|
БАЗОВЫЙ КУРС «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»БАЗОВЫЙ КУРС «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» (краткое содержание) Раздел 1. Теория культуры Тема: «Введение в культурологию. Культурология как наука. Предмет и задачи культурологии» Культурология – это сравнительно новая дисциплина, которая является базовой во всех ВУЗах России, в том числе и технических. Включение данного предмета в образовательное пространство высшей школы обусловлено самим определением «университет», который представляет собой своего рода символ развития науки, культуры, творчества, инноваций, совершенствования интеллектуальной и духовной сферы человека и, соответственно, общества. Культурология уже заняла одно из главных место в социально – гуманитарном научно – образовательном блоке. Сущность и смысл культуры Н.А. Бердяев, великий русский философ, писал, что «культура родилась из культа. Истоки ее сакральны…» (Бердяев Н.А. Философия неравенства. – М., 1990. С. 248). Вильгельм Вундт (1832-1920) выводил слово «культура» из латинского «colere», что означает «обрабатывать», «возделывать» (землю). Отсюда произошел термин «cultus agri» - сельское хозяйство. Значение понятия «cultura» с латинского языка В. Вундтом В развитии культурологии как академической учебной дисциплины можно выделить два этапа: 1. Первый период охватывает 1987 – 1990 годы. В это время формировался «общекультурный» курс на кафедрах истории и философии, определялась структура, цели и задачи дисциплины. Происходил процесс деидеологизации гуманитарной образовательной системы. 2. Второй период можно определить как этап стабилизации. К 1991 году курс «Культурология» усовершенствовался и обрел автономную специфику в учебном процессе технического вуза. Более четко определились и цели курса: - формирование способности к прогнозированию социально – экономических, экологических, этических и нравственных последствий профессиональной деятельности; - развитие общего культурного, духовного, художественно – эстетического потенциала личности в среде высшей школы и, в частности, в условиях инженерно – технической специализации; - овладение морально – нравственными, социальными, этическими нормами, способствующими достижению не только личного успеха, благополучия и безопасности, но и общественного блага. Исходя из данных размышлений можно предложить одну их версий общего определения культурологии как науки: она изучает содержание и особенности реализации всего творческого потенциала человека и человечества. Культуру в широком смысле можно охарактеризовать как полноту общественной жизни и многогранной деятельности людей, создающих духовные и материальные ценности (артефакты). Теперь подробнее остановимся на том, что же конкретно изучает культурология? Культурология в настоящее время рассматривается как интегративная область знания, рождение которой произошло на стыке культурфилософии, культурпсихологии, культурной и социальной антропологии, социологии культуры, истории и теории культуры, теологии (богословия) культуры. Культурология – это социогуманитарное знание, однако в ней довольно часто используются методы естественных наук. В область культурологии входят и взаимодействуют два типа знания: естественнонаучное, формально – логическое, математическое, с одной стороны, и социогуманитарное – с другой. Оба этих типа знания в своем единстве образуют единую картину мира, общую модель мироздания, по отношению к которой и самоопределяется человек, выстраивая собственную мировоззренческую парадигму. Оговоримся сразу, что в разные исторические эпохи развития цивилизаций и человеческого общества, картины мира были разными, различались и индивидуальные Основные задачи культурологии: - анализ культуры как системы культурных феноменов; Кратко рассмотрим особенности антропологического подхода к изучению культуры. Этот подход в науке получил название культурной и социальной антропологии как науке о человеке. Наиболее значительных результатов собственно культурологические исследования достигли именно в культурной и социальной антропологии. В становлении этого знания ученые выделяют три этапа: 1) этнографический (1800-1860); Обратимся к авторитетным ученым и мыслителям, внесшим значительный вклад в развитии культурной и социальной антропологии. Пионером в становлении антропологии считается известный французский философ, педагог и писатель Жан Жак Руссо, изложивший свои прогрессивные идеи в труде «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми». Это, по сути, первое научное исследование по общей антропологии. Он