|
Рабочие команды: понятие, типы, этапы командообразования, эффективность команд
Команда – группа людей (2 и более, малая группа до 20 человек - общеустоявшееся мнение, что при таком количестве можно сохранять эффективность, участие, доверие и согласие между участниками команды), которые регулярно взаимодействуют и координируют свою работу для достижения общей цели. Команда – особая разновидность коллектива, которая создается для решения наиболее сложных задач (например, разработки важнейших проектов), выполнения специальных функций, а также содействия творчеству (вовлечение в работу, обмен информацией, обучение). Эффективность достигается, когда задача/функция решается наилучшим образом. Харатеристики: - непостоянство состава и лидеров (меняются в зависимости от характера решаемой задачи); - полная ответственность лидера, как самого компетентного в соответствующих вопросах члена команды, за порученное направление; - значительный интеллектуальный потенциал и статус участников; - высокая психологическая и социально-психологическая совместимость, сплоченность, взаимопонимание, культура совместной деятельности; - четкое определение полномочий каждого; - принятие основных решений совместно после всестороннего обсуждения. Типы: - команда - рабочее подразделение (функционирует на постоянной основе; представляет собой структурную часть отдела и ее деятельность связана со специализацией всего отдела); - проектная команда ( многофункциональная группа, в которой собраны специалисты разных направлений, необходимых для реализации проекта); - команда по оперативному решению поставленных задач ( кратковременно функционирующие группы; членов команды привлекают для совместного изучения сложных или критических ситуаций, выработки рекомендаций, иногда для их внедрения); - команда по вопросам усовершенствования ( занимаются оптимизацией рабочих процессов); - команда управления / команда высших руководителей (определяет политику во всех основных сферах деятельности, принимает стратегические решения;осуществляет общую организацию и координацию деятельности компании, внешние связи и т. п.). Стадии формирования команды (по П.Шолтесу): 1) Формирование команды (Стадия связана с оценкой себя и других: изучение друг друга; присутствует неуверенность, озадаченность, эмоциональное возбуждение участников). Необходимо: помочь членам команды познакомиться, дать чёткое направление, цель и необходимую для работы информацию, вовлечь каждого в разработку планов, уточнение ролей. 2) Преодоление «шторма» (Стадия борьбы за определение членами команды своей миссии, целей, ролей, мнений о том, как надо работать. Период обвинений, столкновений, отсутствия единства; образуются группировки по интересам.Производительность то возрастает, то падает). Необходимо: решить вопросы власти и полномочий, порядке принятия решений о том, кто их будет принимать; адаптировать роль руководителя таким образом, чтобы рманда могла стать более независимой; поощрять членов команды принимать на себя всё большую ответственность и обязательства. 3) Возвращение к норме (Процесс сближения членов команды друг с другом. Приходит понимание, что сила в единстве; выработаны правила и нормы, которые регулируют совместную работу.. Начинается сотрудничество, открываются каналы общения, доверия, участники сосредотачивают внимание на укрепление отношений. Производительность остаётся невысокой). Необходимо: в полной мере использовать знания, навыки и опыт членов команды, поощрять людей уважать друг друга, сотрудничать. 4) Оптимальная деятельность (Наступает прорыв, наивысшая эффективность в работе: резко повышается производительность, команда обретает уверенность и начинает понимать своё место в организации. Свободный обмен информацией, конструктивное решение конфликтов, рабочих проблем). Необходимо:отслеживать ход работы и отмечать достижения, обновлять методы и процедуры, выступать представителем и защитником команды в отношениях с другими группами. Деловое общение: понятие, средства, формы. Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. По средствам общения: - Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.; - Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий; - Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения; - Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди. Формы: 1. Устное: 1.1 Монологическое: - Приветственная речь; - Торговая речь (реклама); - Информационная речь; - Доклад (на заседании, собрании). 1.2 Диалогическое: - Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему. -Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений. - Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу. - Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения. - Дискуссия; - Совещание (собрание); - Пресс-конференция. - Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог. - Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию. 2. Письменное: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.
Коммуникация в организации: процесс, виды, направления, типы, формы, методы Коммуникация - обмен идеями, мнениями и информацией в устном и письменном виде посредством символов или действий (Горелов О.И.). Цели: обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления; совершенствование межличностных отношений; создание информационных каналов для обмена информацией; регулирование и рационализация информационных потоков в рамках и вне организации; изменение мотивации поведения сотрудников (используя убеждение, внушение, просьбы) и т.п. Виды коммуникаций. 1) Организационные к. – совокупность коммуникаций, строящихся на основе общения, предопределённого информацией о самой организации, ее целях и задачах. По направленности: внешнеорганизационные (взаимодействие со СМИ, поставщиками, потребителями; средства: реклама, имидж компании, отчеты для вышестоящих организаций) и внутриорганизационные (взаимодействие с персоналом, коммуникации между сотрудниками). 2) Соответственно пространственному расположению каналов: вертикальные к. - обмен информацией между иерархическими уровнями организации. Система каналов движения информации «сверху вниз» - нисходящие к. (основная форма реализации управленческих функций); «снизу вверх» - восходящие к. Горизонтальные к. — обмен информацией между членами одной группы или рабочих групп одного уровня, между руководителями или персоналом одного уровня. 3) По признаку канала общения: формальные к. - непосредственно определяются структурой организации, ее ведущими функциональными целями и задачами. Неформальные к. — те контакты, которые реализуются вне и помимо формальных коммуникативных каналов (слухи, связи руководителя со средой - феномен «больших связей»). 4) По форме общения: вербальные (речевые) к. - передача и восприятие информации посредством некоторых определенных знаков (слов). Устные и письменные коммуникации. Невербальные (неречевые) к. (жесты, выражения лица, движения глаз, прикосновения, позы). 5) Межличностные коммуникации - коммуникации, осуществляемые между людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах с помощью слов и несловесных средств общения (специфическая черта – эмоциональная основа). К. процесс - процесс обмена информацией между двумя или более людьми. Цель — обеспечить передачу и понимание информации, являющейся предметом обмена. Элементы КП: отправитель — лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее; сообщение — непосредственно информация, закодированная с помощью символов; канал — средство передачи информации (устная передача, совещания, телефонные переговоры, письменная передача, служебные записки, отчеты, электронная почта, компьютерные сети).; получатель (адресат) — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует. Этапы КП: 1) зарождение идеи; 2) кодирование и выбор канала; 3) передача сообщения; 4) декодирование (интерпретация сообщения); 5) обратная связь - смена коммуникативных ролей (получатель и отправитель) необходима чтобы понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято). Формы и методы. - Дискуссия - публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор (важные характеристики: публичность (наличие аудитории) и аргументированность). - Беседа - вопросно-ответная коллективная форма обсуждения различных проблем с определенной целью. - Пресс-конференция — эксклюзивное изложение информации работникам СМИ с правом ее публикации, с раскрытием ее источника или без (закрытая пресс-конференция). - Брифинг— специально подготовленная встреча с работниками СМИ для краткого сообщения по определённым вопросам, затрагивающих интересы органов власти и населения. - Презентация - официальное представление вновь созданного предприятия, фирмы, проекта, продукции, товара кругу приглашенных лиц. - Прием по личным вопросам — процесс взаимодействия руководителя с сотрудниками с целью выяснения неслужебных вопросов, возникающих у них. ![]() ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|