Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







БАЗОВЫЙ КУРС «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»





БАЗОВЫЙ КУРС «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

(краткое содержание)

Раздел 1. Теория культуры
Тема №1

Тема: «Введение в культурологию. Культурология как наука. Предмет и задачи культурологии»

Культурология – это сравнительно новая дисциплина, которая является базовой во всех ВУЗах России, в том числе и технических. Включение данного предмета в образовательное пространство высшей школы обусловлено самим определением «университет», который представляет собой своего рода символ развития науки, культуры, творчества, инноваций, совершенствования интеллектуальной и духовной сферы человека и, соответственно, общества. Культурология уже заняла одно из главных место в социально – гуманитарном научно – образовательном блоке.

Сущность и смысл культуры

Н.А. Бердяев, великий русский философ, писал, что «культура родилась из культа. Истоки ее сакральны…» (Бердяев Н.А. Философия неравенства. – М., 1990. С. 248). Вильгельм Вундт (1832-1920) выводил слово «культура» из латинского «colere», что означает «обрабатывать», «возделывать» (землю). Отсюда произошел термин «cultus agri» - сельское хозяйство. Значение понятия «cultura» с латинского языка В. Вундтом
переводится как забота, направленная на облагораживание жизни.
Современная научная литература характеризуется быстрым ростом числа определений культуры. А. Кребер и К. Клакхон подсчитали, что таких определений более 160, а ученый А. Моль в книге «Социодинамика культуры» называет уже 250 определений феномена культуры. Это свидетельствует о том, что понятие «культура» охватывает широкий и разнообразный мир явлений и находится на предельно высоком уровне абстракции. Поэтому одной какой-либо формулировкой его определить нельзя.

В развитии культурологии как академической учебной дисциплины можно выделить два этапа:

1. Первый период охватывает 1987 – 1990 годы. В это время формировался «общекультурный» курс на кафедрах истории и философии, определялась структура, цели и задачи дисциплины. Происходил процесс деидеологизации гуманитарной образовательной системы.

2. Второй период можно определить как этап стабилизации. К 1991 году курс «Культурология» усовершенствовался и обрел автономную специфику в учебном процессе технического вуза.

Более четко определились и цели курса:

- формирование способности к прогнозированию социально – экономических, экологических, этических и нравственных последствий профессиональной деятельности;

- развитие общего культурного, духовного, художественно – эстетического потенциала личности в среде высшей школы и, в частности, в условиях инженерно – технической специализации;

- овладение морально – нравственными, социальными, этическими нормами, способствующими достижению не только личного успеха, благополучия и безопасности, но и общественного блага.

Исходя из данных размышлений можно предложить одну их версий общего определения культурологии как науки: она изучает содержание и особенности реализации всего творческого потенциала человека и человечества. Культуру в широком смысле можно охарактеризовать как полноту общественной жизни и многогранной деятельности людей, создающих духовные и материальные ценности (артефакты).
В области гуманитарного знания принято различать «науки о духе» (социально – гуманитарные) и «науки о природе» (естественные).
В рамках социальных наук изучаются человек и социальные системы, культурные объекты и процессы, которые формируются в результате взаимодействия людей между собой, с природой в процессе совместной жизнедеятельности. Разные аспекты этого взаимодействия изучаются социологией, культурологией, социальной психологией, социальной, культурной и психологической антропологией. Прародительницей социальных наук, которые стали оформляться преимущественно во второй половине ХIХ века как самостоятельные дисциплины, явилась философия.
В России раньше (официально до 1990 года) социологов называли философами (с 1990 г. появились ученые степени по социологическим наукам).
Социальная, гуманитарная, культурная сфера сложнее по структуре и содержанию, чем естественнонаучная, и поэтому гораздо труднее поддается научному анализу. Ее специфика определяется тем, что центральным звеном здесь является человек, личность, субъект, обладающий уникальностью психофизического склада, внутреннего мира и требующий тончайшего исследования всей совокупности неповторимых свойств, опосредующих его поведение, деятельность и характер взаимодействия с другими людьми в культурном сообществе.

