|
Природа конфликта: понятие, виды, структура, динамика, стратегии поведения в конфликтной ситуации, методы управления конфликтомКонфликт – одна из форм человеческого взаимодействия, в различной степени осознанные противоречия между людьми с попытками их разрешения на фоне проявления эмоций. В 30-40гг 20в. рассматривался как негативное, разрушительное явление; в 40-70гг – как естественный элемент существования и развития любой группы. На современном этапе – как неотъемлемый элемент, необходимый для развития и инновационной деятельности организации. Виды: 1) Внутриличностный (требования организации не совпадают с внутренними позициями, целями и средствами достижения, интересами работника); 2) Социальные: межличностный (конфликт между 2 и более людьми, которые стремятся реализовать в деятельности взаимоисключающие интересы и цели); между личностью и группой; межгрупповой (между организацией, формальными и неформальными группами) Структура (присутствуют): а) оппоненты (конкретные лица, являющиеся его участниками); б) объект конфликтной ситуации (связанный с организационными трудностями/ со спецификой деловых и личных отношений); в) цели (субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, интересами); г) подлинные причины (их важно суметь отличить от непосредственного повода столкновения). Процесс возникновения и развития конфликта: 1) Возникновение условий, создающих возможности для конфликта в будущем (проблемы в общении (неудовлетворительный обмен информацией, отсутствие взаимопонимания в коллективе); проблемы связанные с особенностями работы в организации (авторитарный стиль управления, отсутствие четкой системы оценки персонала и вознаграждений); личностные качества работника (неуважение к интересам других членов коллектива). 2) Развитие событий, когда конфликт становится очевидным, ощущается эмоциональный и психологический дискомфорт, напряжение. 3) Становятся очевидным намерения участников конфликта разрешить создаваемую конфликтную ситуацию. Выделяют межличностные стратегии поведения в конфликтной ситуации (К. Томас): - конфронтация (одна из сторон желает удовлетворять свои интересы не считаясь при этом с интересами другой); - сотрудничество (когда предпринимаются активные попытки наиболее полно удовлетворять интересы всех участников конфликта); - избегание (игнорирование конфликта, нежелание признавать его существование, стремление избегать людей с которыми возможны разногласия); - приспособленчество (стремление одной из сторон поставить интересы других выше собственных); - компромисс (каждая из сторон готова частично пожертвовать своими интересами во имя общих) 4) Намерения участников воплощаются в конкретные формы поведения 5) Последствия конфликта. Позитивные: активизация инновационных процессов, повышение качества принимаемых решений; улучшение показателей работы (количественных и качественных). Негативные: понижение уровня сплоченности членов группы, проблемы общения, агрессивность, отсутствие интереса к достижению результатов работы; потеря рабочего времени, нарушение дисциплины, ухудшение состояния здоровья работников, уход с предприятия. Р уководитель должен занимать активную позицию и пытаться управлять конфликтами. Стадии: обнаружение, анализ, предотвращение углубления конфронтации сторон, ослабление конфликта, подавление деструктивных последствий. Методы управления: организация встреч конфликтных сторон, оказание им помощи в определении причин конфликта, и конструктивных способов его разрешения; постановка совместных целей и задач, которые не могут быть решены без примирения и сотрудничества; привлечение дополнительных ресурсов; административные методы управления конфликтами – перевод работника из одного подразделения в другое; изменение организационной структуры, совершенствование обмена информацией, перепроектирование работ; обучение работников навыкам управления конфликтами, мастерству межличностного общения. 53. Управление стрессом: определение, причины, симптомы, методы профилактики и борьбы со стрессом. (Веснин) Стресс - состояние индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Причины: 1. Особенности трудового процесса: повышенная ответственность, монотонность, плохая организация деятельности, дефицит времени и т.д. 2. Положение в организации: высокое обычно связано со значительными нервными нагрузками, низкое с плохими условиями труда и невозможностью реализовать себя. 3. Неблагоприятный СПК в коллективе, плохие отношения с руководством и коллегами. 4. Нарушение баланса м/у работой и семейной жизнью. 5. Личные качества работника: отсутствие необходимых знаний, навыков, низкая способность контролировать себя, свои эмоции. 6. Неблагоприятные социальные и бытовые условия. Стадии развития стресса (симптомы): • напряжение характеризуется ощущением опасности, осознанием травмирующих факторов, чувством безысходности при невозможности их устранения, тревогой и депрессией; • сопротивление нарастающему стрессу связано с неадекватным эмоциональным реагированием (черствость, равнодушие и экономия эмоций на работе и дома); • истощение: появляется ощущение эмоционального дефицита, отстраненности (исключение эмоций из профессиональной деятельности), невозможности сопереживать, помогать другим, безразличие ко всему, в том числе к работе, утрата интереса к людям, ненависть, презрение к ним, болезненные ощущения в организме, в сердце, бессонница, страх.
