|
Русская культура и Православие. Киевская Русь Развитие русской культуры существенно отличается от истории культуры Западной Европы, хотя пути их весьма часто пересекаются и тесно переплетены. Кратко остановимся на характеристике наиболее важных черт культурной традиции России. Главнойчертой, определившей развитие отечественной культуры, по мнению авторитетных культурологов, философов, историков (П.А. Флоренский, В.В. Зеньковский, проф. - всей душой народ воспринял искупительную жертву Иисуса Христа, поверил в чудотворные иконы Богородицы, спасающие русские города от вражеских нашествий; - истины новой веры прозвучали сразу на родном славянском наречии: именно к моменту Крещения Руси появились переводы Евангелия и богослужебных книг, осуществленных создателями славянского алфавита братьями, афонскими монахами Кириллом и Мефодием. Заметим, что большинство европейских народов вплоть до эпохи Реформации (первая половина ХVI века) пользовались латинскими и греческими текстами, не имея переводов Нового Завета на свои национальные языки. Через Византию проходил основной путь приобщения Древней Руси к ценностям мировой культуры. После принятия христианства этот процесс стал гораздо более интенсивным, что привело к ускоренному развитию русской культуры в ХI-ХII веках. Византия восприняла культурные традиции Древнего мира: Античной Греции, Рима, Ближнего Востока. Она выступила учителем по отношению к более молодым культурам, в частности к культуре Древней Руси. Исследователи подчеркивают, что глубокий отклик в душах русичей нашли не только философские и религиозные идеи византийцев, но, в первую очередь, их художественная культура. Более того, многие памятники древнерусского зодчества и живописи по глубине и богатству художественного решения – это шаг вперед по сравнению с культурой Византии. Крупнейший православный мыслитель ХIХ века Павел Александрович Флоренский (1882-1937) писал: «Древняя Русь возжигает пламя своей культуры непосредственно от священного огня Византии, из рук в руки принимая, как свое драгоценнейшее достояние, Прометеев огонь Эллады». С принятием христианства Владимир открывает первые школы, недаром в русских былинах он именуется «Красное Солнышко». Молодой христианской вере на Руси требовалось многое: богослужебные книги, церкви, иконы – на все это тратились немалые средства, в том числе из личных доходов русский князей. Появились и первые русские святые – совсем еще юные сыновья Владимира Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид). Они были вероломно убиты своим старшим братом Святополком Окаянным, когда он узнал о смерти отца. Ярослав Мудрый (около 978-1054), сын Владимира, достойно продолжил дело своего отца по распространению христианской веры. В 1037 году он заложил в Киеве большой каменный храм во имя Софии Премудрости Божией (строительство его окончено около1045 года). Именно в этом храме поставлялись главы Русской Церкви (митрополиты) и освящалось вступление на престол великих князей. Культурную роль Русской церкви трудно переоценить. Подсчитано, что с Х по ХII век было построено около 10 тысяч храмов и 200 монастырей. С закладки храма и крепости (кремля), как правило, начиналось основание нового города. В этот период был построен Ростов Великий (известен с 862 года), Углич (известен с 937 г.), Ярославль (основан в 1010 г.), Суздаль (известен с 1024 г.), Муром (известен с 862 г.), Переславль – Залесский (основан в 1152 году), Владимир (основан в 1108 г.), Нижний Новгород (основан в 1221 году) и многие другие прекрасные города Руси. В ХII-ХIII веках в Киевской Руси значительные средства расходовались на строительство и содержание церковно-приходских школ. Тысячи рукописных книг, значительная часть которых была привезена из Болгарии, Сербии и монастырей на Святой горе Афон (в Греции), получали все большее распространение. В начале ХIII века Киевская Русь распалась на удельные княжества. Единственной объединяющей силой в период длительной феодальной раздробленности оставалась Русская Православная Церковь, выступая в качестве мощного консолидирующего фактора: все русские люди осознавали свою принадлежность к единой вере. В любом княжестве у русского человека был один и тот же владыка – митрополит Киевский и всея Руси. Развитие культуры в ХIV –ХV веках. В ХIV веке началось возвышение Москвы. Князь Иван I Данилович (Иван Калита) заложил основы политического и экономического могущества Москвы. При нем русский митрополит Петр переехал из Владимира в Москву, что предопределило ее превращение в столицу государства. В дальнейшем политическом процессе «собирания Руси» Церковь играла главенствующую роль. В середине ХIV века начался процесс национального возрождения, формирование русской народности. Этот период в отечественной культуре получил наименование «золотого века русской святости». Москва стала центром объединения разрозненных удельных русских княжеств. Духовной основой русской столицы стал созданный преподобным Сергием Радонежским (ок.1314-1392) Свято - Троицкий монастырь. (Преподобный – это в православной Церкви святой из монашествующих, который благодаря своим подвигам и святости жизни достиг высшего нравственного совершенства). Имя преподобного Сергия и его дела стали известны в православном мире. В монастырь приходили люди, нуждающиеся в приюте, защите, пище, духовном и физическом исцелении. В 1380 году перед походом против татарского хана Мамая великий князю Дмитрий Донской, собрав войско, посетил Сергия, чтобы получить благословение. Сергий благословил князя, предсказал ему победу и дал в помощь двух монахов – Андрея(Ослябю) и Александра(Пересвета). Победа над ордами Мамая на Куликовом поле досталась дорогой ценой: из каждых десяти воинов уцелел лишь один. Правомерно утверждать, что деятельность обители преподобного Сергия Радонежского явилась основой всей последующей монастырской колонизации второй половины XIV–XV века, благодаря которой значительно распространилось и усилилась духовная культура Руси. Этот период в масштабном историческом контексте формирования великой отечественной культуры назван Русским Предвозрождением (Д.