Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Институт президентства в Российской Федерации





Родиной института президентства справедливо считают США. В отличие от других государств конца XVIII в., где верховная власть повсеместно имела монархический, наследственный характер,


конституция США 1787 г. установила принцип выборности насе­лением главы государства и федеральной исполнительной влас­ти.

Для нашей страны институт президентства является новым. Впервые идея введения президентства одержала верх в период со­ветской «перестройки», когда в 1990 г. решением Съезда народных депутатов была установлена должность Президента СССР. 14 мар­та 1990 г. III Съездом народных депутатов СССР на пост первого и последнего Президента СССР без какой-либо альтернативной кан­дидатуры был избран М.С. Горбачев. Вскоре после этого по резуль­татам всероссийского референдума, который проводился 17 марта 1991 г., аналогичный институт появился и в РСФСР, еще находив­шейся в составе единого союзного государства. Дата избрания пер­вого Президента России 12 июня 1991 г. объявлена государствен­ным праздником.

Конституция РФ 1993 г. закрепила изменившиеся реалии госу­дарственного устройства страны и современный механизм разде­ления властей. Особенностью формы правления Российской Фе­дерации является то, что Президент РФ, будучи главой государства, не входит в сие гему разделения властей. Одна из важнейших задач его деятельности заключается в обеспечении консолидации и со­гласования действий всех ветвей власти в России. Для этого он наделен конституционными полномочиями как в законодатель­ной, так и в исполнительной и даже в судебной области (гл. 4 Кон­ституции РФ). Все это делает президента ключевой фигурой во властных структурах государства.

Анализ конституционных полномочий Президента РФ приводит к выводу, что ему предоставлены обширные полномочия в отно­шении исполнительной власти (ст. 83 Конституции РФ). Прези­дент РФ опосредованно (через Председателя Правительства РФ) утверждает структуру федеральных органов исполнительной влас­ти и формирует персональный состав их руководителей. Офици­альная императивность взаимоотношений Президента РФ с Пра­вительством РФ очевидно вытекает из ряда конституционных норм, в частности: а) из исключительных полномочий назначать с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; б) права назначать и освобождать от должностей заместителей Председателя Правительства РФ, министров и других руководите­лей федеральных органов исполнительной власти; в) права пред­седательствовать на заседаниях Правительства РФ; г) права отпра­вить Правительство РФ в отставку.


Взаимодействие Президента РФ с палатами Федерального Со­брания РФ не столь категорично с точки зрения его властных пол­номочий. У него есть право роспуска не всего парламента, а только одной его палаты — Государственной Думы, но воспользоваться им он может лишь в случаях и порядке, предусмотренных Консти­туцией РФ. По ряду назначений должностных лиц, указанных Конституцией, Президент РФ обязан испрашивать согласие соот­ветствующей палаты парламента. Президент РФ взаимодействует с государственными органами в разных формах. С 1994 г. стали традиционными ежегодные послания Президента Федеральному Собранию. Традиционными становятся и бюджетные послания Президента РФ Правительству РФ.

Конституционно-правовой статус Президента РФ определен в гл. 4 Конституции РФ, ст. 80—93. Его сущность раскрывается через признаки, которыми Президент РФ характеризуется как:

глава государства — определяет внутреннюю и внешнюю по­литику, представляет страну в официальных церемониях внут­ри страны и за рубежом (в международных, межгосударствен­ных отношениях), решает вопросы гражданства и предостав­ления политического убежища, награждает государственными наградами и присваивает почетные звания, осуществляет ин­дивидуальное помилование;

гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина — в установленном порядке принимает меры по охране суверени­тета Российской Федерации, ее независимости и государствен­ной целостности, обеспечивает согласованное функционирова­ние и взаимодействие органов государственной власти, вводит на всей территории страны или в отдельных местностях чрезвы­чайное положение, о чем ставит в известность парламент;

Верховный главнокомандующий — ответствен за боевую готов­ность Вооруженных Сил РФ, утверждает военную доктрину государства, назначает и освобождает высших военачальни­ков, присваивает высшие воинские звания, объявляет о при­зыве граждан России на военную службу, в случае агрессии против нашей страны или ее непосредственной угрозы вводит на всей территории Российской Федерации или в отдельных местностях военное положение с незамедлительным уведом­лением обеих палат парламента;

субъект законодательного процесса — обладает правами зако­нодательной инициативы и отлагательного вето, подписывает и обнародует федеральные законы.

