Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сущность государственных коммуникаций и связей с общественностью в современной России





Активным субъектом коммуникативно-информационной дея­тельности стали службы по связям с общественностью {public rela­tionsPR). Процессы демократизации политической системы, формирование рыночных структур, конкурентных отношений в экономической среде породили необходимость в профессиональ­но организованной деятельности по связям с общественностью с целью формирования общественного мнения.

В современных условиях в результате действия различных фак­торов постепенно формируется новое качество взаимоотношений между обществом и государством, когда не только граждане ощу­щают зависимость от государства, но и государство в той или иной степени становится зависимым от граждан, их мнения, отношения к принимаемым решениям и действиям власти. Как следствие — в органах государственной власти создаются специальные струк­туры, целью которых является обеспечение постоянного диалога с гражданским обществом как одного из важнейших условий взаи­мопонимания и взаимодействия.

Формирование государственных служб по связям с обществен­ностью, или государственного PR, в современной России началось еще в период перестройки и гласности — с 1985 г. Сегодня нет органа государственной власти — идет ли речь о федеральном уров­не или об уровне субъекта РФ, местного самоуправления, — где не было бы пресс-службы, либо департамента по связям с обществен­ностью, либо специалистов, обеспечивающих в той или иной мере коммуникации с общественностью и конкретными целевыми груп­пами.

274


Основные функции PR в системе государственной службы:

1) коммуникативная, т.е. функция социального общения, на­лаживания контактов и конструктивного диалога между властью и гражданами. Такие универсальные элементы общения, как взаимо­действие, взаимопонимание, в PR становятся элементами профес­сиональной деятельности;

2) информационная, связанная с коммуникативной и включа­ющая две составляющие — аналитическую и прогностическую;

3) организационная, предполагающая создание условий для взаимопонимания между субъектом и объектом управления.

Необходимо подчеркнуть, что принято различать внутренний и внешний PR. Если говорить о PR государственных органов, то внутренний PR выступает как инструмент внутриведомственного менеджмента, а внешний — как средство взаимодействия с реаль­ными и потенциальными общественными партнерами ведом­ства.

Учитывая, что государственные PR в значительной мере под­вержены влиянию специфики данного субъекта общественных отношений, можно выделить основные направления деятельности PR-служб:

• установление, поддержание, а в определенных случаях — рас­ширение контактов с гражданами, организациями, общест­венными и коммерческими структурами;

• информирование общественности о принимаемых решениях;

• мониторинг общественного мнения и общественных настрое­ний;

• анализ общественной реакции на действия, конкретные акции должностных лиц и органов власти;

• прогнозирование развития общественно-политического про­цесса, общественного мнения и настроений;

• обеспечение ведомства аналитическими материалами;

• формирование благоприятного имиджа организации и ее ру­ководства.

Деятельность PR-подразделений в органах государственной

Власти

Организация и реализация взаимодействия государственных органов со средствами массовой информации и, естественно, с ин­ститутами гражданского общества являются важнейшими задача­ми служб, осуществляющих информационный обмен.

275


С динамичным изменением отношений власти и прессы, влас­ти и общества менялись задачи и функции тех РЛ-подразделений властных органов, которые отвечали за связи с прессой. Органи­зационно пресс-службы либо включены в структуру ведомствен­ных /^-подразделений, либо находятся в составе информационно-аналитических управлений, либо являются относительно самосто­ятельной структурной единицей ведомства. По сути, они стали своего рода посредниками и/или буфером между органами госу­дарственного управления и СМИ. Информация, исходящая из ведомства и предназначенная для широкой общественности, про­ходит через «фильтр» пресс-службы, где осуществляется дозиро­вание и отбор официальной информации.

Деятельность пресс-служб в рамках существующего законода­тельства регламентируется ведомственными документами, как правило «положением о пресс-службе». Во многих государствен­ных ведомствах руководитель пресс-службы одновременно зани­мает должность пресс-секретаря главы ведомства.

Рассмотрим основные ресурсы, которыми обладает пресс-служ­ба, чтобы оказывать влияние на содержание и направленность по­токов информации. Главный из них — информация, которая не­обходима журналистам. Но чтобы использовать ее с наибольшей эффективностью, необходимо обладать еще такими ресурсами, как профессиональное владение технологиями и креативные способ­ности.

PR-технологии, к которым обращаются пресс-службы в своей работе, включают такой набор: подготовка пресс-релизов, пресс-конференций, брифингов, а также неформальных встреч с журна­листами, комментариев специалистов, авторитетных людей —ли­деров общественного мнения.

Чаще всего прибегают к организации пресс-конференций и брифингов, в основе которых лежит общение источника инфор­мации с приглашенными журналистами.

Брифинг, как правило, проводят с тем, чтобы в достаточно ла­коничной форме сообщить определенную информацию, дать свой комментарий, познакомить с личной точкой зрения о событиях, обозначенных в данной теме. Вниманию журналистов на брифин­ге предлагают заранее подготовленный пресс-службой материал (тезисы к теме брифинга, статистика и пр.). Этим, как правило, брифинг ограничивается. Если на подобных встречах звучат во­просы, то происходит это по инициативе самих организаторов и только в рамках обозначенной темы.

