Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культура и религия. Мировые религии





Религия имеет две стороны: внешнюю – как она представляется постороннему наблюдателю (прежде всего как мировоззрение и организация), и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии (как непосредственное переживание Бога).

Для бльшего понимания сущности обратимся к этимологии слова
«религия» (от лат. religio – совестливость, благочестие,
благоговение, религия, святость, богослужение). Существует несколько точек зрения относительно происхождения этого слова. Первая принадлежит знаменитому римскому оратору и политическому деятелю
Цицерону (I в. до н. э.). Согласно данной версии, слово религия является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Исходя из этого определения сущность религии усматривается в благоговении перед чем-то таинственным, перед высшими силами, перед Богом.

Несколько иную версию находим у западного христианского писателя и оратора Лактанция (III–IV вв.), по мнению которого, термин «религия» происходит от латинского глагола religare, означающего «связывать», «соединять». Поэтому и религию он определяет как союз благочестия человека с Богом. «С тем условием, – говорит он, – мы и рождаемся, чтобы оказывать справедливое и должное повиновение порождающему нас Господу, Его одного знать, Ему следовать. Будучи связанными сим союзом благочестия, мы находимся в соединении с Богом, от чего получила название и самая религия... Так имя "религия" произошло от союза благочестия, которым Бог соединил с Собою человека...» Определение дает понять, что самое существенное в религии – это живое единение духа человека с Богом.

Подобным же образом понимает существо религии и блаженный Августин (IV–V вв.), хотя он считает, что слово «религия» произошло от глагола reeligere, что значит воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом. «Его-то ища, – пишет он, – или лучше, вновь отыскивая (от чего, кажется, получила название и религия), мы стремимся к Нему любовью, чтобы, когда достигнем, нам успокоиться». Таким образом, этимология слова «религия» указывает на два основных его значения: соединение и благоговение.
Русским эквивалентом слова «религия» является слово «вера». Слово «вера» восходит к древнему индоевропейскому корню var – верить и производному от него слову varatra – веревка, канат. То есть здесь
так же прослеживается мысль о связи человека с Богом.
Согласно марксистской и некоторым другим материалистическим теориям, религия – это продукт ощущения человеком своей беспомощности перед силами природы. Однако, исторические факты свидетельствуют о том, что к внешним природным явлениям человек смог достаточно быстро адаптироваться и даже приспособить их под себя. На самом же деле мы беспомощны в том, что касается нашей отчужденности друг от друга и нашей конечности. Мы ни на минуту не приблизились к решению этой задачи. Потому что, по-видимому, своими человеческими силами мы приблизиться к ней не сможем. И именно поэтому человек ищет связи с тем, что имеет власть над смертью и разделенностью, с тем, что находится по ту сторону смерти и разделенности, то, что бессмертно и целостно. У всего мира есть причина, и эта причина – Тот, кто создал мир, и с Ним связывается упование человека на бессмертие и целостность. Так возникает религия.
Существует достаточно много памятников, в которых отражена духовная деятельность человека. Безусловно, основным таким памятником является слово, письменность, которая возникла достаточно поздно (ориентировочно во второй половине IV тысячелетия до н. э.). Другим, предшествующим письменности памятником можно считать живопись, которая возникла, по данным научной палеоантропологии, около 35 тыс. лет назад. Но что было до этого? Ответ на этот вопрос принципиален, так как от этого зависит вывод: присуща ли имманентно (изначально) религия человеку или нет?

Человек единственное существо на планете, которое создает искусственную среду, более того, не адаптируется к окружающему миру, но приспосабливает его к себе. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что не труд сделал из обезьяны человека, а нечто в человеке заставило его трудиться. Что же побудило человека пойти совершенно иным путем? Здесь начинается первая загадка религиозного характера. Возникает такое ощущение, что человек этот мир воспринял не как свой родной мир, а как чужой, от которого он должен отделить себя.

Перед человеком, в сущности, стоят две проблемы: приспособление мира к себе и возвращение души к Богу. Эти два пути не противоположны. Как существо естественное, человек должен жить в мире, но как существо духовное, он должен решить свою проблему отчужденности, обрести некогда потерянную связь. И с глубочайшей древности человек движется этими двумя путями.