236


Актами Президента РФ являются указы и распоряжения, кото­рые относятся к числу подзаконных правовых актов.

Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет, и в по­рядке, определенном Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Из­бранный кандидат вступает в должность Президента РФ с момен­та принесения им присяги. Одно и то же лицо не может находить­ся на этом посту более двух сроков подряд.

И нети гут президентства предполагает наличие отлаженной ор­ганизационно-управленческой структуры рабочего аппарата пре­зидентской власти, эффективной процедуры принятия решений и контроля за их исполнением. Для обеспечения деятельности Пре­зидента РФ Конституцией предусмотрено его право формировать Администрацию Президента РФ, которая является исполнительным аппаратом, оказывающим ему содействие в осуществлении конс­титуционных полномочий.

Роль законодательной власти и ее органов в государственном управлении

Законодательная власть представляет собой ту составную часть государственной власти, основной сферой деятельности которой является принятие законов, а также других правовых актов. В со­временном демократическом государстве, построенном на прин­ципе разделения властей, обладателем законодательной власти выступают:

1) парламент— высший общенациональный представительный орган государства, образуемый посредством выборов;

2) законодательные органы власти субъектов федерации.

Парламент — это социально-политический институт, явля­ющийся высшим законодательным органом государства, который представляет интересы народа, разрабатывает и принимает законы, а также осуществляет контроль деятельности высших органов ис­полнительной власти.

В системе разделения властей парламент является одним из главных центров выработки государственной политики, выража­емой в принимаемых им законах. Функции парламента во многом зависят от формы правления, однако в целом парламенты осуще­ствляют следующие виды деятельности и управляющего воздей­ствия на общество:

237


• выражают общественное мнение, в то же время своим словом и делом влияют на избирателей, участвуют в политическом воспитании народа;

• представляют, отстаивают важнейшие общественные интере­сы и защищают их на высшем уровне государственной власти;

• законодательствуют, издают правовые акты, а значит — про­гнозируют, моделируют отношения, процессы в обществе;

• формируют, утверждают бюджет, при этом не просто утверж­дают расходную часть бюджета, но и определяют в целом фи­нансовую политику, изыскивают источники для его доходной части (через комитеты, комиссии и другие свои структуры);

• формируют и утверждают (полностью или частично) состав правительства, верховного суда, генеральной прокуратуры и других высших должностных лиц;

• добиваются политической ответственности правительства,
должностных лиц за соблюдение конституции и законов, ис­
полнение бюджета, реализацию прав и свобод граждан (через
отчеты правительства о выполнении бюджета, запросы депу­
татов, политическую оценку и политическое обвинение).
Конституция Российской Федерации 1993 г. впервые в отече­
ственной истории назвала высший законодательный представи­
тельный орган государства парламентом. Федеральное Собрание
парламент Российской Федерации
(ст. 94 Конституции РФ) — это
постоянно действующий законодательный представительный ор­
ган, осуществляющий высшую государственную власть наряду с
Президентом РФ, Правительством РФ и судами РФ. Особенности
конституционного статуса и компетенции парламента России за­
креплены в ст. 10 (принцип разделения властей), гл. 5 «Федеральное
Собрание — парламент Российской Федерации», а также в отдель­
ных статьях о Президенте РФ, Правительстве РФ и др.

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Феде­рации и Государственной Думы (ст. 95 Конституции РФ). Совет Федерации (верхняя палата) призван обеспечивать представитель­ство и интересы субъектов РФ, причем не национально-террито­риальное, а региональное. Государственная Дума представляет интересы народа России в целом. Статус депутатов палат россий­ского парламента установлен на основе положений Конституции РФ Федеральным законом от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федераль­ного Собрания Российской Федерации». К ведению Совета Феде­рации относятся: одобрение или отклонение принятых Государ-

238


ственной Думой законов; утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о воз­можности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности; назначение на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ; назначение на должности и освобождение от должностей Генерального прокуро­ра РФ, заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов.

