Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Инструментарий финансовой стратегии





Инструментарий финансовой стратегии включает в себя совокупность мероприятий, связанных непосредственно с ее реализацией, в т.ч. осуществление долгосрочной финансовой и инвестиционной политики организации.

Формирование и реализация финансовой стратегии как основы финансового планирования предприятия базируются на использовании инструментов:

I. Инструменты рынка финансовых услуг (лизинг, факторинг, страхование)

1.Лизинг– это кредит, предоставляемый предприятию в неденежной форме – в виде имущества (оборудования), передаваемого в пользование на оговоренный срок. По истечению этого срока оборудование либо возвращается владельцу, либо приобретается предприятием по остаточной стоимости. Лизинговые платежи – это плата за пользование кредитом в виде имущества. Если лизинговая сделка носит компенсационный характер, платежи могут осуществляться продукцией предприятия.

2.Факторинг – специальная компания или отдел банка после проверки кредитоспособности покупателя берут на себя (за соответствующее вознаграждение) обязательство выплачивать продавцу причитающиеся ему деньги независимо от их реального поступления; становятся собственниками его неоплаченных платежных требований и берут на себя связанный с ними риск.

Основная его цель – поддержание ликвидности предприятий-поставщиков; сфера применения – краткосрочные контракты на небольшие суммы для приобретения оборудования, заключаемые в сфере среднего и малого бизнеса

3. Страхование или хеджирование состоит в нейтрализации неблагоприятных изменений цены того или иного актива (фактора) для инвестора, производителя или потребителя.

Страхование на случай потери прибыли или возникновения убытков вследствие стихийных бедствий, аварий и других аналогичных ситуаций.



Страхование кредитных рисков, связанных с невозвращением кредита. Оно осуществляется как кредитором, так и заемщиком (последним на случай невозможности своевременно расплатиться по долгам).

Специфическим способом страхования цены и финансовых активов (валюты, ценных бумаг) от риска нежелательного падения (для производителя и продавца) или нежелательного повышения (для потребителя, покупателя) является биржевая операция, называемая хеджированием.

Лицо, осуществляющее ее, имеет возможность избежать экономических потерь, а при благоприятном стечении обстоятельств рассчитывать даже на определенную прибыль. Идея хеджирования основывается на том, что люди, обладая разными знаниями, опытом, информацией о положении дел, наконец, чутьем, интуицией, темпераментом и т. п., по-разному оценивают ситуацию и перспективы ее развития. Поэтому они неодинаково подходят к определению будущей цены финансового или валютного актива. Орудием хеджирования являются фьючерсная и опционная сделки.

Фьючерсная сделка предполагает, что одна сторона обязуется в установленный срок поставить определенное количество активов по установленной цене, а другая — принять и оплатить их.

Гарантией этого служит внесение залога (депозита), который при осуществлении сделки возвращается. Такая сделка не может быть расторгнута, и, чтобы ее аннулировать, нужно заключить встречную. Различается хеджирование продажей (короткое) осуществляется в целях страхования от снижения цены в будущем и хеджирование покупкой.

Для покупателя в любом случае переплата из-за роста цены при приобретении товара на наличном рынке будет перекрыта равновеликим выигрышем от продажи контракта на фьючерсной бирже.

Страховать реальные сделки можно также путем покупки опциона. Последний представляет собой контракт, по условиям которого продавец за определенную невозвращаемую плату, называемую премией, предоставляет покупателю право совершить в оговоренные сроки с определенной ценой исполнения сделку или отказаться от нее. Возможность рисковать только премией делает опцион похожим на страховой полис.

Хеджирование с помощью фьючерсных контрактов способно оградить хеджера от потерь, но одновременно лишает его возможности воспользоваться благоприятной конъюнктурой, но такую возможность дают опционы.

а) На бирже может отсутствовать контракт на требуемый базисный актив. В таком случае для страхования выбирается контракт на родственный актив. Данная техника называется кросс-хеджированием.