Мировые религии

Мировые религии, оказавшие в прошлом и продолжающие в настоящее время оказывать огромное влияние на культуру, психологию и общественное сознание людей, составляет группа из трех религий - буддизм, христианство, ислам - отличающихся широкой распространенностью и отсутствием в своей догматике ярко выраженной этноцентричности. К специфическим чертам мировых религий можно отнести определенный универсализм теоретического и метафизического учения и догматов.

Буддизм

Родоначальник буддизма – Сиддхартха Гаутама Будда (623-544до н.э.), северо-восток Индии. Четыре благородные истины составляют ядро учения Будды. Первая из этих истин гласит, что жизнь – это страдание, поскольку элементы страдания присутствуют во всех без исключения сторонах жизни. Вторая благородная истина заключается в том, что причиной страданий является жажда жизни. Человек стремится к обладанию материальными и духовными ценностями, чувственными наслаждениями, что обусловливает его тягу к продолжению жизненного процесса. Третья благородная истина предупреждает, что человек должен осознать, что необходимо прервать круговорот жизни. Нужно подавить в себе любые желания, вне зависимости от того, являются ли они плохими или хорошими. Путь же к этому подавлению, и в результате к спасению, указывает четвертая благородная истина, так называемый восьмеричый (включает восемь ступеней), или срединный, путь (согласно которому следует избегать крайностей: с одной стороны, он не требует самоистязаний, умерщвления плоти, с другой – осуждает чувственные наслаждения). Первая ступень – правильное понимание, под которым подразумевается усвоение четырех благородных истин. Вторая ступень – правильное стремление, т. е. намерение поступить в соответствии с этими истинами. Третья ступень – правильная речь, предполагающая, что человек должен не лгать, не клеветать, не сквернословить. Четвертая ступень – правильное действие, подразумевающее, что деятельность человека не должна приносить вреда живому. Пятая ступень – правильный образ жизни. Шестая ступень – правильная мысль, т. е. преодоление дурных мыслей и влияний. Седьмая ступень – правильное (т. е. оптимальное, адекватное) усилие, выражающееся в постоянном укреплении в себе решимости не принимать любые мирские радости. Восьмая, последняя ступень – правильная концентрация (правильно организованное внимание), ведущая к достижению внутреннего спокойствия и полной невозмутимости.

Буддисты считают, что, лишь следуя восьмеричным путем, указанным Буддой, живя в соответствии с его этическими предписаниями, морально совершенствуясь, человек может рассчитывать на окончание сансары (цепи перерождений) и полное прекращение страданий – погружение в нирвану.

Священной книгой буддизма является Типитака (букв. три корзины), состоящая из трех частей. Первая из них – Виная-питака. Она содержит дисциплинарные правила, которые должны соблюдаться монахами в буддийских общинах. Вторая часть – Суттапитака – сообщает о беседах, которые вел Будда со своими учениками и которые были записаны со слов его двоюродного брата и одного из последователей – Ананды. В третьей части – Абидхарма-питаке, которая в определенной степени представляет собой комментарии Сутта-питаки, дается систематизация и толкование основных догматов буддизма.

Буддизм существует в двух главных своих разновидностях: хинаяна (малая колесница, или узкий путь ко спасению) и махаяна (большая колесница, или широкий путь ко спасению). Также к буддизму относят его китайский вариант дзен- (чань-) буддизм, тантризм (так называемая алмазная колесница) и ламаизм.

Учение самого Будды оказалось во многом отличным от того, что появилось в буддизме позднее. Сначала идеи Будды передавались в форме притч и сказаний, но в III–I вв. до н. э. оформилась философия буддизма. Наиболее адекватной (т. е. близкой к «первоисточнику») оказалась самая ранняя форма буддизма – хинаяна, согласно которой ближе всего к цели достижения нирваны стоят отказавшиеся от всего мирского и отдавшие всю жизнь благочестивым размышлениям монахи, много дальше – буддисты-миряне. Доступные для них благочестивые дела хотя и улучшали карму, были недостаточны для спасения и достижения нирваны.