выделил ее в сложившейся системе естественнонаучного и гуманитарного знания. В своей работе «Опыт о происхождении языков» он показал, что для изучения людей нужно уметь смотреть вокруг себя; чтобы изучать человека, нужно смотреть вдаль; чтобы обнаружить свойства, необходимо наблюдать различия. Это правило Руссо стало одним из первых методологических законов антропологии. Цель антропологии при изучении человека, по словам Руссо, - «увидеть свой собственный образ, отраженный в других людях». Основоположником антропологического подхода к изучению культуры является американский этнограф, лингвист и археолог, профессор Колумбийского университета Франц Боас (1858-1942), который противопоставил сравнительно – историческому методу эволюционной школы в изучении культуры собственный, а именно «исторический метод», который сводился к эмпирическому. Боас отрицал законы социального развития, теоретических обобщений и утверждал, что изучение культуры заключается в описании культурных феноменов и накоплении исторических фактов. При этом каждое культурно – историческое явление рассматривалось им как уникальное. Значительный интерес для понимания содержания культурологии представляют труды одного из наиболее известных в мировой науке антропологов К. Леви-Строса, который, в частности, отмечал, что «в своем коллективном существовании человек также должен познать себя как «другого», до того как он осмелится претендовать на собственное «Я» (Леви-Строс, К. Первобытное мышление). Следует сказать, что, в отличие от социальной, культурная антропология характеризуется б о льшим вниманием к духовным, чем к материальным феноменам культуры, историко – описательной Культурогенез Это одна из значимых категорий культурологии. Термин происходит от латинского cultura и греческого genesis - возникновение, происхождение культуры как таковой. Иное толкование этого понятия заключается в определении культурогенеза как одного из видов социокультурной динамики. Социокультурная динамика, в свою очередь, характеризуется постоянным самообновлением культуры как путем трансформации уже существующих систем и форм, так и созданием новых артефактов, не существовавших в культуре раньше. Генезис культурных форм проходит несколько этапов: осознания необходимости создания нового (знаний, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации), создание новых культурных форм и их внедрение в социальную практику. Создание новых культурных форм должно служить развитию человеческого в человеке. В противном случае возможно появление таких форм организации культурной жизни, которые служат не совершенствованию культуры, а прямо противоположны ей. К примеру, китайский вариант «культурной революции», когда представителей творческой и художественной интеллигенции отправили в поля на сельскохозяйственные работы; изгнание творческой интеллигенции из России после 1917 года («философский пароход»). Все это проявления агрессивного антикультурного псевдогенеза. Структура и виды культуры Культура – сложная и многоуровневая система. Разные критерии определяют и разные виды культуры. В зависимости от того, кто является носителем культуры, можно выделить национальную и мировую культуры. Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов. Национальная культура – это синтез культур различных национальных, социальных слоев и групп конкретного общества. Многообразие национальной культуры, неповторимость и оригинальность проявляется как в духовно-нравственной (религия, язык, литература, искусство и т.д.), так и в материальной (традиции труда, техника, технологии, экономика, политика и т.д.). По характеру и содержанию выделяются духовная, интеллектуальная и материальная культуры. Духовная (или духовно-нравственная культура) включает в себя аспекты веры и религиозности человека, его приверженности тем или иным морально-этическим ценностям, определяющим поведение и характер взаимоотношений индивида с другими людьми в обществе. Интеллектуальная культура включает в себя познавательную, умственную, эмоционально-чувственную, художественно-эстетическую, правовую, педагогическую культуры. Материальная культура – это культура трудовой деятельности и производства, так называемая техническая культура, культура быта и физическая культура. К этому виду культуры можно отнести и некоторые особенности социализации личности, специфику социального роста, карьеры, бизнес, предпринимательство и т.