Теперь подробнее остановимся на том, что же конкретно изучает культурология? Культурология в настоящее время рассматривается как интегративная область знания, рождение которой произошло на стыке культурфилософии, культурпсихологии, культурной и социальной антропологии, социологии культуры, истории и теории культуры, теологии (богословия) культуры. Культурология – это социогуманитарное знание, однако в ней довольно часто используются методы естественных наук.

В область культурологии входят и взаимодействуют два типа знания: естественнонаучное, формально – логическое, математическое, с одной стороны, и социогуманитарное – с другой. Оба этих типа знания в своем единстве образуют единую картину мира, общую модель мироздания, по отношению к которой и самоопределяется человек, выстраивая собственную мировоззренческую парадигму. Оговоримся сразу, что в разные исторические эпохи развития цивилизаций и человеческого общества, картины мира были разными, различались и индивидуальные
парадигмы миропонимания, о чем мы будем говорить позднее.
«Культурология, таким образом, выступает в качестве интегративной методологической основы, объединяющей все многообразие аспектов изучения культуры в целостную систему» (Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. – М., 1980. С.10). Культурологическое исследование нацелено на эмпирическое описание культуры, сравнительный анализ культур, выявление механизмов межкультурной коммуникации, изучение универсального и специфического, постоянного, устойчивого и изменчивого в культуре. Правомерно дать и такое определение культурологии: данная дисциплина изучает взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, идеологий, психологических технологий – словом, изучает в целостности все многообразие человеческих форм и смыслов существования и взаимоотношений людей, учитывающих их географическую, расовую, национальную, религиозную принадлежность, гендерную специфику, психологические особенности, исторические ментальности, политические, экономические приоритеты – то есть, по сути, все аспекты творчества человека.
Целью культурологического исследования является понимание своей собственной и иных культур, а предметом – содержание индивидуальной и общественной жизни в их взаимодействии и взаимовлиянии.
Культурология опирается на единство теоретического и исторического аспектов понимания форм культурной жизни и изучает объекты (артефакты) и культурные процессы. Современная культурология охватывает область как фундаментальных, так и прикладных исследований, к которым относятся: социокультурное проектирование и прогнозирование, социально – культурные технологии, социально – культурный менеджмент и т.п.
Культурология развивается в общем интегративном процессе взаимодействия социальных психологических, естественных, технических наук и комплексного гуманитарного знания.

Основные задачи культурологии:

- анализ культуры как системы культурных феноменов;
- исследование ментального содержания культуры;
- выявление типов связей между элементами культуры;
- исследование типологии культур;
- изучение механизмов культурного развития человека и общества;
- исследование культурных текстов, культурных кодов, символов и межкультурных коммуникаций;
- изучение влияния на развитие человека, культуры, науки, искусства и общества.

Кратко рассмотрим особенности антропологического подхода к изучению культуры. Этот подход в науке получил название культурной и социальной антропологии как науке о человеке. Наиболее значительных результатов собственно культурологические исследования достигли именно в культурной и социальной антропологии. В становлении этого знания ученые выделяют три этапа:

1) этнографический (1800-1860);
2) эволюционистский (1860-1895);
3) исторический (1895- 1925)

Обратимся к авторитетным ученым и мыслителям, внесшим значительный вклад в развитии культурной и социальной антропологии. Пионером в становлении антропологии считается известный французский философ, педагог и писатель Жан Жак Руссо, изложивший свои прогрессивные идеи в труде «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми». Это, по сути, первое научное исследование по общей антропологии. Он выделил ее в сложившейся системе естественнонаучного и гуманитарного знания. В своей работе «Опыт о происхождении языков» он показал, что для изучения людей нужно уметь смотреть вокруг себя; чтобы изучать человека, нужно смотреть вдаль; чтобы обнаружить свойства, необходимо наблюдать различия. Это правило Руссо стало одним из первых методологических законов антропологии. Цель антропологии при изучении человека, по словам Руссо, - «увидеть свой собственный образ, отраженный в других людях».