Махаяна – это форма буддизма, сложившаяся позднее и достигшая расцвета около 200 г. н. э. Она во многом отличалась от раннего буддизма хинаяны. В ней понятие нирваны стало более доступным обыденному религиозному сознанию, и она отходит от исключительно негативного отношения к миру сансары. Было признано, что благочестие и подаяние мирянина сопоставимы с заслугами монаха и могут приблизить его к заветной цели, т. е. к нирване. Здесь появляется новая фигура – бодисатва, святой подвижник, достигший ступени спасения, но остающийся с людьми, чтобы облегчить их страдания, повести по пути спасения. С появлением бодисатв в буддизме стал развиваться пантеон святых, которым можно было молиться, прося у них помощи и заступничества. Наряду с великим Буддой появились и многие другие будды, они приобрели имя, были персонифицированы, превратились в объекты почитания и культа. Возникла практика поклонения их изо-бражениям, главным образом скульптурным. Наряду со всем этим возникло неизвестное раннему буддизму представление об аде и рае, была разработана космогония, изображавшая множество небес, на которых размещался божественный пантеон. И сам Будда из учителя мудрости превратился в бога-спасителя. Если хинаяна отвергала посредничество брахманов, то в махаяне вновь возникают представления о роли монахов и духовенства как посредников на пути к спасению.

Во II в. буддизм проник в Китай и получил широкое распространение, а в VII в. возник чань-буддизм, чаще именуемый дзэн-буддизмом. Чань привил буддизму китайскую трезвость и рационализм: не пытаться достичь нирваны или стать буддой, а увидеть и понять Истину, которая вокруг тебя – в красоте природы, в радости труда и т. д.; научиться жить и радоваться жизни, но жить только для себя. Буддизм как мировая религия достиг наиболее завершенного вида в Тибете в ламаизме (VII–XV вв. н. э.). Тибетский далай-лама является и сегодня символом и высшей ценностью не только в глазах ламаистов, но и многих буддистов в разных странах мира. Основываясь на синтезе разных направлений буддизма, он впитал в себя и влияние тантризма, который ввел в обиход мандалу – своеобразную графическую диаграмму Вселенной, насыщенную магическими знаками и символами, имеющую множество вариаций, и Калачакру – колесо времени, в рамках которого 60-летний звериный цикл символизирует кругооборот человека в кармическом мире сансары. Однако самое важное в тантризме – его мистико-магическая основа, выявляющаяся в медитации и в магических обрядах, включая и сексуальную практику, ритуальное общение полов с целью приобретения энергии (шакти). Ламаизм предусматривает строгие этические нормы существования.

Авраамические религии

Иудаизм, христианство и ислам принято рассматривать в теории и истории культуры интегрированно. Это справедливо, поскольку христианство и ислам генетически близки иудаизму. Действительно, при всех отличиях этих религий многое их объединяет, и само название «авраамические религии» указывает на эту связь, а именно на пророка Авраама, почитаемого во всех трех религиях, а также, согласно Ветхому Завету, давшего начало евреям и арабам, а через них всем христианам и мусульманам соответственно. Понимание этого дает еще и то, что в христианской традиции принято называть Авраама отцом верующих.

Иудаизм

Во-первых, стоит сказать, что понятие «иудаизм» иногда используется не только по отношению к верованиям современных евреев, но и применительно к религии Ветхого Завета. Поэтому стоит отметить, что под иудаизмом здесь понимается именно раввинистическая традиция, возникшая примерно за 200 лет до Рождества Христова и окончательно оформившаяся после разрушения Иерусалимского храма в 70 г. н. э. Но тем не менее говорить об иудаизме вне исторического контекста невозможно.

