Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности ссудного финансирования





Кредитование - деятельность по упорядочению всех процессов, связанных с движением кредита во времени и пространстве по финансированию затрат и инвестиций в соответствии с принципами кредитования. Кредит - ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента.

Лаврушин О.И. выделяет формы источников ссудного финансирования:

· долгосрочные кредиты у самостоятельных или входящих в группы банков;

· кредиты в государственных учреждениях;

· долговые обязательства общественности;

· частное размещение долговых обязательств.

Выбор варианта ссудного финансирования основывается на результатах анализа финансового рынка и условий функционирования инвестиционного портфеля - создание оптимальной структуры финансирования; возможность портфеля и входящих в него инвестиционных ценностей обеспечивать погашение кредитов и выплату процентных ставок. При этом процентные ставки могут быть фиксированные или скользящие, т.е. изменяющиеся в зависимости от периода кредитования.

Альтернативный выбор скользящих или фиксированных процентных ставок определяется чувствительностью макроэкономических показателей финансового рынка к изменению этой ставки, а также получаемой потенциальной экономией (если рынок характеризуется нормальной, повышающейся кривой процентных доходов).

Потенциальная экономия рассчитывается как разность между текущими повышенными суммарными затратами на выплату фиксированных процентных ставок долгосрочного кредита и текущими пониженными суммарными затратами на выплату скользящих процентных ставок.

Сроки истечения долговых обязательств также могут быть определяющим фактором, поскольку при скользящих процентных ставках они часто бывают короче, чем при фиксированных или при изменяющихся процентных ставках до истечения срока долгового обязательства.



Привлекательным источником кредитов с фиксированной процентной ставкой могут быть общественные фонды.

Преимущество банковского кредита в том, что проценты по нему можно включать в расходы при исчислении налоговой базы налога на прибыль (при привлечении банковского кредита расходы по уплате процентов компенсируются за счет уменьшения уплачиваемого налога на прибыль), в то время как проценты по займам, полученным от организаций не имеющих банковской лицензии, то есть не являющихся официальными кредиторами, выплачиваются за счет собственных средств заемщика.

В ряде случаев сложившееся взаимодействие банка и предприятия строится по принципу «финансовой иглы», когда финансовая помощь предприятию превращается в его финансовую зависимость от банка. Механизм такой зависимости прост и основывается на «золотом правиле» рынка: перетекание средств в сферу с большей нормой прибыли.

Обладая пакетом акций предприятия, банк обеспечивает такое распределение получаемой прибыли, когда большая ее часть направляется не на развитие производства, а на увеличение банковских депозитов, приносящих относительно больший доход. В результате предприятие испытывает «инвестиционный голод» и для поддержания производства вынуждено обращаться за новыми кредитами к банку, попадая тем самым в еще большую зависимость от него. Круг замыкается, и процесс повторяется снова.

Финансовая зависимость может иметь и обратную направленность: банк становится «донором» для предприятия, которому он дал кредит. Если предприятие кредит не возвращает, банк оказывается перед дилеммой: либо отнести выделенную сумму в разряд безнадежных долгов, либо выделить новый кредит для поддержки «лежачего» должника, который обещает «в самой ближайшей перспективе» возвратить и старые, и новые долги.

В этой ситуации отсутствуют контуры, описывающие процесс реинвестирования, так как полученные финансовые средства обычно направляются на потребление (зарплату); прибыль становится либо отрицательной, либо размеры ее гораздо меньше взятых предприятием кредитных обязательств.

Банковские и бюджетные кредиты, предоставляются, как правило, под обеспечение, кроме того, долговое обязательство – сложный юридический документ, который накладывает существенные ограничения на поведение заемщика.

Формы кредитования

а) Коммерческий фирменный кредит – одна из простейших форм кредитования, состоящая в отсрочке платежа за проданные товары (на оговоренный срок) и предоставляемая предприятием – поставщиком предприятию – потребителю.

Круг стратегических кредиторов фирмы составляют, как правило, ее поставщики и покупатели (коммерческий кредит в виде рассрочки, отсрочки, аванса, предварительной оплаты).

В чистом виде такой кредит применяется редко и обычно сочетается с банковским кредитом (ссудой под залог). При этом обеспечивается пополнение оборотных средств предприятия – поставщика за счет ссуды, выданной под залог поставленных товаров на весь их период движения от продавца к покупателю, включая отсрочку платежа покупателя.

Такое сочетание позволяет предприятию-поставщику сокращать размеры собственного оборотного капитала и ускорять время его оборота, а предприятию-потребителю – использовать свободные финансовые ресурсы в течение оговоренного срока для получения дополнительной прибыли. Особенностью этой схемы кредитования является ее ограниченность по размеру (величина продаж), срокам (время движения товара), связям (связанность покупателя с определенным поставщиком). Кроме того, так как поставщиком осуществляется выплата процента за кредит, цена товара повышается по сравнению с продажей за наличные.

Особенности производственно-финансового цикла предприятия, продолжительность его стадий непосредственно влияют на возможности привлечения коммерческого кредита. Идеальной является ситуация, когда суммы и сроки дебиторской и кредиторской задолженности совпадают. Если погашение дебиторской задолженности наступает позже срока погашения задолженности кредиторам, возникает потребность в дополнительных источниках финансирования. Авансы выданные удлиняют период оборота средств, авансы полученные, наоборот, его сокращают. Чем больший период производственно-коммерческого цикла обслуживается капиталом кредиторов, тем меньшая доля собственного капитала может быть у предприятия.

Фирма может получать особые преимущества от использования кредиторской задолженности, если срок ее погашения превышает период оборота средств самой фирмы. Такая ситуация может складываться в деятельности торговых фирм в их взаимодействии с поставщиками.

Например, торговый дом, который реализует товары только за наличный расчет, имеет кредит поставщиков на 45 дней и средний срок хранения товаров 30 дней, может использовать в своем обороте капитал поставщика еще в течение 15 дней после завершения коммерческого цикла.

Большая дебиторская задолженность может свести к нулю все преимущества имеющейся кредиторской задолженности. В таком случае предприятие, кредитуя практически бесплатно своих покупателей, само будет вынуждено обращаться за более дорогим банковским кредитом, что явно нецелесообразно.

Если предприятие само предоставляет отсрочки платежа покупателям, оно должно соизмерять выгоды от увеличения товарооборота с издержками привлечения банковского кредита, замещающего отвлечение средств в дебиторскую задолженность.

Коммерческий кредит одновременно и представляется, и погашается в ходе повседневной деятельности, спонтанно. Оперативность, гибкость, низкая стоимость определяют место коммерческого кредита в финансовом менеджменте как базовую форму кредитования текущей деятельности предприятия.

Поддержание баланса между дебиторской и кредиторской задолженностью на уровне стратегии требует, прежде всего, тщательной подготовки договоров купли-продажи с точки зрения условий коммерческого кредитования контрагентов, включения в них условий, стимулирующих соблюдение сроков расчетов и их ускорение. В странах с развитой рыночной экономикой, например, широко применяется схема оплаты товаров в кредит «2/10 полная 30»:

a. покупатель получает двухпроцентную скидку, в случае оплаты полученного товара в течение 10 дней с начала периода кредитования (например, с момента получения товара);

b. покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с одиннадцатого по тридцатый день кредитного периода;

c. в случае неуплаты в течение месяца покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьироваться в зависимости от момента оплаты.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.