Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Искусство Раннего Возрождения





Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Можно сказать, что оно стало для людей Ренессанса тем, чем в средние века была религия. Интерес к классике, всему содержанию эпохи Античности, стал в середине ХIV века определяющим фактором в развитии европейской культуры: собирание древних текстов и подражание деятелям греко - римской культуры повлекло за собой глубинное преобразование интеллектуальной жизни, которое из литературной сферы гуманитарных исследований распространилось на философию, искусство, историю.
У истоков Возрождения (Раннего Возрождения или Предвозрождения) в Италии стоял великий Данте Алигьери (1265-1321), автор «Комедии», которую потомки, выражая свое восхищение, назвали «Божественная комедия». Данте выбрал привычный для Средневековья сюжет и сумел силой своего воображения провести читателя по всем кругам Ада, Чистилища и Рая: некоторые его современники, впечатленные содержанием произведения, даже полагали, что автор действительно побывал на в потустороннем мире. Данте, Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Боккаччо (1313-1375) - знаменитые поэты Возрождения, были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы. Именно Франческо Петрарке принадлежит определение эпохи Возрождения как гуманистической. Действительно, для Ренессанса характерен культ красоты - и прежде всего красоты человека. Однако, следует учесть, что идеализировать данную эпоху не следует, и далеко не каждый современник мог подняться на заданную высоту.
Изучение классиков и, в первую очередь, трактата "Об архитектуре" римского зодчего Витрувия и «Натуральной истории» Плиния, посвященных искусству античности, способствовало возникновению идеала возрождения древности как эстетического ориентира. Программным выражением этого идеала стали многие произведения живописи и архитектуры. Так, в области архитектуры значительное место занимают трактаты Леона Баттиста Альберти (ок. середины ХVв.), Филарете (ок. 1460), которым принадлежит заслуга в разработке научного подхода к строительству зданий. Для живописи и скульптуры решающим был качественный скачок, осуществленный благодаря «Книге» Ченино Ченнини - последнему средневековому своду правил (конец ХIVв.), трактатам Альберти «О живописи» ( 1435) и «О статуе» (1464), а в дальнейшем - всецело построенному на Евклидовой геометрии трактату Пьеро делла Франческа (1415-1492) «О перспективе живописи» (1480) и трудам об искусстве Леонардо и Дюрера. Одним из главных завоеваний эпохи была разработка учения о линейной перспективе. Проблемой зрительного восприятия глубины в соответствии с рациональными и математическими принципами впервые задался архитектор Брунеллески.
В искусстве живописи эпохи Раннего Возрождения получило развитие жанра портрета, и все более часто стало встречаться реалистическое изображение заказчиков. Итальянская живопись, которая в данную эпоху становится одним из ведущих видов искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Живопись Раннего Возрождения представлена творчеством Сандро Боттичели (1445-1510), создавшего произведения на религиозные и мифологические сюжеты, в том числе картины «Весна» и «Рождение Венеры», а также Джотто (1266 -1337), освободившего итальянскую фресковую живопись от влияния византийской. Реалистическую манеру изображения, присущую Джотто, в начале XV в. продолжил и развил Мазаччо (1401-1428). Используя законы
перспективы, он сумел сделать изображения фигур объемными.
Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые после античности представившего в скульптуре обнаженное тело. Крупнейший архитектор Раннего Возрождения Брунеллески (1377-1446) стремился сочетать элементы древнеримского и готического стилей, строил храмы, дворцы, капеллы.

Неоплатонизм, получивший распространение в конце ХV века прежде всего во Флоренции благодаря философу Марсилио Фиччино и правителю Лоренцо Великолепному, довел эти тенденции до невиданной во времена античности степени эзотеризма и герметизма. Эзотеризм – мировоззренческое направление, в соответствии с которым существует таинственное, сакральное (духовное, скрытое) знание, доступное лишь узкому кругу людей (избранных, посвященных). Герметизм – направление в итальянской культуре, в частности поэзии, выражающее в нарочито усложненной форме трагическое мироощущение, гуманистическую скорбь и одиночество человека в мире.

В Болонье, Риме и Венеции возник интерес к иероглифическому письму, о чем свидетельствует изданный Альдом Манунцием иллюстрированный роман, в котором стадии постижения красоты интерпретируются как путь проникновения в тайну. Выявлением и изучением преемственности между античнсостью и христианской культурами занимался Пико делла Мирандола.