С. Лихачев, А.А. Аронов). Великий Новгород выступает в качестве первого этапа Предвозрождения, а в качестве второго — Владимиро-Суздальская Русь, когда Москва постепенно приобретает статус не только административно-политического, но художественно – эстетического и духовного центра Руси. Подтверждением данного вывода служат, в частности, факты, приводимые В.О. Ключевским. Так, в продолжение второй половины XIV и в первой половине XV столетия из Троице-Сергиевой обители или из ее колоний, по благословению преподобного Сергия, его учениками было создано 27 пустынных монастырей, а также 8 городских. Среди них – одна из самых древних и знаменитых обителей России – Соловецкий монастырь, основанный в начале ХV века на Белом море преподобными Зосимой и Савватием. В историко-культурологическом аспекте золотой век русской святости, представленный трудами учеников и воспитанников уникальной школы преподобного Сергия Радонежского, внес выдающийся вклад в отечественную духовную культуру, наполнив ее богатейшей архитектурой, письменностью, иконописью, христианским просвещением, миссионерскими подвигами, культурой хозяйствования, сложившейся аграрной традицией, а также уникальной духовно-нравственной культурой, сформировавшейся на основе принципов общежительства и духовного наставничества. Золотой век русской святости подарил отечественной и мировой духовной культуре преподобного Андрея Рублева (ок. 1340/1350 – 17 октября 1428, Москва; погребен в Спасо-Андрониковом монастыре) — наиболее известного и почитаемого мастера московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Андрей Рублев был канонизирован (прославлен в лике святых) Русской Православной Церковью в 1988 году в лике преподобного. Творчество прп. Андрея Рублева является одной из вершин русской и мировой культуры. Совершенство его творений рассматривается как результат особой исихастской традиции (особого сосредоточенного молитвенного состояния, безмолвия). Нельзя не назвать иконописца Феофана Грека, оставившего весомый вклад в Новгородском искусстве, а также возглавлявшего роспись ряда московских церквей: новой каменной церкви Рождества Богородицы в 1395 году, совместно с Семеном Черным и учениками, церкви святого Архангела Михаила в 1399 году и церкви Благовещения совместно со старцем Прохором и Андреем Рублевым в 1405 году. В монастырях, которые были духовно-культурными, просветительскими центрами государства, хранилось и создавалось немало произведений искусства, живописи, имеющих высокое художественное и эстетическое значение. С именем художника Дионисия Московского и его школы связаны многие обители конца XV – начала XVI века. Это величественные стенные росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря, дошедшие до наших времен; ему же принадлежат роспись Пафнутьево-Боровского монастыря, фрески и иконы Успенской церкви и трапезной Иосифо-Волоцкой обители. В 1481 году Дионисием был написан деисусный чин для храма Спасо-Каменного монастыря и создана серия икон для Павло-Обнорской обители. Его богословское миропонимание и христианская эстетика, пронизанная особым светом, нашли отражение в семнадцати иконах деисусного ряда в Ферапонтове монастыре. Русское монашество золотого периода мастерски проявило себя в создании и развитии различных промыслов. Так, в Кирилло-Белозерском монастыре был организован центр деревообработки; в токарных мастерских кирилловские резчики изготавливали посуду, известные на Руси ложки с вставками из моржовой кости, а также церковную утварь и богослужебные предметы: резные иконы, кресты, створки складней. В монастырях находились изысканные по технике изготовления и художественному уровню плащаницы, пелены, хоругви и другие церковные изделия. В числе пожертвований от бояр, князей, царей в обителях хранились искусные золотые и серебряные изделия. Монастырская культура была богата своей книжностью. Так, уже в XVI веке в Кирилло-Белозерском монастыре было 780 рукописных книг, в Иосифо-Волоколамском — 690, в Троице-Сергиевом — 469, в Соловецком — 481 книга; в Ферапонтовой обители насчитывалось 284 рукописных и 12 печатных книг; в Псково-Печерском монастыре во второй половине XVI века находилось 172 книги. Тематика книг, составляющих монастырские библиотеки носила как светский, так и в основном богослужебный, духовный и агиографический характер (жития святых). К XVI веку в обителях создавались собственные скриптории (отделы, в которых производилась переписка книг), велось летописание; развивалось искусство церковного пения. Русские монастыри становились центрами не только просвещения, но и благотворительности. Обширная монастырская документация содержала весьма ценную информацию о жизни обители внутри и за ее пределами. Уже к XVI веку в монастырях был поставлен бухгалтерский учет, велась строгая отчетность, комплектовались различные хозяйственные книги и монастырские архивы, имеющие важное историко-культурное значение. Таким образом, созданная выдающимся русским подвижником преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева обитель в описываемый период стала средоточием золотого века русской святости: расцветали новые обители, воздвигаемые трудами учеников и следующими поколениями преемников великого Старца. С 30-х годов XV века усиление социокультурного значения Троице-Сергиева монастыря было связано еще с тем, что постепенно он становился “государевым богомольем”, а почитание Сергия Радонежского самим великим князем свидетельствовало о государственном признании культа святого. С середины ХV в. Русская Церковь становится практически независимой. В 1453 году центр православного мира – Константинополь – был захвачен турками-османами, и великая Византийская империя перестала существовать. Формальную независимость от Константинопольского патриарха Русская церковь получила значительно позже падения Византийской империи (лишь в конце ХVI века). Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|