Основоположником антропологического подхода к изучению культуры является американский этнограф, лингвист и археолог, профессор Колумбийского университета Франц Боас (1858-1942), который противопоставил сравнительно – историческому методу эволюционной школы в изучении культуры собственный, а именно «исторический метод», который сводился к эмпирическому. Боас отрицал законы социального развития, теоретических обобщений и утверждал, что изучение культуры заключается в описании культурных феноменов и накоплении исторических фактов. При этом каждое культурно – историческое явление рассматривалось им как уникальное.

Значительный интерес для понимания содержания культурологии представляют труды одного из наиболее известных в мировой науке антропологов К. Леви-Строса, который, в частности, отмечал, что «в своем коллективном существовании человек также должен познать себя как «другого», до того как он осмелится претендовать на собственное «Я» (Леви-Строс, К. Первобытное мышление).

Следует сказать, что, в отличие от социальной, культурная антропология характеризуется б о льшим вниманием к духовным, чем к материальным феноменам культуры, историко – описательной
методологией исследования и выдвижением на первый план механизмов трансляции культурного опыта, проблем динамики культуры.
В рамках нашей темы коснемся и некоторых аспектов социальной антропологии, в контексте которой изучаются примитивные и традиционные общества с участием этнических особенностей культур.
Обратимся к истории: уже в трактатах Платона, Аристотеля, Цезаря, Геродота, Тацита, Ибн Батуты и других античных мыслителей были заложены основания для формирования научного направления «социальная антропология». Философско – исторические основания современной социальной антропологии были сформулированы американским ученым
А.Л. Кребером, который назвал культуру «суперорганичной», то есть стоящей над биологической и социальной реальностью. Особенность социальной антропологии заключается в том, что главное место в ее исследованиях занимает этнологический анализ культуры (этнология изучает распространение человека на Земле, его поведение и обычаи).
В методологическом плане для социальной антропологии характерно движение от факта к гипотезам, отрицание способности культурных феноменов к усовершенствованию и признание уникальности культур.
В социальной антропологии были также предприняты попытки сравнительного анализа различных элементов культуры и их функциональности (А.Р. Рэдклифф-Браун, Б. Малиновский). В работах уже упомянутого нами К. Леви-Строса социальная антропология приобрела черты семиотической науки. Американский социолог и культуролог
Т. Парсонс считал, что социальная антропология «включает в себя аналитическое изучение явлений культуры, структурированных символически значимых систем, в которых и посредством которых ориентируются и направляются социальные системы и личности… Социальная антропология в основном изучает социальные структуры и процессы применительно к их культурным условиям и связям, и в особенности по традиции применительно к «простейшим обществам»
(Цит. по: Американская социология. – М., 1972. С. 362-363).
В 70-е годы ХХ столетия происходит сближение исследовательских установок социальной и культурной антропологии. Особенно это проявляется в области социокультурной динамики. Накопленный богатый эмпирический и теоретический материал и построение различных моделей генезиса (происхождения) культуры позволили современным культурологам переключиться с реконструкции прошлого на изучение современного человека во всей совокупности его межличностных, социальных, социоприродных, социально – политических, социально – экономических и иных связей, а также его этических, конфессиональных предпочтений.

Культурогенез

Это одна из значимых категорий культурологии. Термин происходит от латинского cultura и греческого genesis - возникновение, происхождение культуры как таковой. Иное толкование этого понятия заключается в определении культурогенеза как одного из видов социокультурной динамики. Социокультурная динамика, в свою очередь, характеризуется постоянным самообновлением культуры как путем трансформации уже существующих систем и форм, так и созданием новых артефактов, не существовавших в культуре раньше. Генезис культурных форм проходит несколько этапов: осознания необходимости создания нового (знаний, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации), создание новых культурных форм и их внедрение в социальную практику.

