|
Институт президентства в Российской ФедерацииРодиной института президентства справедливо считают США. В отличие от других государств конца XVIII в., где верховная власть повсеместно имела монархический, наследственный характер, конституция США 1787 г. установила принцип выборности населением главы государства и федеральной исполнительной власти. Для нашей страны институт президентства является новым. Впервые идея введения президентства одержала верх в период советской «перестройки», когда в 1990 г. решением Съезда народных депутатов была установлена должность Президента СССР. 14 марта 1990 г. III Съездом народных депутатов СССР на пост первого и последнего Президента СССР без какой-либо альтернативной кандидатуры был избран М.С. Горбачев. Вскоре после этого по результатам всероссийского референдума, который проводился 17 марта 1991 г., аналогичный институт появился и в РСФСР, еще находившейся в составе единого союзного государства. Дата избрания первого Президента России 12 июня 1991 г. объявлена государственным праздником. Конституция РФ 1993 г. закрепила изменившиеся реалии государственного устройства страны и современный механизм разделения властей. Особенностью формы правления Российской Федерации является то, что Президент РФ, будучи главой государства, не входит в сие гему разделения властей. Одна из важнейших задач его деятельности заключается в обеспечении консолидации и согласования действий всех ветвей власти в России. Для этого он наделен конституционными полномочиями как в законодательной, так и в исполнительной и даже в судебной области (гл. 4 Конституции РФ). Все это делает президента ключевой фигурой во властных структурах государства. Анализ конституционных полномочий Президента РФ приводит к выводу, что ему предоставлены обширные полномочия в отношении исполнительной власти (ст. 83 Конституции РФ). Президент РФ опосредованно (через Председателя Правительства РФ) утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти и формирует персональный состав их руководителей. Официальная императивность взаимоотношений Президента РФ с Правительством РФ очевидно вытекает из ряда конституционных норм, в частности: а) из исключительных полномочий назначать с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; б) права назначать и освобождать от должностей заместителей Председателя Правительства РФ, министров и других руководителей федеральных органов исполнительной власти; в) права председательствовать на заседаниях Правительства РФ; г) права отправить Правительство РФ в отставку. Взаимодействие Президента РФ с палатами Федерального Собрания РФ не столь категорично с точки зрения его властных полномочий. У него есть право роспуска не всего парламента, а только одной его палаты — Государственной Думы, но воспользоваться им он может лишь в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ. По ряду назначений должностных лиц, указанных Конституцией, Президент РФ обязан испрашивать согласие соответствующей палаты парламента. Президент РФ взаимодействует с государственными органами в разных формах. С 1994 г. стали традиционными ежегодные послания Президента Федеральному Собранию. Традиционными становятся и бюджетные послания Президента РФ Правительству РФ. Конституционно-правовой статус Президента РФ определен в гл. 4 Конституции РФ, ст. 80—93. Его сущность раскрывается через признаки, которыми Президент РФ характеризуется как: • глава государства — определяет внутреннюю и внешнюю политику, представляет страну в официальных церемониях внутри страны и за рубежом (в международных, межгосударственных отношениях), решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами и присваивает почетные звания, осуществляет индивидуальное помилование; • гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина — в установленном порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, вводит на всей территории страны или в отдельных местностях чрезвычайное положение, о чем ставит в известность парламент; • Верховный главнокомандующий — ответствен за боевую готовность Вооруженных Сил РФ, утверждает военную доктрину государства, назначает и освобождает высших военачальников, присваивает высшие воинские звания, объявляет о призыве граждан России на военную службу, в случае агрессии против нашей страны или ее непосредственной угрозы вводит на всей территории Российской Федерации или в отдельных местностях военное положение с незамедлительным уведомлением обеих палат парламента; • субъект законодательного процесса — обладает правами законодательной инициативы и отлагательного вето, подписывает и обнародует федеральные законы. 236 Актами Президента РФ являются указы и распоряжения, которые относятся к числу подзаконных правовых актов. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет, и в порядке, определенном Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Избранный кандидат вступает в должность Президента РФ с момента принесения им присяги. Одно и то же лицо не может находиться на этом посту более двух сроков подряд. И нети гут президентства предполагает наличие отлаженной организационно-управленческой структуры рабочего аппарата президентской власти, эффективной процедуры принятия решений и контроля за их исполнением. Для обеспечения деятельности Президента РФ Конституцией предусмотрено его право формировать Администрацию Президента РФ, которая является исполнительным аппаратом, оказывающим ему содействие в осуществлении конституционных полномочий. Роль законодательной власти и ее органов в государственном управлении Законодательная власть представляет собой ту составную часть государственной власти, основной сферой деятельности которой является принятие законов, а также других правовых актов. В современном демократическом государстве, построенном на принципе разделения властей, обладателем законодательной власти выступают: 1) парламент— высший общенациональный представительный орган государства, образуемый посредством выборов; 2) законодательные органы власти субъектов федерации. Парламент — это социально-политический институт, являющийся высшим законодательным органом государства, который представляет интересы народа, разрабатывает и принимает законы, а также осуществляет контроль деятельности высших органов исполнительной власти. В системе разделения властей парламент является одним из главных центров выработки государственной политики, выражаемой в принимаемых им законах. Функции