Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Православная культура и духовное просвещение





Русского Зарубежья

Сохраняя и развивая русскую культуру в условиях вынужденной эмиграции, ее представители отдавали себе отчет в значимости и необходимости поддержания и укрепления православной культуры Русском Зарубежье. Следует помнить, что русские изгнанники в большинстве случаев получали приют в тех странах, где христианство, а именно православие, не было господствующей конфессией. До революции за границей существовало несколько православных приходов, которые находились в основном при посольствах Российской империи – в крупнейших государствах, а также при дворах, часть представителей которых принадлежала к Русской Православной Церкви – к примеру, Гессен-Дармштадт, Вюртемберг.
В условиях Русского Зарубежья эмигранты селились небольшими разбросанными группами, в результате чего образовывались эмигрантские приходы, располагающиеся во временных помещениях. Благодаря таким приходам, создавались условия для сохранения духовного общения, сохранения богослужебного языка, религиозного просвещения.
Весьма благоприятным для русской диаспоры обстоятельством являлось то, что одно из крупнейших издательств, выпускавшее в дореволюционной России религиозную литературу, располагалось в Почаевскоммонастыре святого Иова. Этот монастырь оказался на территории, по условиям Рижского мира, отошедшей к Польше. Учебная религиозная литература для русских изгнанников печаталась не только во Владимирово, куда архимандрит Виталий (Максименко) – настоятель Почаевского монастыря – вынужденно перенес издательство, но и в других местах, хотя и в более скромных масштабах.

Приходская церковь старалась делать все возможное по религиозному просвещению и воспитанию прихожан. Отметим, что кроме религиозного воспитания, дети эмигрантов занимались изучением русского языка, грамматики, отечественной истории, литературы. Эти урок обычно проводили добровольцы из числа прихожан, чаще всего – женщины. Там, где были начальные и средние русские школы, то есть прежде всего в больших городах и странах с наибольшей концентрацией эмигрантского населения – Югославии, Чехословакии, Балтийских государствах – религиозное обучение входило составной частью в учебные программы. Преподавание велось местным священником и было тесно связано с с другими родственными русской культуре дисциплинами, которые изучались в школе наряду с предметами, обязательными в стране проживания. Русский язык был существенным компонентом религиозного образования и воспитания, тем более что церковные службы в приходе проводились на родном языке
(т.е. церковнославянском – в модернизированной и русифицированной форме).
О сохранении и воспроизводстве русской духовной культуры заботились даже те представители Русского Зарубежья, кто не был горячим сторонником религиозности. Однако все понимали необходимость бережного отношения к отечественной национальной традиции, которая «вскормила» многие поколения русского народа и которые необходимо было транслировать в процесс развития следующих поколений соотечественников. Так, 950-я годовщина Крещения Руси торжественно отмечалась в 1938 году не только в церквах, но и в школах, а также в светских организациях (следует сопоставить этот факт с тем, что творилось в этот период в Советском Союзе!). К этой дате в Русском Зарубежье были изданы несколько книг, в частности, «Владимирский сборник»: эмигрантская историография давала более позитивную оценку периоду Киевской Руси в отечественной истории и культуре, в противоположность периоду Московского государства, когда интенсивно возвеличивались интересы государства и, соответственно, ослаблялись позиции в обществе Русской Православной Церкви.
В Русском Зарубежье существовали разногласия между интеллигенцией и духовенством по поводу выбора даты в русской истории, которую можно было бы рассматривать как День русской культуры. Интеллигенция выбрала день рождения национального гения А.С. Пушкина как дату. которая наиболее очевидно символизировала отечественную культурную традицию. И в большей части русской диаспоры церковь принимала участие в праздновании пушкинского дня.

В результате высылки из советской России в 1922 году более ста выдающихся представителей отечественной интеллигенции в Берлине, а позднее – в Праге и Париже оказались лидеры религиозной мысли дореволюционной России. Они присоединились к таким деятелям, как
С.Н. Булгаков, А.В. Карташев, эмигрировавшим ранее. Самой яркой фигурой из высланных на «философском пароходе» (1922) был Н.А. Бердяев. Благодаря его таланту, харизматичности, энергии и широкому кругу знакомств среди западных интеллектуалов ему вскоре удалось организовать в Берлине Свободное религиозно-философское общество. Материальная поддержка обществу была предоставлена американской ИМКА (православное общекультурное издательство русской книги. Основано в 1921 году в Праге, в 1923 году работало в Берлине, с 1925 по 1940 в Париже). Общество, в свою очередь, основало Академию, которая финансировала чтение курсов лекций на общекультурные, исторические, философские и религиозные темы. Когда Н.А. Бердяев переехал в Париж. эти две организации переместились вслед за ним, хотя некоторые ученые-активисты, например С.Л. Франкл и Ф. А. Степун, остались в Германии.