Создание новых культурных форм должно служить развитию человеческого в человеке. В противном случае возможно появление таких форм организации культурной жизни, которые служат не совершенствованию культуры, а прямо противоположны ей. К примеру, китайский вариант «культурной революции», когда представителей творческой и художественной интеллигенции отправили в поля на сельскохозяйственные работы; изгнание творческой интеллигенции из России после 1917 года («философский пароход»). Все это проявления агрессивного антикультурного псевдогенеза.

Структура и виды культуры

Культура – сложная и многоуровневая система. Разные критерии определяют и разные виды культуры. В зависимости от того, кто является носителем культуры, можно выделить национальную и мировую культуры.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов.

Национальная культура – это синтез культур различных национальных, социальных слоев и групп конкретного общества. Многообразие национальной культуры, неповторимость и оригинальность проявляется как в духовно-нравственной (религия, язык, литература, искусство и т.д.), так и в материальной (традиции труда, техника, технологии, экономика, политика и т.д.). По характеру и содержанию выделяются духовная, интеллектуальная и материальная культуры.

Духовная (или духовно-нравственная культура) включает в себя аспекты веры и религиозности человека, его приверженности тем или иным морально-этическим ценностям, определяющим поведение и характер взаимоотношений индивида с другими людьми в обществе.

Интеллектуальная культура включает в себя познавательную, умственную, эмоционально-чувственную, художественно-эстетическую, правовую, педагогическую культуры.

Материальная культура – это культура трудовой деятельности и производства, так называемая техническая культура, культура быта и физическая культура. К этому виду культуры можно отнести и некоторые особенности социализации личности, специфику социального роста, карьеры, бизнес, предпринимательство и т.д. Материальная культура определяется и как совокупность физических объектов – артефактов, созданных творческими усилиями и руками человека. Для артефактов характерно то, что они имеют соответствующее символическое значение, выполняют определенную функцию и обладают культурной ценностью.

К частным видам культуры, по другим критериям, можно отнести:

1. Повседневную культуру или культуру быта. Этот вид культуры характеризуется тремя сферами жизнедеятельности человека: семейной, производственной и внепроизводственной. Культура быта связана с особенностями национальных традиций, географических условий проживания людей и этносов, уровнем материального производства, материальных возможностей, а также индивидуальной культурой человека.

2. Культуру личности. Она разделяется по уровням: 1) уровень мышления, интеллекта, нравственных качеств, понимания значимости культурных ценностей, поведения человека; 2) характер взаимодействия с окружающим миром, другими людьми; степень социализации личности и ее творческой, созидательной деятельности.

3. Культуру общения. Это исторически сложившаяся, относительная устойчивая система норм и правил взаимоотношений между людьми и обществами, характеризуемая национальной и религиозной спецификой, сложившимися традициями и обычаями.

В культурологии исследователи выделяют два взаимосвязанных аспекта культуры общения: 1) формальный (внешний, ритуальный, «этикетный») – это «внешняя культура» и 2) внутренний (неформальный, социально-психологический) - это «внутренняя культура», более глубокий слой культуры общения. К основным нормам «внутренней культуры» относятся, в частности, требования:

- поступай по отношению к другим людям так, как ты хотел бы, чтобы они поступали к тебе;

- выполняй свои обещания, договоренности и обязательства;

- старайся, по мере возможности, делать добро людям, проявлять великодушие и милосердие («Золотые правила морали»).

Известными атрибутами культуры общения являются: тактичность, почтение, деликатность, предупредительность, уважительность, обязательность и другие.

4. Политическую культуру – система исторически сложившихся ценностей и убеждений, выраженных в соответствующих символах. К политической культуре относятся:

- знания о политике;

- оценка политических явлений, механизмов власти;

- интеллектуальная и эмоциональная составляющие политических сил и их позиций;

- понимание и оценка политического поведения.