Само слово еврей восходит к слову «хапиру» – перешедший поток, перешедший реку, заречный, скиталец. Так в Месопотамии называли беглецов, т. е. тех, кто решил не жить в этом стабильном мире Месопо-тамской цивилизации между Тигром и Евфратом, но решил перейти за реку Евфрат. Как правило, уходили за Евфрат, в западную пустыню, чтобы спастись: кто от царского гнева; кто, желая стать разбойником; кто, убегая от рабства, кто по каким-то иным причинам. Согласно Библии Авраам сделал именно такой выбор: он ушел за реку, но не потому, что бежал от гнева царя, и не потому, что хотел там легкой наживы, – он следовал голосу Бога. Смысл этого призыва был в полном послушании. Даже для того чтобы просто услышать этот голос, чтобы воспринять его серьезно, человеку нужна была глубокая вера, глубокая убежденность в том, что Бог может говорить с человеком.

Итак, путем целого ряда испытаний Авраам явил себя верным Богу, и от него произошел народ, который получил название народа еврейского и народа избранного. В чем же избрание и в чем смысл существования еврейского народа? Смыслом существования израильского народа считалось то, что он нес какое-то особое знание, которого не было у других народов. Согласно такому пониманию, Израиль единственный хранил истину монотеизма (единобожия). Но последние исследования показывают, что знание единого Бога-Творца было свойственно многим народам. Однако у них не было главного – не было абсолютной покорности Богу. С этой точки зрения, дело не в знании, но в выборе личного сердечного отношения с Богом. Отсюда понятен смысл грехопадения, который имеется в традиции авраамических религий. Здесь грехопадение понимается как ослушание и как следствие отпадения от Бога.

Израиль – богоборец, тот, кто боролся с Богом, другое наименование ев-рейского народа, восходящее к Иакову (Израилю) – внуку Авраама. Подроб-нее см. Быт. 32:24–29.

К основным догматам иудаизма относится вера в Единого Бога Яхве, в богоизбранность евреев, в бессмертие души, существование загробного мира и в приход Машиаха (Мессии). Не признав Мессией Иисуса Христа, все верующие евреи живут ожиданием скорого прихода Машиаха, которым, согласно иудаизму, будет живой человек из плоти и крови, религиозный еврей, потомок царя Давида. Мессия принесет всем людям долгожданный мир, объединив все человечество на основе особой роли евреев, установит благоденствие на земле.

Канон иудаизма составляют, во-первых, ТаНаХ – это акроним, сокращение из первых букв основных книг Ветхого Завета, в который входят: Тора (пятикнижие Моисея), Небиим (Пророки) и Кетувим (Писания); во-вторых, созданный в III–V вв. н. э. Талмуд (древнеевр. «ломед» – изучение), состоящий из частей Мишна (повторение закона), которая представляет собой комментарии к Торе, и Гемара (законченность), назначение которой – углубленное комментирование Мишны. Тора и Талмуд регламентируют все стороны жизни религиозного еврея, в том числе и те, которые в других религиях обычно считают относящимися к сфере этики, морали, гражданского и уголовного права.

В Талмуде различают две составляющих: Галаха – закон, касающийся религиозной, семейной, гражданской жизни, и Агада, которая определяет духовные основы иудаизма. До разрушения в 70 г. н. э. иерусалимского храма он был центром иудейского культа, где совершалось ежедневное жертвоприношение. Затем место жертвоприношений заняла молитва, а также изучение Торы и Талмуда, для чего евреи стали собираться вокруг отдельных учителей – раввинов, возникло понятие «синагога» (собрание). Такое собрание не предусматривает наличия специального здания и может проходить в любом помещении. Для совершения публичного богослужения необходимо присутствие не менее десяти евреев мужского пола, достигших религиозного совершеннолетия (13-летнего возраста).

До XVIII в. иудаизм оставался в основном монолитным. Что же касается современного иудаизма, то одной из его отличительных черт является наличие в нем трех основных течений, которые не совсем соответствуют христианскому понятию конфессии, но больше похожи на добровольные объединения, создаваемые по культурному или догматическому принципу. Принадлежность к той или иной ветви в большей степени определяется личными предпочтениями, близостью конкретной синагоги или манерой раввина, взгляды и проповеднический стиль которого устраивают верующего (как это и бывает в добровольных ассоциациях). Многие евреи создают собственные неофициальные версии иудаизма и поэтому не относятся в полной мере ни к одному из этих течений.