д. Материальная культура определяется и как совокупность физических объектов – артефактов, созданных творческими усилиями и руками человека. Для артефактов характерно то, что они имеют соответствующее символическое значение, выполняют определенную функцию и обладают культурной ценностью. К частным видам культуры, по другим критериям, можно отнести: 1. Повседневную культуру или культуру быта. Этот вид культуры характеризуется тремя сферами жизнедеятельности человека: семейной, производственной и внепроизводственной. Культура быта связана с особенностями национальных традиций, географических условий проживания людей и этносов, уровнем материального производства, материальных возможностей, а также индивидуальной культурой человека. 2. Культуру личности. Она разделяется по уровням: 1) уровень мышления, интеллекта, нравственных качеств, понимания значимости культурных ценностей, поведения человека; 2) характер взаимодействия с окружающим миром, другими людьми; степень социализации личности и ее творческой, созидательной деятельности. 3. Культуру общения. Это исторически сложившаяся, относительная устойчивая система норм и правил взаимоотношений между людьми и обществами, характеризуемая национальной и религиозной спецификой, сложившимися традициями и обычаями. В культурологии исследователи выделяют два взаимосвязанных аспекта культуры общения: 1) формальный (внешний, ритуальный, «этикетный») – это «внешняя культура» и 2) внутренний (неформальный, социально-психологический) - это «внутренняя культура», более глубокий слой культуры общения. К основным нормам «внутренней культуры» относятся, в частности, требования: - поступай по отношению к другим людям так, как ты хотел бы, чтобы они поступали к тебе; - выполняй свои обещания, договоренности и обязательства; - старайся, по мере возможности, делать добро людям, проявлять великодушие и милосердие («Золотые правила морали»). Известными атрибутами культуры общения являются: тактичность, почтение, деликатность, предупредительность, уважительность, обязательность и другие. 4. Политическую культуру – система исторически сложившихся ценностей и убеждений, выраженных в соответствующих символах. К политической культуре относятся: - знания о политике; - оценка политических явлений, механизмов власти; - интеллектуальная и эмоциональная составляющие политических сил и их позиций; - понимание и оценка политического поведения. Выделяют тоталитарную, авторитарную и демократическую культуры. 5. Культуру речи – соответствие индивидуальной речи нормам конкретного языка, умение правильно и адекватно использовать речевые формы. Признаками культурной речи считаются: богатство словаря (лексический запас), разнообразие грамматических конструкций, художественная выразительность. 6. Эстетическую культуру. Этот вид культурыотносится к эмоционально – чувственному восприятию мира, характеризует состояние человека и общества с точки зрения развития всех видов художественной культуры – искусства. Искусство определяется как эстетическое освоение мира в процессе художественного творчества. Данный термин применяется к определенным областям художественной деятельности (изобразительное искусство, сценической искусство), к определенной области практической деятельности с присущей ей системой приемов и методов (искусство воспитания, военное искусство). Художественное отражение действительности может осуществляться в зрительных образах (изобразительное искусство), звуковых (музыка), языковых (художественная литература), в синтетических видах искусства (театр, кино), в прикладном искусстве, архитектуре и т.д. Кратко напомним основные функции культуры: - информационная; - коммуникативная; - обучения и воспитания; - трансляции; - семиотическая (семиотика – наука о знаках и знаковых системах. Семиотика не рассматривает реальность во всем ее многообразии, а исключительно ее условные и упрощенные знаковые модели. Таким образом, семиотика позволяет простым и очевидным образом описывать сложные системы и процессы. Именно поэтому, по утверждению известного ученого-культуролога Ю.М. Лотмана, составляет основу культуры, оперируя знаками и создавая новые знаковые системы (тексты): язык, нотные знаки, знаковые системы различных наук и т.д. Культура и все ее составляющие, с точки зрения семиотики, представляется в качестве культурных текстов.