Выделяют тоталитарную, авторитарную и демократическую культуры.

5. Культуру речи – соответствие индивидуальной речи нормам конкретного языка, умение правильно и адекватно использовать речевые формы.

Признаками культурной речи считаются: богатство словаря (лексический запас), разнообразие грамматических конструкций, художественная выразительность.

6. Эстетическую культуру. Этот вид культурыотносится к эмоционально – чувственному восприятию мира, характеризует состояние человека и общества с точки зрения развития всех видов художественной культуры – искусства.

Искусство определяется как эстетическое освоение мира в процессе художественного творчества. Данный термин применяется к определенным областям художественной деятельности (изобразительное искусство, сценической искусство), к определенной области практической деятельности с присущей ей системой приемов и методов (искусство воспитания, военное искусство). Художественное отражение действительности может осуществляться в зрительных образах (изобразительное искусство), звуковых (музыка), языковых (художественная литература), в синтетических видах искусства (театр, кино), в прикладном искусстве, архитектуре и т.д.

Кратко напомним основные функции культуры:

- информационная;

- коммуникативная;

- обучения и воспитания;

- трансляции;

- семиотическая (семиотика – наука о знаках и знаковых системах. Семиотика не рассматривает реальность во всем ее многообразии, а исключительно ее условные и упрощенные знаковые модели. Таким образом, семиотика позволяет простым и очевидным образом описывать сложные системы и процессы. Именно поэтому, по утверждению известного ученого-культуролога Ю.М. Лотмана, составляет основу культуры, оперируя знаками и создавая новые знаковые системы (тексты): язык, нотные знаки, знаковые системы различных наук и т.д. Культура и все ее составляющие, с точки зрения семиотики, представляется в качестве культурных текстов.

 

Тема № 3

Мировые религии

Мировые религии, оказавшие в прошлом и продолжающие в настоящее время оказывать огромное влияние на культуру, психологию и общественное сознание людей, составляет группа из трех религий - буддизм, христианство, ислам - отличающихся широкой распространенностью и отсутствием в своей догматике ярко выраженной этноцентричности. К специфическим чертам мировых религий можно отнести определенный универсализм теоретического и метафизического учения и догматов.

Буддизм

Родоначальник буддизма – Сиддхартха Гаутама Будда (623-544до н.э.), северо-восток Индии. Четыре благородные истины составляют ядро учения Будды. Первая из этих истин гласит, что жизнь – это страдание, поскольку элементы страдания присутствуют во всех без исключения сторонах жизни. Вторая благородная истина заключается в том, что причиной страданий является жажда жизни. Человек стремится к обладанию материальными и духовными ценностями, чувственными наслаждениями, что обусловливает его тягу к продолжению жизненного процесса. Третья благородная истина предупреждает, что человек должен осознать, что необходимо прервать круговорот жизни. Нужно подавить в себе любые желания, вне зависимости от того, являются ли они плохими или хорошими. Путь же к этому подавлению, и в результате к спасению, указывает четвертая благородная истина, так называемый восьмеричый (включает восемь ступеней), или срединный, путь (согласно которому следует избегать крайностей: с одной стороны, он не требует самоистязаний, умерщвления плоти, с другой – осуждает чувственные наслаждения). Первая ступень – правильное понимание, под которым подразумевается усвоение четырех благородных истин. Вторая ступень – правильное стремление, т. е. намерение поступить в соответствии с этими истинами. Третья ступень – правильная речь, предполагающая, что человек должен не лгать, не клеветать, не сквернословить. Четвертая ступень – правильное действие, подразумевающее, что деятельность человека не должна приносить вреда живому. Пятая ступень – правильный образ жизни. Шестая ступень – правильная мысль, т. е. преодоление дурных мыслей и влияний. Седьмая ступень – правильное (т. е. оптимальное, адекватное) усилие, выражающееся в постоянном укреплении в себе решимости не принимать любые мирские радости. Восьмая, последняя ступень – правильная концентрация (правильно организованное внимание), ведущая к достижению внутреннего спокойствия и полной невозмутимости.