Высокое Возрождение

Эпоха Раннего Возрождения завершилась к концу XV в., и на смену ему пришло Высокое Возрождениевремя наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой были высказаны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предназначении на Земле. Титаном Высокого Возрождения был, конечно, Леонардо да Винчи (1456-1519), один из наиболее замечательных людей в истории человечества, обладающий разносторонними способностями и дарованиями. Леонардо одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, инженером, астрономом, физиологом, анатомом - и это не полный перечень основных направлений его деятельности. Почти все области науки он обогатил гениальными догадками. Важнейшие его художественные работы – «Тайная вечеря» - фреска в миланском монастыре Санта Мария делла Грацие, на которой изображен момент вечери после слов Христа: «Один из вас предаст меня», а также всемирно известный портрет молодой флорентийки Моны Лизы, имеющий еще одно название – «Джоконда» по имени ее мужа Джокондо. Кисти Леонардо да Винчи принадлежат также прославленные произведения «Мадонна Литта», «Мадонна с цветком», «Дама с горностаем» и многие другие.

Титаном Высокого Возрождения был и великий живописец Рафаэль Санти (1483-1520), живописные творения которого отличает необыкновенное изящество, возвышенность. Среди них такие известные, как «Автопортрет», «Мадонна со щегленком», знаменитая «Афинская школа». Он является создателем «Сикстинской мадонны» - величайшего произведения мировой живописи: юная мадонна, легко ступая босыми ногами по облакам, несет людям своего крошечного сына, Младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом и понимая необходимость принесения этой жертвы во имя искупления грехов человечества. Эта изумительная картина была любимым живописным произведением выдающегося русского писателя и религиозного мыслителя Федора Михайловича Достоевского. Она висела у него над кроватью, рождая возвышенные чувства и ощущение подлинной гармонии, несмотря на печать глубокой скорби на лике Мадонны, как писал Достоевский.
Выдающимся представителем культуры Высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1475-1564) - скульптор, живописец, архитектор и поэт, создатель таких скульптурных шедевров, как «Давид», «Пьета Рондоники», «Утро», «Вечер», «День», «Ночь», выполненных для гробниц в капелле Медичи. Микеланджело – автор фресок плафона Сикстинской капеллы в Ватикане, в частности, таких знаменитых, как «Сотворение Адама», «Дельфийская Сивилла» и других. Одной из самых впечатляющих фресок является сцена Страшного суда. В творчестве Микеланджело более отчетливо, чем у его предшественников - Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти, звучат трагические ноты, вызванные осознанием того предела, который положен человеку, пониманием ограниченности человеческих возможностей, невозможностью «превзойти природу».
Замечательными художниками этого периода был Джорджоне (1477-1510), создавший знаменитые полотна «Юдифь» и «Спящая Венера», и Тициан (1477-1576), воспевавший красоту окружающего мира и человека. Он также создал галерею великолепных портретов могущественных и богатых современников.

К концу XV - первой трети XVI вв. относится расцвет творчества Ариосто (1474-1537), видного итальянского поэта, автора сказочной по форме и оптимистической по духу поэмы «Неистовый Роланд», героями которой были Роланд, прекрасная принцесса Анжелика, волшебники, феи, крылатые кони, чудовища, переживающие необыкновенные приключения.
Следующий этап в культуре Возрождения - Позднее Возрождение, которое, как принято считать, продолжалось с 40-х гг. XVI в. до конца XVI – начала XVII вв.

Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В 40-е гг. XVI в. здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. В середине XVI в. папой Павлом IV был составлен «Индекс запрещенных книг», впоследствии многократно пополняемый новыми работами. В этот список вошли произведения, которые запрещалось читать верующим под угрозой отлучения от церкви, так как они противоречили, по мнению церкви, основным положениям христианской религии и пагубно влияли на умы людей. В «Индекс» вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в частности, Джованни Боккаччо (автор знаменитого произведения «Декамерон»). Запрещенные книги сжигались, такая же участь вполне могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Некоторые передовые мыслители и ученые погибли на костре. Так, в 1600 г. в Риме на площади Цветов был сожжен Джордано Бруно, автор
знаменитого сочинения «О бесконечности, Вселенной и мирах».
Необходимо сказать, что в Европе получает развитие такое направление, как «маньеризм». После смерти Рафаэля в 1520 году, через семь лет подвергается разграблению Рим. Дальнейшее десятилетие сопровождается чередой катастроф, эпидемий, неурожай порождает голод, при этом не прекращаются осады и битвы. Для культуры и искусства это означало, прежде всего, бегство художников, и особенно тех, кто принадлежал к школе Рафаэля, в разные регионы.

