|
Культура Руси в ХVI –ХVII векахПатриарший период (1586–1700), безусловно, стал эпохальным в судьбе Руси, поскольку установление Патриаршество (1589) значительно возвысило Русскую Церковь в глазах всего мира: Церковь укреплялась как защитник и хранитель Христовой веры, неповерженной и незыблемой. Можно утверждать, что XVII век, начавшийся великой Смутой, четко проявил самостояние Руси, ее духовную и культурную самобытность, и поистине неоценим тот вклад, который внесло в одоление Смуты и возрождение Отечества русское духовенство. Первым Патриархом Русской Православной Церкви стал Иов (1589–1605), в миру Иоанн, обладатель выдающихся качеств как священнослужитель. Иов исповедовал идеологию «Москва — Третий Рим», которую он высказал в своем «Завещании» и «Повести о царе Феодоре Иоанновиче». В религиозном и социальном служении он стремился реализовать главную цель своей миссии Первоиерарха: укрепление на Руси Православия и духовной мощи Русской Православной Церкви. Патриарх Иов активно следовал принципам митрополита Московского Макария, умножая славу Русской Церкви путем канонизации новых русских святых. Так, при святителе Иове с согласия Собора и государя была совершена канонизация святых и установлено несколько новых церковных праздников: в честь Василия Блаженного, преподобного Иосифа Волоцкого, которому Патриарх сам написал канон и исправил службу; мощи митрополита Филиппа (Колычева) из Тверского Отроч-монастыря в 1591 году были перенесены в Соловки, и святому было установлено местное празднование. Также местное прославление установлено князю Даниилу Московскому, основателю «первого монастыря на Москве» — Свято-Данилова (1282). Свои личные средства и богатые царские подарки Патриарх употреблял на благотворительную деятельность и строительство храмов, которых в одной лишь Москве было построено с 1592 по 1600 год двенадцать, а также начал строиться знаменитый Донской монастырь. Одаренность святителя Иова проявилась и в его масштабной миссионерской деятельности, предпринятой с целью распространения христианства в Сибири, Карелии; кроме того, святитель Иов осуществлял необходимую помощь бедствовавшей Церкви Иверской (Грузинской), которая оказалась в тяжелом состоянии из-за турецко-персидского притеснения. Примером мужества русского духовенства является поведение Патриарха Иова во время вспыхнувшего в Москве 1 июня 1605 года восстания, когда он, под угрозой смерти, отказался присягнуть преданному им анафеме Лжедмитрию I. После свержения самозванца он благословил на Первосвятительский Престол митрополита Казанского Гермогена - великого церковного и государственного деятеля. Все эти бедствия способствовали укреплению духовно-нравственных основ русской государственности и общественно-политической жизни, о чем свидетельствуют дальнейшие историко-культурные события в жизни России и в ее культуре. В годы своего патриаршества Гермоген (Ермоген) (1606–1612) проявил себя как выдающийся патриот, оратор, духовный писатель, поэт, миссионер, агиограф. Знаменательно, что еще в 1579 году, при служении Гермогена в Казани, совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Богоматери, и он первым принял новоявленную икону из земли в свои руки. Позднее, будучи уже митрополитом, он составил «Сказание о явлении иконы Казанской Божией Матери и совершившихся от нее чудесных исцелениях». Сочиненный святителем тропарь «Заступнице усердная рода христианского» представляет собой глубокомысленное и проникновенное произведение гимнографии. Образ неутомимого борца за чистоту Православия и единство Русской земли, который запечатлел в истории Патриарх Гермоген, имеет общенациональное и общекультурное значение в судьбе России. Необходимо подчеркнуть, что в эпоху Смутного времени русские монастыри и монашество совершили великий героический подвиг, не щадя своей жизни за веру и Отечество, судьба которого находилась в крайней опасности. Обители стали несокрушимыми твердынями веры и долга, при этом монастыри оказали двойную услугу государству — своими материальными средствами и своим нравственным влиянием на дух русского народа. Важным фактом социального служения монашества стало то, что практически все свои денежные сбережения монастыри отдавали в помощь спасения Отечества от интервентов. Так, Спасо-Прилуцкий монастырь в распоряжение государства отдал всю свою казну; Соловецкий монастырь пожертвовал более семнадцати тысяч рублей; Троице-Сергиева Лавра пожертвовала 65 тысяч рублей; а когда ее казна была истощена, то святая обитель не пощадила для пользы Отечества и своей драгоценной утвари – сосудов и дорогих облачений. Кроме того, монастыри стали приютом и местом спасения жизни для гонимого, разоренного и ограбленного шайками мятежников народа. В обителях стремились спастись все те, кто сохранял верность долгу и законному государю, но не имел достаточных средств для самозащиты. Культурное, научное просвещение и художественно-эстетическое развитие ознаменовалось в XVII веке созданием училищного загородного Андреевского монастыря у подножья Воробьевых гор рядом с дорогой в Киев и Киево-Печерскую Лавру. Обитель воздвигалась на средства царя Алексея Михайловича, а ее ктитором стал Ф.М. Ртищев. Основание духовного училища при Андреевском монастыре — «Ртищевское братство» состоялось по благословению высокообразованного Патриарха Иосифа (1642–1652). Боярин Федор Ртищев пригласил ученых иноков - братьев Иоанникия и Софрония Лихудов из Киева, которые примерно с 1650 года распологались в Андреевском монастыре. Обитель была задумана ктитором (основателем) Ф.