для менеджеров характерна высокая общеобразо­вательная подготовка.

В литературе существует еще один термин для механистических структур — бюрократические. Естественно он не включает полный набор негативных характеристик с которыми слово «бюрократический» ассоциируется в повседневной жизни. Более того, как известно, немецкий социолог Вебер, который занимался разработкой этой модели управления (начало XX в.), считал ее идеальной. Она была разработана для: удовлетворения запросов потребителя; создания равных условий для потребителя, увеличения рациональности и эффективности управленческих решений. Вебер и его последователи видели возможность достижения поставленных целей за счет сведения до минимума личностного влияния того или иного руководителя на принятие решения, а также согласования всех конкретных решений с задачами организации.

Идеальная, или бюрократическая, структура, предложенная Вебером и распространившаяся затем не только на производственные, но и на общественные организации, включала следующие характеристики: специализацию труда, иерархию подчиненности, четко определенные обя­занности и ответственность, систему установленных пра­вил и процедур, обезличивание отношений, продвижение по службе, основанное на квалификации служащего, цен­трализацию власти, письменные отчеты. Все черты бюро­кратической структуры организации совпадают с данной выше характеристикой механистической структуры управления.

Более половины столетия эта модель являлась господ­ствующей в менеджменте. В большей или меньшей степе­ни она объединяет в себе наиболее распространенные до недавнего времени виды организационных структур фир­мы, корпорации: функциональные, линейные, линейно-штабные, дивизиональные. Эти структуры олицетворяют собой эпоху индустриального развития общества.

Однако в последние два десятилетия, когда обще­ственное производство развитых стран вступило в новую, информационную, эру, западный менеджмент в значи­тельной степени перестраивает свои структуры. Причем такая перестройка носит качественный характер. Многие фирмы и корпорации, для того чтобы выжить в условиях обострившейся конкурентной борьбы, меняют свою стра­тегию и структуры. Все большее внимание привлекают структуры органического, адаптивного типа. Это матрич­ные, программно-целевые, проектные и новые управленческие модели — венчурные, инновационные, бригадные и пр.

Подытоживая анализ двух типов организационных структур: механистической и органической,— можно вы­делить одно, самое главное основание такого деления, от­разившееся в названиях этих видов. Это принцип их дей­ствия. Механистические структуры функционируют по­добно хорошо работающей машине, механизму. Структу­ры другого типа получили свое название «органические» по аналогии с деятельностью живой материи, живой клет­ки. Как бы эффективна ни была работа машины, деятель­ность живой клетки, несомненно, является более плодо­творной. Вот почему проблеме включения органических структур в деятельность фирмы современные менеджеры уделяют большое внимание. Организации, имеющие неформализованные структуры управления, обеспечивают своим служащим большую свободу, а следовательно, и большие возможности выбора приемлемого для каждо­го человека поведения.

Классификация организационных структур управления представлена на рис.1.

Рисунок 1 - Классификация организационных структур управления

 









ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.