|
Светский характер русской культуры ХVIII векаАвторитет сакральной культуры (религиозной, обрядовой, духовной) был разрушен, устранен вместе со всем, что показалось враждебным новой, «европеизированной» цивилизации. Но «свято место пусто не бывает». Высший авторитет, отнятый у Церкви, был передан словесному искусству и, в первую очередь, поэзии. Внешне это выражалось в том, что Церковь пополняла свои ряды в значительной степени из недворянского духовного сословия. Недворянство господствовало также в изобразительном, театральном искусстве, науке. Иллюстрацией данного факта может служить высказывание госпожи Простаковой (Д.И Фонвизин «Недоросль») о том, что «география – недворянская наука». Монополией дворянства осталась литература. Это придало литературному жанру совершенно особый социокультурный характер. Новаторство Г.Р. Державина (1743-1816) во многом отражало тенденции противоречивой, переломной эпохи. Наблюдалась связь противоположных полюсов: переход оды в сатиру, сатиры в оду, интимной лирики в философскую поэзию, что повлияло на создание так называемого «среднего стиля», ставшего основой поэзии Н.М. Карамзина (1766-1826). В контексте формирования светской культуры нового, «европеизированного» государства российского эпохи петровских преобразований следует упомянуть о психологии служилого дворянства, которая стала фундаментом самосознания высокого сословия ХVIII столетия. Именно через службу дворянин сознавал себя частью государственной системы. Петр I всячески стимулировал это чувство – и личным примером, и рядом законодательных актов. Вершиной их явилась Табель о рангах, вырабатывавшаяся в течение ряда лет при постоянном и активном участии Петра и опубликованная в январе 1722 года. Табель о рангах делила все виды службы на воинскую, статскую и придворную. Воинская служба занимала привилегированное положение. Это выражалось, в частности, в том, что все 14 классов в воинской службе давали право наследного дворянства. Понятно, что мундир в обществе пользовался большим авторитетом. Во-первых, это было обусловлено общим характером власти: русские императоры были военными и получали военное воспитание и образование. Во-вторых, «культ мундира» в дворянской бытовой культуре, особенно в глазах прекрасного пола был связан с особой эстетикой: расшитый, сверкающий золотом или серебром гусарский, Человек, не имеющий чина, должен был подписываться «недоросль такой-то». Известный приятель А.С. Пушкина князь Голицын – редчайший пример дворянина, который никогда не служил, - до старости указывал в официальных бумагах: «Недоросль». Кроме иерархии чинов, существовали и другие системы – например, системы орденов. Система орденов, возникнув при Петре I, вытеснила существовавшие ранее типы царских наград. Создалась орденская иерархия, имевшая и наглядное выражение: так, например, звезда Ордена Святого Андрея Первозванного носилась выше звезды Владимирского ордена, так как Андреевский оставался высшим орденом Российской Империи. Сам Петр I рядом с Табелью о рангах породил принцип фаворитизма, хотя при Петре этот принцип не имел еще такого «злокачественного» характера. Когда же в России началось «женское правление», фаворитизм стал своеобразным государственным институтом. При Екатерине II некоторые из ее фаворитов, например, Григорий Потемкин, были серьезными государственными деятелями, а некоторые – просто развратными молодыми людьми. Одни из фаворитов были «скромными», то есть довольствовались миллионными подарками и десятками тысяч крестьянских душ, - такие, как Дмитриев-Мамонов и Завадовский. Другие претендовали на государственные роли. Таков был Платон Зубов – человек безнравственный и неумный. Но, что печально, - воровали все, о чем свидетельствуют многочисленные факты из документов русской истории. Надо сказать, что дворянская женщина ХVIII-начала ХIХ века соединяла в себе два типа воспитания и два психологических типа. Воспитанная крепостной нянькой, девушка усваивала определенные нормы выражения чувств и поведения, которым были свойственны скромность и сдержанность, в которой А.С. Пушкин усматривал не только народность, но и проявление самых высоких черт дворянской культуры. Так, например, Татьяна Ларина, как бы ни была «изумлена, потрясена», сохраняла «тот же тон, был так же тих ее поклон». Именно эта норма поведения позволила декабристам в Сибири органично вписаться в народную среду. Однако в ином культурном контексте те же самые дворянки могли падать в обмороки или же заливаться слезами. Такое поведение воспринималось как «образованное» - так вели себя европейские дамы, причем экзальтация эта была искренней, хотя иногда, конечно, и содержала элементы наигранности. Говоря о развитии образования и науки в России эпохи Просвещения следует особо выделить в отечественной культуре личность и гений Михаила Васильевича Ломоносова, достижения которого уникальны. М.