парламента во многом зависят от формы правления, однако в целом парламенты осуществляют следующие виды деятельности и управляющего воздействия на общество: 237 • выражают общественное мнение, в то же время своим словом и делом влияют на избирателей, участвуют в политическом воспитании народа; • представляют, отстаивают важнейшие общественные интересы и защищают их на высшем уровне государственной власти; • законодательствуют, издают правовые акты, а значит — прогнозируют, моделируют отношения, процессы в обществе; • формируют, утверждают бюджет, при этом не просто утверждают расходную часть бюджета, но и определяют в целом финансовую политику, изыскивают источники для его доходной части (через комитеты, комиссии и другие свои структуры); • формируют и утверждают (полностью или частично) состав правительства, верховного суда, генеральной прокуратуры и других высших должностных лиц; • добиваются политической ответственности правительства, Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 95 Конституции РФ). Совет Федерации (верхняя палата) призван обеспечивать представительство и интересы субъектов РФ, причем не национально-территориальное, а региональное. Государственная Дума представляет интересы народа России в целом. Статус депутатов палат российского парламента установлен на основе положений Конституции РФ Федеральным законом от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». К ведению Совета Федерации относятся: одобрение или отклонение принятых Государ- 238 ственной Думой законов; утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности; назначение на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ; назначение на должности и освобождение от должностей Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов. Государственная Дума Федерального Собрания — это нижняя палата парламента РФ. Ее основное предназначение — принятие федеральных законов. Кроме того, к ее ведению относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должности и освобождение от должностей Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты РФ и половины ее аудиторов. Уполномоченного по правам человека в РФ; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Для обеспечения профессиональной деятельности палат парламента большое значение имеют аппараты Государственной Думы и Совета Федерации. Их сотрудники оказывают научную, организационную и техническую помощь в работе парламенту в целом, его палатам, комитетам (комиссиям), фракциям и депутатам. Конституционный роспуск Государственной Думы возможен указом Президента РФ только в случаях, если она трижды отклонила представленные главой государства кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ и если она выразила недоверие Правительству РФ повторно в течение трех месяцев. Однако по последнему основанию Госдума не может быть распущена в течение года после се избрания, как и с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации, она также не может распускаться в период действия на всей территории страны военного или чрезвычайного положения либо в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. Совет Федерации не может быть распущен ни по какому поводу. 239 Система исполнительной власти в Российской Федерации Конституция РФ определяет систему федеральных органов исполнительной власти, которая включает Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, в том числе федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти. Единство всей исполнительной власти в России основывается на принципах целостности, взаимосвязи, четком определении пределов полномочий и функций между различными органами государственной власти и управления. Правительство Российской Федерации (ст. 110 Конституции РФ) включает Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров. Правительство — высший исполнительный орган государственной власти в России — является коллегиальным органом. Правовой основой его деятельности является Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Полномочия Правительства РФ определяются ст. 114 Конституции РФ. Правовыми формами осуществления Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения, обязательные для исполнения в Российской Федерации. Федератьные органы исполнительной власти включают структуры следующих видов: федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства. Общая структура федеральных органов власти утверждается Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Федеральные органы исполнительной власти осуществляют свои полномочия в четырех сферах: • экономической; • социально-культурной; • административно-политической; • внешнеполитической. Министерство Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр Российской Федерации (федеральный министр). Федеральная служба России — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, госбезопасности, зашиты и охраны Государ- 240 ственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральное агентство — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Создание, реорганизация и ликвидация федеральных органов исполнительной власти осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Общее число министерств и ведомств не является постоянным и зависит от политических и функциональных факторов. Положение о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, утверждается Президентом РФ, а положение о других федеральных органах исполнительной власти — Правительством РФ. Регулярно проводятся реорганизации правительства, которые преследуют цель сделать его более эффективным и компактным. Последнее изменение произошло в 2004 г., когда Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указа Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976) была создана новая структура Правительства. После многих экспериментов в области организационных преобразований большинство министерств начали использовать трехуровневую систему: центральный аппарат министерства — контрольные службы — исполнительские агентства. Более половины министерств и ведомств имеют территориальные органы, подчиненные центральному аппарату. Их основная задача состоит в том, чтобы, во-первых, согласовывать действия и проводимую политику с местными органами власти; во-вторых, оказывать населению соответствующие услуги; в-третьих, координировать деятельность соответствующих государственных структур в определенной сфере. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|