Ортодоксальный иудаизм. До начала эпохи Просвещения (XVIII в.) существовал только этот вид иудаизма. Ортодоксальным он назван позже с целью отделения его от других течений. Сегодня данная ветвь иудаизма характеризуется приверженностью традиции и строгим соблюдением Закона Моисеева в интерпретации раввинов.

Реформаторский иудаизм зародился в XVIII в. в Германии и представлял собой попытку приблизить к современности считавшийся устаревшим образ мыслей, чтобы тем самым воспрепятствовать набиравшей силу ассимиляции немецких евреев.

Консервативный иудаизм возник также в Германии в XIX в. как компромисс между первыми двумя течениями.

Кроме основных трех ветвей к иудаизму относят: реконструктивизм и хасидизм. Реконструктивизм – американская ветвь консервативного иудаизма, согласно которой иудаизм – это «религиозная цивилизация», которая постоянно должна приспосабливаться к современным условиям жизни. Хасидизм – ультраортодоксальное течение, характеризующееся строгим соблюдением закона Моисея, крайним мистицизмом, религиозной экзальтацией и изолированностью его приверженцев от общества. Считается, что хасидизм (древнеевр. «хасид» – благочестивый) возник в XVIII в. среди евреев Польши и Западной Украины как оппозиционное движение против ортодоксального иудаизма, в частности, против раввината. Вместо раввинов в хасидских общинах высшим авторитетом стали пользоваться цадики (древнеевр. «цадик» – праведник), якобы обладающие сверхъестественными способностями.

Фактически до начала массовой секуляризации западного общества в XIX в. иудаизм был главным фактором национальной самоидентификации евреев.

Христианство

Принципиальное отличие христианства от других религий – это его христоцентричность, т. е. центром, ядром христианства является личность Иисуса Христа и Его Богочеловечность, которая не только духовно, но и физически связывает человека с Богом.

Христианство представляет собой широкий комплекс вероучений (православие, католицизм, протестантизм, а также монофизитство и несторианство), каждое из которых обязательно включает в себя такие положения, как: Бог – есть Личность, Он единый в трех лицах; второе лицо Бога-Троицы вочеловечилось (стало человеком) под именем Иисуса Христа для искупления грехов и спасения человечества; каждый человек должен, подобно Иисусу Христу, не только исполнять условия изначального договора с Богом (Ветхий Завет), но и, приняв Новый Завет, совершать своей жизнью нравственный подвиг. В Священном Писании сказано: «Будьте совершенны, как Отец Ваш Небесный».

До V в. христианство распространялось главным образом в геогра-фических пределах Римской империи, а также в сфере ее политического и культурного влияния (Армения, восточная Сирия, Эфиопия). После отпадения несторианства (с 431 г.) и монофизитства (с 451 г.) азиатское и египетское христианство организационно обособляется от грекоязычных и латиноязычных церквей Европы. К XIII в. вся Европа оказывается христианской. Христианство в результате «схизмы» (разделения церквей), датируемой 1054 г., но на деле в ходе многовекового процесса (примерно с IV в.), раскололось на два вероисповедания: православие и католицизм; из последнего в ходе Реформации в XVI в. выделился протестантизм, в свою очередь разделившийся на три основных направления: евангелическое (лютеранское), реформаторское (кальвинистское) и епископальное (англиканское). Христианское вероучение выражено в так называемом никеоцареградском (официальная формулировка христианского вероучения первых двух Вселенских соборов 325 г. в Никее и 381 г. в Константинополе) Символе веры, включающем 12 основных положений.

1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

2. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, рожденного от Отца прежде веков; Света от Света, Бога Истинного от Бога Истинного. Рожденного, несотворенного, едносущного Отцу (одного существа с Отцом). Им же вся быша (все сотворено).

3. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес и во-плотившегося (принявшего плоть) от Духа Святого из Марии Девы и ставшего человеком.