Государственная Дума Федерального Собрания — это нижняя палата парламента РФ. Ее основное предназначение — принятие федеральных законов. Кроме того, к ее ведению относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правитель­ства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначе­ние на должности и освобождение от должностей Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты РФ и по­ловины ее аудиторов. Уполномоченного по правам человека в РФ; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Для обеспечения профессиональной деятельности палат пар­ламента большое значение имеют аппараты Государственной Думы и Совета Федерации. Их сотрудники оказывают научную, организационную и техническую помощь в работе парламенту в целом, его палатам, комитетам (комиссиям), фракциям и депу­татам.

Конституционный роспуск Государственной Думы возможен указом Президента РФ только в случаях, если она трижды откло­нила представленные главой государства кандидатуры на долж­ность Председателя Правительства РФ и если она выразила недо­верие Правительству РФ повторно в течение трех месяцев. Однако по последнему основанию Госдума не может быть распущена в течение года после се избрания, как и с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации, она также не может распускаться в период действия на всей территории страны военного или чрезвы­чайного положения либо в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. Совет Федерации не может быть рас­пущен ни по какому поводу.

239


Система исполнительной власти в Российской Федерации

Конституция РФ определяет систему федеральных органов ис­полнительной власти, которая включает Правительство РФ, феде­ральные органы исполнительной власти, в том числе федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти. Единство всей исполнительной власти в России основывается на принципах целостности, взаимосвязи, четком определении преде­лов полномочий и функций между различными органами государ­ственной власти и управления.

Правительство Российской Федерации (ст. 110 Конституции РФ) включает Председателя Правительства РФ, заместителей Предсе­дателя Правительства РФ, федеральных министров. Правитель­ство — высший исполнительный орган государственной власти в России — является коллегиальным органом. Правовой основой его деятельности является Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Феде­рации». Полномочия Правительства РФ определяются ст. 114 Кон­ституции РФ. Правовыми формами осуществления Правитель­ством своих полномочий являются постановления и распоряжения, обязательные для исполнения в Российской Федерации.

Федератьные органы исполнительной власти включают струк­туры следующих видов: федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства. Общая структура федеральных органов власти утверждается Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Феде­ральные органы исполнительной власти осуществляют свои пол­номочия в четырех сферах:

• экономической;

• социально-культурной;

• административно-политической;

• внешнеполитической.

Министерство Российской Федерации — федеральный орган ис­полнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулирова­нию в установленной сфере деятельности. Министерство возглав­ляет входящий в состав Правительства РФ министр Российской Федерации (федеральный министр).

Федеральная служба России — федеральный орган исполнитель­ной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, госбезопасности, зашиты и охраны Государ-

240


ственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральное агентство — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению го­сударственным имуществом, а также правоприменительные функ­ции, за исключением функций по контролю и надзору.

Создание, реорганизация и ликвидация федеральных органов исполнительной власти осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Общее число ми­нистерств и ведомств не является постоянным и зависит от поли­тических и функциональных факторов. Положение о федераль­ных органах исполнительной власти, подведомственных Прези­денту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, утверждается Президентом РФ, а положение о других федеральных органах исполнительной власти — Правительством РФ.

Регулярно проводятся реорганизации правительства, которые преследуют цель сделать его более эффективным и компактным. Последнее изменение произошло в 2004 г., когда Указом Прези­дента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федераль­ных органов исполнительной власти» (в ред. Указа Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976) была создана новая структура Пра­вительства.

После многих экспериментов в области организационных пре­образований большинство министерств начали использовать трех­уровневую систему: центральный аппарат министерстваконт­рольные службыисполнительские агентства.

Более половины министерств и ведомств имеют территориаль­ные органы, подчиненные центральному аппарату. Их основная задача состоит в том, чтобы, во-первых, согласовывать действия и проводимую политику с местными органами власти; во-вторых, оказывать населению соответствующие услуги; в-третьих, коорди­нировать деятельность соответствующих государственных структур в определенной сфере.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.