М. Ртищевым в честь Спаса Преображения, однако киевляне, среди которых находился ученый иеромонах Епифаний Славинецкий, стали именовать монастырь Андреевским в честь апостола Андрея Первозванного. Епифаний Славинецкий возглавил в Москве, а именно в Чудовом монастыре, интеллектуальный центр — ученое братство, которое занималось переводами богословских произведений с эллиногреческого, ученых сочинений с латинского, немецкого, польского и других языков. Научную и культурную деятельность на Руси продолжили преобразовательные идеи Патриарха Никона (1652–1666), с именем которого связаны наиболее значительные факты политической, церковной и общественной жизни России XVII столетия. Патриарх Никон стремился заложить на базе крупных монастырей и архиерейских домов первооснову православно-культурных центров, одним из которых он замыслил Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, завещая похоронить себя в нем. Исправление и печатание богослужебных книг, начатое Никоном, продолжил Патриарх Иоасаф II (1667–1672). Важные церковные реформы Патриарха Никона, утвержденные Собором 1667 года, Патриарх Иоасаф II твердо проводил в жизнь и призывал сторонников старого обряда «уразумиться и возвратиться в правду с покаянием». В период патриаршего правления Иоасафа II приобрел известность ученый, педагог и духовный писатель, воспитанник Киевской школы Симеон Полоцкий. Занимаясь опровержением раскола, Симеон Полоцкий написал сочинение «Жезл правления», затем полное систематическое изложение веры по схоластическим образцам, названное «Венцом веры». Важными просветительскими аспектами сочинений Симеона Полоцкого были актуальные для того времени обличения духовенства в лености к проповедничеству, а также обличения невежества народа, расколов, различных социальных пороков, суеверий, остатков язычества. Симеон Полоцкий проповедовал необходимость создавать школы, увеличивать число учителей и учеников. Важным культурным событием ХVII века стало создание по проекту Симеона Полоцкого высшей школы — Славяно-греко-латинской Академии (1687), в которой преподавались грамматика, риторика, пиитика, диалектика, философия, физика, созерцательное и деятельное богословие, церковное и гражданское право и прочие свободные науки. В XVII столетии продолжала действовать русская духовно-просветительская миссия, имеющая социальную и материальную поддержку правительства. Так, в Сибири казаки продолжали покорять новые земли, в которых возникали русские города и селения с храмами и монастырями. Огромное поле духовной и культурно-просветительской деятельности монашества в России включало приобщение к православной вере народов финского Севера, Приволжья и Приокского края. В середине XVII века в Приволжском крае произошел прилив новых народов в результате переселения к Волге калмыцких орд из степей Азии. Обобщая изложенные факты, можно обоснованно говорить о развитии религиозного образования, духовно-нравственного просвещения и отечественной культуры в целом на всем протяжении XVI–XVII веков. В то же время ХVII век считается периодом «обмирщения» культуры, временем зарождения ее новых, светских элементов. В науке это проявилось в росте интереса к изучению и обобщению опыта с целью применения его в практических целях; в литературе – в развитии демократического, светского направления; в живописи – в постепенном разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций. Так, выдающийся практик и теоретик иконописи ХVII века, царский изограф Симон Ушаков (1628-1686) своим творчеством знаменует переход от религиозного к светскому искусству. Грядущее обмирщение можно увидеть духовной культуре и раньше, к примеру, в строительстве храмов и культовых сооружений в честь событий светской, в частности, политической летописи. Приедем примеры: еще в ХI веке знаменитая София была воздвигнута при Ярославе Мудром в память о разгроме печенегов под Киевом. Храм Василия Блаженного был построен в Москве, на Красной Площади, в память о взятии Казани войсками Ивана Грозного и князя Дмитрия Курбского. Смоленский собор Новодевичьего московского монастыря был возведен князем Василием III в память об освобождении от поляков исконно русского города Смоленска. В последующем – Храм Христа Спасителя в Москве, строившийся с 1839 по 1884 гг. в память о победе над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Очевидно, что храмы создавались в знак благодарности за исход жизненно важных событий – Спасителю, Богородице, святым. Но очевидно и другое: культовые сооружения воздвигались в есть событий светской истории. Между тем, в Киеве памятник крестителю Руси, равноапостольному князю Владимиру, умершему в 1015 году, был возведен на Владимирской горке лишь в 1853 году (скульпторы В. Демут-Малиновский, П. Клодт, архитектор К.Тон). Памятник князю Дмитрию Пожарскому и нижегородскому старосте Кузьме Минину, героям освобождения Москвы от интервентов в 1612 году, был воздвигнут в Москве на Красной Площади спустя лишь два века – в 1818 году (автор памятника И.П. Мартос). Глобальными причинами обмирщения отечественной культуры можно назвать следующие: усиление государства в целом и режима личной власти (на пути к абсолютной монархии); начавшаяся секуляризация церковных земель; объективное ослабление позиций Русской Православной Церкви в обществе; постепенное усиление европеизации отечественной культуры и преодоление национальной замкнутости.
Тема № 13 Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|