4. Распятого же за нас при Понтийском Пилате (Понтии Пилате) и страдавшего, и погребенного.

5. И воскресшего в третий день, согласно Писаниям.

6. И восшедшего на небеса, и сидящего одесную (по правую сторону) Отца.

7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же царству не будет конца.

8. И в Духа Святого, Господа Животворящего (дающего жизнь), от Отца исходящего, с Отцом и Сыном споклоняемого и спрославляемого, говорившего через пророков (Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава и который говорил через пророков).

9. В единую Святую, Соборную (Кафолическою) и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую (признаю) одно крещение для прощения грехов.

11. Чаю (ожидаю) воскресения мертвых,

12. и жизни будущего века. Аминь (истинно так).

Сложность христианства проявляется не только в характере его учения, но и в его разветвленности. Различия между православием, католицизмом и протестантизмом чрезвычайно серьезны и касаются далеко не только языка богослужения, интерпретации таинств или церковного убранства, но и глубочайших вероучительных расхождений, которые во многом определили развитие западного (Европа и Америка) и восточного (православные народы Европы и Азии) обществ, их мировоззрение и психологию.

Православие

Православием принято называть восточное христианство, главным отличием которого от западного христианства (католичества и протестантизма) является пренебрежение посюсторонним воздаянием в пользу посмертного. Соответственно, достижение земных благ отходит на второй план, а главной задачей земной жизни человека становится такое преображение человеческой природы, которое подготовило бы его к непосредственному контакту с божеством (обожение). С другой стороны, перед восточным христианством не стоит, как перед западным, проблема соотнесения земного и посмертного воздаяния, ему нет надобности возводить земной успех явного злодея в ранг иррационального божественного решения. В восточном христианстве праведник в земной жизни страдает и претерпевает лишения, а в потусторонней обретает вечное блаженство; злодей в земной жизни бла-годенствует, а на том свете обрекается вечным мукам. Православие (греч. ortodoxia – правоверие, ортодоксия) – одно из трех основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) вероисповеданий христианства, сложившееся и развивавшееся в Византийской империи и областях ее культурного влияния (южное и восточное славянство). Первоначально вся господствующая христианская церковь именовала себя православной (орто-доксальной) и кафолической (всеобщей, соборной) в отличие от еретических группировок. После раскола (схизмы) в 1054 г. название «католическая» оста-лось за западной (римской), а «православная» – за восточной (византийской) церковью.

В православии большее внимание уделяется не самому договору Бога с человеком (как в католицизме), но преодолению договорных отношений – обожению, т. е. совершению сверхчеловеческих (сверхдоговорных) подвигов самоотречения, приобретению сверхчеловеческих способностей (благодаря самоуглублению исихазма) и встрече с Богом лицом к лицу.

«Православию осталась чуждой юридическая концепция первородного греха как правовой ответственности, переходящей от предков на потомков: в понимании православия грех Адама вызвал только сущностную деградацию человеческой природы, наследственную предрасположенность ко злу, но юридической ответственности за деяние Адама человек не несет. Поэтому в православии нет догмата о рождении девы Марии в результате непорочного зачатия (то есть такого, при котором наследственная ответственность за первородный грех оказалась бы снятой); неюридическое понимание греха в православии исключает и концепцию чистилища.

С другой стороны, если католическая догматика ставит между Богом и человеком категорию благодати, интерпретируя ее как чисто феноменальное проявление божества, внешнее по отношению к его ноуменальной сущности, то православие, напротив, понимает благодать как непосредственное раскрытие божеского в человеческом, применительно к которому не может идти речь о грани между ноуменальным и феноменальным. В энергии божества присутствует его сущность – таков приговор восточной церкви в паламитских спорах 14 в.