Париж по праву становится центром русского православия за границей. В этой связи считаем необходимым упомянуть важное историко-культурное обстоятельство. В Европе в послереволюционный период одновременно существовали три ветви (или направления, течения) Русской Православной Церкви. Одно из них возглавил митрополит Евлогий (Георгиевский). Ссылаясь на «техническую» невозможность осуществления постоянной связи с Патриархом Московским и всея Руси (с ноября 1917 г. Патриархом был Тихон (в миру Василий Иванович Белавин, 1865-1925), он объявил автокефалию, то есть самостоятельность зарубежной Русской Православной Церкви. После этого решения Евлогий стал официально именоваться митрополитом западноевропейских русских православных церквей, полностью отделившись при этом от Московской патриархии. В годы Второй мировой войны Евлогий (Георгиевский) встал на четкую патриотическую позицию, а после Победы, уже в 84-летнем возрасте и будучи прикованным к постели тяжелым недугом, он благословил эмиграцию на возвращение на родину, в Россию. За несколько недель до своей смерти он принял советское гражданство и принял из рук советского посла во Франции А.Е. Богомолова советский паспорт. Символически этот паспорт был ему вручен под номером первым.
Осенью 1945 года Евлогий написал ходатайство о воссоединении с Московским патриархатом и 11. 09. 1945г. получил соответствующий Указ Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского). Митрополит Евлогий в историю Русского Православного Зарубежья вошел как собиратель либерально-философского направления русской религиозной мысли. Под его юрисдикцией находились практически все деятели так называемого «русского религиозного возрождения»: С.Н. Булгаков, ( отец Сергий),
Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, Г.П. Федотов, А.В. Карташев,
Г.В. Флоровский, В.В. Зеньковский (
отец Василий), П.Б. Струве
и другие деятели культуры, которым импонировали политическая корректность, взвешенность и конструктивный либерализм митрополита Евлогия.
Важно также сказать, что Евлогий Георгиевский явился создателем Парижского Богословского института – первого высшего духовного заведения русской эмиграции (если не считать Академию в Берлине, просуществовавшую там весьма недолго). Профессорами этого института стали самые известные ученые, философы и богословы Русского Зарубежья. При непосредственном участии Митрополита было организовано «Христианское движение», объединившее русскую религиозную молодежь, находившуюся под духовным влиянием и поддержкой Всемирного христианского совета молодых людей. Из этого движения вышло знаменитое братство «Православное дело», созданное известнейшей русской монахиней, философом и поэтессой матерью Марией (Елизаветой Юрьевной Скобцовой), ставшей впоследствии героиней движения Сопротивления во Франции, погибшей в гитлеровском концлагере Равенсбрюк (1945). Митрополит Евлогий является также создателем новых православных храмов и приходов во Франции – в том числе знаменитого Сергиевского Подворья, а также храмов в Германии, Чехословакии, Бельгии, Италии, Норвегии, Швейцарии.

Другую часть Русского церковного Зарубежья возглавлял митрополит Антоний (в миру Алексей Павлович Храповицкий, 1863-1936).
В противоположность Евлогию, Антоний был активно включен в эмигрантскую политику, заняв в ней крайний правый фланг и осудив «сотрудничество» Русской Православной Церкви с большевиками.
Из югославского городка Сремски Карловцы, местопребывания созданного эмигрантского святейшего синода, где в первые годы эмиграции находилась также резиденция барона Врангеля, на протяжении 25 лет раздавались призывы к «священной борьбе против большевизма», благословлялось всякое оружие, направленное против советской власти. Отсюда же раздавались слова, благословлявшие белых офицеров и солдат на вступление в ряды гитлеровского вермахта.

Третьим течением Зарубежной Русской Церкви выла та часть духовенства, которая изначально осталась верна Русской Патриархии и признавала ее юрисдикцию. Деятельность этой части духовенства проходила в очень трудных условиях: большая часть русских эмигрантов, насильно отторгнутая от своей Родины советской властью. свое раздражение невольно переносила на православное духовенство, подчинявшееся Московской Патриархии.

Таким образом, самая популярная в Европе ветвь Русской Православной Церкви находилась прежде всего во Франции, а руководитель этой ветви – митрополит Евлогий (Александр Семенович Георгиевский, 1868-1946) – стал одним из самых популярных за рубежом представителей русского православия. Насчитывалось в его епархии свыше 100 приходов. Центром всей церковной жизни Русского культурного Зарубежья был кафедральный собор в честь Благоверного князя Александра Невского на улице Дарю в Париже. В этом соборе 16 апреля 1938 года отпевали гениального певца, сына России Федора Ивановича Шаляпина.

Подводя итоги краткому упоминанию о роли православия и Русской Православной Церкви в спасении, сохранении и созидании русской культуры за рубежом, приведем высказывание по этому поводу Марка Раева: «Церковь в Русском Зарубежье сумела занять видное место в интеллектуальной жизни эмиграции, способствовала сохранению культурных и национальных традиций» (М.Раев. «Россия за рубежом». С.197).







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.