Буддисты считают, что, лишь следуя восьмеричным путем, указанным Буддой, живя в соответствии с его этическими предписаниями, морально совершенствуясь, человек может рассчитывать на окончание сансары (цепи перерождений) и полное прекращение страданий – погружение в нирвану.

Священной книгой буддизма является Типитака (букв. три корзины), состоящая из трех частей. Первая из них – Виная-питака. Она содержит дисциплинарные правила, которые должны соблюдаться монахами в буддийских общинах. Вторая часть – Суттапитака – сообщает о беседах, которые вел Будда со своими учениками и которые были записаны со слов его двоюродного брата и одного из последователей – Ананды. В третьей части – Абидхарма-питаке, которая в определенной степени представляет собой комментарии Сутта-питаки, дается систематизация и толкование основных догматов буддизма.

Буддизм существует в двух главных своих разновидностях: хинаяна (малая колесница, или узкий путь ко спасению) и махаяна (большая колесница, или широкий путь ко спасению). Также к буддизму относят его китайский вариант дзен- (чань-) буддизм, тантризм (так называемая алмазная колесница) и ламаизм.

Учение самого Будды оказалось во многом отличным от того, что появилось в буддизме позднее. Сначала идеи Будды передавались в форме притч и сказаний, но в III–I вв. до н. э. оформилась философия буддизма. Наиболее адекватной (т. е. близкой к «первоисточнику») оказалась самая ранняя форма буддизма – хинаяна, согласно которой ближе всего к цели достижения нирваны стоят отказавшиеся от всего мирского и отдавшие всю жизнь благочестивым размышлениям монахи, много дальше – буддисты-миряне. Доступные для них благочестивые дела хотя и улучшали карму, были недостаточны для спасения и достижения нирваны.

Махаяна – это форма буддизма, сложившаяся позднее и достигшая расцвета около 200 г. н. э. Она во многом отличалась от раннего буддизма хинаяны. В ней понятие нирваны стало более доступным обыденному религиозному сознанию, и она отходит от исключительно негативного отношения к миру сансары. Было признано, что благочестие и подаяние мирянина сопоставимы с заслугами монаха и могут приблизить его к заветной цели, т. е. к нирване. Здесь появляется новая фигура – бодисатва, святой подвижник, достигший ступени спасения, но остающийся с людьми, чтобы облегчить их страдания, повести по пути спасения. С появлением бодисатв в буддизме стал развиваться пантеон святых, которым можно было молиться, прося у них помощи и заступничества. Наряду с великим Буддой появились и многие другие будды, они приобрели имя, были персонифицированы, превратились в объекты почитания и культа. Возникла практика поклонения их изо-бражениям, главным образом скульптурным. Наряду со всем этим возникло неизвестное раннему буддизму представление об аде и рае, была разработана космогония, изображавшая множество небес, на которых размещался божественный пантеон. И сам Будда из учителя мудрости превратился в бога-спасителя. Если хинаяна отвергала посредничество брахманов, то в махаяне вновь возникают представления о роли монахов и духовенства как посредников на пути к спасению.