Тема № 3 Мировые религии Мировые религии, оказавшие в прошлом и продолжающие в настоящее время оказывать огромное влияние на культуру, психологию и общественное сознание людей, составляет группа из трех религий - буддизм, христианство, ислам - отличающихся широкой распространенностью и отсутствием в своей догматике ярко выраженной этноцентричности. К специфическим чертам мировых религий можно отнести определенный универсализм теоретического и метафизического учения и догматов. Буддизм Родоначальник буддизма – Сиддхартха Гаутама Будда (623-544до н.э.), северо-восток Индии. Четыре благородные истины составляют ядро учения Будды. Первая из этих истин гласит, что жизнь – это страдание, поскольку элементы страдания присутствуют во всех без исключения сторонах жизни. Вторая благородная истина заключается в том, что причиной страданий является жажда жизни. Человек стремится к обладанию материальными и духовными ценностями, чувственными наслаждениями, что обусловливает его тягу к продолжению жизненного процесса. Третья благородная истина предупреждает, что человек должен осознать, что необходимо прервать круговорот жизни. Нужно подавить в себе любые желания, вне зависимости от того, являются ли они плохими или хорошими. Путь же к этому подавлению, и в результате к спасению, указывает четвертая благородная истина, так называемый восьмеричый (включает восемь ступеней), или срединный, путь (согласно которому следует избегать крайностей: с одной стороны, он не требует самоистязаний, умерщвления плоти, с другой – осуждает чувственные наслаждения). Первая ступень – правильное понимание, под которым подразумевается усвоение четырех благородных истин. Вторая ступень – правильное стремление, т. е. намерение поступить в соответствии с этими истинами. Третья ступень – правильная речь, предполагающая, что человек должен не лгать, не клеветать, не сквернословить. Четвертая ступень – правильное действие, подразумевающее, что деятельность человека не должна приносить вреда живому. Пятая ступень – правильный образ жизни. Шестая ступень – правильная мысль, т. е. преодоление дурных мыслей и влияний. Седьмая ступень – правильное (т. е. оптимальное, адекватное) усилие, выражающееся в постоянном укреплении в себе решимости не принимать любые мирские радости. Восьмая, последняя ступень – правильная концентрация (правильно организованное внимание), ведущая к достижению внутреннего спокойствия и полной невозмутимости. Буддисты считают, что, лишь следуя восьмеричным путем, указанным Буддой, живя в соответствии с его этическими предписаниями, морально совершенствуясь, человек может рассчитывать на окончание сансары (цепи перерождений) и полное прекращение страданий – погружение в нирвану. Священной книгой буддизма является Типитака (букв. три корзины), состоящая из трех частей. Первая из них – Виная-питака. Она содержит дисциплинарные правила, которые должны соблюдаться монахами в буддийских общинах. Вторая часть – Суттапитака – сообщает о беседах, которые вел Будда со своими учениками и которые были записаны со слов его двоюродного брата и одного из последователей – Ананды. В третьей части – Абидхарма-питаке, которая в определенной степени представляет собой комментарии Сутта-питаки, дается систематизация и толкование основных догматов буддизма. Буддизм существует в двух главных своих разновидностях: хинаяна (малая колесница, или узкий путь ко спасению) и махаяна (большая колесница, или широкий путь ко спасению). Также к буддизму относят его китайский вариант дзен- (чань-) буддизм, тантризм (так называемая алмазная колесница) и ламаизм. Учение самого Будды оказалось во многом отличным от того, что появилось в буддизме позднее. Сначала идеи Будды передавались в форме притч и сказаний, но в III–I вв. до н. э. оформилась философия буддизма. Наиболее адекватной (т. е. близкой к «первоисточнику») оказалась самая ранняя форма буддизма – хинаяна, согласно которой ближе всего к цели достижения нирваны стоят отказавшиеся от всего мирского и отдавшие всю жизнь благочестивым размышлениям монахи, много дальше – буддисты-миряне. Доступные для них благочестивые дела хотя и улучшали карму, были недостаточны для спасения и достижения нирваны. Махаяна – это форма буддизма, сложившаяся позднее и достигшая расцвета около 200 г. н. э. Она во многом отличалась от раннего буддизма хинаяны. В ней понятие нирваны стало более доступным обыденному религиозному сознанию, и она отходит от исключительно негативного отношения к миру сансары. Было признано, что благочестие и подаяние мирянина сопоставимы с заслугами монаха и могут приблизить его к заветной цели, т. е. к нирване. Здесь появляется новая фигура – бодисатва, святой подвижник, достигший ступени спасения, но остающийся с людьми, чтобы облегчить их страдания, повести по пути спасения. С появлением бодисатв в буддизме стал развиваться пантеон святых, которым можно было молиться, прося у них помощи и заступничества. Наряду с великим Буддой