В. Ломоносов как символ развития отечественной науки Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – великое достояние русской национальной культуры, науки и просвещения, великий «муж, вышедший из среды народной», как сказал о нем А. Н. Радищев. Наследие выдающегося ученого и мыслителя не утратило своей актуальности и для современного российского общества. Прежде всего следует отметить, что направление естественно-научных работ Ломоносова было непосредственно связано с его патриотизмом, с прогрессивностью его общественно - политических взглядов. Это, в свою очередь, нашло выражение и в сфере гуманитарных трудов М. В. Ломоносова, его литературном творчестве, основанном на любви к родной речи. Работы Ломоносова в области исследования русского языка, художественной литературы, истории составляют органическую часть его многогранной и столь же целостной деятельности. Эта многогранность была отмечена А. С. Пушкиным, который писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью всей его души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».
Правомерно предположить, что восторженные похвалы и оды в адрес царствующих особ, были своего рода некой программой, обоснованным ожиданием того, что высоте социального статуса правителя должна соответствовать высота его благочестия и ответственности. Широко распространенная в ХVIII веке теория «просвещенного абсолютизма», безусловно, во многом определила мировоззрение Ломоносова, поэтому неудивительно, что великий ученый-реформатор связывал позитивные преобразования в России с деятельностью мудрого и просвещенного государя. В социально-политических взглядах Ломоносова нашла определенное отражение исконная вера русского народа в «доброго царя, свойственная широким массам крестьянства», усиливающая пафосность и вычурность хвалебной риторики поэта. Но как личность не только просвещенная, но и глубоко духовная, Ломоносов понимал ненадежность и зыбкость земной власти, о чем недвусмысленно предостерегал в одном из своих ранних поэтических произведений:
Ученый выразил в своей жизни три основных национальных чувства: «святую веру, преданность престолу и чувство русского могущества». Выдающийся ученый, признававший феномен Божественного творения мира, призывал деятелей науки не смешивать, а точнее – не подменять духовные понятия упрощенными и неправомерными материалистическими интерпретациями. Одновременно с этим Ломоносов считал так же недопустимым и вмешательство некоторых церковных представителей в сферу научных исследований, обоснованно выступая за принципиальное разграничение подходов к анализу естественнонаучных фактов и теологических концепций. Он одинаково критично относился и к тем религиозным учителям, кто «думает, что по псалтири научиться можно астрономии или химии», и к тем ученым, кто с помощью высшей математики пытается «определять год, день и его самые мелкие части для мгновения первого творения». Ломоносову претило всякое невежество, суеверие и восхищало стремление к научному познанию выдающихся европейских ученых - Николая Коперника, Кеплера, Ньютона, Декарта и других «великих мужей науки», которые, как известно, были и видными христианскими богословами своей эпохи. Красноречивой иллюстрацией отражения синергии духовного и материального миров в поэтическом произведении М. В. Ломоносова «Размышление о Божьем величии» могут служить строки:
Открылась бездна, звезд полна;
Гражданская позиция Ломоносова - ученого, патриота и христианина, воспринявшего лучшие качества русской духовной традиции наряду европейской культурой и интеллектуальностью, была максимально сосредоточена на служении своему народу во всех сферах науки и производства. Так, осуществляя свои разработки по метеорологии, он стремился сделать более безопасным труд мореплавателей, помочь крестьянам получить более высокие урожаи и сохранить их; исследуя атмосферное электричество, Ломоносов пытался спасти «здравие человеческое от оных смертоносных ударов», города и села России от пожаров. В электрической искре он видел «великую надежду к благополучию человеческому» и мечтал об использовании электричества в земледелии и медицине. ![]() ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|