Таким образом, «современная манера» (маньеризм) получает распространение в различных интерпретациях: многие живописцы стремятся усвоить лишь «манеру» великих деятелей Возрождения.
В соответствии с концепцией «манеры», выработанной авторами трактатов того времени, к маньеризму относятся антиклассические тенденции. Некоторые художники определяются как экспериментаторы.
С точки зрения Вазари, слово «манера» обозначало «победу» субъективного подхода художника над подражанием природе. Наиболее крупными живописцами, работающими в стиле маньеризма, были Понтормо
(1494-1557), Бронзино (1503-1572), скульптор Челлини (1500-1573).
Их произведения отличались усложненностью и напряженностью образов. В то же время некоторые художники продолжают развивать реалистическую традицию в живописи: Веронезе (1528-1588), Тинторетто
(1518-1594), Караваджо (1573-1610), братья Караччи.
В первой половине века на Иберийском полуострове от Севильи до Толедо блистал Эль Греко (1541-1614). Его крупнейшие работы: «Образы для алтаря церкви Санто Доминго эль Антигуо», «Мученичество Святого Маврикия», «Воскресение» и многие другие. Творчество некоторых из них, например Караваджо, оказало большое влияние на развитие живописи не только в Италии, но и Франции, Испании, Фландрии, Голландии. Взаимопроникновение культур становилось все более глубоким.
Творчество представителей гуманистического направления эпохи Возрождения пронизано убеждением в безграничности возможностей человека в самосовершенствовании, самореализации и способности совершенствования мира.

Феномен Реформации

Самостоятельный характер Северного Возрождения проявился в том, что влияние античности на его культуру и искусство проявилось не столь значительно. Философской основой Северного Ренессанса (как, впрочем, и итальянского) был пантеизм. Пантеизм, не отрицая прямо существования Бога, растворяет его в природе, наделяет природу божественными атрибутами, такими как вечность, бесконечность, безграничность. Возрождение в Германии неразрывно связано с явлением Реформации - движением за реформу (от лат. reformatio - преобразование) католической церкви, за создание «дешевой церкви» без поборов, платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства.
Возглавлял движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер (1483-1546), доктор богословия и монах августинского монастыря. Он считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется непосредственно от Бога, и что прийти к Богу можно и без посредничества католического духовенства. Лютер и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестантскому направлению в христианстве. Мартин Лютер первым перевел на немецкий язык Библию, что в значительной степени способствовало успеху Реформации. Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры.

Расцвета достигло изобразительное искусство, в области которого работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471-1528), художники Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553).
Заметный подъем наблюдался и в немецкой литературе. Крупнейшими немецкими поэтами эпохи Реформации были Ганс Сакс (1494-1576) написавший множество назидательных басен, песен, драматических произведений, и Иоганн Фишарт (1546-1590) - автор остросатирических работ, последний представитель немецкого Возрождения.
Основоположником Реформации в Швейцарии стал Ульрих Цвингли (1484-1531). В 1523 г. он провел церковную реформу в Цюрихе, в ходе которой были упрощены церковные обряды и богослужения, отменен целый ряд церковных праздников, закрыты некоторые монастыри, проведена секуляризация церковных земель. В дальнейшем центр швейцарской Реформации переместился в Женеву, а реформационное движение возглавил Жан Кальвин (1509-1562), создатель наиболее последовательного реформационного движения. Кальвин исходил из идеи об абсолютном предопределении человека Богом к спасению или гибели. Это предопределение необратимо и непостижимо. Показателем того, что человек на правильном пути, что он «избранник Божий» является, как считал Кальвин, его успех в профессиональной деятельности, который во многом зависит от личной воли и усердия. Реформация победила в Швейцарии в 40-е гг. XVI в., и эта победа во многом определила общую культурную атмосферу в обществе: подвергались порицанию излишняя роскошь, пышные празднества, увеселения; высоко ценились честность, трудолюбие, целеустремленность, строгость нравов. Эти идеи получили особое распространение в странах Северной Европы.
По сути дела протестантизм выдвинул новую нравственную установкудля человека, сопроводив ее религиозным обоснованием, -
жить и неустанно трудиться с постоянной готовностью
принять и стойко перенести все испытания и скорби.
Протестантская Реформация заложила духовные основы нового типа работника и культуры труда, новое понимание религии как непосредственной связи человека с Богом. Реформация способствовала процессу появления человека буржуазного общества - индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках.

Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидерландах был Эразм Роттердамский (1496-1536). Значение произведений великого гуманиста и просветителя, в том числе его знаменитой «Похвалы глупости», для воспитания свободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию поистине неоценимо. Сатирические произведения его получили широчайшую известность в Германии, Франции, Испании, Англии. Превосходные по форме, глубокие по содержанию, они вот уже не одно столетие находят своего читателя.

Одним из основоположников либерализма можно считать Дирка Коорнхерта, выразителя идей свободы, веротерпимости и космополитизма. К этому же времени относится творчество Филиппа Альдехонде, автора национального гимна Нидерландов, художников Питера Брейгеля (1525-1569), Франса Хальса (1580-1660).

Особенностью культурной жизни Нидерландов были риторические общества, которые организовывались не только в городах, но и в селах и даже небольших деревнях. Члены этих обществ (войти в их состав мог любой человек) соревновались в сочинении стихов, песен, пьес,
рассказов. Риторические общества способствовали распространению образования в обществе, повышению его культурного уровня.
В Англии средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученью того времени - Гросин, Колет. Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478-1535), автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальное, по его мнению, человеческое общество: в нем все равны, нет частной собственности, и золото не является ценностью - из него делают цепи для преступников. Наиболее известными авторами были Филипп Сидни (1554 -1586), Эдмунд Спенсер (1552-1599).
Величайшей фигурой английского Возрождения был Вильям Шекспир (1564-1616), создатель всемирно известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», «Ромео и Джульетта», исторических пьес «Генрих VI», «Ричард III», сонетов. Шекспир был драматургом в лондонском театре «Глобус», который пользовался большой популярностью у населения.
Английские театры того времени посещали люди всех сословий: аристократы, чиновники, купцы, клерки, крестьяне, рабочие, ремесленники, матросы. Подъем театрального искусства, его общедоступный и демократический характер способствовали развитию демократических структур в английском обществе.

Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Широкое распространение получили рыцарские романы, а также плутовские романы. В этом жанре впервые выступил Фернандо де Рохас, автор известной трагикомедии «Селестина» (написана ок. 1492-1497 гг.). Эту линию продолжил и развил великий испанский писатель Мигель де Сервантес (1547-1616), автор бессмертного «Дон-Кихота», писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580-1645), создавший знаменитый роман «История жизни пройдохи».
Основоположник испанской национальной драмы - великий Лопе де Вeгa (1562 - 1635), автор более чем 1800 литературных произведений, в том числе таких, как «Собака на сене», «Учитель танцев». Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней занимает уже упомянутый Эль Греко (1541-1614) и Диего Веласкес (1599-1660), чье творчество оказало огромное влияние на развитие живописи не только в Испании, но и других странах.
Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI в. Выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле (1494-1553), написавший сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль».

В 40-е гг. XVI в. во Франции возникает литературное направление, вошедшее в историю под названием «Плеяды». Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533-1592). Основное его произведение «Опыты» представляло собой размышление на философские, исторические, этические темы. Монтень доказывал важность опытного знания, прославлял природу в качестве наставницы человека. «Опыты» Монтеня были направлены против схоластики и догматизма, утверждали идеи рационализма. Этот труд оказал значительное воздействие на последующее развитие западноевропейской мысли.
После 1530 г. гонения на протестантов со стороны католической церкви усилились. Заключенный в 1555г. Аугсбургский религиозный мир между императором Карлом V (католиком) и протестантскими князьями приостановил религиозную борьбу в Германии и подтвердил завоевания протестантизма: протестанты (кроме цвинглианцев и кальвинистов) ограждались от преследований; декларировалось право перемещения по мотивам веры; провозглашался принцип «чья страна, того и религия» - подданные должны были следовать вере правителя. Это была конкретизация реформационной идеи свободы совести. Под идейным воздействием Реформации проходила Крестьянская война 1524-1525 годов в Германии, Нидерландская и Английская буржуазная революции.
Идеи Реформации, критикующие католическую схоластику, сыграли определяющую роль в последующем формировании новой, механистической, картины мира. В культуре постреформационной Европы эта картина мира возникнет как ведущая мировоззренческая основа развития физики, химии, политэкономии, теории государства и права, а также других отраслей естественного и социального познания.

Тема № 9
Тема: «Культура Нового времени и эпохи Просвещения»







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.