Автором доктрины нетварных энергий явился Григорий Палама (1296–1359) – византийский богослов, ученик систематизатора практики исихазма Григория Синаита. Палама настаивал на соучастии тела в высших проявлениях духовной жизни человека, которому именно телесность дает первенство над бестелесными ангелами. В 1351 г. паламизм был признан официальной доктриной византийской церкви. Учение о нетварных энергиях связано с проблемой соотношения Бога как абсолютной и трансцендентной реальности и Бога как непосредственно управляющей миром силы (энергии). В католицизме эта проблема разрабатывалась Фомой Аквинским, говорившем о Боге и божественности как двух гармонирующих друг с другом аспектах божественного бытия. В православии эта проблема решается однозначно: запредельная сущность Бога и его деятельная энергия, мир божественной полноты и безраздельный властитель мира – одно и то же.

Эта доктрина особенно важна для исихазма как православного пути спасения: аскету-мистику важно знать, что, общаясь с Богом как с лич-ностью, он приобщается к плероме, а окунаясь в плерому, он входит в общение с хозяином мира. Согласно традиции исихазма, навсегда ос-тавшегося для православия классической нормой, дух (ум – греч. ―нус) не должен ―выйти из тела‖ в экстатическом устремлении в потустороннее; напротив, он должен при молитве замкнуться в теле, сойти в сердце, обеспечивая возможно более полный контроль над такими органическими процессами, как дыхание, сердцебиение и т. п.

 

Католицизм

Западное христианство – совокупность христианских вероучений (католицизм и протестантизм), признающих достижение земного бла-гополучия и успеха санкционированной Богом жизненной миссией человека. В связи с тем, что Западное христианство признает важными и действенными как посмертное, так и земное воздаяние, перед ним встает проблема земной несправедливости, когда праведники бедствуют, а злодеи процветают. Эта проблема в Западном христианстве становится особенно острой, поскольку земной успех здесь становится залогом и свидетельством абсолютного спасения: тот, кто преуспевает в этой жизни, после смерти обретет вечное блаженство; тот, кто влачит жалкое существование на земле, на том свете будет предан вечным мучениям. Уязвимость такой концепции очевидна, что вызвало многочисленные попытки оправдать данное положение доктринами предопределения. Церковь (католическая) стремится осмыслить себя как институцию универсального спасения, в рамках которой любой верующий через подчинение ей может заслужить потустороннюю награду; если она во имя своих притязаний посягала на важный для христианства тезис о вечности загробного воздаяния (учение о чистилище, легенды об избавлении церковью душ от ада), то в земной жизни для непреложного предопределения заведомо не оставалось места.

Предопределение – согласно теистическим вероучениям, предустановление Богом этапов и хода мировых событий и судеб индивидов, сообществ, народов, человечества. Идея предопределения является универсальным выра-жением всемогущества Бога. Изначально эта доктрина была направлена про-тив языческих и секулярных идей безличной судьбы и космической необхо-димости.

Филиокве (лат. filioque – «и от сына») – сформулированное впервые на Толедском церковном соборе в 589 г. добавление к христианскому символу веры. Согласно утвержденному I и II Вселенским соборами (325 и 381 гг.) символу веры, Святой Дух исходит от Бога-Отца. Добавление же заключалось в утверждении, что Святой Дух исходит от Бога-Отца и Бога-Сына.

Формальной причиной для схизмы было внесение Римским патриархатом (католицизмом) в никеоцареградский Символ веры добавления, которое носит название filioque. Сохранив, особенно в первое время, многие черты древней неразделенной Церкви, римско-католическая церковь приобрела с момента отпадения ясно обозначившиеся особенности в догматах, обрядах, устройстве церковного управления, дисциплине и канонах. В отличие от восточной церкви римско-католическая допускает возможность развития догматического учения своей церкви и дополнения его путем провозглашения новых догматов».

Основные догматические нововведения западной церкви, на которых строится все здание католицизма.

1. Учение об абсолютной, единоличной власти Римского епископа (папы) над Церковью и о его непогрешимости.

2. Учение об исхождении Святого Духа «и от Сына» (лат. филиокве).

Эти два пункта были основными причинами отделения римской кафедры в XI в.; логическим выводом из учения об абсолютной, единоличной власти папы над Церковью было учение об учительской непогрешимости папы, сформулированное как догмат на I Ватиканском соборе в 1870 г.