появились и многие другие будды, они приобрели имя, были персонифицированы, превратились в объекты почитания и культа. Возникла практика поклонения их изо-бражениям, главным образом скульптурным. Наряду со всем этим возникло неизвестное раннему буддизму представление об аде и рае, была разработана космогония, изображавшая множество небес, на которых размещался божественный пантеон. И сам Будда из учителя мудрости превратился в бога-спасителя. Если хинаяна отвергала посредничество брахманов, то в махаяне вновь возникают представления о роли монахов и духовенства как посредников на пути к спасению. Во II в. буддизм проник в Китай и получил широкое распространение, а в VII в. возник чань-буддизм, чаще именуемый дзэн-буддизмом. Чань привил буддизму китайскую трезвость и рационализм: не пытаться достичь нирваны или стать буддой, а увидеть и понять Истину, которая вокруг тебя – в красоте природы, в радости труда и т. д.; научиться жить и радоваться жизни, но жить только для себя. Буддизм как мировая религия достиг наиболее завершенного вида в Тибете в ламаизме (VII–XV вв. н. э.). Тибетский далай-лама является и сегодня символом и высшей ценностью не только в глазах ламаистов, но и многих буддистов в разных странах мира. Основываясь на синтезе разных направлений буддизма, он впитал в себя и влияние тантризма, который ввел в обиход мандалу – своеобразную графическую диаграмму Вселенной, насыщенную магическими знаками и символами, имеющую множество вариаций, и Калачакру – колесо времени, в рамках которого 60-летний звериный цикл символизирует кругооборот человека в кармическом мире сансары. Однако самое важное в тантризме – его мистико-магическая основа, выявляющаяся в медитации и в магических обрядах, включая и сексуальную практику, ритуальное общение полов с целью приобретения энергии (шакти). Ламаизм предусматривает строгие этические нормы существования. Авраамические религии Иудаизм, христианство и ислам принято рассматривать в теории и истории культуры интегрированно. Это справедливо, поскольку христианство и ислам генетически близки иудаизму. Действительно, при всех отличиях этих религий многое их объединяет, и само название «авраамические религии» указывает на эту связь, а именно на пророка Авраама, почитаемого во всех трех религиях, а также, согласно Ветхому Завету, давшего начало евреям и арабам, а через них всем христианам и мусульманам соответственно. Понимание этого дает еще и то, что в христианской традиции принято называть Авраама отцом верующих. Иудаизм Во-первых, стоит сказать, что понятие «иудаизм» иногда используется не только по отношению к верованиям современных евреев, но и применительно к религии Ветхого Завета. Поэтому стоит отметить, что под иудаизмом здесь понимается именно раввинистическая традиция, возникшая примерно за 200 лет до Рождества Христова и окончательно оформившаяся после разрушения Иерусалимского храма в 70 г. н. э. Но тем не менее говорить об иудаизме вне исторического контекста невозможно. Само слово еврей восходит к слову «хапиру» – перешедший поток, перешедший реку, заречный, скиталец. Так в Месопотамии называли беглецов, т. е. тех, кто решил не жить в этом стабильном мире Месопо-тамской цивилизации между Тигром и Евфратом, но решил перейти за реку Евфрат. Как правило, уходили за Евфрат, в западную пустыню, чтобы спастись: кто от царского гнева; кто, желая стать разбойником; кто, убегая от рабства, кто по каким-то иным причинам. Согласно Библии Авраам сделал именно такой выбор: он ушел за реку, но не потому, что бежал от гнева царя, и не потому, что хотел там легкой наживы, – он следовал голосу Бога. Смысл этого призыва был в полном послушании. Даже для того чтобы просто услышать этот голос, чтобы воспринять его серьезно, человеку нужна была глубокая вера, глубокая убежденность в том, что Бог может говорить с человеком. Итак, путем целого ряда испытаний Авраам явил себя верным Богу, и от него произошел народ, который получил название народа еврейского и народа избранного. В чем же избрание и в чем смысл существования еврейского народа? Смыслом существования израильского народа считалось то, что он нес какое-то особое знание, которого не было у других народов. Согласно такому пониманию, Израиль единственный хранил истину монотеизма (единобожия). Но последние исследования показывают, что знание единого Бога-Творца было свойственно многим народам. Однако у них не было главного – не было абсолютной покорности Богу. С этой точки зрения, дело не в знании, но в выборе личного сердечного отношения с Богом. Отсюда понятен смысл