Для управления стрессом проанализировать ситуацию, выявить факторы, порождающие стресс, и определить, какие из них поддаются корректировке. Затем намечается план действий, с учетом особенностей субъекта и ситуации, ресурсов, поддержки со стороны.
Методы борьбы со стрессом: 1) Волевой контроль за состоянием своего организма на основе: · Регулярные занятия йогой делают эмоциональную сферу более устойчивой, подчиненной сознательному контролю и управлению, а тело более здоровым · Приемы медитации (западная медицина обратилась только в начале 70-х гг. XX в.); · Метод биологической обратной связи, позволяющий сделать обычно не ощущаемые и не осознаваемые процессы в организме доступными осознанному самоконтролю · Аутогенная тренировка (AT) как система приемов психического самовоздействия (управление некоторыми функциями и психическими процессами с помощью сознания) 2) Сознательное изменение восприятия и оценки проблемы: · отрицание, вытеснение неприятных переживаний, замещение недосягаемой цели более доступной, поиск «козла отпущения»; · принятие обстоятельств такими, каковы они есть, компенсация (другие успехи) · рационализация (выгодное для себя толкование ситуации; снижение требований к себе и другим); · показная подмена поведения противоположным внутреннему настрою; · эмоциональное выгорание 3) Полноценный отдых.
В острых случаях наступает необходимость помощи врачей, консультантов-психологов.
54. Управление социально-психологическим климатом коллектива: понятие, структура, характеристики, факторы, методы. Впервые в психологии этот термин ввел Мансуров. Эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива. Психологический климат характеризует три составляющих: 1)социальный (осознание целей); 2)моральный (принятые моральные ценности); 3)психологический (неофициальные отношения, которые складываются между работниками). Факторы, формирующие Спк: 1)служебно-функциональные (условия труда, оборудование рабочих мест, обеспеченность труда техникой и связью, организация труда, график, обоснованность и четкость); 2)экономический (оплата труда, денежное содержание, границы оклада, распределение вознаграждений, льготы, премии, надбавки); 3)управленческий (стили, методы управления персоналом, отношение руководителя к работникам, сплоченность управленческого труда, преемственность, социальная дистанция между руководителями и подчиненными, этика взаимодействия управленческого и исполнительного звена); 4)психологические факторы (взаимоотношения работника с руководителем, групповое мнение, традиции); 5)правовые факторы (форма и содержание правовых актов регулирующих труд.деятельность, наличие по каждой должности полной и актуальной ДИ). Характеристики: Благоприятный Спк – итог систематической работы и мероприятий, руководителей, менеджеров, психолога и всех сотрудников.
Изучение Спк можно строить на основе практических и психологических методов вроде наблюдения, беседы, анализа результатов деятельности, анализа движения кадров, анкетирования.
Оценка и коррекция СПК проводится для поддержания максимально благоприятных условий труда, за счет профилактики трудовых конфликтов, повышения сплоченности и поддержания основных элементов корпоративной культуры.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|