3. Изменилось учение о спасении, о первородном грехе, из-за чего возникли догматы об удовлетворении Богу за грехи, о чистилище, сокровищнице заслуг и индульгенциях.

4. В XIX и XX вв. были провозглашены два новых, так называемых мариальных догмата: о непорочном зачатии Девы Марии (1854 г.) и Ее телесном вознесении на небо (1950).

5. В 1962–1964 гг. на II Ватиканском соборе подверглось коренному пересмотру учение о Церкви и о ее роли в спасении человека.

Помимо этого упомянутая проблема несправедливости, когда злодей, неправедно добившийся земных благ, оказывается еще и кандидатом на спасение, долгое время решалась католическим аргументом преизбыточествующей благодати‖, согласно которому сверхдолжные усилия святых, подвижников и прочих католиков не засчитываются Богом на их собственный счет, но поступают на счет церкви – в сокровищницу благодати, и церковь может использовать эти неучтенные заслуги для искупления грехов других своих прихожан, то есть, например, подвиг святого может волею церкви уравновесить злодейство разбойника. Для того чтобы перевести чужое угодное Богу усилие на свой счет, человек должен сделать что-нибудь угодное церкви, то есть, например, заплатить ей деньги за соответствующее свидетельство об искуплении грехов (индульгенцию). Такое учение способствовало полной юридической формализации веры и разложению общественной нравственности, в том числе и прежде всего нравственности духовенства, особенно высшего. Кроме того, становилась очевидной несправедливость Божественного воздаяния, поскольку тот, кто преступал условия договора, не только получал земные блага благодаря своим преступлениям, но и мог заслужить абсолютные блага благодаря тому, что делился своей добычей с церковью, имевшей божественную санкцию простить преступника.

Протестантизм

Протестантизм – самое позднее из трех наиболее влиятельных на-правлений христианства, возникшее в XVI в. в результате Реформации.

Реформацией называется религиозное и общественное движение XVI столетия, осуществившее пересмотр средневековой культуры и приведшее к возникновению протестантизма. Основным объектом, против которого была направлена Реформация, являлась Римская католическая церковь. Как духовное явление Реформация стала реакцией на кризис католицизма, выра-зившийся в идеологическом, нравственном и политическом планах. Философские искания начала Ренессанса были направлены в первую очередь против закостеневшей церковной мысли, черпая свои аргументы зачастую из нехристианских источников. Кризис католической веры и мысли сказался не только на отношении к ним интеллектуальной аристократии того времени, но и на снижении авторитета церкви в широких массах Западной Европы. В еще большей мере последнему способствовало углублявшееся нравственное падение католического духовенства: неприкрытый аморализм римских пап, вопиющие злоупотребления духовенства, церковный формализм и ханжест-во.

Специфика Реформации, ее отличие от реформистских тенденций внутри самой Римско-католической церкви состояли в том, что она потребовала не просто исправления католицизма, а пересмотра его фундаментальных догматов. 31 октября 1517 г. в немецком городе Виттенберге на дверях одной из местных церквей католическим священником были вывешены 95 тезисов, в которых обличалась практика индульгенций – "корыстная торговля небесными сокровищами". [

В основу протестантизма легло положение «личной веры» или «оправдание верой» (в противовес католической доктрине оправдания посредством «добрых дел») как единственного и достаточного средства обретения божественной благодати и спасения, а также признание абсолютного авторитета Священного Писания (наряду с отрицанием роли Священного Предания – постановлений Вселенских соборов и творений святых отцов) и доктрины священства всех верующих.

Спасение достигается исключительно личной верой в Бога. "Бог не может и не хочет позволять ему господствовать над душой никому, разве лишь самому себе". Никто и ничто не может быть посредником между человеком и Богом. Из догмата об оправдании верой вытекает требование всеобщего священства всех верующих, равенство всех верующих перед Богом, упразднения особого сословия священников, наделенных божественной благодатью. Вместе с тем отрицание значимости самостоятельных человеческих усилий в деле спасения ведет к доктрине предопределенности его земной и посмертной судьбы, а значит, к безответ







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.