Во II в. буддизм проник в Китай и получил широкое распространение, а в VII в. возник чань-буддизм, чаще именуемый дзэн-буддизмом. Чань привил буддизму китайскую трезвость и рационализм: не пытаться достичь нирваны или стать буддой, а увидеть и понять Истину, которая вокруг тебя – в красоте природы, в радости труда и т. д.; научиться жить и радоваться жизни, но жить только для себя. Буддизм как мировая религия достиг наиболее завершенного вида в Тибете в ламаизме (VII–XV вв. н. э.). Тибетский далай-лама является и сегодня символом и высшей ценностью не только в глазах ламаистов, но и многих буддистов в разных странах мира. Основываясь на синтезе разных направлений буддизма, он впитал в себя и влияние тантризма, который ввел в обиход мандалу – своеобразную графическую диаграмму Вселенной, насыщенную магическими знаками и символами, имеющую множество вариаций, и Калачакру – колесо времени, в рамках которого 60-летний звериный цикл символизирует кругооборот человека в кармическом мире сансары. Однако самое важное в тантризме – его мистико-магическая основа, выявляющаяся в медитации и в магических обрядах, включая и сексуальную практику, ритуальное общение полов с целью приобретения энергии (шакти). Ламаизм предусматривает строгие этические нормы существования.

Авраамические религии

Иудаизм, христианство и ислам принято рассматривать в теории и истории культуры интегрированно. Это справедливо, поскольку христианство и ислам генетически близки иудаизму. Действительно, при всех отличиях этих религий многое их объединяет, и само название «авраамические религии» указывает на эту связь, а именно на пророка Авраама, почитаемого во всех трех религиях, а также, согласно Ветхому Завету, давшего начало евреям и арабам, а через них всем христианам и мусульманам соответственно. Понимание этого дает еще и то, что в христианской традиции принято называть Авраама отцом верующих.

Иудаизм

Во-первых, стоит сказать, что понятие «иудаизм» иногда используется не только по отношению к верованиям современных евреев, но и применительно к религии Ветхого Завета. Поэтому стоит отметить, что под иудаизмом здесь понимается именно раввинистическая традиция, возникшая примерно за 200 лет до Рождества Христова и окончательно оформившаяся после разрушения Иерусалимского храма в 70 г. н. э. Но тем не менее говорить об иудаизме вне исторического контекста невозможно.

Само слово еврей восходит к слову «хапиру» – перешедший поток, перешедший реку, заречный, скиталец. Так в Месопотамии называли беглецов, т. е. тех, кто решил не жить в этом стабильном мире Месопо-тамской цивилизации между Тигром и Евфратом, но решил перейти за реку Евфрат. Как правило, уходили за Евфрат, в западную пустыню, чтобы спастись: кто от царского гнева; кто, желая стать разбойником; кто, убегая от рабства, кто по каким-то иным причинам. Согласно Библии Авраам сделал именно такой выбор: он ушел за реку, но не потому, что бежал от гнева царя, и не потому, что хотел там легкой наживы, – он следовал голосу Бога. Смысл этого призыва был в полном послушании. Даже для того чтобы просто услышать этот голос, чтобы воспринять его серьезно, человеку нужна была глубокая вера, глубокая убежденность в том, что Бог может говорить с человеком.

Итак, путем целого ряда испытаний Авраам явил себя верным Богу, и от него произошел народ, который получил название народа еврейского и народа избранного. В чем же избрание и в чем смысл существования еврейского народа? Смыслом существования израильского народа считалось то, что он нес какое-то особое знание, которого не было у других народов. Согласно такому пониманию, Израиль единственный хранил истину монотеизма (единобожия). Но последние исследования показывают, что знание единого Бога-Творца было свойственно многим народам. Однако у них не было главного – не было абсолютной покорности Богу. С этой точки зрения, дело не в знании, но в выборе личного сердечного отношения с Богом. Отсюда понятен смысл грехопадения, который имеется в традиции авраамических религий. Здесь грехопадение понимается как ослушание и как следствие отпадения от Бога.

Израиль – богоборец, тот, кто боролся с Богом, другое наименование ев-рейского народа, восходящее к Иакову (Израилю) – внуку Авраама. Подроб-нее см. Быт. 32:24–29.

К основным догматам иудаизма относится вера в Единого Бога Яхве, в богоизбранность евреев, в бессмертие души, существование загробного мира и в приход Машиаха (Мессии). Не признав Мессией Иисуса Христа, все верующие евреи живут ожиданием скорого прихода Машиаха, которым, согласно иудаизму, будет живой человек из плоти и крови, религиозный еврей, потомок царя Давида. Мессия принесет всем людям долгожданный мир, объединив все человечество на основе особой роли евреев, установит благоденствие на земле.

