Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие и факторы регионального роста





Целью любой государственной региональной политики являет­ся обеспечение поступательного экономического развития регио-

228


нов. Под развитием обычно подразумевается любое прогрессивное изменение прежде всего в экономической сфере. Если происходит количественное изменение, то принято говорить об экономическом росте — универсальном явлении, которое выражается в увеличе­нии масштабов производства. Как правило, показателем регио­нального роста является увеличение валового регионального про­дукта. Индикатором состояния экономики служит соотношение между валовыми инвестициями и амортизацией, т.е. общим при­ростом капитала и объемом потребленного капитала. Можно вы­делить такие состояния экономики:

• растущая экономика — валовые инвестиции превышают амор­тизацию, т.е. чистые инвестиции положительные, экономика находится на подъеме, ее производственные мощности растут;

• статичная, или застойная, экономика — валовые инвестиции и амортизация равны, в экономике производится ровно столь­ко инвестиционных товаров, сколько нужно для замещения потребленных в течение года, чистые инвестиции примерно равны нулю;

• экономика с отрицательным ростом («сжимающаяся» эконо­мика) — валовые инвестиции меньше амортизации, т.е. по­требляется больше капитала, чем производится, чистые ин­вестиции отрицательные, т.е. имеет место деинвестирование, сокращается абсолютный объем капитала.

Если для национальной экономики основным объектом анали­за является растущая экономика, то при анализе регионального развития встречаются все три типа роста, поскольку слаборазвитые и депрессивные территории имеются даже в развитых и интенсив­но растущих странах.

Региональный рост в значительной степени определяется име­ющимися в регионе факторами производства. Выделяют четыре основных фактора экономического роста:

1) величина накопления физического капитала, что при заданном количестве рабочей силы позволяет производить больший объем продукции;

2) численность рабочей силы — большее количество работников производит больше продукции;

3) технический прогресс — с увеличением объема знаний и улуч­шением технологии работники и созданные ими машины стано­вятся производительнее;

4) производительность труда зависит от масштабов экономиче­ской деятельности и поведения хозяйствующих субъектов, эти

229


факторы находят свое общее выражение в отдаче от масштаба производства.

Указанные обобщенные факторы не являются взаимно исклю­чающими, величина каждого из них и интенсивность их взаимо­действия и определяют экономический рост. Однако этот набор факторов существенно различается по регионам своими качест­венными и количественными характеристиками. Различия в дан­ных факторах определяют дифференциацию темпов роста произ­водства в регионах, а также объемы выпуска и среднедушевые доходы.

В отличие от национальной экономики региональный рост име­ет особенности, определяющиеся открытым характером региона. Это значит, что часть перечисленных факторов — мобильные, т.е. они свободно могут перемещаться между регионами и, следо­вательно, представляют дополнительный ресурс для регионально­го роста. Поэтому возможности роста региона ограничены нали­чием на его территории факторов, имеющих ограниченную мо­бильность.

Система государственного и муниципального управления

Конкурирующие концепции о роли государства в управлении

Обществом

Вопрос о роли, которую органы государственного управления призваны играть в обществе в целом, является извечным дискус­сионным вопросом. В развитых странах сложились и конкурируют следующие концепции, обосновывающие роль государства в управ­лении обществом:

1) либеральная, признающая основным регулятором обще­ственной жизни свободный рынок;

2) социалистическая, отстаивающая принцип централизован­ного планового государственного управления;

3) концепция, сочетающая элементы неолиберальной и социа­листической.

Либеральная концепция основывалась на идее полного освобож­дения экономической деятельности от опеки государства. Да и не только экономической. Один из основоположников американ­ского либерализма, третий президент США Т. Джефферсон (1743— 1826), считал лучшим то правительство, которое меньше всего уп­равляет.

230


Традиционные принципы либерализма в XX в. модифицирова­лись. Оставаясь приверженцами свободного рынка как механизма наиболее эффективной экономической деятельности, либералы в то же время стали подчеркивать целесообразность определенного вмешательства государства в экономику для ограничения господ­ства монополий и предотвращения кризисных и конфликтных ситуаций. Впервые этот новый взгляд на роль государства сформу­лировал английский экономист Дж. Кейнс (1883—1946). Суть его концепции — обоснование государственного регулирования капи­талистической экономики для обеспечения бесперебойного ее функционирования в рамках неизменной системы капиталисти­ческих общественных отношений. Учение английского экономис­та было на практике реализовано президентом США Ф. Рузвельтом (1882—1945) в его «Новом курсе» — реформах, которые позволили стране преодолеть «Великую депрессию» (1929—1933). В начале 1940-х гг. в Чикаго вышла в свет работа лауреата Нобелевской пре­мии Ф. Хайека «Дорога к рабству». Ее можно считать манифестом либерализма XX в. Итак, либеральная концепция отвергает необ­ходимость государственного управления экономикой и признает «свободную игру экономических сил». В современной интерпре­тации — это концепция радикальной неоклассической либераль­ной модели рыночной экономики. Она строится на полном отри­цании государственной собственности и признании только собст­венности частной, что предполагает резкое ограничение социальной функции государства. Подобная модель государствен­ной политики не является типичной даже в США, где, как из­вестно, 40% рабочей силы занято в государственном секторе эко­номики.

Социалистическая концепция — прямая противоположность клас­сической либеральной концепции. Она признает нераздельное гос­подство общественной собственности и в принципе отвергает час­тное предпринимательство как источник получения доходов, а так­же связанный с ними свободный рынок. Социалистическая концепция базируется на принципе приоритета политического го­сударства над обществом и личностью, подчинения интересов со­циальных групп и личности государственным интересам. Универ­сальной формой руководства признается государственное плани­рование, причем не только экономической деятельности, но и социальной сферы, культуры, науки и образования. Основным ры­чагом стимулирования экономической и социальной деятельности являются административно-командные методы государственного


управления. Признается применение вместе с административно-властными и экономическими также политических, идеологичес­ких и моральных средств мотивации активности. В «чистом» виде командно-административная плановая модель государственного управления реал изовы вал ась в отдельные периоды в СССР.

Концепция, сочетающая элементы неолиберальной и социалисти­ческой моделей роли государства, отражает современную объектив­ную тенденцию развития мирового сообщества. В области поли-гики она характеризуется возрастанием роли прогнозирующей и планирующей, регулирующей и управляющей деятельности госу­дарства. В экономике эта тенденция реализуется в выборе соци­ально ориентированной рыночной экономики. Модель предпола­гает свободное сосуществование разных форм собственности, осуществление эффективных социальной и экономической функ­ций государства, использование планирования и прогнозирова­ния.

Это направление в развитии политических и экономических систем характерно для ряда европейских, а главным образом Скан­динавских стран. Его избрали также многие страны Арабского Вос­тока и Азии (Турция, Египет, Индия, Южная Корея). Даже Китай все больше ориентируется в своей экономической политике на со­единение плана и рынка, допуская тем самым в экономическую систему сектор смешанной экономики.

Таким образом, функция управления, свойственная природе государства, в большей или меньшей мере признается всеми на­правлениями современной политической мысли и практически реализуется во всех моделях политики, в том числе неолибераль­ной.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.