б) Страхование контрактом с тем же активом именуют прямым хеджированием.

Для страхования своей позиции хеджер должен определить необходимое количество фьючерсных контрактов, которые требуется открыть.

Хеджирование может быть полным или неполным (частичным). Полное хеджирование целиком исключает риск потерь, частичное хеджирование осуществляет страхование только в определенных пределах.

При полном хеджировании количество контрактов определяется по формуле: количество фьючерсных контрактов = количество единиц хеджируемого актива : количество единиц актива в одном фьючерсном контракте.

Существует хеджирование продажей и покупкой фьючерсного контракта.

Хеджирование продажей контракта, или короткое хеджирование, используется для страхования от будущего падения цены базисного актива на спотовом рынке; хеджирование покупкой, или длинное хеджирование, - от ее повышения.

В ряде случаев период хеджирования может оказаться больше срока действия фьючерсного контракта. Тогда хеджер может страховать свою позицию по базисному актива за счет последовательного заключения нескольких фьючерсных контрактов. Перед истечением срока действия первого контракта он закроет его офсетной сделкой и откроет позицию по второму контракту и т.д. до момента завершения хеджа.

II. Инструменты финансового управления (бюджетирование, финансовый учет и анализ, финансовый контроль).

1.Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений.

2. Функции анализа, учета, организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

а)Основой любых финансовых расчетов, финансового анализа, финансового стратегического и текущего планирования являются показатели финансовой отчетности, основой которой, в свою очередь, являются данные финансового учета, более известного в нашей стране как бухгалтерский учет.

Задача финансового учета - точное отражение финансовых результатов деятельности предприятия за определенный отрезок времени и на определенную дату.

 
 

 

 


Рис. 2.4. – Инструменты финансовой стратегии

Поскольку законодательно установлено составление и представление квартальной отчетности нарастающим итогом с начала года, что больше соответствует целям контроля, а не управления деятельностью предприятия, все больше надежд в настоящее время возлагается на так называемый управленческий учет, который оперативно должен обслуживать цели экономического управления деятельностью предприятия.

б) В условиях рыночной экономики возникает объективная необходимость выявления тенденций развития финансового состояния и перспективных финансовых возможностей предприятия, что осуществляется с помощью перспективного анализа.

в) Перспективное планирование - частью финансовой стратегии предприятия и включает в себя разработку и прогнозирование его финансовой деятельности. Финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизведения и является основной формой реализации главных целей предприятия.

Рис. 2.5.- Цикл управления предприятием

Важной частью финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов (с помощью которых определяются, например, направления распределения прибыли), успешно используемых в практике зарубежных компаний.

Бюджет для предприятия - финансовый план, отражающий в количественном выражении стратегические и тактические цели его деятельности и мероприятия по их достижению.

Система бюджетирования в предприятиях должна эффективно функционировать, для этого должны выполняться следующие требования:

- эффективность: издержки, связанные с планированием и контролем не должны превышать эффект, получаемый от внедрения бюджетирования;

- объективная оценка ситуации, означающая то, что в бюджетах должны закладываться достижимые, но напряженные показатели;

- управление "по отклонениям", при котором внимание управляющих концентрируется лишь на значительных отклонениях, превышающих установленные значения (как правило, в процентном выражении, например 5%);

- подкрепление системы бюджетирования системой мотивации;

- создание для нужд бюджетирования необходимой информационной базы (системы управленческого учета, прогнозно-аналитическая система на основе электронной обработки данных);

- создание и развитие системы контроля;

- развитие системы внутренних коммуникаций.

г) Бюджетный контроль осуществляется непосредственно в ходе исполнения бюджетов торговой организации. Его задача заключается в сопоставлении фактических и бюджетных показателей, выявлении отклонений и осуществлении корректирующих действий. Текущий контроль базируется на обратной связи через систему учета. Он позволяет оценить достигнутые результаты по исполнению бюджета на определенном этапе его реализации.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.