Канон иудаизма составляют, во-первых, ТаНаХ – это акроним, сокращение из первых букв основных книг Ветхого Завета, в который входят: Тора (пятикнижие Моисея), Небиим (Пророки) и Кетувим (Писания); во-вторых, созданный в III–V вв. н. э. Талмуд (древнеевр. «ломед» – изучение), состоящий из частей Мишна (повторение закона), которая представляет собой комментарии к Торе, и Гемара (законченность), назначение которой – углубленное комментирование Мишны. Тора и Талмуд регламентируют все стороны жизни религиозного еврея, в том числе и те, которые в других религиях обычно считают относящимися к сфере этики, морали, гражданского и уголовного права.

В Талмуде различают две составляющих: Галаха – закон, касающийся религиозной, семейной, гражданской жизни, и Агада, которая определяет духовные основы иудаизма. До разрушения в 70 г. н. э. иерусалимского храма он был центром иудейского культа, где совершалось ежедневное жертвоприношение. Затем место жертвоприношений заняла молитва, а также изучение Торы и Талмуда, для чего евреи стали собираться вокруг отдельных учителей – раввинов, возникло понятие «синагога» (собрание). Такое собрание не предусматривает наличия специального здания и может проходить в любом помещении. Для совершения публичного богослужения необходимо присутствие не менее десяти евреев мужского пола, достигших религиозного совершеннолетия (13-летнего возраста).

До XVIII в. иудаизм оставался в основном монолитным. Что же касается современного иудаизма, то одной из его отличительных черт является наличие в нем трех основных течений, которые не совсем соответствуют христианскому понятию конфессии, но больше похожи на добровольные объединения, создаваемые по культурному или догматическому принципу. Принадлежность к той или иной ветви в большей степени определяется личными предпочтениями, близостью конкретной синагоги или манерой раввина, взгляды и проповеднический стиль которого устраивают верующего (как это и бывает в добровольных ассоциациях). Многие евреи создают собственные неофициальные версии иудаизма и поэтому не относятся в полной мере ни к одному из этих течений.

Ортодоксальный иудаизм. До начала эпохи Просвещения (XVIII в.) существовал только этот вид иудаизма. Ортодоксальным он назван позже с целью отделения его от других течений. Сегодня данная ветвь иудаизма характеризуется приверженностью традиции и строгим соблюдением Закона Моисеева в интерпретации раввинов.

Реформаторский иудаизм зародился в XVIII в. в Германии и представлял собой попытку приблизить к современности считавшийся устаревшим образ мыслей, чтобы тем самым воспрепятствовать набиравшей силу ассимиляции немецких евреев.

Консервативный иудаизм возник также в Германии в XIX в. как компромисс между первыми двумя течениями.

Кроме основных трех ветвей к иудаизму относят: реконструктивизм и хасидизм. Реконструктивизм – американская ветвь консервативного иудаизма, согласно которой иудаизм – это «религиозная цивилизация», которая постоянно должна приспосабливаться к современным условиям жизни. Хасидизм – ультраортодоксальное течение, характеризующееся строгим соблюдением закона Моисея, крайним мистицизмом, религиозной экзальтацией и изолированностью его приверженцев от общества. Считается, что хасидизм (древнеевр. «хасид» – благочестивый) возник в XVIII в. среди евреев Польши и Западной Украины как оппозиционное движение против ортодоксального иудаизма, в частности, против раввината. Вместо раввинов в хасидских общинах высшим авторитетом стали пользоваться цадики (древнеевр. «цадик» – праведник), якобы обладающие сверхъестественными способностями.

Фактически до начала массовой секуляризации западного общества в XIX в. иудаизм был главным фактором наци







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.