грехопадения, который имеется в традиции авраамических религий. Здесь грехопадение понимается как ослушание и как следствие отпадения от Бога. Израиль – богоборец, тот, кто боролся с Богом, другое наименование ев-рейского народа, восходящее к Иакову (Израилю) – внуку Авраама. Подроб-нее см. Быт. 32:24–29. К основным догматам иудаизма относится вера в Единого Бога Яхве, в богоизбранность евреев, в бессмертие души, существование загробного мира и в приход Машиаха (Мессии). Не признав Мессией Иисуса Христа, все верующие евреи живут ожиданием скорого прихода Машиаха, которым, согласно иудаизму, будет живой человек из плоти и крови, религиозный еврей, потомок царя Давида. Мессия принесет всем людям долгожданный мир, объединив все человечество на основе особой роли евреев, установит благоденствие на земле. Канон иудаизма составляют, во-первых, ТаНаХ – это акроним, сокращение из первых букв основных книг Ветхого Завета, в который входят: Тора (пятикнижие Моисея), Небиим (Пророки) и Кетувим (Писания); во-вторых, созданный в III–V вв. н. э. Талмуд (древнеевр. «ломед» – изучение), состоящий из частей Мишна (повторение закона), которая представляет собой комментарии к Торе, и Гемара (законченность), назначение которой – углубленное комментирование Мишны. Тора и Талмуд регламентируют все стороны жизни религиозного еврея, в том числе и те, которые в других религиях обычно считают относящимися к сфере этики, морали, гражданского и уголовного права. В Талмуде различают две составляющих: Галаха – закон, касающийся религиозной, семейной, гражданской жизни, и Агада, которая определяет духовные основы иудаизма. До разрушения в 70 г. н. э. иерусалимского храма он был центром иудейского культа, где совершалось ежедневное жертвоприношение. Затем место жертвоприношений заняла молитва, а также изучение Торы и Талмуда, для чего евреи стали собираться вокруг отдельных учителей – раввинов, возникло понятие «синагога» (собрание). Такое собрание не предусматривает наличия специального здания и может проходить в любом помещении. Для совершения публичного богослужения необходимо присутствие не менее десяти евреев мужского пола, достигших религиозного совершеннолетия (13-летнего возраста). До XVIII в. иудаизм оставался в основном монолитным. Что же касается современного иудаизма, то одной из его отличительных черт является наличие в нем трех основных течений, которые не совсем соответствуют христианскому понятию конфессии, но больше похожи на добровольные объединения, создаваемые по культурному или догматическому принципу. Принадлежность к той или иной ветви в большей степени определяется личными предпочтениями, близостью конкретной синагоги или манерой раввина, взгляды и проповеднический стиль которого устраивают верующего (как это и бывает в добровольных ассоциациях). Многие евреи создают собственные неофициальные версии иудаизма и поэтому не относятся в полной мере ни к одному из этих течений. Ортодоксальный иудаизм. До начала эпохи Просвещения (XVIII в.) существовал только этот вид иудаизма. Ортодоксальным он назван позже с целью отделения его от других течений. Сегодня данная ветвь иудаизма характеризуется приверженностью традиции и строгим соблюдением Закона Моисеева в интерпретации раввинов. Реформаторский иудаизм зародился в XVIII в. в Германии и представлял собой попытку приблизить к современности считавшийся устаревшим образ мыслей, чтобы тем самым воспрепятствовать набиравшей силу ассимиляции немецких евреев. Консервативный иудаизм возник также в Германии в XIX в. как компромисс между первыми двумя течениями. Кроме основных трех ветвей к иудаизму относят: реконструктивизм и хасидизм. Реконструктивизм – американская ветвь консервативного иудаизма, согласно которой иудаизм – это «религиозная цивилизация», которая постоянно должна приспосабливаться к современным условиям жизни. Хасидизм – ультраортодоксальное течение, характеризующееся строгим соблюдением закона Моисея, крайним мистицизмом, религиозной экзальтацией и изолированностью его приверженцев от общества. Считается, что хасидизм (древнеевр. «хасид» – благочестивый) возник в XVIII в. среди евреев Польши и Западной Украины как оппозиционное движение против ортодоксального иудаизма, в частности, против раввината. Вместо раввинов в хасидских общинах высшим авторитетом стали пользоваться цадики (древнеевр. «цадик» – праведник), якобы обладающие сверхъестественными способностями. Фактически до начала массовой секуляризации западного общества в XIX в. иудаизм был главным фактором наци ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|