Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культура быта и искусство долины Инда





Строгость и рациональность господствуют на первом этапе развития городов: прямоугольные кварталы размером 400х200 м, пересекающиеся под прямым углом главные улицы – оси планировки, идущие с севера на юг и с запада на восток, с отходящими от них небольшими улочками, характерны для больших городов. На возвышенном месте располагается окруженная стенами крепость. Археологами не обнаружено крупных храмов, дворцов, царских гробниц, столь характерных для Месопотамии и Египта.
Цивилизации успешно развиваются долгое время (III-II тыс. до н.э.): с помощью искусственного орошения жители получали хорошие урожаи зерна и хлопка, разводили скот. Развитие ирригационной техники постепенно привело к созданию водопровода, канализации, системы плотин, а также колодцев, обложенных кирпичом.

Общество отличалось достаточно высоким для своего времени уровнем жизни, оно было однородным в культурном и идеологическом отношении,; обладало единой системой мер и письменностью, было политически централизовано.
Необходимо отметить высокий уровень мастерства, достигнутый в изготовлении керамики на гончарном круге. К специфической особенности цивилизации долины Инда следует отнести наличие резных печатей из стеатита, на которых изображены бизоны, слоны, носороги, антилопы, зебры, единороги. Одно из самых оригинальных и привлекательных произведений искусства Древней Индии - живые и выразительные терракотовые статуэтки. Эпизоды повседневной жизни подмечены и воплощены в глине с большой непосредственностью и естественностью: птица, вылетевшая из клетки; мать, кормящая младенца. Важно отметить высокое мастерство владения техникой передачи трехмерности и умение подметить анатомические детали в изображении телесных форм людей.
Ювелирное искусство долины Инда поражает высоким мастерством исполнения: обработка драгоценных металлов и полудрагоценных камней (яшма, змеевик, алебастр, стеарит). Драгоценности редко встречались в погребениях, особенно личные украшения и курамика, Это, по мнению исследователей древнеиндийской культуры, об ином отношении к смерти, чем у других культур древности.

Этика Древнего Китая

Этические представления в Древнем Китае были обусловлены его бурной социально - политической жизнью: борьба между царствами за гегемонию, длительные гражданские войны, государственные перевороты. Исторический период развития этики Древнего Китая датируется ХVIII веком до нашей эры - II-III веками нашей эры. Религиозно - мифологическая идеология не имела в Китае столь существенного значения, как в Индии и обладала собственной спецификой. Уже в эпоху Шан - Инь. На первое место в пантеоне богов выходит Шанди, который воспринимался как великий первопредок, родоначальник китайского народа. Таким образом, культ предков становится характерной чертой китайской цивилизации уже на самых ранних этапах ее развития. Необходимо сказать о культе Неба, сформировавшемся в эпоху Чжоу. Почитание Неба как всекитайскому божеству также становится традиционным, при этом главными аспектами в этом поклонении являлись моральные: Небо наказывало грешников и вознаграждало праведников. В стремлении подчеркнуть свое родство с этой высшей инстанцией справедливости, китайцы именовали свое государство "Поднебесной", а правителя "сыном Неба". Отметим, что этот титул сохранялся за правителем Китая вплоть до ХХ века. Очень важной чертой традиционной культуры Древнего Китая является ритуализм - строго расписанные церемонии на все случаи жизни. Наиболее значимой проблемой этики в культуре Китая следует считать взаимоотношения человека и общества. Первостепенное значение социально-политических и этических вопросов существенно детерминировалось особенностями организации древнекитайского государства и непрерывной политической борьбой.
Типичная восточная иерархическая деспотия во главе с правителем предполагала строгую субординацию между людьми разных социальных уровней. не прекращался поиск "идеального закона", с помощью которого "верхи" могли бы успешно руководить "низами". Философия и общественная культура Древнего Китая были весьма политизированы, а ее представители не только интересовались теоретическим решением проблем политического характера, но и нередко вовлекались в практическую государственную деятельность. Их этические воззрения часто приобретали приземленный, прагматический оттенок.

Назовем две основные философские и этические школы Древнего Китая: Конфуцианство и Даосизм.

Конфуцианство. Основателем школы является Кун Фу-цзы (551- 479 гг. до н.э.). Его обращения к ученикам были впоследствии ими записаны и составили книгу «Лунь юй» («Беседы и высказывания»). Эта книга, в которой были представлены нравственные принципы и аспекты духовного совершенствования человека, на протяжении 2 тысяч лет оказывала существенное влияние на мировоззрение китайцев.

Конфуцианская этика и культура совершенствования рисует образ «благородного мужа», который достиг успеха в следовании по правильному пути жизни. Он, в отличие от простолюдинов, бескорыстен, поэтому цена его многочисленных добродетелей весьма велика. В качестве иллюстрации приведем некоторые высказывания Конфуция: «Благородный муж думает о морали; низкий человек думает о том, как бы получше устроиться. Благородный муж думает о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы извлечь выгоду».

Постоянное противопоставление «благородных мужей» и простолюдинов связано с интеллектуальной иерархией, выстраиваемой Конфуцием: «Те, кто обладает врожденными знаниями, стоят выше всех. За ними следуют те, кто приступает к учению, столкнувшись с трудностями. Те же, кто встретившись с трудностями, не учится, стоят ниже всех». Соответственно этой градации, люди различаются по своим моральным достоинствам, то есть степень их морали и нравственности, определяется уровнем знания. По этой логике, с которой, безусловно, можно согласиться, чем выше социальный статус человека, тем большими достоинствами он должен обладать (!) Сила нравственного примера и постоянное воспитание народа, - это, по Конфуцию, не менее важные средства государственного регулирования, чем правовое принуждение. Существенную роль в этом процессе он отводил нормам социального регламента (подчинение вышестоящим на социальной лестнице, почитание старших и т.д.) должны пронизывать все сферы общественной и личной жизни. Одним из проявлений требуемых норм этической культуры Конфуций отводил культу сыновней почтительности. Отца нельзя предать ни в коем случае: даже если он «украл барана», его вину следует «покрыть» и смиренно просить вернуться на путь добродетели.

Такого рода ориентации конфуцианской этики можно считать продолжением традиционного культа предков и этикетного ритуализма.

Даосизм. «Соперничающий» с конфуцианством даосизм, в VI-III вв. до н.э. существовал в виде философской школы, а затем трансформировался в религию. В центре даосского мировоззрения, опирающегося, в отличие от конфуцианства, на глобальные философские проблемы, находится понятие «ДАО», давшее имя этой школе. Дао понимается как первооснова бытияи универсальный закон мироздания.

Даосы осознавали изменчивость, противоречивость человеческого бытия, придающие выражающим его понятиям релятивистский смысл (относительность): «О несчастье! Оно является опорой счастья. О счастье! В нем заключено несчастье. Кто знает их границы? Они не имеют постоянства…» Тем не менее, общая ценностная ориентация их очевидна. Можно, конечно, уклониться от истинного пути, но тогда следует принять последствия своего неправильного выбора: «Кто дао не соблюдает, тот погибнет раньше времени».

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.