276


Пресс-конференция проводится для того, чтобы сделать широко доступной нужную для ведомства и в то же время социально зна­чимую информацию. В пресс-конференции могут участвовать не только отдельные действующие лица />/?-кампании. Информиру­ющая сторона может быть представлена экспертами, специалис­тами, участвующими в подготовке того или иного решения либо документа, людьми, чье мнение влияет на формирование обще­ственного мнения.

Необходимый элемент подготовки к пресс-конференции — формирование дополнительных, вспомогательных материалов: пресс-релизов, пресс-папок, приглашений либо извещений о пресс-конференции или брифинге, списка приглашаемых журна­листов. Пресс-папка {пресс-кит, медиа-кит), как правило, вклю­чает следующие материалы: пресс-релиз; если необходимо — про­грамму пресс-конференции с обозначением ее длительности, вре­мени основного сообщения, имени его автора, а также того времени, которое будет отдано для ответов на вопросы; подборка статистических данных и документы, дополняющие информацию, которая будет предложена на пресс-конференции, соответству­ющие таблицы или графики; при необходимости — краткие био­графии участников пресс-конференции и соответствующий фото­материал.

Необходимыми составляющими по организации и проведению пресс-конференции являются мониторинг, анализ публикаций и отчет. При неформальном подходе огчсг о работе, анализ плюсов и минусов каждой пресс-конференции пополнят банк данных о технологиях, используемых пресс-службой.

Работа по связям с прессой не ограничивается перечисленными выше мероприятиями. Весьма продуктивными и обоюдно инте­ресными могут оказаться и другие акции, например проведение семинаров, краткосрочной учебы различных категорий сотрудни­ков СМИ. При этом решающее значение будут иметь: продуман­ность тематики мероприятия; состав приглашенных лекторов; новизна информации, предложенной журналистам; уровень воз­можных деловых контактов, которые обеспечат журналистам учас­тие в подобных мероприятиях.

Организация связей с общественностью в системе муниципального управления

Основной функцией органов местного самоуправления являет­ся деятельность, направленная на создание благоприятных условий

277


для жизнедеятельности всех субъектов, расположенных на терри­тории муниципального образования, а также удовлетворение кол­лективных (общественных) интересов и потребностей местного сообщества (населения). В связи с этим органы местного самоуп­равления и должностные лица местного самоуправления должны устанавливать стабильные позитивные взаимоотношения прежде всего с населением, его группами.

Применение в деятельности органов местного самоуправления /'Я-технологий позволит сформировать положительный имидж самих органов местного самоуправления, а также муниципального образования в целом, что особенно важно в условиях рыночной экономики, поскольку это даст возможность привлечения допол­нительных инвестиций в муниципалитет. Кроме того, это дает воз­можность сформировать взаимоотношения с органами государст­венной власти различных уровней и другими муниципалитетами на основе конструктивного сотрудничества. Следовательно, в структуре органов местного самоуправления необходимо созда­ние служб по связям с общественностью. Некоторые элементы систем связей с общественностью уже функционируют на уровне органов местного самоуправления: приемные по обращениям граждан; пресс-службы, организационные отделы (организация сходов, собраний, помощь в организации деятельности органов территориального общественного самоуправления, представитель­ных органов местного самоуправления, организация выборов и др.); различные общественные советы при органах местного самоуправления и т.д.

Исходя из задач и принципов муниципального управления ос­новными целями деятельности служб по связям с общественностью на уровне муниципальных образований являются:

• обеспечение гласности, открытости в работе органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправле­ния:

• информирование местного сообщества;

• формирование благоприятного имиджа органов и должност­ных лиц местного самоуправления в глазах общественности;

• анализ и прогнозирование общественно-политического про­цесса в муниципальном образовании;

• установление партнерских отношений с гражданами и их объ­единениями, а также содействие сотрудничеству граждан и их объединений с органами местного самоуправления в разра-

278


ботке, реализации программ и решений, а также осуществле­нию общественного контроля;

• формирование у населения чувства сопричастности к управле­
нию
территорией, корпоративного духа (поскольку должно
сформироваться сообщество, имеющее интересы совместного
проживания), гражданской позиции;

• организация межмуниципального сотрудничества и др.
Практическими формами достижения данных целей являют­
ся:

1) анализ общественной реакции на принятые либо планиру­емые к принятию решения, а также на действия должностных лиц и органов местного самоуправления;

2) взаимодействие со средствами массовой информации (опуб­ликование нормативно-правовых актов, интервью должностных лиц, отчеты депутатов, выступления по телевидению и радио, созда­ние интернет-сайтов и др.);

3) ведение и разрешение дел по обращениям граждан в органы местного самоуправления;

4) соучастие в общих делах и действия по реализации коллектив­ных интересов и потребностей населения и его групп.

Конечно, деятельность служб по связям с общественностью не ограничивается только таким перечнем. В каждом муниципальном образовании исходя из его особенностей должна формироваться собственная система связей с общественностью, структура орга­нов, осуществляющих эти функции.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.